Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
Институты
Отдел 1
Европейский парламент
Договором о присоединении Чешской республики, республики Эстония, Республики Кипр, Республики Латвия, республики Литва, Республики Венгрия, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой республики к Европейскому союзу (Афины, 16 апреля 2003 г.) установлено число мест в Европейском парламенте, предусмотренное для новых государств-членов начиная со дня присоединения и до периода 2004-2009 гг.
Статья 189
Европейский парламент, состоящий из представителей народов государств, объединившихся в Сообществе, осуществляет полномочия, возложенные на него настоящим Договором.
Число членов Европейского парламента не должно превышать 732.
Статья 190
Договором о присоединении Чешской республики, республики Эстония, Республики Кипр, Республики Латвия, республики Литва, Республики Венгрия, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой республики к Европейскому союзу (Афины, 16 апреля 2003 г.) установлено, что представители народов новых государств-членов в Европейском парламенте, начиная со дня присоединения и до периода 2004-2009 гг., назначаются парламентами этих государств из своего состава в соответствии с процедурой, предусмотренной в каждом из этих государств
1. Представители народов государств, объединившихся в Сообщество, избираются в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием.
Договором о присоединении Чешской республики, республики Эстония, Республики Кипр, Республики Латвия, республики Литва, Республики Венгрия, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой республики к Европейскому союзу (Афины, 16 апреля 2003 г.) установлено число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, а также число мест в Европейском парламенте, предусмотренное для новых государств-членов на период 2004-2009 гг.
2. Число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, равно:
Бельгия - 25
Дания - 16
Германия - 99
Греция - 25
Испания - 64
Франция - 87
Ирландия - 15
Италия - 87
Люксембург - 6
Нидерланды - 31
Австрия - 21
Португалия - 25
Финляндия - 16
Швеция - 22
Соединенное Королевство - 87.
В случае внесения изменений в данный параграф, число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, должно обеспечивать соответствующее представительство народов государств, объединившихся в Сообщество.
3. Представители избираются сроком на пять лет.
4. Европейский парламент разрабатывает предложения относительно прямых всеобщих выборов в соответствии с единой процедурой для всех государств-членов или в соответствии с общими для всех государств-членов принципами.
Совет, после получения согласия Европейского парламента, принимающего решение большинством своих членов, утвердит единогласно соответствующие положения и рекомендует государствам-членам принять их в соответствии со своими конституционными процедурами.
5. Европейский парламент, после того, как он запросит и получит заключение Комиссии, и с одобрения Совета, действующего квалифицированным большинством, разрабатывает правила и общие условия выполнения государствами-членами их обязанностей. Все правила и условия относительно налогообложения государств-членов или бывших государств-членов требуют в Совете единогласия.
Статья 191
Политические партии на европейском уровне являются важным фактором интеграции внутри Союза. Они содействуют формированию европейской идентичности и выражению политической воли граждан Союза.
Совет, действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251, регламентирует деятельность политических партий на европейском уровне, и, в частности, правила их финансирования.
Статья 192
Как это обусловлено в настоящем Договоре, Европейский парламент участвует в процессе принятия актов Сообщества путем использования своих полномочий согласно процедурам, изложенным в статьях 251 и 252, давая свое согласие или представляя рекомендательные заключения.
Европейский парламент, действуя на основе большинства, может просить Комиссию представить любое уместное предложение по вопросам, которые, как он считает, требуют принятия акта Сообщества, с целью осуществления настоящего Договора.
Статья 193
В порядке выполнения своих обязанностей, Европейский парламент может, по запросу четвертой части своих членов, учредить временный Комитет по расследованию, без ущерба полномочиям, которыми наделены, согласно настоящему Договору, другие институты и органы, для рассмотрения предполагаемых нарушений или плохого применения права Сообщества, за исключением случаев, где обнаруженные факты, будучи проверенными до суда, все же остаются объектом судебного разбирательства.
Временный Комитет по расследованию прекращает свое существование после представления отчета.
Детальные условия, определяющие использование прав по расследованию, должны быть определены общей договоренностью между Европейским парламентом, Советом и Комиссией.
Статья 194
Любой гражданин Союза, и любое физическое или юридическое лицо, проживающее или имеющее зарегистрированный офис в каком-либо государстве-члене, имеет право обращаться, индивидуально или совместно с другими гражданами или лицами, с петицией в Европейский парламент по вопросу, который входит в сферу компетенции Сообщества и который касается их непосредственно.
Статья 195
1. Европейский парламент назначает Омбудсмена, наделенного полномочиями принимать жалобы от любого гражданина Союза или любого физического или юридического лица, проживающего или имеющего зарегистрированный офис в каком-либо государстве-члене, касающиеся случаев плохой организации деятельности институтов и органов Сообщества, за исключением Суда или Суда первой инстанции, выступающих в своей судебной роли.
