Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств
(одобрена решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 г.)
Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (далее - Концепция) представляет собой совокупность согласованных взглядов государств - участников Содружества, отражающих их общее видение СНГ, цели и направления его эволюции.
Государства - участники Содружества Независимых Государств подтверждают приверженность принципам, зафиксированным в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., протоколе к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 г., Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г. и Уставе Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г., которые сохраняют свое значение и в современных условиях.
Опираясь на эти принципы, они будут взаимодействовать в соответствии со своими реальными практическими потребностями и эффективно обеспечивать национальные интересы каждого государства участника Содружества.
1. Общие положения
1.1. Содружество Независимых Государств - это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества.
СНГ представляет собой важный механизм проведения межгосударственных консультаций и переговоров в целях согласования и реализации в рамках Содружества направлений многостороннего сотрудничества.
1.2. Содружество Независимых Государств играет значительную роль в обеспечении безопасности, стабильности и взаимодействия двенадцати суверенных государств в различных сферах.
Ограниченное участие отдельных государств-участников СНГ в деятельности его органов и принимаемых документах, обусловленное особенностями национальных интересов, воспринимается в Содружестве с пониманием и уважением. Это не будет препятствовать рассмотрению государствами-участниками СНГ всех вариантов дальнейшего развития Содружества.
1.3. Влияние процессов глобализации, повышение значения регионального сотрудничества и интеграции как фактора обеспечения стабильности и процветания государств в современном мире, а также появление новых рисков и вызовов диктуют государствам-участникам Содружества потребность во все более тесном взаимодействии.
1.4. Государства-участники СНГ будут стремиться к увеличению количества проектов и программ, в реализации которых заинтересованы все государства Содружества и которые призваны служить обеспечению их суверенитета и национальных интересов.
Наряду с этим в Содружестве реализуются разноуровневые и разноформатные модели взаимодействия, учитывающие специфику национальных интересов и внешнеполитического курса государств-участников СНГ.
1.5. При принятии решений в рамках СНГ сохраняется принцип консенсуса.
II. Основные цели Содружества
2.1. Основной целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.
2.2. Государства-участники Содружества придерживаются ценностей, зафиксированных в Уставе ООН. В современных условиях Содружество представляет собой инструмент недопущения на пространстве СНГ межцивилизационных конфликтов, что возлагает особую ответственность на государства-участники Содружества. Сотрудничество в рамках СНГ основывается на уважении общечеловеческих гуманистических ценностей, являющихся основой для противодействия идеологии экстремизма, нетерпимости и терроризма, которые угрожают стабильности не только государств-участников Содружества, но и мира в целом.
2.3. Исходя из объективных интересов государств-участников СНГ в создании благоприятных условий для дальнейшего развития национальных экономик и обеспечения безопасности, укрепления благосостояния граждан, вовлечения в мировые политические и экономические процессы, следует определить в кратко- и среднесрочной перспективах следующие основные цели развития СНГ:
поддержание социально-экономической стабильности и международной безопасности;
укрепление добрососедских отношений между государствами-участниками СНГ, основанных на уважении интересов друг друга;
повышение конкурентоспособности государств-участников, обеспечение вхождения в мировое хозяйство в целях достижения прогресса и процветания на пространстве Содружества и в государствах-участниках СНГ;
достижение максимальной эффективности в совместном решении проблем, порождаемых глобализацией, использование ее преимуществ;
повышение уровня жизни и благосостояния граждан государств-участников СНГ;
способствование вхождению каждого государства-участника СНГ во Всемирную торговую организацию;
противодействие традиционным и новым угрозам и вызовам;
развитие сотрудничества в гуманитарной сфере;
реализация основополагающих международных принципов и стандартов в области демократии и прав человека;
дальнейшее сближение национальных законодательств государств-участников Содружества в различных сферах многостороннего сотрудничества на основе общепризнанных принципов и норм международного права;
обеспечение эффективной диалоговой площадки на всех уровнях для реализации перечисленных выше целей и подготовки Содружества к новым этапам углубленного сотрудничества.
III. Общее видение путей достижения целей СНГ
3.1. При выработке путей дальнейшего развития СНГ государства-участники исходят из необходимости достигнутого и укрепления имеющегося позитивного опыта. Необходимы постепенность и поэтапность в достижении качественно нового уровня взаимодействия. На каждом этапе на Содружество будет возлагаться тот объем работы, с которым оно может успешно справиться в интересах всех государств-участников. При этом будет сохранен многопрофильный характер СНГ, не ограниченный отдельными областями сотрудничества. Будет обеспечено гармоничное развитие всех имеющихся и новых областей взаимодействия.
Государства-участники будут гибко подходить к временным ориентирам и конкретным формам развития СНГ, учитывать интересы и взгляды всех партнеров.
3.2. Повышение эффективности деятельности Содружества будет основной задачей наступающего этапа развития СНГ. Потребуется выход на единое понимание по вопросам правового статуса решений органов СНГ, обеспечения выполнения государствами взятых обязательств, мониторинга их реализации.
3.3. Постоянное реформирование органов СНГ должно быть заменено адаптацией их структур, форм и методов работы к новым задачам Содружества.
