Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края
от 5 декабря 2011 г. N 1773
"Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Советско-Гаванском муниципальном районе на период до 2013 года"
28 октября 2013 г.
В соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р, постановлением Правительства Хабаровского края от 24.08.2010 N 280-пр "О Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года", распоряжением Правительства Хабаровского края от 16.08.2011 N 485-рп "Об итогах исполнения бюджета края за первое полугодие 2011 года и о задачах по исполнению бюджета края в 2011 году" постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
- Программу повышения эффективности бюджетных расходов в Советско-Гаванском муниципальном районе на период до 2013 года (далее - Программа);
- План мероприятий по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Советско-Гаванском муниципальном районе на период до 2013 года (далее - План мероприятий).
2. Управлениям, комитетам, отделам Администрации муниципального района:
2.1. Обеспечить своевременное выполнение Плана мероприятий.
2.2. В срок до 01 декабря 2011 года разработать и утвердить ведомственные Планы мероприятий.
2.3. Ежегодно подводить итоги выполнения ведомственных Планов мероприятий и предоставлять в Финансовое управление Администрации муниципального района отчет в срок до 01 февраля года, следующего за отчетным.
2.4. Руководствоваться положениями Программы при формировании и организации исполнения бюджета муниципального района, а также при подготовке проектов муниципальных правовых актов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления поселений разработать и реализовать План мероприятий по повышению эффективности расходов местных бюджетов в соответствии с основными направлениями Программы.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на начальника Финансового управления Администрации муниципального района Третьякову Л.В.
5. Постановление вступает в силу со дня его опубликования.
Глава муниципального района |
Ю.И. Бухряков |
Программа
повышения эффективности бюджетных расходов в Советско-Гаванском муниципальном районе на период до 2013 года
(утв. постановлением Администрации муниципального района от 5 декабря 2011 г. N 1773)
Программа повышения эффективности бюджетных расходов в Советско-Гаванском муниципальном районе (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р, Программой по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 24 августа 2011 года N 280-пр.
Разработка и принятие Программы является продолжением реализуемых в Советско-Гаванском муниципальном районе (далее - муниципальный район) реформ в части внедрения в деятельность органов исполнительной власти района механизмов управления по результатам и реализации плана мероприятий по проведению административной реформы органов исполнительной власти района на 2011-2013 годы.
1. Обоснование необходимости разработки и реализации Программы
В период с 2000 по 2011 годы Правительством Российской Федерации принят ряд документов, определяющих направление реформ в сфере государственного управления. Приняты важные решения по реализации административной и бюджетной реформы.
В муниципальном районе на протяжении ряда лет поэтапно были реализованы мероприятия по реализации бюджетной и административной реформы, в том числе Программа реформирования муниципальных финансов Советско-Гаванского муниципального района на период 2004 - 2005 годов, разработанная в соответствии с решением Собрания депутатов муниципального района от 18.03.2003 N 7, а также в рамках мероприятий по организации бюджетного процесса: система межбюджетных отношений, порядок осуществления бюджетных расходов, управление муниципальным долгом, организация кассового обслуживания бюджета муниципального района и бюджетов поселений, контроль за расходованием бюджетных средств, организация системы муниципального заказа.
В муниципальном районе в ходе реализации административной реформы оптимизирована структура органов исполнительной власти, проведена инвентаризация предоставляемых муниципальных услуг. Разрабатываются административные регламенты предоставления муниципальных услуг. Разработаны мероприятия противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти. Внедряются стандарты качества муниципальных услуг.
В рамках реализации бюджетной реформы в муниципальном районе используются основные инструменты бюджетирования, ориентированного на результат: реестр расходных обязательств, долгосрочные муниципальные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований.
Созданная в муниципальном районе система финансового контроля в целом обеспечивает систематический контроль за правомерным и целевым использованием средств бюджета.
В рамках реализации бюджетных реформ в муниципальном районе действуют и разрабатываются новые подходы к системе управления муниципальными финансами, в том числе:
- организация бюджетного процесса, исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- разграничение полномочий и, соответственно, доходных источников и расходных обязательств;
- повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;
- повышение уровня среднесрочного планирования путем утверждения годового бюджета и среднесрочного финансового плана;
- повышение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, разработка и внедрение методов оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, укрепление финансовой дисциплины;
- проведение экспертизы проектов бюджетов поселений на очередной финансовый год на соответствие их бюджетному и налоговому законодательству;
- регламентация составления и применения реестров расходных обязательств;
- совершенствование казначейской системы исполнения бюджета, обеспечивающей эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;
- обеспечение прозрачности и эффективности закупок для муниципальных нужд.
