Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:
1. Одобрить разработку проекта прогноза производства и потребления энергоресурсов государств - участников СНГ на период до 2020 года (прилагается), осуществленную Институтом энергетических исследований Российской академии наук совместно с Исполнительным комитетом СНГ на основе представленных государствами - участниками СНГ материалов.
2. Считать необходимым актуализировать указанный проект прогноза, исходя из национальных прогнозов на ближайшую и долгосрочную перспективы, а также с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса.
3. Доработанный проект прогноза производства и потребления энергоресурсов государств - участников СНГ на период до 2020 года внести на рассмотрение Экономического совета СНГ.
За Азербайджанскую Республику
|
За Республику Молдова |
За Республику Армения |
За Российскую Федерацию |
За Республику Беларусь |
За Республику Таджикистан |
За Грузию |
За Туркменистан |
За Республику Казахстан |
За Республику Узбекистан
|
За Кыргызскую Республику |
За Украину |
Проект
Прогноз
производства и потребления энергоресурсов государств - участников СНГ на период до 2020 года
(Разработано Институтом энергетических исследований РАН и Исполнительным комитетом СНГ)
Введение
Прогноз подготовлен Исполнительным комитетом СНГ совместно с Секретариатом Межправительственного совета по нефти и газу на основе научно-исследовательской работы, выполненной Институтом энергетических исследований РАН.
Целью данной работы является формирование прогнозных балансов энергетических ресурсов государств - участников СНГ на основе интегрированного анализа развития производства, потребления, межгосударственных потоков энергетических ресурсов с учетом экспорта энергоресурсов на европейский и азиатский рынки.
В качестве исходных данных материалы представили Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. Использовались также материалы, представленные Электроэнергетическим Советом СНГ, Комиссией государств - участников СНГ по использованию атомной энергии в мирных целях, Межгосударственным статистическим комитетом СНГ, Международным энергетическим агентством, национальных энергетических программ, ЕЭК ООН "Энергоэффективность и энергетическая безопасность в СНГ", что послужило основой прогнозов по Кыргызской Республике, Республике Молдова, Республике Таджикистан, Туркменистану, Республике Узбекистан и Украине.
При формировании прогноза:
- учитывался новый набор факторов и данных (как по составу, так и их характеристикам), не использовавшийся в ранее разработанной версии прогноза до 2005 года;
- прогноз по СНГ увязан с прогнозами развития мировой энергетики и программами интеграции в рамках СНГ (ЕврАзЭС, ШОС);
- впервые в российской и международной практике разработан прогноз развития энергетических балансов СНГ по нескольким сценариям (прежде подобные работы делались в формате СССР);
- использована методология Международного энергетического агентства формирования балансов производства-потребления в СНГ как совокупности межгосударственных балансов и Мирового банка - для сопоставительного анализа макроэкономических показателей.
I. Методика формирования прогноза производства и потребления энергоресурсов государств - участников СНГ
В основу расчетов положена методика Международного энергетического агентства формирования энергетических балансов (по первичным энергоресурсам и отдельным видам энергоносителей).
Анализ ретроспективы и современного состояния производства и потребления энергоресурсов государств - участников СНГ выполнен на основе национальных статистических отчетов и данных международных организаций на единой методической основе. Экономические показатели определялись в сопоставимых ценах (доллары США) и по "паритету покупательной способности за 2005 г." (Мировой банк). Показатели производства и потребления энергетических ресурсов определялись на основе международной методики Международного энергетического агентства и на базе балансовых расчетов в едином для всех государств формате. В частности, энергетические показатели пересчитаны в тонны нефтяного эквивалента (т н.э.), как принято в международной методике. Кроме того, выполнены расчеты для сравнительного анализа макроэкономических показателей и показателей эффективности использования энергии для каждого государства.
Для "базового" сценария выполнен анализ "снизу вверх" - от национальных прогнозов (по государствам) к региональному (по СНГ в целом).
Для "альтернативных" прогнозов использовался "смешанный" подход с последующим согласованием регионального и государственных прогнозов. "Смешанный" подход подразумевает задание целевых ориентиров в целом по СНГ с последующей разбивкой по государствам - участникам СНГ. Затем результаты по государствам корректируются на основе детальной информации и суммируются для проверки исходной гипотезы целевых ориентиров.
Учет внешних факторов (динамика экономического развития регионов мира, емкость потенциальных рынков энергоносителей для стран-экспортеров из СНГ и мировые цены на энергоресурсы) осуществлен по последнему прогнозу мировой энергетики Международным энергетическим агентством 2008 года.
II. Анализ современного состояния производства и потребления энергоресурсов государств - участников СНГ
Результаты анализа ретроспективной информации и существующего состояния производства и потребления энергоресурсов государств - участников СНГ состоят в следующем.
В ходе исследования развития макроэкономической ситуации, а также производства и потребления энергетических ресурсов государств - участников СНГ определено, что в 2007 году средние темпы экономического развития в государствах - участниках СНГ составили 9%. СНГ в 2007 году стало одним из самых динамично развивающихся регионов мира. В то же время уровень жизни населения в государствах - участниках СНГ крайне неоднороден и в целом отстает от такового развитых стран.
