Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Концепцию согласованной аграрной политики государств - участников СНГ (прилагается).
2. Просить правительства государств - участников Содружества Независимых Государств при разработке основных направлений аграрной политики государств Содружества учитывать положения указанной Концепции.
3. Поручить Председателю Исполнительного комитета Исполнительному секретарю СНГ проинформировать Совет глав государств Содружества о настоящем Решении.
Совершено в городе Москве 30 мая 2002 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
За Правительство |
|
Решение подписано Республикой Молдова с оговоркой: "Республика Молдова оставляет за собой право не применять механизм ценового регулирования, ценовой политики, если они будут противоречить ранее принятым международным документам, а также принципам рыночной экономики".
Решение подписано Республикой Таджикистан с оговоркой: "Включить в протокол предложения Таджикистана" (не представлены).
Решение не подписано Азербайджанской Республикой, Туркменистаном, Республикой Узбекистан.
Концепция
согласованной аграрной политики государств - участников СНГ
(утв. Решением Совета глав правительств СНГ о Концепции согласованной аграрной политики государств - участников СНГ от 30 мая 2002 года)
Введение
Организационно-экономической основой разработки согласованной аграрной политики является подписанное 6 марта 1998 г. в г. Москве Соглашение об Общем аграрном рынке государств - участников Содружества Независимых Государств*, которое предусматривает "повышение эффективности использования ресурсов, рациональное размещение сельскохозяйственного производства, улучшение обеспечения населения продовольствием и промышленности сырьем, стабилизацию рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поддержку и защиту товаропроизводителей агропромышленного комплекса, стимулирование взаимного товарообмена, повышение жизненного уровня сельского населения".
Это положение соответствует целям Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г., учитывающим объективную необходимость интеграции агропромышленного производства и формирования общего экономического пространства, желание стран Содружества сохранить и развивать традиционные хозяйственные, торговые и научно-технические связи. При этом государства участники СНГ согласились принимать во внимание экономические преобразования в аграрном секторе стран Содружества при переходе к рыночным отношениям, различия в природных и экономических условиях агропромышленного производства.
Стороны Соглашения признали необходимым исходить из принципов развития экономической интеграции, внешнеэкономических отношений, социально-экономических интересов товаропроизводителей в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности, стремиться к росту благосостояния своих народов.
Целесообразность интеграции была подтверждена в Декларации глав государств - участников СНГ об основных направлениях развития Содружества Независимых Государств (апрель 1999 г.).
В целом принято около 30 различных нормативных документов (соглашений, конвенций, протоколов) по вопросам, затрагивающим интересы агропромышленных комплексов государств - участников СНГ.
Все это выдвигает в качестве первоочередной задачи формирование Концепции согласованной аграрной политики стран СНГ как основы дальнейшей активизации процессов экономической интеграции, согласования внешнеэкономической деятельности в АПК, создания условий для получения экономического и социального эффекта в рамках Содружества.
Принципы, цели и задачи согласованной аграрной политики
Согласованная аграрная политика СНГ - это совокупность принципов и методов государственного воздействия на экономическую интеграцию агропромышленных комплексов, внешнеэкономические отношения, развитие сельской местности в интересах населения каждой страны и Содружества в целом, обеспечения политической стабильности и продовольственной независимости.
Согласованная аграрная политика основывается на принципах уважения интересов каждой из стран Содружества и определения приоритетов, ориентированных на достижение общих целей, стоящих перед СНГ.
Принципы согласованной аграрной политики:
- добровольность участия в разработке и осуществлении согласованной аграрной политики;
- координация стратегических целей, обеспечивающих реализацию национальных интересов государств - участников СНГ;
- учет специфики агропромышленного комплекса каждой страны Содружества;
- обеспечение интересов каждой страны Содружества при выработке согласованной аграрной политики;
- учет принятых ранее международных обязательств государств участников СНГ в области аграрной политики;
- эволюционный характер формирования механизмов согласованной аграрной политики исходя из стратегии экономической интеграции государств - участников СНГ;
- использование в процессе реализации согласованной аграрной политики преимущественно рыночных экономических методов и механизмов;
- обеспечение преемственности принятых решений.