Несмотря на достигнутые результаты в сфере управления общественными финансами, в муниципальном районе остается ряд проблем, характерных для всей бюджетной системы Российской Федерации:
- стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;
- структура и динамика бюджетных расходов не в полной мере соответствует целям муниципальной политики;
- отсутствуют методы оценки деятельности органов местного самоуправления муниципального района;
- планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимосвязано;
- недостаточно внедряется опыт муниципальных заданий;
- сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов;
- существующая бюджетная система не позволяет четко проследить взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования, так как зачастую носит сметный характер, основанный не на объемах оказываемых муниципальных услуг, а на необходимости содержания существующей ведомственной сети учреждений.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального района в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального района, а также по модернизации управления общественными финансами района.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального района по выполнению их функций и обеспечению потребности граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализация долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального района.
Основным условием реализации Программы является проведение эффективной бюджетной политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, стимулирование экономического роста и модернизацию экономики муниципального района, предоставление качественных муниципальных услуг населению района, обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального района и бюджетов поселений.
Приоритетом бюджетной и налоговой политики остается повышение жизненного уровня населения муниципального района, развитие его экономического потенциала и обеспечение инициативы участников бюджетного процесса.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
- обеспечение связи стратегического и бюджетного планирования, увязки бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
- создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных услуг;
- создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса
- к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению административных и бюджетных реформ;
- стимулирование участников бюджетного процесса к поиску резервов повышения эффективности бюджетных расходов;
- оптимизация структуры и численности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений района;
- совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета, межбюджетных отношений;
- повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления муниципального района, муниципальных учреждений, в том числе за счет публичности показателей их деятельности;
- повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и общества, обеспечение открытости информации об основных направлениях их деятельности, о достигнутых и ожидаемых результатах их деятельности;
- формирование системы индикаторов оценки результативности деятельности органов местного самоуправления.
Для решения указанных задач в 2011-2013 годах предполагается принять решения по следующим основным направлениям:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района, реалистичности бюджета, повышение эффективности распределения бюджетных средств;
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления района;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- развитие системы финансового контроля;
- оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения;
- повышение энергетической эффективности бюджетного сектора экономики;
- развитие информационно-аналитических систем управления муниципальными финансами;
- повышение качества управления муниципальными финансами. Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы.
Реализация предлагаемых в Программе мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по основным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы).
3. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального района, реалистичности бюджета, повышения эффективности распределения бюджетных средств
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района является необходимым условием для достижения целей и решения задач Программы.
Бюджетная и налоговая политика в муниципальном районе на долгосрочную перспективу формируется, исходя из необходимости повышения уровня благосостояния жителей района и достижения устойчивых темпов экономического роста.
В условиях неопределенности бюджетных возможностей пересмотр заявленных целей, муниципальных правовых актов, в том числе устанавливающих социальные обязательства, введение секвестра бюджетных ассигнований вплоть до отказа от исполнения действующих расходных обязательств, отмены или переносе сроков реализации запланированных мероприятий (в том числе принятых программ), невыполнения (пересмотра) муниципальных контрактов приводит к снижению доверия граждан и бизнеса.
В данных условиях существенно усложняется планирование деятельности органов местного самоуправления, снижается их ответственность за определение и достижение целей, результативности своей деятельности.
Бюджетная политика муниципального района должна формироваться с учетом возможных сценариев экономического развития и межбюджетных отношений с органами государственной власти края и поселениями района. В тоже время она должна быть активной, в максимальной степени позволяющей использовать все имеющиеся возможности.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важной предпосылкой для обеспечения экономической стабильности в районе, которая:
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентноспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;
ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;
определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития страны - роста уровня и качества жизни населения.
Таким образом для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
- консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
- формирование районного бюджета с учетом долгосрочного прогноза социально - экономического развития района;
- стабильность и предсказуемость налоговой политики;
- развитие собственной доходной базы и создание стимулов для увеличения поступления доходов в местные бюджеты;
- планирование бюджетных ассигнований, исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- обеспечение оптимального уровня дефицита районного бюджета и муниципального долга района;
- принятие новых расходных обязательств при наличии конкурсного распределения бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств согласно эффективности планируемых мероприятий.