В соответствии со своими обязанностями, Омбудсмен проводит расследования, для которых он находит основания, либо по своей собственной инициативе, либо на основании жалоб, представляемых ему непосредственно или через члена Европейского парламента, за исключением случаев, где заявленные факты являются или уже были предметом судебного разбирательства. В этом случае, если Омбудсмен устанавливает факт плохого управления, он направляет дело в заинтересованное учреждение, которое должно в течение трех месяцев сообщить ему свою точку зрения. После этого Омбудсмен направляет сообщение в Европейский парламент и заинтересованное учреждение. Лицо, подающее жалобу, должно быть информировано о результатах такого расследования.
Омбудсмен представляет ежегодный доклад Европейскому парламенту о результатах своих расследований.
2. Омбудсмен назначается после каждых выборов Европейского парламента на срок его полномочий. Омбудсмен имеет право на повторное назначение.
Омбудсмен может быть освобожден Судом по просьбе Европейского парламента, если он более не соответствует условиям, требуемым для исполнения его обязанностей или если он виновен в неправомерном поведении.
3. Омбудсмен полностью независим в выполнении своих обязанностей. При выполнении этих обязанностей он не запрашивает и не принимает инструкций от какого-либо органа. В течение срока своих полномочий Омбудсмен не может вступать в какую-либо другую должность, оплачиваемую или нет.
4. Европейский парламент, после того как он запросит и получит заключение Комиссии, и с одобрения Совета, действующего на основе квалифицированного большинства, определяет положения и общие условия выполнения Омбудсменом своих обязанностей.
Статья 196
Европейский парламент проводит ежегодные сессии. Он собирается, без какого-либо решения о созыве, во второй вторник марта.
Европейский парламент может быть созван на чрезвычайную сессию по требованию большинства своих членов или требованию Совета или Комиссии.
Статья 197
Европейский парламент выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц.
Члены Комиссии могут присутствовать на всех заседаниях, и будут выслушаны, по их просьбе, выступая от ее имени.
Комиссия дает устные или письменные ответы на вопросы, поставленные Европейским парламентом или его членами.
Совет заслушивается Европейским парламентом в соответствии с условиями, установленными Советом в его процедурных правилах.
Статья 198
За исключением тех случаев, когда настоящий Договор предусматривает иное, Европейский парламент принимает решения абсолютным большинством поданных голосов.
Кворум устанавливается правилами процедуры.
Статья 199
Европейский парламент принимает правила процедуры большинством голосов своих членов.
Протоколы заседаний Европейского парламента публикуются в порядке, предусмотренном в этих правилах.
Статья 200
Европейский парламент обсуждает на открытом заседании ежегодный общий доклад, направленный ему Комиссией.
Статья 201
В случае внесения в Европейский парламент вотума недоверия в связи с деятельностью Комиссии, голосование может быть проведено не раньше чем через три дня после того, как внесено предложение, и только открытым способом.
В этом случае, срок полномочий членов Комиссии, назначенных заменить их, истекает одновременно с истечением срока полномочий членов Комиссии, обязанной подать в отставку в качестве органа.
Отдел 2
Совет
Статья 202
Для достижения целей, определенных в настоящем Договоре, и в соответствии с его положениями Совет:
- обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов;
- обладает правом принятия решений;
- наделяет Комиссию посредством актов, принятых Советом, компетенцией исполнять нормы, которые выработаны Советом. Совет может выдвигать определенные требования к осуществлению этих полномочий. Он может также сохранять за собой право, в определенных случаях, непосредственно осуществлять эти полномочия. Означенные выше требования должны отвечать принципам и правилам, которые Совет вырабатывает в предварительном порядке, принимая решения единогласно, по предложению Комиссии и с учетом заключения Европейского парламента.
Статья 203
Совет состоит из представителей каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченных отвечать за обязательства правительства государства-члена.
Пост Председателя поочередно занимается каждым государством-членом в течение шести месяцев в порядке, принятом Советом, или на основе единогласного решения.
Статья 204
Совет созывается его Председателем по его собственной инициативе или по предложению одного из членов Комиссии.
Статья 205
1. Совет принимает решения большинством голосов его членов, если настоящий Договор не предусматривает иного.
2. В тех случаях, когда действия Совета требуют квалифицированного большинства, голоса его членов имеют следующий вес:
Бельгия - 5;
Дания - 3;
Германия - 10;
Греция - 5;
Испания - 8;
Франция - 10;
Ирландия - 3;
Австрия - 4;
Финляндия - 3;
Швеция - 44;
Италия - 10;
Люксембург - 2;
Нидерланды - 5;
Португалия - 5;
Соединенное Королевство - 10.
Акты считаются принятыми, если они собрали, по крайней мере:
- 62 голоса "за", если, в соответствии с настоящим Договором, они принимаются по предложению Комиссии,
- 62 голоса "за", поданных не менее чем десятью членами, в остальных случаях.
