2. Одобрительно отнестись к международной деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, имея в виду признание его Международной организацией по стандартизации в качестве Региональной организации по стандартизации для региона, охватывающего Содружество Независимых Государств.
3. Рекомендовать Межгосударственному совету по стандартизации, метрологии и сертификации:
- разработать приоритетные направления межгосударственной стандартизации на 2006 - 2010 годы, уделив первоочередное внимание вопросам создания нормативной правовой базы для гармонизации национальных технических регламентов государств - участников СНГ и межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами;
- подготовить соответствующие предложения по внесению изменений и дополнений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и Протокол к нему от 20 июня 2000 года.
4. Считать необходимой дальнейшую гармонизацию принципов и методов технического регулирования в рамках СНГ, ЕврАзЭС и создаваемого ЕЭП.
5. Просить правительства государств - участников СНГ принять дополнительные меры по финансовому обеспечению своевременного обновления действующего фонда межгосударственных стандартов и формирования на его основе единой доказательной базы для подтверждения соответствия продукции и услуг и защиты рынков государств - участников СНГ от некачественной и небезопасной продукции.
За Азербайджанскую Республику |
За Республику Молдова |
За Республику Армения |
За Российскую Федерацию |
За Республику Беларусь |
За Республику Таджикистан |
За Грузию |
За Туркменистан |
За Республику Казахстан |
За Республику Узбекистан |
За Кыргызскую Республику |
За Украину |
Отчет
о деятельности по реализации Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и Протокола к нему от 20 июня 2000 года
Введение
В декабре 1991 года на постсоветском пространстве на добровольной основе образовано Содружество Независимых Государств. Основной целью Содружества является создание единого экономического пространства на основе рыночных отношений.
Учитывая, что эта задача не может быть решена без комплекса единых межгосударственных стандартов, системы обеспечения единства измерений, единого порядка проведения сертификации и испытаний продукции, по предложению руководителей национальных органов стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников СНГ 13 марта 1992 года было подписано межправительственное Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Соглашение).
Это позволило национальным органам по стандартизации, метрологии и сертификации государств-участников СНГ совместно использовать и совершенствовать ранее накопленный потенциал, а также осуществлять проведение единой технической политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Государственные стандарты, действовавшие в СССР, и государственные эталоны единиц физических величин были признаны государствами - участниками Соглашения в качестве межгосударственных.
Соглашением наряду с основными принципами формирования и проведения согласованной политики по стандартизации, метрологии и сертификации было предусмотрено создание Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - МГС) - органа по формированию согласованной политики и координации работ государств - участников СНГ.
В соответствии с Соглашением представителями государств - участников СНГ в МГС являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации, которые от имени государств наделяются правом быть членом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации и полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него функций.
Время подтвердило, что принятие Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации сыграло ключевую роль в укреплении торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, в защите рынков государств - участников СНГ от некачественной и небезопасной продукции. Сегодня трудно представить, с какими дополнительными трудностями столкнулись бы государства при переходе к рыночной экономике, если бы не был сохранен и адаптирован к сложившимся условиям накопленный нормативно-технический потенциал.
1. Создание правовой и организационно-методической базы МГС
Основу правовой базы деятельности МГС составляют Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и Протокол к нему от 20 июня 2000 года, а также ряд подписанных главами правительств СНГ и заключенных национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации в рамках МГС соглашений, обеспечивающих его работу по закрепленным направлениям деятельности (приложение 1).
В целях гармонизации национальных систем стандартизации и метрологического обеспечения Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ приняты разработанные МГС модельные законы:
- "О стандартизации" (принят на 10-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ);
- "Об обеспечении единства измерений" (принят на 11-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ).
Сформированная организационная структура исполнительных и технических органов МГС обеспечивает работу по всем направлениям деятельности, находящимся в его компетенции. По основным областям постоянно работают научно-технические комиссии или рабочие группы, Совет полномочных представителей по реализации межправительственного Соглашения о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частоты от 9 октября 1992 года, а также более 260 межгосударственных технических комитетов по стандартизации (приложение 2).
Возглавляют Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации на основе принципа ротации.
Ответственный секретарь МГС назначается по предложению руководителей национальных органов.
В соответствии с Решением Совета глав государств СНГ о совершенствовании и реформировании структуры органов СНГ от 2 апреля 1999 года функции рабочего аппарата МГС переданы Исполнительному комитету СНГ.
В соответствии с Протоколом от 20 июня 2000 года для выполнения работ совета по межгосударственной стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности создано Бюро по стандартам, расположенное в г. Минске.
Председателем МГС в настоящее время является избранный на 25-м заседании МГС генеральный директор Департамента стандартизации и метрологии Республики Молдова (Молдова-Стандарт) Бабан С.С., ответственным секретарем МГС - Сонец Н.В., который одновременно возглавляет и Бюро по стандартам.
Национальными органами разработаны и приняты МГС основополагающие организационно-методические документы, устанавливающие на межгосударственном уровне требования и порядок проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению, подтверждению соответствия и аккредитации (приложение 3).
Техническая политика МГС формируется национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации государств - участников СНГ, научно-техническими комиссиями (рабочими группами) МГС и межгосударственными техническими комитетами по стандартизации.
Основными направлениями деятельности МГС являются:
- разработка нормативных документов по стандартизации (межгосударственных стандартов, правил, рекомендаций и классификаторов);
- формирование, хранение и ведение фонда межгосударственных стандартов и обеспечение государств - участников СНГ межгосударственными стандартами;
- поддержание, хранение и развитие эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин;
- осуществление деятельности межгосударственной службы времени и частоты;
- ведение информационных фондов средств измерений, стандартных образцов и стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов;
- разработка правил и процедур по взаимному признанию результатов государственных испытаний, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений;
- разработка правил и процедур взаимного признания результатов деятельности аккредитованных испытательных, поверочных, калибровочных и измерительных лабораторий (центров), органов по сертификации, сертификатов на продукцию и системы обеспечения качества;
- международное сотрудничество в области межгосударственной стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия, аккредитации и качества.
Международная организация по стандартизации (ИСО) признала Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации как Региональную организацию по стандартизации для региона, охватывающего Содружество Независимых Государств, с присвоением ей наименования на английском языке Euro-Asian Council for Standardization, Metrology and Certification (EASC), что отражает географическое название региона, на территории которого МГС осуществляет свою деятельность, и на русский язык переводится как Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации.
