Решение
о Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств в новой редакции
(Москва, 25 ноября 2005 г.)
См. статус настоящего Решения
Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Единую методологию таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств (прилагается) в новой редакции.
2. Признать утратившим силу Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 9 декабря 1994 года о Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует прохождения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.
Решение вступило в силу для Российской Федерации 25 ноября 2005 г.
Совершено в городе Москве 25 ноября 2005 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
Единая методология
таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств
(утв. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств в новой редакции от 25 ноября 2005 г.)
I. Общие положения
1.1. В "Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств" (далее - Методология СНГ) изложены основные правила и процедуры учета данных внешней торговли для государств Содружества.
Все положения Методологии СНГ используются с учетом национального законодательства государства.
1.2. Первоначальный вариант Методологии СНГ был утвержден главами правительств Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 года.
1.3. Настоящий вариант Методологии СНГ подготовлен в связи с выходом в 1998 году второго пересмотренного варианта публикации "Статистика международной торговли товарами: концепции и определения", подготовленного Статистическим отделом Организации Объединенных Наций, с учетом положений "Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года".
1.4. Разработка новой редакции Методологии СНГ обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования ведения статистики международной торговли товарами с учетом новых тенденций в области международной торговли.
1.5. Методология СНГ в значительной мере учитывает накопленный государствами - участниками СНГ многолетний опыт ведения таможенной статистики внешней торговли, результаты проведения сопоставительного анализа данных о взаимной торговле государств Содружества, а также отдельных государств - участников СНГ с другими странами мира.
1.6. Цель Методологии СНГ - определить концепцию формирования статистики внешней торговли товарами, наиболее полно отвечающую потребностям многочисленных пользователей, включая органы законодательной и исполнительной власти, национальные и международные организации, исследовательские учреждения и общественность в целом.
1.7. На основе положений Методологии СНГ в государствах Содружества формируется таможенная статистика внешней торговли, осуществляется выпуск печатных изданий, готовятся аналитические материалы, исполняются запросы пользователей, проводится сопоставительный анализ данных о взаимной торговле государств - участников СНГ с торговыми партнерами.
II. Задачи таможенной статистики внешней торговли
2.1. Таможенная статистика внешней торговли учитывает международную торговлю товарами и не затрагивает международную торговлю услугами.
2.2. Таможенная статистика внешней торговли предназначена для решения следующих задач:
- содействие развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей;
- обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте государства;
- анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков государства в увязке с анализом макроэкономической ситуации в нем;
- разработка внешнеторговой политики государства;
- информационное обеспечение органов законодательной и исполнительной власти государства данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области внешнеторговой политики и государственного регулирования внешней торговли государства;
- предоставление данных таможенной статистики внешней торговли для контроля за поступлением таможенных платежей в государственный бюджет;
- предоставление данных таможенной статистики внешней торговли для анализа мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- использование внешнеторговых данных для валютного контроля в пределах компетенции таможенных органов и органов валютного контроля;
- предоставление данных таможенной статистики внешней торговли для разработки платежного баланса государства;
- расчет различного рода индексных показателей (например, индекса цен, индексов физического объема и средних цен и т.д.) с использованием математической статистики;
- подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса государства;
- обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли государства и его внешнеторговых партнеров;
- решение иных задач, обусловленных внешнеторговой политикой государства.
III. Основные термины
В настоящей Методологии СНГ основные термины имеют следующие значения:
3.1. Таможенная территория - сухопутная территория государства, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.
Таможенная территория государства также включает находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе искусственные острова, установки, сооружения, над которыми данное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Товары, находящиеся в свободной таможенной зоне, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных государством.
3.2. Статистическая территория - экономическая территория страны или ее часть, в отношении которой осуществляется сбор статистических данных.
3.3. Экономическая территория страны - географическая территория, находящаяся под управлением правительства страны, в пределах которой свободно обращаются рабочая сила, товары и капитал.
В экономическую территорию страны также включаются:
а) воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых страна пользуется исключительными правами или которые находятся под ее юрисдикцией, или на которые она претендует в отношении рыболовства, добычи топлива и минерального сырья с морского дна;
б) территориальные анклавы данной страны в странах остального мира (за рубежом) - четко очерченные участки земли, которые расположены на территории других стран и используются правительством, которое владеет ими или арендует их для дипломатических, военных или других целей - посольств, консульств, представительств, военных баз, научных станций и других объектов - с официального политического согласия правительства той страны, на территории которой они фактически расположены. Экономическая территория данной страны не включает территориальные анклавы, используемые иностранными правительствами или международными организациями и физически расположенные внутри географических границ данной страны;
в) любые свободные таможенные зоны или свободные склады.
