19 февраля 2013 г., 26 декабря 2014 г.
В Хабаровском крае ведется постоянная работа по сохранению окружающей природной среды и обеспечению ее защиты. В результате выполнения мероприятий, определенных постановлением Правительства Хабаровского края от 27 июня 2007 г. N 124-пр "Об экологической ситуации в Хабаровском крае и мерах по ее улучшению", достигнуты значимые результаты во многих направлениях.
За счет перевода на газ энергоисточников, модернизации пылегазоочистного оборудования на предприятиях края достигнуто снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 15,9 тыс. тонн, или на 12,2 процента.
В целях охраны водных объектов при активном участии края подписан ряд российско-китайских соглашений. Налажена система российско-китайского мониторинга рек Амура и Уссури, создан и функционирует краевой центр экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Проведена инвентаризация мест хранения и захоронения отходов. Введен в эксплуатацию ряд установок по обезвреживанию опасных отходов. Активизирована работа по ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности Амурского целлюлозно-картонного комбината, Солнечного горно-обогатительного комбината, Комсомольского сернокислотного завода.
В целях сохранения биологического разнообразия для настоящего и будущих поколений образованы Анюйский национальный парк, заказники "Аистиный", "Коппи", экологические коридоры, ряд памятников природы, что позволило увеличить площадь особо охраняемых природных территорий в крае на 486,54 тыс. гектаров, или до 7,9 процента от территории края.
Выпущено новое издание Красной книги Хабаровского края, утвержден региональный план действий по сохранению амурского тигра до 2015 года. Разработана методика оценки ущерба редким и исчезающим видам растений и животных, занесенных в Красную книгу Хабаровского края.
С усилением роли государственного экологического контроля на 41,4 процента повысились поступления в бюджет края доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые составили в 2009 году 183,2 млн. рублей.
Работа по формированию экологической культуры населения включает проведение различных массовых мероприятий, повышение квалификации сотрудников органов государственной власти края, местного самоуправления, специалистов и руководителей предприятий и учреждений, издание печатной продукции, еженедельное информирование населения края о состоянии окружающей среды в крае. В течение последних лет край становился призером общероссийских экологических конкурсов.
Вместе с тем проводимая в крае работа по обеспечению экологической безопасности недостаточна.
Не достигнуты целевые прогнозные показатели по вводу обустроенных мест размещения твердых бытовых отходов. Вследствие недостаточной экологической культуры населения, безответственности хозяйствующих субъектов продолжается увеличение количества несанкционированных свалок. Санкционированные свалки вследствие их необорудованности становятся дополнительными очагами загрязнения.
Актуальным для жителей края продолжает оставаться микробиальное загрязнение р. Амура, в течение восьми лет действует запрет на купание, растет уровень заболеваемости кишечными инфекциями, связанными со сбросами в водные объекты неочищенных сточных вод, в том числе серозно-вирусным менингитом, гепатитом A.
Реформирование системы государственного и муниципального экологического контроля, ограничение прав инспекторов по проведению внеплановых проверок привели к снижению эффективности предупреждения, выявления и пресечения экологических правонарушений.
Решение проблем строительства и реконструкции очистных сооружений канализации, обустройства мест размещения твердых бытовых отходов, ликвидации накопленного ущерба в результате банкротства предприятий требует программно-целевого подхода, объединения усилий органов государственной власти Российской Федерации и края, органов местного самоуправления. Для этого необходима разработка краевых целевых программ, включение объектов края в разрабатываемые федеральную целевую программу "Экологическая безопасность России (2012 - 2020 годы)", федеральную целевую программу по охране и использованию р. Амура, корректируемую федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года".
В целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, защищенности природной среды и жизненно важных интересов населения края от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности:
1. Утвердить прилагаемые:
Стратегию экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года;
Мероприятия по реализации Стратегии экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года;
Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий краевого значения на территории Хабаровского края до 2020 года.
2. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края:
2.1. Обеспечить выполнение Мероприятий по реализации Стратегии экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года, утвержденных настоящим распоряжением.
2.2. При разработке краевых целевых программ по курируемым направлениям деятельности руководствоваться документами, утвержденными настоящим распоряжением.
2.3. В пределах своей компетенции оказывать в соответствии с законодательством поддержку предприятиям курируемых отраслей по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации производства на основе внедрения современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий и использования высокоэффективных очистных систем.
2.4. Учитывать показатели экологической эффективности при планировании направлений развития курируемых отраслей.
2.5. В пределах своей компетенции оказывать в соответствии с законодательством поддержку предприятиям, специализирующимся в области утилизации отходов, в создании сети пунктов приема вторичных ресурсов и расширении производства продукции из вторичного сырья.
3. Министерству природных ресурсов края (Шихалев В.М.):
3.1. Совместно с управлением гражданской защиты Правительства края (Маслов В.Л.) в срок до 01 декабря 2011 г. разработать проект краевой целевой программы, предусматривающей реализацию комплекса мер по охране окружающей среды в Хабаровском крае, в том числе по ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет, охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, развитию краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды, на 2013 - 2017 годы.
3.2. В срок до 20 декабря 2010 г. подготовить и направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложения, направленные на совершенствование законодательства в области обращения с отходами, нормирования воздействия на окружающую среду, расширения прав государственных инспекторов по охране природы.
3.3. Совместно с Департаментом Федеральной службы и надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (Титков П.Ф.) (по согласованию), главами городских округов и муниципальных районов края (по согласованию) в срок до 01 апреля 2011 г. подготовить типовой проект соглашения о взаимодействии в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территориях муниципальных образований края.
3.4. Совместно с министерством жилищно-коммунального хозяйства края (Литвинчук А.А.) в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством оказать поддержку администрации городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" (Михалев В.П.) по внедрению на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" пилотного проекта по развитию сбора отходов с разделением их на виды (текстиль, бумага и другие), а также утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
3.5. В срок до 01 сентября 2011 г. подготовить и представить Губернатору края предложения по оптимизации штатной численности государственных инспекторов Хабаровского края по охране природы.
3.6. Совместно с министерствами края, иными органам исполнительной власти края, главами городских округов и муниципальных районов края (по согласованию) организовать обучение в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей и специалистов курируемых предприятий и организаций, органов местного самоуправления, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
4. Министерству жилищно-коммунального хозяйства края в срок до 01 сентября 2011 г. подготовить и представить Губернатору края предложения по разработке краевой целевой программы, направленной на снижение сбросов загрязненных сточных вод из коммунальных систем водоотведения в водные объекты и строительство полигонов твердых бытовых отходов в населенных пунктах края.
5. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края принять участие в реализации пункта 2 настоящего распоряжения, разработать и принять муниципальные целевые программы по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории муниципальных образований.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра природных ресурсов края Шихалева В.М.
Губернатор, Председатель |
В.И. Шпорт |
Стратегия
экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. N 758-рп)
1. Общие положения
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, рассматривает обеспечение экологической безопасности как важную составляющую национальной безопасности государства. При этом стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, устанавливает в качестве основной цели экологической политики значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств за счет снижения удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3 - 7 раз в зависимости от отрасли, снижения уровня экологического воздействия в 2 - 2,5 раза, роста уровня экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) до 1 - 1,5 процента валового внутреннего продукта в 2020 году.
Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, устанавливает в качестве одной из стратегических целей развития водохозяйственного комплекса охрану и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
Решение экологических проблем является одним из стратегических направлений развития Дальнего Востока, определенных в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р.
Одним из основных принципов деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления является ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
По данным Всемирной организации здравоохранения, более 30 процентов болезней вызвано факторами окружающей среды. Качество жизни, устойчивость развития экономики находятся в неразрывной связи с экологической безопасностью.
Стратегия экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года (далее - Стратегия) представляет собой систему мер, направленных на создание экологически безопасной среды обитания населения края, сохранение и восстановление природных комплексов и объектов на территории края.
Стратегия является основой для долгосрочного планирования, разработки и реализации краевых целевых программ социально-экономического развития, экологических программ и планов действий, практической деятельности органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории края, в том числе оказывающих услуги в сфере охраны окружающей среды и оздоровления населения, учебных и научных учреждений, а также общественных организаций и средств массовой информации.