EASC подписаны соглашения о сотрудничестве с ИСО, Международной электротехнической комиссией (МЭК) и Европейским комитетом по стандартизации (СЕН), предусматривающие обмен информацией и нормативными документами и взаимное участие в проводимых мероприятиях.
В соответствии с подписанными соглашениями EASC имеет право бесплатно применять международные и европейские стандарты через межгосударственные, а государства - члены EASC - через национальные стандарты. Этими соглашениями была создана правовая основа для гармонизации межгосударственных и национальных стандартов как с международными, так и европейскими стандартами, независимо от членства и статуса государств - членов EASC в этих организациях.
В 1997 - 1999 годах существенная помощь была оказана EASC Комиссией Европейского союза (непосредственную работу проводил СЕН).
В соответствии с Программой для Новых Независимых Государств, финансировавшейся в рамках программы TACIS, был проведен ряд семинаров, на которых рассмотрена философия Европейской стандартизации, в том числе концепция "Нового подхода", а также вопросы метрологии и сертификации. Осуществлен перевод важнейших директив "Нового подхода" и гармонизированных с ними европейских стандартов. Создан Межгосударственный информационный центр и абонентские пункты в национальных органах по стандартизации, метрологии и сертификации 10 государств, участвовавших в программе TACIS, которые сегодня составляют техническую базу для применения современных информационных технологий и взаимодействия с международными (региональными) и зарубежными организациями по стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия (сертификации), аккредитации и качеству.
В связи с вышеизложенным считаем необходимым внести изменения и дополнения в основополагающие документы МГС в части организации международного сотрудничества, включая вопросы взаимодействия с соответствующими международными организациями.
2. Основные итоги работы МГС
С момента образования МГС проведено 26 заседаний, на которых рассмотрено свыше 900 вопросов и приняты решения, обеспечивающие согласованные действия, направленные на:
- устранение технических барьеров;
- повышение качества и безопасности продукции, производимой в государствах - участниках СНГ;
- защиту рынков от некачественной и небезопасной для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды продукции;
- обеспечение единства измерений.
В работе заседаний МГС постоянно принимают участие представители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации, Исполнительного комитета СНГ, отраслевых органов СНГ, международных организаций по стандартизации и национальных органов по стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия (сертификации) и аккредитации других государств.
За отчетный период проведено более 80 заседаний научно-технических комиссий и рабочих групп МГС, на которых подготовлены рекомендации и проекты решений по основным вопросам, реализованные на заседаниях МГС.
2.1. В области технического регулирования и стандартизации
Вхождение государств - участников СНГ в мировое экономическое пространство напрямую связано с необходимостью реформирования национальных систем технического регулирования, базирующихся в настоящее время на применении обязательных требований стандартов при разработке и производстве продукции и оказании услуг. Техническое регулирование с помощью обязательных стандартов противоречит требованиям Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО и сложившейся международной и европейской практике.
Процесс реформирования систем технического регулирования в государствах - участниках СНГ находится на разных стадиях.
Ряд государств уже разработали и приняли основополагающие законы, устанавливающие общие принципы и механизмы технического регулирования в современных условиях и приступили к их поэтапной реализации. К ним относятся Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина.
В других государствах соответствующие законы находятся на рассмотрении в парламентах или заканчивается их разработка.
В целях координации работ по созданию и развитию систем технического регулирования на межгосударственном и национальном уровнях в 2004 году создана Научно-техническая комиссия МГС по гармонизации технических регламентов государств - участников СНГ (НТК ТР).
Переход на принятую в международной практике систему технического регулирования нарушает сложившуюся в СНГ систему, основанную на обязательных требованиях межгосударственных и национальных стандартов, а также систему признания результатов испытаний, аккредитации и подтверждения соответствия (сертификации), базирующихся на их основе.
Стремясь избежать возникновения технических барьеров из-за различия в национальных технических регламентах требований к продукции, схем (модулей) подтверждения соответствия и условий допуска продукции на рынки, МГС разработал и направил в Исполком СНГ для принятия на Совете глав правительств СНГ проект соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств - участников СНГ (далее - проект Соглашения).
При разработке проекта Соглашения были учтены принципы, заложенные в Соглашении по техническим барьерам в торговле, разработанным ВТО, и опыт по техническому регулированию в Европейском союзе.
В качестве механизма гармонизации были использованы рекомендации ЕЭК ООН "Международная модель технической гармонизации на основе добросовестной практики технического регулирования по подготовке, принятию и применению технических регламентов с использованием международных стандартов".
Проект Соглашения дважды рассмотрен Комиссией по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, доработан с учетом замечаний и предложений государств - участников СНГ.
Подписание Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств - участников СНГ будет способствовать проведению государствами - участниками СНГ согласованной технической политики в области технического регулирования.
Принципы, заложенные в проекте Соглашения, позволят гармонизировать национальные технические регламенты на международном, европейском и межгосударственном уровнях за счет применения, в качестве основы, при их разработке международных, европейских, а при их отсутствии, межгосударственных стандартов, а также за счет использования межгосударственных моделей технических регламентов.
Для практической реализации проекта Соглашения Госстандартом Республики Беларусь совместно с национальными органами государств - участников СНГ подготовлена Межгосударственная программа разработки первоочередных межгосударственных моделей технических регламентов на 2004 - 2007 годы, принятая на 25-м заседании МГС в мае 2004 года.
В соответствии с проектом Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств - участников СНГ международные и межгосударственные стандарты являются основой при разработке межгосударственных моделей технических регламентов и составляют доказательную нормативную базу для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В связи с этим, как и прежде, остается актуальным вопрос гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами.
С целью существенного повышения уровня гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами Госпотребстандартом Украины с участием национальных органов государств - участников СНГ разработана и принята МГС Межгосударственная программа работ по гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами на 2004 - 2006 годы.
Программой предусматривается разработка более 1100 межгосударственных стандартов, гармонизированных с международными и европейскими стандартами и директивами "Нового подхода" Европейского союза.
