Генеральная Конференция Международной Организация Труда, созванная в Сан-Франциско Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 17 июня 1948 года на свою тридцать первую сессию,
постановив принять ряд предложений по вопросу об организации службы занятости, что является частью четвертого пункта повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации, дополняющей Рекомендацию 1944 года об организации служб занятости и Конвенцию 1948 года об организации служб занятости,
принимает сего девятого дня июля месяца тысяча девятьсот сорок восьмого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1948 года об организации службы занятости:
принимая во внимание, что организация службы занятости предусматривается Рекомендацией 1944 года и Конвенцией 1948 года об организации службы занятости и что данные положения желательно дополнить новыми рекомендациями,
Конференция рекомендует, чтобы каждый Член Организации применял нижеследующие положения, как только это позволят условия страны, и информировал Международное Бюро Труда по запросу Административного Совета о мерах, принятых для проведения в жизнь этих положений:
I. Общая организация
1. Бесплатная государственная служба занятости должна включать центральное учреждение, местные и, в случае надобности, региональные бюро.
2. Для успешного развития службы занятости и для создания единой координированной администрации в общегосударственном масштабе следует предусмотреть:
a) опубликование центральным учреждением административных инструкций общегосударственного применения;
b) формулирование общегосударственных минимальных норм, регулирующих укомплектование персоналом и общую организацию бюро службы занятости;
c) ассигнование этой службе достаточных средств правительством;
d) представление нижестоящими органами периодических отчетов вышестоящим органам;
е) общегосударственную инспекцию региональных и местных бюро;
f) периодические совещания работников центральных, региональных и местных учреждений, включая инспекционный персонал.
3. Служба занятости должна проводить соответствующие мероприятия, направленные, сообразно необходимости, на сотрудничество с представителями предпринимателей и трудящихся и со всеми органами, имеющими задачей изучение проблем занятости, присущих известным районам, предприятиям, отраслям промышленности или известным группам отраслей промышленности.
4. В случае надобности следует принимать меры для создания в общих рамках службы занятости:
a) отдельных бюро по найму, имеющих своей задачей обслуживание нужд предпринимателей и трудящихся, принадлежащих к определенным отраслям промышленности или профессиям, в тех случаях, когда создание таких бюро будет оправдываться характером, значительностью отрасли промышленности или профессии, или же каким-либо иным особым фактором; их создание было бы полезно, например, для обеспечения потребностей портов, торгового судоходства, строительства и общественных работ, сельского и лесного хозяйства и домашне-бытового обслуживания;
b) особой системы трудоустройства:
i) подростков;
ii) инвалидов;
iii) инженерно-технических работников, работников умственного труда, служащих и работников исполнительского состава;
c) соответствующей системы трудоустройства женщин, с учетом их профессиональной квалификации и физической пригодности.
II. Сведения о положении на рынке занятости
5. Служба занятости должна собирать сведения о состоянии рынка занятости, в частности:
a) о настоящих и будущих потребностях в рабочей силе (включая данные о численности и квалификации необходимых работников по отраслям промышленности, профессиям или районам);
b) о настоящей и будущей численности наличной рабочей силы (включая данные о числе, возрасте и поле, квалификации, профессии, отрасли промышленности и местожительстве трудящихся и о числе, географическом распределении и характеристике лиц, ищущих работу).
6. Служба занятости должна проводить общие или специальные изучения по таким вопросам, как:
а) причины и размеры безработицы, включая технологическую безработицу;
b) трудоустройство отдельных категорий лиц, ищущих работу, как, например, инвалиды или подростки;
c) факторы, обусловливающие уровень и характер занятости;
d) регулирование занятости;
e) профессиональное ориентирование в связи с трудоустройством;
f) анализ специальностей и профессий;
g) прочие аспекты структуры рынка занятости.
7. Сбор этих сведений должен быть поручен хорошо подготовленному, квалифицированному персоналу, ведущему работу в случае необходимости в сотрудничестве с другими государственными органами и с организациями предпринимателей и трудящихся.
8. По мере возможности и надобности методы сбора и анализа сведений должны включать:
a) получение сведений непосредственно от особо осведомленных по этим вопросам органов, как, например, других государственных учреждений и ведомств, организаций предпринимателей и трудящихся, государственных или частных предприятий и объединенных комиссий;
b) сотрудничество с инспекцией труда и со службами, занимающимися страхованием по безработице и оказанием помощи в случае безработицы;
c) периодические доклады по вопросам, особо касающимся рынка занятости;
d) проводимые службой занятости анкеты по отдельным вопросам, исследовательские работы и анализы.
III. Баланс рабочей силы
9. Для того чтобы добиться наилучшей организации рынка занятости, в качестве неотъемлемой части общегосударственной программы, направленной на обеспечение и поддержание полной занятости, а также на развитие и использование производительности ресурсов, должен составляться годичный баланс рабочей силы в рамках общего изучения экономического положения.
10. Служба занятости должна проводить эту работу, в случае надобности, совместно с другими государственными органами.
11. Баланс рабочей силы должен включать точные данные относительно вероятного объема и распределения предложения и спроса на рабочую силу.
IV. Направление трудящихся на вакантные должности
12. Служба занятости должна:
a) оставаться строго беспристрастной, когда дело касается вакантных должностей на предприятиях, где они, являются предметом трудового спора;
b) воздерживаться от направления трудящихся на должности с заработной платой и другими условиями труда ниже норм, установленных законодательством, коллективными договорами или практикой;
c) направляя трудящихся на различные должности, воздерживаться от применения к ищущим работу лицам дискриминационных мер по признакам расы, цвета кожи, пола или убеждений.