3. Наличие среди присутствующих или представленных членов Совета воздержавшихся не препятствует принятию Советом актов, требующих единогласия.
Статья 206
При голосовании каждый член Совета может выступать от имени не более чем одного другого члена.
Статья 207
1. На Комитет, состоящий из Постоянных представителей государств-членов, возлагается ответственность за подготовку работы Совета и выполнение задач, порученных ему Советом. Комитет может принимать процедурные решения в случаях, предусмотренных Внутренним регламентом Совета.
2. Совет пользуется помощью Генерального секретариата, под руководством Генерального секретаря - Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, которому помогает Заместитель Генерального секретаря, осуществляющий управление работой Генерального секретариата. Генеральный секретарь и Заместитель Генерального секретаря назначаются Советом квалифицированным большинством.
Совет определяет организационную структуру Генерального Секретариата
3. Совет принимает свой Внутренний регламент.
В целях применения статьи 255 (3) Совет определяет во Внутреннем регламенте условия доступа общественности к документам Совета. Для целей настоящего параграфа Совет определяет случаи, в которых он должен рассматриваться как действующий в качестве законодателя, с тем, чтобы обеспечить в этих случаях наибольший доступ к документам, сохраняя в то же время эффективность процесса принятия решений. В любом случае, когда Совет действует в качестве законодателя, результаты и мотивация голосования, равно как и внесенные в протокол заявления, придаются гласности.
Статья 208
Совет может просить Комиссию провести любое обследование, которое он сочтет целесообразным для достижения общих целей, и представить ему соответствующие предложения.
Статья 209
Совет определяет, на основе заключения Комиссии, правила, регулирующие деятельность комитетов, предусмотренных в настоящем Договоре.
Статья 210
Совет, принимая решения квалифицированным большинством, устанавливает размеры окладов, вознаграждений и пенсий Председателя и членов Комиссии, председателя, судей, юридических советников и секретаря Суда, а также членов и секретаря Суда первой инстанции. Он также определяет, тем же большинством, любые выплаты, производимые вместо заработной платы.
Отдел 3
Комиссия
Статья 211
Для обеспечения надлежащего функционирования и развития общего рынка Комиссия:
- гарантирует применение положений настоящего Договора и мер, предпринимаемых институтами для этого;
- выносит рекомендации или заключения по вопросам, связанным с настоящим Договором, если последний специально предусматривает это или если Комиссия посчитает это необходимым;
- располагает собственными полномочиями принимать решения и участвовать в разработке мер, предпринимаемых Советом и Европейским парламентом, теми способами, которые предусмотрены в настоящем Договоре;
- осуществляет полномочия, которые Совет передает ей для выполнения принятых им постановлений.
Статья 212
Ежегодно, не позже чем за месяц до открытия сессии Европейского парламента, Комиссия публикует общий доклад о деятельности Сообществ.
Статья 213
1. Комиссия состоит из 20 членов, которые выбираются с учетом их общей компетентности и независимость которых не вызывает сомнений.
Число членов Комиссии может быть изменено единогласным решением Совета.
Членами Комиссии могут быть только граждане государств-членов.
В составе Комиссии должен быть, по крайней мере, один гражданин от каждого государства-члена, но не может быть более двух членов, имеющих гражданство одного и того же государства.
2. Члены Комиссии полностью независимы в выполнении своих обязанностей, действуя в общих интересах Сообщества.
При выполнении своих обязанностей они не запрашивают и не принимают инструкций от какого бы то ни было правительства или от иного органа. Они воздерживаются от всяких действий, несовместимых с их обязанностями. Каждое государство-член обязуется уважать этот принцип и воздерживаться от попыток повлиять на членов Комиссии при выполнении ими своих обязанностей.
В течение всего срока своих полномочий члены Комиссии не могут заниматься какой-либо другой деятельностью, за вознаграждение или без него. Вступая в должность, они торжественно подтверждают, что как в период ее исполнения, так и впоследствии они будут соблюдать вытекающие из этого обязательства, и особенно проявлять щепетильность и осторожность в том, что касается согласия занять определенные должности или получить определенные выгоды после прекращения их деятельности в Комиссии. В случае нарушения этих обязательств членом Комиссии Суд, по запросу Совета или Комиссии и в зависимости от обстоятельств, может принять решение об отстранении его от должности в соответствии с положениями статьи 216 либо лишении прав на пенсию или иных преимуществ, заменяющих ее.
Статья 214
1. Члены Комиссии назначаются в соответствии с процедурой, изложенной в параграфе 2, на период пять лет, с соблюдением, если необходимо, положений статьи 201.
Срок их полномочий может быть возобновлен.
2. Совет, заседающий в составе глав государств или правительств, действуя квалифицированным большинством, намечает кандидата, которого намерен назначить на пост Председателя Комиссии; кандидатура утверждается Европейским парламентом.