За январь - сентябрь 2008 года рост ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составлял около 7%, что превысило ожидаемые в начале года темпы развития. Однако в связи с негативным влиянием мирового финансового кризиса темпы роста замедлились и оказались в 2008 году на уровне 5%.
Совокупный энергетический потенциал государств - участников СНГ составляет около 11% мировых доказанных запасов нефти, уступая среди экономических сообществ только ОПЕК, более 41% мировых запасов природного газа (первое место в мире) и 25% мировых запасов угля (первое место в мире) (рис. 1).
Государства - участники СНГ имеют огромный потенциал энергосбережения, который, по оценкам экспертов, составляет от 420 до 450 млн т н.э. В настоящее время энергоемкость экономики отдельных государств - участников СНГ в 3-3,5 раза превышает уровень промышленно развитых стран (рис. 2). Наиболее высокие показатели энергоемкости ВВП среди государств - участников СНГ наблюдаются в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, Украине.
В 2000-2008 годах объемы добычи нефти в государствах - участниках СНГ повысились более чем на 60% и составили 609 млн т. Основными странами - производителями нефти в СНГ являются Россия (77% суммарной добычи в СНГ), Казахстан (11%) и Азербайджан (около 9%). По сравнению с 2000 годом добыча нефти к 2006 году в Азербайджане увеличилась более чем в 4 раза, в Казахстане - в 2 раза, в России - на 51%.
К 2008 году Россия занимала первое место в мире по добыче природного газа (79% добычи в СНГ), одновременно являясь и его крупнейшим экспортером. Второе место среди государств - участников СНГ по объемам добычи газа занимает Туркменистан (8% в СНГ). Немногим меньше составляют объемы добычи газа в Узбекистане. По сравнению с 2000 годом наиболее быстрыми темпами растет добыча газа в Казахстане. В 2008 году суммарные объемы добычи природного газа в СНГ составили 734 млрд куб. м, а потребление - 540 млрд куб. м. '
Добыча угля в СНГ в 2008 году составила 496 млн т, что выше уровня 2000 года в 1,8 раза, а потребление за этот период стабилизировалось на уровне 100 млн т. Основными производителями и потребителями угля в СНГ являются Россия, Казахстан и Украина.
Доля атомных электростанций (АЭС) в суммарном производстве электроэнергии в последние годы составляет в Армении свыше 40%, в России - около 16% и в Украине - около 48%. В целом по СНГ доля атомной энергии в производстве электроэнергии приближается к 18%.
Анализ изменения производства и потребления первичных энергетических ресурсов (ПЭР) за 1990-2008 годы показал, что государства - участники СНГ в целом (и Россия в частности) по общему производству энергетических ресурсов к 2008 году превысили уровни 1990 года (табл. 1). В то же время в 2008 году производство ПЭР по сравнению с 2000 годом увеличилось на 27%, в том числе в Азербайджане - почти в 3,5 раза, Казахстане - на 80%, России - на 27% и Туркменистане - на 40%. В целом по СНГ потребность в ПЭР за 1990-2008 годы уменьшилась почти на 23%. При этом по сравнению с 2000 годом рост потребления ПЭР в СНГ составил почти 12%. Доля природного газа в структуре потребления государств - участников СНГ в последние годы постоянно увеличивалась и к 2008 году составила 53%, доля нефти (нефтепродуктов) снизилась до 18%, доля угля - до 18%, а на долю атомной и гидроэнергетики приходится по 6 и 5% соответственно (рис. 3). Очевидно, что для повышения энергетической безопасности региона и увеличения экспортных возможностей перед государствами - участниками СНГ (перед Россией в первую очередь) стоит задача снижения использования природного газа для внутренних нужд, прежде всего в электроэнергетике, за счет повышения доли угольного топлива, атомной и других альтернативных видов энергии. Рост цен на газ в межгосударственной торговле СНГ стимулирует этот процесс (табл. 2). Такие изменения намечены в национальных программах Беларуси, Казахстана, Молдовы, России, Узбекистана, Украины.
"Рисунок 1. Доля первичных энергетических ресурсов государств - участников СНГ в мировых запасах"
Потенциал энергосбережения государств - участников СНГ следующий (в млн т н.э.):
Российская Федерация - 280 - 305;
Украина - 98 - 105 (от уровня 1990 года);
Республика Казахстан - 30 - 32;
Республика Беларусь - 9 - 10;
Республика Молдова - 2 - 2,2;
Республика Таджикистан - около 1,4 - 1,5;
остальные государства - на уровне 0,6 - 0,7.
"Рисунок 2. Динамика энергоемкостей ВВП"
Таблица 1
Оценка современного состояния производства и потребления энергоресурсов в государствах - участниках СНГ (млн т н.э.)