Цель согласованной аграрной политики - обеспечение динамичного развития всех сфер АПК (ресурсообеспечение, сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность, торговля), повышение его эффективности и конкурентоспособности, обеспечение на этой основе продовольственной безопасности в системе национальной безопасности каждой страны и Содружества в целом, комплексное решение социально-экономических проблем сельского развития.
Для достижения поставленной цели согласованная аграрная политика ставит перед собой следующие задачи:
- обеспечить продовольственную безопасность каждой из стран и Содружества в целом;
- содействовать решению социально-экономических проблем населения, проживающего в сельских территориях;
- развивать формы собственности в аграрном секторе;
- развивать рыночные отношения и методы их экономического регулирования;
- содействовать формированию, развитию и регулированию Общего аграрного рынка государств - участников СНГ;
- согласовывать внешнеэкономические отношения со странами СНГ, не входящими в Соглашение об Общем аграрном рынке государств участников СНГ;
- активизировать процесс научно-технического сотрудничества в аграрной сфере, включая селекцию и семеноводство, повышение плодородия почв, племенное дело, разработку прогрессивных технологий и технических средств для растениеводства, животноводства, мелиорации, землеустройства и земельного кадастра, других отраслей АПК;
- осуществлять совместную подготовку и реализацию инвестиционных проектов, ориентированных на ускорение отдачи вложенных средств и повышение конкурентоспособности продукции АПК;
- координировать деятельность в области научных исследований, разработки прогнозов развития АПК, подготовки кадров для аграрной науки и сельскохозяйственных вузов, других научных и учебных учреждений стран СНГ;
- издавать совместные научные труды, учебные пособия, рекомендации сельскохозяйственному производству, организовывать семинары, конференции, демонстрации новой техники и технологии;
- содействовать обмену опытом в решении региональных социально-экономических программ;
- приступить к поэтапному созданию интегрированной информационной системы с использованием возможностей Интернет и других способов обмена информацией между странами и субъектами аграрного рынка в СНГ;
- согласовывать действия при обеспечении экологической безопасности АПК.
Оценка состояния агропромышленных комплексов государств - участников СНГ
В аграрной сфере государств - участников СНГ осуществляются глубокие социально-экономические преобразования. Они основываются на развитии рыночных отношений, многообразии форм собственности и хозяйствования.
В последнее время во всех государствах - участниках СНГ постепенно преодолевается экономический кризис. В большинстве стран отмечается положительная динамика ВВП, рост объемов продукции АПК, снижение темпов инфляции и стабилизация курсов национальных валют. В ряде государств повышается спрос населения на продовольственные товары.
Так, в 2000 г. объем валовой продукции в сельскохозяйственном производстве в среднем по странам Содружества увеличился по сравнению с 1999 г. на 4%. В Азербайджане и Таджикистане его прирост составил 12%, в Украине и Беларуси - 8-9%, Кыргызстане и России 4-5%.
В растениеводческих отраслях аграрного сектора в 2000 г. в ряде государств Содружества значительно увеличились производство и урожайность: зерна - Беларуси и России; картофеля - Беларуси, Украине и России; овощей - Казахстане и Беларуси; сахарной свеклы Беларуси и Молдове; плодово-ягодных культур - Казахстане, Украине, Молдове, Кыргызстане и Беларуси.
В 2000 г. в отдельных странах выросли объемы производства основных видов животноводческой продукции. Производство мяса (в живом весе) увеличилось в Армении на 19%, Грузии - на 7%, Кыргызстане, России и Азербайджане - на 2-4%. Производство молока в Казахстане увеличилось на 6%, Кыргызстане - на 5%, Азербайджане - на 4%, Таджикистане - на 2%. Производство яиц возросло в Таджикистане в 2 раза, Армении - на 18%, Казахстане - 12%, Молдове, России и Азербайджане - на 2-3%.
В большинстве стран Содружества наблюдается определенный рост объемов производства пищевой продукции. В стоимостном выражении он составил в Украине 26%, Армении - 10%, России и Узбекистане - 7%, Беларуси - 6%.
Положительные тенденции в наращивании производства сельскохозяйственной и пищевой продукции имеют место и в 2001 году. Это касается прежде всего производства зерна, молока и отдельных видов продукции пищевой промышленности.
Однако в целом положение в отраслях АПК государств - участников СНГ остается сложным.