2. Современное состояние и перспективные направления охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Хабаровском крае
2.1. Водные объекты бассейна р. Амура
Река Амур является крупнейшей трансграничной рекой Евразии, в бассейне которой расположено пять субъектов Российской Федерации, три провинции Китайской Народной Республики, три аймака Монголии.
Хабаровский край располагается в нижнем течении р. Амура и сбросы всех расположенных выше в бассейне р. Амура территорий оказывают влияние на качество воды.
В последние годы значительно усилилось антропогенное воздействие на природную среду в бассейне р. Амура со стороны Китайской Народной Республики.
В бассейне р. Амура расположено пять субъектов Российской Федерации и у всех очистные сооружения канализации либо отсутствуют, либо работают в ненормативном режиме.
По-прежнему вызывает озабоченность высокий уровень микробиологического загрязнения р. Амура. Большинство водных объектов края в местах купания населения не соответствуют действующим санитарным правилам и гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. В последние годы возрастает количество вспышек инфекционных заболеваний, обусловленных водным фактором, а также "воднозависимых патологий". Растет уровень заболеваемости кишечными инфекциями, связанными со сбросами в водные объекты неочищенных сточных вод; увеличивается степень риска воздействия на организм человека канцерогенных факторов.
По результатам исследований качества воды р. Амура от 2 до 75 процентов проб воды в контрольных точках в крае не соответствуют гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Ежегодно в крае фиксируется 300 - 500 случаев заболевания энтеровирусным менингитом (в 2006 году - 1443 случая). Уровень заболеваемости гепатитом A у населения Приамурья на 47,7 процента выше российского.
Правительством края ведется активная работа по защите р. Амура.
Создан и функционирует Краевой центр экологического мониторинга, позволяющий вести на новом качественном уровне исследования воды, донных отложений, рыбы. В рамках краевой системы экологического мониторинга скоординированы действия всех структур в крае, ответственных за охрану окружающей среды. За счет средств федерального и краевого бюджетов ежегодно проводится исследование качества воды в р. Амуре по 84 токсикантам и 10 вирусологическим и микробиологическим показателям.
Проведена большая работа по снижению трансграничного загрязнения р. Амура. При активной работе органов исполнительной власти края заключено российско-китайское соглашение о сотрудничестве в области охраны и использования трансграничных водных объектов.
В 2005 - 2006 годах осуществлялся совместный российско-китайский мониторинг рек Сунгари и Амура, который позволил выявить приоритетные загрязнители, места их поступления. В результате китайской стороной активизировано принятие мер по экологическому оздоровлению р. Сунгари.
В августе 2006 г. Госсоветом Китайской Народной Республики была утверждена Программа экологического оздоровления р. Сунгари.
В результате принятых мер за последние два года качество воды р. Сунгари заметно улучшилось - уменьшилось содержание специфических загрязняющих веществ в воде р. Амура после впадения р. Сунгари. При этом подобные меры с российской стороны отсутствуют.
В Хабаровском крае до нормативных показателей очищается 0,2 процента от общего объема сбросов. Практически все очистные сооружения в крае работают в ненормативном режиме из-за перегрузки по гидравлике, несоответствия типа очистных сооружений категории поступающих сточных вод, нарушения правил эксплуатации очистных сооружений.
Основной объем сточных вод поступает в р. Амур из коммунальных систем водоотведения городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска. В некоторых населенных пунктах очистные сооружения отсутствуют. Существующие очистные сооружения эксплуатируются 25 - 30 и более лет и нуждаются в реконструкции.
Недостаточными темпами ведется реконструкция очистных сооружений канализации г. Хабаровска. По данным за 2009 год, в среднем по краю износ очистных сооружений канализации составляет 71,7 процента. На восстановление основных фондов канализационного хозяйства населенных пунктов необходимо около 18,5 млрд. рублей, в том числе на ремонт коллекторов свыше 9 млрд. рублей. При этом большинство объектов в настоящее время не имеет разработанной проектно-сметной документации.
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация водоотведения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения, в то же время средств местных бюджетов недостаточно и требуется финансовая поддержка из федерального и краевого бюджетов.
С учетом недостаточной очистки сбрасываемых с российской стороны в трансграничную реку сточных вод необходимо включение строительства (реконструкции) очистных сооружений водоотведения в населенных пунктах, расположенных в бассейне р. Амура, в федеральные целевые программы с выделением финансирования из федерального бюджета.
Принятие специальной целевой программы, направленной на оздоровление р. Амура, имеет политическое и социально-экологическое значение для Хабаровского края.
Параллельно необходимо продолжение работы по использованию альтернативных подземных источников питьевой воды, в том числе вводу в эксплуатацию водозаборных сооружений Тунгусского месторождения в г. Хабаровске и комплекса обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора в пласте в г. Комсомольске-на-Амуре.
Для того, чтобы исключить вторичное загрязнение воды и обеспечить надежное водоснабжение населенных пунктов края, необходимы развитие сетевого хозяйства, реконструкция существующих и строительство новых водопроводных линий.
В связи с изменениями, происходящими в сфере промышленного развития российского Дальнего Востока и Китая, необходимы постоянная актуализация гидрохимических показателей мониторинга окружающей среды, расширение спектра методов биоиндикации для оценки состояния экосистемы р. Амура, научное обоснование и учет региональных приоритетных факторов экологического риска, выявление корреляций между состоянием окружающей среды и здоровьем населения.
Зарегулированность части бассейна р. Амура приводит к изменению режима внутригодового распределения стока реки: увеличение расходов воды зимней межени и уменьшение расходов воды в летний период. В маловодные годы это приводит к осушению и возгоранию торфяников, расположенных в пойме р. Амура и требует согласованных экологических попусков Зейской и Бурейской ГЭС для обводнения поймы.
Избыточная аккумуляция наносов в долине р. Амура, характерная для нижнего течения реки, распашка земель и сведение лесов в бассейне р. Амура значительно увеличивают объемы твердого стока и приводят к интенсивному разделению (фуркации) русла и размыву берегов, необходима инженерная защита от вредного воздействия вод.
Для улучшения качества водных объектов в крае основными направлениями деятельности на период до 2020 года являются:
снижение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты путем внедрения водосберегающих технологий, строительства новых, реконструкции и модернизации действующих очистных сооружений водоотведения на основе современных технологий и оборудования, в первую очередь, в системе жилищно-коммунального хозяйства;
расширение использования замкнутых (водооборотных) схем водоснабжения на промышленных предприятиях;
уменьшение антропогенного загрязнения водных объектов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения;
обустройство водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения;
внедрение современного оборудования, технологий и систем водоочистки, реконструкции и замены водопроводных сетей централизованного водоснабжения;
обеспечение экономии и сокращение потребления питьевой воды для хозяйственных нужд;
обеспечение устойчивого питьевого водоснабжения за счет расширения использования подземных вод;
строительство, капитальный ремонт гидротехнических сооружений для предотвращения негативного воздействия вод на земли и населенные пункты края;
установление экологически ориентированных нормативов качества и индикаторов состояния водных объектов;
сокращение числа случаев заболеваний населения, обусловленных факторами загрязнения среды обитания.
2.2. Атмосферный воздух
Состояние атмосферного воздуха в городах Хабаровского края оценивается как неблагоприятное для здоровья населения. В 2009 году выбросы вредных веществ составили 18,8 тонны на одного жителя.
Приоритетными загрязняющими веществами являются бенз(а)пирен, формальдегид, взвешенные вещества, среднегодовые концентрации которых превышают предельно допустимую концентрацию в 2 - 3 раза.
Большое количество бенз(а)пирена поступает с выбросами мелких котельных, поэтому наметившаяся в последние годы тенденция к их строительству влечет за собой рост концентраций указанного вещества в атмосферном воздухе. Для содержания бенз(а)пирена характерна резко выраженная сезонность, концентрации его возрастают в зимнее время, когда наблюдаются неблагоприятные метеоусловия для рассеивания низких выбросов, поступающих от котельных и печных труб жилых домов.
Характерная для Дальневосточного региона высокая интенсивность солнечной радиации способствует повышенному содержанию формальдегида в атмосферном воздухе.
Значительные концентрации взвешенных веществ обусловлены выбросами предприятий электроэнергетики и котельных.