Государства - участники СНГ |
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2005 г. |
2008 г. (оценка) |
Производство ПЭР | |||||
Азербайджан |
21,36 |
15,3 |
19,3 |
27,7 |
59,5 |
Армения |
0,14 |
0,25 |
0,63 |
0,86 |
1 |
Беларусь |
3,32 |
3,3 |
3,51 |
3,8 |
3,8 |
Казахстан |
90,46 |
63,47 |
79,97 |
121,69 |
151,8 |
Кыргызстан |
2,5 |
1,26 |
1,44 |
1,45 |
1,4 |
Молдова |
0,06 |
0,05 |
0,06 |
0,09 |
од |
Россия |
1280,26 |
953,93 |
966,47 |
1184,86 |
1289,11 |
Таджикистан |
2,03 |
1,33 |
1,26 |
1,52 |
1,5 |
Туркменистан |
74,86 |
32,84 |
45,97 |
61,14 |
70,2 |
Узбекистан |
38,64 |
48,65 |
54,94 |
56,57 |
61 |
Украина |
133,68 |
79,53 |
76,41 |
80,98 |
78,2 |
Потребление ПЭР | |||||
Азербайджан |
32,5 |
16,5 |
13,4 |
16,3 |
14,6 |
Армения |
7,94 |
1,67 |
2,07 |
2,56 |
3 |
Беларусь |
42,17 |
24,74 |
24,6 |
26,59 |
27,4 |
Казахстан |
73,66 |
52,25 |
38,64 |
52,44 |
59,3 |
Кыргызстан |
7,62 |
2,46 |
2,45 |
2,8 |
2,7 |
Молдова |
9,99 |
4,41 |
2,87 |
3,56 |
3,3 |
Россия |
878,37 |
628,37 |
613,94 |
646,68 |
715,7 |
Таджикистан |
5,59 |
3,29 |
2,86 |
3,46 |
3,2 |
Туркменистан |
19,64 |
13,89 |
14,47 |
16,34 |
22,3 |
Узбекистан |
46,39 |
42,58 |
50,38 |
47,04 |
46,1 |
Украина |
251,72 |
162,03 |
134,09 |
143,24 |
134,1 |
"Рисунок 3. Структура потребления первичных энергоресурсов в государствах - участниках СНГ"
Подводя итоги анализа ретроспективы и современного состояния макро-энерго-экономических показателей, энергетики и энергетических балансов стран СНГ, можно сделать следующие выводы: .
Сочетание социальных, экономических и технологических факторов (рост ВВП, уровня жизни населения, нереализуемый до сих пор потенциал энергосбережения) предопределяет повышение спроса на энергоносители практически во всех государствах - участниках СНГ, в то время как изменение ценовой конъюнктуры в торговле энергоресурсами в силу инерционности спроса еще не позволило изменить указанную тенденцию к росту.
Различия в структуре производства и потребления энергетических ресурсов являются объективной основой для расширения торговли энергетическими ресурсами и взаимной интеграции государств - участников СНГ в энергетической сфере.
Потенциал экспорта энергоресурсов (прежде всего природного газа) из государств - участников СНГ на период до 2020 года довольно велик даже с учетом внутрирегиональной торговли, и его можно увеличить за счет реализации программ повышения энергоэффективности во всех государствах - участниках СНГ.
Природный газ занимает одно из ведущих мест в энергетических балансах практически всех государств - участников СНГ. В большинстве государств (как энергоизбыточных, так и энергодефицитных) намечаются программы по снижению доли этого вида топлива в энергобалансе не только за счет энергосбережения, но и путем его вытеснения другими видами энергоресурсов.
Таблица 2
Мировые цены на энергоресурсы, принятые в прогнозах Международного энергетического агентства в 2008 году
Энергоресурсы |
Единица измерения |
2000 г. |
2007 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2030 г. |
Постоянные (доллары 2007 г.) | ||||||
Нефть |
долл./баррель |
33,33 |
69,33 |
100 |
100 |
122 |
Газ (Европа) |
долл./млн БТЕ** |
3,35 |
7,03 |
11,15 |
11,5 |
14,19 |
Газ (Азия) |
долл./млн БТЕ** |
5,63 |
7,8 |
12,7 |
13,16 |
16,05 |
Уголь |
долл./т |
40,06 |
72,84 |
120 |
120 |
ПО |
Номинальные (доллары)* | ||||||
Нефть |
долл./баррель |
28 |
69,33 |
107,34 |
120,27 |
206,37 |
Газ (Европа) |
долл./млн БТЕ** |
2,82 |
7,03 |
11,97 |
13,83 |
24 |
Газ (Азия) |
долл./млн БТЕ** |
4,73 |
7,8 |
13,63 |
15,83 |
27,16 |
Уголь |
долл./т |
33,65 |
72,84 |
128,81 |
144,32 |
186,07 |
* Номинальные (доллары) - показывают цены с учетом предполагаемой инфляции.
** БТЕ - Британские термические единицы (1 т н.э. равна БТЕ).
III. "Базовый" сценарий
"Базовый" сценарий сформирован на основе национальных прогнозов развития экономики и энергетики государств - участников СНГ (табл. 3).
В целом "базовый" сценарий производства и потребления энергоресурсов государств - участников СНГ за 2008-2020 годы характеризуется высокими темпами роста производства первичных энергоресурсов (в 1,39 раза), в том числе добычи природного и попутного газа (в 1,38 раза), угля (в 1,36 раза), нефти (в 1,27 раза). Производство электроэнергии в государствах - участниках СНГ увеличится в "базовом" сценарии с 2008 по 2020 год в 1,49 раза (рис. 4, 5). Наибольшими темпами в СНГ будет повышаться добыча газа, приросты которого ориентированы на наращивание экспорта. Лидерами в этой отрасли на рассматриваемый период будут Казахстан, Россия, Туркменистан, Узбекистан и несколько позднее - Азербайджан. Доля России в структуре добычи нефти и природного газа к концу рассматриваемого периода будет снижаться главным образом за счет увеличения доли государств Центральной Азии. Государства - участники СНГ в течение всего рассматриваемого периода будут увеличивать свой потенциал экспорта нефти и газа, в то время как возможности для экспорта угля снизятся в связи с ростом его потребления на внутренние нужды государств - участников СНГ, прежде всего для производства электроэнергии. Экспортные возможности электроэнергетики государств - участников СНГ повысятся в связи с увеличением спроса на нее, главным образом на азиатских рынках.