3.4. Важным условием успешного развития СНГ будет урегулирование имеющихся в нем конфликтов на основе укрепления взаимного доверия и принципов и норм международного права.
3.5. Объективной потребностью для решения задач Содружества является учет мирового опыта развития, налаживание контактов и взаимовыгодного сотрудничества с другими региональными организациями и интеграционными объединениями.
IV. Приоритетные направления деятельности Содружества
4.1. Приоритетом СНГ является экономическое сотрудничество. Полноценное торгово-экономическое взаимодействие государств-участников СНГ является необходимым условием устойчивого развития государств Содружества.
Экономические связи на пространстве СНГ должны основываться на рыночных принципах, взаимном уважении и взаимной выгоде. Экономической целью СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее ее совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.
См. Договор о зоне свободной торговли (Санкт-Петербург, 18 октября 2011 г.)
Необходимы комплексные действия в данной сфере и выработка Стратегии экономического развития СНГ, механизма экономического сотрудничества государств-участников СНГ с выделением приоритетов, направленных на содействие развитию национальных экономик, тесное сотрудничество во взаимовыгодных сферах экономики, создание принципиально новой инвестиционной и технической базы производства, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в экономике, усиление научно-технического потенциала государств Содружества.
При этом основная роль должна отводиться деятельности по следующим приоритетным направлениям:
завершение введения полномасштабного режима свободной торговли;
либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств-участников СНГ;
разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции;
развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ; повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок; повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при транзитных перевозках; гармонизация национальных систем организации воздушного движения государств СНГ в соответствии с нормами и требованиями международных организаций гражданской авиации;
углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;
многостороннее сотрудничество в области добычи, транспортировки и транзита углеводородов;
развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами, разработка межгосударственных программ по техническому перевооружению, инновационным технологиям, взаимодействие на передовых направлениях научно-технического сотрудничества;
развитие военно-экономического сотрудничества заинтересованных государств путем взаимодействия национальных оборонно-промышленных комплексов при разработке, производстве, модернизации, ремонте, обеспечении эксплуатации и утилизации продукции военного назначения, а также диверсификации и конверсии военного производства;
разработка и реализация крупных совместных инвестиционных проектов, в первую очередь в области транспорта, энергетики и телекоммуникаций, оказывающих определяющее воздействие на развитие экономик государств Содружества;
создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений;
создание финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, совместных предприятий и других форм экономического сотрудничества;
интеграция в мировую экономику;
создание сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ;
создание благоприятных правовых экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в СНГ.
4.2. Политическое взаимодействие является одной из центральных функций СНГ, дающей возможность заинтересованным государствам-участникам на разных уровнях на регулярной основе обмениваться мнениями по ключевым вопросам мировой политики, стремясь к формированию согласованных подходов.
Будет продолжена практика регулярного рассмотрения Советом министров иностранных дел СНГ наиболее важных внешнеполитических вопросов по представлению председательства и государств-участников.
Заинтересованные государства-участники будут развивать сотрудничество в наблюдении за выборами и референдумами, внедрять единые и объективные критерии оценки избирательных процессов. Данная работа будет вестись с учетом суверенных прав и обязательств государств-участников привлекать к участию в мониторинге выборов на своей территории представителей других международных организаций.
4.3. Межпарламентское сотрудничество заинтересованных государств-участников СНГ будет способствовать углублению интеграции, сближению и гармонизации экономических систем и национальных законодательств, защите прав и интересов граждан, активизации разработки Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ модельных законов и их имплементации в законодательства государств-участников.
4.4 Гуманитарное сотрудничество - важнейший элемент взаимодействия, который позволяет в полном объеме задействовать человеческий фактор в межгосударственных отношениях. Среди основных его задач - дальнейшее развитие общих образовательного, научного, информационного и культурного пространств, здравоохранения, спорта и туризма, максимальное вовлечение в гуманитарное сотрудничество всех государств-участников. Расширению гуманитарного пространства СНГ послужит активизация народной дипломатии, вовлечение в гуманитарное сотрудничество широкого круга потенциальных партнеров, включая бизнес-круги и неправительственные объединения. Важную роль в решении задач гуманитарного сотрудничества играют языки государств-участников СНГ и русский язык как фактор межнационального общения на пространстве СНГ.
Значительное внимание должно уделяться социальной и демографической политике.
4.5. В вопросах миграции требуется повышение уровня взаимодействия компетентных в этой области органов государств-участников СНГ, обеспечение действенной координации в рамках Содружества. Необходимо рассмотреть деятельность существующих и целесообразность создания новых структур в целях выработки скоординированной миграционной политики, принятия совместных мер по предотвращению нелегальной миграции и регулированию трудовой миграции. Особого внимания требует совершенствование договорно-правовой базы СНГ и его государств-участников в этой сфере.
4.6. Сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам является и объективно останется одной из наиболее востребованных областей взаимодействия. Требуется дальнейшая активизация усилий государств-участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, организованной международной преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, торговле людьми, преступлениям в сфере информационных технологий, в оформлении и охране государственных границ.
Заинтересованные государства-участники будут сохранять и укреплять имеющиеся направления военного и военно-технического сотрудничества, в том числе обеспечение мира и безопасности, охрану и использование воздушного пространства, техническое взаимодействие и др. Необходимо развивать такие перспективные направления, как координация усилий в нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, укрепление национальных систем экспортного контроля.