Практически во всех государствах - участниках СНГ в результате сокращения государственной поддержки АПК и усиления ценового диспаритета на сельскохозяйственную и промышленную продукции уменьшились возможности для инвестирования, что негативно отразилось на состоянии производственного потенциала. В большинстве стран Содружества произошло значительное падение уровня сельскохозяйственного производства и его доходности, ухудшились условия труда.
Неразвитость инфраструктуры и несогласованность действий в рамках Содружества осложняют выход сельскохозяйственных и других товаропроизводителей АПК на общий аграрный рынок СНГ и мировые рынки. В результате на них доминируют многочисленные посредники, что неоправданно повышает уровень розничных цен и тем самым снижает потребительский спрос населения.
Усиливаются деспециализация сельскохозяйственного производства и необоснованная ориентация на самообеспечение продовольствием, что в ряде случаев приводит к существенному удорожанию продукции. Значительно снизилось потребление населением молочных и мясных продуктов, увеличилось - хлебопродуктов и картофеля.
Относительно низкая экономическая конкурентоспособность продукции АПК стран СНГ во многом связана с неэффективным использованием имеющихся производственных ресурсов, несовершенством информационного обеспечения продовольственных рынков и связанным с этим большим удельным весом трансакционных издержек в конечной цене продуктов, а также высокими затратами на транспортировку продукции.
Одной из главных причин аграрного кризиса является резкое ослабление сферы ресурсообеспечения АПК. В результате произошло сокращение объемов поставок новой техники, минеральных удобрений, пестицидов, комбикормов, высокобелковых добавок и других ресурсов. Усиливается износ машинно-тракторного парка, ухудшилось его снабжение запчастями и ремонтными материалами.
Все сферы ресурсообеспечения, в том числе тракторное и сельскохозяйственное машиностроение стран СНГ, которые создавались как единый машиностроительный комплекс, находятся в упадке. Нарушены многие государственные связи по продаже техники, производству и поставке комплектующих узлов и агрегатов головным заводам изготовителям машин. Не отработан межгосударственный механизм экономических взаимоотношений предприятий-смежников, а также поставщиков и потребителей машин, что приводит к снижению их качества, нарушению комплектности, отсутствию гарантий обеспечения запасными частями и технического сервиса машин.
В результате созданный производственный и научно-технический потенциал отрасли сельскохозяйственного машиностроения используется в странах СНГ лишь на 10-15 процентов.
Аналогичное положение и в других отраслях промышленности, связанных с поставками ресурсов для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Одновременно расширяется рынок дорогостоящих материально-технических средств из стран дальнего зарубежья.
Для внешнеэкономической деятельности характерно уменьшение товарооборота между странами СНГ, повышение на продовольственном рынке удельного веса импортной продукции.
Несмотря на то, что принят ряд нормативных документов по вопросам торговли между государствами - участниками СНГ, практика последних лет показала, что аграрный рынок Содружества испытывает определенные трудности в его внешнеторговом регулировании. Имеют место факты одностороннего повышения ввозных пошлин.
Из-за неудовлетворительного состояния финансирования науки происходит снижение научного потенциала аграрной сферы стран Содружества. Свертывается производство наукоемких видов продукции, определяющих технический и технологический уровень отрасли. Негативные процессы затронули как фундаментальную и прикладную науки, так и внедрение достижений научно-технического прогресса.
В инновационной деятельности остается нерешенным вопрос ее финансирования. Недостаток средств у предприятий, слабо развитая инфраструктура инновационного рынка, большой риск долгосрочных вложений в сельское хозяйство для банковского капитала и инвесторов, в том числе иностранных, не позволяют обеспечивать совершенствование агропромышленного производства.
Аграрные секторы стран Содружества испытывают негативное воздействие на них макроэкономических факторов. Это отрицательно сказывается как на результатах деятельности агропромышленных комплексов, так и на состоянии национальных экономик в целом.
Вместе с тем потенциальные возможности АПК стран Содружества огромны, в первую очередь, для обеспечения отечественных потребностей и товарообмена в рамках общего аграрного рынка, а по отдельным видам продукции - для выхода на мировой рынок.
