Рамочное решение Совета Европейского Союза 2003/568/ПВД *(1) от 22 июля 2003 г.
о борьбе с коррупцией в частном секторе*(2)
См. комментарий переводчика
Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о Европейском Союзе и, в частности, его статьей 29, пунктом "е" параграфа 1 его статьи 31 и пунктом "b" параграфа 2 его статьи 34,
На основании инициативы Королевства Дания*(3),
С учетом заключения Европейского парламента*(4),
Принимая во внимание нижеследующее:
(1) Параллельно с глобализацией в течение последних лет произошло возрастание трансграничного оборота товаров и услуг. Таким образом, всякий акт коррупции, возникающий в частном секторе какого-либо государства-члена, больше не является исключительно национальной проблемой, а представляет собой транснациональную проблему, в борьбе с которой совместная акция Союза выступает наиболее эффективным инструментом.
(2) 27 сентября 1996 г. Совет принял Акт, устанавливающий Протокол к Конвенции "О защите финансовых интересов Европейских сообществ"*(5). Протокол, который вступил в силу 17 октября 2002 г., определяет преступления, относящиеся к коррупции, и предусматривает гармонизированные санкции за эти преступления.
(3) 26 мая 1997 г. Совет принял Конвенцию "О борьбе с коррупцией, к которой причастны служащие Европейских сообществ или служащие государств-членов Европейского Союза"*(6).
(4) 22 декабря 1998 г. Совет, кроме того, принял Общую акцию 98/742/ПВД "О борьбе с коррупцией в частном секторе"*(7). По случаю принятия названной Общей акции Совет выступил с декларацией, согласно которой Общая акция призвана стать первым шагом в борьбе с данным типом коррупции на уровне Европейского Союза, и впоследствии, исходя из результатов оценки, выполненной в соответствии с параграфом 2 статьи 8 названной Общей акции, надлежит принять другие меры в этой области. Доклад о трансформации государствами-членами названной Общей акции в национальное право еще отсутствует.
(5) 13 июня 2002 г. Совет принял Рамочное решение 2002/584/ПВД "О европейском ордере на арест и о процедурах передачи лиц между государствами-членами"*(8), включающее коррупцию в перечень преступлений, входящих в сферу применения европейского ордера на арест, для которых не требуется предварительный контроль двойной преступности деяния.
(6) Из статьи 29 Договора о Европейском Союзе вытекает, что цель Союза - предоставить гражданам высокий уровень защиты в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия, и что эта цель достигается предотвращением организованной или иной преступности и, в частности, коррупции.
(7) Из пункта 48 заключений Европейского совета, заседавшего в г. Тампере 15 и 16 октября 1999 г., следует, что коррупция является особо важной сферой, когда идет речь об установлении минимальных правил в отношении составов преступлений в государствах-членах и подлежащих применению санкций.
(8) 21 ноября 1997 г. конференцией по проведению переговоров была принята Конвенция Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) "О борьбе с коррупцией иностранных публичных агентов в международных коммерческих сделках"; также Совет Европы принял Конвенцию "Об уголовно-правовой ответственности за коррупцию", которая открыта для подписания с 27 января 1999 г. К этой Конвенции приложено соглашение о создании Группы государств против коррупции (GRECO). Кроме того, были начаты также переговоры с целью подготовки конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе с коррупцией.
(9) Государства-члены придают особую важность борьбе с коррупцией как в публичном, так и в частном секторе, поскольку считают, что коррупция в этих двух секторах ставит под угрозу правовое государство, вызывает искажение конкуренции, связанной с приобретением коммерческих товаров или услуг, и представляет собой препятствие здоровому экономическому развитию. В этой связи государства-члены, которые еще не ратифицировали Конвенцию Европейского Союза от 26 мая 1997 г. и Конвенцию Совета Европы от 27 января 1999 г., примут необходимые меры с тем, чтобы сделать это в оптимальные сроки.
(10) Настоящее Рамочное решение имеет целью, чтобы коррупция в частном секторе, как активная, так и пассивная, составляла уголовное преступление во всех государствах-членах, чтобы юридические лица могли также привлекаться к ответственности за данные преступления, и чтобы санкции, предусмотренные в этой области, были эффективными, соразмерными и обладающими предупредительным эффектом,
принял настоящее Рамочное решение:
Совершено в Брюсселе 22 июля 2003 г.
От имени Совета |
G. Alemanno |
------------------------------
*(1) ПВД - правосудие и внутренние дела (франц.: JAI, англ.: JHA, нем.: JI).
*(2) Journal officiel de l'Union europeenne L 192 du 31.7.2003, p. 54. Перевод и предисловие Четверикова А.О.
*(3) JO C 184 du 2.8.2002, p. 5. - Прим. оригинала.
*(4) Заключение от 22 ноября 2002 г. (еще не появилось в Официальном журнале). - Прим. оригинала.
*(5) JO C 313 du 23.10.1996, p. 1. - Прим. оригинала.
*(6) JO C 195 du 25.6.1997, p. 2. - Прим. оригинала.
*(7) JO L 358 du 31.12.1998, p. 2. - Прим. оригинала.
*(8) JO L 190 du 18.7.2002, p. 1. - Прим. оригинала.
*(9) Имеется в виду передача граждан на основании европейского ордера на арест или - до его введения в действие - на основании запроса о выдаче (экстрадиции). - Прим. перев.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рамочное решение Совета Европейского Союза 2003/568/ПВД от 22 июля 2003 г. о борьбе с коррупцией в частном секторе
Решение адресовано государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Перевод и предисловие - Четвериков А.О.
Текст Решения официально опубликован не был