Совет, действуя квалифицированным большинством, и по общему согласию с кандидатом в Председатели, намечает и других лиц, которых он намеревается назначить членами Комиссии, подбираемых в соответствии с предложениями, выдвинутыми каждым из государств-членов.
Председатель и другие члены Комиссии, выдвинутые таким образом, подлежат утверждению в качестве коллегиального органа Европейским парламентом. После утверждения Европейским парламентом председатель и члены Комиссии назначаются Советом, действующим квалифицированным большинством.
Статья 215
Помимо обычного порядка обновления состава или случаев смерти, обязанности члена Комиссии прекращаются вследствие добровольной отставки или отстранения от должности.
Вакансия, возникшая по причине сложения полномочий по собственному желанию, принудительного увольнения или смерти заполняется на остающийся срок полномочий члена Комиссии новым членом Комиссии, назначаемым Советом на основе квалифицированного большинства. Совет единогласно может решить, что в заполнении вакансии нет необходимости.
В случае сложения полномочий по собственному желанию, принудительного увольнения или смерти, Председатель заменяется на оставшийся срок его полномочий. Процедура, изложенная в статье 214 (2), применяется для замены Председателя.
За исключением случая принудительного увольнения по статье 216, члены Комиссии продолжают выполнять свои функции вплоть до момента их замещения или пока Совет не решит, что в заполнении вакансии нет необходимости, как это предусмотрено в параграфе втором настоящей статьи.
Статья 216
Если какой-либо член Комиссии не соответствует более требованиям, необходимым для выполнения его обязанностей, или если он совершил серьезный проступок, Суд может отстранить его от должности по ходатайству Совета или Комиссии.
Статья 217
1. Комиссия работает под политическим руководством своего Председателя, который решает вопрос о ее внутренней организации в целях обеспечения того, чтобы она действовала постоянно, эффективно и на основе коллегиальности.
2. Ответственность, возложенная на Комиссию, должна быть разделена и рассредоточена Председателем между ее членами. Председатель может перераспределить эту ответственность в течение срока полномочий Комиссии. Члены Комиссии осуществляют обязанности, возложенные на них Председателем в силу своих полномочий.
3. После получения одобрения Комиссии, Председатель может назначить из числа ее членов Заместителя Председателя.
4. Член Комиссии уходит в отставку по требованию Председателя, после получения одобрения Комиссии.
Статья 218
1. Совет и Комиссия взаимно консультируются и устанавливают с общего согласия методы их сотрудничества.
2. Комиссия устанавливает свои правила процедуры с целью обеспечения своей работы и работы своих департаментов в соответствии с положениями настоящего Договора. Она обеспечивает опубликование этих правил.
Статья 219
Комиссия принимает решения большинством голосов своих членов, как это предусмотрено в статье 213.
Заседание Комиссии считается правомочным лишь при наличии кворума, предусмотренного ее процедурными правилами.
Отдел 4
Суд
Статья 220
Суд и Суд первой инстанции, каждый в соответствии со своей юрисдикцией, обеспечивают сохранение единообразия права Сообщества при толковании и применении настоящего Договора.
В дополнении, судебные палаты могут быть сформированы Судом первой инстанции на условиях, предусмотренных в статье 225а в целях осуществления, в некоторых специальных сферах, судебных полномочий, предоставленных настоящим Договором.
Статья 221
В состав Суда входят по одному судье от каждого государства-члена.
Суд заседает в палатах или в Большой палате в соответствии с правилами, предусмотренными для этих целей в Статуте Суда.
Когда это предусмотрено Статутом, Суд заседает в полном составе.
Статья 222
Суду оказывают содействие восемь юридических советников. Следуя запросу Суда, Совет, действуя единогласно, может увеличить число юридических советников.
Юридический советник обязан представить в открытом судебном заседании полностью беспристрастное, независимое и мотивированное заключение по делам, которые в соответствии со Статутом Суда требуют его участия.
Статья 223
Судьи и юридические советники подбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений и тех, кто обладает квалификацией, необходимой для замещения высших судебных должностей в их странах, или являются юридическими экспертами с признанной компетентностью; они назначаются с общего согласия правительствами государств-членов сроком на шесть лет.
Каждые три года происходит частичное обновление состава судей и юридических советников в соответствии с условиями, предусмотренными Статутом Суда.
Судьи выбирают из своей среды председателя Суда сроком на три года. Он может быть переизбран на новый срок.
Судьи и юридические советники с истекающими сроками полномочий могут быть назначены вновь.
Суд назначает Секретаря Суда и разрабатывает положение, регламентирующее его деятельность.
Суд устанавливает собственные Правила процедуры. Эти правила требуют одобрения Советом, действующим на основе квалифицированного большинства.