В целях обеспечения стабильности и устойчивости бюджетной системы района необходим постепенный переход к составлению и утверждению районного бюджета на трехлетний период с 2013 года, что позволит обеспечить увязку и взаимозависимость стратегических приоритетов развития отраслей с бюджетными ассигнованиями.
Реалистичность прогнозов доходов районного бюджета будет обеспечена в результате планирования доходов на основе прогноза социально-экономического развития района. Повысится роль главных администраторов доходов районного бюджета в реалистичности прогноза доходов районного бюджета.
Достоверность прогнозируемых расходов гарантируется ежегодной инвентаризацией расходных обязательств при составлении реестра расходных обязательств. Расходное обязательство, включаемое в реестр, подтверждает его соответствие полномочиям муниципального района и служит основанием для планирования бюджетных обязательств. Соответствие расходных обязательств полномочиям района, адекватное расходным обязательствам распределение доходов является основой устойчивости бюджетной системы муниципального района.
Для создания необходимых предпосылок для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района, необходимо реализовать следующие меры:
- определить порядок принятия решений по введению новых (увеличению объемов действующих) расходных обязательств с усилением ответственности главных распорядителей бюджетных средств за достоверность оценки их объемов и сроков выполнения;
- совершенствование организации прогнозирования кассового исполнения районного бюджета с установлением ответственности главных распорядителей средств районного бюджета за качество и соблюдение показателей кассового плана;
- привлечение инвестиций в развитие экономики района;
- оптимизация долговой нагрузки на районный бюджет;
- недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности.
В целях недопущения роста кредиторской задолженности необходимо:
- проводить постоянный мониторинг выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы;
- не допускать увеличение утвержденных лимитов бюджетных обязательств по заработной плате за счет экономии по использованию в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств по другим статьям;
- принимать расходные обязательства только при наличии источников их финансового обеспечения;
- главным распорядителям бюджетных средств района установить для подведомственных муниципальных бюджетных учреждений предельные значения просроченной кредиторской задолженности, превышение которых влечет расторжение трудового договора с руководителем муниципального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Важной составляющей устойчивости бюджетной системы района является управление муниципальной собственностью. В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью необходимо реализовать следующие мероприятия:
- инвентаризация объектов муниципальной собственности, упорядочение состава имущества и обеспечение его учета;
- разработать механизмы оценки эффективности использования муниципального имущества;
- осуществление контроля за эффективностью использования муниципального имущества.
Одной из главных составляющих устойчивости бюджетной системы района является эффективное управление муниципальным долгом района.
В целях решения данной задачи Финансовым управлением администрации муниципального района ежегодно формируется предельный объем муниципального долга, формируется и исполняется программа муниципальных внутренних заимствований.
В результате муниципальный долг района поддерживается в объеме, необходимом для обеспечения финансирования дефицита районного бюджета, и не превышает ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В целях повышения эффективности межбюджетных отношений с поселениями района необходимо продолжить работу:
- не допускать изменений в течении года методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений района;
- предусмотреть увеличение доли дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в общем объеме межбюджетных трансфертов.
4. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления
Программно-целевые методы планирования на территории района реализуются путем применения долгосрочных муниципальных целевых программ.
На территории района расходы, формируемые на основе программно-целевого метода, за последние три года не превышают 1%.
Предполагается поэтапный переход к программно-целевому методу планирования.
Первый этап - доведение расходов районного бюджета, формируемых на основе программно-целевого метода, до 10% в 2012 году.
Второй этап - комплексный программно-целевой принцип формирования стратегических целей и направлений развития района за счет разработки и принятия муниципальных программ. Срок - 2013 год.
Для реализации изложенных подходов потребуется:
1. Проанализировать утвержденные порядки разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных и ведомственных целевых программ и при необходимости внести в них изменения.
2 Определить перечень и организовать подготовку проектов долгосрочных и ведомственных целевых программ с отражением в них следующих вопросов:
- обоснование, цели и задачи программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально - экономического развития муниципального района;
- анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
- прогноз конечных результатов программы;
- перечень целевых индикаторов и показателей программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
- сроки реализации программы в целом, а также с указанием основных этапов, сроков их реализации и промежуточных показателей.
Основными принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
- формирование муниципальных программ, исходя из долгосрочных целей социально - экономического развития района;
- охват районными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти района и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении;
- повышение личной ответственности руководителей органов исполнительной власти района за результативность профессиональной деятельности.
5. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг
Существующая сеть муниципальных учреждений функционирует в отрыве от современных принципов оптимальности и достаточности оказания муниципальных услуг. Расходы районного бюджета на содержание подведомственных учреждений планируются, исходя не из объемов оказываемых ими услуг, а из необходимости содержания существующих мощностей.
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется методом индексации существующих расходов, сохраняя их структуру в неизменном виде, без учета качества предоставляемых услуг.
Целями данного направления Программы являются:
- создание условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти района по выполнению их функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества;
- внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- повышение качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
- привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
- создание условий для оптимизации бюджетной сети;
- совершенствование практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения;
- развитие материально - технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет активного привлечения средств из внебюджетных источников;
- сокращение внутренних издержек муниципальных учреждений;
- внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- развитие новых типов муниципальных учреждений и форм финансового обеспечения их деятельности;
- повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги;
- распространение практики применения муниципальных заданий на муниципальные казенные учреждения;
- применение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, а также на содержание имущества в соответствии с муниципальным заданием;
- создание системы мониторинга результатов деятельности муниципальных учреждений, качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
Решение поставленных задач должно производиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
6. Развитие системы финансового контроля
Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требует реформирования системы финансового контроля. Для этого необходимо принятие комплекса мер, которые позволят решить следующие задачи:
- создать новую нормативную правовую и методическую базу по организации финансового контроля;
- исключить возможность необоснованных проверок получателей бюджетных средств;
- усовершенствовать организацию финансового контроля за правомерным,
- целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного законодательства;
- создать единое информационное пространство контрольно-ревизионной деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих внутренний финансовый контроль, и контрольных органов муниципальных образований района путем внедрения программного комплекса;
- повысить оценку эффективности внутреннего финансового контроля главных распорядителей средств районного бюджета и контрольных органов муниципальных образований района.
В связи с изменением законодательства требуется разработка и принятие следующих нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление финансового контроля:
- Типовой инструкции о порядке организации и проведения проверок органами местного самоуправления и реализации их результатов;
- Положения о порядке взаимодействия Финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района с органами местного самоуправления, являющимися главными распорядителями средств районного бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита районного бюджета, по вопросам планирования проверок, составления и реализации материалов проверок;
- Типовой программы проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из районного бюджета;
- Типовой программы проверки муниципальных казенных учреждений;
- Типовой программы проверки муниципальных бюджетных учреждений;
- Типовой программы проверки муниципальных автономных учреждений. Данные нормативные правовые акты позволят унифицировать осуществление финансового контроля на территории муниципального района.
Совершенствование организации финансового контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного законодательства предлагается достигнуть за счет проведения мониторинга и анализа применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации главными распорядителями средств районного бюджета и контрольными органами муниципальных образований района. Данное мероприятие позволит снизить уровень нарушений бюджетного законодательства при исполнении бюджета, в том числе снизить уровень нецелевого использования бюджетных средств.
Создание единого информационного пространства контрольно-ревизионной деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих внутренний финансовый контроль, и контрольных органов муниципальных образований района путем внедрения программного комплекса позволит в должной степени координировать их деятельность в части планирования контрольных мероприятий и формирования отчетности.
Повышение эффективности и качества управления бюджетными средствами, принятие новых обязательств с соблюдением установленных процедур предлагается достигнуть путем проведения мониторинга и оценки эффективности внутреннего финансового контроля главных распорядителей средств районного бюджета и контрольных органов муниципальных образований района.
7. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения
Основными направлениями повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти района (выполнения возложенных на них функций, в том числе по осуществлению юридически значимых действий) в рамках реализации административной реформы являются:
- противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
- оптимизация состава и полномочий органов исполнительной власти района;
- переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами исполнительной власти района в электронной форме;
- разработка (корректировка) и утверждение административных регламентов (стандартов) предоставления муниципальных услуг.
Вышеперечисленные меры позволят обеспечить:
- эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан;
- повышение качества и эффективности исполнения принимаемых решений;
- единообразие правовой регламентации действий и процедур по исполнению муниципальных функций, процедур внутренней деятельности органов исполнительной власти района.
На основании разработанной методики необходимо ежегодно проводить оценку качества финансового менеджмента главных распорядителей средств районного бюджета и формировать их рейтинг. Это будет стимулировать главных распорядителей средств районного бюджета к повышению качества управления общественными финансами.
8. Повышение энергетической эффективности бюджетного сектора экономики
Повышение энергетической эффективности является одним из основных приоритетов бюджетной политики.