При оценке ситуации в АПК государств - участников СНГ необходимо учитывать внутренние и внешние экономические риски. К внутренним проблемам следует отнести дальнейшее снижение производственного потенциала АПК, к внешним - высокий удельный вес импорта продукции и как следствие - потерю внутренних продовольственных рынков, усиление технической зависимости от развитых зарубежных стран.
Основные направления согласованной аграрной политики
Основными направлениями согласованной аграрной политики государств - участников Соглашения являются:
развитие общего аграрного рынка, определение мер по его регулированию;
выработка согласованной бюджетной, кредитно-финансовой, таможенной, ценовой, налоговой, страховой политики, способствующей развитию внешнеэкономических отношений между государствами участниками СНГ;
стимулирование спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие;
определение, с учетом международных обязательств, согласованных позиций во внешнеэкономических отношениях, в том числе с третьими странами при вступлении и участии в ВТО;
развитие научно-технического сотрудничества и информационного обеспечения;
создание экономических условий для осуществления взаимовыгодных инвестиционных проектов;
координация в области подготовки и переподготовки кадров;
повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в странах Содружества, улучшение условий труда в АПК;
решение социально-экономических проблем населения, проживающего в сельских территориях;
гармонизация нормативно-правовой базы, связанной с функционированием общего и внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, основных видов специальных материально-технических ресурсов, научно-техническим сотрудничеством, социальным положением работников аграрного сектора;
Общий аграрный рынок государств - участников СНГ
Общий аграрный рынок государств - участников СНГ - это система договорных отношений, институциональных структур и согласованных методов регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, средствами производства и услугами для АПК в интересах роста благосостояния населения, обеспечения продовольственной безопасности и повышения экономической эффективности АПК каждого государства - участника СНГ и всего Содружества.
Общий аграрный рынок формируется поэтапно путем освоения режимов зоны свободной торговли и таможенных союзов, с постепенным включением в орбиту этого рынка отдельных продуктовых сегментов, с целенаправленным развитием инфраструктуры и использованием различных методов его регулирования.
Непосредственной правовой основой для формирования этого рынка стало Соглашение об Общем аграрном рынке государств - участников Содружества Независимых Государств. В качестве приложения к нему было утверждено Положение об условиях создания и функционирования Общего аграрного рынка, определившее конкретные механизмы формирования рынка и методы его регулирования.
Реализация Соглашения сталкивается с немалыми препятствиями и трудностями.
Основные проблемы общего аграрного рынка СНГ связаны с произошедшим за последнее десятилетие сокращением объемов товарооборота между государствами - участниками СНГ. Наиболее существенными причинами такого положения являются:
- спад производства в отраслях АПК и сокращение экспортного потенциала аграрного рынка в государствах - участниках СНГ;
- снижение уровня платежеспособного спроса населения на конечную продукцию АПК, сокращение доходов и их значительная дифференциация по доходным группам;
- относительно низкая конкурентоспособность на продовольственных рынках государств - участников СНГ отечественной продукции по сравнению с импортными аналогами;
- наличие конкурентных ценовых преимуществ субсидированного экспорта стран дальнего зарубежья в государства Содружества, что особенно активно использовалось торговыми партнерами в период 1993-1996 гг. для завоевания национальных продовольственных рынков в СНГ;
- финансовый кризис 1998 г., неурожаи последующих лет в ряде стран, что усугубило трудности в платежной системе государств - участников СНГ, привели к административным запретам на вывоз продукции;
- непоследовательность в осуществлении интеграционных процессов, связанная с экономической нестабильностью в странах Содружества, необоснованным представлением о возможности преодоления кризиса без взаимодействия с партнерами по СНГ.
Несмотря на эти трудности, аграрный рынок СНГ формируется и в перспективе может стать одним из наиболее крупных региональных рынков мира. Сложившееся разделение труда и размещение сельскохозяйственного производства в соответствии с природно-климатическими условиями создает объективные возможности для развития взаимовыгодной торговли.
При значительной доле импорта из стран остального мира на продовольственном рынке потребительские предпочтения населения сместились в пользу продукции, производимой непосредственно в государствах - участниках СНГ. Девальвация ряда национальных валют в 1998 году поставила естественные преграды для массированного продовольственного импорта из стран остального мира, что создало более благоприятные предпосылки для оживления собственного сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности.
