См. статус настоящего Решения
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ (прилагается).
2. Просить правительства государств - участников СНГ поручить заинтересованным министерствам и ведомствам государств - участников СНГ совместно с Межправительственным советом по вопросам агропромышленного комплекса СНГ и другими органами отраслевого сотрудничества в аграрной сфере обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных указанным Комплексом совместных мер.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.
Совершено в городе Кишиневе 14 ноября 2008 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Правительство /подпись/ (с особым мнением) |
За Правительство /подпись/ (с оговоркой) |
За Правительство /подпись/ |
За Правительство /подпись/ |
За Правительство /подпись/ |
За Правительство /подпись/ |
За Правительство - |
За Правительство - |
За Правительство /подпись/ |
За Правительство - |
За Правительство /подпись/ |
За Правительство /подпись/ (с оговоркой) |
Комплекс совместных мер
по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ
(утв. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Комплексе совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ от 14 ноября 2008 г.)
Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ* разработан во исполнение Протокольного решения Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 года о повышении продовольственной безопасности государств - участников СНГ, Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, утвержденного Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, а также с учетом основных положений Соглашения об Общем аграрном рынке государств - участников СНГ от 6 марта 1998 года.
Основной целью Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ является формирование согласованной агропромышленной политики на основе выработки и реализации своевременных мер реагирования на дисбаланс продовольственных рынков, направленной на повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса и достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства - участника СНГ и Содружества в целом.
В обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется следующими факторами:
- физическая доступность продовольствия, под которой понимается наличие продуктов питания в местах их потребления в объемах и ассортименте, необходимых для удовлетворения потребительского спроса населения;
- экономическая доступность продовольствия, состоящая в том, что уровень доходов, независимо от социального статуса и места жительства гражданина, позволяет ему приобретать продукты питания на уровне, соответствующем физиологическим нормам питания;
- безопасность продовольствия для потребителей, т.е. необходимость обеспечения производства, реализации и потребления пищевых продуктов, неспособных нанести вред жизни и здоровью населения;
- продовольственная независимость государства - разработка и осуществление экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и поддержание в обычных и чрезвычайных ситуациях определенного уровня обеспечения продовольствием в основном за счет внутреннего производства, при котором, в случае временного прекращения импорта продовольствия, продовольственный кризис не возникает.
1. Анализ сложившейся ситуации и проблем по обеспеченности основными видами сельскохозяйственной продукции государств - участников СНГ
1.1. Ситуация на сельскохозяйственных и продовольственных рынках
В настоящее время происходят глобальные перемены на мировых сельскохозяйственных и продовольственных рынках. В ряде развитых стран неуклонно сокращается поддержка сельскохозяйственного производства и наступает период, когда цены выходят на уровень, определяемый локальными рыночными механизмами. Рост уровня доходов населения способствует росту спроса и цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. Наблюдаются постоянный рост требований к качеству и безопасности продукции и расширению использования сельскохозяйственной продукции в качестве сырья для производства биотоплива. Такая ситуация не может не отразиться на продовольственной безопасности на национальном уровне.
В мире идет процесс удорожания продовольственных товаров, в том числе и в государствах - участниках СНГ. В последнее время особенно резко возросли цены на важнейшие виды продовольствия, в первую очередь на зерно и продукты его переработки, мясомолочную продукцию, рис и сахар.
Внутренние рынки государств - участников СНГ перенасыщены продовольствием из государств дальнего зарубежья. Сельхозпродукция собственного производства часто востребована не в полной мере, что отрицательно сказывается на доходах товаропроизводителей.
Несмотря на рост производства сельскохозяйственной продукции (в 2007 году на 29% по сравнению с 2000 годом), этих объемов недостаточно для удовлетворения потребностей населения государств - участников СНГ в полной мере продуктами питания и обеспечения продовольственной безопасности. Агропромышленные комплексы государств - участников СНГ имеют возможность обеспечить население продовольствием при проведении согласованной аграрной политики, исходя из природно-экономических условий стран, наиболее полного использования преимущества различных территорий, повышения конкурентоспособности аграрного сектора.