Реализация программы будет способствовать установлению согласованных требований в национальных технических регламентах и межгосударственных моделях технических регламентов и созданию согласованной доказательной базы для подтверждения соответствия производимой в государствах - участниках СНГ продукции, отвечающей требованиям международного и европейского рынка и рынков государств - участников СНГ.
Рассмотрение предложений национальных органов по формированию согласованной научно-технической политики и координации работ в области стандартизации и подготовку рекомендаций по их реализации осуществляет Научно-техническая комиссия по стандартизации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (НТКС).
За период с 1992 года было разработано и принято свыше 3890 межгосударственных нормативных документов и 1190 изменений к действующим межгосударственным стандартам. В настоящее время фонд межгосударственных стандартов включает более 20650 нормативных документов. Ведение фонда осуществляет рабочий орган МГС - Бюро по стандартам совместно с национальными органами государств - участников СНГ.
При разработке межгосударственных нормативных документов проводится гармонизация их требований с международными, региональными и стандартами ведущих зарубежных государств. Это создает условия для устранения технических барьеров в торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве в условиях рыночных отношений, а также способствует продвижению продукции, производимой в государствах - участниках СНГ на международный и европейский рынки. Уровень гармонизации принятых межгосударственных стандартов с международными и европейскими стандартами составляет 40%.
До 1998 года работы по межгосударственной стандартизации проводились в соответствии с ежегодно разрабатываемыми планами межгосударственной стандартизации. С 1998 года в соответствии с международной практикой МГС перешел на разработку программ работ по межгосударственной стандартизации на 3-летний период. Программы работ по межгосударственной стандартизации на 1998 - 2000 и 2001 - 2003 годы успешно реализованы.
На 25-м заседании МГС принята Программа работ по межгосударственной стандартизации на 2004 - 2006 годы. Программа предусматривает разработку и пересмотр более 600 межгосударственных стандартов.
Кроме того, в рамках МГС разработан ряд целевых межгосударственных программ стандартизации:
- Межгосударственная программа стандартизации продукции легкой промышленности на 1999 - 2002 годы (реализована);
- Межгосударственная программа по разработке стандартов в области безопасности и охраны труда на взаимопоставляемую продукцию на 2000 - 2005 годы;
- Межгосударственная программа стандартизации техники, поставляемой для нужд агропромышленного комплекса, на период до 2005 года;
- Межгосударственная программа стандартизации механических транспортных средств и прицепов на период до 2006 года;
- Межгосударственная программа по созданию и применению межгосударственных, стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (МСО) на 1999 - 2001 годы (реализована).
Так, например, Межгосударственная программа стандартизации продукции легкой промышленности на 1999 - 2002 годы разработана в соответствии с решением Президиума Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза от 26 июля 1996 года "О мерах по стабилизации работы предприятий легкой промышленности СНГ". Программой предусматривалась разработка и пересмотр 88 межгосударственных стандартов. В соответствии с Программой и предложениями заинтересованных национальных органов разработано и пересмотрено 118 межгосударственных стандартов на продукцию легкой промышленности, гармонизированных с международными и европейскими стандартами. Реализация программы способствовала повышению научно-технического уровня стандартов на продукцию легкой промышленности, повышению ее качества и конкурентоспособности на международном и европейском рынках.
Межгосударственная программа стандартизации техники, поставляемой для нужд агропромышленного комплекса, на период до 2005 года разработана с целью повышения безопасности и технического уровня сельскохозяйственной техники, поставляемой для нужд агропромышленного комплекса СНГ. Программой предусматривается разработка и пересмотр свыше 90 межгосударственных стандартов. В соответствии с Программой на 1 января 2005 года разработано и принято МГС 45 межгосударственных стандартов.
В области стандартизации МГС сотрудничает с Межгосударственной научно-технической комиссией в области строительства (МНТКС) и Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества.
Принимаемые МНТКС межгосударственные стандарты в области строительства регистрируются Бюро по стандартам МГС и включаются в базу данных и каталог межгосударственных стандартов.
На базе Дирекции Совета по железнодорожному транспорту создан Межгосударственный технический комитет по стандартизации в области эксплуатации железнодорожного транспорта и услуг, оказываемых на железнодорожном транспорте (МТК 519).
2.2. В области метрологии
Формирование единой политики и согласование вопросов координации деятельности в области метрологии государств - участников СНГ осуществляет Научно-техническая комиссия МГС по метрологии (НТКМетр), а также рабочие группы при НТКМетр по актуальным вопросам метрологической практики (неразрушающему контролю, оценке неопределенности измерений, стандартным образцам, стандартным справочным данным).
За период с 1992 года в области метрологии было разработано и принято свыше 250 межгосударственных стандартов, а также 34 организационно-методических документа (приложение 3), позволивших сохранить единые подходы организации метрологического обеспечения в государствах - участниках СНГ. Большое влияние на происходящие перемены оказало принятие Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ в 1996 году модельного закона "Об обеспечении единства измерений", основанного на рекомендациях Международной организации по законодательной метрологии (МОЗМ).
Основные направления работ по поддержанию на должном уровне нормативных документов, обеспечивающих единство измерений, формируются на основе принятой МГС Программы разработки и пересмотра основополагающих нормативных документов ГСИ. В соответствии с Программой, действующей уже более 10 лет, принят ряд основополагающих документов системы обеспечения единства измерений. Программа разработки и пересмотра основополагающих нормативных документов ГСИ регулярно актуализируется, ход ее реализации рассматривается на заседаниях МГС и НТКМетр.
Обеспечение единства измерений в любом государстве в первую очередь определяется эталонной базой для воспроизведения единиц величин с обусловленной общественными потребностями точностью. Уровень развития эталонной базы определяет уровень всех измерений в стране, создает объективные предпосылки для получения достоверной измерительной информации и сопоставимости результатов измерений.
Основу эталонной базы государств - участников СНГ составляют эталоны высшего уровня точности - национальные или исходные и рабочие эталоны основных единиц Международной системы единиц СИ.
В государствах - участниках СНГ национальными, исходными и рабочими эталонами по определенным видам измерений владеют метрологические институты и центры национальных государственных органов по стандартизации, метрологии и сертификации.
В соответствии с решениями МГС Бюро по стандартам ведет базу данных национальных эталонов, формируемую на основе информации, представленной национальными органами. Это позволяет планировать работы по поддержанию необходимого уровня точности измерений в государствах - участниках СНГ, проводить сличения эталонов.
