Рекомендация Международной Организации Труда от 17 июня 2004 г. N 195
о развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 1 июня 2004 года на свою 92-ю сессию,
признавая, что образование, подготовка кадров и непрерывное обучение вносят существенный вклад в обеспечение интересов отдельных граждан, предприятий, экономики и общества в целом, особенно учитывая исключительно важный вызов, связанный с достижением полной занятости, искоренением бедности, обеспечением социальной интеграции и устойчивого экономического роста в условиях глобальной экономики;
призывая правительства, работодателей и работников вновь подтвердить свою приверженность процессу непрерывного обучения: правительства - посредством инвестирования средств и создания условий для дальнейшего развития образования и подготовки кадров на всех уровнях; предприятия - посредством обеспечения подготовки своих наемных работников; и отдельных граждан - посредством использования возможностей, предоставляемых в области образования, подготовки кадров и непрерывного обучения;
признавая, что образование, подготовка кадров и непрерывное обучение имеют основополагающий характер и должны быть неотъемлемой частью и отвечать особенностям всеобъемлющих политики и программ в экономической, финансовой и социальной областях, а также в области рынка труда, которые имеют большое значение для устойчивого экономического роста, создания занятости и социального развития;
признавая, что многие развивающиеся страны нуждаются в поддержке при разработке, финансировании и реализации соответствующей политики в области образования и подготовки кадров для обеспечения развития человека, экономического роста, создания занятости и искоренения бедности;
признавая, что образование, подготовка кадров и непрерывное обучение являются факторами, способствующими развитию личности, открывающими доступ к культурным ценностям и активной гражданской позиции;
напоминая о том, что реализация концепции достойного труда для работников где бы то ни было является одной из основных задач Международной организации труда;
отмечая права и принципы, воплощенные в соответствующих актах Международной организации труда, в частности:
а) в Конвенции 1975 года о развитии людских ресурсов; Конвенции и Рекомендации 1964 года о политике в области занятости; Рекомендации 1984 года о политике в области занятости (дополнительные положения); и Конвенции и Рекомендации 1974 года об оплачиваемых учебных отпусках;
b) в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда;
c) в Трехсторонней декларации принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики;
d) в Заключениях о развитии людских ресурсов и подготовке кадров, принятых на 88-й сессии (2000 г.) Международной конференции труда;
постановив принять ряд предложений о развитии людских ресурсов и подготовке кадров, что является четвертым пунктом повестки дня сессии;
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего семнадцатого дня июня месяца две тысячи четвертого года следующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 2004 года о развитии людских ресурсов.
I. Цель, сфера применения и определения
1. Государства-члены должны, опираясь на социальный диалог, формулировать, проводить в жизнь и пересматривать национальную политику в области развития людских ресурсов, образования, подготовки кадров и непрерывного обучения, которая была бы совместима с политикой, проводимой в экономической, финансовой и социальной областях.
2. Применительно к настоящей Рекомендации:
a) термин "непрерывное обучение" охватывает всю учебную деятельность, предпринимаемую в течение всей жизни для развития компетентности и квалификации;
b) термин "компетентность" охватывает знания, навыки и производственный опыт, применяемые и совершенствуемые в конкретных условиях;
c) термин "квалификация" означает официальное выражение технических или профессиональных навыков работника, которые признаются на международном, национальном или отраслевом уровнях;
d) термин "потенциал к трудоустройству" означает уровень универсальных компетентности и квалификации, которые усиливают потенциал человека в использовании предоставляемых образованием и подготовкой кадров возможностей для получения достойной работы и закрепления на ней, достижения прогресса на предприятии и на различных рабочих местах, а также преодоления проблем, вызванных изменениями в технологии и условиях на рынке труда.
