Восьмая Конференция министров окружающей среды
1. Министры окружающей среды Совета Баренцева Евро-Арктического региона (СБЕР), представляющие Финляндию, Норвегию, Швецию и Российскую Федерацию, провели свою восьмую конференцию 9 ноября 2007 г. в Москве совместно с представителями Европейской комиссии и государств-наблюдателей в СБЕР и приняли следующую декларацию.
Министры окружающей среды СБЕР:
вспомнили обязательства, изложенные в принятой в 1994 г. в Бодё Программе действий Совета Баренцева Евро-Арктического региона в области охраны окружающей среды и закрепленные на встречах министров в 1995 г. в Рованиеми, в 1997 г. в Санкт-Петербурге, в 1999 г. в Умео, в 2001 г. в Киркенесе, в 2003 г. в Лулео и в 2005 г. в Рованиеми,
вновь подтвердили свою приверженность решениям и "Повестке дня 21-го века", принятым на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, а также решениям, принятым на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году, и Целям развития тысячелетия,
приветствовали решения и цели, согласованные на 6-й Министерской конференции "Окружающая среда для Европы" в Белграде в октябре 2007 г.
выразили глубокую обеспокоенность тревожными темпами сокращения площади льдов в арктических морях и таяния вечной мерзлоты в зоне тундры, сопровождающегося повышенными эмиссиями метана, и негативными влияниями этих процессов как на глобальную климатическую систему в целом, так и на Баренцев регион, включая экономические издержки и предсказуемые угрозы биоразнообразию и экосистемам,
приветствовали прогресс в выполнении обязательств в рамках Конвенции о биологическом разнообразии, включая программу работ по особо охраняемым природным территориям,
приветствовали прогресс в выполнении Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в частности, реализацию решений 1-й и 2-й Конференций Сторон, подчеркнули важность принятия и внедрения каждой страной Национального плана по выполнению Конвенции,
отметили итоги и решения 24-й сессии Совета Управляющих ЮНЕП/Глобального Форума министров окружающей среды и запуск 4-й Глобальной Экологической Перспективы ЮНЕП и выразили обеспокоенность тем, что серьезные проблемы все еще остаются, подчеркнув, что необходимы продолжительные и усиленные мера, а также повышение потенциала для адекватного решения глобальных проблем таких, как изменение климата, загрязнение воздуха и почв, загрязнение океанов вредными веществами из наземных источников, ухудшение водных ресурсов, уменьшение видов и биологического разнообразия,
приветствовали запуск Диалога по окружающей среде Россия-ЕС в рамах Дорожной карты Россия-ЕС по общему экономическому пространству, состоявшийся в рамках первого заседания Постоянного Совета Партнерства по окружающей среде Россия-ЕС в Хельсинки в октябре 2006 г., и призвали к продолжению работы на всех уровнях Диалога, включая его Рабочую группу и Подгруппы,
приветствовали принятие Европейским Союзом, Исландией, Норвегией и Российской Федерацией в ноябре 2006 г. политической декларации Северного измерения, а также вступление в силу с 1 января 2007 г. Рамочного документа Северного измерения, где СБЕР обозначен в качестве участника,
подчеркнули важность Регионального Совета Баренцева Евро-Арктического региона и его Рабочей группы по окружающей среде,
подчеркнули, что экологические проблемы Баренцева региона требуют обеспечения дальнейших действий во всех соответствующих секторах, а также повышения межсекторального сотрудничества,
приветствовали предложение создать Международный секретариат Баренцева региона для сотрудничества в рамках СБЕР в Киркенесе с 1 января 2008 г.,
приветствовали и одобрили Отчет Рабочей группы по окружающей среде (РГОС).
