Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2003/30/ЕС от 8 мая 2003 г.
о поддержке использования биологического топлива и других возобновляемых источников энергии на транспорте*
Директивой Европейского парламента Совета Европейского Союза 2009/28/EC от 23 апреля 2009 г. настоящая Директива отменена с 1 января 2012 г.
О внесении изменений в настоящую Директиву см. Директиву Европейского парламента Совета Европейского Союза 2009/28/EC от 23 апреля 2009 г.
См. комментарий переводчика
Европейский парламент и Совет Европейского союза,
Опираясь на Договор, учреждающий Европейское сообщество, и, в частности, его статью 175 (1),
Основываясь на предложении Комиссии *(1),
Принимая во внимание Заключение Экономического и социального комитета*(2),
Принимая во внимание заключение Комитета регионов*(3),
Действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251 Договора*(4),
Поскольку:
(1) Европейский совет на встрече в Гетеборге 15 и 16 июня 2001 г. согласовал Стратегию Сообщества по устойчивому развитию, предусматривающую комплекс мер, которые включают развитие применения биотоплива.
(2) Сами природные ископаемые и их предусмотрительное и рациональное использование как это предусмотрено в статье 174 (1) Договора, включают нефть, природный газ и твердое топливо, которые являются важнейшими источниками энергии, а также основными источниками выбросов углекислого газа.
(3) Вместе с тем, существует большое разнообразие биомассы, которое может быть использовано для производства биотоплива: сельскохозяйственные продукты и продукты лесоводства, а также остатки и отходы лесоводства, лесной и пищевой промышленности.
(4) На транспортный сектор приходится более чем 30% конечного энергетического потребления в Сообществе, и это значение увеличивается, сама тенденция будет неуклонно усиливаться вместе с выбросами углекислого газа, и это значение будет еще большим в процентном соотношении при учете доли государств-кандидатов, вслед за их вступлением в Европейский Союз.
(5) Белый документ Комиссии "Европейская транспортная политика до 2010 года: время решать" указывает, что следует ожидать возрастания выбросов CO2 от транспорта на 50% в период между 1990 и 2010 гг., что составит около 1113 миллионов тонн, и основная ответственность за него ложится на дорожный транспорт, на который приходится 84% всех выбросов CO2 от транспорта. С экологической точки зрения, Белый документ также призывает к снижению зависимости от нефти (к настоящему времени составляющей 98%) в транспортном секторе за счет использования такого альтернативного топлива как, например, биотопливо.
(6) Стимулирование использования биотоплива для нужд транспорта составляет часть пакета необходимых мер в соответствии с Киотским протоколом, а также любого пакета мер в рамках других политик в целях выполнения дальнейших обязательств в этой связи.
(7) Увеличение использования биотоплива для нужд транспорта, не исключая использование другого возможного альтернативного топлива, и включая автомобильный LPG и CNG, является одним из средств, используя которые Сообщество может уменьшить свою зависимость в импортируемой энергии, а также влиять на рынок топлива для нужд транспорта и, следовательно, укрепить надежность энергетических поставок в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Вместе с тем, это соображение не должно умалять никаким образом важность соблюдения законодательства Сообщества относительно качества топлива, выбросов транспортных средств и качества воздуха.
(8) В результате технологического усовершенствования большинство транспортных средств, эксплуатируемых к настоящему времени в Европейском Союзе, способны использовать небольшую смесь биотоплива без каких-либо проблем. Самые последние технологические разработки делают возможным использовать более высокий процент биотоплива в смеси. Некоторые страны уже используют 10% и более биотоплива в смеси.
(9) Транспортные парки предлагают потенциал для использования более высокой концентрации биотоплива. Транспортные парки ряда городов уже работают с чистым биотопливом и, в некоторых случаях, это помогло улучшить качество воздуха в городской среде. Государства-члены могли бы таким образом обеспечивать использование биотоплива для нужд общественного транспорта.
(10) Развитие использования биотоплива для нужд транспорта представляет собой шаг в направлении увеличения применения биомассы, используемой в качестве основы для биотоплива, в целях более масштабного применения в будущем, при этом, пока не исключая другие средства и, в частности, водородное топливо.