Учитывая сложность и многокомпонентность, решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется программно-целевым методом. Оптимизация расходов районного бюджета на оплату потребления энергетических ресурсов и воды муниципальными учреждениями будет осуществляться в рамках реализации целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальных учреждениях Советско-Гаванского муниципального района на 2011 - 2015 годы", в том числе путем:
- проведения энергетических обследований;
- перехода на оплату потребления топливно-энергетических ресурсов и воды муниципальными учреждениями по показаниям приборов учета;
- модернизации системы теплоснабжения;
- модернизации системы энергоснабжения;
- обеспечения снижения энергетических издержек на содержание объектов бюджетной сферы, в том числе путем применения энергоэффективных материалов и технологий;
- обеспечение годовой экономии электрической энергии в размере не менее 387 тыс. кВт. час;
- обеспечение годовой экономии тепловой энергии в размере не менее 8,0 тыс. Гкал.;
- обеспечение годовой экономии воды в размере не менее 21 тыс. кв. м.;
- ежегодная экономия средств бюджета муниципального района по оплате ресурсов не менее 22610,63 тыс. руб.
9. Развитие информационно-аналитических систем управления муниципальными финансами
Целью развития информационно-аналитических систем управления муниципальными финансами является повышение качества управления финансами района и обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти района.
Дальнейшее развитие информационно-аналитических систем должно быть направлено на:
- повышение доступности информации о финансовой деятельности органов исполнительной власти района путем публикации в открытом доступе отчетов о плановых и фактических результатах их деятельности;
- развитие информационных ресурсов, содержащих информацию о муниципальных заданиях, оказываемых услугах и деятельности органов исполнительной власти района;
- модернизацию уже имеющихся автоматизированных информационных баз (по формированию реестра расходных обязательств, сводной бюджетной росписи и др.);
- дальнейшую интеграцию бюджетного процесса путем взаимосвязи составления, исполнения районного бюджета и бюджетного учета.
В результате:
- сокращаются операционные расходы за счет использования всеми участниками бюджетного процесса и другими пользователями информации, получаемой от однократного ввода;
- обеспечивается совместный доступ к хранимым первичным документам;
- управленческие документы генерируются автоматически, упрощается их обработка (сортировка, поиск);
- сокращаются сроки обработки и производства платежей, время подготовки отчетности;
- информация регистрируется и обрабатывается в режиме реального времени.
В конечном счете такой подход к развитию информационно-аналитических систем управления муниципальными финансами ведет к оптимизации отдельных обеспечивающих процедур в бюджетном процессе, созданию инструментария для оперативного принятия более обоснованных решений в целях повышения эффективности бюджетных расходов.
10. Повышение качества управления муниципальными финансами
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджетов, в соответствии с которым объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета.
Сбалансированность местных бюджетов является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Обеспечение сбалансированности местных бюджетов напрямую связано с качеством управления финансами. Принимаемый органами местного самоуправления района объем расходных обязательств ежегодно возрастает. При недостатке собственных доходов продолжают исполняться расходные обязательства, не отнесенные к ведению поселений, растет кредиторская задолженность.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов в поселениях района необходимо проведение мониторинга разработки поселениями программ повышения эффективности бюджетных расходов и поощрения органов местного самоуправления поселений района за разработку лучших программ повышения эффективности бюджетных расходов путем предоставления межбюджетных трансфертов на конкурсной основе.
Основные задачи повышения качества управления муниципальными финансами:
- недопущение возникновения кредиторской задолженности по принятым обязательствам, в том числе по выплате заработной платы;
- сокращение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности;
- оптимизация дефицита местных бюджетов и муниципального долга;
- обеспечение роста самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления;
- оценка качества управления муниципальными финансами.
В рамках Программы планируется проведение мониторинга соблюдения органами местного самоуправления района требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении всех поселений района.
Для осуществления мер по повышению качества управления муниципальными финансами Финансовым управлением администрации муниципального района будет обеспечен мониторинг органов местного самоуправления района по управлению муниципальными финансами.
11. Организация реализации Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит создать условия для повышения качества и увеличения доступности муниципальных услуг, а также для реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития района.
Руководство реализацией Программы, координацию и контроль за ее реализацией осуществляет Финансовое управление администрации муниципального района.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках Плана мероприятий по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденного настоящим постановлением (далее - План мероприятий).