Большое значение для обеспечения единства во многих областях измерений имеет применение единых стандартных образцов. В связи с этим МГС подготовлена и Решением Совета глав правительств СНГ от 8 октября 1999 года утверждена Межгосударственная программа по созданию и применению межгосударственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов на 1999 - 2001 годы (далее - Программа МСО). Применение созданных в рамках Программы МСО межгосударственных стандартных образцов способствует проведению согласованной политики в области испытаний сырья и материалов, объектов окружающей среды, обеспечения аналитических измерений. Программа МСО была успешно реализована и в развитие данного направления МГС на 21-м заседании была принята аналогичная программа на период 2002 - 2005 годов. В соответствии с программами МСО разработано более 100 типов межгосударственных стандартных образцов. В целом за период с 1998 года в Реестр межгосударственных стандартных образцов, который ведет Бюро по стандартам, включено более 1500 типов межгосударственных стандартных образцов, принятых МГС.
В области метрологии государствами - участниками СНГ проводится согласованная политика, охватывающая все направления метрологической деятельности.
Международное сотрудничество МГС в сфере метрологии осуществляется в первую очередь с региональной организацией по метрологии КООМЕТ (Евро-Азиатское сотрудничество государственных метрологических учреждений), членами которой являются большинство государств - участников СНГ.
2.3. В области подтверждения соответствия и управления качеством продукции и услуг
МГС принято Соглашение о принципах проведения и взаимного признания работ по сертификации от 4 июня 1992 года, в соответствии с которым для обеспечения единого подхода к признанию результатов сертификации Советом разработан и 22 мая 2001 года утвержден Порядок признания сертификатов соответствия в государствах - участниках СНГ (ПМГ 36 - 2001), а также 22 мая 2001 года одобрен проект соглашения о взаимном признании сертификатов соответствия на системы качества как основа для принятия двусторонних и многосторонних соглашений между национальными органами государств - участников СНГ.
Для повышения взаимного доверия к национальным системам сертификации МГС принято Соглашение о взаимном признании сертификатов компетентности персонала в области оценки соответствия от 30 мая 2002 года.
По наиболее сложным в части процедуры сертификации группам взаимопоставляемой продукции национальными органами разработаны и приняты МГС Правила по сертификации однородных групп продукции (приложение 3).
Сформирована и размещена на сайте МГС в сети Интернет (далее - сайт МГС) информация об аккредитованных в государствах - участниках СНГ органах по сертификации и перечни продукции, подлежащие обязательному подтверждению соответствия национальных органов государств - участников СНГ, в том числе с применением декларации. Размещенная на сайте МГС информация позволяет товаропроизводителям из разных стран заблаговременно принимать меры, необходимые для продвижения товаров на рынки соответствующих государств.
Для облегчения доступа на рынки продукции, производимой в государствах - участниках СНГ, разработан и принят МГС единый знак доступа продукции на рынки СНГ, которым может маркироваться согласованная в рамках МГС номенклатура продукции, отвечающей требованиям межгосударственных стандартов. Для формирования номенклатуры продукции разработано и принято Положение о порядке формирования, согласования, утверждения и введения номенклатуры продукции для маркирования единым знаком доступа (далее - Положение). В соответствии с Положением сформирована и принята МГС Номенклатура продукции, предлагаемой для маркирования единым знаком доступа на рынок государств - участников СНГ. Номенклатура доведена до производителей и органов по сертификации государств - участников СНГ и размещена на сайте МГС.
Проводимая МГС политика способствовала тому, что на пути продвижения товаров между государствами Содружества практически не возникало препятствий, связанных с сертификацией продукции.
В настоящее время в государствах - участниках СНГ введена форма подтверждения соответствия в виде декларации о соответствии, что потребует взаимного изучения действующих в государствах Содружества соответствующих норм законодательства для выработки совместных мер, направленных на исключение возможных барьеров в торговле.
Применение государствами - участниками СНГ новых форм технического регулирования, принятых ВТО, также требует соответствующей координации деятельности на межгосударственном уровне.
В области повышения качества продукции, выпускаемой в государствах - участниках СНГ, национальные органы принимают самое непосредственное и активное участие. В ряде государств организовано проведение национальных конкурсов на присуждение премий в области качества, что способствует развитию национальных экономик. Обобщив накопленный опыт, МГС выступил с инициативой учреждения Премии СНГ за достижения в области качества. В настоящее время проект решения Совета глав правительств СНГ о проведении конкурса на соискание Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг (далее - Премия), учреждающего данную премию, выносится на рассмотрение Экономического совета СНГ. В Положении о Премии ведущая роль в организации этой работы отводится Экономическому совету СНГ.
Координацией работ в области подтверждения соответствия (сертификации) в МГС занимается Научно-техническая комиссия по подтверждению соответствия (НТКПС). За отчетный период проведено 13 заседаний НТКПС. На заседаниях НТКПС рассматриваются вопросы межгосударственного взаимодействия по вопросам подтверждения соответствия, применения единых документов при подтверждении соответствия, процессы реформирования национальных систем подтверждения соответствия (сертификации) и взаимодействия национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации в современных условиях.
2.4. В области аккредитации
Координация работ в области аккредитации по закрепленным за МГС направлениям деятельности возложена на МГС Протоколом от 20 июня 2000 года о внесении дополнений и изменений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и осуществляется Научно-технической комиссией по аккредитации (НТКА).
В развитие положений Соглашения МГС приняты Концепция сотрудничества по аккредитации в области оценки соответствия государств - участников СНГ от 24 мая 2001 года и Соглашение о взаимном признании результатов работ по аккредитации в области оценки соответствия от 22 мая 2003 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату Соглашения о взаимном признании результатов работ по аккредитации в области оценки соответствия следует читать как "21 мая 2003 года"
Проводимая МГС политика на основе принятых документов обеспечивает взаимное признание аккредитованных в национальных системах государств - участниках СНГ органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий, а также результатов их деятельности.
Проводится работа по развитию сотрудничества с международными организациями по аккредитации:
Международным Форумом по Аккредитации (IAF) - в 2004 году МГС направлена заявка на членство в IAF, в соответствии с которой МГС предоставлен статус наблюдателя;
Международной конференцией по применению национальных программ испытательных лабораторий (ILAC), членами которой является ряд государств - участников СНГ;
Европейской организацией по аккредитации (ЕА).