(11) Научно-исследовательская политика, проводимая государствами-членами, которая имеет отношение к увеличению использования биотоплива, должна включать в значительной степени водородный сектор и развивать это направление, принимая во внимание соответствующие рамочные программы Сообщества.
(12) Чистое растительное масло, произведенное на масляных заводах путем прессовки, извлечения или схожим образом, сырое или рафинированное, но химически неизмененное, может также использоваться как биотопливо в особых случаях, если его использование совместимо с типом двигателей, соответствующим требованиям относительно выбросов.
(13) Новые типы топлива должны соответствовать признанным техническим стандартам, если они широко применяются пользователями и изготовителями машин и, следовательно, проникают на рынок. Технические стандарты также составляют основу для нормативов выбросов и мониторинга выбросов. Трудности могут возникнуть в том, что новые типы топлива должны соответствовать текущим техническим стандартам, которые, в большей степени, разработаны для обычного ископаемого топлива. Комиссия и органы по стандартизации должны следить за разработками, приспосабливать и активно развивать стандарты, особенно учитывая энергозависимость, и то, что новые типы топлива были введены наряду с обеспечением исполнения требований по защите окружающей среды.
(14) Биоэтанол и биодизель, при использовании для нужд транспортных средств в чистом виде или в качестве примеси, должны соответствовать стандартам качества, сформулированным в целях обеспечения оптимальной работы двигателя. Подчеркивается, что биодизель может применяться для дизельных двигателей, где средством обработки является обогащение эфиром, стандарт prEN 14214 Европейского комитета для стандартизации (CEN) в жирном кислотном метил-эфире (FAME). Соответственно, CEN должен установить подходящие стандарты для другой продукции транспортного биотоплива в Европейском Союзе.
(15) Развитие использования биотоплива для потребностей устойчивого фермерства и практики лесоводства, сформулированных в правилах, принятых в рамках общей сельскохозяйственной политики, может создать новые перспективы для устойчивого сельского развития в более рыночно ориентированной общей сельскохозяйственной политике, включенной в европейский рынок и, при уважении цели достижения процветания и многофункционального характера сельского хозяйства, также способно открыть новый рынок для прогрессивной сельскохозяйственной продукции, как в настоящих, так и в будущих государствах-членах.
(16) В своей резолюции от 8 июня 1998 *(5) Совет поддержал Стратегию Комиссии и план действий по возобновляемым источникам энергии и запросил Комиссию разработать специфические меры в сфере биотоплива.
(17) Зеленый документ Комиссии "В направлении европейской стратегии надежности энергоснабжения" устанавливает цель достижения 20% замены стандартного топлива альтернативным топливом для нужд дорожного транспорта к 2020 году.
(18) Альтернативное топливо сможет проникнуть на рынок, только если оно станет широко доступным и конкурентоспособным.
(19) В своей резолюции от 18 июня 1998 *(6) Европейский Парламент призвал к увеличению доли биотоплива на рынке на 2% в течение пяти лет путем принятия пакета мер, включая налоговое стимулирование, финансовую помощь для обрабатывающей промышленности и создание обязательного показателя использования биотоплива для нефтяных компаний.
(20) Оптимальный метод для увеличения доли биотоплива на национальном рынке и рынке Сообщества зависит от доступности ресурсов и сырья, от национальной политики и политики Сообщества по развитию биотоплива, от налоговых мер, а также от соответствующей заинтересованности всех посредников/сторон.
(21) Национальная политика развития использование биотоплива не должна вести к запрещению свободного перемещения топлива, которое должно соответствовать гармонизированной экологической спецификации на основе законодательства Сообщества.
(22) Развитие производства и использования биотоплива может содействовать уменьшению энергетической зависимости от импорта и уменьшению выбросов парниковых газов. Кроме того, биотопливо, в чистом виде или в качестве примеси, может в принципе быть использовано в существующих транспортных средствах при использовании текущей топливной дистрибьюторской системы. Смесь биотоплива с ископаемым топливом могла бы развить потенциал уменьшения стоимости в дистрибьюторской системе Сообщества.