Статья 224
В состав Суда первой инстанции входят по одному судье от каждого государства-члена. Численность судей определяется Статутом Суда. Статут может предусмотреть оказание помощи Суду первой инстанции юридическими советниками.
Члены Суда первой инстанции подбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений и тех, кто обладает качествами, необходимыми для замещения высших судебных должностей. Они назначаются с общего согласия правительствами государств-членов сроком на шесть лет. Состав частично обновляется каждые три года. Члены с истекающими сроками полномочий могут быть назначены вновь.
Судьи избирают председателя Суда первой инстанции из числа своих членов сроком на три года. Он может быть переизбран.
Суд первой инстанции назначает своего Секретаря и разрабатывает положение, регламентирующее его деятельность.
Суд первой инстанции разрабатывает по согласованию с Судом свои правила процедуры. Они подлежат одобрению Советом на основе квалифицированного большинства.
Если Статутом Суда не предусмотрено иное, положения настоящего Договора, относящиеся к Суду, применяются к Суду первой инстанции.
Статья 225
1. Суд первой инстанции имеет юрисдикцию по рассмотрению и разрешению исков по первой инстанции или производству в соответствии со статьями 230, 232, 235, 236 и 238, за исключениями переданных судебным палатам и предусмотренным Статутом Суда. Статут может предоставить Суду первой инстанции юрисдикцию по отношению к другим категориям исков и производства.
Правовое содержание решений Суда первой инстанции, вынесенных на основании настоящего параграфа может быть обжаловано в Суде в соответствии с условиями и в рамках, зафиксированными в уставе Суда.
2. Суд первой инстанции имеет юрисдикцию по рассмотрению и разрешению исков по первой инстанции или производству, возбужденному против решений судебных палат, предусмотренных статьей 225а.
Решения Суда первой инстанции, вынесенные на основании настоящего параграфа, могут быть в исключительных случаях пересмотрены в Суде в соответствии с условиями и в рамках, зафиксированными в уставе Суда, в случае, если существует серьезный риск воздействия на однородность и согласованность права Сообщества.
3. Суд первой инстанции имеет юрисдикцию по рассмотрению и разрешению вопросов преюдициального характера, подпадающих под действие статьи 234 в специальных сферах предусмотренных Статутом.
Если суд первой инстанции сочтет, что требуемое решение в принципе воздействует на однородность и согласованность права Сообщества, он может передать дело на рассмотрение Суда.
Решения Суда первой инстанции, вынесенные по вопросам преюдициального характера, могут быть в исключительных случаях пересмотрены Суде в соответствии с условиями и в рамках, зафиксированными в уставе Суда, в случае если существует серьезный риск воздействия на однородность и согласованность права Сообщества.
Статья 225а
Совет, действуя единогласно по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом и Судом или по запросу Суда и после консультации с европейским парламентом и Комиссией, может создать судебные палаты для рассмотрения и разрешения некоторых категорий исков или производства по первой инстанции, возбужденных в специальных сферах.
Решение об учреждении судебной палаты должно содержать правила ее организации и указывать юрисдикцию, предоставленную ей.
Правовое содержание, а если это предусмотрено решением об учреждении судебной палаты, то и фактическое содержание решений Суда первой инстанции, может быть обжаловано в Суде первой инстанции.
Члены судебной палаты подбираются из числа лиц, чья независимость не вызывает сомнений и тех, кто обладает качествами, необходимыми для замещения судебных должностей. Они назначаются Советом единогласно.
Судебная палата разрабатывает по согласованию с Судом свои правила процедуры. Они подлежат одобрению Советом на основе квалифицированного большинства.
Если решение об учреждении судебной палаты не предусматривает иное, положения настоящего Договора, относящиеся к Суду, и положения Статута Суда применяются к судебным палатам.
Статья 226
Если, по мнению Комиссии, одно из государств-членов уклоняется от выполнения каких-либо обязательств, возложенных на него настоящим Договором, она представляет мотивированное заключение по этому поводу, предоставив заинтересованному государству-члену возможность предварительно представить свои соображения по данному вопросу.
Если государство-член, о котором идет речь, оставит без внимания заключение Комиссии в течение определенного срока, установленного Комиссией, она может обратиться в Суд.
Статья 227
Каждое из государств-членов, по мнению которого другое государство-член уклоняется от выполнения обязательств, взятых на себя согласно настоящему Договору, может обратиться по этому поводу в Суд.
Обращению в Суд одного государства-члена с иском к другому государству-члену, основанном на предполагаемом нарушении этим последним обязательств, вытекающих из настоящего Договора, должно предшествовать предварительное обращение в Комиссию по данному вопросу.
Комиссия представляет свое обоснованное заключение после того, как заинтересованным государствам будет предоставлена возможность обосновать свою позицию в данном деле и защитить ее в отношении друг друга в состязательном порядке письменно и устно.