Транспортная инфраструктура стран Содружества при согласовании тарифов и привлечении инвестиций позволит обеспечить достаточную пропускную способность возрастающих потоков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия между всеми государствами - участниками СНГ. Имеются экономические и технические возможности установления обоснованного уровня транспортных тарифов на перевозку этой продукции.
Все это создает благоприятные условия для развития экономической интеграции в агропромышленных комплексах государств - участников СНГ.
Для реального оживления торговли и продвижения в направлении формирования Общего аграрного рынка СНГ необходимо:
- разработать необходимые нормативно-правовые документы и гармонизировать законодательства в области регулирования внешнеэкономической деятельности государств - участников СНГ;
- последовательно проводить работу по созданию в течение 5-7 лет современной инфраструктуры аграрного рынка, включая информационную систему, товарные биржи и оптовые рынки, системы страхования торговых операций и другие институты рынка;
- разработать и осуществлять программы по развитию продуктовых сегментов аграрного рынка, прежде всего зернового и сахарного;
- выработать механизм защиты внутренних сельскохозяйственных рынков стран СНГ, а также координировать политику присоединения и участия в ВТО, особенно в части требований ВТО о снижении эквивалента государственной поддержки производителей сельскохозяйственного сырья и продовольственной продукции, а также снижения таможенных тарифов на импортируемую продукцию;
- обеспечить организацию и финансирование межгосударственных научных разработок по анализу и прогнозированию общего аграрного рынка.
Общий аграрный рынок государств - участников СНГ имеет в своей структуре не менее 20 сегментов, связанных с производством и реализацией определенных видов сельскохозяйственного сырья и конечных продуктов его переработки. Наиболее крупными по размерам товарооборота являются такие сегменты, как рынки зерна, сахара, маслосемян, овощей, картофеля, фруктов, винограда, мяса, молока, шерсти, хлопка и соответствующих продуктов пищевой, мукомольно-крупяной, винодельческой и других промышленных отраслей. Для организации торговли между странами Содружества в режиме зоны свободной торговли, а затем и общего аграрного рынка необходимо иметь среднесрочные целевые программы развития соответствующего продуктового сегмента, в первую очередь программы создания и функционирования рынка зерна государств - участников СНГ.
Придавая развитию Общего аграрного рынка приоритетное значение, согласованная аграрная политика в СНГ обретет необходимую конструктивность.
Экономический механизм согласованной аграрной политики
Экономический механизм аграрной политики государств участников СНГ будет направлен на согласование бюджетной, налоговой, таможенной, кредитной, ценовой политики, системы страхования в АПК.
Согласованная бюджетная политика возможна при постепенной унификации методов финансовой поддержки и системы налогообложения в агропромышленных комплексах стран СНГ. При обоснованной необходимости осуществления финансовой поддержки на общем аграрном рынке возможно создание специального фонда. Однако его формирование реально лишь на более поздней стадии функционирования общего аграрного рынка, когда у большей части стран возникнет настоятельная потребность в осуществлении совместных вложений, которые невозможно осуществить за счет средств национальных бюджетов. Расходы по участию стран Содружества в создании специального фонда могут осуществляться за счет средств заинтересованных хозяйствующих субъектов.
Налоговое регулирование на национальном уровне связано с совершенствованием налоговых систем стран СНГ, их сближением по отдельным видам налогов.
Непосредственно на общем аграрном рынке следует исключить двойное налогообложение и применить принцип страны назначения при обложении косвенными налогами.
Кредитование операций и выдача гарантий на общем аграрном рынке возможны путем взаимодействия финансовых институтов стран Содружества.
Регулирование ценовых отношений на продовольственном рынке будет происходить по следующим направлениям:
- координация национальных ценовых политик;
- согласование ценовой политики на общем аграрном рынке.
На основных сегментах этого рынка постепенно сформируется система цен, объединяющая в себе свободные договорные цены и цены регулирования, конкретные формы которых будут определены участниками общего аграрного рынка.
Формирование единой ценовой политики и механизма ценового регулирования пройдет ряд этапов.
На первом этапе необходимо организовать регулярный обмен ценовой информацией, нормативными документами по ценообразованию в АПК стран СНГ, о финансовой поддержке аграрных экономик. Одновременно предстоит начать работу по гармонизации ценовых политик государств - участников общего аграрного рынка СНГ.
