Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:
1. Одобрить деятельность и перспективы развития Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств, представленные в докладе (прилагается), подготовленном Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств совместно с Исполнительным комитетом СНГ и рассмотренном Комиссией по экономическим вопросам.
2. Совету руководителей статистических служб государств - участников Содружества Независимых Государств, Межгосударственному статистическому комитету Содружества Независимых Государств совместно с национальными статистическими службами государств Содружества обратить особое внимание на решение следующих задач:
усиление информационно-аналитических функций статистики, выработка прогнозных оценок отдельных важнейших макроэкономических показателей;
дальнейшее содействие реформированию государственной статистики в государствах Содружества применительно к осуществляемым социально-экономическим преобразованиям и общепринятой в международной практике системе учета и статистики, включая Специальные стандарты распространения данных Международного валютного фонда;
обеспечение координации деятельности статистических органов государств - участников СНГ с национальными министерствами и ведомствами, ответственными за отдельные блоки экономической и социальной статистики, а также с национальными банками в целях получения более полной статистической информации по Содружеству в целом.
За Азербайджанскую Республику |
За Республику Молдова |
Доклад
Исполнительного комитета Межгосударственного статистического комитета СНГ
"О деятельности и перспективах развития Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств"
1. Основополагающие нормативные правовые документы Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств
30 декабря 1991 года главы правительств Содружества признали целесообразным "создать статистический комитет, координирующий деятельность статистических служб Содружества".
По их поручению руководители национальных статистических служб государств Содружества 6 февраля 1992 года подписали Соглашение о статистической службе Содружества Независимых Государств, являющееся основой правовой деятельности Статкомитета СНГ. В соответствии с Соглашением был образован Совет руководителей статистических служб государств - членов Содружества и создан Статистический комитет Содружества Независимых Государств.
Совет руководителей статистических служб государств - членов СНГ (далее - Совет) является высшим статистическим органом Содружества, обсуждающим важнейшие вопросы развития статистики государств Содружества и принимающим решения об основных направлениях сотрудничества в этой области, утверждающим программы работ Статкомитета СНГ и отчеты о его деятельности. В состав Совета входят по должности руководители национальных статистических служб государств Содружества и руководитель Статкомитета СНГ. Заседания Совета проводятся, как правило, два раза в год (всего за 13 лет проведено 29 заседаний Совета, на которых рассмотрено свыше 170 вопросов организационного, методологического и правового характера). В рабочем порядке члены Совета встречаются и обсуждают общие вопросы статистики значительно чаще.
Статистический комитет СНГ в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 10 февраля 1995 года официально получил статус межгосударственного органа, действующего в рамках Содружества, и решением этого же Совета от 26 мая 1995 года переименован в Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (далее - Статкомитет СНГ). Статкомитет СНГ является исполнительным органом Совета руководителей статистических служб, действующим в целях координации деятельности национальных статистических служб, содействия организации информационного обмена, анализа социально-экономического развития государств и выработки общих рекомендаций в области статистики.
Соглашением о статистической службе Содружества Независимых Государств было определено, что основными функциями Статкомитета СНГ следует считать:
- разработку и осуществление на основе взаимных консультаций единой статистической методологии;
- обеспечение национальных статистических служб государств - участников СНГ методологическими материалами и инструментарием, организацию обучения кадров, проведение семинаров и других мероприятий, связанных с переводом статистики на международные правила и стандарты;
- обеспечение сопоставимости и преемственности статистических разработок;
- формирование сводных статистических данных, необходимых для взаимодействия государств - участников СНГ в политической, социально-экономической, внешнеэкономической деятельности;
- публикацию систематизированных статистических данных по международной статистике и международным сопоставлениям, обеспечение этими данными государств - участников СНГ;
- осуществление взаимодействия с координирующими органами Содружества, обеспечение их необходимой экономико-статистической информацией.
В утвержденном 12 апреля 1996 года Советом глав правительств СНГ Положении о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств определено, что основными направлениями его деятельности являются:
- содействие реформированию государственной статистики в государствах - участниках Содружества применительно к осуществляемым социально-экономическим преобразованиям и общепринятой в международной практике системе учета и статистики;
- координация статистической деятельности и выработка рекомендаций по согласованной статистической методологии;
- многосторонний обмен статистической информацией и развитие общего информационно-статистического пространства в рамках Содружества.