Если Комиссия не представила своего заключения в течение трех месяцев с даты обращения к ней по данному делу, то отсутствие такого заключения не является препятствием для обращения с иском в Суд.
Статья 228
1. Если Суд выявит нарушение каким-либо государством-членом обязательств, вытекающих из настоящего Договора, то это государство-член обязано принять необходимые меры для выполнения решения Суда.
2. Если Комиссия считает, что это государство-член не приняло таких мер, она, после предоставления ему возможности дать свои замечания, издает обоснованное заключение, определяющее пункты, по которым это государство не выполнило решения Суда.
Если это государство не выполняет необходимых мер, отвечающих решению Суда в срок, установленный Комиссией, последняя может передать дело в Суд. Поступая таким образом, она определяет единовременную сумму или размер штрафа, подлежащие уплате государством-членом, которые она считает уместными по обстоятельствам.
Если Суд находит, что государство-член не выполнило его решения, он может наложить на это государство обязательство уплатить единовременную сумму или штраф.
Эта процедура не должна наносить ущерба статье 227.
Статья 229
Регламенты, принятые совместно Европейским парламентом и Советом, и в соответствии с положениями настоящего Договора, могут наделить Суд неограниченной компетенцией в том, что касается санкций, предусмотренных в этих регламентах.
Статья 229а
Без ущерба для других положений настоящего Договора Совет, по предложению Комиссии и после консультации с Европейским парламентом, единогласно может принять положения о наделении юрисдикцией, в объеме, который он сам определит, Суда по вопросам применения актов, утвержденных на основе настоящего Договора, которые предусматривают права интеллектуальной собственности на уровне Сообщества. Совет рекомендует государствам-членам принять эти положения в соответствии с их собственными конституционными требованиями.
Статья 230
Суд рассматривает законность актов, принятых совместно Европейским парламентом и Советом, актов Совета, Комиссии и ЕЦБ, не относящихся к рекомендациям и заключениям, и актов Европейского парламента, предназначенных оказать правовое воздействие на третьи стороны.
С этой целью он наделяется юрисдикцией рассматривать иски, предъявляемые государством-членом, Европейским парламентом, Советом или Комиссией в связи с отсутствием компетенции, нарушением существенного процедурного требования, нарушением настоящего Договора или любой правовой нормы, относящейся к ее применению, или в связи со злоупотреблением властью.
Суд наделен аналогичной юрисдикцией и в отношении исков, предъявляемых Счетной палатой с целью защиты своих прерогатив.
Любое физическое или юридическое лицо может обратиться, на тех же условиях, с иском, оспаривающим решения, которые приняты персонально в отношении этого лица, и решения, которые, хотя и приняты в форме регламента или решения, имеют характер непосредственного и персонального обращения к этому лицу.
Иски, предусмотренные данной статьей, подаются в течение двух месяцев, считая, в зависимости от обстоятельств, с даты публикации акта, уведомления о нем истца или, если истец отсутствует, с того дня, когда он узнал об этом акте.
Статья 231
При признании иска Суд объявляет оспариваемый акт недействительным.
Однако в отношении регламентов Суд указывает, если сочтет необходимым, какие юридические последствия регламента, объявленного недействительным, следует считать окончательно утратившими свою силу.
Статья 232
Если бездействие Европейского парламента, Совета или Комиссии влечет за собой нарушение настоящего Договора, государства-члены и другие органы Сообщества могут обратиться с иском в Суд, чтобы засвидетельствовать факт этого нарушения.
Этот иск не может быть принят к рассмотрению без предварительного обращения к заинтересованному органу с целью побудить его предпринять необходимые действия. Если в течение двух месяцев с момента подобного обращения данный орган не отреагировал на него каким-либо образом, то иск может быть предъявлен в течение последующих двух месяцев.
Любое физическое или юридическое лицо может при соблюдении условий, зафиксированных в предыдущих абзацах, обратиться в Суд с жалобой на орган Сообщества, действия которого в отношении этого лица ограничиваются принятием лишь рекомендаций и заключений.
Суд наделяется компетенцией рассматривать, в соответствии с теми же условиями, иски ЕЦБ в областях, относящихся к компетенции последнего, и иски, возбужденные против последнего.
Статья 233
Институт или институты, чье действие было объявлено противоречащим настоящему Договору, должны принять необходимые меры для выполнения решения Суда.
Это обязательство не должно затрагивать никаких обязательств, которые могут быть результатом применения второго параграфа статьи 288.
Эта Статья применяется также к ЕЦБ.
Статья 234
Суд наделяется компетенцией принимать решения в преюдициальном порядке по вопросам, касающимся:
a) толкования настоящего Договора;
b) действительности и толкования актов, принимаемых органами Сообщества и ЕЦБ;
c) толкования уставов организаций, создаваемых Советом, если таковое предусмотрено этими уставами.