3.4. Таможенная граница - пределы таможенной территории государства, а также пределы территорий, указанных в пункте 3.1.
Таможенная граница совпадает с государственной границей страны, за исключением пределов территорий, указанных в абзаце 2 пункта 3.1.
3.5. Товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в п. 3.6, к товарам не относятся.
3.6. Транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
3.7. Отечественные товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории данного государства, т.е. товары, не вывезенные с таможенной территории государства, полностью произведенные в данном государстве или подвергнутые достаточной степени переработки, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории данного государства, и товары, изготовленные в данном государстве из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории государства.
3.8. Иностранные товары - товары, не указанные в пункте 3.7.
3.9. Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории государства либо за ее пределами.
Основные таможенные режимы
3.10. Выпуск для внутреннего потребления (выпуск для свободного обращения) - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию государства товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.
3.11. Экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории государства, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.
3.12. Международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории государства под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию государства и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории данного государства) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Экономические таможенные режимы
3.13. Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории государства в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории государства в определенный срок.
3.14. Переработка для внутреннего потребления (для свободного обращения) - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории государства в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.
3.15. Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории государства для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
3.16. Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории государства с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3.17. Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию государства товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом государства.
3.18. Свободная таможенная зона (свободный склад) - таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а отечественные товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определенным национальным законодательством государства.
Завершающие таможенные режимы
3.19. Реимпорт - таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории государства, ввозятся на таможенную территорию государства в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3.20. Реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию государства, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3.21. Уничтожение - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, не пригодное для использования без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3.22. Отказ в пользу государства - таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в собственность государства без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Специальные таможенные режимы
3.23. Временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории государства, могут временно использоваться за пределами таможенной территории данного государства с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3.24. Беспошлинная торговля (магазин беспошлинной торговли) - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию государства, или отечественные товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории данного государства, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
3.25. Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с национальным законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Иные специальные таможенные режимы
Иные специальные таможенные режимы устанавливаются в отношении перемещаемых через таможенную границу:
1) товаров, вывозимых с таможенной территории государства и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств государства за рубежом;
2) товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями государства, дислоцированными на таможенной территории государства и за пределами этой территории;
3) товаров, перемещаемых через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;
4) товаров, вывозимых в государства - участники СНГ и предназначенных для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности данного государства или субъектов государства, а также для проведения на территориях указанных государств отечественными организациями научно-исследовательских работ в интересах государства на некоммерческой основе;
5) отечественных товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства.
IV. Источники формирования таможенной статистики внешней торговли
4.1. Исходными данными при формировании национальной таможенной статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях и другой таможенной документации.
В качестве общего руководящего принципа учет товаров производится на момент, когда они ввозятся в пределы или вывозятся за пределы экономической территории страны.
4.2. В таможенной статистике внешней торговли учет ввоза и вывоза при водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных перевозках при декларировании товара ведется по дате выпуска товара (или дате выпуска декларации), проставленной в грузовых таможенных декларациях.
4.3. Учет товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты и др.), осуществляется в связи с особенностью их декларирования по дате последнего транспортного документа на конец отчетного периода, а для природного газа и электроэнергии - по дате последнего дня месяца, в котором осуществлялась поставка товара.
V. Сфера охвата данных таможенной статистики внешней торговли
5.1. В таможенной статистике внешней торговли государства учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов страны или вычитаются из них в результате их ввоза (импорта) в пределы или их вывоза (экспорта) за пределы ее экономической территории.
5.2. Транзитные товары, товары, временно допущенные в страну или временно вывозимые из нее (за исключением товаров, предназначенных для внутренней или внешней переработки и арендуемых на срок более одного года), не пополняют и не сокращают запасы материальных ресурсов страны и не подлежат включению в национальную таможенную статистику внешней торговли.
VI. Границы сферы статистического наблюдения
6.1. Под границами сферы статистического наблюдения понимается статистический порог, т.е. такое минимальное значение стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих перемещаемые товары, ниже которой они не учитываются в таможенной статистике внешней торговли государства.