Содружество сможет полностью использовать потенциал общего аграрного рынка (численность населения государств - участников СНГ достигла 280 млн. человек), успешно конкурируя с транснациональными компаниями, производителями США, Европейского союза, государств Юго-Восточной Азии.
В последнее время наблюдаются понимание необходимости более тесного сотрудничества в рамках СНГ и увеличение объемов взаимной торговли продукцией АПК.
В настоящее время производство сельскохозяйственной продукции в государствах - участниках СНГ объективно обусловлено разнообразием экономических условий, различной землеобеспеченностью, снижением доли сельского населения. Больше приходится сельхозугодий и пашни на душу населения в Казахстане (5,3 и 1,45 га соответственно), меньше - в Кыргызстане (0,88 и 0,25 га), Молдове (0,69 и 0,5 га), Армении (0,65 и 0,14 га).
Это вызывает необходимость создания общего продовольственного рынка государств - участников СНГ с довольно развитыми связями по ввозу и вывозу продовольственных товаров, поскольку потребление продовольствия во многих государствах - участниках СНГ превышает производство и в значительной мере обеспечивается за счет импорта.
Производство основных видов продовольствия в государствах - участниках СНГ в 2005 и 2007 годах
(кг на душу населения)
Государства - участники СНГ |
Зерно |
Картофель |
Овощи |
Мясо |
Молоко |
Яйцо, шт. |
||||||
|
2005 г. |
2007 г. |
2005 г. |
2007 г. |
2005 г. |
2007 г. |
2005 г. |
2007 г. |
2005 г. |
2007 г. |
2005 г. |
2007 г. |
Азербайджан |
251 |
232 |
131 |
123 |
136 |
145 |
18 |
20 |
151 |
159 |
106 |
103 |
Армения |
123 |
140 |
175 |
181 |
206 |
262 |
17 |
22 |
185 |
199 |
161 |
163 |
Беларусь |
657 |
744 |
837 |
901 |
205 |
222 |
71 |
83 |
581 |
607 |
317 |
332 |
Грузия |
156 |
... |
96 |
... |
97 |
... |
24 |
... |
174 |
... |
112 |
... |
Казахстан |
910 |
1301 |
166 |
156 |
143 |
142 |
50 |
54 |
314 |
326 |
166 |
172 |
Кыргызстан |
324 |
284 |
222 |
262 |
143 |
151 |
35 |
35 |
233 |
236 |
62 |
71 |
Молдова |
788 |
252 |
105 |
56 |
108 |
62 |
24 |
27 |
183 |
169 |
212 |
197 |
Россия |
546 |
575 |
260 |
258 |
106 |
109 |
34 |
40 |
218 |
226 |
258 |
266 |
Таджикистан |
135 |
130 |
81 |
93 |
105 |
117 |
8 |
8 |
78 |
82 |
14 |
16 |
Узбекистан |
245 |
... |
35 |
... |
134 |
... |
24 |
... |
174 |
... |
75 |
... |
Украина |
807 |
630 |
413 |
411 |
155 |
147 |
34 |
41 |
291 |
263 |
277 |
301 |
Примечание: данные по Грузии и Узбекистану за 2007 год отсутствуют.
Потребление основных видов продовольствия в государствах - участниках СНГ в 2005 и 2006 годах
(кг на душу населения)
Государства - участники СНГ |
Хлебопродукты* |
Картофель |
Овощи и продовольственные бахчевые культуры |
Мясо и мясопродукты |
Молоко и молочные продукты |
Яйцо, шт. |
||||||
2005 г. |
2006 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2005 г. |
2006 г. |
|
Азербайджан |
182 |
181 |
91 |
96 |
175 |
181 |
22 |
22 |
170 |
173 |
98 |
86 |
Армения |
121 |
126 |
71 |
65 |
235 |
287 |
31 |
32 |
169 |
180 |
155 |
142 |
Беларусь |
95 |
93 |
181 |
187 |
127 |
134 |
61 |
67 |
259 |
254 |
256 |
276 |
Грузия*** |
154 |
... |
45 |
... |
93 |
... |
16 |
... |
218 |
... |
108 |
|
Казахстан |
139 |
213** |
111 |
111 |
176 |
158 |
58 |
63 |
303 |
330** |
159 |
185** |
Кыргызстан |
136 |
131 |
143 |
98 |
131 |
148 |
38 |
36 |
211 |
210 |
60 |
65 |
Молдова |
142 |
136 |
75 |
88 |
101 |
132 |
40 |
38 |
174 |
177 |
177 |
168 |
Россия |
121 |
121 |
133 |
132 |
103 |
106 |
55 |
58 |
235 |
239 |
250 |
256 |
Таджикистан*** |
155 |
... |
28 |
... |
97 |
... |
14 |
... |
130 |
... |
10 |
... |
Узбекистан*** |
157 |
... |
23 |
... |
120 |
... |
33 |
... |
160 |
... |
53 |
... |
Украина |
124 |
120 |
136 |
134 |
120 |
127 |
39 |
42 |
226 |
235 |
238 |
251 |
______________________________
* В пересчете на муку.
** Данные по Казахстану за 2007 год.
*** Данные по Грузии за 1997 год, по Таджикистану и Узбекистану - за 1995 год.
1.2. Проблемы агропромышленного комплекса государств - участников СНГ
Основными проблемами агропромышленного комплекса являются низкий уровень промышленной переработки, несоответствие стандартов качества продовольствия основным требованиям международных стандартов, недостаточное внедрение инновационных разработок в аграрное производство и, как следствие, недостаточный уровень конкурентоспособности продуктов питания и ряд других.
Несвоевременное решение сложившихся проблем в государствах - участниках СНГ в ближайшем будущем может привести к тому, что государства столкнутся с угрозой потери продовольственной безопасности, значительного технико-технологического отставания отраслей АПК, недостаточного уровня доходов населения и экспансии более дешевой импортной продукции.
В этой связи целесообразно создание благоприятных условий для внешнеторгового оборота продовольствия.
2. Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ
N п/п |
Мероприятия |
Исполнители |
Сроки реализации |
1. |
Разработать Концепцию повышения продовольственной безопасности государств - участников СНГ |
Межправительственный совет по вопросам АПК СНГ, аграрные министерства и ведомства, научные учреждения аграрной сферы государств - участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
2008-2009 годы |
2. |
Рекомендовать разработать по мере необходимости законы о продовольственной безопасности в государствах - участниках СНГ |
Аграрные и экономические ведомства государств - участников СНГ |
2009-2010 годы |
3. |
Разработать и утвердить методику расчетов и форму совместных балансов важнейших видов продовольствия государств - участников СНГ |
Межправительственный совет по вопросам АПК СНГ, Межгосударственный статистический комитет СНГ, аграрные и экономические ведомства, научные учреждения аграрной сферы государств - участников СНГ |
2009-2010 годы |
4. |
На основе предложений государств - участников СНГ подготовить сводный баланс производства и потребления важнейших видов продовольствия |
Межправительственный совет по вопросам АПК СНГ, Межгосударственный статистический комитет СНГ, аграрные и экономические ведомства государств - участников СНГ |
Ежегодно |
5. |
Рассмотреть целесообразность создания при Межправительственном совете по вопросам АПК СНГ Конъюнктурного центра по анализу и прогнозированию развития рынка важнейших видов продовольствия государств - участников СНГ на основе функционирования сети информационно-маркетинговых центров СНГ |
Межправительственный совет по вопросам АПК СНГ, Межгосударственный статистический комитет СНГ, аграрные министерства и ведомства государств - участников СНГ |
2009 год |
6. |
Разработать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, регламентирующие условия торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольственными товарами в рамках СНГ согласно принципам, правилам и нормам ВТО |
Межправительственный совет по вопросам АПК СНГ, аграрные министерства и ведомства государств - участников СНГ |
2009-2010 годы |
7. |
Во исполнение п. 1.5 "Развитие общего рынка сельскохозяйственной продукции" Плана основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, утвержденного Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года: |
|
|
|
- обеспечить проведение анализа и подготовить предложения по функционированию Общего аграрного рынка государств - участников СНГ и рынков важнейших видов сельскохозяйственной продукции; |
Межправительственный совет по вопросам АПК СНГ, аграрные министерства и ведомства, научные учреждения аграрной сферы государств - участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
2008-2009 годы |
|
- обеспечить реализацию мероприятий по развитию лизинга сельскохозяйственной техники, машин и механизмов заинтересованными государствами - участниками СНГ на период до 2010 года, одобренных Экономическим советом СНГ 14 декабря 2007 года; |
Межправительственный совет по вопросам АПК СНГ, аграрные министерства и ведомства государств - участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
2008-2010 годы |
|
- принять конкретные меры по сотрудничеству в области выращивания сельскохозяйственных культур и селекционной работы, содержания и селекции сельскохозяйственных животных и птиц |
Межправительственный совет по вопросам АПК СНГ, Межправительственный координационный совет по вопросам семеноводства СНГ, аграрные министерства и ведомства, научные учреждения аграрной сферы государств - участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
2008-2010 годы |
8. |
Подготовить предложения о целесообразности совместного производства сельскохозяйственной техники на предприятиях государств - участников СНГ |
Межправительственный совет по вопросам АПК СНГ, аграрные, экономические министерства и ведомства, Исполнительный комитет СНГ |
2008-2009 годы |
9. |
Рассмотреть предложения о сотрудничестве в области образования и подготовки высококвалифицированных кадров в сфере сельского хозяйства |
Межправительственный совет по вопросам АПК СНГ, аграрные министерства и ведомства, научные учреждения аграрной сферы государств - участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
2008 год |
10. |
Обеспечить координацию позиций государств - участников СНГ по проблеме продовольственной безопасности в международных организациях |
Межправительственный совет по вопросам АПК СНГ, Совет министров иностранных дел СНГ, Исполнительный комитет СНГ |
2008 год |
3. Ожидаемые результаты
Реализация Комплекса совместных мер позволит укрепить продовольственную безопасность государств - участников СНГ, расширить для каждого государства рыночное пространство, повысить рост производства и его масштабы, занятость и доходы сельских товаропроизводителей, повысить устойчивость конъюнктуры рынка каждого государства - участника СНГ и Содружества в целом, создаст условия для более полного эффективного использования природных, производственных и финансовых ресурсов.
Принятие государствами - участниками СНГ Концепции повышения продовольственной безопасности будет способствовать обеспечению их суверенитета и национальных интересов, позволит создать условия для свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств - участников СНГ, создаст условия широкого развития сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств - участников СНГ.
Согласованная агропромышленная политика позволит обеспечить динамичное развитие всех сфер агропромышленного комплекса, повышение его конкурентоспособности и достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства - участника СНГ и Содружества в целом.
______________________________
* Продовольственная безопасность, по определению ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), - четко функционирующая система, обеспечивающая все слои населения продуктами питания по принятым физиологическим нормам за счет собственного производства и необходимого импорта по тем продуктам, для производства которых нет внутренних условий.
Оговорка Украины
по пункту 3 повестки дня заседания Совета глав правительств СНГ
"О Комплексе совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ"
14 ноября 2008 года
"За исключением пунктов 2-4 и 9 Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ."
Премьер-министр Украины, |
Ю. Тимошенко |
Оговорка Республики Молдова
к Решению Совета глав правительств СНГ
"О Комплексе совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ"
14 ноября 2008 года, г. Кишинэу
"Республика Молдова будет участвовать в выполнении положений Решения "О Комплексе совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ" в соответствии с национальным законодательством и взятыми международными обязательствами.
За исключением пункта 10 Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ.
Настоящее Решение вступит в силу для Республики Молдова после выполнения внутригосударственных процедур".
Премьер-министр |
Зинаида Гречаный |
Особое мнение
Азербайджанской Республики
к Решению Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2008 года "О Комплексе совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ"
Азербайджанская Республика принимает положения Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ с учетом их соответствия национальному законодательству и международным обязательствам Азербайджана.
Азербайджанская Республика будет принимать отдельное решение о своем участии по реализации каждого из разделов и пунктов Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ.
Премьер-министр |
А. Раси-заде |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение о Комплексе совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств - участников СНГ (Кишинев, 14 ноября 2008 г.)
Решение вступило в силу для Российской Федерации 14 ноября 2008 г.
Текст Решения официально опубликован не был
См. статус настоящего Решения