См. статус настоящего Решения
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Концепцию формирования общего электроэнергетического рынка государств - участников Содружества Независимых Государств (прилагается).
2. Электроэнергетическому Совету СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ осуществлять мониторинг реализации Концепции формирования общего электроэнергетического рынка государств - участников Содружества Независимых Государств и при необходимости информировать Экономический совет Содружества Независимых Государств о ходе ее выполнения.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.
Решение вступило в силу для Российской Федерации 25 ноября 2005 г.
Совершено в городе Москве 25 ноября 2005 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство /подпись/ |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
Концепция
формирования общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ
(утв. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Концепции формирования общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ от 25 ноября 2005 г.)
I. Общие положения
1.1. Концепция формирования общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ (далее - Концепция) разработана в рамках реализации Договора об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года.
1.2. Концепция представляет собой совокупность согласованных взглядов и подходов государств - участников Содружества к формированию общего электроэнергетического рынка СНГ (далее - ОЭР СНГ).
Принципы организации ОЭР СНГ, закрепленные в настоящей Концепции, являются основой для разработки Правил ОЭР СНГ (далее - Правила) и других нормативных правовых актов, предусмотренных настоящей Концепцией.
1.3. Концепция основывается на следующих межгосударственных и межправительственных нормативных правовых документах:
- Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года;
- Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года;
- Соглашение о транзите электрической энергии и мощности государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 года;
- Соглашение о взаимопомощи в случаях аварий и других чрезвычайных ситуаций на электроэнергетических объектах государств - участников СНГ от 30 мая 2002 года;
- Соглашение о создании резервов ресурсов и их эффективном использовании для обеспечения параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 сентября 2004 года;
- План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003 - 2010 годах, утвержденный Решением Совета глав государств СНГ от 19 сентября 2003 года о завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере.
Концепция учитывает основные принципы объединения и либерализации европейских рынков электроэнергии, закрепленные директивами Европейского парламента и Европейского совета N 2003/54/ЕС и 1228/2003 и Договором к Энергетической Хартии от 17 декабря 1994 года.
II. Термины и определения
Термины и определения, использованные в данной Концепции, имеют следующие значения:
Баланс электроэнергии - система показателей, характеризуемая равенством суммы величин потребляемой электроэнергии в энергосистеме, расхода ее на собственные нужды, потерь в электрических сетях и суммы величин выработки электроэнергии в энергосистеме с учетом перетоков электроэнергии с другими энергосистемами.
Балансирующий рынок ОЭР СНГ - система отношений купли - продажи, которые возникают между субъектами ОЭР СНГ при дисбалансе договорных и фактических объемов купленной и проданной электрической энергии.
Вертикально интегрированное предприятие электроэнергетики - юридическое лицо, осуществляющее более одного из следующих видов деятельности: производство, диспетчирование, передача, распределение и сбыт электроэнергии, а также инфраструктурные услуги в сфере электроэнергетики.
Внутренний рынок электроэнергии - система отношений купли-продажи и передачи электрической мощности и электрической энергии, функционирующая на основе договоров между энергопроизводящими, энергопередающими, энергоснабжающими организациями и потребителями.
Вспомогательные услуги - услуги, приобретаемые системным оператором у субъектов оптового рынка электрической энергии для обеспечения готовности необходимых объемов и структуры оперативных резервов электрической мощности, регулирования активной и реактивной мощностей, по запуску энергосистемы из обесточенного состояния.
Генерирующая компания - юридическое лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании генерирующим оборудованием для выработки электроэнергии и мощности с заданными потребительскими свойствами на продажу.
Графики поставок электроэнергии (мощности) - табличные расписания обмена согласованным количеством электроэнергии (мощности), составленные сторонами на основе заключенных двух- или многосторонних договоров купли-продажи.
Доступ к коммерческой инфраструктуре рынка для участников ОЭР СНГ - право участников ОЭР СНГ на использование коммерческой инфраструктуры рынка для осуществления деятельности по купле-продаже электроэнергии и услуг.