На последующих этапах предстоит проработать и приступить к созданию механизма защитных цен в отработанных заранее сегментах продовольственного рынка. Формы и методы применения таких цен, а также порядок функционирования стабилизационного механизма аграрного рынка СНГ за счет сформированных для этой цели участниками Соглашения финансовых средств будут определяться по мере развития общего аграрного рынка. При этом следует учитывать опыт государств участников СНГ по применению гарантированных закупочных и интервенционных, залоговых и других видов цен.
Страхование рисков при движении сельскохозяйственной продукции и продовольствия на общем аграрном рынке целесообразно осуществлять на коммерческой основе страховыми организациями, действующими в государствах - участниках СНГ.
Для наиболее крупных сделок органы управления общим аграрным рынком в странах могут проводить конкурсы для отбора надежных страховых компаний.
Системы и механизмы регулирования доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей будут устанавливаться непосредственно в государствах - участниках СНГ с учетом конкретных условий производства и финансовых возможностей каждой страны, принятой в ней модели экономических отношений.
Вместе с тем целесообразно прийти к соглашению о том, что страны представляют по договоренности одной из стран (научно-исследовательскому институту или министерству сельского хозяйства) для обобщения и распространения информацию о сложившейся системе поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей АПК, вносимых в нее изменениях.
На ее основе в государствах - участниках СНГ может проводиться финансовая поддержка товаропроизводителей АПК в целях освоения новых технологий, развития рыночной инфраструктуры, осуществления консультативно-информационной деятельности, а также реализации других национальных отраслевых программ.
На общем аграрном рынке поддержка агропромышленных комплексов стран Содружества в ближайшей перспективе возможна на базе продуктовых целевых программ, главным образом за счет централизованной или децентрализованной поддержки таких направлений, как селекция и семеноводство, племенное дело, защита растений, проведение мелиоративных, ветеринарных, фитосанитарных и других мероприятий.
Совместный интерес может представлять инвестирование наиболее перспективных программ и проектов, предусматривающих увеличение производства зерна, мясомолочной и другой сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Децентрализованная поддержка предполагает при рассмотрении конкретных программ общего аграрного рынка принятие каждой страной на себя обязательств по финансированию на согласованных условиях тех или иных мероприятий. Консолидированная сумма, выделенная для этих целей, составит расходы общего аграрного рынка на выполнение программы.
Развитие общего рынка материально-технических ресурсов для АПК
Экономический механизм рынка средств производства в целях защиты интересов товаропроизводителей АПК во многих странах Содружества формируется с использованием разнообразных форм его государственного регулирования.
В связи с этим следует разработать общие для всех стран Содружества принципы сбалансированной и согласованной ценовой политики на поставляемые технику и другие ресурсы. Аналогичные принципы необходимо обосновать и в отношении транспортных и таможенных тарифов, существенно удорожающих стоимость средств производства при их продвижении к потребителям.
Целесообразно совершенствование порядка предоставления кредитных и других льгот заводам-изготовителям и предприятиям потребителям техники и других ресурсов, в том числе по поставкам техники и оборудования на условиях лизинга, что способствовало бы развитию рынка материально-технических ресурсов.
Особое внимание следует уделить обоснованию мер повышения ответственности заводов-изготовителей за безопасность, качество и комплектность поставляемой техники, оборудования, запасных частей и других ресурсов. Эта ответственность должна строиться на принципах, единых для всех государств - участников СНГ, и способствовать общему повышению их качества.
Реализацию мер по развитию производства и рынка материально-технических ресурсов следует осуществлять на основе разрабатываемых программ, включая создание машинно-технологических станций, способных обеспечить эффективное использование технико-технологического потенциала.
Согласованная таможенная политика
Таможенная политика в торговле продукцией агропромышленного комплекса должна базироваться на общих принципах развития торговых отношений в СНГ. Необходимо предусмотреть поэтапное сокращение перечня изъятий из режима свободной торговли. Этот принцип зафиксирован в Соглашении об общем аграрном рынке государств - участников СНГ, в частности, предусмотрено проведение согласованных таможенных действий в отношении торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием с третьими странами.