Если подобный вопрос встанет перед каким-либо судом одного из государств-членов, и этот суд сочтет необходимым иметь соответствующее разъясняющее решение Суда Сообщества, чтобы принять собственное решение по данному вопросу, он может обратиться в Суд Сообщества с просьбой вынести требующееся ему на этот счет решение.
Если один из этих вопросов возникает в деле, находящемся на рассмотрении в судебной инстанции какого-либо из государств-членов, решения которой в соответствии с национальным правом не подлежат обжалованию, то в этом случае обращение данной судебной инстанции в Суд Сообщества является обязательным.
Статья 235
Суд Сообщества компетентен рассматривать споры, касающиеся возмещения ущерба, в соответствии со вторым абзацем статьи 288.
Статья 236
Суд компетентен решать любые споры между Сообществом и его служащими в рамках и с соблюдением условий, предусмотренных Штатным регламентом или Правилами найма и работы.
Статья 237
Суд наделяется, в установленных ниже рамках, компетенцией разрешать споры, касающиеся:
a) выполнения обязательств государств-членов, вытекающих из Устава Европейского инвестиционного банка. Административный совет Банка обладает в этом отношении полномочиями, признанными за Комиссией согласно статье 226;
b) решений Совета управляющих Банка. В этой связи каждое государство-член, Комиссия и Административный совет Банка наделяются правом предъявлять иски на условиях, предусмотренных статьей 230;
c) решений Административного совета Банка. Право оспаривать эти решения в исковом порядке в соответствии с условиями, предусмотренными статьей 230, предоставляется только государствам-членам или Комиссии и только в связи с несоответствием процедуре, предусмотренной статьей 21 (2, 5-7) Устава Банка;
d) выполнения национальными центральными банками обязательств по настоящему Договору и Уставу ЕСЦБ. В этой связи полномочия Совета ЕЦБ в отношении национальных центральных банков должны быть такими же, как и полномочия, которыми Комиссия наделяется по отношению к государствам-членам согласно статье 226. Если Суд устанавливает, что какой-либо национальный центральный банк не выполнил обязательств по настоящему Договору, то этому банку будет предложено принять необходимые меры в соответствии с решением Суда.
Статья 238
Суд компетентен принимать решения на основе арбитражной оговорки, содержащейся в публично-правовом договоре или частноправовом контракте, которые заключаются Сообществом или от его имени.
Статья 239
Суд компетентен принимать решение по любому спору, возникшему между государствами-членами по поводу содержания настоящего Договора, при условии, что государства-члены согласились подчинить разрешение спора юрисдикции Суда на основании договора об арбитражном разбирательстве.
Статья 240
За исключением случаев, когда настоящий Договор наделяет Суд компетенцией, участие Сообщества в спорах в качестве одной из сторон не может служить препятствием для подчинения этих споров судебной юрисдикции государств-членов.
Статья 241
Несмотря на истечение срока, предусмотренного в пятом параграфе статьи 230, любая из тяжущихся сторон может поставить перед Судом вопрос о неприменимости какого-либо регламента Совета или Комиссии, ссылаясь на основания, предусмотренные во втором параграфе статьи 230, даже если спор касается этого регламента.
Статья 242
Обращение в Суд с иском по поводу какого-либо акта не является основанием для приостановки его действия. Однако если Суд решит, что это диктуется обстоятельствами, он может потребовать, чтобы выполнение оспариваемого акта было приостановлено.
Статья 243
Суд может предписать выполнение необходимых предварительных мер по рассматриваемым им делам.
Статья 245
Статут Суда утвержден отдельным Протоколом.
Совет, действуя единогласно по запросу Суда и после консультаций с Комиссией и Европейским парламентом или по запросу Комиссии и после консультации с Европейским парламентом и Судом, может изменять положения Статут за исключением раздела I.
Отдел 5
Палата аудиторов
Статья 246
Палата аудиторов осуществляет ревизионную проверку отчетности.
Статья 247
1. В состав Счетной палаты входит по одному лицу от каждого государства-члена.
2. Члены Палаты аудиторов избираются из числа лиц, которые работают или работали во внешних аудиторских учреждениях своих стран или специально подготовлены для такой работы. Их независимость должна быть вне всяких сомнений.
3. Члены Счетной палаты назначаются на шестилетний срок. Совет, действуя квалифицированным большинством и после консультаций с Европейским парламентом, утверждает список членов, составленный в соответствии с предложениями каждого из государств-членов. Члены Счетной палаты могут быть избраны вновь.
Они избирают из своего состава Председателя Счетной палаты сроком на три года. Председатель может быть переизбран.
4. Члены Палаты аудиторов полностью независимы в исполнении своих обязанностей, исходя из общих интересов Сообщества.
Выполняя свои обязанности, они не запрашивают и не принимают инструкций от любого правительства или каких-либо иных органов. Они воздерживаются от любых действий, несовместимых с их обязанностями.