Для организации статистики в Содружестве большую роль сыграло своевременное принятие рекомендательного законодательного акта "О государственной статистике", который был подготовлен Статкомитетом СНГ, обсужден на Межпарламентской Ассамблее СНГ 29 октября 1994 года и рекомендован ею парламентам государств Содружества для разработки на его основе национальных законов. Данный законодательный акт определяет основные принципы и порядок организации государственной статистики, регулирует правовые отношения, связанные со сбором, обобщением, распространением и хранением статистической информации.
За 1992 - 2004 годы Статкомитетом СНГ был разработан и утвержден соответствующими органами Содружества (Советом глав государств, Советом глав правительств, Межпарламентской Ассамблеей, Советом руководителей статистических служб государств - участников СНГ) пакет основополагающих нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность Статкомитета СНГ и его взаимодействие с национальными статистическими службами и другими органами (приложение).
2. Основные итоги работы Статкомитета СНГ
2.1. Создание единой методологической базы статистики, основанной на международных стандартах
Одной из наиболее важных и срочных задач, поставленных перед Статкомитетом СНГ с самого начала его деятельности, было активное содействие государствам - участникам Содружества в реформировании существовавшей ранее статистики в новую статистику, основанную на международных статистических стандартах и отвечающую условиям рыночной экономики. Необходимость этого определялась переходом государств на рыночную экономику, и одним из условий этого был переход статистики на международную методологию, которая базируется на Системе национальных счетов (СНС).
В целях определения круга статистических показателей, для которых в первую очередь должна была разрабатываться основанная на новых стандартах единая методология их исчисления, был разработан и согласован минимальный перечень показателей. Из него был отобран и рекомендован Советом руководителей статистических служб государств - участников СНГ Перечень показателей для межгосударственного обмена статистической информацией в рамках Содружества.
Для обеспечения сопоставимости информации по каждому показателю была разработана общая для всех государств Содружества методология его исчисления. Одновременно вырабатывались рекомендации по поиску альтернативных источников информации, новых методов наблюдения и направлений анализа. Разрабатывались модельные схемы анализа социально-экономических процессов в государствах СНГ.
Основным инструментом макроэкономического анализа и расчетов для экономики в целом в условиях рыночной экономики является Система национальных счетов, одобренная Статистической комиссией ООН в 1993 году. Статкомитетом СНГ на основе СНС-93 года был разработан комплекс методологических рекомендаций, адаптированных к условиям организации экономики и статистики государств Содружества.
К настоящему времени все государства - участники СНГ проделали большую работу по внедрению в регулярную практику Системы национальных счетов.
Повышенное внимание при создании новой методологии уделялось статистике внешнеэкономической деятельности, инвестиций, финансов и цен, малого предпринимательства, оценке показателей ненаблюдаемой экономики, занятости и безработицы, переписи населения и условий его жизни, гармонизации национальных классификаций с международными аналогами и др.
За 1992 - 2004 годы по каждой отрасли статистики был подготовлен комплекс методологических работ, например по:
макроэкономике - по составлению основных счетов СНС, оценке валового внутреннего продукта (ВВП) в текущих и постоянных ценах; квартальным расчетам ВВП, составлению межотраслевых балансов, расчетам валового регионального продукта, составлению финансового счета, расчетам показателей баланса активов и пассивов, элементов национального богатства;
финансам - по статистике финансов предприятий, схеме перехода от действующих классификаций доходов и расходов государственного бюджета к международным бюджетным классификациям, применению новых международных стандартов в статистике государственных финансов и денежно-кредитной статистике;
внешнеэкономической деятельности - по учету деятельности транснациональных объединений в государствах Содружества и отчетности совместных предприятий, по исчислению индексов цен внешней торговли, иностранному туризму, статистическому изучению внешнеэкономических услуг;
реальному сектору экономики - по организации сбора информации о произведенной продукции в государствах Содружества, по сельскому хозяйству, торговле, строительству, транспорту, связи;
труду - по выборочным обследованиям рабочей силы, изучению затрат на нее, заработной плате по отдельным профессиям и должностям, изучению состояний условий и охраны труда, учету наемного персонала и численности работающих по найму;
населению и условиям его жизни - по переписи населения, миграции, здравоохранению, жилищным условиям, инвалидности, модельному набору социальных индикаторов уровня жизни населения, модельному набору продовольственной корзины;
экологии - по статистическому наблюдению за состоянием окружающей среды, расчету выбросов вредных веществ, по комплексному статистическому анализу экологических проблем.