Большое влияние на уровень загрязнения воздушного бассейна на территории Дальнего Востока оказывают климатические условия. В целом территория отнесена к зоне повышенного и высокого потенциала загрязнения атмосферы с особенно неблагоприятными условиями для рассеивания примесей. Высокая повторяемость приземных и приподнятых инверсий, слабых скоростей ветра, застоев затрудняет рассеивание вредных примесей и способствует их накоплению.
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах - объекты тепло-, электроэнергетики, топливной промышленности (ТЭЦ, котельные, дизельные электростанции). В последние годы наблюдается снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в основном за счет снижения выбросов от Хабаровской ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 после перевода на газовое топливо.
По-прежнему остро стоит вопрос с очисткой выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников ввиду неудовлетворительного состояния пылегазоулавливающего оборудования предприятий. Проведенные проверки показали, что большая часть выбрасываемых газообразных и жидких загрязняющих веществ или не очищается совсем, или не получает необходимой степени очистки. Твердые загрязняющие вещества улавливаются в среднем на 94,6 процента, газообразные и жидкие - на 1,94 процента.
Основными проблемами в крае остаются рост количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (автомобильного транспорта), практикуемая при строительстве в г. Хабаровске "уплотнительная застройка", что мешает эффективному рассеиванию выбросов, размещение парковок и стоянок для автомобильного транспорта открытым способом, вырубка зеленых насаждений в населенных пунктах края.
Недостаточны охват и техническая оснащенность служб мониторинга качества атмосферного воздуха. Стационарные посты наблюдения за качеством атмосферного воздуха оборудованы только в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Чегдомыне. Техническое оснащение, имеющееся в краевых лабораториях, не позволяет проводить количественный анализ содержания в атмосферном воздухе ряда приоритетных загрязнителей, в том числе бенз(а)пирена, тонкодисперсных взвешенных веществ (PM 2,5; PM 10).
Особенно актуален мониторинг последствий лесных пожаров на качество атмосферного воздуха в населенных пунктах края.
Основные направления охраны атмосферного воздуха до 2020 года:
снижение объема валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем технического перевооружения, реконструкции и модернизации производства на основе внедрения современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий и использования высокоэффективных систем пылегазоочистки;
использование экологичных видов топлива (природного газа) на объектах коммунальной энергетики и перевод на централизованное электро-, газоснабжение населенных пунктов края;
сокращение выбросов от автомобильного транспорта, включая меры по повышению качества моторного топлива, переводу автомобильного парка на сжатый природный газ, использованию биотоплива и других более экологичных видов топлива, применению нейтрализаторов отработавших газов;
оптимизация транспортного движения в населенных пунктах, вывод транзитного и грузового автомобильного транспорта из жилых микрорайонов, установка вдоль дорог защитных щитов и устройство зеленых полос;
увеличение количества зеленых насаждений в крупных городах края;
прекращение практики уплотнения городской застройки, озеленение территорий городов края;
расширение охвата населенных пунктов края сетью стационарных постов наблюдения, позволяющих осуществлять количественный анализ загрязнения атмосферного воздуха в автоматическом режиме;
расширение перечня анализируемых веществ;
расширение перечня лабораторий, аккредитованных на контроль качества атмосферного воздуха населенных пунктов, рабочей зоны и промышленных выбросов;
усиление контроля за использованием газоочистного оборудования.
2.3. Обращение с отходами производства и потребления
Обращение с отходами производства и потребления в Хабаровском крае продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем, так как загрязнение окружающей среды отходами постоянно увеличивается. Увеличивается количество видов упаковки, ассортимента товаров. При этом обращение с отходами - это показатель уровня экономического развития и экологической культуры.
На сегодняшний день в Хабаровском крае освоена переработка и обезвреживание резинотехнических и полимерных отходов, макулатуры, гальваношламов, отходов нефтепродуктов, ртутьсодержащих отходов и вышедших из эксплуатации автотранспортных средств. Услуги по переработке и обезвреживанию отходов осуществляют 37 предприятий. Ежегодно ими перерабатывается и обезвреживается свыше 40 тыс. тонн отходов производства и потребления и 675 тыс. штук ртутьсодержащих приборов. Имеется опыт комплексной переработки твердых бытовых отходов, при которой во вторичное использование возвращается до 95 процентов отходов. Ассортимент продукции, выпускаемой из вторичного сырья, насчитывает более 120 наименований.
Проблема эффективного обращения с отходами обусловлена такими факторами, как высокая стоимость энергетических ресурсов, делающая нерентабельным, в первую очередь, создание сети пунктов сбора вторичного сырья на территории края: на сегодняшний день основные отходоперерабатывающие предприятия сконцентрированы в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Амурске, неохваченными остаются сельские населенные пункты, а в переработку попадает не более пяти процентов образуемых в крае отходов. Отходы, обладающие высоким ресурсным потенциалом, из населенных пунктов края вывозятся на свалки.
При этом проявляет себя другая проблема - эксплуатация объектов размещения отходов, не отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. Большинство объектов размещения твердых бытовых отходов в крае не оснащены системами сбора образующегося фильтрата, дегазации, отсутствует обваловка и ограждение мест размещения отходов, не осуществляется производственный контроль на объектах. Нарушение правил эксплуатации объектов размещения отходов создает угрозу распространения инфекционных заболеваний, загрязнения подземных вод образующимся фильтратом, периодическое горение отравляет воздушные бассейны близлежащих населенных пунктов.
Из 165 объектов размещения отходов в крае, эксплуатируемых органами местного самоуправления, 62 являются несанкционированными (не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов).
Ситуация с недостаточно эффективным обращением с отходами производства и потребления усугубляется наличием в крае "горячих экологических точек", в которых требуется ликвидация накопленного экологического ущерба. Преимущественно "горячие экологические точки" представляют из себя брошенные отходы производства, образованные государственными предприятиями, обанкротившимися либо приватизированными в 90-х годах XX века.
В ходе инвентаризации, проведенной в 2009 - 2010 годах, подготовлены предложения по ликвидации накопленного экологического ущерба на четырех экологически неблагополучных территориях. Это бывший Амурский целлюлозно-картонный комбинат, шламонакопитель борогипса бывшего Комсомольского сернокислотного завода, хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината и пруд-накопитель кислых гудронов в Хабаровском муниципальном районе.
Требует решения проблема утилизации непригодных и запрещенных к использованию пестицидов в количестве около 50 тонн, накопленных на сельскохозяйственных предприятиях и оставшихся бесхозными в результате банкротства предприятий.
Основными направлениями деятельности в области обращения с отходами до 2020 года являются:
ликвидация накопленного экологического ущерба на территории края с полной реабилитацией и возвращением в хозяйственное использование земель, на которых находятся объекты накопленного экологического ущерба;
обеспечение условий для обезвреживания всех образуемых в крае отходов I - III классов опасности, строительство и ввод в эксплуатацию специализированных заводов и установок, полигона для захоронения токсичных отходов;
полное извлечение и возвращение во вторичное использование утилизируемых фракций твердых бытовых отходов, в том числе расширение сети пунктов сбора вторичного сырья, увеличение ассортимента выпускаемой с использованием вторичных ресурсов продукции;
строительство специальных сооружений (полигонов твердых бытовых отходов), предназначенных для изоляции и обезвреживания отходов, гарантирующих санитарно-эпидемиологическую безопасность населения;
создание системы мер экономического стимулирования переработки и обезвреживания отходов, в том числе установление дифференцированного размера платы за землю для предприятий, осуществляющих переработку и обезвреживание отходов, государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности в области переработки и обезвреживания отходов;
формирование культуры малоотходного потребления и ответственного отношения к загрязнению окружающей среды бытовыми отходами у граждан.
2.4. Сохранение биологического разнообразия
2.4.1. Современное состояние редких и исчезающих видов животных и растений
В целях сохранения редких и исчезающих видов животных и растений в 2008 году издана новая редакция Красной книги Хабаровского края, включающая 310 объектов растительного и 159 объектов животного мира.
Правительством края утверждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением или незаконным добыванием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края.
Постановлением Губернатора края от 06 марта 2010 г. N 38 утвержден и реализуется План мероприятий по сохранению амурского тигра в Хабаровском крае на 2010 - 2015 годы.