5. Члены Палаты аудиторов не могут в течение всего срока своих полномочий заниматься какой-либо другой деятельностью, за вознаграждение или без него. Вступая в должность, они торжественно подтверждают, что как в период ее исполнения, так и впоследствии они будут соблюдать вытекающие из этого обязательства, и особенно проявлять щепетильность и осторожность в том, что касается согласия занять определенные должности или получить определенные выгоды после прекращения их деятельности в Палате аудиторов.
6. Помимо обычного замещения или смерти, обязанности члена Палаты аудиторов прекращаются после его отставки или отстранения от должности на основании решения Суда, принятого во исполнение параграфа 7.
Возникшая в результате этого вакансия заполняется на оставшийся срок членства в учреждении.
За исключением случаев отстранения от должности, члены Палаты аудиторов работают до тех пор, пока они не будут замещены.
7. Член Палаты аудиторов может быть отрешен от должности или лишен права на пенсию или другие пособия вместо нее, только в том случае, если Суд, по просьбе Палаты аудиторов, найдет, что он более не отвечает необходимым требованиям или не выполняет обязанности, вытекающие из его службы.
8. Совет, принимая решение квалифицированным большинством, определяет условия труда Председателя и членов Палаты аудиторов, в частности, размеры их жалования, пособий и пенсии. Он также определяет, тем же большинством, любые выплаты, производимые вместо заработной платы.
9. Положения Протокола о льготах и освобождении от налогов в Европейских сообществах, применяемые к членам Суда, распространяются также на членов Палаты аудиторов.
Статья 248
1. Счетная палата проверяет отчеты обо всех доходах и расходах Сообщества. Она проверяет также отчеты обо всех доходах и расходах всех органов, учрежденных Сообществом, при условии, что соответствующий конституированный инструмент не исключает такое изучение.
Счетная палата представляет Европейскому парламенту и Совету декларацию, подтверждающую правильное ведение счетов, а также законность и правильность проверяемых финансовых операций, которая публикуется в "Официальном журнале Европейского Союза". Эта декларация может быть дополнена специальной оценкой по каждой из важнейших областей деятельности Сообщества.
2. Палата аудиторов проверяет, все ли полученные доходы и произведенные расходы были законными и правильными, и добросовестным ли было управление финансами, а также уведомляет о случаях нарушений.
Ревизия доходов осуществляется с двух точек зрения - утвержденных сумм, которые должны быть получены, и сумм, фактически выплаченных Сообществу.
Ревизия расходов также осуществляется с двух точек зрения - взятых обязательств и произведенных выплат.
Эти ревизии могут быть осуществлены перед закрытием счетов в проверяемом финансовом году.
3. Ревизия базируется на бухгалтерских документах и, если это необходимо, производится непосредственно в других институтах Сообщества и помещениях любых органов, распоряжающихся доходами и расходами от имени Сообщества и в государствах-членах, включая помещения любых физических и юридических лиц, получающих выплаты из бюджета. В государствах-членах ревизия осуществляется во взаимодействии с национальными аудиторскими учреждениями или, если последние не обладают необходимыми полномочиями, с компетентными национальными ведомствами. Эти учреждения или ведомства информируют Палату аудиторов о том, намереваются ли они принять участие в ревизии.
Другие институты Сообщества, любые органы, распоряжающиеся доходами и расходами от имени Сообщества, любые физические или юридические лица, получающие выплаты из бюджета, и национальные аудиторские учреждения или, если последние не обладают необходимыми полномочиями, компетентные национальные ведомства, представляют в Палату аудиторов, по ее просьбе, любые документы или любую информацию, необходимые для выполнения ее функций.
В отношении деятельности Европейского инвестиционного банка, касающейся управления доходами и расходами Сообщества, право доступа Палаты к информации, которой располагает Банк, регулируется соглашением, заключаемым между Палатой, Банком и Комиссией. В отсутствие соглашения Палата, тем не менее, имеет доступ к необходимой информации для проверки расходов и доходов Сообщества, которыми управляет Банк.
4. Счетная палата составляет ежегодный доклад после завершения каждого финансового года. Он направляется институтам Сообщества и публикуется вместе с их ответами на замечания Счетной палаты в "Официальном журнале Европейского Союза".
Счетная палата может также в любое время представить замечания, в форме специального доклада, по отдельным вопросам и дать заключение по просьбе одного из институтов Сообщества.
Она принимает свои ежегодные доклады, специальные доклады или заключения большинством голосов своих членов. При этом, она может учреждать внутренние палаты для целей принятия некоторых категорий докладов и заключений в соответствии с условиями, предусмотренными в ее Правилах процедуры.
Она помогает Европейскому парламенту в реализации их функций контроля над исполнением бюджета.
Счетная палата разрабатывает свои Правила процедуры. Они требуют одобрения Совета, действующего на основе квалифицированного большинства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.