Статкомитет СНГ разработал модельные классификации видов экономической деятельности и продукции (товаров и услуг), классификации функций органов государственного управления, классификации индивидуального потребления по целям и др. На их базе разрабатывались национальные системы классификаций.
Все подготовленные методологические материалы проходят соответствующую экспертизу, обсуждаются на ученом совете при Статкомитете СНГ, а наиболее важные из них рассматриваются на Совете руководителей статистических служб государств - участников СНГ.
Для внедрения унифицированной методологии национальным статистическим службам оказывается методологическая и консультативная помощь в различных формах.
Некоторые итоги работ Статкомитета СНГ в 1992 - 2004 годах по созданию статистической методологии характеризуются следующими данными:
подготовлено документов (рекомендаций, инструкций и 487;
т.п.) по вопросам методологии статистики
проведено семинаров, совещаний, рабочих групп по 53
вопросам методологии
в них приняло участие (человек) 2492;
проведено консультаций для специалистов статистических 734;
служб государств - участников СНГ в Статкомитете СНГ
командировано в государства - участники СНГ для 290.
оказания помощи (человек)
В то же время остается актуальным достижение полной сопоставимости данных по отдельным показателям.
Достижению полной сопоставимости данных мешает асинхронность перехода государств Содружества на международные статистические стандарты. Например, переход на гармонизированные с международными аналогами системы статистических классификаций осуществлялся различными государствами в различные годы. В первую очередь это касается классификации видов экономической деятельности вместо Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), статистической классификации продукции (товаров и услуг) вместо Общесоюзного классификатора продукции (ОКП). Не все государства - участники СНГ применяют новую версию товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД СНГ), что нарушает сопоставимость данных. В ряде государств допускаются отклонения от рекомендаций Статкомитета СНГ по методологии исчисления показателей номинальной заработной платы.
Ряд национальных статистических служб испытывают финансовые трудности, в связи с чем они вынуждены отказываться от проведения некоторых статистических работ (например, от разработки топливно-энергетического баланса, обследований малого бизнеса и др.).
Унификации статистического изучения явлений препятствуют расхождения в нормативных правовых актах (по пенсионному обеспечению, малому предпринимательству, формам собственности, организационно-правовым формам хозяйствования и др.).
Недостаточна степень координации работы национальных статистических служб с другими национальными ведомствами, ответственными за отдельные блоки экономической и социальной статистики.
Участвуют в методологической работе, получают по межгосударственному обмену все издаваемые Статкомитетом СНГ материалы, но не представляют статистические данные национальные статистические службы Туркменистана и Узбекистана.
2.2. Межгосударственный обмен статистической информацией
Созданная единая методологическая база статистики СНГ позволила организовать межгосударственный обмен сопоставимой статистической информацией.
Организация такого обмена основана на информационных ресурсах Статкомитета СНГ, исходной информацией для создания которых служат официальные статистические данные, получаемые им от национальных статистических служб в соответствии с согласованным с государствами и официально утверждаемым Советом руководителей статистических служб государств - участников СНГ Перечнем показателей для межгосударственного обмена статистической информацией. Этот перечень, включающий только сопоставимые показатели по государству, актуализировался трижды: в 1995, 2002, 2004 годах и в настоящее время содержит 743 показателя, сгруппированных в 25 вопросников, по которым представляются данные.
Получаемая по электронной почте исходная информация проверяется, обрабатывается и используется для актуализации динамических рядов на рабочих местах статистиков и общей базы статистических данных, включающей динамические ряды данных с 1992 года. К этой базе обеспечен круглосуточный доступ для широкого круга пользователей статистической информации из государственных органов управления государств Содружества, межгосударственных и межправительственных органов, научно-исследовательских организаций и средств массовой информации.
С 1996 года действует созданный в Интернете сайт, на котором также размещены база популярных данных и общая информация о Содружестве и его органах.
На основе информационных ресурсов Статкомитета СНГ осуществляется подготовка рабочих таблиц и материалов для дальнейшей работы, результаты которой распространяются многочисленным потребителям продукции Статкомитета СНГ, завершая цикл межгосударственного обмена статистической информацией.
