Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:
1. Одобрить Концепцию научно-информационного обеспечения программ и проектов государств - участников СНГ в инновационной сфере (прилагается), представленную Межгосударственным координационным советом по научно-технической информации и рассмотренную Комиссией по экономическим вопросам.
2. Межгосударственному координационному совету по научно-технической информации совместно с заинтересованными национальными информационными центрами, координирующими в государствах межгосударственный обмен научно-технической информацией (национальные информационные центры), разработать и утвердить в 2009 году План мероприятий по реализации указанной Концепции.
3. Национальным информационным центрам, заинтересованным органам отраслевого сотрудничества СНГ при разработке и осуществлении мероприятий, оказывающих воздействие на информационную инфраструктуру инновационной деятельности, руководствоваться Концепцией научно-информационного обеспечения программ и проектов государств - участников СНГ в инновационной сфере.
За Азербайджанскую Республику |
За Республику Молдова (с оговоркой) |
За Республику Армения |
За Российскую Федерацию |
За Республику Беларусь |
За Республику Таджикистан |
За Грузию |
За Туркменистан |
За Республику Казахстан |
За Республику Узбекистан |
За Кыргызскую Республику |
За Украину |
Концепция научно-информационного обеспечения программ и проектов государств - участников СНГ в инновационной сфере
(одобрена Решением Экономического совета Содружества Независимых Государств "О Концепции научно-информационного обеспечения программ и проектов государств - участников СНГ в инновационной сфере"
от 13 марта 2009 г.)
1. Цель разработки Концепции
Инновационная активность в мировой практике во многом определяет уровень экономического развития: в глобальной экономической конкуренции выигрывают страны, которые обеспечивают благоприятные условия для инновационной деятельности. В инновационной сфере существенна роль информационной инфраструктуры, призванной способствовать обеспечению технологической восприимчивости субъектов инновационной сферы и поддерживать ее положительную динамику путем периодического обновления продуктов и технологий.
Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года одобрена Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержден План основных мероприятий по ее реализации. Указанная Концепция отражает общее мнение государств - участников СНГ о направлении развития Содружества и содержит принципы межгосударственного сотрудничества в современных условиях.
Основной целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника. В рамках приоритетных направлений экономического сотрудничества государств - участников СНГ важная роль отводится развитию производственных кооперативных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами, разработке межгосударственных программ по техническому перевооружению, инновационным технологиям, взаимодействию на передовых направлениях научно-технического сотрудничества.
Инновационная деятельность государств - участников СНГ и инновационная инфраструктура в целом формируются в зависимости от внутренних условий, финансовых возможностей и приоритетов научно-технической политики государств. Обеспечение информационной поддержки и развитие информационной инфраструктуры являются составной частью процесса инновационной деятельности и осуществляются в соответствии с формированием интегрированной информационной среды.
Проект концепции научно-информационного обеспечения программ и проектов государств - участников СНГ в инновационной сфере (далее - проект Концепции) разработан в 2007 году в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы".
Цель Концепции - создание условий для формирования системы научно-информационного обеспечения программ и проектов государств - участников СНГ в инновационной сфере на основе межгосударственной и национальных информационных инфраструктур, а также благоприятной экономической и правовой среды для ее развития и совершенствования.
Реализация Концепции не предусматривает никакие разведывательные цели.