Таблица 3
Баланс производства и потребления первичных энергоресурсов государств - участников СНГ по "базовому" сценарию
Государства - участники СНГ |
Первичные энергоресурсы, млн т н.э |
||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
|
Производство ПЭР | |||||
Азербайджан |
59,5 |
78,4 |
90,5 |
104,6 |
95,4 |
Армения |
1 |
1,1 |
1,2 |
1,5 |
2 |
Беларусь |
3,8 |
3,9 |
3,9 |
5 |
6,6 |
Казахстан |
151,8 |
148,6 |
161 |
226,1 |
268,5 |
Кыргызстан |
1,4 |
1,7 |
1,9 |
2,9 |
3,6 |
Молдова |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Россия |
1289,11 |
1284,3 |
1295,8 |
1361,3 |
1460,5 |
Таджикистан |
1,5 |
1,9 |
2 |
3,6 |
4,7 |
Туркменистан |
70,2 |
82,8 |
95,4 |
136,2 |
168,8 |
Узбекистан |
61 |
62,4 |
64,9 |
68,7 |
72,4 |
Украина |
78,2 |
75,8 |
75 |
114,5 |
124,6 |
Потребление ПЭР | |||||
Азербайджан |
14,6 |
15,9 |
16,8 |
19,6 |
22,4 |
Армения |
3 |
3 |
3,1 |
3,5 |
4,2 |
Беларусь |
27,4 |
28 |
29,1 |
32,1 |
36,6 |
Казахстан |
59,3 |
61,9 |
66,4 |
79,8 |
86,9 |
Кыргызстан |
2,7 |
3,2 |
3,3 |
4,3 |
5 |
Молдова |
3,3 |
4 |
4,1 |
5 |
7 |
Россия |
715,7 |
691,4 |
703 |
764,8 |
835,5 |
Таджикистан |
3,2 |
3,4 |
3,8 |
4,5 |
6 |
Туркменистан |
22,3 |
22,3 |
22,3 |
22,9 |
25,9 |
Узбекистан |
46,1 |
45,6 |
45 |
46,3 |
46,7 |
Украина |
134,1 |
135,7 |
137,7 |
172,5 |
190,9 |
"Рисунок 4. Динамика производства энергоресурсов в СНГ. "Базовый" сценарий"
"Рисунок 5. Динамика потребления энергоресурсов в СНГ. "Базовый" сценарий"
"Базовый" сценарий сохраняет тенденцию развития экономики государств - участников СНГ за счет значительного роста объемов потребления топливно-энергетических ресурсов, низкого уровня использования альтернативных видов энергии, высокой энергоемкости ВВП по сравнению с промышленно развитыми странами (табл. 4, 5).
Таблица 4
ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) 2005 года
(удвоение уровня жизни населения, "базовый" сценарий)
Государства - участники СНГ |
ВВП на душу населения (тыс. долл. ППС 2005 г./человека) |
||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
|
Азербайджан |
7,71 |
9,84 |
10,93 |
13,4 |
14,25 |
Армения |
4,68 |
5,61 |
6,71 |
8,22 |
10,53 |
Беларусь |
9,23 |
10,11 |
10,97 |
14,38 |
18,68 |
Казахстан |
10,21 |
10,36 |
11,5 |
12,88 |
14,44 |
Кыргызстан |
1,93 |
2,04 |
2,17 |
2,7 |
2,79 |
Молдова |
2,54 |
2,65 |
2,76 |
3,37 |
4,92 |
Россия |
12,83 |
13,58 |
14,33 |
17 |
20,4 |
Таджикистан |
1,62 |
1,72 |
1,82 |
2,13 |
2,39 |
Туркменистан |
Н.д. |
Н.д. |
Н.д. |
Н.д. |
Н.д. |
Узбекистан |
Н.д. |
Н.д. |
Н.д. |
Н.д. |
Н.д. |
Украина |
7,5 |
7,97 |
8,46 |
10,6 |
13,9 |
Примечание: Н.д. - нет данных.