Прорабатываются вопросы создания региональной организации по аккредитации и развитию на двусторонней основе сотрудничества с государствами, не являющимися участниками СНГ.
2.5. В области методологии и организации работ по надзору и контролю за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил
Формирование единой политики и согласование вопросов координации деятельности в области методологии и организации работ по надзору и контролю за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил государств - участников СНГ осуществляет Научно-техническая комиссия МГС по надзору и контролю за соблюдением требований технических регламентов, норм и правил (НТКН).
Среди основных вопросов, рассматриваемых участниками НТКН, - обмен информацией о статусе и организационных основах надзора в государствах - участниках Соглашения, разработка предложений по реализации межправительственных соглашений и решений МГС по вопросам методологии и организации надзорной деятельности, формирование предложений в сфере госнадзора, а также сближению национальных законодательных актов в этой области и др.
За отчетный период для оптимизации деятельности контрольно-надзорных органов государств - участников Соглашения, проведения согласованных действий по контролю и надзору за взаимопоставляемой продукцией участниками НТКН разработаны и приняты на 19-м заседании МГС следующие нормативные документы:
- ПМГ 32-2001 "Правила по межгосударственной стандартизации. Порядок взаимодействия органов государственного надзора за стандартами" для координации работ национальных органов в области госнадзора. Правила предусматривают взаимное информирование национальных органов о результатах контроля и надзора при установлении фактов поставки продукции, не соответствующей установленным требованиям. Поступившая информация используется при планировании, осуществлении проверок госнадзора и принятия соответствующих мер;
- ПМГ 33-2001 "Правила по межгосударственной стандартизации. Порядок проведения проверок безопасности и качества взаимопоставляемой продукции".
ПМГ 33-2001 предусматривает порядок проведения проверок с целью защиты национальных интересов каждого государства - участника СНГ в вопросах качества продукции, обеспечения ее безопасности для жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды и предотвращения доступа на потребительские рынки государств - участников СНГ некачественной и опасной для жизни, здоровья и охраны окружающей среды продукции и (или) изъятие данной продукции из товарооборота.
Для улучшения координации надзорной и контрольной деятельности национальных органов государств - участников СНГ на основании рекомендаций 2-го и 3-го заседаний НТКН сформирована в электронном виде нормативная база основных правовых актов и организационно-методических документов по госнадзору, а также Перечень компетентных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль в государствах - участниках СНГ.
Рассмотрен опыт работы "Молдова-Стандарт" по надзору и контролю за соблюдением требований стандартов в условиях вступления в ВТО (3-е заседание НТКН, протокол N 3-2001, п. 5).
В связи с необходимостью координации деятельности по надзору за рынками, ознакомления с принципами и правилами установившейся европейской практики технического регулирования в виде эффективных мер, способствующих сокращению технических барьеров в торговле участниками 4-го заседания НТКН (протокол N 4-2004, п. 3) рекомендовано считать целесообразным провести межгосударственный научно-практический семинар "Организация надзора за рынком в государствах - участниках СНГ и Европейского союза". На 26-м заседании МГС принято решение о проведении Госстандартом Республики Беларусь совместно с Бюро по стандартам в 1-м полугодии 2005 года данного семинара.
В ходе работы прошедших заседаний НТКН также обсуждались вопросы результативности проверок качества и безопасности продукции, взаимодействия органов госнадзора в соответствии с требованиями ПМГ 32-2001 и ПМГ 33-2001, работа Консультационной группы Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) по надзору за рынком (группа MARS), рассматривающей опыт стран, использующих системы и практику надзора за рынком в целях защиты здоровья человека, а также безопасности, охраны окружающей среды, использующих разработку эффективных систем контроля соответствия поступающих на рынок товаров применяемым стандартам и регламентам.
2.6. В области применения современных информационных технологий в работах по стандартизации, метрологии и подтверждению соответствия
Большое внимание в последние годы МГС уделяло вопросам применения информационных технологий, созданию системы электронного взаимодействия, объединяющей единой информационной технологией участников работ при разработке, согласовании, принятии, подготовке к изданию и издании межгосударственных стандартов.
Рассмотрение предложений национальных органов по формированию согласованной научно-технической политики и координации работ по применению информационных технологий в стандартизации, метрологии и сертификации и подготовку рекомендаций по их реализации осуществляет Рабочая группа по разработке межгосударственных электронных систем обмена информацией и разработке НД в этой области (далее - РГ по информационным технологиям) НТКС.
С целью улучшения информационного обеспечения действующих в государствах - участниках СНГ межгосударственных и национальных стандартов в 1998 году была разработана, прошла апробирование и введена в эксплуатацию межгосударственная информационно-поисковая система ИПС "СНГ Стандарт", включающая базы данных международных, межгосударственных и национальных стандартов государств - участников СНГ. Для обеспечения национальных органов и других пользователей системы достоверной информацией регулярно проводится актуализация баз данных, вошедших в систему.
С 2002 года разработка программ работ по межгосударственной стандартизации осуществляется с использованием АИС "Разработка плана", позволяющей формировать на основе предложений национальных органов тематическую часть программы, включая информацию о заинтересованности государств - участников СНГ в конкретных разработках.
Для перехода в рамках МГС на обмен проектами и принятыми нормативными документам в электронном виде в 2002 году на 21-м заседании МГС были приняты "Правила обмена документами в электронном формате" ПМГ 48-2002, определившие форматы (редактируемый и не редактируемый) и порядок обмена.
В 2002 году в соответствии с решением 25-го заседания МГС Госстандартом Республики Беларусь с участием других национальных органов разработана система электронного голосования по проектам межгосударственных нормативных документов. Программное обеспечение системы позволяет национальным органам - разработчикам межгосударственных стандартов размещать в системе их проекты для рассмотрения или принятия, а также в автоматическом режиме информировать об этом другие заинтересованные национальные органы. В свою очередь, заинтересованные национальные органы имеют возможность по каждому из проектов размещать имеющиеся у них замечания и предложения или осуществлять голосование. Принятые межгосударственные стандарты после их регистрации Бюро по стандартам МГС размещает в системе для издания, в автоматическом режиме информируя об этом национальные органы.