Особое внимание необходимо уделять предупреждению терроризма, противодействию его идеологии и пропаганде. Следует рассмотреть возможность реализации различных целевых программ для повышения информированности общественности, укрепления культуры мира, практики межкультурного диалога, толерантности в национальных и религиозных вопросах.
Заинтересованные государства-участники будут работать на повышение эффективности реализации действующих в данной сфере документов Содружества и соответствующих структур СНГ, на развитие из партнерских связей с профильными международными и региональными структурами.
4.7. Существенной составной частью сотрудничества в рамках СНГ является взаимодействие в экологической сфере, предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Государства - участники будут активизировать совместную деятельность по предупреждению и противодействию природным и техногенным катастрофам.
4.8. Особого внимания заслуживает укрепление региональной составляющей - многостороннее взаимодействие государств Содружества и их регионов в решении вопросов экономического, социального и культурного развития регионов и приграничных территорий, упрочения дружбы и добрососедства.
4.9. Важное значение имеют форумы для общения и взаимодействия по ключевым направлениям и вопросам деятельности Содружества представителей общественных организаций, СМИ, академических кругов, творческой интеллигенции, бизнеса, местного самоуправления и граждан.
V. Механизмы функционирования Содружества и его организационное совершенствование
Исходя из целей и задач дальнейшего развития СНГ, необходимы оптимальные и эффективные структуры и органы Содружества. Это подразумевает их упорядочение и унификацию в соответствии с международно-правовыми нормами и оправдавшим себя международным опытом, оптимизацию процедур деятельности уставных и других органов СНГ.
Определенное значение для повышения эффективности органов СНГ будет иметь следующее.
5.1. Повышение роли и активизация института ротируемого председательства. При переходе председательства от одного государства к другому сохраняется преемственность, в том числе в реализации решений, ранее принятых в рамках Содружества. Председательство в течение одного года осуществляется очередным государством одновременно в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете СНГ и Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также в Совете постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах Содружества.
Будет разработано Положение о председательстве в СНГ.
5.2. Совет глав государств СНГ определяет стратегию развития СНГ, рассматривает концептуальные, стратегические проблемы и задачи политического и экономического сотрудничества. Решения обязательны для исполнения подписавшими их государствами. Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и другие органы СНГ определяют конкретные меры по реализации поставленных Советом глав государств СНГ задач.
В течение года, как правило, проводятся одно очередное и одно неофициальное заседания Совета глав государств, два заседания Совета глав правительств СНГ, а также не менее двух заседаний Совета министров иностранных дел СНГ. Экономический совет СНГ проводит заседания один раз в квартал.
5.3. Совет глав правительств СНГ концентрируется на обсуждении и принятии решений по ключевым вопросам преимущественно экономической и финансовой деятельности СНГ.
5.4. Работа по конкретным направлениям должна быть сосредоточена в Совете министров иностранных дел, экономическом совете, других уставных органах, а также в органах отраслевого сотрудничества СНГ, которые наделяются полномочиями по принятию окончательных решений по вопросам их компетенции, внесению для рассмотрения проектов решений Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ в установленном порядке.
5.5. Повышение роли и ответственности Экономического совета СНГ, Совета постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества, представителей государств-участников СНГ в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ.
5.6. Модернизация Экономического Суда СНГ заинтересованными государствами, исходя из того, что обязательным элементом современной инфраструктуры международных экономических отношений является судебный механизм разрешения споров.
5.7. Определение в государствах-участниках Содружества национальных координаторов на уровне высоких должностных лиц для организации мониторинга выполнения решений высших органов СНГ в соответствии с национальным законодательством.
5.8. Повышение роли и эффективности деятельности Исполнительного комитета СНГ как постоянно действующего исполнительного, административного и координирующего органа Содружества, выполняющего организационную, прогнозно-аналитическую и информационную работу во исполнение решений, принятых в рамках Содружества.
Потребуется его адекватное финансирование и соблюдение соответствующего финансовому взносу в единый бюджет органов СНГ представительства в нем государств-участников.
5.9. Совершенствование механизма финансирования органов СНГ и формирования единого бюджета органов СНГ. Неукоснительное исполнение государствами-участниками Содружества принятых финансовых обязательств.
План
основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ
(утв. Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 г.)