Доступ к технологической (с учетом технологических ограничений и резервов мощности) инфраструктуре рынка для участников ОЭР СНГ - право участников ОЭР СНГ на использование технологической инфраструктуры рынка для осуществления деятельности по купле-продаже электроэнергии и услуг.
Инфраструктурные организации ОЭР СНГ - юридические лица, оказывающие услуги, обеспечивающие функционирование ОЭР СНГ.
Коммерческий учет электроэнергии - система измерений объемов производства и потребления электроэнергии для выполнения финансовых расчетов на рынке с использованием аттестованных измерительных систем, осуществляющих измерения с точностью, установленной в нормативно- технической документации.
Национальная электроэнергетическая система - существующий комплекс электростанций, электрических и тепловых сетей, связанный общностью режима работы и имеющий централизованное оперативное управление, осуществляемое диспетчерской службой.
Оператор передающей сети - субъект ОЭР, обеспечивающий функционирование и развитие передающей сети.
Оператор распределительной сети - субъект ОЭР, обеспечивающий функционирование и развитие распределительной сети.
Операторы организаций торговли электроэнергией - субъект ОЭР, осуществляющий организацию торговли на спотовом рынке.
Передающая сеть - совокупность линий электропередачи высокого напряжения, оборудования для трансформации и коммутации, вспомогательного оборудования, которая используется для передачи и транзита электроэнергии.
Покупатель электроэнергии - физическое или юридическое лицо, покупающее электроэнергию для собственного использования и/или в целях ее последующей перепродажи.
Поставщик электроэнергии - юридическое или физическое лицо, поставляющее приобретенную или произведенную им электроэнергию.
Потребитель электроэнергии - физическое или юридическое лицо, использующее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Правила ОЭР СНГ - условия купли-продажи, передачи, доступа к сетям, обеспечения транзита электроэнергии, ценообразования, технологического управления и координации функционирования и развития ОЭР СНГ.
Производитель электрической энергии - субъект электроэнергетики ОЭР СНГ, производящий электроэнергию.
Распределительная сеть - совокупность линий электропередачи среднего и низкого напряжения, оборудования для трансформации и коммутации, вспомогательного оборудования, которая используется для распределения электроэнергии и ее доставки в пункты поставки.
Резерв мощности - свободная от обязательств мощность агрегатов энергопроизводящих организаций, которая может быть использована на ОЭР СНГ.
Рынок системных и вспомогательных услуг - система отношений, возникающих при покупке и продаже системных услуг.
Системные услуги - услуги, необходимые для обеспечения надежной работы электроэнергетической системы, включая услуги по поддержанию резерва мощности, регулированию частоты и напряжения, обеспечению восстановления нормального режима системы после аварий.
Системный оператор - субъект электроэнергетики, предоставляющий услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в зоне управления.
Субъекты ОЭР СНГ - юридические лица, являющиеся субъектами электроэнергетики государств - участников СНГ, получившие доступ на ОЭР СНГ в соответствии с Правилами.
Суммарная установленная генерирующая мощность - суммарная номинальная активная мощность генераторов электростанций, входящих в состав электроэнергетической системы (расположенных на территории страны).
Технологическая инфраструктура - передающая и распределительная электрическая сеть и система оперативно-диспетчерского управления.
Технологические ограничения (системные ограничения) - предельно допустимые значения технологических параметров функционирования энергетической системы. Системные ограничения включают:
сетевые ограничения:
- максимально допустимые перетоки активной мощности по контролируемым сечениям электрической сети,
- допустимые токовые нагрузки электросетевого оборудования (по линиям электропередачи и трансформаторам подстанций),
- допустимые уровни напряжений в узлах расчетной схемы;
ограничения по работе актуальных для рассматриваемого промежутка времени (включенных в работу или не находящихся в ремонте или др.) режимных генерирующих единиц:
- технологический минимум,
- скорость сброса/набора нагрузки;
ограничения по системной надежности:
- структуры и/или объема необходимых резервов мощности,
- объемов производства электрической энергии и резервов, предоставляемых системными генераторами,
- изменение рабочей мощности генерирующих объектов ОЭР, выводимой в ремонт;
другие ограничения:
- интегральные ограничения по использованию гидроресурсов,
- ограничения по реактивной мощности.