3. Государства-члены должны определять политику в области развития людских ресурсов, образования, подготовки кадров и непрерывного обучения, которая обеспечивала бы:
а) содействие непрерывному обучению, укрепление потенциала к трудоустройству и входила бы в круг политических мер, направленных на создание достойных рабочих мест и на достижение устойчивого экономического и социального развития;
b) учет в равной степени экономических и социальных целей, повышение значения устойчивого экономического развития в контексте глобальной экономики и в условиях общества, основанного на знаниях и квалификации, а также развитие компетентности, содействие достойному труду, сохранение рабочих мест, социальное развитие, социальную интеграцию и сокращение масштабов бедности;
c) повышение значения нововведений, конкурентоспособности, производительности и роста экономики, создания достойных рабочих мест и потенциала людей к трудоустройству, принимая во внимание, что нововведения создают новые возможности для занятости и требуют новых подходов к образованию и подготовке кадров в целях удовлетворения спроса на новые специальности;
d) решение задачи преобразования деятельности в неформальной экономике в достойный труд, в полной мере интегрированный в основное русло экономической жизни; следует разработать политические меры и программы с целью создания достойных рабочих мест и возможностей для образования и подготовки кадров, а также аттестации полученных ранее образования и квалификации, чтобы помочь работникам и работодателям в переходе в реальный сектор экономики;
e) содействие устойчивым государственным и частным инвестициям в инфраструктуру, необходимую для использования информационных и телекоммуникационных технологий в области образования и подготовки кадров, а также в подготовку преподавательских и педагогических кадров с использованием местных, национальных и международных сетей сотрудничества;
f) снижение уровня неравенства в участии в процессах образования и подготовки кадров.
4. Государства-члены должны:
a) признавать право каждого гражданина на образование и подготовку и, в сотрудничестве с социальными партнерами, обеспечивать доступность непрерывного обучения для всех;
b) признавать, что реализация процесса непрерывного обучения должна иметь в основе твердую приверженность, которую правительства проявляют посредством инвестирования средств и создания условий для дальнейшего развития образования и подготовки кадров на всех уровнях; предприятия - посредством обеспечения подготовки своих наемных работников; и отдельные граждане - посредством использования возможностей для развития своей компетентности и профессиональной карьеры.
II. Разработка и осуществление политики в области образования и подготовки кадров
5. Государства-члены должны:
а) определять, с участием социальных партнеров, национальную стратегию в области образования и подготовки кадров, а также устанавливать руководящие принципы проведения политики в области подготовки кадров на национальном, региональном, местном и отраслевом уровнях и на уровне предприятий;
b) разрабатывать благоприятную социальную и иную политику, создавать экономические условия и стимулы, побуждать предприятия инвестировать средства в сферу образования и подготовки кадров, отдельных граждан - развивать свою компетентность и профессиональную карьеру и предоставлять всем возможности для участия в программах образования и подготовки кадров и стимулировать их;
c) содействовать развитию системы образования и подготовки кадров, соответствующей национальным условиям и практике;
d) брать на себя основную ответственность за направление инвестиций в повышение качества образования и предварительной профессиональной подготовки, признавая, что квалифицированные преподаватели и педагоги, работающие в достойных условиях, имеют основополагающее значение;
e) разрабатывать национальные квалификационные основы, способствующие непрерывному обучению работников, оказывать предприятиям и службам занятости помощь в приведении в соответствие спроса и предложения специалистов нужной квалификации, ориентировать граждан в их выборе форм профессиональной подготовки и направлений профессионального роста, а также содействовать признанию полученного ранее образования и приобретенных ранее навыков, компетентности и опыта; эти квалификационные основы должны следовать изменениям в технологии и тенденциях на рынке труда, а также учитывать региональные и местные особенности и не утрачивать прозрачность на национальном уровне;
f) укреплять социальный диалог и коллективные переговоры по вопросам подготовки кадров на международном, национальном, региональном, местном, отраслевом уровнях и на уровне предприятий как основополагающий принцип для развития систем, приближения программ к реальной жизни, повышения их качества и обеспечения эффективности затрат;
g) содействовать равным возможностям для женщин и мужчин в сфере образования, подготовки кадров и непрерывного обучения;
h) обеспечивать доступность образования, подготовки кадров и непрерывного обучения для лиц с особыми нуждами, которые определены в этом качестве на национальном уровне, таких как молодежь, лица с низким уровнем квалификации, инвалиды, мигранты, пожилые работники, лица коренной национальности, группы этнических меньшинств и социально изолированные категории граждан, а также работники малых и средних предприятий, работники в неформальной экономике, сельском секторе и самозанятые работники;
i) оказывать поддержку социальным партнерам, чтобы они получали возможность принимать участие в социальном диалоге по подготовке кадров;
j) оказывать поддержку и помощь отдельным гражданам посредством обеспечения образования, подготовки кадров и непрерывного обучения и проведения другой политики и программ, направленных на приобретение и применение ими навыков предпринимательской деятельности с целью создания достойных условий труда для себя и других.