N п/п |
Положения Концепции |
Мероприятия по выполнению |
Исполнители |
Сроки исполнения |
1. Экономическая сфера | ||||
1.1. |
Выработка Стратегии экономического развития СНГ |
Инвентаризация имеющихся документов СНГ в экономической сфере Разработка и утверждение Стратегии Рассмотрение вопросов на СГГ и СГП |
Государства - участники СНГ, Экономсовет, органы отраслевого сотрудничества, Рабочая группа по выработке проекта Стратегии экономического развития СНГ, Исполком СНГ |
2007 - 2008 гг. |
1.2. |
Завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее ее совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли. Отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств - участников СНГ |
Завершение нормативно-правового оформления создания зоны свободной торговли: согласование и утверждение Перечня базовых документов, регламентирующих функционирование зоны свободной торговли; подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы полномасштабной зоны свободной торговли в рамках СНГ с учетом современной международной практики Разработка и принятие практических мер по применению положений Соглашения о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ от 15 апреля 1994 г. и Протокола к данному Соглашению от 2 апреля 1999 г. Проведение анализа соответствия положений Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и Протокола о внесении изменений и дополнений в вышеуказанное Соглашение от 2 апреля 1999 г. нормам и правилам ВТО |
Государства - участники СНГ, Экономсовет, Исполком СНГ |
2007 - 2009 гг. |
|
|
Проведение анализа практики применения государствами - участниками СНГ специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер |
|
Ежегодно |
|
|
Проведение анализа и подготовка предложений по использованию мирового опыта функционирования зон свободной торговли |
Экономсовет, КЭВ, Исполком СНГ |
Периодически |
|
|
Проведение работ по ликвидации тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле Рассмотрение вопросов СГП |
|
Постоянно |
1.3. |
Способствование вхождению каждого государства-участника СНГ во Всемирную торговую организацию |
Консультации между соответствующими министерствами и ведомствами государств -участников СНГ, в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, Экономическом совете с рассмотрением вопросов на СГП |
Государства - участники СНГ |
2008 - 2010 гг. |
1.4. |
Разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов. Углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов |
Реализация Концепции формирования общего электроэнергетического рынка государств -участников СНГ Формирование прогнозов (производство-потребление) энергоресурсов стран СНГ Разработка основных направлений сотрудничества государств - участников СНГ по использованию альтернативных видов энергетических ресурсов на 2009 - 2015 гг. Рассмотрение вопросов на СГП |
Государства - участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества, Исполком СНГ |
2009 г. |
1.5. |
Развитие общего рынка сельскохозяйственной продукции |
Проведение анализа и подготовка предложений по функционированию общего аграрного рынка государств - участников СНГ и рынков важнейших видов сельскохозяйственной продукции Разработка и утверждение мероприятий в установленном порядке по развитию лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов заинтересованными государствами-участниками СНГ на период до 2010 г. Принятие конкретных мер для сотрудничества в области выращивания сельскохозяйственных культур и селекционной работы, содержания и селекции сельскохозяйственных животных и птиц |
Государства - участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества |
2007 - 2009 гг. |
1.6. |
Развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе: формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ; повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок; повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при транзитных перевозках; гармонизация национальных систем организации воздушного движения государств СНГ в соответствии с нормами и требованиями международных организаций гражданской авиации
|
Организация мониторинга и разработка предложений по формированию и развитию участков межгосударственных транспортных коридоров на территории государств Содружества с учетом положений Меморандума о сотрудничестве государств - участников СНГ в области международных транспортных коридоров |
Государства - участники СНГ, Экономсовет, органы отраслевого сотрудничества, МАК |
Постоянно |
|
Реализация Концепции согласованной транспортной политики государств - участников СНГ на период до 2010 гг. |
|
2007 - 2010 гг. |
|
|
Реализация Концепции установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ |
|
Постоянно |
|
|
Создание условий для ликвидации барьеров при осуществлении международных автомобильных грузовых перевозок |
|
Постоянно |
|
|
Разработка скоординированных мер по реализации межгосударственных программ обеспечения безопасности полетов |
|
2008 - 2012 гг. |
|
Реализация Концепции гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств - участников СНГ с учетом обязательств государств перед международными организациями, членами которых они являются Изучение возможности создания заинтересованными государствами скоростного пассажирского сообщения между государствами - участниками СНГ и странами ЕС, развития региональных аэропортов в государствах-участниках Содружества Рассмотрение вопросов на СГП |
Постоянно |
|||
1.7. |
Многостороннее сотрудничество в области добычи, транспортировки и транзита углеводородов |
Разработка скоординированных мер сотрудничества государств - участников СНГ по использованию минерально-сырьевых ресурсов, включая их совместную разведку, освоение и добычу Рассмотрение вопросов на СГП |
Государства - участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества, Исполком СНГ |
2007 - 2010 гг. |
1.8. |
Развитие производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами Разработка межгосударственных программ по техническому перевооружению, инновационным технологиям. Взаимодействие на передовых направлениях научно-технического сотрудничества |