Экологические горячие точки и промышленное загрязнение окружающей среды
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Министры окружающей среды СБЕР:
3. Приветствовали отчет Финансовой экологической корпорации Северных стран (НЕФКО) о прогрессе в области разработки проектов, связанных с экологическими горячими точками Баренцева региона, финансируемых, в частности, из Фонда экологических горячих точек Баренцева региона (БФГТ) под управлением НЕФО, другими двусторонними и межрегиональными программами (включая АКАП и НПД-Арктика), а также за счет средств из бюджета Российской Федерации, российских спонсоров и самих предприятий-загрязнителей.
4. Отметили с удовлетворением, что в соответствии с Перечнем экологических горячих точек российской части Баренцева региона (Перечень), подготовленном НЕФКО и АМАП в 2003 г., к настоящему времени для 36 секторальных исследований, мер по разработке отобранных проектов и проектов, вступивших в стадию реализации, утверждено финансирование Фондом экологических горячих точек Баренцева региона, который является основным источником финансирования разработки, подготовки и продвижения инвестиционных проектов, направленных на ликвидацию экологических горячих точек Баренцева региона.
5. Подчеркнули, тем не менее, что необходимы дополнительные усилия для достижения цели, согласованной Министрами окружающей среды в Лулео в 2003 г., осуществить в течение 10 лет во всех экологических горячих точках Баренцева региона соответствующие инвестиционные проекты с целью устранения имеющихся там экологических проблем. Такие усилия должны включать:
- продолжить работу по выявлению возможностей обеспечения соответствующих эффективных механизмов софинансирования подготовки и реализации проектов на основе финансовых вкладов со стороны России (включая средства самих предприятий-загрязнителей, средства федеральных, региональных и местных бюджетных и внебюджетных источников) и финансовую поддержку от международных партнеров, (включая страны-доноры, международные финансовые институты, фонды и другие инструменты);
- развивать диалог между РГОС, НЕФКО/БФГТ и предприятиями-загрязнителями так же, как и с заинтересованными сторонами на локальном и региональном уровнях в российской части Баренцева региона;
- проработать вопрос, каким образом, когда и какому ответственному органу власти Российской Федерации будут переданы основные функции по продолжению координации и мониторингу работы, связанной с экологическими горячими точками Баренцева региона;
- развивать обмен информацией, связанной с экологическими горячими точками Баренцева региона и результатами, достигнутыми НЕФКО/БФГТ в этой области, между РГОС и локальными и региональными органами власти в области охраны окружающей среды российской части Баренцева региона, отображать эту деятельность и изменяющиеся обстоятельства в ежегодных докладах о состоянии окружающей среды федерального и регионального уровней, и учитывать информацию, содержащуюся в этих докладах, в работе по экологическим горячим точкам Баренцева региона.
Министры подчеркнули важность внедрения проекта модернизации комбината "Печенга никель", который является проектом по горячей точке М1.
6. Приветствовали создание прототипа базы данных по экологическим горячим точкам Баренцева региона, которая будет содержать информацию по каждой горячей точке и связанным проектам, которые разрабатываются или реализуются, включая информацию о подтвержденных или потенциальных источниках финансирования, субподрядчиках проектов, экологическому воздействию и др.
7. Призвали к дальнейшим усилиям по разработке процедур и критериев для оценки возможности закрытия экологических горячих точек, а также обзору эффективности мер по сокращению загрязнения в Баренцевом регионе. Одобрили решение РГОС создать Специальную целевую группу по разработке процедур и критериев исключения экологических горячих точек из Перечня с участием всех заинтересованных сторон в ее работе. Министры предложили Специальной целевой группе представить первый доклад к следующей Конференции министров окружающей среды в 2009 г.
8. Приветствовали результаты, достигнутые в рамках сотрудничества с Арктическим Советом, особенно с Программой действий по устранению загрязнения в Арктике (АКАП) и Арктической программой мониторинга и оценки (АМАП), призвали к дальнейшим совместным проектам и подчеркнули необходимость использования уже достигнутых результатов работы по ПХБ, диоксинам, устаревшим пестицидам и ртути. Дальнейшая работа должна координироваться с другими предпринимающимися мерами в этой области для того, чтобы сократить количество стойких органических загрязнителей и тяжелых металлов в Баренцевом регионе через совместные усилия с АКАП и НЕФКО.