6.2. Статистическому наблюдению подлежат все декларируемые товары, оформленные в соответствии с национальным законодательством государства с подачей грузовых таможенных деклараций и другой таможенной документации.
6.3. Стоимостный и количественный пороги таможенного учета товаров, перемещаемых физическими лицами, а также отправляемых по почте или через курьерскую службу, устанавливаются национальным законодательством.
VII. Системы учета торговли
7.1. Система учета торговли характеризуется определением перечня товарных потоков, подлежащих включению в импорт и экспорт.
7.2. Существуют две общепринятые системы учета торговли, по которым ведется таможенная статистика внешней торговли: общая и специальная.
7.3. Система учета торговли называется общей, если статистическая территория страны совпадает с ее экономической территорией. Специальная система учета торговли применяется тогда, когда статистическая территория составляет лишь определенную часть экономической территории страны.
7.4. Если в таможенной статистике внешней торговли государства учет ввоза и вывоза товаров ведется на основании общей системы учета внешней торговли, то учитываются все товары, ввозимые на экономическую территорию страны или вывозимые с этой территории.
7.5. При общей системе учета в таможенной статистике внешней торговли учитываются:
импорт:
- товары, ввозимые для выпуска внутреннего потребления (для свободного обращения);
- товары, ввозимые и помещаемые под таможенный режим реимпорта;
- товары, ввозимые для переработки на таможенной территории;
- товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории;
- товары, ввозимые в соответствии с таможенным режимом переработки для внутреннего потребления (для свободного обращения);
- товары, ввозимые на таможенную территорию государства и помещаемые на таможенный склад;
- ввозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства;
- иностранные товары, ввозимые для реализации в магазинах беспошлинной торговли;
- иностранные товары, временно ввозимые на таможенную территорию государства сроком на один год и более;
- товары, ввозимые с территории иностранных государств и помещаемые под таможенный режим свободной таможенной зоны;
- товары, ввозимые с территории иностранных государств и помещаемые под таможенный режим свободного склада;
- товары, ввозимые на таможенную территорию государства и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований;
экспорт:
- товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта;
- товары, вывозимые с таможенной территории государства при завершении действия таможенного режима переработки на таможенной территории;
- товары, вывозимые с таможенной территории государства при завершении действия таможенного режима переработки для внутреннего потребления (для свободного обращения);
- товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории;
- товары, вывозимые с таможенной территории государства и помещаемые под таможенный режим реэкспорта;
- отечественные товары, помещаемые в магазины беспошлинной торговли для реализации;
- отечественные товары, временно вывозимые за пределы таможенной территории государства сроком на один год и более;
- товары, вывозимые с таможенной территории государства и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствии и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований.
7.6. Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли при общей системе учета категории товаров, определяемые в соответствии со следующими таможенными режимами:
1) товары, перемещаемые транзитом через территорию государства;
2) товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок менее одного года;
3) товары, помещаемые на таможенный склад, на свободный склад, в свободную зону и предназначенные для вывоза за пределы таможенной территории государства;
4) иностранные товары, уничтожаемые на территории государства;
5) вывозимые товары, от которых лицо отказалось в пользу государства;
7) товары, вывозимые с таможенной территории государства и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств государства за рубежом;
8) товары, перемещаемые через таможенную границу между воинскими частями государства, дислоцированными на таможенной территории государства и за пределами этой территории;
9) товары, вывозимые в государства - участники СНГ и предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности данного государства или субъектов государства, а также для проведения на территориях указанных государств отечественными организациями научно-исследовательских работ в интересах государства на некоммерческой основе;
10) отечественные товары, перемещаемые между таможенными органами через территорию иностранного государства.
7.7. При специальной системе учета торговли товары (иностранные и реимпортные товары), а также товары, ввозимые для переработки на таможенной территории, и товары, ввозимые в соответствии с таможенным режимом переработки для внутреннего потребления (для свободного обращения), поступившие на таможенный склад, в свободную таможенную зону и на свободный склад учитываются в импорте при их выпуске для свободного обращения или при изменении таможенного режима на таможенный режим, учитываемый в таможенной статистике внешней торговли государства.
7.8. При специальной системе учета торговли товары (отечественные и реэкспортные товары, а также товары, вывозимые с таможенной территории государства при завершении действия таможенного режима переработки, и товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории) учитываются в экспорте при их поступлении на таможенный склад, свободную таможенную зону и свободный склад.