Ниже приведены некоторые показатели межгосударственного обмена статистической информацией:
Ежемесячный обмен информацией с государствами -
участниками СНГ по электронной почте и через сеть
Интернет (число показателей в перечне обмена) 743
Ведение базы данных "Статистика СНГ"
в сети Интернет на веб-сайте Статкомитета СНГ:
- объем базы данных (таблиц) 7000
- число абонентов 42
Ведение сайта в сети Интернет:
- объем страницы, мегабайт 170
- число посещений 85000
2.3. Экономический анализ
Одна из важнейших функций Статкомитета СНГ - экономический анализ состояния экономики и социальной сферы государств, подготовка соответствующих аналитических материалов (докладов, аналитических обзоров и записок) и систематическое информирование руководителей государств Содружества, их экономических служб, межгосударственных структур СНГ о происходящих явлениях и процессах, основных пропорциях и тенденциях.
Статкомитет СНГ осуществляет эту работу на основе имеющейся информации в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой работ, в которой предусмотрен специальный раздел экономической работы.
Ежемесячно Статкомитет СНГ докладывает руководителям государств об итогах развития экономики государств Содружества за отчетный месяц и период с начала года, а в начале года - за прошедший год.
Содержание аналитической работы Статкомитета СНГ можно проиллюстрировать на примере 2004 года, в котором особое внимание было уделено работам, предусмотренным решениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ.
В соответствии с Планом реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003 - 2010 годах (утвержден Решением Совета глав государств СНГ от 20 июня 2000 года) и Программой действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 19 сентября 2003 года) Статкомитет СНГ совместно с Исполкомом СНГ:
- продолжил работу по проведению прогнозных оценок производства отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции на 2004 год. Материалы использовались для подготовки доклада "Прогноз производства, потребления, ввоза и вывоза важнейших видов продукции государств - участников СНГ в условиях зоны свободной торговли";
- подготовил доклад "О состоянии зоны свободной торговли в Содружестве Независимых Государств";
- выполнил работу по теме "Анализ износа основных фондов важнейших отраслей экономики государств - участников Содружества".
Результаты аналитической работы приводятся в выходящем два раза в месяц статистическом бюллетене "Статистика СНГ".
В 2004 году в бюллетене было опубликовано 57 аналитических записок, в том числе важнейшие из них:
Основные тенденции в производстве и использовании валового внутреннего продукта в странах Содружества,
О развитии рынка ценных бумаг в странах СНГ в 2001 - 2003 годах,
О производстве машиностроительной продукции в странах Содружества,
О развитии связи в странах Содружества,
Положение на потребительском рынке платных услуг населению в странах Содружества,
Деятельность предприятий с иностранными инвестициями, расположенных на территории ряда стран Содружества в 2002 - 2003 годах,
Взаимная торговля стран Содружества в 2003 году,
Рынок труда в странах Содружества,
Материальные условия жизни населения в странах Содружества,
О научно-исследовательской деятельности и кадрах науки в странах Содружества,
О демографической ситуации в странах Содружества,
Жилищный фонд и жилищные условия населения в странах Содружества,
Затраты на содержание рабочей силы, номинальная и реальная заработная плата в странах Содружества,
Пенсионное обеспечение в странах Содружества,
Состояние преступности в странах Содружества.
За время существования Статкомитета СНГ им подготовлено и представлено руководящим и экономическим органам государств более 840 докладов, записок и других аналитических материалов по проблемам социально-экономического развития государств Содружества, более 560 текущих экспресс-докладов и экспресс-информаций.
2.4. Информационно-издательская деятельность
На базе имеющихся информационных ресурсов Статкомитет СНГ за 1992 - 2004 годы опубликовал в основном на собственной полиграфической базе различные статистические материалы: статистические сборники и справочники, брошюры, экспресс-доклады, статистические бюллетени, пресс-релизы, выпустил компакт-диски.
Из выпущенных статистических сборников и справочников особо выделяются: ежегодник "Содружество Независимых Государств" и издаваемый в феврале сборник предварительных итогов предшествующего года, справочники "Национальные счета стран Содружества Независимых Государств" и "Основные макроэкономические показатели стран Содружества Независимых Государств", сборники по инвестициям, финансам и ценам, внешней торговле, о населении и условиях жизни, детях, рынке труда, краткий статистический справочник "Содружество Независимых Государств" карманного формата и многие другие. Большинство изданий выпускается на русском и английском языках. Ежегодник начал дублироваться по заказам на компакт-диске. С 1996 года издается и уже выдержал 9 выпусков компакт-диск "Официальная статистика стран Содружества Независимых Государств".