Чистое производство и экологические безопасное потребление
Министры окружающей среды СБЕР:
9. Приветствовали деятельность Подгруппы по чистому производству и экологически безопасному потреблению (ПЧПЭБП), отображенную в Отчете Рабочей группы по окружающей среде (РГОС) и отметили прогресс, достигнутый в выполнении Национальных Планов Действий по Чистому Производству.
10. Отметили с удовлетворением новый мандат ПЧПЭБП, утвержденный РГОС, который усиливает компонент экологически безопасного потребления и обеспечивает более комплексный подход к устойчивому производству и потреблению, и рекомендовали РГОС при необходимости пересмотреть Стратегию Чистого Производства и общий План Действий.
11. Признали необходимость вовлечения Подгруппы по чистому производству и экологически безопасному потреблению в работу по экологическим горячим точкам.
12. Отметили важность поддержки достигнутого в рамках ООН соглашения о развитии десятилетней Программы по устойчивому производству и потреблению (УПП) или Марракешского процесса, призвали к развитию региональных инициатив в рамках данного процесса и в связи с этим приветствовали призыв, содержащийся в Декларации 6-й Министерской конференции "Окружающая среда для Европы" (Белград, октябрь 2007 г.) развивать национальные программы, стратегии и планы реализации, субрегиональные и региональные партнерства по УПП.
13. Предложили учитывать в работе РГОС доклад по УПП, подготовленный ЮНЕП и Европейским агентством по окружающей среде (ЕАОС) и представленный на 6-й Министерской конференции "Окружающая среда для Европы" (Белград, октябрь 2007 г.), и призвали к разработке совместных проектов по устойчивому потреблению, основанных на выявленных приоритетах, особенно, с фокусом на таких вопросах, как мусор и отходы демонтажа здании.
14.Подчеркнули необходимость усиления сотрудничества с Рабочей группой по энергетике, Центрами Чистого Производства, региональными центрами Энергетической Эффективности и НЕФКО в целях поиска синергий и развития совместных проектов.
15. Кроме того, призвали к обмену информацией и опытом наилучшей практики в сферах экоэффективности, чистого производства и устойчивого потребления с ЮНЕП, ОЭСР, Целевыми группами Марракешского процесса, Диалогом по окружающей среде Россия-ЕС и Арктическим Советом. В дополнение Министры призвали к обеспечению распространения принципов чистого производства в рамках Баренцева Промышленного Партнерства.
16. Приветствовали развитие курса по чистому производству для технических образовательных учреждений Баренцева региона и обозначили необходимость дальнейшего сотрудничества по образованию и обучению в области чистого производства и устойчивого производства и потребления (УПП).
17. Рекомендовали правительствам обеспечить принцип Наилучших Доступных Технологий через принципы чистого производства и регулятивные инструменты, включая обмен опытом в области разрешительной деятельности и контроля загрязнения окружающей среды.
18. Подчеркнули необходимость дальнейшего обмена опытом по устойчивому управлению химическими веществами с учетом существующих многосторонних природоохранных соглашений в этой области и выполнения Стратегического подхода к международному управлению химическими веществами.
19. Приветствовали результаты и рекомендации Международного круглого стола "Стратегия перехода Российской Федерации к чистому производству и устойчивому развитию" (опыт Яснополянского соглашения), попросили РГОС/ ПЧПЭБП обеспечить дальнейшие действия по распространению опыта на региональном уровне в России и Северных странах.
Охрана природы
Министры окружающей среды СБЕР:
20. Отметили улучшение возможностей развития Зеленого пояса Фенноскандии как сети трансграничных особо охраняемых природных территорий и призвали к дальнейшим действиям по обеспечению этой инициативы, включая создание природного заповедника "Ингерманландский". Эта сеть будет состоять из существующих и планируемых к созданию объектов ООПТ на границе России, Финляндии и Норвегии.