Определенные категории товаров, перечисленные ниже, имеют особенности перемещения товаров, которые необходимо учитывать при включении их в таможенную статистику внешней торговли государства или исключать из нее.
VIII. Товары, подлежащие включению в таможенную статистику внешней торговли
В таможенной статистике внешней торговли среди прочих необходимо учитывать следующие категории товаров:
1. Немонетарное золото, драгоценные металлы, которые не выступают в качестве платежного средства, ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении.
2. Товары, реализуемые по счетам государства, которые включают товары гражданского и военного назначения, например, для осуществления правительствами регулярных коммерческих операций, товары, поставляемые по линии государственных программ внешней помощи, в качестве безвозмездной помощи, займа, товарообменных операций (бартера) между резидентами и нерезидентами или передачи международным организациям, а также военные репарации и реституции.
3. Гуманитарная и техническая помощь.
4. Товары, поступающие в качестве дара.
5. Товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок один год и более.
6. Товары военного назначения.
7. Товары, перемещаемые в рамках консигнационных соглашений.
8. Ввоз товаров в качестве вклада в уставный фонд и вывоз товаров собственного производства предприятиями с иностранными инвестициями.
9. Товары, используемые в качестве носителей информации и средств программного обеспечения. Эта категория включает, например, упакованные комплекты дискет или компакт-дисков с компьютерным программным обеспечением общего или коммерческого использования, а также разработанного для специального использования, руководство для пользователей, а также аудио- и видеоматериалы, записанные для общего или коммерческого использования.
10. Возвращенные товары. Ранее экспортированные и возвращенные товары следует учитывать как импорт на дату их возвращения. Аналогичным образом ранее импортированные и возвращаемые товары должны учитываться как экспорт на дату их возвращения.
11. Товары, которые пересекают границы в результате операций между головными корпорациями и предприятиями их прямого инвестирования (филиалы/отделения).
12. Выловленная рыба, морепродукты, минералы с морского дна и спасенный груз, сгружаемые с иностранного судна в национальном порту или приобретаемые национальным судном в открытом море у иностранного судна.
13. Бункерное топливо, балласт, бортовые запасы и иные материалы учитываются при:
- продаже их иностранным морским, речным судам и летательным аппаратам на экономической территории государства;
- покупке их национальными морскими, речными судами или летательными аппаратами с иностранных морских, речных судов или летательных аппаратов на экономической территории государства или сгруженные с иностранных морских, речных судов или летательных аппаратов в национальном порту.
14. Товары, отправляемые по почте или через курьерскую службу. Товары подлежат учету, если их объем или стоимость превышает уровень, установленный национальным законодательством.
15. Товары, приобретенные всеми категориями приезжих лиц, включая рабочих-нерезидентов, которые в количественном или стоимостном выражении превышают нормы, установленные национальным законодательством.
16. Товары, приобретаемые (продаваемые) как давальческое сырье и продукция, из него изготовленная.
IX. Товары, не подлежащие учету в таможенной статистике внешней торговли
1. Товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения.
2. Монетарное золото, отечественная и иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), ценные бумаги, выпущенные в обращение.
3. Товары, не являющиеся предметом коммерческих операций:
- перемещаемые через границу физическими лицами для собственного пользования, в количественном или стоимостном выражении не превышающие норм, установленных национальным законодательством;
- периодические издания (газеты, журналы), рассылаемые по прямой подписке для физических лиц;
- товары, приобретаемые дипломатическими или другими представительствами иностранных государств, вооруженными силами, научными организациями на территории государства для собственных нужд.
4. Товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок менее одного года.
5. Товары, утерянные или уничтоженные после вывоза с экономической территории экспортирующей страны, но до ввоза на экономическую территорию предназначаемой импортирующей страны, не подлежат включению в статистику импорта предназначаемой страны-импортера (но включаются в статистику экспорта страны-экспортера).
6. Товары для обеспечения деятельности отечественных организаций за границей.
7. Товары, перемещаемые трубопроводным транспортом, необходимые для проведения его пусконаладочных работ.
8. Товары (припасы) для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа, а также предназначенные для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов.
9. Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для нормальной эксплуатации транспортных средств, осуществляющих международные перевозки.
10. Продукция морского промысла, ввозимая отечественными или арендованными (зафрахтованными) отечественными лицами судами.
11. Топливо и смазочные материалы, вывозимые для бункеровки отечественных транспортных средств или арендованных (зафрахтованных) отечественными лицами судов, находящихся за пределами таможенной территории государства.