Таблица 5
Энергоемкость ВВП ("базовый" сценарий)
Государства - участники СНГ |
Энергоемкость ВВП, т н.э./тыс. долларов США |
||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
|
Азербайджан |
0,204 |
0,186 |
0,175 |
0,146 |
0,131 |
Армения |
0,149 |
0,136 |
0,125 |
0,102 |
0,091 |
Беларусь |
0,333 |
0,309 |
0,294 |
0,21 |
0,167 |
Казахстан |
0,458 |
0,475 |
0,495 |
0,426 |
0,364 |
Кыргызстан |
0,303 |
0,293 |
0,282 |
0,265 |
0,224 |
Молдова |
0,433 |
0,423 |
0,413 |
0,371 |
0,384 |
Россия |
0,408 |
0,391 |
0,377 |
0,326 |
0,299 |
Таджикистан |
0,394 |
0,373 |
0,353 |
0,285 |
0,279 |
Туркменистан |
0,552 |
0,529 |
0,500 |
0,423 |
0,367 |
Узбекистан |
0,755 |
0,697 |
0,636 |
0,468 |
0,350 |
Украина |
0,423 |
0,408 |
0,403 |
0,367 |
0,323 |
Подводя итоги прогнозирования балансов производства и потребления энергоресурсов государств - участников СНГ в соответствии с "базовым" сценарием, представляется целесообразным сформулировать следующие выводы:
"Базовый" сценарий сохраняет тенденцию развития экономики государств - участников СНГ за счет значительного роста объемов потребления топливно-энергетических ресурсов и низкого уровня использования альтернативных видов энергии.
При "базовом" сценарии развития сохраняется сложившаяся в 2000 - 2008 годах тенденция практически прямой зависимости экономического роста в государствах - участниках СНГ (при росте благосостояния населения) и уровней потребления энергии. В большинстве государств - участников СНГ это будет происходить за счет электроэнергетики (рост потребления электроэнергии требует дополнительных расходов топлива на электростанциях) и коммунально-бытового сектора.
При "базовом" сценарии изменение структуры энергетических балансов государств - участников СНГ происходит умеренными темпами, что в целом незначительно изменяет ее к концу рассматриваемого периода.
Реальность поставленных целей "базового" сценария подтверждается уровнями развития топливно-энергетических комплексов, предусмотренными в национальных программах, прогнозными балансами взаимной торговли энергетическими ресурсами государств - участников СНГ и поставками их на экспорт.
IV. "Альтернативные" сценарии
Определены два вида "альтернативных" сценариев - "энергоэффективный" и "повышенный".
4.1. "Энергоэффективный" сценарий
"Энергоэффективный" сценарий формировался на основе предположения о снижении, по сравнению с "базовым", уровней внутреннего спроса на энергоресурсы в государствах - участниках СНГ за счет проведения интенсивной политики энергосбережения. Одновременно с этим учитывались проблемы экологии, которые в данном сценарии также рассматривались как приоритетные. При этом делалось допущение, что уровни добычи и производства энергоресурсов в государствах - участниках СНГ остаются аналогичными "базовому" сценарию (табл. 6). Таким образом, рассматривались возможности повышения экспортного потенциала государств - участников СНГ за счет повышения энергосбережения и роста энергоэффективности. В данном сценарии наблюдается снижение потребления органических энергоресурсов на 6-7% по сравнению с "базовым".
Проведение интенсивной политики энергосбережения на основе опыта промышленно развитых стран реализует возможности государств - участников СНГ по достижению более эффективного использования топливно-энергетических ресурсов за счет приоритетного инвестирования научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, внедрения технологий нового поколения. Речь идет о гарантированном обеспечении инновационного пути развития всех отраслей экономики государств - участников СНГ, конкурентоспособности на мировом рынке.
Таблица 6
Баланс производства и потребления первичных энергоресурсов государств - участников СНГ по "энергоэффективному" сценарию
Государства - участники СНГ |
Первичные энергоресурсы, млн т н.э. |
||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
|
Производство ПЭР | |||||
Азербайджан |
59,5 |
78,4 |
90,5 |
104,6 |
95,4 |
Армения |
1 |
1,1 |
1,2 |
1,5 |
2 |
Беларусь |
3,8 |
3,9 |
3,9 |
5 |
6,6 |
Казахстан |
151,8 |
148,6 |
161 |
226,1 |
268,5 |
Кыргызстан |
1,4 |
1,7 |
1,9 |
2,9 |
3,6 |
Молдова |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Россия |
1289,11 |
1284,3 |
1295,8 |
1361,3 |
1460,5 |
Таджикистан |
1,5 |
1,9 |
2 |
3,6 |
4,7 |
Туркменистан |
70,2 |
82,8 |
95,4 |
136,2 |
168,8 |
Узбекистан |
61 |
62,4 |
64,9 |
68,7 |
72,4 |
Украина |
78,2 |
75,8 |
75 |
114,5 |
124,6 |
Потребление ПЭР | |||||
Азербайджан |
14,6 |
15,58 |
16,3 |
18,62 |
20,61 |
Армения |
3 |
2,94 |
3,01 |
3,33 |
3,86 |
Беларусь |
27,4 |
27,9 |
28,3 |
30 |
32,1 |
Казахстан |
59,3 |
60,67 |
64,42 |
75,77 |
79,95 |
Кыргызстан |
2,7 |
3,14 |
3,2 |
4,09 |
4,6 |
Молдова |
3,3 |
3,92 |
3,98 |
4,75 |
6,44 |
Россия |
715,7 |
677,58 |
681,88 |
726,56 |
768,66 |
Таджикистан |
3,2 |
3,82 |
3,88 |
4,28 |
5,52 |
Туркменистан |
22,3 |
19,89 |
20,66 |
21,76 |
23,83 |
Узбекистан |
46,1 |
44,66 |
43,63 |
43,97 |
43,01 |
Украина |
134,1 |
147,66 |
153 |
163,84 |
175,66 |
4.2. "Повышенный" сценарий
"Повышенный" сценарий формировался на основе предположения о высоких темпах роста мировой экономики за счет высокой экономической активности в странах Азии (Индия и Китай). В этом сценарии предполагаются высокие уровни мировых цен на энергетические ресурсы в связи с повышенным спросом на внешних рынках, а также производства и добычи энергоресурсов, в том числе в государствах - участниках СНГ (см. табл. 1, 7). В данном сценарии предполагается увеличение темпов роста ВВП на 2-3,5% по сравнению с "базовым" сценарием. Уровни производства ПЭР в СНГ по этому сценарию превышают показатели "базового" в конце рассматриваемого периода на 5,5%, а по потреблению - ниже на 0,9% из-за более высоких цен на энергоносители как на национальных рынках государств - участников СНГ, так и при торговле энергоресурсами между ними.