Система прошла апробирование в режиме реальной эксплуатации в течение 2003 года.
Большинство национальных органов реально оценили, какие преимущества дает Система электронного голосования при обмене проектами и принятыми нормативными документами в электронном виде, и успешно ее используют. В ближайшее время в Системе электронного голосования будут работать все национальные органы государств - участников СНГ.
Для обеспечения информационного взаимодействия национальных органов в вопросах планирования, разработки, принятия и опубликования межгосударственных нормативных документов, принято решение о разработке в первом полугодии 2005 года проекта плана работ по созданию интегрированной информационной системы, базирующейся на информационных технологиях, применяемых на национальном и межгосударственном уровнях.
В сети Интернет размещен официальный сайт МГС на русском и английском языках (www.easc.org.by). На сайте МГС представлена структура совета, нормативно-правовая база, программы межгосударственной стандартизации, каталог межгосударственных стандартов, национальные реестры эталонов и средств измерений, реестр межгосударственных стандартных образцов, перечни продукции, подлежащие обязательному подтверждению соответствия национальных органов государств - участников СНГ, и другие базы данных, новости и актуальная информация о результатах работы МГС, которая может быть использована любым заинтересованным пользователем.
3. Создание и деятельность Бюро по стандартам МГС и финансирование работ по межгосударственной стандартизации
В соответствии с Протоколом от 20 июня 2000 года к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года МГС в 2000 году создано Бюро по стандартам.
Бюро по стандартам осуществляет деятельность на основании Положения, утвержденного МГС. В целях создания более благоприятных и стабильных условий деятельности Бюро по стандартам наиболее целесообразно было бы внесение изменений в Положение о МГС, определяющих статус Бюро как рабочего органа МГС.
Проведение и финансирование работ по межгосударственной стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия и аккредитации осуществляются национальными органами государств - участников СНГ в соответствии с решениями МГС.
Финансирование работ, выполняемых Бюро по стандартам, осуществляется в соответствии с Положениями о МГС и о Бюро по стандартам за счет взносов национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации, устанавливаемых МГС.
4. Выводы и предложения
1. Работа МГС осуществляется в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и Протоколом от 20 июня 2000 года о внесении дополнений и изменений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года.
2. Международная организация по стандартизации (ИСО) признала Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации как Региональную организацию по стандартизации для региона, охватывающего Содружество Независимых Государств.
3. Создана нормативно-правовая база, организационная структура, а также определены принципы функционирования и взаимодействия всех государств - участников СНГ на равноправной основе, обеспечивающие:
- формирование и реализацию единой технической политики по вопросам технического регулирования, стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия и аккредитации;
- сохранение, применение и развитие единой нормативной базы, основу которой составляют межгосударственные стандарты, межгосударственные классификаторы и другие нормативные документы;
- формирование приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации с учетом экономических интересов государств - участников СНГ;
- формирование согласованной эталонной базы и системы обеспечения единства измерений, в том числе межгосударственных служб времени и частоты, стандартных образцов и стандартных справочных данных свойств веществ и материалов;
- взаимное признание работ по аккредитации органов по подтверждению соответствия (сертификации), измерительных и испытательных центров и лабораторий;
- взаимное признание результатов испытаний и сертификации продукции и услуг.
В условиях перехода государств - участников СНГ на принятые в международной практике принципы технического регулирования, отвечающие требованиям ВТО, основной задачей МГС и других органов отраслевого сотрудничества СНГ является создание правовой и нормативно-технической базы по гармонизации технических регламентов государств - участников СНГ.
Для успешного продвижения в этом направлении необходимо ускорить принятие Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств - участников СНГ и организовать работу по реализации основных положений Соглашения.
МГС считает крайне важным для свободного перемещения товаров (услуг) в рамках СНГ принятие единых принципов и методов технического регулирования в СНГ, Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и создаваемом Едином экономическом пространстве (ЕЭП) на основе Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств - участников СНГ, разработанного МГС. С этой целью наиболее целесообразным было бы объединение работы НТК ТР и рабочих групп ЕврАзЭС и ЕЭП для подготовки согласованных проектов соответствующих нормативных правовых актов по гармонизации технических регламентов.
4. Во всех государствах - участниках СНГ создана техническая база и подготовлены специалисты для перехода на применение современных информационных технологий в работах по стандартизации, метрологическому обеспечению, сертификации и аккредитации. Применяемые в рамках МГС автоматизированные информационно-поисковые системы обеспечивают национальные органы государств - участников Соглашения информацией о действующих международных, межгосударственных и национальных стандартах, позволяют формировать программы межгосударственной стандартизации и обеспечивают рассмотрение проектов межгосударственных нормативных документов на всех этапах разработки, включая издание.
Дальнейшее развитие работ по применению информационных технологий связано с созданием интегрированной информационной системы.
5. Обеспечено взаимодействие с международными и региональными организациями по стандартизации (ИСО, МЭК, СЕН), метрологии (КООМЕТ), аккредитации (IAF) и национальными организациями ведущих государств.
В ближайшее время перед МГС стоит задача организовать сотрудничество и по другим направлениям:
- метрологии - с МОЗМ;
- качеству и оценке соответствия - с Европейской организацией по качеству (EOQ);
- аккредитации лабораторий - с ILAC.
В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и Протокол к нему от 20 июня 2000 года.
6. Наряду с существенным вкладом, который вносит работа МГС в процесс формирования единого экономического пространства в рамках СНГ и интеграции государств - участников СНГ в мировую экономику, имеет место ряд нерешенных проблем, которые тормозят этот процесс.
В соответствии с практикой ведущих государств и международных организаций для поддержания действующего фонда стандартов на современном научно-техническом уровне необходимо осуществлять его обновление ежегодно в пределах не менее 10%. За 12 лет работы МГС из-за недостаточного финансирования удалось обновить не более 25% фонда межгосударственных стандартов. Международными организациями по стандартизации ежегодно принимаются более 1000 международных стандартов, из них 80% - по приоритетным для государств - участников СНГ направлениям. Учитывая практику государств-членов ВТО, через год-полтора после принятия международные стандарты, как правило, применяются в качестве доказательной базы при подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов.