13. Служба занятости должна предоставлять ищущим работу лицам все необходимые сведения относительно предлагаемой им работы, в том числе сведения по вопросам, упомянутым в предыдущем параграфе.
V. Подвижность трудящихся
14. Для большей подвижности трудящихся, в интересах достижения и поддержания наибольшего объема производства и занятости, служба занятости должна проводить меры, указанные в нижеследующих параграфах 15 - 20.
15. Следует собирать и распространять самые полные и самые достоверные сведения относительно возможностей получения работы и условий труда в других видах занятости и районах, а также относительно существующих там условий жизни (включая возможность подыскания подходящего жилища).
16. Трудящимся должны предоставляться сведения и даваться советы, которые позволяли бы устранить имеющиеся у них возражения против перемены профессии или местожительства.
17. 1) Служба занятости должна устранять препятствия экономического порядка, мешающие признанным необходимыми перемещениям, посредством таких мер, как оказание денежной помощи.
2) Такая помощь должна, в одобренных службой случаях, оказываться при перемещениях, осуществляемых через посредство или с разрешения службы, в частности тогда, когда нет других правил, предусматривающих покрытие дополнительных расходов, вызванных перемещением иначе, чем за счет средств трудящегося.
3) Размер этой помощи должен соответствовать условиям страны и конкретным обстоятельствам.
18. Служба занятости должна помогать учреждениям по страхованию от безработицы и по оказанию помощи при безработице определять и истолковывать условия, при которых следует считать подходящей для безработного свободную должность, не соответствующую его обычной профессии или вынуждающую его переменить местожительство.
19. Служба занятости должна помогать соответствующим органам составлять и развивать программы курсов профессионального обучения или переобучения (включая ученичество, дополнительное обучение и курсы по повышению квалификации), набирать слушателей для этих курсов и трудоустраивать выпускников.
VI. Различные положения
20. 1) Служба занятости должна сотрудничать с другими государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами занятости.
2) Для этого ее мнение должно запрашиваться и учитываться любым координационным органом, занимающимся разработкой руководящих принципов и подлежащих применению методов по таким вопросам, как:
a) географическое размещение промышленности;
b) общественные работы и инвестиция государственных средств;
c) технический прогресс и его влияние на уровень производства и занятости;
d) миграция;
e) жилищное строительство;
f) социально-бытовое и культурное обслуживание; здравоохранение, просвещение и организация отдыха;
g) организация и планирование в общегосударственном масштабе обеспечения возможностей занятости.
21. В интересах более широкого пользования службой занятости и успешного выполнения ею своих задач эта служба должна проводить мероприятия, перечисленные в нижеследующих параграфах 22 - 25.
22. 1) Следует постоянно прилагать усилия к поощрению как лиц, ищущих работу, так и лиц, ищущих работников, полностью использовать в добровольном порядке сведения и средства, предоставляемые службой занятости.
2) С этой целью должны использоваться кинофильмы, радиовещание и другие средства общественной информации и общения с общественностью, чтобы, в частности, наниматели, трудящиеся и их организации лучше знали и правильно оценивали важную роль этой службы в деле организации занятости и те выгоды, которые принесет трудящимся, предпринимателям и обществу в целом более полное пользование службой занятости.
23. Трудящихся, обращающихся за страховым пособием или помощью по безработице, и, по мере возможности, лиц, оканчивающих государственные курсы профессионального обучения, следует обязывать регистрироваться в службах занятости для получения работы.
24. Следует особенно стремиться поощрять подростков и, по мере возможности, всех лиц, поступающих впервые на работу, регистрироваться и являться на собеседования для получения работы.
25. Нанимателей, включая руководителей обобществленных или полуобобществленных предприятий, следует поощрять предоставлять этой службе сведения относительно имеющихся вакантных должностей.
26. Необходимо систематически прилагать усилия к повышению эффективности службы занятости, с тем чтобы устранить потребность в частных бюро по найму во всех отраслях хозяйства, за исключением тех случаев, когда соответствующий орган власти, руководствуясь особыми соображениями, сочтет их существование желательным или необходимым.
VII. Сотрудничество служб занятости в международном плане
27. 1) Сообразно потребностям и возможностям сотрудничество служб занятости в международном плане при содействии Международного Бюро Труда, когда на то будет выражено желание, должно включать:
a) систематический обмен, в двустороннем, региональном или многостороннем порядке, сведениями и опытом в отношении политики службы занятости и в отношении применяемых методов;
b) проведение двусторонних, региональных или многосторонних технических совещаний по вопросам службы занятости.
2) Для облегчения перемещений трудящихся, разрешаемых в соответствии со статьей 6b iv Конвенции, службы занятости должны по указанию центрального органа, которому они подчинены, и, в случае пожелания, в сотрудничестве с Международным Бюро Труда:
a) собирать, совместно с другими учреждениями или организациями, когда это целесообразно, данные о предложении рабочей силы и о спросе на нее, которые не могут быть удовлетворены внутри страны, с целью поощрения иммиграции или эмиграции, в качестве средств удовлетворения, насколько это возможно, этого спроса и предложения;
b) сотрудничать с другими соответствующими отечественными или иностранными органами в разработке и применении двусторонних, региональных или многосторонних межправительственных соглашений по вопросам миграции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Международной Организации Труда от 9 июля 1948 г. N 83 об организации службы занятости
Текст Рекомендации опубликован в сборнике "Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I". Женева, Международное бюро труда, 1991