Приняты меры по сохранению другого "флагового" вида - дальневосточного белого аиста. В целях охраны мест гнездования этого вида в 2010 году образован государственный природный заказник краевого значения "Аистиный" общей площадью 19,13 тыс. гектаров.
Особую ценность представляют собой леса в границах ареала амурского тигра, которые являются не только его средой обитания, но и местом обитания большого числа "знаковых" редких видов животных. В то же время эти леса интенсивно эксплуатируются, так как в их составе преобладают ценные породы деревьев (дуб, ясень, кедр, липа и др.). При этом механизм компенсации ущерба биоразнообразию не разработан. Учитывая факт неизбежного влияния деятельности в сфере охоты на состояние популяций диких животных, в том числе редких, необходимо больше внимания уделять направлениям развития отрасли охотничьего хозяйства, обеспечивающим неистощительное использование ресурсов животного мира.
В критическом состоянии находится популяция калуги и амурского осетра.
Промышленный лов амурских осетровых рыб на территории Российской Федерации запрещен с 1958 года. С 1976 года осуществляется ограниченный (по срокам, объемам вылова и размерам отлавливаемых рыб) промысел калуги в лимане р. Амура, с ежегодным выловом до 50 тонн. С 1984 года лов осетровых в Амурском лимане проводится только в научно-исследовательском режиме.
В 2008 - 2009 годах выпуск калуги и амурского осетра в р. Амур составил около 500 тыс. штук при общем рекомендуемом объеме ежегодного выпуска молоди осетровых в р. Амуре около 15 млн. штук.
В настоящее время, несмотря на строжайший запрет и охранные мероприятия, эти ценные виды находятся под угрозой исчезновения. Основной причиной снижения численности калуги и амурского осетра в бассейне р. Амура является браконьерство.
Необходимо усиление мер по охране осетровых, в том числе рассмотрение вопроса о включении калуги и амурского осетра в Красную книгу Российской Федерации.
2.4.2. Особо охраняемые природные территории
Удельный вес особо охраняемых природных территорий составляет 7,9 процента от территории края и за последние пять лет увеличился на 0,6 процента.
Создано и функционирует шесть государственных природных заповедников с общей площадью заповедной и охранной зон 2117,3 тыс. гектаров, национальный парк площадью 429,37 тыс. гектаров, а также пять государственных природных заказников федерального значения, общая площадь которых составляет 734,2 тыс. гектаров, 21 государственный краевой заказник общей площадью 2440,53 тыс. гектаров. В их числе шесть заказников имеют профиль ихтиологических (рыбохозяйственных) общей площадью 334,8 тыс. гектаров.
В целях обеспечения сохранения пространственно-генетических связей и целостности популяции амурского тигра на Дальнем Востоке в крае образовано четыре экологических коридора. Их общая площадь составляет 156,6 тыс. гектаров.
С 2006 года на территории края функционируют два природных парка площадью 156,1 тыс. гектаров.
В Хабаровском крае создано более 60 памятников природы краевого значения. В их числе уникальные невосполнимые ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
К числу наиболее известных памятников природы краевого значения относятся оползневое озеро Амут в Солнечном муниципальном районе, скальное обнажение "Шаман" в Комсомольском муниципальном районе, "Каменная роща" в бухте Сизиман в Ванинском муниципальном районе, лотосовые озера в Вяземском муниципальном районе.
Из средств краевого бюджета, предусмотренных на охрану окружающей среды, ежегодно выделяется более 1500 тыс. рублей на создание и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения.
За счет указанных средств в течение последних пяти лет проведено комплексное обследование более 50 существующих и планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий в Амурском (3), Бикинском (1), Ванинском (11), Верхнебуреинском (4), Комсомольском (2), имени Лазо (16), Нанайском (2), Николаевском (2), Солнечном (1), Тугуро-Чумиканском (1), Ульчском (2), Хабаровском (2) муниципальных районах, в г. Хабаровске (5).
Большая часть особо охраняемых природных территорий краевого значения создана в 60 - 90-е годы XX века, в связи с чем режимы охраны большинства из них требуют не просто внесения изменений в части приведения содержащейся в них терминологии в соответствие с действующим законодательством, а коренного изменения вплоть до утверждения новых режимов и нового описания границ с учетом произошедших антропогенных изменений.
2.4.3. Лесовосстановление
Решающую роль по поддержанию экологического баланса окружающей среды играют лесные насаждения.
Хабаровский край, как и весь Дальневосточный регион, длительное время считался лесоизбыточной территорией, в силу чего здесь сложилось потребительское отношение к природопользованию. В результате вырубок и лесных пожаров, огромные площади лесов превратились в пустыри, горельники и редины, восстановление которых возможно при активном участии человека.
Для уменьшения непокрытой лесом площади ежегодно в Хабаровском крае проводятся работы по лесовосстановлению: посадка леса на площади 5,5 тыс. гектаров; содействие естественному лесовосстановлению на площади 73 тыс. гектаров; заготовка лесных семян для посева в питомниках и теплицах осуществляется в объеме до 30 тонн (в зависимости от урожайности); посев 24 лесных теплиц, в которых выращиваются сеянцы с закрытой корневой системой в объеме 3,5 млн. штук; посев лесных питомников в объеме 19 гектаров, в которых выращивается 15 млн. штук посадочного материала для создания лесных культур.
На основе многолетнего анализа различных способов лесовосстановления были установлены критерии оптимального соотношения способов естественного и искусственного восстановления лесов на зонально-типологической основе, выявлены наиболее продуктивные лесные культуры. Однако эффективность лесовосстановительных работ в крае находится на низком уровне.
Сложившаяся ситуация в сфере лесовосстановления обусловлена следующими обстоятельствами.
Снижение затрат на единицу работ привело к ухудшению их качества.
При воспроизводстве лесов не использовались сортовые семена лесных растений, а доля улучшенных семян, заготовленных на лесосеменных объектах, составляет около 0,5 процента от общего объема семян, используемых при воспроизводстве лесов.
Одной из основных проблем на сегодняшний день является изношенность материально-технической базы и недостаточное финансовое обеспечение работ, направленных на эффективное воспроизводство лесов.
2.4.4. Основные направления деятельности по сохранению биологического разнообразия
Основными направлениями деятельности по сохранению биологического разнообразия на период до 2020 года являются:
доведение доли природных территорий края, имеющих особый охранный статус, до 10 процентов, что соответствует общероссийским и международным показателям;
приведение нормативных правовых актов Хабаровского края по особо охраняемым природным территориям в соответствие с действующим законодательством;
запрет (ограничение) рубок лесных насаждений на территории особо охраняемых природных территорий;
сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений путем включения в красные книги различного ранга, сохранение мест обитания этих видов;
расширение использования природных комплексов и объектов в целях организации оздоровления и отдыха населения путем создания инфраструктуры и обеспечения административной поддержки развития особо охраняемых природных территорий, которые могут функционировать в качестве курортных зон, зон отдыха, мест занятия спортом и туризмом при условии ненанесения вреда окружающей среде;
сохранение и восстановление биологического разнообразия растительного и животного мира за счет реализации научно-обоснованных мер по их рациональному использованию и защите, включая меры по борьбе с браконьерством и незаконным промыслом;
комплексное использование и глубокая переработка невозобновляемых ресурсов, воспроизводство и обеспечение устойчивого развития природного потенциала;
укрепление материально-технической базы краевого государственного учреждения "Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края", обновление устаревшего технического парка и приобретение новой высокопроходимой техники (вездеходы, аэролодки и др.), оптимизация количества инспекторов в связи с увеличением площади краевых особо охраняемых природных территорий;
охрана и восстановление лесных ресурсов за счет более полного использования расчетных лесосек, повышения комплексности использования лесных ресурсов, увеличения объемов глубокой переработки древесины на основе передовых технологий;
принятие мер по борьбе с лесными пожарами;
разработка нормативной правовой базы, регламентирующей воспроизводство лесов на территории края;
развитие лесного семеноводства в крае;
расширение тепличного хозяйства по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой;
внедрение плантационного выращивания быстрорастущей древесины на пустующих лесных землях.