6. 1) Государства-члены должны создавать, поддерживать и совершенствовать координируемую систему образования и подготовки кадров в рамках концепции непрерывного обучения, принимая во внимание основную ответственность правительства за вопросы образования и предварительной профессиональной подготовки, а также за подготовку безработных, признавая в то же время роль социальных партнеров в обеспечении дополнительной подготовки, в частности жизненно важную роль работодателей в предоставлении возможностей для приобретения производственного опыта.
2) Образование и предварительная профессиональная подготовка включают обязательное базовое образование, предусматривающее наличие базовых знаний, умение читать и считать, а также умение использовать должным образом информационные и телекоммуникационные технологии.
7. Государства-члены, принимая решения относительно инвестиций в образование и подготовку кадров, должны учитывать показатели, служащие ориентирами для сопоставимых стран, регионов и секторов.
III. Образование и предварительная профессиональная подготовка
8. Государства-члены должны:
a) признавать свою ответственность за образование и предварительную профессиональную подготовку и повышать, в сотрудничестве с социальными партнерами, их всеобщую доступность для укрепления потенциала к трудоустройству и содействия социальной интеграции;
b) развивать подходы к неофициальным формам образования и подготовки кадров, особенно в интересах взрослых, которые в молодости были лишены возможностей для получения образования и профессиональной подготовки;
c) поощрять, по мере возможности, использование новых информационных и телекоммуникационных технологий в процессе обучения и подготовки кадров;
d) обеспечивать информацию и консультирование по вопросам профессионально-технической подготовки, рынка труда, развития карьеры, профориентации и занятости, дополняя их информацией о правах и обязанностях всех заинтересованных сторон в соответствии с трудовым законодательством и иными формами регулирования вопросов труда;
e) обеспечивать, чтобы программы образования и предварительной профессиональной подготовки имели актуальный характер, а их качество поддерживалось на должном уровне;
f) обеспечивать разработку и укрепление систем профессионального образования и подготовки кадров, предоставляющих надлежащие возможности для развития и аттестации квалификации, отвечающей требованиям рынка труда.
IV. Развитие компетентности
9. Государства-члены должны:
a) содействовать, с участием социальных партнеров, постоянному выявлению тенденций в отношении компетентности, в которой нуждаются отдельные граждане, предприятия, экономика и общество в целом;
b) признавать роль социальных партнеров, предприятий и работников в подготовке кадров;
c) поддерживать инициативы социальных партнеров в области подготовки кадров, выдвигаемые в рамках двустороннего диалога, в том числе на коллективных переговорах;
d) принимать меры позитивного характера в целях стимулирования инвестиций в подготовку кадров и участия в ней;
е) признавать обучение, полученное на производстве, включая официальное и неофициальное обучение, а также производственный опыт;
f) способствовать расширению обучения и подготовки кадров на производстве посредством:
i) применения высокоэффективной производственной практики, повышающей уровень квалификации;
ii) организации подготовки с отрывом и без отрыва от производства с привлечением государственных и частных образовательных учреждений, а также посредством более широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий;
iii) использования новых форм обучения одновременно с проведением надлежащей социальной политики и мер, способствующих участию в подготовке кадров;
g) побуждать работодателей частного и государственного секторов к использованию передовых практических методов развития людских ресурсов;
h) разрабатывать стратегии, меры и программы равных возможностей, направленные на содействие и обеспечение подготовки женщин и особых категорий населения, работников отдельных секторов экономики и лиц с особыми нуждами, с целью снижения уровня неравенства;
i) содействовать равным возможностям и доступу к профессиональной ориентации и повышению квалификации для всех работников, а также поддерживать переподготовку наемных работников, которые рискуют потерять рабочие места;
j) призывать многонациональные предприятия обеспечивать подготовку своих наемных работников всех уровней в направляющих и принимающих странах, чтобы удовлетворять потребности предприятий и вносить вклад в развитие страны;
k) содействовать разработке справедливой политики и созданию равных возможностей в области подготовки кадров для всех наемных работников государственного сектора, признавая роль социальных партнеров в этом секторе;
l) содействовать проведению политики, которая способствует совмещению отдельными гражданами трудовой деятельности с семейными обязанностями и интересами непрерывного обучения.