Технологический регламент ОЭР СНГ - правила, определяющие порядок доступа к технологической инфраструктуре ОЭР СНГ и ее использования.
Услуги по передаче электрической энергии - передача электроэнергии (услуги по передаче электроэнергии) это комплекс организационно и технически связанных действий, включая задачи системного оператора, касающиеся управления потоками электроэнергии, надежности системы и наличия всех необходимых услуг, обеспечивающий на основании договоров передачу по питающим электрическим сетям:
- электроэнергии, произведенной на территории государства - участника СНГ и потребленной на этой же территории или проданной на территорию другого государства - участника СНГ;
- электроэнергии, потребленной или проданной на территории государства - участника СНГ и купленной на территории другого государства - участника СНГ.
Участники ОЭР СНГ - субъекты электроэнергетики государств - участников СНГ, получившие доступ на ОЭР СНГ в соответствии с условиями, определенными настоящей Концепцией, и осуществляющие деятельность по:
- производству электроэнергии;
- передаче электроэнергии;
- распределению электроэнергии;
- оперативно-технологическому управлению;
- организации торговли электроэнергией;
- организации оказания системных и других видов услуг;
- купле и/или продаже электроэнергии.
Электрическая энергия - особого вида товар, характеризующийся одновременностью его производства и потребления и требующий постоянного и непрерывного поддержания его параметров в заданных пределах.
Электроэнергетическая отрасль в государствах - участниках СНГ - отрасль экономики, включающая комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
Электроэнергетический рынок государств - участников СНГ (ОЭР СНГ) - система отношений между субъектами государств - участников СНГ, заключивших Соглашение о формировании ОЭР СНГ, связанная с куплей-продажей электроэнергии и сопутствующих услуг, действующая на основании общих правил и соответствующих договоров.
III. Цели и задачи создания ОЭР СНГ
3.1. Создание ОЭР СНГ имеет целью формирование на основе параллельно работающих электроэнергетических систем государств - участников СНГ единого рыночного пространства в электроэнергетике, базирующегося на принципах равноправия государств - участников СНГ, добросовестной конкуренции и взаимной выгоде в электроэнергетике, и направлено на:
- повышение надежности электроснабжения и качества обслуживания потребителей в государствах - участниках СНГ;
- повышение эффективности функционирования субъектов ОЭР СНГ;
- оптимизацию использования топливно-энергетических, гидроэнергетических ресурсов и иных возобновляемых источников энергии в электроэнергетике, а также улучшение экологических условий в государствах - участниках ОЭР СНГ;
- сближение процессов реформирования электроэнергетической отрасли в государствах - участниках СНГ;
- создание экономической, правовой, технической основы для дальнейшей интеграции электроэнергетических рынков государств - участников СНГ и других стран Европы и Азии.
3.2. Для успешного формирования ОЭР СНГ государства - участники стремятся гармонизировать национальное законодательство, правовые и экономические условия функционирования хозяйствующих субъектов, создать систему государственной поддержки приоритетных направлений межгосударственного сотрудничества в целях развития ОЭР СНГ, обеспечивать решение проблем неплатежей и сбалансированности торгово- платежных отношений между государствами - участниками СНГ.