2.5. Государственный экологический контроль
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) - комплекс мер, проводимых в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
За последние годы подверглись значительным изменениям как система государственного экологического контроля, так и вся система природоохранного законодательства.
До 2000 года функции экологического контроля в крае были возложены на государственный комитет по охране окружающей среды Хабаровского края (далее - Крайкомэкологии), который состоял из 15 районных комитетов и аппарата общей численностью 285 человек. В связи с проведением административных реформ Крайкомэкологии был упразднен и численность инспекторов уменьшилась более чем в 10 раз.
Институт муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды был также упразднен в 2005 году, когда Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ были внесены изменения в федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которыми органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов были лишены полномочий по осуществлению муниципального экологического контроля.
В настоящее время во многих органах местного самоуправления структурные подразделения по охране окружающей среды сокращены до 1 - 2-х человек (кроме г. Хабаровска и г. Комсомольска-на-Амуре), а в некоторых упразднены.
В 2009 году были внесены изменения в природоохранное законодательство в целях снижения давления на субъекты малого и среднего бизнеса со стороны контролирующих и надзирающих органов, которыми были значительно ограничены права государственных инспекторов по проведению внеплановых проверок, что повлекло дальнейшее снижение охвата природопользователей системой государственного экологического контроля, ухудшение состояния окружающей среды.
Существующее количество государственных инспекторов в области охраны окружающей среды регионального уровня не в состоянии в должной мере охватить всех природопользователей края государственным экологическим контролем. Всего проверяется менее одного процента природопользователей в год от состоящих на учете, что недостаточно для предупреждения и пресечения экологических правонарушений.
Учитывая, что поступления в консолидированный бюджет края от налагаемых штрафов по делам об административных правонарушениях, взысканных одним государственным инспектором, составляют до 1,5 млн. рублей в год, целесообразно оптимизировать численность государственных инспекторов края по охране природы с учетом их территориального размещения в муниципальных районах края, что позволит охватить государственным экологическим контролем до 10 процентов хозяйствующих субъектов ежегодно.
Необходимо разместить государственных инспекторов края в крупных городских округах и муниципальных районах края:
в г. Хабаровске - для оперативного обслуживания городского округа "Город Хабаровск", Бикинского, Вяземского, имени Лазо, Нанайского и Хабаровского муниципальных районов;
в г. Комсомольске-на-Амуре - для обслуживания городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Солнечного муниципальных районов;
в г. Николаевске-на-Амуре - для обслуживания Николаевского и Ульчского муниципальных районов;
в г. Советская Гавань - для обслуживания Ванинского, Советско-Гаванского муниципальных районов;
в рп. Охотск - для обслуживания Охотского муниципального района;
в пос. имени Полины Осипенко - для обслуживания Аяно-Майского, имени Полины Осипенко и Тугуро-Чумиканского муниципальных районов;
в пос. Чегдомын - для обслуживания Верхнебуреинского муниципального района.
Для обеспечения оперативности и увеличения количества проверяемых хозяйствующих субъектов необходимо улучшить материально-техническое обеспечение государственных инспекторов в области охраны окружающей среды транспортом, спецодеждой, оргтехникой, связью.
В целях расширения прав государственных инспекторов, возрождения института общественных инспекторов необходимо также проводить работу, направленную на внесение изменений в действующее законодательство.
2.6. Экономическое регулирование качества окружающей среды
Повышение экологической эффективности экономики края напрямую связано с модернизацией производственных мощностей предприятий, внедрением технологий, соответствующих высоким экологическим стандартам.
В 2009 году на природоохранные мероприятия было использовано 927,7 млн. рублей инвестиций, что в сопоставимых ценах составляет 102,6 процента к уровню предыдущего года. Доля инвестиций на природоохранные мероприятия в общем объеме инвестиций составила один процент (в 2008 году - 1,1%).
По сравнению с предыдущим годом значительно увеличились инвестиции на охрану атмосферного воздуха (в 26 раз) и воспроизводство рыбных запасов (в 8,6 раза). Уменьшились инвестиции на охрану и рациональное использование водных ресурсов, земель, лесных ресурсов, а также на установки для утилизации и переработки отходов производства.
Приоритетным направлением использования инвестиций на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является охрана и рациональное использование водных ресурсов - 43,6 процента от всех инвестиций.
Основным источником финансирования природоохранных инвестиций в 2009 году являлись средства федерального бюджета - 376,1 млн. рублей, доля которых в общем объеме инвестиций составила 40,5 процента. Собственные средства предприятий составили 298,2 млн. рублей (32,2%), привлеченные - 187,3 млн. рублей (20,2%), из краевого и местных бюджетов - 66,1 млн. рублей (7,1%).
В структуре среднегодовой стоимости основных производственных фондов по охране окружающей среды 63 процента составляют фонды по охране и рациональному использованию водных ресурсов, 15 процентов - по охране атмосферного воздуха, 22 процента - по охране окружающей среды от отходов производства и потребления.
Ежегодно в бюджет края поступает свыше 200 млн. рублей доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду и штрафов за нарушение природоохранного законодательства. В целом в бюджет края ежегодно поступает более одного млрд. рублей природно-ресурсных платежей.
За последние пять лет поступление в бюджет края доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду возросло в 1,4 раза и составило в 2009 году 183,2 млн. рублей.
В 2009 году из консолидированного бюджета края израсходовано 95,3 млн. рублей на выполнение природоохранных мероприятий, что составляет 42,8 процента от поступивших экологических платежей, в том числе 84,0 млн. рублей из местных бюджетов. Это средства местных бюджетов городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Бикинского, Ванинского, Верхнебуреинского, Вяземского, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, Советско-Гаванского, Хабаровского муниципальных районов.
Ежегодно в крае на выполнение мероприятий по охране окружающей среды расходуется не более 45 процентов от поступающих в бюджет края экологических платежей и штрафных санкций за нарушение природоохранного законодательства.
Действовавшая до 2002 года система мобилизации экологических платежей позволяла эффективно решать экологические проблемы в крае. В отсутствие на федеральном уровне законодательно установленного целевого характера использования платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов и ущербов за нарушение природоохранного законодательства расходы бюджетов всех уровней на природоохранные программы и мероприятия сокращаются.
Основными направлениями экономического регулирования качества окружающей среды на период до 2020 года являются:
разработка, принятие и реализация краевой целевой программы, предусматривающей комплекс мер по охране окружающей среды в Хабаровском крае, в том числе по ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет, охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, развитию краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды, на 2013 - 2017 годы;
работа с федеральными органами государственной власти, направленная на совершенствование законодательства по вопросам создания региональных экологических фондов, аккумуляции в них средств от экологических платежей, штрафов и ущербов за нарушение природоохранного законодательства, компенсаций вреда окружающей среде, включения экологических параметров и требований при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
внедрение мер экономического стимулирования для хозяйствующих субъектов, перешедших на современные технологии, реализующих программы модернизации производств, внедряющих современные очистные системы;
учет абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов, энергии, объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов при планировании экономической деятельности, оценке эффективности экономики в целом и по отраслям, деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления;
усиление контроля за целевым использованием средств, повышение доли средств краевого и местных бюджетов, выделяемых для инвестирования в природоохранные проекты.
2.7. Экологическое образование и просвещение
В Хабаровском крае большое внимание уделяется повышению экологической культуры населения и пропаганде экологических знаний.
Из средств краевого бюджета, предусмотренных на охрану окружающей среды, ежегодно направляется свыше 3 млн. рублей на организацию и развитие экологического образования и просвещения.
Совместно с общественными, молодежными и детскими экологическими центрами городов и районов ежегодно в крае проводится свыше 40 краевых мероприятий. Среди них экологические конкурсы "ЭкоЛидер", "Защитники природы", экологические акции "Марш парков", "День птиц", "День древонасаждения", "Зеленый патруль", "Сохраним малые реки Приамурья", "Дни Амура", фестивали "День Земли", экологические агитбригады и другие мероприятия.
Передовым опытом Хабаровского края стало проведение в 2008 году краевого конкурса экологической рекламы "Край, в котором мы живем", организованного в целях повышения экологической культуры населения края, воспитания бережного отношения к природе. В населенных пунктах края размещаются баннеры экологической направленности с рисунками победителей конкурса.