Оценка результатов реализации Программы осуществляется ежегодно Финансовым управлением администрации муниципального района на основании перечня индикаторов выполнения мероприятий Программы и проведения оценки результатов, достигнутых в ходе реализации Программы.
Управлениями, комитетами и отделами Администрации муниципального района должны быть утверждены и реализованы ведомственные планы повышения эффективности бюджетных расходов. Итоги выполнения ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов подводятся ежегодно по форме отчета о реализации ведомственного плана, установленной Финансовым управлением администрации муниципального района.
Органам местного самоуправления поселений района рекомендуется разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы по повышению эффективности расходов местных бюджетов.
Начальник финансового управления |
Л. В. Третьякова |
Постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 1646 в настоящий План мероприятий внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
План
мероприятий по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Советско-Гаванском муниципальном районе на период до 2013 года (утв. постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 5 декабря 2011 г. N 1773)
28 октября 2013 г.
N |
Основные направления деятельности, мероприятия |
Вид документа |
Срок исполнения (годы) |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального района, реалистичности бюджета, повышение эффективности распределения бюджетных средств |
||||
1.1. |
Мониторинг и оптимизация налоговых льгот, предоставленных в соответствии с правовыми актами района |
Постановление Администрации муниципального района |
2011 - 2013 |
Финансовое управление Администрации муниципального района (далее-Финансовое управление) |
оптимизация предоставляемых налоговых льгот |
1.2. |
Обеспечение оптимального уровня дефицита районного бюджета в рамках бюджетного законодательства |
Решение о бюджете |
2011 - 2013 |
-"- |
улучшение качества прогнозирования основных параметров районного бюджета |
1.3. |
Бюджетное планирование с учетом консервативного прогноза социально-экономического развития |
Решение о бюджете |
2011 - 2013 |
Финансовое управление |
повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления |
1.4. |
Разработка и утверждение среднесрочного финансового плана муниципального района |
Постановление Администрации муниципального района |
2013 |
-"- |
обеспечение долгосрочной сбалансированности районного бюджета, усиление взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования |
1.5. |
Уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с увязкой с реестром муниципальных контрактов |
|
2012 |
-"- |
отсутствие нецелевого использования бюджетных средств, отсутствие просроченной кредиторской задолженности |
1.6. |
Обеспечение оптимального уровня долговой нагрузки на районный бюджет |
|
2011 - 2013 |
-"- |
обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга, совершенствование механизмов управления муниципальным долгом |
1.7. |
Совершенствование организации кассового исполнения районного бюджета в целях соблюдения равномерности исполнения показателей кассового плана |
|
2011 - 2013 |
-"- |
соблюдение своевременности выполнения всех бюджетных обязательств |
1.8. |
Недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности |
|
2011 - 2013 |
Управления и комитеты, отделы Администрации муниципального района |
соблюдение финансовой дисциплины и законодательно установленных требований |
1.9. |
Укрепление финансовой самостоятельности органов местного самоуправления района и создание стимулов для увеличения поступления доходов в местные бюджеты |
|
2011 - 2013 |
Финансовое управление |
внедрение принципов ответственного управления муниципальными финансами |
1.10. |
Недопущение изменений в течение года методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений района |
|
2011 - 2013 |
-"- |
обеспечение объективной, формализованной и прозрачной системы бюджетного выравнивания поселений района |
1.11. |
Определение порядка принятия решении по администрированию новых (увеличению действующих) расходных обязательств, в том числе в части повышения ответственности за подготовку (финансово-экономических обосновании |
постановление Администрации муниципального района |
2 кв. 2013 |
-"- |
|
1.12. |
Сокращение величины разрыва в уровне бюджетной обеспеченности поселений района |
|
2011 - 2013 |
-"- |
обеспечение равного доступа для всех жителей района к муниципальным услугам надлежащего качества |
1.13. |
Повышение эффективности использования муниципального имущества |
|
2011 - 2013 |
Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального района |
эффективное управление муниципальной собственностью, увеличение доходов от муниципальной собственности |
2. |
Внедрение программно - целевых принципов организации деятельности |
||||
2.1. |
Разработка Порядка разработки, реализаций и оценки эффективности муниципальных программ |
постановление Администрации муниципального района |
2011 |
Отдел экономики и прогнозирования |
повышение результативности деятельности, оптимизация ресурсов районного бюджета |
2.2. |
Разработка Перечня муниципальных программ |
-"- |
2011 - 2012 |
-"- |
формирование комплексного программно-целевого подхода к организации деятельности Администрации муниципального района |