В сложившихся условиях задачей МГС является активизация усилий государств - участников СНГ по применению вновь принимаемых международных и европейских стандартов в качестве межгосударственных, а также участие в работе соответствующих технических комитетов международных организаций, чтобы обеспечить интересы государств - участников СНГ на стадиях разработки проектов международных стандартов для производства продукции, отвечающей требованиям вновь принятых международных и европейских стандартов.
С учетом вышеизложенного в 2005 году необходимо разработать и принять приоритетные направления межгосударственной стандартизации на 2006 - 2010 годы.
Только при таком подходе к межгосударственной стандартизации общими усилиями государств - участников СНГ в течение 5 - 6 лет будет создана обновленная нормативная база, отвечающая требованиям современного рынка. Необходимо оперативно использовать стандартизацию как стратегию для завоевания рынков.
7. Традиционно сложилось, что вопросами качества в государствах - участниках СНГ занимаются национальные органы по стандартизации, метрологии и сертификации.
Исходя из этого, одной из основных задач МГС является координация усилий государств - участников СНГ по внедрению международных стандартов в области управления качеством, окружающей средой и безопасностью на производстве.
В целях стимулирования производства конкурентоспособной высококачественной продукции предприятиями-производителями государств - участников СНГ необходимо завершить работу по учреждению Премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества продукции и услуг и организовать с 2005 года проведение конкурса на присуждение звания лауреатов Премии предприятиям, добившимся высоких результатов в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг.
Приложение 1
Соглашения, подписанные главами правительств государств - участников СНГ
Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года;
Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частоты от 9 октября 1992 года;
Соглашение об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов и выдачи специальных разрешений за провоз нормативных документов, эталонов, средств измерений и стандартных образцов, провозимых с целью поверки и метрологической аттестации от 10 февраля 1995 года;
Соглашение об организации работ по межгосударственной стандартизации вооружения и военной техники от 3 ноября 1995 года;
Соглашение о сотрудничестве по обеспечению единства измерений в вооруженных силах государств - участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 3 ноября 1995 года;
Соглашение о порядке разработки и соблюдения согласованных норм и требований по охране труда к взаимопоставляемой продукции от 12 апреля 1996 года;
Соглашение о технических барьерах в зоне свободной торговли от 20 июня 2000 года;
Протокол от 20 июня 2000 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года.
Соглашения, принятые в рамках МГС
Соглашение о принципах проведения и взаимном признании работ по сертификации от 4 июня 1992 года;
Соглашение о взаимном признании результатов государственных испытаний и утверждения типа, метрологической аттестации, поверки и калибровки средств измерений, а также результатов аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений от 6 октября 1992 года;
Соглашение о сотрудничестве по созданию и применению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов от 6 октября 1992 года;
Соглашение о сотрудничестве по созданию и использованию данных о физических константах и свойствах веществ и материалов от 6 октября 1992 года;
Соглашение о применении единого знака доступа на рынок продукции государств - участников СНГ от 22 мая 2001 года;
Соглашение о взаимном признании сертификатов компетентности персонала в области оценки соответствия от 30 мая 2002 года;
Соглашение о взаимном признании результатов работ по аккредитации в области оценки соответствия от 22 мая 2003 года.
Приложение 2
Технические органы МГС
Научно-техническая комиссия по гармонизации технических регламентов (НТКТР);
Научно-техническая комиссия по стандартизации (НТКС);
Научно-техническая комиссия по метрологии (НТКМетр);
Научно-техническая комиссия по подтверждению соответствия (НТКПС);
Научно-техническая комиссия по аккредитации (НТКА);
Научно-техническая комиссия по методологии и организации работ по надзору и контролю за соблюдением стандартов (НТКН):
Временная научно-техническая комиссия по стандартизации вооружений и военной техники (ВНТК ВВТ);
Совет полномочных представителей по реализации межправительственного соглашения о сотрудничестве по обеспечению единства измерений времени и частоты;
Рабочая группа по классификации и кодированию технико-экономической и социальной информации;
Рабочая группа по стандартным образцам;
Рабочая группа по стандартным справочным данным;
Рабочая группа при НТКМетр по неразрушающему контролю (РГ НК НТКМетр);
Рабочая группа при НТКМетр для координации работ по внедрению оценки неопределенности измерений в метрологическую практику государств - участников Соглашения (РГ НИ НТКМетр);
Рабочая группа по разработке межгосударственных электронных систем обмена информацией и разработке НД в этой области (РГ по информационным технологиям);
Рабочая группа по обучению и повышению квалификации специалистов в области стандартизации, метрологии и сертификации;
Межгосударственные технические комитеты по стандартизации (МТК) - 268.