Для привлечения внимания широких кругов общественности к социально-экологической ценности реки Амура в 2008 - 2009 годах организован и проведен краевой экологический конкурс "Гимн Амуру". Итогом конкурса стал сборник песен его участников, отображающих величие и красоту р. Амура.
В 2010 году, объявленном годом Тигра, проведена краевая экологическая викторина "Тигриной тропой", фестиваль "День тигра", подготовлена передача и видеоролики о сохранении амурского тигра на территории края, которые транслируются средствами массовой информации края.
Благодаря планомерной работе по проведению Дней защиты от экологической опасности Хабаровский край занял почетное второе место среди регионов России в Общероссийском конкурсе "За лучшее проведение Дней защиты от экологической опасности в 2009 году" (в 2008 году - третье место).
В целях обеспечения потребности образовательных учреждений края, детских и школьных библиотек печатной продукцией, популяризирующей экологические знания, за счет средств краевого бюджета ежегодно издается литература экологической направленности. За последние пять лет изданы книги дальневосточных авторов Усенко Н.В. "Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока" и "Тропинка в лес", Нечаева А.П. "Зеленые стрелы", Кучеренко С.П. "Рыбы Амура", "Звери уссурийской тайги", серия книг "Рассказы бурундучка", фотоальбомы "Амур от истока до устья", "Белогрудый медведь", Шлотгауэр С.Д. "Времена года", Тагировой В.Т. "Жизнь приамурских амфибий и рептилий" и др.
В целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения края достоверной информацией о состоянии окружающей среды, министерством природных ресурсов края совместно со специально уполномоченными территориальными органами федеральных органов государственной власти ежегодно проводится работа по подготовке и изданию государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Хабаровского края, размещается экологическая информация на официальных сайтах Правительства края и министерства природных ресурсов края.
С 2007 года создана и функционирует рабочая группа при Правительстве Хабаровского края по развитию экологического образования и просвещения населения. Ежегодно разрабатываются и планомерно осуществляются мероприятия, направленные на пропаганду природоохранной деятельности в крае и формирование бережного отношения населения к природе.
В газете "Приамурские ведомости" ведется еженедельная информационная колонка экологической направленности, издается краевой экологический журнал "Родное Приамурье".
Принято Распоряжение Правительства края от 13 июля 2010 г. N 387-рп "О мерах по повышению уровня экологической культуры в Хабаровском крае на 2010 - 2011 годы".
Несмотря на проводимую в крае работу в области экологического образования и просвещения населения, значительное количество проблем требует решения.
В сознании большей части населения края до сих пор преобладает потребительское отношение к природе и ее ресурсам, нежелание активно содействовать ее сохранению и восстановлению. Свыше 80 процентов лесных пожаров происходят по вине человека. Не сформировано культурное обращение с отходами производства и потребления.
Недостаточным является охват детей и молодежи различными направлениями экологического обучения и воспитания, практическим участием в природоохранных мероприятиях.
Имеются трудности в финансовом, кадровом, учебно-методическом и материально-техническом обеспечении эколого-образовательного процесса.
Основные направления деятельности в области экологического образования и просвещения до 2020 года:
усиление взаимодействия федеральных, краевых и муниципальных органов в области экологического образования и просвещения;
распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в средствах массовой информации на краевом и муниципальном уровне;
проведение комплекса информационно-просветительских и пропагандистских мероприятий, направленных на повышение гражданской активности населения края, привлечение внимания населения к экологическим проблемам края;
включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды в учебные планы образовательных программ;
увеличение количества школьных лесничеств и материально-техническое обеспечение их деятельности, проведение слетов и конкурсов школьных лесничеств и юных друзей природы;
вовлечение жителей края в реализацию практических природоохранных мероприятий;
развитие системы подготовки в области экологии руководителей и специалистов различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб;
издание печатной продукции экологической направленности для учащихся образовательных учреждений, взрослого населения;
поддержка деятельности детских и молодежных организаций, осуществляющих практические и просветительские экологические мероприятия;
возрождение учебных баз в общеобразовательных школах (теплицы, "живые уголки").
2.8. Международное сотрудничество
В соответствии с тенденциями глобализации вопросов экологии Хабаровский край расширяет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, в особенности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Развивается сотрудничество с провинцией Хэйлунцзян (Китайская Народная Республика). В 1998 году по инициативе Правительства края была создана рабочая группа по охране окружающей среды, состоящая из представителей органов исполнительной власти края и провинции Хэйлунцзян.
С 2002 года на региональном уровне проводился ежегодный трансграничный мониторинг качества вод рек Амура и Уссури. В 2004 - 2005 годах проводились совместные экспедиции по изучению загрязнения р. Амура.
В рамках Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики 31 августа 2009 г. подписан Протокол о намерениях по сотрудничеству в области охраны окружающей среды между министерством природных ресурсов Хабаровского края и Департаментом охраны окружающей среды провинции Хэйлунцзян, включающий направления сотрудничества в области совместного мониторинга окружающей среды, создания приграничных особо охраняемых природных территорий, переработки отходов производства и потребления, обмена стажерами-экологами и др.
С 1996 года в рамках подкомиссии по охране окружающей среды Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (далее - АРАССВА) осуществляется сотрудничество с префектурой Тояма (Япония). Реализуются совместные проекты в области изучения морского дрейфующего мусора в Японском море, сотрудничество по исследованию мигрирующих видов птиц Северо-Восточной Азии, пылевых бурь.
С 1999 года между Хабаровским краем и префектурой Хего (Япония) осуществляется сотрудничество в области охраны окружающей среды. С 2006 года реализуется проект по ежегодному обмену школьниками - активистами детского и молодежного экологического движения.
Основные направления совместных действий по охране окружающей среды на период до 2020 года:
1. Развитие сотрудничества Правительства края с провинцией Хэйлунцзян в области:
совместного мониторинга трансграничных водных объектов, обмена опытом специалистами в центрах мониторинга;
мониторинга переноса загрязняющих веществ в атмосфере;
создания приграничных особо охраняемых природных территорий: экологический коридор "Стрельников" - планируемая особо охраняемая природная территория на хребте Ваньдашань (Китайская Народная Республика), международный трансграничный заповедник в центральной части р. Амура, включив в его состав водно-болотные угодья заповедника "Трехречье" с китайской стороны и государственного природного заповедника "Большехехцирский" с российской стороны и др.;
развития системы сбора, переработки и размещения промышленных и бытовых отходов;
экологического образования и просвещения.
2. Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в рамках АРАССВА и в рамках соглашений с префектурой Хего.
3. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Достижение целей и решение задач Стратегии планируется осуществить путем поэтапной реализации Мероприятий по реализации Стратегии и краевых целевых программ, предусматривающих реализацию комплекса мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Целевые прогнозные показатели обеспечения экологической безопасности в Хабаровском крае, достигаемые в установленные Стратегией сроки, приведены в приложении к настоящей Стратегии.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития края до 2025 года целевые показатели Стратегии разработаны по двум сценариям развития Хабаровского края - инерционному и инновационному.
Инерционный сценарий влечет исчерпание ресурсной базы, увеличение экологического неблагополучия городской среды, отсутствие в бюджетах средств для решения экологических вопросов. Отсрочка финансирования экологических статей может привести к нарастанию проблем не только на краевом, но и на международном уровне в плане ухудшения экологического состояния р. Амура.
За базовый принят инновационный сценарий, который предполагает повышение эффективности и комплексности использования природных ресурсов, внедрение современных технологий, снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Однако при этом возрастает риск внештатных ситуаций, аварийных выбросов, особенно при эксплуатации принципиально новых для региона производств - гидрометаллургического комбината, алюминиевого завода, что требует повышения эффективности экологического контроля.
Ключевой и наиболее затратный блок Стратегии - решение проблем строительства и реконструкции очистных сооружений канализации, обустройства мест размещения твердых бытовых отходов, ликвидации накопленного ущерба в результате банкротства предприятий путем принятия соответствующих федеральных, краевых и муниципальных программ.