IV. Основные принципы ОЭР СНГ
4.1. Основными принципами ОЭР СНГ являются:
- единство норм и правил функционирования технологической инфраструктуры (систем передачи электроэнергии и оперативно- диспетчерского управления) государств - участников СНГ, обеспечивающее основу надежного функционирования как электроэнергетической отрасли каждого из государств, так и общего рынка, и позволяющее каждому субъекту рынка исполнить надлежащим образом принятые на себя обязательства;
- поэтапная либерализация экономической деятельности в сфере электроэнергетики и внедрение рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию;
- невмешательство субъектов рынка в вопросы внутреннего управления электроэнергетическими системами других государств;
- обеспечение системными операторами баланса производства, поставок и потребления электроэнергии и мощности в национальных электроэнергетических системах;
- формирование субъектов ОЭР СНГ на территории государств - участников СНГ;
- соблюдение баланса экономических интересов производителей и потребителей электрической энергии;
- обеспечение защиты интересов субъектов ОЭР СНГ и потребителей;
- обеспечение исполнения обязательств субъектами ОЭР СНГ;
- обеспечение права выбора потребителями электроэнергии своих поставщиков электроэнергии, в том числе из других государств - участников ОЭР СНГ, свободы определения цены купли-продажи электроэнергии, цены на виды услуг, в отношении которых не осуществляется государственное регулирование, а также объемов поставок с учетом технологических ограничений, определяемых в соответствии с Правилами;
- регулирование и обеспечение прозрачности естественно-монопольных видов деятельности, обеспечение недискриминационных условий доступа к технологической (с учетом технологических ограничений и резервов мощности) и коммерческой инфраструктуре рынка для всех участников ОЭР СНГ;
- обеспечение условий для притока инвестиций в электроэнергетику.
4.2. В целях обеспечения прозрачности функционирования организаций, оказывающих инфраструктурные услуги, государства - участники СНГ (здесь и далее по тексту Концепции под государствами - участниками СНГ понимаются их органы законодательной и исполнительной власти) вводят раздельный учет по видам деятельности в вертикально интегрированных предприятиях электроэнергетики. В дальнейшем государства - участники ОЭР СНГ создают условия для преобразования организаций, осуществляющих услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, в самостоятельные юридические лица, отделяя их от организаций, осуществляющих производство и куплю-продажу электрической энергии.
4.3. Государства - участники СНГ гармонизируют законодательство для реализации на территории своих государств принципов ОЭР СНГ, закрепленных настоящей Концепцией.
V. Организационная структура ОЭР СНГ
5.1. В ОЭР СНГ в соответствии с Правилами и законодательством государств - участников предполагается функционирование двух типов субъектов:
I тип - участники торговых отношений:
- производители электроэнергии или их представители, включая генерирующие компании,
- потребители электроэнергии или их представители, осуществляющие закупку электроэнергии для целей собственного использования,
- поставщики, осуществляющие оптовую покупку электроэнергии для ее последующей перепродажи,
- системные операторы и/или операторы передающей сети, осуществляющие покупку/продажу электроэнергии на покрытие технологических потерь, для целей балансирования и регулирования, а также других целей, предусмотренных законодательством государств - участников ОЭР СНГ;
II тип - инфраструктурные организации:
- операторы передающих сетей - юридические лица, ответственные за надежное функционирование и развитие передающих сетей и электрических связей с энергосистемами других государств;
- системные операторы - юридические лица, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление национальной энергосистемой, а также обеспечивающие другие системные услуги.
В зависимости от законодательства государств функции оператора передающих сетей и системного оператора могут быть совмещены в одной организационной структуре;
- операторы распределительных сетей - юридические лица, ответственные за надежное функционирование и развитие распределительных сетей;
- операторы организаций торговли электроэнергией - юридические лица, осуществляющие услуги по определению цены и объемов продажи электроэнергии на биржевых принципах.
5.2. Функциональная структура общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ определяется следующими видами отношений между его субъектами:
- на основе двусторонних договоров (между покупателями и продавцами электроэнергии) оптовой купли-продажи электроэнергии с самостоятельным определением цены поставки при ценах на услуги инфраструктурных организаций, регулируемых в соответствии с Правилами;
- рынок централизованной торговли электроэнергией;
- рынок системных и вспомогательных услуг, включающий механизм использования резервов мощности, регулирования мощности и поддержания баланса (для целей обеспечения надежности и качества поставок).