12. Воздушные суда, перемещаемые через границу государства в целях технического обслуживания.
13. Товары, перемещаемые через границу государства в целях ремонта.
14. Выставочные экспонаты.
15. Товары, перемещаемые для проведения зрелищных и спортивных мероприятий.
16. Товары, поставляемые в счет залога.
17. Образцы товаров.
18. Перемещаемая через границу "транспортировочная" тара.
19. Товары, ранее ввезенные и помещенные под иной таможенный режим на таможенной территории государства, которые были учтены в импорте государства, при изменении таможенного режима повторно не учитываются в таможенной статистике внешней торговли государства (без изменения направления перемещения товара).
X. Основные показатели таможенной статистики внешней торговли
Для формирования таможенной статистики внешней торговли государства используются следующие основные показатели:
1) отчетный период;
2) направление товаропотока (ввоз или вывоз);
3) страна происхождения;
4) страна назначения;
5) торгующая страна;
6) страна отправления;
7) статистическая стоимость товара;
8) код и наименование товара;
9) вес нетто;
10) вес брутто;
11) код и наименование дополнительных единиц измерения;
12) количество товара в дополнительных единицах измерения (ДЕИ);
13) характер сделки;
14) таможенный режим;
15) особенности декларирования товаров;
16) регион.
XI. Классификация товаров
Для классификации и кодирования товаров в таможенной статистике внешней торговли государства применяется классификатор "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств" (ТН ВЭД СНГ) либо другой классификатор, основанный на принципах описания и кодирования товаров Гармонизированной системы.
Девятизначный цифровой код ТН ВЭД СНГ состоит из следующих элементов:
- первые шесть цифр полностью соответствуют описанию и кодированию товаров по Гармонизированной системе;
- те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки соответствуют описанию и кодированию товаров по Комбинированной номенклатуре Европейского союза;
- девятый знак определяет детализацию товаров в интересах СНГ (ТН ВЭД СНГ).
Классификационная структура ТН ВЭД СНГ
Уровень классификации |
Код |
Раздел |
Римские цифры (в формировании кода не используются) |
Группы |
2 знака |
Товарная позиция |
4 знака |
Субпозиция |
6 знаков |
Подсубпозиция |
7, 8, 9 знаков |
Неотъемлемую часть ТН ВЭД СНГ составляют примечания к разделам и группам, а также Основные правила интерпретации ТН ВЭД. Эти примечания комментируют содержащиеся в ТН ВЭД СНГ группы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции и предназначены для единообразного применения классификационных группировок ТН ВЭД СНГ.
XII. Статистическая стоимость товаров
Статистическая стоимость определяется в долларах США по курсу, устанавливаемому национальным (Центральным) банком страны на день подачи или принятия ГТД, который определяется национальным законодательством, и приводится к единому базису цен.
В целях обеспечения сопоставимости данных таможенной статистики внешней торговли статистическая стоимость товаров определяется:
- для экспортируемых товаров - по типу ФОБ
- для импортируемых товаров - по типу СИФ.
Стоимость в ценах ФОБ включает стоимость товаров и стоимость услуг по доставке товаров на границу страны-экспортера. Стоимость в ценах СИФ включает стоимость товаров, стоимость услуг по доставке товаров на границу страны-экспортера и стоимость услуг по доставке товаров от границы страны-экспортера до границы страны-импортера.
Виды условий поставки товаров, которые применяются в международной торговле, определяются в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС", 2000.
Статистическая стоимость экспортируемых товаров, вывозимых морским (или другим водным) транспортом, рассчитывается в ценах ФОБ ("свободно на борту") в пункте вывоза.
Если товары отправляются из государства другими видами транспорта и цены ФОБ не применимы, в пункте вывоза применяются цены ФСА ("франко- перевозчик").
Статистическая стоимость экспортируемых товаров в условиях, когда не применимы ни ФОБ, ни ФСА (например, экспорт товаров железнодорожным или трубопроводным транспортом), рассчитывается в ценах ДАФ ("доставлено на границу") страны-экспортера.
Статистическая стоимость импортируемых товаров, ввозимых морским (или другим водным) транспортом, рассчитывается в ценах СИФ ("стоимость, страхование, фрахт") (порт ввоза).
Статистическая стоимость импортируемых товаров, в случаях их ввоза другими видами транспорта и в случае, когда условия СИФ не применимы, определяется в ценах СИП ("перевозка и страхование оплачены") в пункте ввоза.