V. Подготовка кадров к достойному труду и социальной интеграции
10. Государства-члены должны признавать:
a) основную ответственность правительства за подготовку безработных, лиц, впервые или повторно выходящих на рынок труда, а также лиц с особыми нуждами, чтобы развивать и укреплять их потенциал к трудоустройству, обеспечивая достойный труд на предприятиях частного и государственного секторов с помощью таких методов, как стимулирование и оказание содействия;
b) роль социальных партнеров в обеспечении поддержки процессу интеграции безработных и лиц с особыми нуждами на рабочих местах посредством проведения политики развития людских ресурсов и иных мер;
с) роль местных органов власти и общин и других заинтересованных сторон в деле осуществления программ в интересах лиц с особыми нуждами.
VI. Рамки для признания и аттестации квалификации
11. 1) На основе консультаций с социальными партнерами, а также с использованием национальных квалификационных основ, следует принимать меры, направленные на содействие разработке, реализации и финансированию прозрачного механизма оценки, аттестации и признания уровня квалификации, в том числе ранее приобретенных знаний и опыта, независимо от того, в какой стране они были получены и были ли они получены в рамках официальных или неофициальных систем.
2) Такая методология оценки должна иметь объективный и недискриминационный характер и быть основана на нормах.
3) Национальные рамки должны включать надежную систему аттестации, которая обеспечивает универсальный характер квалификации работников и ее признание в различных секторах, отраслях, предприятиях и образовательных учреждениях.
12. Следует разработать специальные положения, обеспечивающие признание и аттестацию уровня знаний и квалификации трудящихся-мигрантов.
VII. Образовательные учреждения
13. Государства-члены должны, в сотрудничестве с социальными партнерами, способствовать разнообразию методов подготовки кадров, чтобы удовлетворять различные потребности отдельных граждан и предприятий и обеспечивать высокие стандарты качества, признание и универсальный характер компетентности и квалификации в рамках национальных систем гарантии качества.
14. Государства-члены должны:
а) разрабатывать рамки для аттестации квалификации образовательных учреждений;
b) определять роль правительства и социальных партнеров в содействии расширению и диверсификации подготовки кадров;
c) включать гарантии качества в государственные системы и содействовать их развитию на частном рынке подготовки кадров, оценивая результаты образования и подготовки кадров;
d) разрабатывать стандарты качества для преподавательских кадров и создавать для них возможности соответствовать этим стандартам.
VIII. Службы профессиональной ориентации и поддержки подготовки кадров
15. Государства-члены должны:
a) оказывать поддержку и способствовать тому, чтобы человек в течение всей жизни имел доступ к службам профессиональной ориентации и информации о развитии карьеры, службам трудоустройства и методам поиска работы, а также к службам поддержки подготовки кадров и мог участвовать в их деятельности;
b) содействовать и поощрять использование информационных и телекоммуникационных технологий, а также традиционной передовой практики в службах профессиональной ориентации и информации о развитии карьеры и службах поддержки подготовки кадров;
c) определять, на основе консультаций с социальными партнерами, роль и обязанности служб занятости, образовательных учреждений и других соответствующих органов и организаций, оказывающих услуги в области информации о профессиональной подготовке, профессиональной карьере и профессиональной ориентации;
d) представлять информацию и ориентиры относительно предпринимательской деятельности, содействовать развитию предпринимательских навыков и повышать понимание педагогами и преподавателями важной роли предприятий, в том числе в обеспечении роста и создании достойных рабочих мест.
IX. Исследования в области развития людских ресурсов, образования, подготовки кадров и непрерывного обучения
16. Государства-члены должны оценивать воздействие, оказываемое их политикой в области образования, подготовки кадров и непрерывного обучения, на прогресс в деле достижения более обширных целей развития людских ресурсов, таких как создание достойных рабочих мест и искоренение бедности.
17. Государства-члены должны развивать собственный национальный потенциал, а также оказывать поддержку и способствовать развитию потенциала социальных партнеров в отношении анализа тенденций на рынках труда и в области развития людских ресурсов и подготовки кадров.