Каждый из указанных сегментов рынка развивается по мере готовности его субъектов, их унифицированного технического оснащения и законодательств государств, а также готовности инфраструктурных организаций ОЭР СНГ к оказанию услуг участникам этих сегментов рынка.
VI. Отношения в сфере производства электроэнергии
6.1. Государства - участники СНГ обеспечивают возможность участия в ОЭР СНГ в качестве поставщика для каждой организации, владеющей на правах собственности или ином законном основании либо имеющей, по совокупности заключенных с ней договоров, присоединенную к одной точке поставки суммарную установленную генерирующую мощность в объеме, превышающем предел доступа поставщиков на ОЭР СНГ.
Предел доступа на ОЭР СНГ устанавливается разрабатываемыми планами-графиками основных мероприятий, направленных на подготовку и вступление в ОЭР СНГ этих государств и Правилами.
6.2. Государства - участники СНГ принимают меры для создания достаточных резервов мощности, обеспечивающих внутреннее потребление электроэнергии и выполнение обязательств по регулированию частоты в соответствии с Договором об обеспечении параллельной работы.
VII. Отношения в сфере оперативно-диспетчерского управления
7.1. Государства - участники СНГ назначают системных операторов, осуществляющих оперативно-диспетчерское управление национальными электроэнергетическими системами, в целях обеспечения надежного функционирования электроэнергетических систем в зонах их ответственности и поддержания балансов электроэнергии и мощности с учетом требований по регулированию частоты электрического тока в рамках синхронно работающей зоны, в соответствии с Правилами.
Системные операторы отвечают за поддержание согласованного между собой графика межгосударственных перетоков электроэнергии, а также баланса экспортно-импортных поставок электроэнергии и мощности в соответствии с Правилами.
7.2. Субъекты ОЭР СНГ предоставляют системные услуги по взаимному резервированию и другие услуги по поддержанию надежной и бесперебойной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ, в том числе покупку и продажу резервов мощности, в соответствии с Правилами.
7.3. Организация предоставления вспомогательных услуг, связанных с осуществлением параллельной синхронной работы национальных электроэнергетических систем, выполняется системными операторами государств - участников СНГ в соответствии с Правилами.
7.4. Системные операторы ОЭР СНГ обеспечивают взаимный обмен информацией в порядке и в объемах, необходимых и достаточных для выполнения своих функций и бесперебойного функционирования ОЭР СНГ.
7.5. Организации, осуществляющие функции системного оператора, должны предоставлять свои услуги недискриминационно, на основе Правил. Системные операторы должны быть независимыми от организаций, осуществляющих генерирующие или сбытовые функции. Их деятельность должна быть прозрачна.
VIII. Отношения в сфере передачи и распределения электроэнергии
8.1. Государства - участники СНГ устанавливают технические требования для подключения электроэнергетических установок к передающей и распределительной сетям государства. Эти требования должны обеспечивать взаимодействие передающих систем государств Содружества, быть объективными, обеспечивать равный доступ субъектов электроэнергетики к технологической и коммерческой инфраструктуре отрасли, должны быть доступны и официально опубликованы.
8.2. Государства - участники СНГ назначают или требуют от собственников, владеющих передающими или распределительными сетями, назначения операторов передающих и распределительных сетей своих государств, которые обязуются обеспечить недискриминационный доступ участников ОЭР СНГ к сетям на условиях, определяемых Правилами, а также обеспечить безопасную, надежную и эффективную работу передающих и распределительных сетей и их развитие.
8.3. Урегулирование отклонений между фактическими и плановыми почасовыми величинами межгосударственных перетоков электроэнергии осуществляется в соответствии с Правилами.