К заседаниям межгосударственных органов СНГ было издано 77 специальных сборников и статистических материалов.
Число всех изданий Статкомитета СНГ за время его существования превысило 1,7 тысяч, а их суммарный тираж более 100 тысяч экземпляров. По отдельным видам публикаций информационно-издательская деятельность Статкомитета СНГ характеризуется следующими данными:
- доклады, записки и другие аналитические
материалы (наименований) 842;
- текущие экспресс-доклады и экспресс-информации 561;
- пресс-релизы 369;
- статистические сборники и ежегодники (изданий) 129;
- статистические бюллетени (номеров) 351;
- компакт-диски с данными о государствах -
участниках СНГ (экземпляров) 4100.
2.5. Взаимодействие с международными организациями
Перевод статистики государств Содружества на международные методологию и стандарты, отвечающие условиям рыночной экономики, требует систематического сотрудничества с международными организациями, ответственными за их разработку и совершенствование в мире (ООН, Евростатом ЕС, ОЭСР, МВФ, Всемирным банком и др.). Международная деятельность Статкомитета СНГ была необходима и для помощи национальным статистическим службам государств - участников СНГ в налаживании их зарубежных связей с организациями и статистическими службами зарубежных стран с большим опытом в этой работе. Активное сотрудничество Статкомитета СНГ с международными статистическими организациями существенно способствовало переходу государств - участников СНГ на международные стандарты, получению технической помощи от них и стран-доноров в реализации таких статистических проектов, как переписи населения, жилищного фонда, сельского хозяйства и др.
В рамках этого сотрудничества Статкомитет СНГ участвовал совместно с международными организациями в осуществляемых ими проектах по различным отраслям статистики, в разработке международных методологических стандартов и рекомендаций по их использованию в практической деятельности статистических служб.
Учитывая, что основные решения по разрабатываемым методологическим материалам, как правило, принимаются на совещаниях и конференциях статистических органов системы ООН и других международных организаций, важное значение имело участие в них Статкомитета СНГ, который аккредитован официальным наблюдателем в Статистической комиссии ООН, Конференции европейских статистиков ЕЭК ООН и ее Бюро, Подкомитете по статистике ЭСКАТО ООН и является членом Комитета ООН по координации статистической деятельности.
В период с 1992 по 2004 год Статкомитет СНГ совместно с Росстатом осуществлял работы по международному сопоставлению ВВП и паритетов покупательной способности валют, организуемые и финансируемые Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирным банком. Всего в этих сопоставлениях принимают участие 160 стран.
Ниже приведены некоторые итоги международного статистического сотрудничества в 1992 - 2004 годах.
Участие в мероприятиях (сессии, конференции, семинары, 138
рабочие заседания) статистических и экономических органов
системы ООН, других международных организаций и
национальных статистических служб (число мероприятий)
Принято иностранных делегаций в Статкомитете СНГ 388
3. Перспективы развития Статкомитета СНГ
Основные направления деятельности Статкомитета СНГ, определенные Положением о Статкомитете СНГ и предусматривающие "содействие реформированию государственной статистики в государствах - участниках Содружества применительно к осуществляемым социально-экономическим преобразованиям и общепринятой в международной практике системе учета и статистики", остаются актуальными и на перспективу.
1. Совет руководителей статистических служб государств - участников СНГ одобрил на 29-ом заседании (23 - 26 ноября 2004 года) Программу работ Статкомитета СНГ на 2005 - 2007 годы. В соответствии с этой Программой остаются высокоприоритетными работы, предусмотренные Планом реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003 - 2010 годах, утвержденным Решением Совета глав государств Содружества от 19 сентября 2003 года:
- подготовка аналитического материала к ежегодному докладу "Прогноз производства, потребления, ввоза и вывоза важнейших видов продукций государств - участников СНГ в условиях зоны свободной торговли" (совместно с Исполнительным комитетом СНГ) с расширением номенклатуры прогнозируемой продукции;
- разработка методологических подходов к определению криминальной (незаконной) деятельности на основе концепции Системы национальных счетов;
- подготовка предложений по включению в Перечень показателей для межгосударственного обмена информацией показателей, характеризующих долю криминальной и теневой экономики;
- анализ развития торгово-экономических отношений региональных экономических объединений государств - участников СНГ.