18. Государства-члены должны:
а) осуществлять сбор информации, в разбивке по полу, возрасту и другим социально-экономическим параметрам, об уровне образования, квалификации, деятельности в области подготовки кадров, а также о занятости и доходах, особенно в рамках регулярных обследований населения, с целью выявления тенденций и проведения сравнительного анализа для определения направлений развития политики;
b) формировать базы данных и разрабатывать количественные и качественные показатели, в разбивке по полу, возрасту и другим параметрам, касающиеся национальных систем подготовки кадров, а также осуществлять сбор данных о подготовке кадров в частном секторе, принимая во внимание влияние сбора данных на деятельность предприятий;
c) осуществлять сбор информации об уровне компетентности работников и о новых тенденциях на рынке труда, используя для этого различные источники, включая результаты продольного анализа, которые не ограничиваются традиционными классификаторами специальностей.
19. Государства-члены должны, на основе консультаций с социальными партнерами и принимая во внимание влияние сбора данных на деятельность предприятий, оказывать поддержку и способствовать исследованиям в области развития людских ресурсов и подготовки кадров, в том числе в следующих областях:
а) методологии обучения и подготовки кадров, включая применение информационных и телекоммуникационных технологий в подготовке кадров;
b) признание уровня профессиональных навыков и разработка квалификационных требований;
c) политика, стратегии и основы развития людских ресурсов и подготовки кадров;
d) направление инвестиций в подготовку кадров, а также повышение эффективности и влияния подготовки кадров;
e) определение, измерение и прогнозирование тенденций спроса и предложения в области компетентности и квалификации на рынке труда;
f) выявление и преодоление барьеров, снижающих доступность профессиональной подготовки и образования;
g) выявление и преодоление гендерных различий при оценке уровня компетентности;
h) подготовка, публикация и распространение докладов и документации о политике, исследованиях и имеющихся данных.
20. Государства-члены должны использовать информацию, полученную в результате исследований, для планирования, осуществления и оценки программ.
X. Международное и техническое сотрудничество
21. Международное и техническое сотрудничество в области развития людских ресурсов, образования, подготовки кадров и непрерывного обучения должно быть направлено на:
а) разработку механизма, снижающего отрицательные последствия для развивающихся стран потери квалифицированных кадров вследствие миграции, включая разработку стратегий, укрепляющих системы развития людских ресурсов в странах происхождения, признавая при этом, что создание условий, благоприятных для экономического роста, инвестиций, создания достойных рабочих мест и развития человека, будет оказывать положительное влияние на закрепление в стране квалифицированной рабочей силы;
b) содействие расширению возможностей для женщин и мужчин в получении достойной работы;
c) содействие развитию национального потенциала в реформировании и развитии политики и программ в области подготовки кадров, включая развитие потенциала для социального диалога и установления партнерских отношений в области подготовки кадров;
d) содействие развитию предпринимательской деятельности и достойной занятости, а также обмену опытом, касающимся передовой международной практики;
e) укрепление потенциала социальных партнеров в содействии динамичной политике непрерывного обучения, в частности, в отношении новых аспектов региональной экономической интеграции, миграции и возникающего поликультурного общества;
f) содействие признанию и универсальности навыков, компетентности и квалификации на национальном и международном уровнях;
g) повышение технической и финансовой помощи развивающимся странам и содействие на уровне международных финансовых институтов и специализированных финансовых учреждений согласованной политике и программам, которые ставят вопросы образования, подготовки кадров и непрерывного обучения в центр политики в области развития;
h) учет специфических проблем имеющих задолженности развивающихся стран, изучение возможностей для разработки и использования новаторских подходов к вопросу о выделении дополнительных средств на цели развития людских ресурсов;
i) содействие сотрудничеству между правительствами, социальными партнерами, частным сектором и международными организациями по всем другим аспектам и стратегиям, охваченным в настоящем акте.
XI. Заключительное положение
22. Настоящая Рекомендация пересматривает и заменяет Рекомендацию 1975 года о развитии людских ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Международной Организации Труда от 17 июня 2004 г. N 195 о развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение
Текст Рекомендации размещен на официальном сервере Международной организации труда в Internet (http://www.ilo.org)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Рекомендация Международной организации труда от 12 июня 2023 г.
Изменения вступают в силу с 12 июня 2023 г.