2.3. |
Перевод инвестиционных расходов районного бюджета в формат муниципальных программ |
|
2011 - 2013 |
Отдел экономики и прогнозирования, Управление ЭТИК и КХ, Отдел архитектуры и градостроительства, Финансовое управление |
осуществление планирования инвестиционных расходов по программно-целевому принципу |
2.4. |
Повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом |
|
2011 - 2013 |
Финансовое управление |
охват целевыми муниципальными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти края |
2.5. |
Повышение личной ответственности руководителей управлений, комитетов, отделов Администрации муниципального района за результативность профессиональной деятельности |
постановление Администрации муниципального района |
2012 |
Управления и комитеты, отделы Администрации муниципального района |
достижение стратегических приоритетов, установленных Администрацией муниципального района |
3 |
Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных учреждений |
||||
3.1. |
Развитие новых типов муниципальных учреждений и форм финансового обеспечения их деятельности в связи с принятием Федерального закона от 08 мая 2010 г N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждении" |
|
2011 - 2013 |
Главные распорядители бюджетных средств (далее - ГРБС) |
создание условий для оптимизации сети муниципальных учреждений |
3.2. |
Выявление неэффективных муниципальных учреждений в целях последующего изменения их типа |
|
2011 - 2013 |
ГРБС |
повышение заинтересованности муниципальных учреждений в результатах деятельности и качестве оказываемых услуг |
3.3. |
Утверждение и доведение до муниципальных автономных и бюджетных учреждений муниципальных задании в целях совершенствования результатов работы |
|
2011 - 2013 |
-"- |
повышение доступности и качества услуг, повышение заинтересованности муниципальных учреждений в сокращении внутренних издержек |
3.4. |
Утверждение и доведение до муниципальных казенных учреждений муниципальных заданий в целях совершенствования результатов работы |
|
2012 - 2013 |
-"- |
повышение ответственности муниципальных учреждений за качество и объем оказываемых услуг |
3.5. |
Утверждение порядков определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), а также на содержание имущества |
|
2011 - 2013 |
-"- |
повышение заинтересованности муниципальных учреждений в сокращении внутренних издержек |
3.6. |
Мониторинг исполнения муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг |
|
2011 - 2013 |
ГРБС |
обеспечение условий для предоставления муниципальных услуг надлежащего качества |
3.7. |
Использование прогноза показателей муниципальных заданий в процессе бюджетного планирования |
|
2011 - 2013 |
-"- |
повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований |
3.8. |
Создание системы мониторинга результатов деятельности муниципальных учреждений, качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ) |
|
2012 |
-"- |
повышение ответственности муниципальных учреждений за качество и объем оказываемых услуг |
3.9. |
Мониторинг доходов от приносящей доход деятельности по муниципальным автономным и бюджетным учреждениям |
|
2011 - 2013 |
-"- |
недопущение незаконного взимания платы при оказании муниципальных услуг, развитие материально-технической базы муниципальных учреждений за счет внебюджетных источников |
4. |
Развитие системы финансового контроля |
||||
4.1. |
Развитие системы внутреннего финансового контроля в районе |
постановление Администрации муниципального района |
2011 |
Финансовое управление |
совершенствование организации финансового контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств |
4.2. |
Создание единого информационного пространства контрольно-ревизионной деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих внутренний финансовый контроль, и контрольных органов муниципальных образований района путем внедрения программного комплекса |
постановление Администрации муниципального района, нормативные акты поселений |
2013 |
Финансовое управление, органы местного самоуправления, контрольные органы муниципальных образований района |
координация деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих внутренний финансовый контроль, и контрольных органов муниципальных образований района в части планирования контрольных мероприятий и формирования отчетности |
4.3. |
Разработка нормативных правовых актов Советско-Гаванского муниципального района о порядке организации и проведения контрольных мероприятий органами местного самоуправления в связи с изменениями правового положения муниципальных учреждений, предусмотренными Федеральным законом от 08 мая 2010 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
постановление Администрации муниципального района |
2012 |
Финансовое управление |
наличие и соблюдение нормативно установленных процедур проверки соблюдения бюджетного законодательства и привлечение к ответственности за его нарушение |
4.4. |
Мониторинг и оценка эффективности внутреннего финансового контроля главных распорядителей средств районного бюджета и контрольных органов муниципальных образований района |
|
2013 |
Финансовое управление |
повышение эффективности и качества управления бюджетными средствами |
4.5. |
Мониторинг и анализ применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации главными распорядителями средств районного бюджета и контрольными органами муниципальных образований района |