Разработка отраслевыми советами соответствующих предложений и проектов Совершенствование институционального механизма передачи технологий, формирование системы научно-технических и инновационных фондов Реализация Комплекса среднесрочных мероприятий по продвижению на внутренний рынок СНГ и рынки третьих стран конкурентоспособной продукции, выпускаемой национальными производителями, на период до 2010 г. |
Государства - участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества, Исполком СНГ |
2007 - 2010 гг. |
|
Развитие работ по формированию общей статистической базы СНГ на основе утвержденного Перечня показателей, по согласованной методологии, обеспечивающей их сопоставимость на межгосударственном и международном уровнях |
|
2008 - 2010 гг. |
|
|
Внедрение комплекса статистических классификаторов, унифицированных с европейскими стандартами |
|
2008 - 2017 гг. |
|
|
Изучение заинтересованными государствами-участниками СНГ возможности активизации сотрудничества в области ракетно-космической техники и исследований космоса Рассмотрение вопросов на СГП |
|
2008 - 2010 гг. |
|
1.9 |
Развитие военно-экономического сотрудничества заинтересованных государств |
Взаимодействие национальных оборонно-промышленных комплексов заинтересованных государств при разработке, производстве, модернизации, ремонте, обеспечении эксплуатации и утилизации продукции военного назначения |
Государства - участники СНГ |
Постоянно |
1.10. |
Разработка и реализация крупных совместных инвестиционных проектов |
Разработка и утверждение отраслевыми советами соответствующих проектов Завершение реорганизации Межгосударственного банка СНГ до 2009 г. Рассмотрение вопросов на СГП |
Государства - участники СНГ, Экономсовет, Исполком СНГ, органы отраслевого сотрудничества, Совет Межгосударственного банка СНГ |
Постоянно |
1.11. |
Создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений |
Реализация Концепции сотрудничества и координации деятельности государств - участников СНГ в валютной сфере Рассмотрение вопроса на Экономсовете |
Государства - участники СНГ, Экономсовет, Межгосударственный комитет, Межгосударственный банк, Исполком СНГ |
2007 - 2017 гг. |
1.12. |
Создание финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, совместных предприятий и других форм экономического сотрудничества |
Подготовка предложений по созданию финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, совместных предприятий в ключевых областях взаимодействия с учетом международного опыта создания подобных структур Рассмотрение вопросов на Экономсовете с докладом СГП |
Государства - участники СНГ, Экономсовет, органы отраслевого сотрудничества, Исполком СНГ |
2008 - 2010 гг. |
1.13. |
Создание сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств - участников СНГ |
Обеспечение выполнения Плана действий по реализации Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в сфере информатизации на период до 2010 г. |
Государства - участники СНГ, Экономсовет, Исполком СНГ |
2007 - 2010 гг. |
|
Обеспечение выполнения Межгосударственной программы создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств - участников СНГ |
Государства - участники СНГ, Экономсовет, Исполком СНГ |
2007 - 2008 гг. |
|
|
Организация и проведение выставочно-конгрессных мероприятий Рассмотрение вопросов на экономсовете с докладом СГП |
Государства - участники СНГ, Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности, Совет руководителей торгово-промышленных палат государств -участников СНГ |
Постоянно |
|
1.14. |
Создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в СНГ |
Рассмотрение вопросов развития и повышения эффективности лизинга в инвестиционном процессе Содружества Независимых Государств на период до 2010 г. Рассмотрение вопросов на Эконом совете с докладом СГП |
Государства - участники СНГ, Экономсовет, Лизинговая конфедерация (союз) СНГ, органы отраслевого сотрудничества, Исполком СНГ |
2008 - 2010 гг. |
2. Политическая сфера | ||||
2.1. |
Обмен мнениями на разных уровнях на регулярной основе заинтересованными государствами-участниками по ключевым вопросам мировой политики, стремясь к формированию согласованных подходов |
Регулярное рассмотрение СМИД СНГ наиболее важных внешнеполитических вопросов по представлению председательства и государств-участников Продолжение практики межмидовских консультаций Активизация консультаций в рамках взаимодействия в международных организациях Рассмотрение вопросов на СМИД |
Государства - участники СНГ |
Постоянно |
2.2. |
Развитие сотрудничества в наблюдении за выборами и референдумами |
Внедрение единых и объективных критериев оценки избирательных процессов с учетом суверенных прав и обязательств государств - участников привлекать к участию в мониторинге выборов на своей территории представителей других международных организаций |
Государства - участники СНГ, МПА, Исполком СНГ |
Постоянно |
2.3. |
Установление контактов и взаимовыгодного сотрудничества с другими региональными организациями и интеграционными объединениями |
В рамках сотрудничества СНГ с другими региональными организациями и интеграционными объединениями наладить с ними систему информационных обменов, взаимодействия в областях, представляющих взаимный интерес, которые способствовали бы их взаимодополняющему, взаимовыгодному развитию Рассмотрение вопросов на СМИД |
Государства - участники СНГ, Совет постпредов, Исполком СНГ |
Постоянно |
3. Межпарламентское сотрудничество | ||||
3.1. |
Дальнейшее сближение национальных законодательств заинтересованных государств - участников Содружества в различных сферах многостороннего сотрудничества на основе общепризнанных принципов и норм международного права |
Рассмотрение возможности оптимизации процесса сближения законодательств заинтересованных государств - участников СНГ и его мониторинга совместно с МПА |
Государства - участники СНГ, МПА |
Постоянно |
4. Гуманитарная сфера | ||||
4.1. |
Дальнейшее развитие общих образовательного, научного, информационного и культурного пространств, здравоохранения, спорта и туризма, максимальное вовлечение в гуманитарное сотрудничество всех государств - участников СНГ |