В результате реализации Стратегии планируется достигнуть устойчивого снижения вредного влияния факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения и целевых показателей сохранения природы, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в том числе:
снизить объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и сброса загрязненных сточных вод в 2 раза;
снизить удельные уровни воздействия на окружающую среду в 3,3 раза;
увеличить степень обезвреживания и утилизации отходов производства до 80 процентов, отходов потребления - до 25 процентов;
ликвидировать четыре объекта накопленного ущерба, обустроить в соответствии с требованиями санитарно-гигиенического законодательства места размещения отходов;
улучшить состояние водных объектов в крае, используемых для рекреации;
увеличить долю охвата природопользователей государственным экологическим контролем более чем в 10 раз;
довести долю природных территорий, имеющих особый охранный статус, до 10 процентов от территории края;
повысить системность и массовость экологического образования и просвещения населения.
Приложение
к Стратегии
экологической безопасности
Хабаровского края на период до 2020 года
Целевые прогнозные показатели
обеспечения экологической безопасности в Хабаровском крае
Наименование показателя |
Единица измерения |
Целевые индикаторы <*> |
|||||||||||
2008 год |
2009 год |
2010 год (оценка) |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||||
1 в |
2 в |
1 в |
2 в |
1 в |
2 в |
1 в |
2 в |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Объем выбросов загрязняющих веществ на 1 млн. рублей валового регионального продукта (далее - ВРП) |
тонн/ млн. рублей |
0,42 |
0,42 |
0,42 |
0,42 |
0,42 |
0,37 |
0,42 |
0,35 |
0,42 |
0,32 |
0,42 |
0,29 |
Объем сброса промышленных сточных вод на 1 млн. рублей ВРП |
тыс. куб. м/ млн. рублей |
0,72 |
0,71 |
0,71 |
0,71 |
0,71 |
0,67 |
0,71 |
0,65 |
0,71 |
0,60 |
0,71 |
0,55 |
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников |
тыс. тонн |
115,3 |
114,4 |
113,3 |
107,3 |
122,2 |
104,6 |
126,1 |
101,9 |
130,0 |
95,2 |
133,8 |
88,6 |
Объем сброса загрязненных сточных вод |
млн. куб. м |
195,6 |
192,6 |
191,1 |
189,5 |
202,3 |
188,0 |
207,1 |
186,5 |
211,9 |
177,5 |
216,7 |
168,6 |
Количество объектов размещения отходов, обустроенных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства (с нарастающим итогом) |
единиц |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
13 |
2 |
18 |
2 |
22 |
Доля обезвреживания отходов производства относительно объема их образования |
процентов |
45 |
49 |
49 |
49 |
49 |
57 |
49 |
62 |
49 |
67 |
49 |
71 |
Доля утилизации отходов потребления относительно объема их образования |
процентов |
4,0 |
4,5 |
4,7 |
4,9 |
4,9 |
7,1 |
4,9 |
10,1 |
4,9 |
12,2 |
4,9 |
14,3 |
Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба (с нарастающим итогом) |
единиц |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
2 |
Доля проб воды водных объектов рекреационного назначения, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям |
процентов |
59,3 |
62,0 |
60,0 |
59,5 |
62,0 |
59,0 |
63,6 |
58,0 |
65,2 |
55,0 |
66,8 |
50,0 |
Формирование краевого фонда запаса семян лесных растений |
тонн |
29,0 |
15,0 |
5,0 |
15,0 |
|
15,0 |
|
10,0 |
|
10,0 |
|
10,0 |
Мероприятия по содержанию объектов единого генетикоселекционного комплекса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
охрана, защита и уход за лесосеменными плантациями |
гектаров |
43,0 |
59,0 |
- |
20,0 |
- |
25,0 |
- |
30,0 |
- |
35,0 |
- |
40,0 |
охрана, защита и уход за постоянными лесосеменными участками |
гектаров |
- |
- |
- |
20,0 |
- |
30,0 |
- |
40,0 |
- |
50,0 |
- |
60,0 |
выделение плюсовых насаждений |
гектаров |
- |
- |
- |
10,0 |
- |
10,0 |
- |
10,0 |
- |
20,0 |
- |
20,0 |
охрана, защита и уход за плюсовыми насаждениями |
гектаров |
- |
- |
- |
10,0 |
- |
10,0 |
- |
10,0 |
- |
20,0 |
- |
20,0 |
Затраты на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов |
процентов от ВРП |
0,31 |
0,31 |
0,31 |
0,31 |
0,31 |
0,39 |
0,31 |
0,46 |
0,31 |
0,54 |
0,31 |
0,62 |
Доля охвата природопользователей государственным экологическим контролем, ежегодно |
процентов |
0,5 |
0,8 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
2,0 |
0,5 |
3,0 |
0,5 |
3,5 |
Доля природных территорий, имеющих особый природоохранный статус (далее - ООПТ) |
процентов |
7,3 |
7,3 |
7,9 |
7,9 |
7,9 |
7,9 |
7,9 |
7,9 |
7,9 |
8,6 |
7,9 |
8,6 |
Количество слушателей (руководителей и специалистов), прошедших экологическую подготовку и переподготовку |
человек |
1620 |
1573 |
1573 |
1550 |
1350 |
1600 |
1200 |
1600 |
1100 |
1600 |
1050 |
1600 |
Количество публикаций экологической направленности в средствах массовой информации в год |
единиц |
114 |
260 |
270 |
275 |
275 |
280 |
275 |
285 |
275 |
290 |
275 |
295 |
Количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин, в год |
единиц |
42 |
45 |
49 |
51 |
42 |
55 |
42 |
60 |
42 |
65 |
42 |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Единица измерения |
Целевые индикаторы <*> |
|||||||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||||
1 в |
2 в |
1 в |
2 в |
1 в |
2 в |
1 в |
2 в |
1 в |
2 в |
||
1 |
2 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
Объем выбросов загрязняющих веществ на 1 млн. рублей валового регионального продукта (далее - ВРП) |
тонн/ млн. рублей |
0,42 |
0,26 |
0,42 |
0,23 |
0,42 |
0,20 |
0,42 |
0,18 |
0,42 |
0,14 |
Объем сброса промышленных сточных вод на 1 млн. рублей ВРП |
тыс. куб. м/ млн. рублей |
0,71 |
0,47 |
0,71 |
0,41 |
0,71 |
0,32 |
0,71 |
0,26 |
0,71 |
0,21 |
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников |
тыс. тонн |
137,7 |
81,9 |
141,6 |
75,3 |
145,5 |
68,7 |
149,4 |
62,0 |
153,3 |
57,2 |
Объем сброса загрязненных сточных вод |
млн. куб. м |
221,5 |
151,7 |
226,4 |
136,5 |
231,2 |
110,6 |
236,0 |
103,3 |
240,8 |
96,3 |
Количество объектов размещения отходов, обустроенных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства (с нарастающим итогом) |
единиц |
2 |
23 |
2 |
25 |
2 |
25 |
2 |
27 |
2 |
27 |
Доля обезвреживания отходов производства относительно объема их образования |
процентов |
49 |
73 |
49 |
75 |
49 |
77 |
49 |
78 |
49 |
80 |
Доля утилизации отходов потребления относительно объема их образования |
процентов |
4,9 |
16,4 |
4,9 |
18,5 |
4,9 |
20,6 |
4,9 |
22,7 |
4,9 |
25,0 |
Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба (с нарастающим итогом) |
единиц |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
Доля проб воды водных объектов рекреационного назначения, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям |
процентов |
68,4 |
45,0 |
70,0 |
40,0 |
71,6 |
35,0 |
73,2 |
30,0 |
75,0 |
25,0 |
Формирование краевого фонда запаса семян лесных растений |
тонн |
- |
15,0 |
- |
15,0 |
- |
15,0 |
- |
10,0 |
- |
10,0 |
Мероприятия по содержанию объектов единого генетикоселекционного комплекса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
охрана, защита и уход за лесосеменными плантациями |
гектаров |
- |
45,0 |
- |
50,0 |
- |
55,0 |
- |
60,0 |
- |
65,0 |
охрана, защита и уход за постоянными лесосеменными участками |
гектаров |
- |
70,0 |
- |
80,0 |
- |
90,0 |
- |
100,0 |
- |
110,0 |
выделение плюсовых насаждений |
гектаров |
- |
20,0 |
- |
20,0 |
- |
20,0 |
- |
20,0 |
- |
20,0 |
охрана, защита и уход за плюсовыми насаждениями |
гектаров |
- |
20,0 |
- |
20,0 |
- |
20,0 |
- |
20,0 |
- |
20,0 |
Затраты на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов |
процентов от ВРП |
0,31 |
0,68 |
0,31 |
0,77 |
0,31 |
0,85 |
0,31 |
0,92 |
0,31 |
1,00 |
Доля охвата природопользователей государственным экологическим контролем, ежегодно |
процентов |
0,5 |
3,5 |
0,5 |
3,5 |
0,5 |
3,5 |
0,5 |
3,5 |
0,5 |
3,5 |
Доля природных территорий, имеющих особый природоохранный статус (далее - ООПТ) |
процентов |
7,9 |
8,6 |
7,9 |
10,0 |
7,9 |
10,0 |
7,9 |
10,0 |
7,9 |
10,0 |
Количество слушателей (руководителей и специалистов), прошедших экологическую подготовку и переподготовку |
человек |
950 |
1600 |
900 |
1600 |
850 |
1600 |
750 |
1600 |
650 |
1600 |
Количество публикаций экологической направленности в средствах массовой информации в год |
единиц |
275 |
300 |
275 |
305 |
275 |
310 |
275 |
315 |
275 |
320 |
Количество проводимых экологических акций, практических природоохранных мероприятий, конкурсов, викторин, в год |
единиц |
42 |
75 |
42 |
80 |
42 |
85 |
42 |
90 |
42 |
95 |
<*> В соответствии со Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, в первом варианте приведены целевые индикаторы показателей по результатам реализации инерционного сценария развития Хабаровского края, во втором варианте - по результатам реализации инновационного сценария развития Хабаровского края.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 26 декабря 2014 г. N 998-рп в настоящие Мероприятия внесены изменения
Мероприятия
по реализации Стратегии экологической безопасности
Хабаровского края на период до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. N 758-рп)
26 декабря 2014 г.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 19 февраля 2013 г. N 72-рп в настоящую Схему внесены изменения
Схема
развития и размещения особо охраняемых природных территорий
краевого значения на территории Хабаровского края до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. N 758-рп)
19 февраля 2013 г.