Таблица 7
Баланс производства и потребления первичных энергоресурсов государств - участников СНГ по "повышенному" сценарию
Государства - участники СНГ |
Первичные энергоресурсы, млн т н.э. |
||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2015 г. |
2020 г. |
|
Производство ПЭР | |||||
Азербайджан |
59,5 |
79,6 |
92,5 |
108,3 |
100,6 |
Армения |
1 |
1,1 |
1,2 |
1,6 |
2,1 |
Беларусь |
3,8 |
3,9 |
3,9 |
5 |
6,6 |
Казахстан |
151,8 |
150,9 |
164,5 |
234 |
283,3 |
Кыргызстан |
1,4 |
1,8 |
2 |
3 |
3,8 |
Молдова |
0,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Россия |
1289,11 |
1303,5 |
1324,3 |
1409 |
1540,8 |
Таджикистан |
1,5 |
1,9 |
2 |
3,8 |
4,9 |
Туркменистан |
70,2 |
84 |
97,5 |
141 |
178,1 |
Узбекистан |
61 |
60,2 |
62,2 |
71,1 |
76,4 |
Украина |
78,2 |
90,1 |
97,1 |
118,5 |
131,4 |
Потребление ПЭР | |||||
Азербайджан |
14,6 |
15,9 |
16,8 |
19,5 |
22,2 |
Армения |
3 |
3 |
3,1 |
3,5 |
4,2 |
Беларусь |
27,4 |
28 |
29,1 |
31,9 |
36,3 |
Казахстан |
59,3 |
61,9 |
66,5 |
79,3 |
86,2 |
Кыргызстан |
2,7 |
3,2 |
3,3 |
4,3 |
5 |
Молдова |
3,3 |
4 |
4,1 |
5 |
6,9 |
Россия |
715,7 |
691,3 |
704,1 |
759,9 |
828,6 |
Таджикистан |
3,2 |
3,9 |
4 |
4,5 |
6 |
Туркменистан |
22,3 |
20,3 |
21,3 |
22,8 |
25,7 |
Узбекистан |
46,1 |
45,6 |
45,1 |
46 |
46,4 |
Украина |
134,1 |
150,6 |
158 |
171,4 |
189,3 |
"Альтернативные" сценарии (по отношению к "базовому") существенно изменяют ситуацию с производством и потреблением энергетических ресурсов на национальном и региональном уровнях формирования балансов.
Азербайджан
В обоих "альтернативных" сценариях Азербайджан остается одним из крупнейших производителей первичных энергоресурсов среди государств - участников СНГ и нетто-экспортером ПЭР. В конце прогнозного периода производство ПЭР в Азербайджане по "повышенному" сценарию превышает уровень, достигаемый в "энергоэффективном" сценарии, примерно на 5%. Разница достигается за счет более высоких уровней производства нефти и газа, экспорт которых ориентирован в основном на европейский рынок. Внутреннее потребление первичных энергоресурсов в Азербайджане по "энергоэффективному" сценарию в 2020 году ожидается ниже на 7,8% по сравнению с "повышенным". В балансе республики при "энергоэффективном" сценарии доля углеводородного топлива ниже, чем в "повышенном", за счет более интенсивного использования возобновляемых энергоресурсов.
Армения
Армения не сможет преодолеть дефицита энергоресурсов в период до 2020 года ни в одном из "альтернативных" сценариев. Тем не менее следует отметить, что в "энергоэффективном" сценарии ей удается практически стабилизировать импорт ПЭР. Уровни потребления энергоресурсов к 2020 году в "энергоэффективном" сценарии по сравнению с "повышенным" в Армении ниже на 7%.
Беларусь
Объемы производства ПЭР в Беларуси во всех сценариях остаются постоянными в связи с отсутствием в государстве значительных запасов энергоресурсов и запланированном доведении их производства до максимальной экономически целесообразной величины. В "энергоэффективном" сценарии потребление энергоресурсов в 2020 году ниже по сравнению с "повышенным" на 8-10%. Реализация потенциала по энергосбережению и увеличение использования местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии сокращают дефицит энергоресурсов Беларуси. В энергетическом балансе Республики Беларусь повышается доля угля, появляется атомная энергия. В результате энергосбережения и диверсификации потребления энергоресурсов сокращается импорт природного газа в Беларуси.