2. Предусматривается существенное усиление информационно-аналитических функций Статкомитета СНГ для создания основы при принятии высшими органами СНГ решений по вопросам углубления экономической интеграции, формирования зоны свободной торговли. Намечено предоставление ожидаемых оценок по более широкому перечню показателей, характеризующих развитие социально-экономического положения государств и интеграционных процессов Содружества для осуществления в последующем прогнозных расчетов.
3. Одной из задач статистики Содружества является участие в осуществлении прогнозных расчетов, позволяющих дать обоснованное описание возможного состояния экономической интеграции в рамках Содружества в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения этого состояния.
4. Приоритетными остаются работы, связанные с развитием и совершенствованием методологии статистики:
4.1. В связи с участием Статкомитета СНГ в работах, проводимых ООН по обновлению и уточнению СНС 1993 года, которые предполагается завершить в 2008 году, будут подготовлены предложения по совершенствованию СНС, уточнению ее русскоязычной терминологии и доведению материалов ООН до национальных статистических служб.
Деятельность Статкомитета СНГ по внедрению СНС в практику расчетов на ближайшие годы предусматривает:
- освоение новых для государств - участников СНГ областей СНС: методологические подходы к определению криминальной (незаконной) деятельности, учет природных ресурсов в соответствии с принципами СНС, построение сателлитных счетов на основе концепций СНС;
- совершенствование методологии расчетов основных счетов и показателей СНС, уже внедренных в статистическую практику государств - участников СНГ, главным образом путем анализа этих расчетов, изучения и совершенствования информационной базы, заполнения имеющихся в ней пробелов, предложений альтернативных методов оценки с учетом международного опыта.
4.2. В связи с участием государств Содружества в Программе международных сопоставлений ООН Статкомитету СНГ предстоит собрать соответствующие данные от национальных статистических служб, совместно с Росстатом осуществить расчеты, проанализировать их, подготовить итоговые доклады и представить их соответственно в 2006 году (по данным за 2004 год) и в 2007 году (по данным за 2005 год).
4.3. Для выработки мер по активизации политики на рынке труда, в том числе привлечения иностранной рабочей силы и участие своих граждан в экономике других государств, будет продолжена работа по созданию эффективной системы учета трудовой миграции в государствах Содружества.
4.4. Комплекс методологических работ, направленный на статистическое изучение процессов в реальном секторе экономики государств Содружества, предусматривает:
- разработку модельного вопросника для государств - участников СНГ в связи с проведением всемирной сельскохозяйственной переписи в 2010 году с учетом рекомендаций ФАО ООН;
- разработку рекомендаций, направленных на совершенствование механизмов сбора и обработки статистической информации, характеризующих лизинговую деятельность в государствах Содружества, в том числе рекомендаций по организации выборочных обследований, использованию регистров субъектов лизингового бизнеса;
- участие в работе, проводимой Региональным содружеством в области связи, по унификации форм статистической отчетности в связи с отсутствием в государствах Содружества единых стандартов учета деятельности предприятий, предоставляющих услуги мобильной связи, Интернет и других новых услуг в области телекоммуникаций и информатизации;
- совершенствование методологии по статистическому наблюдению за розничным товарооборотом, в том числе разработку методологических принципов по организации статистического наблюдения за деятельностью индивидуальных предпринимателей, реорганизации обследования торговли на рынках, совершенствование методики определения объемов скрытой деятельности.
4.5. В целях изучения социально-демографических процессов в ближайшей перспективе необходимо осуществить:
- подготовку предложений и рекомендаций по программно-методологическим вопросам проведения переписей населения раунда 2010 года;
- разработку модельной минимальной потребительской корзины и модельного набора непродовольственных товаров и услуг для совершенствования сравнительной оценки уровня жизни населения в государствах - участниках СНГ;
- расширение межгосударственного информационного обмена по вопросам образования и культуры, являющегося одним из важных направлений формирования единого образовательного пространства, сохранения исторически сложившейся духовной общности народов и возможностей для формирования культуры межнационального общения.