|
2013 |
Финансовое управление |
снижение уровня нарушений бюджетного законодательства при исполнении бюджета, в том числе снижение уровня нецелевого использования бюджетных средств |
5 |
Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективного их обеспечения |
||||
5.1. |
Обеспечить на муниципальном уровне перевод предоставления юридически значимых муниципальных услуг в электронную форму |
постановление Администрации муниципального района |
2012 |
Организационно-методический отдел Администрации муниципального района |
снижение количества обращений граждан и сокращение времени ожидания за счет повышения оперативности взаимодействия структурных подразделении Администрации муниципального района |
5.2. |
Проведение оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств районного бюджета и формирование их рейтинга |
-"- |
2012 |
Финансовое управление |
анализ и оценка совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит) главных распорядителей средств районного бюджета |
5.3. |
Разработка и утверждение административных регламентов предоставления муниципальных услуг |
|
2011 |
Администрация муниципального района |
повышение качества и эффективности исполнения принимаемых решений, единообразная правовая регламентация действий и процедур по исполнению муниципальных функций |
6. |
Повышение энергетической эффективности бюджетного сектора экономики |
||||
6.1. |
Реализация мероприятий муниципальной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальных учреждениях Советско-Гаванского муниципального района на 2011 - 2015 годы" |
|
2011 |
Управление ЭТИК и КХ |
разработка и реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности на районном уровне |
6.2. |
Обеспечение снижения в сопоставимых условиях объема энергоресурсов, потребленных учреждениями бюджетной сферы |
|
2011 - 2013 |
-"- |
оптимизация расходов районного бюджета на оплату потребления энергетических ресурсов и воды |
7. |
Развитие информационно - аналитических систем управления государственными финансами |
||||
7.1. |
Создание возможности предоставления муниципальных услуг по осуществлению юридически значимых действий в электронной форме |
|
2012 |
Организационно-методический отдел Администрации муниципального района |
создание условий по увеличению доступности предоставления муниципальных услуг населению, интерактивный доступ к информационным системам |
7.2. |
Повышение открытости деятельности муниципальных учреждений |
|
2012 |
ГРБС |
обеспечение публикации в открытом доступе о плановых и фактических результатах деятельности муниципальных учреждений |
7.3. |
Повышение открытости деятельности органов исполнительной власти района |
|
2012-2013 |
Организационно-методический отдел Администрации муниципального района |
обеспечение публикации в открытом доступе о плановых и фактических результатах деятельности органов исполнительной власти района |
8. |
Повышение качества управления муниципальными финансами |
||||
8.1. |
Мониторинг выполнения доходов бюджетов городских и сельского поселений района |
|
2011 - 2013 |
Финансовое управление |
создание условий для повышения качества планирования местных бюджетов |
8.2. |
Мониторинг налоговых льгот, предоставленных в соответствии с муниципальными правовыми актами |
|
2011 - 2013 |
-"- |
оценка качества управления муниципальными финансами |
8.3. |
Мониторинг соблюдения органами местного самоуправления района нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления района |
|
2011 - 2013 |
-"- |
повышение эффективности расходования бюджетных средств на содержание органов местного самоуправления района |
|
|
|
|
|
повышение эффективного использования бюджетных средств, увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, недопущение образования кредиторской задолженности |
8.4. |
Мониторинг соблюдения органами местного самоуправления района требований Бюджетного кодекса Российской Федерации |
|
2011 - 2013 |
-"- |
создание условии для эффективного выполнения полномочий органов местного самоуправления района |
8.5 |
Мониторинг кредиторской задолженности бюджетов муниципальных образований района |
|
2011 - 2013 |
-"- |
реализация принципа ответственного управления общественными финансами |
9. |
Организация реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период 2013 года |
||||
9.1 |
Разработка ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов |
постановление Администрации муниципального района |
2011 |
ГРБС |
повышение эффективности деятельности ГРБС |
9.2. |
Мониторинг разработки муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов городских округов и муниципальных районов края |
|
2011 |
Финансовое управление |
повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления района |
Начальник финансового управления |
Л. В. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 5 декабря 2011 г. N 1773 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Советско-Гаванском муниципальном районе на период до 2013 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования
Текст постановления опубликован в Сборнике нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района от 18 января 2012 г. N 12 (1)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 1646
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления