Учреждение Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС или Сообщество) установило политические предпосылки для разработки согласованной социальной политики.
Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года определено, что ЕврАзЭС создается для реализации целей и задач, определенных соглашениями о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1999 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года.
В соответствии с Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях государства-члены ЕврАзЭС (далее - Стороны) проводят согласованную социальную политику, сближают, гармонизируют и унифицируют национальные законодательства в социально-гуманитарной сфере.
В апреле 1998 года главами государств было подписано совместное Заявление "О десяти простых шагах навстречу простым людям", целью которого стало придание действующим интеграционным процессам качественно нового, дополнительного импульса. В документе подчеркнуто, что содержащиеся в Заявлении меры носят комплексный характер, и их реализация должна способствовать улучшению условий жизни и более тесному сближению народов.
Анализ реализации Заявления позволяет сделать вывод о том, что задачи, определенные данным документом, успешно выполняются.
Приняты и реализуются межгосударственные и межправительственные акты, которые направлены на:
упрощение порядка принятия гражданства и пересечения границ;
создание равных условий для получения медицинской помощи;
беспрепятственное перемещение валюты и багажа;
облегчение осуществления процедуры денежных переводов и почтовых отправлений;
обеспечение свободной подписки и доставки прессы через границы;
создание благоприятных условий для взаимного распространения программ радио и телевидения;
взаимное признание документов о получении образования;
создание льготных условий для занятия малым и средним бизнесом.
Принятые нормативно-правовые акты основываются на общепризнанных нормах и принципах международного права, регламентирующих социальную политику, и соответствуют основным положениям международных документов, принятых ООН и МОТ, а также Евразийской социальной хартии, одобренной Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС.
II. Основные цели и задачи согласованной социальной политики
Основными целями согласованной социальной политики являются разрешение актуальных социально-экономических проблем и расширение возможностей для человеческого развития посредством координации стратегических направлений социального развития Сторон, создания методологической основы укрепления сотрудничества и углубления интеграции в социально-гуманитарной сфере, мониторинга реализации социальной политики и прогнозирования последствий социальных реформ.
Обеспечивая социальную ориентацию экономики, социальное развитие должно рассматриваться во взаимной зависимости с общеэкономическим развитием Сторон и структурной перестройкой экономики.
Углубление социальной интеграции и социальное сближение в рамках Сообщества будут осуществляться путем перехода к более высоким социальным стандартам, сопоставимым со стандартами наиболее развитых стран, использования социальных институтов, функционирующих в мировом сообществе, а также с учетом опыта государственной политики социальных государств.
При формировании согласованной социальной политики Сторон наиболее оправданным является реализация принципа гибкой интеграции, заключающегося в определении стратегических целей, социальных стандартов и индикаторов, уровня поэтапного формирования социальной политики Сообщества. При этом каждая Сторона может определить свой план действий по достижению общих задач, исходя из национальных интересов и финансово-экономических возможностей.
В этой связи процесс социальной интеграции направлен на решение следующих основных задач:
- обеспечение достойного уровня и качества жизни населения;
- преодоление бедности;
- содействие продуктивной занятости;
- усиление социальной защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения;
- использование возможностей институтов гражданского общества и повышение социальной ответственности бизнеса.
Конечной целью реализации Концепции должно стать формирование сообщества социальных государств путем ускоренного социально-экономического развития и интеграции государств ЕврАзЭС на базе правового обеспечения в соответствии с конституциями Сторон.
III. Основные принципы, направления и этапы согласованной социальной политики
1. Согласованная социальная политика Сторон основывается на следующих принципах:
- право на достойную жизнь граждан каждого из государств-членов Сообщества;
- экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности;
- равные возможности и недопущение дискриминации в сфере труда и занятости;
- упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
- социальная, экономическая, правовая защита и поддержка женщин, семей, детей, молодежи, лиц пожилого возраста, инвалидов и иных социально уязвимых категорий населения;
- равенство прав граждан на образование;
- доступность и бесплатность общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе - среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования;
- доступность в получении качественной медицинской помощи;
- доступность жилья и жилищно-коммунальных услуг;
- социальная справедливость и социальная солидарность общества;
- участие граждан в управлении государственными и общественными делами и развитие социального партнерства;
- свобода объединения граждан в национальные, межнациональные и международные организации с целью защиты своих экономических и социальных интересов.
Указанные принципы обеспечиваются путем эффективного развития и использования человеческого потенциала, экономических ресурсов и применения рыночных механизмов регулирования экономики.
Оптимальное сочетание национальных интересов Сторон и интересов всего Сообщества при установлении общих принципов социальной интеграции придаст процессу устойчивость в объективно меняющихся социально-экономических условиях.
2. В рамках реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы к основным направлениям согласованной социальной политики Сторон относится следующее:
в социально-трудовой сфере
формирование единой методологии правового регулирования трудовых отношений;
подготовка, на основе согласованных принципов и подходов, модельных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда;
разработка и реализация согласованной государственной политики в сфере оплаты труда;
обеспечение единых подходов к формированию систем социального страхования;
формирование общего рынка труда Сообщества;
в области образования
создание взаимоприемлемой согласованной системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров для Сторон;
повышение эффективности информационного и научно-методического обеспечения систем образования, в том числе учебной и методической литературой;
развитие современных форм обучения (в том числе дистанционного) на основе передовых информационных и коммуникационных технологий;
расширение академической мобильности и экспорта образовательных услуг;
формирование общего образовательного пространства Сообщества;
в области здравоохранения
проведение согласованной политики в области здравоохранения, лекарственного обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
оптимизация использования научных, технических, трудовых и финансовых ресурсов, направляемых на улучшение качества оказываемых медицинских услуг;
формирование здорового образа жизни и повышение медико-гигиенических знаний населения;
развитие и углубление сотрудничества в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических кадров;
создание постоянно действующей межгосударственной информационной системы;
в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения
увеличение средней продолжительности жизни;
снижение младенческой и детской смертности;
улучшение репродуктивного здоровья;
повышение качества медицинской реабилитации инвалидов;
эффективный контроль за качеством производимых и потребляемых продовольственных и непродовольственных товаров, а также оказываемых услуг;
развитие и углубление сотрудничества в области обеспечения населения лекарственными средствами;
в области демографии
создание социально-экономических предпосылок для решения демографических проблем и укрепления института семьи;
создание благоприятных условий для жизненного старта и самореализации молодежи посредством расширения доступности получения образования, профессии, первого рабочего места и жилья;
в области культуры и спорта
усиление координации деятельности в области культуры и спорта;
создание социально-экономических условий для развития творческой активности населения, массовой физической культуры и спорта, стимулирования спонсорства и меценатства;
обеспечение единого пространства для межнациональных и межгосударственных культурных и спортивных контактов;
в области миграции населения
усиление координации в области регулирования миграционных процессов;
повышение эффективности согласованной государственной миграционной политики на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов и принимающего общества;
обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование к ним толерантного отношения.
3. С учетом Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС, а также относительной неравномерности социально-экономического развития государств Сообщества и их национальной специфики переход к согласованной социальной политике осуществляется поэтапно.
Первоочередными направлениями согласованной социальной политики являются:
формирование единой методологии правового регулирования трудовых отношений и единых подходов к организации систем социального страхования;
формирование согласованной миграционной политики;
создание согласованной системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров для Сторон;
социальная профилактика наркомании, алкоголизма, ВИЧ/СПИД инфекции и других социально опасных заболеваний;
социальная поддержка женщин, детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и семьи.
В последующем, при сохранении и реализации указанных первоочередных мер, предполагается расширение и углубление сотрудничества в социально-гуманитарной сфере с учетом основных направлений, определенных настоящей Концепцией.
IV. Механизмы реализации согласованной социальной политики
С целью реализации согласованной социальной политики Сторон предполагается разработка и поэтапное проведение ряда мероприятий.
1. Гармонизация и унификация законодательства
Создание сообщества социальных государств предполагает одновременное формирование общего правового пространства.
В рамках ЕврАзЭС социальные права устанавливаются в форме основных направлений согласованной социальной политики, закрепленных на межгосударственном и внутригосударственном (национальном) уровнях.
В этой связи на первом этапе целесообразно проведение анализа национальных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, образования, здравоохранения, трудовой миграции и др.
В целях сближения (гармонизации, унификации) законодательства в социально-гуманитарной сфере Стороны координируют деятельность по подготовке и совершенствованию законодательных и иных правовых актов, включая:
проекты международных договоров;
Основы законодательства ЕврАзЭС;
типовые проекты законодательных актов;
рекомендации по сближению (гармонизации, унификации) законодательства;
предложения по совершенствованию законодательства.
Поэтапное совершенствование и сближение (гармонизацию, унификацию) законодательства в области социальной полит
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция согласованной социальной политики государств-членов Евразийского экономического сообщества (утв. решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 18 апреля 2007 г. N 335)
Текст Концепции опубликован в Сборнике базовых документов Евразийского экономического сообщества, 2- издание, Москва, 2008 г.