5. Будет продолжена и актуализирована аналитическая работа Стат-комитета СНГ, обеспечивающая количественную характеристику происходящих в экономиках государств Содружества явлений и процессов, выявление пропорций, тенденций и закономерностей экономического развития государств - участников Содружества при постоянном повышении сопоставимости данных по всему кругу показателей, предусмотренных уточненным Перечнем показателей.
6. Развитие сотрудничества с международными организациями и статистическими службами государств, ответственными за разработку и совершенствование методологии статистики, является и в дальнейшем непременным условием перевода статистики государств Содружества на международные правила и стандарты. Важным аспектом этой деятельности остается, в частности, осуществление программ международных сопоставлений, совершенствование статистики системы национальных счетов версии 1993 года, методов оценки "ненаблюдаемой экономики", проведение новых раундов переписей населения и сельскохозяйственных переписей в 2010 году, согласование и гармонизация систем классификаций и номенклатур с международными аналогами и др.
7. Предоставление сводной информации по государствам Содружества, региональным и зарубежным пользователям в соответствии со Специальным стандартом распространения данных (ССРД) Международного валютного фонда. ССРД служит руководством по публикации экономических и финансовых данных для государств - членов МВФ, имеющих или стремящихся получить доступ на международные рынки капитала.
8. Развитие информационного обмена с такими экономическими ведомствами государств Содружества, как налоговые инспекции, министерства финансов, центральные банки, что позволит обеспечить пользователей более полной информацией и снизить нагрузку на статистические службы.
Указанные основные направления деятельности Статкомитета СНГ определялись с учетом возможности их реализации при предполагаемой оптимизации структуры организации в условиях сохранения существующей численности специалистов.
Приложение
Перечень
действующих нормативных правовых документов Статкомитета СНГ
Протокол совещания глав правительств независимых государств о создании статистического комитета СНГ от 30 декабря 1991 года.
Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 года (подписано главами правительств Содружества Независимых Государств).
Соглашение об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности от 24 сентября 1993 года (подписано главами правительств Содружества Независимых Государств).
Соглашение об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений от 24 сентября 1993 года (подписано главами правительств Содружества Независимых Государств).
Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Статистическом комитете Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 года.
Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о переименовании Статистического комитета Содружества Независимых Государств от 26 мая 1995 года.
Положение о Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств, утвержденное Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 12 апреля 1996 года.
Соглашение о статистической службе Содружества Независимых Государств, подписанное руководителями статистических служб государств Содружества 6 февраля 1992 года.
Соглашение между Межгосударственным статистическим комитетом Содружества Независимых Государств и Правительством Российской Федерации об условиях пребывания Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации от 26 февраля 1996 года.
Минимум статистических показателей стран - членов Содружества Независимых Государств, утвержденный Постановлением Совета руководителей статистических служб государств - участников Содружества Независимых Государств N 21 от 10 декабря 1992 года.
Положение об Ученом Совете при Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств, утвержденное Решением Совета руководителей статистических служб государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 мая 1996 года (протокол N 1).
Порядок сбора информации для общей статистической базы Содружества Независимых Государств, утвержденный Решением Совета руководителей статистических государств - участников Содружества Независимых Государств от 10 апреля 2001 года (протокол N 11).
Регламент работы Совета руководителей статистических государств - участников Содружества Независимых Государств, одобренный Решением Совета от 15 декабря 2003 года (протокол N 17).
Порядок распространения официальной статистической информации Содружества Независимых Государств, утвержденный Решением Совета руководителей статистических служб государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 декабря 2003 года (протокол N 17).
Перечень показателей для межгосударственного обмена статистической информацией, утвержденный Решением Совета руководителей статистических служб государств - участников Содружества Независимых Государств от 23 - 26 ноября 2004 года (протокол N 19).
Рекомендательный законодательный акт "О государственной статистике", утвержденный постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 29 октября 1994 года.
Оговорка
Украины по пункту 6 повестки дня заседания Экономического совета СНГ
"О деятельности и перспективах развития Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств
23 мая 2005 года"
"Подписание Украиной данного решения не влечет за собой признания международной правосубъектности СНГ и созданных в его рамках органов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического совета СНГ от 23 мая 2005 г. "О деятельности и перспективах развития Межгосударственного статистического комитета Содружества Независимых Государств"
Текст Решения официально опубликован не был