8.4. Операторы передающих сетей и системные операторы ОЭР СНГ обеспечивают взаимный обмен информацией в порядке и в объемах, необходимых и достаточных для выполнения своих функций и бесперебойного функционирования ОЭР СНГ.
8.5. Исполнение функций оператора передающих сетей и системного оператора может быть совмещено в одной организации.
8.6. Операторы передающих или распределительных сетей должны быть независимыми от организаций, осуществляющих генерирующие или сбытовые функции, их деятельность должна быть прозрачна.
8.7. Государства - участники СНГ в соответствии с Правилами и заключенными договорами обеспечивают транзит электрической энергии через свои территории вне зависимости от места происхождения, места назначения и владельца электрической энергии. Правилами устанавливаются технические и экономические условия транзита, порядок учета и расчета пропускной способности сечений линий электропередачи, предоставляемых для транзита.
8.8. Государства - участники СНГ обеспечивают создание общей унифицированной системы таможенного регулирования в сфере деятельности ОЭР СНГ с унифицированными правилами таможенного оформления и контроля, едиными таможенными режимами.
IX. Отношения в сфере продажи и покупки электроэнергии
9.1. Государства - участники СНГ принимают меры, направленные на то, чтобы:
- поставщики электроэнергии - субъекты ОЭР СНГ, расположенные на территории одного государства, имели право на доступ к системе передачи и заключению контрактов на поставку электроэнергии покупателям на территории другого государства в соответствии с Правилами и законодательством этих государств. Контракты заключаются при согласовании технической возможности их реализации с системными операторами и операторами передающих и распределительных сетей в соответствии с Правилами и законодательством этих государств;
- покупатели электроэнергии - субъекты ОЭР СНГ, расположенные на территории одного государства, имели право на доступ к системе передачи, выбору продавца и заключению контрактов на покупку электроэнергии на территории другого государства в соответствии с Правилами и законодательством этих государств. Контракты заключаются при согласовании технической возможности их реализации с системными операторами и операторами передающих и распределительных сетей в соответствии с Правилами и законодательством этих государств.
9.2. В целях обеспечения возможности свободного выбора потребителями своих поставщиков электроэнергии на ОЭР СНГ государства - участники СНГ создают условия для формирования рынков на основе двусторонних договоров, спотовых рынков, а также общей для ОЭР СНГ электроэнергетической торговой площадки, статус и полномочия которой определяются Правилами.
9.3. Государства - участники СНГ обеспечивают поэтапное открытие внутренних рынков электроэнергии, снижение порога доступа потребителей на ОЭР СНГ и интеграцию внутренних рынков электроэнергии в ОЭР СНГ в соответствии с планами-графиками основных мероприятий по присоединению к ОЭР СНГ, разрабатываемыми и утверждаемыми правительством данного государства.
9.4. Государства - участники СНГ принимают нормативные документы, направленные на развитие систем коммерческого учета электроэнергии, удовлетворяющие требованиям разрабатываемых правил и регламентов ОЭР СНГ.
X. Инвестиции в условиях развития ОЭР СНГ
10.1. Государства - участники СНГ на территории своих государств в соответствии с национальным законодательством обеспечивают для участников ОЭР СНГ (как действующих, так и потенциальных), в том числе для субъектов ОЭР СНГ других государств - участников СНГ:
- гарантии прав собственности и защиты инвестиций;
- создание инвестиционных стимулов для развития сетевых объектов и связей между электроэнергетическими системами, строительства и эксплуатации генерирующих энергетических объектов;
- возможность ведения инвестиционной деятельности в электроэнергетике государств - участников, включая возможность покупки и продажи генерирующих, сетевых и других активов на договорных условиях между собственниками.
XI. Права, обязанности и ответственность участников ОЭР СНГ
11.1. Участники и инфраструктурные организации ОЭР СНГ обладают всеми правами и исполняют обязанности, определяемые Правилами и регламентами ОЭР СНГ.
11.2. Ответственность участников и инфраструктурных организаций ОЭР СНГ определяется на основе международных договоров, а также Правил.