Приложение 3
Основополагающие организационно-методические документы МГС
Обозначение | Наименование |
Межгосударственная стандартизация и классификация | |
ГОСТ 1.0-92 | Межгосударственная система стандартизации. Основные положения |
ГОСТ 1.1-2002 | Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения |
ГОСТ 1.2-97 | Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены |
ГОСТ 1.3-2002 | Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов |
ГОСТ 1.5-2001 | Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению |
ПМГ 02-93 | Типовое положение о межгосударственном техническом комитете по стандартизации |
ПМГ 03-99 | Порядок регистрации и издания межгосударственных нормативных документов по стандартизации |
ПМГ 04-94 | Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации |
ПМГ 05-94 | Порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов |
РМГ 10-94 | Рекомендации по организации работ по межгосударственной стандартизации в области вооружения и военной техники |
ПМГ 13-95 | Порядок разработки и ведения межгосударственных классификаторов |
ПМГ 14-96 | Положение о гармонизации классификаторов технико-экономической и социальной информации |
РМГ 19-96 | Рекомендации по основным принципам и методам стандартизации терминологии |
ПМГ 22-2004 | Правила разработки программы работ по межгосударственной стандартизации |
РМГ 24-97 | Рекомендации по разработке стандартов межгосударственными техническими комитетами по стандартизации |
ПМГ В 31-2001 | Порядок оформления заявок и договоров на обеспечение государств - участников Соглашения от 3 ноября 1995 года нормативными документами по стандартизации оборонной продукции, содержащими информацию ограниченного доступа, утвержденными Госстандартом СССР |
ПМГ 32-2001 | Порядок взаимодействия органов государственного надзора за стандартами |
РМГ 41-2001 | Оформление переводов изданий международных и региональных организаций по стандартизации |
РМГ 45-2003 | Изложение требований в части внешних воздействующих факторов при применении стандартов МЭК и ИСО в нормативных документах по стандартизации. Общие положения |
ПМГ 48-2002 | Порядок обмена документами в электронном формате |
РМГ 50-2002 | Рекомендации по применению ссылок на стандарты в документации и по указанию обозначений стандартов в маркировке |
МСН 1.01.-01-96 | Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения |
Метрология | |
ПМГ 06-2001 | Порядок признания результатов испытаний и утверждения типа, поверки, метрологической аттестации средств измерений |
ПМГ 08-94 | Порядок взаимного признания аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений |
ПМГ 16-96 | Положение о межгосударственном стандартном образце |
РМГ 17-96 | Порядок планирования работ по сотрудничеству в области создания и применения стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов |
ПМГ 26-98 | Реестр межгосударственных стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов. Основные положения |
РМГ 27-99 | Порядок проведения и содержание работ при проведении метрологической экспертизы технической документации на межгосударственные стандартные образцы |
ПМГ 28-99 | ГСИ. Порядок разработки и аттестации стандартных справочных данных в межгосударственной системе данных о физических константах и свойствах веществ и материалов |
РМГ 29-99 | ГСИ. Метрология. Основные термины и определения |
РМГ 34-2001 | ГСИ. Порядок актуализации реестра межгосударственных стандартных образцов |
ПМГ 35-2001 | ГСИ. Положение о межгосударственном эталоне |
ПМГ 42-2001 | Сличение государственных (национальных) эталонов. Порядок организации и проведения |
РМГ 43-2001 | ГСИ. Применение "Руководства по выражению неопределенности измерений" |
ПМГ 44-2001 | Порядок признания методик выполнения измерений |
РМГ 51-2002 | ГСИ. Документы на методики поверки средств измерений. Основные положения |
РМГ 52-2002 | ГСИ. Общие методические рекомендации по применению положений ГОСТ 8.315-97 при разработке и применении стандартных образцов |
РМГ 53-2002 | ГСИ. Стандартные образцы. Оценивание метрологических характеристик с использованием эталонов и образцовых средств измерений |
РМГ 54-2002 | ГСИ. Характеристики градуировочные средств измерений состава и свойств веществ и материалов. Методика выполнения измерений с использованием стандартных образцов |
РМГ 55-2002 | ГСИ. Стандартные образцы состава чистых органических веществ. Методы аттестации. Основные положения |
РМГ 56-2002 | ГСИ. Комплекты стандартных образцов состава веществ и материалов. Методика взаимного сличения |
РМГ 58-2003 | ГСИ. Оценка качества работы испытательной лаборатории пищевых продуктов и продовольственного сырья. Методика внешнего контроля точности результатов испытаний |
РМГ 59-2003 | ГСИ. Проверка пригодности к применению в лаборатории реактивов с истекшим сроком хранения способом внутрилабораторного контроля точности измерений |
РМГ 61-2003 | ГСИ. Показатели точности, правильности, прецизионности методик количественного химического анализа. Методы оценки |
РМГ 62-2003 | ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Оценивание погрешности измерений при ограниченной исходной информации |
РМГ 63-2003 | ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации |
РМГ 64-2003 | ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Методы и способы повышения точности измерений |
РМГ 67-2004 | Описание типа средств измерений для национального реестра средств измерений. Построение, изложение, оформление и содержание |
РМГ 72-2003 | ГСИ. Оценка измерительных возможностей национальных органов по метрологии на основе метрологических характеристик стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов |
РМГ 74-2004 | ГСИ. Методы определения межповерочных и межкалибровочных интервалов средств измерений |
РМГ 76-2004 | Внутренний контроль качества результатов количественного химического анализа (на основе МИ 2335-2003) |
Подтверждение соответствия | |
ПМГ 21-97 | Контроль неразрушающий. Производственные секторы для целей сертификации персонала |
ПМГ 25-98 | Сборник национальных перечней продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Порядок формирования и ведения |
ПМГ 30-2001 | Посуда, приборы столовые и кухонные. Порядок сертификации |
ПМГ 33-2001 | Порядок проведения проверок безопасности и качества взаимопоставляемой продукции |
ПМГ 36-2001 | Порядок признания сертификатов соответствия в государствах - участниках Содружества Независимых Государств |
ПМГ 37-2001 | Правила проведения сертификации нефтепродуктов |
ПМГ 38-2001 | Система сертификации на железнодорожном транспорте. Требования к органам по сертификации железнодорожной продукции и порядок их аккредитации |
ПМГ 39-2001 | Система сертификации на железнодорожном транспорте. Требования к испытательным центрам (лабораториям) и порядок их аккредитации |
ПМГ 40-2001 | Система сертификации на железнодорожном транспорте. Порядок сертификации железнодорожной продукции |
ПМГ 46-2002 | Правила по сертификации мебели. Основные положения |
ПМГ 47-2002 | Правила сертификации продукции легкой промышленности детского ассортимента |
ПМГ 49-2002 | Игры и игрушки. Порядок сертификации |
ПМГ 68-2004 | Порядок признания и регистрации сертификатов компетентности персонала в области подтверждения соответствия |
ПМГ 73-2004 | Система сертификации на железнодорожном транспорте. Порядок сертификации грузовых и пассажирских вагонов после капитального ремонта с продлением срока службы |
Особое мнение
Азербайджанской Республики к Решению Экономического совета Содружества Независимых Государств от 23 мая 2005 года "О деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации по реализации Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и Протокола к нему от 20 июня 2000 года"
За исключением пункта 4 Решения Экономического совета, так как Азербайджанская Республика не является участником Евроазиатского Экономического Сообщества.
Чрезвычайный и Полномочный |
Р. Ризаев |
Оговорка
Украины по пункту 7 повестки дня заседания Экономического совета СНГ
О деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации по реализации Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и Протокола к нему от 20 июня 2000 года
23 мая 2005 года
"За исключением положений, касающихся международной правосубъектности Межгосударственного совета".
Первый |
А. Кинах |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического Совета СНГ от 23 мая 2005 г. "Об Отчете о деятельности Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации по реализации Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года и Протокола к нему от 20 июня 2000 года"
Текст Решения официально опубликован не был