Казахстан
Казахстан является одним из крупнейших энергопроизводящих государств региона СНГ. По уровню производства ПЭР он занимает в СНГ второе место (после России). За прогнозный период (2008-2020 годы) объемы производства ПЭР в Казахстане увеличатся более чем 2 раза (в 2,14 раза в "повышенном" сценарии и в 2,1 раза - в "энергоэффективном"). При этом объемы потребления ПЭР увеличиваются в 1,53 и 1,43 раза соответственно.
Внутреннее потребление нефти и нефтепродуктов в Казахстане в обоих сценариях будет снижаться до 2010 года, после чего начнется устойчивый рост, правда, несколько замедленный в "энергоэффективном" сценарии. Потребление природного газа в республике будет увеличиваться устойчивыми темпами, наиболее высокие темпы роста будут наблюдаться в 2015-2020 годах. Весь рассматриваемый прогнозный период Казахстан будет увеличивать свою роль нетто-экспортера первичных энергоресурсов. По этому показателю он также занимает второе место в СНГ после России, прежде всего по нефти и природному газу. В целом добыча нефти в Казахстане по "повышенному" сценарию за 2008-2020 годы предполагается выше на 5,5% по сравнению с "энергоэффективным" сценарием, а природного газа - на 5,4%.
Кыргызстан
Кыргызстан не располагает крупными запасами органического топлива, но имеет значительный гидроэнергетический потенциал. Прогнозные расчеты по "альтернативным" сценариям показывают незначительные различия в уровнях производства и потребления углеводородного топлива между ними. Наиболее серьезные различия в структуре энергетических балансов по "повышенному" и "энергоэффективному" сценариям наблюдаются в части электроэнергии, производимой из возобновляемых источников (ГЭС).
Молдова
Молдова не располагает крупными запасами органического топлива, ее гидропотенциал незначителен, однако имеются определенные возможности развития нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Тем не менее в период до 2020 года производство ПЭР в республике по обоим "альтернативным" вариантам не различается и принято нулевым. Аналогичная ситуация наблюдается и с потреблением, однако следует отметить, что в "энергоэффективном" сценарии его уровни несколько ниже (на 6-8%) по сравнению с "повышенным".
Россия
Россия занимает первое место по объемам производства и потребления среди государств - участников СНГ и является главным нетто-экспортером первичных энергоресурсов, обеспечивая поставки как внутри СЕТ, так и в дальнее зарубежье. В "повышенном" сценарии объем производства ПЭР к 2020 году увеличивается в 1,21 раза, а в "энергоэффективном" - в 1,2 раза, потребление ПЭР - в 1,23 и 1,15 раза соответственно. Наибольшие приросты потребления в "повышенном" сценарии обеспечивают уголь, ядерная энергетика и нефть. В "энергоэффективном" сценарии наряду с этими же видами ПЭР основное значение уделяется и природному газу.
Таджикистан
Таджикистан является энергодефицитной страной, зависящей от импорта основных видов энергоресурсов, прежде всего нефтепродуктов и природного газа. В то же время его крупный гидроэнергетический потенциал позволяет рассчитывать на реализацию важных проектов по экспорту электроэнергии. Объемы производства ПЭР в республике в "альтернативных" сценариях зависят прежде всего от реализации и сроков строительства крупных ГЭС, малых ГЭС и использования возобновляемых источников энергии. Повышение эффективности использования энергии на внутренние нужды Таджикистана в "энергоэффективном" сценарии позволяет рассчитывать на стабилизацию и даже снижение импорта ПЭР в страну в большей степени, чем в "повышенном" сценарии.
Туркменистан
Туркменистан располагает одним из наиболее крупных энергетических потенциалов в регионе по запасам углеводородного сырья (нефть и природный газ). В период после 2010 года страна выходит на третье место (после России и Казахстана) по объемам производства ПЭР. Наибольшие отличия по этому показателю между "повышенным" и "энергоэффективным" сценариями наблюдаются после 2015 года, в период возможной реализации крупных экспортных проектов. Разница объясняется скоростью их реализации.
В "энергоэффективном" сценарии темпы роста внутреннего энергопотребления существенно ниже (около 2,2% в год), в то время как в "повышенном" сценарии этот показатель составляет 2,5-2,7% в год в зависимости от периода прогноза. В связи с этими различиями показатель чистого экспорта ПЭР из Туркменистана отличается между "альтернативными" сценариями в период до 2020 года более чем на 5%.
Узбекистан
В "повышенном" сценарии производство ПЭР в Узбекистане к 2020 году увеличится в 1,32 раза, а в "энергоэффективном" - в 1,27 раза. Это произойдет вследствие наличия разных гипотез о скорости реализации программы по развитию нефтегазовой промышленности страны. Предполагается, что в "энергоэффективном" сценарии удастся наиболее полно реализовать энергосберегающий потенциал государства, которое в этом аспекте в настоящее время занимает последнее место среди государств - участников СНГ. В обоих сценариях потенциальные экспортные возможности Узбекистана повышаются почти в 3 раза к концу рассматриваемого периода.
Украина
Украина является вторым после России потребителем энергоресурсов в регионе СНГ и сохраняет это место до конца периода, вне зависимости от типа "альтернативного" сценария. В то же время Украина является крупнейшим нетто-импортером энергоресурсов среди государств - участников СНГ. При осуществлении интенсивной политики энергосбережения, прежде всего электро- и газосбережения, Украина имеет возможность сократить ввоз импортных видов топлива в "энергоэффективном" сценарии более чем на 13% по сравнению с "повышенным" сценарием.