Статистическая стоимость отдельных товаров определяется в соответствии со следующими рекомендациями:
а) немонетарное золото, драгоценные металлы, драгоценные камни, коллекционные монеты из драгоценных металлов, которые не выступают в качестве платежного средства, учитываются в экспорте и импорте по их коммерческой стоимости;
б) ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении, оцениваются по стоимости бумаги, металла и затрат на их печатание и штамповку, а не по их номинальной стоимости;
в) товары, используемые в качестве носителей информации и средств программного обеспечения, таких как упакованные комплекты дискет или лазерных дисков CD-ROM с записанными на них компьютерными программами и (или) данными, разработанными для общего или коммерческого использования (но не разработанными по индивидуальному заказу), оцениваются на основе суммы стоимости носителей информации (дискеты, компакт-диски и т.п.) и стоимости самой информации;
г) товары, ввозимые (вывозимые) на переработку, а также продукты переработки оцениваются по их полной стоимости, а не по стоимости, добавленной в процессе переработки.
XIII. Количественный учет товаров
В таможенной статистике внешней торговли государства применяются утвержденные Всемирной таможенной организацией стандартные единицы количественного учета, указанные в ТН ВЭД СНГ либо другом классификаторе, основанном на принципах описания и кодирования товаров Гармонизированной системы.
Показатели веса учитываются на основе веса нетто, в килограммах. Вес нетто декларируемых товаров:
а) для товаров, перемещаемых в упакованном виде:
- масса декларируемых товаров с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары представляются для розничной продажи и первичная упаковка не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров;
- масса декларируемых товаров без учета какой-либо упаковки в остальных случаях;
б) для товаров, перемещаемых без упаковки (насыпью, наливом, навалом) или трубопроводным транспортом - общая масса товаров.
Под термином "упаковка" понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.д.), ввозимых навалом.
В необходимых случаях для сбора и обработки статистических данных ведется параллельный учет товаров по количеству, выраженному в дополнительных единицах измерения (в штуках, литрах, кубических метрах и др.). Эти единицы измерения указаны в соответствующей графе ТН ВЭД СНГ или классификатора товаров ВЭД "Дополнительные единицы измерения".
XIV. Страны-партнеры
В таможенной статистике внешней торговли государства странами - партнерами считаются:
при экспорте - страна последнего известного назначения товара;
при импорте - страна происхождения товара.
Учет экспорта товаров ведется по торгующей стране, если на момент вывоза товара страна последнего назначения неизвестна.
Учет импорта товаров ведется по стране отправления:
- для товаров, в момент поставки которых страна происхождения неизвестна;
- для реимпортных товаров;
- для товаров, включенных в группу 97 ТН ВЭД СНГ (произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат).
Страна последнего известного назначения товара - последняя страна, в которую (насколько это известно на момент вывоза) должны быть доставлены товары независимо от того, куда они были отправлены первоначально и были они или нет по пути в эту последнюю страну предметом любых коммерческих сделок или других операций, которые меняют их юридический статус.
Торгующая страна при экспорте - страна, в которую товары проданы, т.е. страна, в которой зарегистрировано или постоянно проживает лицо, выступающее контрагентом по совершенной им внешнеэкономической сделке.
Страна происхождения товара* - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями или порядком, определенным Таможенным кодексом государства. При этом под страной происхождения товара могут пониматься либо группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.
Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются*:
1) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;
2) продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
3) животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
4) продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;
5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
7) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте 6;
8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
10) продукция высоких технологий, полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;
11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1-10.
Если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товаров считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки в соответствии с положениями настоящего раздела.
Если в отношении товаров отдельных видов или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию государства, особо не оговариваются, в соответствии с Таможенным кодексом государства применяется общее правило: товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД СНГ или в соответствии с классификатором товаров ВЭД - на уровне любого из первых четырех знаков.
Независимо от положений, указанных выше, не отвечают критериям достаточной переработки:
1) операции по обеспечению сохранности товаров во время их хранения или транспортировки;
2) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
3) простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояния товара, по перечню, определяемому правительством государства;
4) смешивание товаров, происходящих из различных стран, если характеристики конечной продукции существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Для определения страны происхождения товаров используются также в соответствии с порядком, определяемым государством, следующие критерии достаточной переработки:
1) выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место;
2) изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
При установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым государство предоставляет тарифные преференции, для предоставления тарифных преференций правительство государства вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.