(23) Поскольку цель предлагаемого действия, а именно: введение общих принципов, предусматривающих минимальный процент содержания биотоплива, не может быть достигнута в достаточной степени государствами-членами по причине необходимости совместных действий, и может, следовательно, быть достигнута лучшим образом на уровне Сообщества, Сообщество может принять меры, в соответствии с принципом субсидиарности, как это определено в статье 5 Договора. В соответствии с принципом пропорциональности, как он определен в той же статье, настоящая Директива не идет далее того, что необходимо для достижения ее целей.
(24) Исследование и технологическая разработка в области устойчивого биотоплива должны развиваться.
(25) Увеличение использования биотоплива должно сопровождаться подробным анализом состояния окружающей среды, экономического и общественного воздействия на нее в целях уяснения, насколько возможно увеличивать пропорцию биотоплива в соотношении со стандартным топливом.
(26) Должны быть введены положения, дающие возможность быстро приспосабливать перечень видов биотоплива, процента возобновляемого содержания, и процентного соотношения биотоплива на рынке топлива для нужд транспорта, к техническому прогрессу и результатам оценки воздействия окружающей среды на начальном этапе внедрения.
(27) Должны быть предприняты меры в целях скорейшей разработки стандартов качества для биотоплива в целях использования его в автомобильном секторе, как в качестве чистого биотоплива, так и в качестве примеси в стандартном топливе. Хотя биодеградирующая доля отходов является потенциально полезным источником для создания биотоплива, стандарты качества должны принимать во внимание возможное существующее заражение отходов во избежание появления отдельных компонентов, повреждающих транспортные средства или являющихся причиной увеличения выбросов.
(28) Стимулирование развития биотоплива должно соответствовать целям безопасности снабжения и защиты окружающей среды и соотноситься с целями других политик и мерами, предпринимаемыми в каждом государстве-члене. В этой связи, государства-члены могут изыскивать экономически выгодные пути использования возможностей применения биотоплива.
(29) Меры, необходимые для имплементации настоящей Директивы должны быть приняты в соответствии с Решением Совета 1999/468/EC от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуры для осуществления имплемпентационных полномочий, предоставленных Комиссии*(7),
приняли настоящую директиву:
За Европейский Парламент |
П. Кокс |
За Совет |
M. Хрисохоидис |
_____________________________
* Официальный Журнал L 123, 17/05/2003 С. 0042-0046
*(1) ОЖ C 103 E, 30.4.2002, с. 205 и ОЖ C 331 E, 31.12.2002, с. 291.
*(2) ОЖ C 149, 21.6.2002, с. 7.
*(3) ОЖ C 278, 14.11.2002, с. 29.
*(4) Заключение Европейского парламента от 4 июля 2002 г. (еще не опубликовано в Официальном журнале), Общая позиция Совета от 18 ноября 2002 г. (ОЖ C 32 E, 11.2.2003, с. 1) и Решение Европейского парламента от 12 марта 2003 г. (еще не опубликовано в Официальном журнале).
*(5) ОЖ C 198, 24.6.1998, с. 1.
*(6) ОЖ C 210, 6.7.1998, с. 215.
*(7) ОЖ L 184, 17.7.1999, с. 23.
*(8) Директива Европейского парламента и Совета 2001/77/EC от 27 сентября 2001 г. "О содействии развитию производства электричества от возобновляемых источников энергии на внутреннем рынке электричества" (ОЖ L 283, 27.10.2001, с. 33).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2003/30/ЕС от 8 мая 2003 г. о поддержке использования биологического топлива и других возобновляемых источников энергии на транспорте
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Перевод и предисловие - к.ю.н. Калиниченко П.А.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном журнале, N L 123, 17.05.2003, с. 42-46
Директивой Европейского парламента Совета Европейского Союза 2009/28/EC от 23 апреля 2009 г. настоящая Директива отменена с 1 января 2012 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Директива Европейского парламента Совета Европейского Союза 2009/28/EC от 23 апреля 2009 г.
Текст приводится без учета названных изменений