21. Приветствовали прогресс, достигнутый в сотрудничестве в рамках российско-финского парка "Дружба". Министры призвали к дальнейшим усилиям по развитию сотрудничества в области трансграничных резерватов на основе модели хорошо развитого трансграничного сотрудничества между национальным парком Паанаярви (Российская Федерация) и национальным парком Оуланка (Финляндия). Министры также приветствовали создание национального парка "Калевальский", а также трехстороннее сотрудничество России, Финляндии и Норвегии в районе Пасвик-Инари в области природопользования, исследований и экологического туризма в целях создания дружеского парка Пасвик-Инари и получения европейского сертификата.
22. Приветствовали прогресс в проекте России и Северных стран по развитию плана управления, включая экотуризм, в национальном парке Югыдва (Российская Федерация), а также прогресс, достигнутый по проекту ЭКОРА.
23. Приветствовали создание Подгруппы по охране природы, а также ее мандат, утвержденный РГОС.
24. Отметили сотрудничество в рамках Международного контактного форума по сохранению местообитаний в области управления существующими ООПТ и обеспечения создания новых ООПТ, а также других мер, связанных с сохранением местообитаний, и в связи с этим приветствовали планируемого к проведению форума в Умео в 2008 г. Призвали РГОС сотрудничать более тесно с Международным контактным форумом по сохранению местообитаний и рассмотреть возможность интеграции его деятельности в Подгруппу по охране природы.
25. Отметили важность оценки репрезентативности ООПТ и потребностей в развитии сети ООПТ (пробелы), а также необходимость дальнейших усилий по развитию Сети ООПТ Баренцева региона (BPAN) как результата цели по биоразнообразию 2010 г., включая российско-финское сотрудничество по созданию национального парка "Онежское поморье" и российско-норвежского сотрудничества по созданию национального парка "Российская Арктика".
26. Подчеркнули необходимость дальнейшего развития и внедрения экосистемных и биосферных подходов к охране природы и использованию природных ресурсов с целью устойчивого природопользования во всех секторах, имеющих воздействие на сушу и море, и учета интересов местного и коренного населения во всех процессах принятия решения в этих сферах.
27. Признали связь сохранения биоразнообразия с сотрудничеством по устойчивому лесопользованию, а # таких областях, как создание модельных лесов (включая аспект сохранения биоразнообразия), лесная сертификация и предотвращение нелегальных лесозаготовок. Министры, в частности, приветствовали Конференцию России и Северных стран "Последние нетронутые леса в северо-западной части России, охрана и устойчивое использование", которая запланирована к проведению в Стейнкьяр, Норвегия, 4-8 декабря.
28. Приветствовали инициативы Арктического Совета в области охраны природы и сохранения биоразнообразия и призвали к участию в осуществлении Циркумполярной Программы Мониторинга Биоразнообразия (ЦПМБ) и в подготовке Арктической оценки биоразнообразия, связанной с глобальной целью по биоразнообразию 2010 г.
Сотрудничество в области водных проблем
Министры окружающей среды СБЕР:
29. Выразили обеспокоенность тем, что плохое качество питьевой воды по-прежнему является основной экологической проблемой, влияющей на здоровье большинства населения Баренцева региона. Подчеркнули, что качество питьевой воды часто связано с управлением сточными водами, в связи с чем необходимы дополнительные усилия по разработке управления сточными водами, как на промышленном, так и на муниципальном уровнях. Устранение препятствий на пути реализации проектов, разъяснение разрешительных систем, а также обучение и повышение потенциала необходимы для продвижения проектов в области улучшения снабжения питьевой водой хорошего качества и внедрения высоких стандартов в управлении сточными водами. Это также является условием улучшения состояния морской среды в морях, подверженных воздействию Баренцева региона, Баренцевом и Балтийском морях.