2. Используемые термины и определения
Для целей настоящей Концепции приводимые ниже термины имеют следующие значения:
инновации (нововведения) - новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, непосредственно способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок;
инновационная деятельность - деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций;
инновационная продукция - результат инновационной деятельности, предназначенный для реализации;
инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;
национальная инновационная система - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности;
инновационная инфраструктура - совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание, способствующее осуществлению инновационной деятельности;
информационная инфраструктура инновационной деятельности - множество юридических лиц, ресурсов и средств и других элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее целостность, направленную на обеспечение информационного обслуживания инновационной деятельности;
общая информационная система (ОИС) - совокупность распределенных баз данных с едиными стандартными правилами хранения, обновления, поиска и передачи информации, через которую осуществляется безбумажное информационное взаимодействие между всеми участниками инновационной деятельности;
информационное взаимодействие - совместное использование данных, находящихся в общей информационной системе, и обмен данными, осуществляемые субъектами инновационной деятельности в соответствии с установленными правилами;
информационная модель - вербальное, графическое и/или знаковое (символьное) описание сложной системы, а также информационные связи между ее элементами и подсистемами, между системой и внешней средой;
информационное пространство - совокупность баз и банков данных, информационно-телекоммуникационных сетей и систем, а также технологий их ведения и использования, функционирующих на основе общих принципов и по правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей;
информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, реализующих информационное взаимодействие;
информационные ресурсы - совокупность документальной информации в информационных системах;
информационные отношения - отношения, возникающие в процессе создания, преобразования и потребления информации;
портал - программно-технический комплекс, предоставляющий прямой доступ пользователям Интернета к некоторому множеству информационных ресурсов, соответствующих назначению портала;
CALS-технологии - современный подход к проектированию и производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции, заключающийся в использовании компьютерной техники и современных информационных технологий на всех стадиях жизненного цикла изделия, обеспечивающий единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков продукции, поставщиков/производителей продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала, реализованные в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными.
3. Общие положения
Формирование информационной инфраструктуры инновационной сферы в СНГ должно быть направлено на устранение имеющихся разрывов в инновационной деятельности, создание современного информационного обеспечения для развития прикладных разработок и коммерциализации передовых технологий.
Информационная инфраструктура инновационной деятельности государств - участников СНГ может быть создана в виде общей распределенной информационной системы на базе национальных информационных систем и электронных ресурсов.
В качестве модели построения распределенной системы предлагается двухуровневая схема, где верхний уровень составляет собственно система общих данных, поддерживающая поиск, справочную систему, правовую защиту, а нижний, базовый, уровень - система взаимосвязанных национальных информационных ресурсов.
Решение этих задач должно исходить из требований децентрализации ответственности за поддержку информационных ресурсов. Каждый из объединяемых порталов должен поддерживаться своей организационной структурой, ответственной за сопровождение соответствующей тематической информации, достоверность и своевременную актуализацию. Задачей каждого портала является представление информации в общую систему для формирования общей информационной системы государств - участников СНГ.
Для решения практических и организационных вопросов инновационной сферы государств - участников СНГ дополнительно к научно-технической информации требуется политическая, правовая, финансовая, экономическая, социологическая, экологическая информация в международном, внутригосударственном и региональном аспектах, исключая информацию, составляющую государственную тайну и имеющую конфиденциальный характер.
Состав и условия представления информации определяются составом участников инновационной сферы и задачами, которые решаются в процессе инновационной деятельности.
Участники инновационной деятельности по отношению к информационной системе являются пользователями, и поэтому поисковая система и условия представления информации должны быть ориентированы на их запросы, а также на уровень их технической и финансовой самостоятельности.
Состав информационных ресурсов в системе информационной поддержки инновационных процессов должен обеспечивать реализацию двух основных задач:
- формирование и развитие национальной инновационной системы;
- сопровождение инновационных проектов на всех стадиях инновационной деятельности.
Предложения по формированию основных принципов построения информационной инфраструктуры инновационной деятельности строится на основе анализа:
- процессов, составляющих инновационную деятельность, и состава информации, необходимой для их осуществления;
- состава организаций - производителей информации, необходимой для осуществления инновационной деятельности, мониторинга их информационных фондов (в том числе в электронном виде), основополагающих принципов их деятельности и перспектив развития;
- круга потребителей информации, участвующих в осуществлении инновационной деятельности, и их потребностей.
Важна роль информационного обеспечения в определении направлений и форм развития инновационной сферы, определения приоритетных направлений развития науки и технологий. Для этого необходима информация о главных тенденциях в мировой науке и науке государств - участников СНГ, о точках роста, методах прогнозирования и предвидения и другой аналитической информации.