Выводы и рекомендации
Предыдущий прогноз удовлетворения потребности в нефти и газе государств - участников СНГ до 2005 года был сделан в 1997 году. Сроки прогноза исчерпаны, его версия подтвердилась с большой степенью достоверности. Возникла необходимость разработки нового прогноза производства и потребления энергоресурсов государств - участников СНГ на перспективу.
В целом совокупный энергетический потенциал государств - участников СНГ составляет около 11% мировых запасов нефти, более 41% мировых запасов природного газа и 25% мировых запасов угля. Государства - участники СНГ имеют огромный потенциал энергосбережения, который, по оценкам экспертов, составляет 600 - 650 млн тонн условного топлива.
"Базовый" сценарий прогноза, сформированный на основе национальных энергетических программ государств - участников СНГ, характеризуется высокими темпами потребления энергоресурсов. За 2008 - 2020 годы увеличение производства первичных энергоресурсов прогнозируется в 1,39 раза.
"Энергоэффективный" сценарий прогноза рассчитан на проведение интенсивной политики энергосбережения и решение проблем экологии, которые рассматриваются как приоритетные. Рост экспортного потенциала ПЭР по сравнению с "базовым" к 2020 году составляет 11%. Повышение энергоэффективности снижает разрыв в показателях энергоемкости государств - участников СНГ и развитых зарубежных стран в 2 раза.
Прогнозируется тенденция к сокращению потребления газа за счет роста использования угля, атомной энергии, альтернативных, нетрадиционных и возобновляемых видов энергии. Рост мировых цен на энергоресурсы стимулирует этот процесс. Как следствие - обострение конкуренции на внешних рынках, прежде всего в Азии, при недостатке развития энергетической инфраструктуры.
Прогноз производства и потребления энергоресурсов в общем виде на макроэкономическом уровне дает возможность актуализировать национальные энергетические программы государств - участников СНГ на 2015-2020 годы в части: обеспечения эффективности и энергосбережения за счет использования новейших научно-исследовательских и конструкторских работ, внедрения технологий нового поколения; разработки основных направлений развития и использования альтернативных видов энергетических ресурсов; решения экологических проблем в рамках Киотского соглашения.
1. В перспективе до 2020 года государства - участники СНГ при всех сценариях развития обладают достаточным суммарным энергетическим потенциалом для покрытия перспективного спроса на все виды энергетических ресурсов.
2. Современное нерациональное использование энергетических ресурсов создает предпосылки для снижения уровней энерго- и электроемкости во всех государствах - участниках СНГ, что позволяет приблизить значения этих показателей к показателям передовых стран. Наиболее наглядно это проявляется при "энергоэффективном" (за счет интенсификации программ энергосбережения) и "повышенном" (за счет ускорения темпов роста экономики и структурного энергосбережения) сценариях развития.
3. Рост спроса на природный газ на внешних рынках (Европа и Азия) для стран - производителей газа и потребность к обеспечению энергетической безопасности в связи с ростом цен при межгосударственной торговле энергоресурсами между государствами - участниками СНГ ведет к стремлению большинства стран переводить свою электроэнергетику на альтернативные виды топлива и энергоресурсов (уголь, гидро-, атомная энергетика), а также нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов.
4. В перспективе до 2020 года в регионе СНГ увеличивается экспортный потенциал по нефти и природному газу (даже с учетом межгосударственной торговли в рамках СЕТ). В связи с этим возникает проблема создания в относительно короткие сроки соответствующей инфраструктуры для поставок энергоресурсов (прежде всего газа) на внешние рынки.
5. При наличии в государствах - участниках СНГ столь крупного экспортного потенциала по газу возникает опасность конкуренции между государствами - участниками СНГ - экспортерами газа на внешних рынках (и в Европе, и в Азии). Опасность конкуренции еще больше повышается из-за планов ряда государств увеличить объемы экспорта электроэнергии на внешние рынки.
Выявленные особенности перспективных балансов производства- потребления энергоресурсов государств - участников СНГ имеют системный характер, и для устранения указанных противоречий необходимо предпринять серьезные усилия по координации деятельности энергетических отраслей государств - участников СНГ.
Результаты формирования прогноза производства и потребления в соответствии с Планом мероприятий по реализации первого этапа (2009- 2011 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года могут служить научным обоснованием разработки Концепции стратегического партнерства государств - участников СНГ в сфере энергетики до 2030 года.
Оговорка Украины
к пункту 2 повестки дня заседания Экономического совета СНГ от 13 марта 2009 г. О проекте прогноза (производство - потребление) энергоресурсов государств - участников СНГ на период до 2020 года
"За исключением абзаца 2 раздела II (стр. 10) и пункта 5 раздела "Выводы и рекомендации" Прогноза (производство - потребление) энергоресурсов государств - участников СНГ на период до 2020 года."
Полномочный представитель Украины |
Е. Герасимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического совета СНГ от 13 марта 2009 г. "О проекте прогноза производства и потребления энергоресурсов государств - участников СНГ на период до 2020 года"
Текст Решения официально опубликован не был