Инвентаризация имеющейся нормативно-правовой базы, актуализация приоритетов взаимодействия и формирование на этой основе комплексных планов мероприятий в гуманитарной сфере с учетом предложений Совета по гуманитарному сотрудничеству, Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ, отраслевых органов и рекомендаций форумов творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ |
Государства - участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества, Исполком СНГ |
Постоянно |
|
Разработка мероприятий, направленных на обеспечение свободного обмена печатными изданиями, телерадиопродукцией, взаимной доступности медиаресурсов, формирование межгосударственных информационных каналов |
|
Постоянно |
|
|
Создание Интернет-портала Содружества Независимых Государств |
|
2008 г. |
|
|
Выработка единых подходов к образованию, деятельности общих образовательных учреждений, филиалов и представительств высших учебных заведений, а также к оценке квалификаций выпускников образовательных учреждений |
|
2008-2009 гг. |
|
|
|
Разработка эффективной системы мер по упрощению доступа к образованию, культурным и научным ценностям государств - участников СНГ |
|
Постоянно |
|
|
Развитие совместного кинопроизводства и проката кинематографической продукции |
|
Постоянно |
|
|
Разработка и принятие мер по обеспечению функции русского языка как средства межнационального общения в СНГ |
|
Постоянно |
|
|
Рассмотрение на СГП вопроса о повышении эффективности работы Межгосударственной телерадиокомпании "Мир" в период перехода на полномасштабное теле- и радиовещание каналов на Содружество Независимых Государств как важного средства межгосударственного, межнационального общения |
МТРК "Мир", Совет постпредов |
2008 г. |
|
|
Активизация взаимодействия в сфере новых технологий |
Государства - участники СНГ и органы отраслевого сотрудничества |
Постоянно |
|
|
Разработка мер поощрения в рамках СНГ за особые успехи по отраслям наук |
Государства - участники СНГ, Совет постпредов, Исполком СНГ |
2008 г. |
|
|
Принятие Плана основных мероприятий по подготовке и празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. с учетом национальных программ (комплексов мероприятий), запланированных в государствах-участниках СНГ |
Государства - участники СНГ, Координационный совет ветеранов |
2008 г. |
4.2. |
Активизация народной дипломатии, вовлечение в гуманитарное сотрудничество широкого крута потенциальных партнеров, включая бизнес-круги и неправительственные объединения Развитие форумов для общения и взаимодействия по ключевым направлениям и вопросам деятельности Содружества представителей общественных организаций, СМИ, академических кругов, творческой интеллигенции, бизнеса, местного самоуправления и граждан |
Введение в регулярную практику ежегодного проведения форумов творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ |
Государства - участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества |
Постоянно |
|
Активное вовлечение молодежи в процессы развития и укрепления общего гуманитарного пространства Рассмотрение вопроса в отраслевых советах с докладом СГП |
Совет по делам молодежи |
Постоянно |
|
4.3. |
Совершенствование социальной и демографической политики |
Разработка Концепции согласованной социальной и демографической политики государств - участников СНГ |
Государства - участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества, Исполком СНГ |
2008 г. |
|
|
Рассмотрение в профильных советах вопросов обмена информацией и опытом в области социальной и демографической политики |
Государства - участники СНГ, профильные совета |
Постоянно |
|
|
Подготовка предложений об урегулировании вопросов в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ с учетом изменившейся в странах законодательной базы |
Государства - участники СНГ, Совет по труду, миграции и социальной политике, Совет постпредов, Экономсовет |
2007 - 2008 гг. |
|
|
Инвентаризация принятой нормативно-правовой базы сотрудничества по представлению медицинских услуг (в том числе скорой медицинской помощи на бесплатной основе) и оказанию социальной помощи гражданам государств - участников СНГ (в том числе ветеранам ВОВ) Принятие соглашений: |
Государства - участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества, Исполком СНГ |
2007 - 2008 гг. |
|
|
о сотрудничестве в борьбе с оборотом фальсифицированных лекарственных средств; |
Государства - участники СНГ, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ, Исполком СНГ |
2008 г. |
|
|
о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с ростом заболеваемости сахарным диабетом |
2008 - 2009 гг. |
|
|
|
Принятие новой Программы совместных действий государств - участников СНГ по борьбе с ВИЧ/СПИД |
Государства - участники СНГ, Совет по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ |
2008 г. |
5. Вопросы миграции | ||||
5.1. |
Повышение уровня взаимодействия миграционных органов государств-участников СНГ. Рассмотрение деятельности существующих и целесообразности создания новых структур в целях выработки скоординированной миграционной политики, принятия совместных мер по предотвращению нелегальной миграции и регулированию трудовой миграции |
Упорядочение деятельности и четкое распределение полномочий существующих и создаваемых структур сотрудничества в миграционной сфере. Рассмотрение вопросов координации работы в профильных советах, включая возможность введения в СНГ биометрических паспортов Мониторинг потребности в трудовых ресурсах на национальных рынках труда. Создание системы обмена информацией по данной проблематике между соответствующими национальными органами Активизация сотрудничества по противодействию незаконной миграции и торговле людьми в рамках реализации системной правовой базы государств-участников СНГ, включая соответствующие программы сотрудничества Рассмотрение вопросов на СГП |
Государства - участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества, Исполком СНГ |
Постоянно |
5.2. |