30. Признали необходимость развития в разрозненных населенных пунктах Баренцева региона небольших проектов по водопользованию, направленных на повышение качества вод, и пилотных проектов, а также распространения результатов работ, проведенных на локальном уровне в данной сфере.
31. Призвали к дальнейшему сотрудничеству по трансграничным водным объектам и развитию мониторинга водных объектов для совершенствования информационной базы в целях содействия процессу принятия решений и обеспечению мер по улучшению состояния водных объектов.
32. Приветствовали сотрудничество России, Финляндии и Норвегии в приграничной зоне р. Пасвик по современному состоянию окружающей среды и усилиям, направленным на гармонизацию и стандартизацию методик мониторинга и оценки. Призвали к дальнейшему сотрудничеству в данной области.
33. Подчеркнули необходимость сотрудничества в области управления наводнениями, включая разработку мер по предотвращению и адаптации к наводнениям, обмен информацией по рискам наводнений и смягчению и адаптации к изменениям климата.
34. Приветствовали создание Подгруппы по водным вопросам в рамках РГОС и ее мандат, утвержденный РГОС. Призвали к более тесному сотрудничеству между Подгруппой по водным вопросам и Региональной Рабочей группой по окружающей среде.
Изменение климата
Министры окружающей среды СБЕР:
35. Приветствовали прогресс в выполнении обязательств Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и усилия Сторон по осуществлению национальной политики и программ в области предотвращения климатических изменений и их негативных последствий, последовательное осуществление комплексов мероприятий по ограничению и сокращению антропогенных выбросов парниковых газов из источников и защите и повышению качества поглотителей парниковых газов. Подтвердили свое обязательство, обозначенное в Декларации 6-й Министерской конференции "Окружающая среда для Европы" (Белград, октябрь 2007 г.) принять активное и конструктивное участие в Конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата, которая состоится в Индонезии в декабре 2007 года, с целью заключения на период после 2012 года всеобъемлющего (пост-киотского) соглашения, которое должно охватывать все основные источники выбросов и подготовка которого должна быть завершена до конца 2009 года.
36. Признали необходимость дальнейших действий по ускорению реализации рекомендаций Оценки воздействия на климат Арктики (ACIA), так же как и документа "Изменение климата Арктики: политические меры, относящиеся к Баренцеву региону", и подчеркнули важность действий по смягчению и адаптации к изменениям климата в рамках всех связанных с данной проблематикой направлений Баренцева сотрудничества
37. Отметили возможность развития в регионе проектов совместного осуществления, проектов в области энергетической эффективности и возобновляемых источников энергии и призвали к дальнейшим усилиям по реализации проектов совместного осуществления и улучшения регионального сотрудничества в области мелкомасшабных проектов, не влияющих на климат, с учетом опыта Фонда полигонов (многостороннего углеродного фонда, управляемого НЕФКО) в целях уменьшение выбросов парниковых газов в Баренцевом регионе и содействия ликвидации экологических горячих точек.
38. Будучи осведомленными о проблемах, стоящих на пути выполнения амбициозных задач в области изменения климата и устойчивого природопользования, учитывая большие запасы природных ресурсов региона, признали необходимость принятия мер, гарантирующих, что использование этих ресурсов не приведет к возрастанию нагрузок на глобальный и региональный климат, учитывая также негативное влияние на климат природных эмиссий метана и таяния льдов в Арктике.
39. Приветствовали сотрудничество между Советом Министров Северных стран и РГОС в области изучения влияния изменения климата на биоразнообразие, продукцию экосистем и экосистемные услуги в Баренцевом регионе.
40. Призвали к разработке проектов, связанных с Баренцевым регионом в следующих областях:
- последствия изменения климата для углеродного цикла Баренцева региона, включая проекты, связанные с важностью землепользования и природопользования;
- повышение знаний об изменении условий проживания жителей региона и их возможностях адаптироваться к изменениям климата путем диалога между экспертами, федеральными и региональными органами власти, гражданским обществом с целью разработки мер по уменьшению изменения климата.