XV. Распространение данных таможенной статистики
15.1. Для повышения доверия к публикуемым данным таможенной статистики внешней торговли государства и для их правильной интерпретации:
- в статистические публикации включается информация об источниках и методах сбора данных;
- заранее объявляется о сроках публикации данных;
- пользователи ежемесячно информируются о состоянии внешней торговли в виде специальных бюллетеней или передачи данных по электронной почте;
- данные регулярно обновляются (при получении дополнительной информации) с учетом потребности пользователей в достоверных статистических данных.
15.2. Подробные данные таможенной статистики внешней торговли, характеризующие состояние внешней торговли государства, публикуются в квартальных, годовых сборниках и включают:
- экспорт и импорт в целом и в разрезе по странам и группам стран;
- долю отдельных стран и групп стран во внешней торговле государства;
- данные по экспорту и импорту государства в натуральном и стоимостном выражении по товарам в кодах ТН ВЭД СНГ или в соответствии с классификатором товаров ВЭД;
- данные по экспорту и импорту государства в разрезах "товар - страна" и "страна - товар";
- индексы средних цен и физического объема экспорта и импорта товаров.
XVI. Конфиденциальность информации
16.1. Информация по внешней торговле, предоставленная таможенным органам страны государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, может использоваться исключительно в таможенных целях.
16.2. Конфиденциальной считается информация, содержащаяся в грузовых таможенных декларациях, о конкретных сделках в привязке к участникам внешнеэкономических связей.
К конфиденциальной информации в соответствии с порядком, установленным законодательством государства, могут быть отнесены другие данные и показатели, возникающие в процессе формирования таможенной статистики внешней торговли.
16.3. Во избежание появления искажений статистических данных о внешней торговле государства, вызванных применением режима конфиденциальности, а также в целях сохранения полноты охвата публикуемых данных в таможенной статистике внешней торговли используется ряд специальных технических приемов, позволяющих не выделять конфиденциальную информацию в общем массиве публикуемых данных. Например, данные о торговле со странами-партнерами по конкретному товару в режиме конфиденциальности (например, шестизначному коду ТН ВЭД СНГ) включаются в данные о торговле по странам-партнерам на более агрегированном уровне классификации, который обеспечивает конфиденциальность.
16.4. Предоставление сведений об экспортно-импортных операциях конкретных участников внешнеэкономических связей запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами государства.
XVII. Обеспечение сопоставимости данных
Наличие расхождений в данных стран-партнеров может быть вызвано различными причинами:
- различия в определении охвата данных, в частности, в несовпадении списков включаемых в таможенную статистику внешней торговли и исключаемых из нее товаров;
- различия в интерпретации одной и той же классификации товаров;
- различия в статистической стоимости одних и тех же товаров (вызванные, например, применением различных курсов валют);
- различия в подходе к принципам учета конфиденциальных данных;
- различия в определении порога статистического наблюдения;
- различия в применении различных систем учета торговли;
- применение неодинаковых критериев при определении страны-партнера;
- включение данных, относящихся к одной и той же сделке, в различные периоды времени;
- недостоверное декларирование товаров, а именно не своим наименованием или кодом ТН ВЭД СНГ (кодом классификатора товаров ВЭД) или недостоверное заявление страны происхождения товаров.
С целью повышения достоверности данных таможенной статистики внешней торговли государства и обеспечения их международной сопоставимости проводятся обмен данными со странами-контрагентами, а также двух- и многосторонние исследования расхождений и согласования данных внешней торговли.
------------------------------
* Используется для формирования данных таможенной статистики внешней торговли в части, не противоречащей национальному законодательству государства.
Оговорка Республики Молдова
по пункту 8.2 повестки дня заседания Совета глав правительств СНГ
(Москва, 25 ноября 2005 г.)
Решение Совета глав правительств СНГ "О Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств в новой редакции"
"Сотрудничество будет осуществляться в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами Республики Молдова в данной области".
Первый зам. Премьер-министра |
Зинаида Гречаный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение о Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств в новой редакции (Москва, 25 ноября 2005 г.)
Решение вступило в силу для Российской Федерации 25 ноября 2005 г.
Текст Решения официально опубликован не был
См. статус настоящего Решения
Решением Совета Глав Правительств СНГ от 20 ноября 2013 г. настоящий документ признан утратившим силу