Совершенствование договорно-правовой базы СНГ и его государств - участников в сфере миграции |
Формирование условий для проведения согласованной миграционной политики с учетом норм международного права |
Государства - участники СНГ, Группа для выработки предложений по согласованной миграционной политике государств - участников СНГ |
2007 - 2008 гг. |
|
|
Рассмотрение комплекса вопросов, связанных с безвизовым проездом и пребыванием граждан государств - участников Содружества на территориях государств - участников СНГ |
Государства - участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества, Исполком СНГ |
Постоянно |
|
|
Реализация Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконной миграции Рассмотрение вопросов на СГГ |
Государства - участники СНГ, Исполком СНГ |
Постоянно |
6. Сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам | ||||
6.1. |
Недопущение на пространстве СНГ межцивилизационных конфликтов |
Реализация различных целевых программ для повышения информированности общественности, укрепления культуры мира, практики межкультурного диалога, толерантности в национальных и религиозных вопросах |
Государства - участники СНГ, уставные и отраслевые органы сотрудничества, Исполком СНГ |
Постоянно |
6.2. |
Активизация усилий государств - участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, организованной международной преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, торговле людьми, преступлениям в сфере информационных технологий, в оформлении и охране государственных границ Повышение эффективности реализации действующих документов в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности
|
Обеспечение реализации принятых в рамках СНГ концепций и программ в антикриминальной, антитерростической и антинаркотической сферах. Разработка, принятие и реализация таких программ на очередные периоды Повышение эффективности деятельности правоохранительных отраслевых органов СНГ и роли в этом процессе Координационного совещания органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью Подготовка под эгидой Координационного совещания органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, предложений по дальнейшему сближению национальных законодательств, а также совершенствованию договорно-правовой и организационной базы сотрудничества в правоохранительной сфере |
Государства - участники СНГ, уставные и отраслевые органы сотрудничества |
2007 - 2010 гг. |
|
Завершение разработки Соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и других международных договоров в правоохранительной области, подготовка которых предусмотрена соответствующими межгосударственными программами, и Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности |
|
2008 г. |
|
|
Разработка и осуществление комплекса мер по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий |
|
2007 - 2010 гг. |
|
|
Осуществление комплекса мер по сотрудничеству государств - участников СНГ в борьбе с коррупцией |
Государства - участники СНГ, уставные и отраслевые органы сотрудничества |
2008 - 2010 гг. |
|
|
Реализация Концепции согласованной пограничной политики государств - участников СНГ на 2007 - 2010 гг., а также разработка и принятие необходимых документов |
Совет командующих Пограничными войсками |
2007 - 2010 гг. |
|
|
Разработка предложений по координации усилий государств - участников СНГ в противодействии идеологии и пропаганде терроризма Рассмотрение вопросов сближения национальных антитеррористических законодательств стран СНГ |
Государства - участники СНГ, Совет руководителей органов безопасности и спецслужб, АТЦ, БКБОП |
2008 г. |
|
|
|
Активизация практического взаимодействия в сфере безопасности с профильными международными организациями |
|
2007 - 2010 гг. |
6.3. |
Сохранение и укрепление заинтересованными государствами-участниками имеющихся направлений военного и военно-технического сотрудничества, в том числе обеспечение мира и безопасности, охрана и использование воздушного пространства, техническое взаимодействие |
Реализация основных направлений военного сотрудничества государств - участников СНГ, включая вопросы дальнейшего совершенствования функционирования объединенной системы противовоздушной обороны, охраны и использования воздушного пространства, обеспечения безопасности полетов военной авиации, миротворческой деятельности, противодействия международному терроризму и военно-технического взаимодействия. Углубление сотрудничества в других сферах взаимных интересов министерств обороны государств - участников СНГ |
Государства - участники СНГ, Совет министров обороны государств - участников СНГ |
Постоянно |
6.4. |
Координация усилий в нераспространении оружия массового уничтожения и средств его доставки, укрепление национальных систем экспортного контроля |
Рассмотрение данной тематики в профильных советах в целях выработки соответствующих рекомендаций |
Государства - участники СНГ, уставные и отраслевые органы сотрудничества |
Постоянно |
7. Взаимодействие в экологической сфере и предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий | ||||
7.1. |
Укрепление взаимодействия в экологической сфере и предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Активизация совместной деятельности по предупреждению и противодействию природным и техногенным катастрофам |
Создание и обеспечение функционирования информационно-справочной правовой системы государств - участников СНГ в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
Государства - участники СНГ, уставные и отраслевые органы сотрудничества, Исполком СНГ |
2007 - 2010 гг. |
|
Создание научно-методической основы национального и межгосударственного прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
|
Постоянно |
|
|
Проведение совместных учений по отработке практических действий Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Исполком СНГ Государства - участники СНГ |
|
|
|
Обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для чрезвычайных служб государств в учебных заведениях министерств по чрезвычайным ситуациям государств-участников Содружества. |
|
Постоянно |
|
8. Региональное сотрудничество | ||||