4. Структура информационных ресурсов для поддержки инновационной сферы в СНГ
4.1. Информация для обеспечения формирования и развития национальной инновационной системы
Информация, представляемая в данном блоке, должна способствовать принятию обоснованных решений органами СНГ, национальными органами государственного управления и другими заинтересованными организациями. Использование этой информации создает возможность анализа и подготовки необходимых предложений и решений, а также проведения экспертизы межгосударственных и национальных инновационных проектов и программ.
В блоке представляются: нормативные правовые акты (законодательство государств - участников СНГ, договоры, соглашения и решения); информация об основных целевых индикаторах и межгосударственных приоритетах инновационной сферы, национальных приоритетах научно-технологического развития; перечни межгосударственных и национальных критических технологий и важнейших проектов межгосударственного и национального значения.
В блок включаются сведения о комплексе необходимых процедур и формальностей для создания в государствах - участниках СНГ предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, о существующих формах и методах межгосударственной и государственной поддержки инновационного предпринимательства в государствах - участниках СНГ.
В блоке представляется информация о межгосударственных и национальных (включая ведомственные и региональные) целевых научно-технических и инновационных проектах и программах в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ, а также о соответствующих международных программах. Кроме того, должна быть представлена информация об инвестиционных, научных и научно-технических конкурсах, индикаторах инновационного взаимодействия и инновационной активности регионов, отраслей и других субъектов национальной экономики государств - участников СНГ и другая необходимая информация.
4.2. Информация для обеспечения и сопровождения межгосударственных инновационных проектов
Информационное сопровождение и обеспечение проектов, реализуемых на всех стадиях инновационной деятельности, предполагают создание информационных ресурсов, позволяющих субъектам инновационной сферы принимать обоснованные решения на любой стадии реализации проекта.
Полный состав информационных ресурсов формируется на базе информационной модели инновационной деятельности, включающей описание ее элементов и подсистем, оценку их состояния и функционирования, а также информационных связей между ними и внешней средой.
Основными требованиями к составу этой информации являются обеспечение информационных связей между субъектами инновационной сферы в целях обеспечения взаимодействия спроса и предложения инновационной продукции, а также ее достоверность.
В целях обеспечения информационных связей между субъектами инновационной сферы государств - участников СНГ, функционирующих на разных стадиях инновационной деятельности, для каждой стадии формируются две категории информационных ресурсов:
- на входе в подсистему представляются информационные ресурсы, необходимые субъектам инновационной сферы для принятия обоснованных решений по реализуемым ими проектам и программам;
- на выходе из подсистемы представляются информационные ресурсы, описывающие результаты инновационной деятельности, полученные этими субъектами, для возможного использования на последующих стадиях инновационной деятельности.
Распределенная интегрированная информационная система СНГ должна предоставлять информацию об услугах сопровождения инновационной деятельности как в государствах - участниках СНГ, так и за их пределами. Система должна включать инжиниринговые, юридические, финансовые, консультационные, экспертные, маркетинговые и патентные сведения.
5. Формирование общей распределенной информационной системы
Формирование общей распределенной информационной системы на основе национальных информационных систем и электронных ресурсов государств обеспечит ускоренное доведение необходимой информации до всех субъектов хозяйствования и рабочих мест специалистов, независимо от страны происхождения информации, страны нахождения субъекта инновационной деятельности, отрасли хозяйства и формы собственности предприятий.
Технология формирования общей информационной системы предполагает использование системы порталов.
При этом важны выбор открытых международных стандартов и реализация на их основе инструментальной среды общего ведения данных через территориально распределенную телекоммуникационную информационную систему, основанную на узловых порталах. Последние становятся средством сбора и трансляции информации по определенным видам ресурсов, а их функционирование поддерживается государственными и негосударственными организациями - держателями и производителями основных ресурсов по соответствующим профилям.