N п/п |
Название |
Расположение |
Планируемая площадь (гектаров) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Природные парки | |||
1. |
Шереметьевский |
Вяземский район |
30 000 |
2. |
Дуссе-Алинь |
район имени Полины Осипенко, истоки рек Нилан, Гремячий Лог, Водопадный |
152 000 |
3. |
Коенини |
район имени Лазо, в верховьях рек Кафэ, Ко, Катен |
110 000 |
4. |
Шантарские острова |
Тугуро-Чумиканский район |
515 500 |
5. |
Иркутское озеро |
Ульчский район |
4000 |
Государственные природные заказники | |||
6. |
Нижнемельгинский |
Верхнебуреинский район |
60 000 |
7. |
Тырминский <*> |
Верхнебуреинский район |
40 000 |
8. |
Халхадьян |
Нанайский район |
100 000 |
9. |
Дуй |
Ульчский район |
64 027 |
10. |
Шаман-Яй <*> |
Ульчский район |
81 800 |
11. |
Река Им <*> |
район имени Полины Осипенко |
50 000 |
12. |
Нимеленский |
район имени Полины Осипенко |
28 221 |
13. |
Тугурский <*> |
Тугуро-Чумиканский район |
80 000 |
13.1. |
Озеро Мухтель** |
Тугуро-Чумиканский район |
49 454 |
13.2. |
Арсеньевский |
Хабаровский и Амурский районы |
200 000 |
Экологические коридоры | |||
14. |
Симминский |
Амурский район |
40 000 |
15. |
Горинский |
Комсомольский район |
54 000 |
16. |
Матайский |
район имени Лазо, бассейны рек Матай и Хор |
23 800 |
17. |
Хорский |
район имени Лазо, долина реки Хор |
61 400 |
18. |
Хор-Мухенский |
район имени Лазо, бассейны рек Мухен, Сагды-Биоса, Нельта и Хор |
18 100 |
Водно-болотные угодья | |||
19. |
Залив Счастья <**> |
Николаевский район |
40 000 |
20. |
Озеро Эворон и река Эвур <**> |
Солнечный район |
310 000 |
21. |
Залив Константина |
Тугуро-Чумиканский район |
32 400 |
22. |
Залив Тугурский <**> |
Тугуро-Чумиканский район |
80 000 |
23. |
Залив Николая <**> |
Тугуро-Чумиканский район |
35 000 |
24. |
Залив Ульбанский |
Тугуро-Чумиканский район |
80 000 |
25. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 25 |
|
|
Памятники природы краевого значения | |||
26. |
Озеро Золотое |
Амурский район |
370 |
27. |
Джермень |
Амурский район |
15,6 |
28. |
Известняковый массив Караскалах |
Аяно-Майский район |
750 |
29. |
Гора Лондор |
Аяно-Майский район |
200 |
30. |
Гора Топко |
Аяно-Майский район, Джугджурский хребет |
2 500 |
31. |
Сопка Девичья |
Бикинский район, долина реки Дубняковая |
150 |
32. |
Кедровый лес |
Ванинский район |
1 730 |
33. |
Озеро Чистое |
Ванинский район |
80 |
34. |
Оползневое озеро |
Ванинский район |
80 |
35. |
Скалы Нанайка и Богомол |
Ванинский район |
200 |
36. |
Тисовая роща |
Ванинский район |
80 |
37. |
Источник термальных вод Тырминский |
Верхнебуреинский район |
1 |
38. |
Карстовая пещера Мельгинская |
Верхнебуреинский район |
1 |
39. |
Сысоевский утес |
Вяземский район |
60 |
40. |
Пещера Кокдзяму |
Комсомольский район, долина реки Гур |
400 |
41. |
Пойма Амура (острова Галечная Коса и Листвяный без акватории) |
Нанайский район, типичный участок поймы |
850 |
42. |
Болэ |
Нанайский район, верховье реки Манома, бассейн реки Анюй |
80 |
43. |
Гора Тардоки-Яни |
Нанайский район |
6 000 |
44. |
Реликтовый лес с падубом морщинистым |
район имени Лазо, бассейн реки Кафэ |
735 |
45. |
Сопка Круглова |
район имени Лазо |
42,5 |
46. |
Рябчик Уссурийский |
район имени Лазо |
0,6 |
47. |
Скальные обнажения |
район имени Лазо |
228 |
48. |
Генеральские озера |
район имени Лазо |
34,5 |
49. |
Гора Ко |
район имени Лазо |
4 480 |
50. |
Кубышка Японская |
район имени Лазо |
2 |
51. |
Киинский |
район имени Лазо |
0,4 |
52. |
Скальные выходы на р. Нилан |
район имени Полины Осипенко, р. Нилан долина среднего течения в бассейне р. Амгунь |
140 |
53. |
Сопка Сорголь |
Солнечный район |
78,2 |
54. |
Гора Королева |
Хабаровский район, Баджальский хребет |
1200 |
55. |
Известняковый массив Улсу |
Хабаровский район, долина реки Улсу, бассейн реки Кур |
190 |
56. |
Массив равнинного кедрово-широколиственного леса |
Хабаровский район в с. Петропавловка |
100 |
57. |
Сарапульский разрез |
Хабаровский район |
50 |
58. |
Местообитание бабочки-голубянки |
Хабаровский район, остров Большой Уссурийский |
1 |
Всего |
2 360 531,8 |
---------------
Примечание: при организации особо охраняемой природной территории
предусмотреть осуществление:
<*> - любительского и спортивного рыболовства;
<**> - любительского, спортивного и промышленного
рыболовства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 11 декабря 2010 г. N 758-рп "Об обеспечении экологической безопасности в Хабаровском крае на период до 2020 года"
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 31 декабря 2010 г. N 12(101) (часть 2), на "Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края (www.laws.khv.gov.ru) 17 декабря 2010 г.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 2 октября 2020 г. N 1053-рп настоящее распоряжение признано утратившим силу с 7 октября 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 8 августа 2017 г. N 528-рп
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 20 августа 2015 г. N 549-рп
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 26 декабря 2014 г. N 998-рп
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 19 февраля 2013 г. N 72-рп