11.3. Для урегулирования споров между участниками ОЭР СНГ, а также между участниками ОЭР СНГ и инфраструктурными организациями организуется третейский суд ОЭР СНГ, если договоры не предусматривают урегулирование споров в другом суде.
11.4. При заключении договоров между участниками рынка споры могут рассматриваться как в третейском суде ОЭР СНГ, так и в других судах по выбору Сторон.
XII. Координация функционирования и развития ОЭР СНГ
12.1. Общая координация создания ОЭР СНГ осуществляется Электроэнергетическим Советом СНГ. Эта деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
- выбор оптимальной организационной и функциональной структуры ОЭР СНГ и перспектив его развития;
- организация информационного взаимодействия между участниками ОЭР СНГ;
- организация разработки Модели, определяющей общие принципы функционирования рынка, Правил, а также других нормативно-технических документов ОЭР СНГ;
- организация разработки технологических и коммерческих регламентов ОЭР СНГ;
- координация программ развития внутренних рынков государств - участников СНГ в рамках ОЭР СНГ;
- решение технических вопросов обеспечения надежной и устойчивой работы ОЭР СНГ.
12.2. Участники ОЭР СНГ совместно с Электроэнергетическим Советом СНГ определяют необходимость создания специального органа по координации за функционированием ОЭР СНГ.
XIII. Нормативно-техническое обеспечение ОЭР СНГ
13.1. Основными нормативно-техническими документами ОЭР СНГ являются:
- Правила;
- технологические регламенты ОЭР СНГ;
- нормы обеспечения надежности и стандарты качества электрической энергии на пространстве ОЭР СНГ;
- унифицированные требования к форматам передачи данных, системам защит, автоматики (включая противоаварийную), связи и учета электроэнергии, устанавливаемым на объектах энергетики, входящих в зону ОЭР СНГ;
- другие виды нормативно-технических документов, обеспечивающих практическую реализацию основных принципов синхронной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ.
13.2. Организация разработки нормативно-технических документов ОЭР СНГ возлагается на Электроэнергетический Совет СНГ. Утверждение нормативно-технических документов ОЭР СНГ осуществляется в соответствии с их статусом.
XIV. Основные этапы, сроки и условия формирования ОЭР СНГ
См. Протокол об этапах формирования общего электроэнергетического рынка государств - участников СНГ (Санкт-Петербург, 21 мая 2010 г.)
14.1. Создание ОЭР СНГ берет начало с подписания государствами - участниками Содружества разрабатываемого Соглашения о формировании ОЭР СНГ.
14.2. Государства - участники СНГ в течение 12 месяцев с момента вступления в силу Соглашения о формировании ОЭР СНГ представляют в Исполнительный комитет Электроэнергетического Совета СНГ собственные планы-графики основных мероприятий, направленных на подготовку и вступление в ОЭР СНГ. Исполнительный комитет Электроэнергетического Совета СНГ на их основе подготавливает сводный план-график формирования ОЭР СНГ и представляет его на утверждение Электроэнергетическому Совету СНГ.
14.3. Электроэнергетический Совет СНГ проводит регулярный мониторинг хода реализации государствами - участниками СНГ планов основных мероприятий, направленных на подготовку и вступление в ОЭР СНГ.
14.4. Об изменениях в национальном законодательстве, затрагивающих ОЭР СНГ, государства - участники СНГ информируют Электроэнергетический Совет СНГ в течение месяца со дня их принятия.
Оговорка Грузии
к Концепции формирования общего электроэнергетического рынка государств - участников Содружества Независимых Государств
За исключением пункта 3.2 главы III и пункта 8.8 главы VIII проекта Концепции.
|
Зураб Ногаидели |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение о Концепции формирования общего электроэнергетического рынка государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 25 ноября 2005 г.)
Решение вступило в силу для Российской Федерации 25 ноября 2005 г.
Текст Решения официально опубликован не был
См. статус настоящего Решения