Информационные системы организаций государств - участников СНГ функционируют независимо друг от друга, но для достижения максимального взаимодействия между собой поддерживают набор общих стандартов и сервисов. При этом согласуются как технические стандарты, так и политика манипулирования информацией: безопасность информации, правила доступа, защиты интеллектуальной собственности, финансовые соглашения и т.п. В такой распределенной среде общих ресурсов взаимодействие должно быть основано на современных технологиях.
Общая информационная система должна формироваться постепенно, через синхронизацию норм и правил создания, хранения, использования и защиты информационных ресурсов с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта создания и функционирования международных информационных систем и сетей в целях последующего вхождения в мировую информационную инфраструктуру.
Основу предлагаемой сетевой архитектуры системы информационного обеспечения инновационной деятельности государств - участников СНГ составляют два уровня: базовый - порталы организаций и ведомств, входящих в систему, и собственно распределенная информационная система.
Портал организации-участника является относительно независимым и может:
- предоставлять собственные ресурсы;
- иметь собственную систему поиска и навигации;
- иметь собственную схему коммерческих взаимоотношений с пользователем;
- иметь собственный дизайн.
На основании условий вхождения в систему организация - держатель портала поставляет в централизованную систему общие данные о ресурсах организации и/или о первичных источниках, в которых дается описание каждого документа коллекции, а также сведения о правилах доступа, основанные на правах интеллектуальной собственности.
Основной долгосрочной целью технологического характера, которая может быть реализована при формировании общей распределенной информационной системы СНГ, является ее ориентация на использование CALS-технологий.
6. Меры по реализации Концепции
Создание распределенной информационной инфраструктуры инновационной деятельности требует осуществления комплекса мер правового, институционального и финансового характера. В первую очередь необходимы:
- подготовка проекта соглашения о создании общей информационной инфраструктуры инновационной деятельности государств - участников СНГ в форме общей распределенной информационной системы и портала СНГ "Информация для инновационной деятельности государств - участников СНГ";
- подготовка предложений о разработке межгосударственной целевой программы "Совершенствование информационной инфраструктуры инновационной деятельности СНГ", предусматривающей создание банка патентов и инноваций СНГ;
- разработка организационных мероприятий, экономических механизмов и соглашений в целях координации деятельности информационных органов государств - участников СНГ;
- разработка механизмов межгосударственной поддержки формирования информационных ресурсов и технологий как одного из приоритетных направлений развития науки, техники и технологии государств - участников СНГ;
- разработка общих подходов в ценовой политике предоставления информационных ресурсов и услуг;
- создание координационного органа из представителей национальных информационных центров государств - участников СНГ, осуществляющего свою деятельность на безвозмездной основе, для организации согласованной работы.
7. Заключение
Реализация Концепции позволит представить в общей распределенной информационной системе имеющиеся в государствах - участниках СНГ информационные ресурсы инновационной направленности, а также создать новые необходимые информационные ресурсы и технологии.
Обеспечение информационных связей между субъектами инновационной деятельности на всех ее стадиях ускорит получение оперативной и достоверной информации, что является одним из решающих факторов повышения эффективности инновационной деятельности и в конечном счете повышения уровня экономического развития государств - участников СНГ.
Оговорка
Республики Молдова к Решению Экономического совета СНГ о проекте концепции научно-информационного обеспечения программ и проектов государств - участников СНГ в инновационной сфере
(Москва, 13 марта 2009 г.)
"Республика Молдова при реализации положений данной Концепции будет руководствоваться требованиями национального законодательства и международными обязательствами, а также целесообразностью участия в каждом проекте в отдельности.
Республика Молдова не поддерживает создание новых рабочих органов в рамках Содружества Независимых Государств.
Финансирование настоящей Концепции будет осуществляться Республикой Молдова в пределах финансовых средств ежегодно утверждаемых в государственном бюджете.
Республика Молдова приступит к реализации положений указанной Концепции после завершения внутригосударственных процедур по ее вступлению в силу".
Заместитель Премьер-министра |
Валентин Межинский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического совета СНГ от 13 марта 2009 г. "О Концепции научно-информационного обеспечения программ и проектов государств - участников СНГ в инновационной сфере" (г. Москва)
Текст решения официально опубликован не был