8.1. |
Укрепление региональной составляющей - многостороннее взаимодействие государств Содружества и их регионов в решении вопросов экономического, социального и культурного развития регионов и приграничных территорий, упрочения дружбы и добрососедства |
Создание схемы взаимодействия, включая Совет по межрегиональному и приграничному сотрудничеству государств - участников СНГ, форум руководителей органов государственного управления регионов, другие совместные координирующие органы и рабочие группы по развитию регионального и приграничного сотрудничества Реализация Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ и Плана мероприятий по ее реализации до 2009 г. Рассмотрение вопроса на СГП |
Государства - участники СНГ, Исполком СНГ |
2007 - 2009 гг. |
9. Механизмы функционирования Содружества и его организационное совершенствование | ||||
9.1. |
Увеличение количества проектов и программ, в реализации которых заинтересованы все государства Содружества и которые призваны служить обеспечению их суверенитета и национальных интересов |
Инвентаризация договорно-правовой базы СНГ в рамках Единого реестра правовых актов и других документов СНГ |
Государства - участники СНГ, Совет постпредов, Исполком СНГ |
2008 г. |
|
Инвентаризация имеющихся программ, планов мероприятий и подготовка предложений об исключении из них мероприятий, потерявших актуальность |
Государства - участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества, Совет постпредов, Исполком СНГ |
2008 г. |
|
|
Разработка проектов межгосударственных программ, в которых заинтересованы все или большинство государств Содружества |
|
Постоянно |
|
|
Рассмотрение вопроса о налаживании механизма социологического мониторинга процессов сотрудничества в рамках СНГ Рассмотрение вопросов на Экономсовете, СМИД СГП, СГГ |
Эконом совет, СМИД, СГП, СГГ |
|
|
9.2. |
Создание оптимальных и эффективных структур и органов Содружества. Их упорядочение и унификация в соответствии с международно-правовыми нормами и оправдавшим себя международным опытом. Выход на единое понимание по вопросам правового статуса решений органов СНГ. Повышение роли и ответственности Экономического совета СНГ. Повышение роли и ответственности Совета постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества. Модернизация Экономического Суда СНГ заинтересованными государствами |
Разработка новой редакции Правил процедуры СГГ, СГП, СМИД, ЭС СНГ, с уточнением в том числе порядка принятия решений органами СНГ, внесения замечаний и оговорок к документам СНГ |
Государства - участники СНГ, органы отраслевого сотрудничества, Экономический Суд, Совет постпредов, Исполком СНГ |
2007 - 2009 гг. |
|
Внесение на рассмотрение очередного заседания СГГ, как правило, одного основного вопроса, затрагивающего интересы всех государств - участников СНГ |
|
Постоянно |
|
|
Разработка Соглашения о статусе документов, принимаемых в рамках СНГ |
|
2007 - 2009 гг. |
|
|
Рассмотрение вопросов оптимизации органов СНГ, их статуса, соподчиненности и взаимодействия |
|
2007 - 2008 гг. |
|
|
Разработка Основных направлений реформирования Экономического Суда СНГ |
|
2007 - 2008 гг. |
|
|
Подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в Устав Содружества Независимых Государств с учетом положений Концепции дальнейшего развития СНГ Внесение, при необходимости, изменений в положения о Совете постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества и Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ |
|
2007 - 2009 гг. |
|
9.3. |
Обеспечение выполнения государствами взятых обязательств, мониторинга их реализации |
Разработка Положения о порядке организации мониторинга реализации решений органов СНГ Рассмотрение вопроса на СГГ |
Государства - участники СНГ, Совет постпредов, Исполком СНГ |
После уточнения статуса документов СНГ |
9.4. |
Повышение роли и активизация института ротируемого председательства |
Разработка Положения о председательстве в СНГ, в котором председательство в течение одного года осуществляется очередным государством одновременно в СГГ, СГП, СМИД, Экономсовете и КЭВ, а также в Совете постпредов Рассмотрение вопроса на СГГ |
Государства - участники СНГ, Совет постпредов, Исполком СНГ |
2007 - 2008 гг. |
9.5. |
Определение в государствах - участниках Содружества национальных координаторов на уровне высоких должностных лиц для организации мониторинга выполнения решений высших органов СНГ в соответствии с национальным законодательством |
Информирование о принятых решениях государств - участников и Исполкома СНГ Разработка проекта Положения о национальных координаторах |
Государства - участники СНГ |
2007 - 2008 гг. |
9.6. |
Повышение роли и эффективности деятельности Исполнительного комитета СНГ. Адекватное финансирование Исполкома СНГ и соблюдение соответствующего финансовому взносу в единый бюджет органов СНГ представительства в нем государств - участников |
Определение функций и задач Исполкома СНГ на современном этапе развития Содружества, приведение в соответствие с ними его структуры, кадрового, финансового и организационно-технического обеспечения с внесением, при необходимости, изменений в Положение об Исполнительном комитете СНГ |
Государства - участники СНГ, Совет постпредов, Исполком СНГ |
2007 - 2008 гг. |
9.7. |
Совершенствование механизма финансирования органов СНГ и формирования единого бюджета органов СНГ. Неукоснительное исполнение государствами-участниками Содружества принятых финансовых обязательств |
Внесение предложений по совершенствованию механизма финансирования органов СНГ и формирования единого бюджета органов СНГ Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей финансовые аспекты деятельности МПА, СНГ Рассмотрение вопроса на СГП |
Государства - участники СНГ, Экономсовет, Исполком СНГ, Совет МПА СНГ |
2008 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (одобрена решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 г.)
Текст Концепции опубликован в журнале "БСТ", 2008 г., N 5
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 18 декабря 2020 г.
Изменения вступают в силу с 18 декабря 2020 г.