Меры, предпринимаемые на региональном и локальном уровне
Министры окружающей среды СБЕР:
41. Приветствовали работу, проведенную Региональной Рабочей группой по окружающей среде (РРГОС), включая подготовку итогового отчета по водным ресурсам и биоразнообразию в рамках проекта "Баренц-2010" и перечня совместных экологических проектов, реализованных за период 1995-2007 гг.
42. Приветствовали решение РГОС тесно сотрудничать с РГОС, включая проведение совместных заседаний РГОС и РРГОС, так как такое сотрудничество обеспечивает результаты работы на национальном уровне, помогает определять потребности и подготавливать небольшие проекты, которые требуют координации, продвижения и мониторинга на национальном уровне, помогает преодолевать трудности при осуществлении проектов и позволяет получить доступ к знаниям и опыту экспертов регионального уровня, и подчеркнули важность участия региональных представителей на заседаниях РРГОС.
Формат работы и взаимодействие с другими структурами
Министры окружающей среды СБЕР:
43. Поддержали новую организационную структуру РГОС, имеющую целью повышение эффективности деятельности РГОС. Данная структура подразумевает создание трех подгрупп - Подгруппы по чистому производству и экологически безопасному потреблению, Подгруппы по охране природы и Подгруппы по водным вопросам. РГОС является инструментом Министров для обеспечения природоохранного сотрудничества в Баренцевом регионе и координации деятельности подгрупп. Министры попросили РГОС провести оценку функционирования, структуры и мандатов подгрупп в течение следующего двухлетнего периода работы и доложить на следующей Конференции министров.
44. Призвали к усилению взаимодействия в области охраны окружающей среды и устойчивого развития с Арктическим Советом и его Рабочими группами и Программами, Советом Министров Северных стран и его Рабочими группами и Программами, другими рабочими группами СБЕР, в частности Рабочей группой по энергетике, Рабочей группой по экономике и ее Целевой группой по лесному сектору.
45.Предложили учитывать опыт Совета Государств Балтийского моря и Хельсинской Комиссии там, где сферы деятельности похожи, призвали к сотрудничество# там, где это осуществимо, и обмену информацией об опыте, связанном с управлением морской средой Баренцева и Балтийского морей.
46. Предложили тесно сотрудничать в рамках Северного Измерения, в котором СБЕР является участником. Приветствовали включение НЕФКО в Управляющую группу Природоохранного Партнерства Северного Измерения (в ожидании решения Ассамблеи) и развитие синергий между ПРООН и НЕФКО по проектам в Северо-Западном регионе Российской Федерации.
Будущая работа
Министры окружающей среды СБЕР:
47. Согласились, что в своей будущей работе Рабочая группа по окружающей среде сфокусируется на следующих вопросах:
- ликвидация экологических горячих точек Баренцева региона;
- внедрение и распространение принципов чистого производства и экологически безопасного потребления;
- охрана природы и сохранение биоразнообразия;
- проекты в области смягчения и адаптации к изменениям климата;
- управление водными ресурсами и их охрана, включая качество питьевых вод;
- проекты по ликвидации опасных веществ.
48. Министры также попросили Рабочую группу по окружающей среде доложить о результатах своей работы на следующей встрече Министров окружающей среды стран Баренцева региона.
49. С признательностью приняли предложение Норвегии о принятии председательства в Рабочей группе по окружающей среде в период с 2007 по 2009 гг. После этого председательство переходит от Норвегии к Швеции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Декларация Совета Баренцева Евро-Арктического региона (СБЕР) (Москва, 9 ноября 2007 г.)
Текст Декларации размещен на сайте Министерства природных ресурсов Российской Федерации в Internet (http://www.mnr.gov.ru)