Разрабатывая тактику и стратегию таможенного регулирования аграрного рынка, каждое государство - участник СНГ руководствуется интересами своей страны, продовольственного обеспечения населения, формирования доходной части национального бюджета, своими международными обязательствами. Наряду с этим существуют области совместных интересов всего Содружества: достижение его интегральной продовольственной безопасности, решение экологических проблем, связанных с сельскохозяйственным производством, и вопросов защиты растений и животных, продовольственная поддержка и взаимопомощь между государствами в экстремальных ситуациях, гарантии качества и доступности продуктов питания для всех слоев населения во всех странах. Эти сферы взаимных интересов должны определять согласованную таможенную политику применительно к аграрному рынку СНГ.
В ближайшие годы предстоит предпринять следующие шаги:
- провести двусторонние и многосторонние переговоры об уровнях таможенных тарифов по основным видам продукции взаимного торгового оборота, а также установить сроки поэтапного снижения и окончательной отмены. Все изъятия из режима зоны свободной торговли по отдельным видам агропродовольственной продукции должны быть аргументированы и согласованы всеми заинтересованными сторонами;
- одновременно с этими переговорами необходимо активизировать работу по гармонизации налогового законодательства и законодательства в области регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе тех составляющих, которые связаны таможенным регулированием аграрного рынка СНГ;
- заключить необходимые двусторонние и многосторонние соглашения о применении единой системы сертификации продовольственной продукции, поступающей в торговый оборот на общем аграрном рынке СНГ;
- определить порядок регламентации нетарифных барьеров с таким расчетом, чтобы они не применялись в дискриминационных целях по отношению к продукции отдельных торговых партнеров на аграрном рынке СНГ;
- поддерживать постоянные контакты между таможенными органами в использовании прогрессивных технологий обработки сельскохозяйственных и продовольственных грузов при пересечении таможенных территорий;
- проводить необходимые консультации между компетентными органами по согласованию таможенной политики в торговле сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием при вступлении государств - участников СНГ в ВТО.
Эффективное таможенное регулирование позволит активизировать торговлю продукцией АПК в СНГ, что, в свою очередь, окажет стимулирующее воздействие на сельскохозяйственное производство и развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, насыщение национальных рынков качественными и разнообразными товарами, доступными по цене для населения с разными уровнями доходов.
Научно-техническое и информационное сотрудничество, подготовка кадров
В задачи согласованной аграрной политики в области улучшения использования научного потенциала государств - участников СНГ должны входить:
- разработка рекомендаций по законодательной базе для основных нормативных документов функционирования аграрной науки;
- создание условий для согласованного информационного обмена в научно-технологической сфере;
- создание совместных научных структур, действующих на принципах самоокупаемости;
- использование международных грантов и программ для совместных видов научной деятельности;
- проведение маркетинга рынка, в том числе научно-технической продукции в пределах государств - участников СНГ и за рубежом.
Особое место в согласованной аграрной политике должны занять меры по совершенствованию научно-инновационной сферы АПК. При этом необходимо учитывать фактор неоднородности фундаментальных и прикладных исследований в области общего аграрного рынка и других направлений функционирования АПК, их слабую приспособляемость к условиям коммерческого финансирования.
В связи с этим главными направлениями в развитии инновационной деятельности стран Содружества являются:
- повышение управляемости процессами в научно-технологической сфере;
- формирование инновационной инфраструктуры, включая создание инновационных центров в области АПК для информационного обеспечения, поиска партнеров и коммерциализации освоения новых технологий;
- развертывание работ по формированию и реализации межгосударственных программ;
- ускорение создания нормативно-правовой базы;
- организация инфраструктуры общего научно-технологического пространства.
Координация исследований в области общего аграрного рынка осуществляется в рамках Программы научно-технического сотрудничества по фундаментальным и приоритетным прикладным научным проблемам общего аграрного рынка государств - участников СНГ.
В условиях расхождения нормативно-правовых баз стран Содружества информационная сфера может стать ключевым объединительным элементом.
Несмотря на разнообразие условий государств - участников СНГ в проблемах их информационного обеспечения можно выделить ряд общих моментов. Прежде всего в число потребителей информации входят: государственные органы, ответственные за развитие АПК; государственные агентства, регулирующие продовольственные рынки; государственные органы, контролирующие качество продукции, вопросы защиты растений и животных; налоговые службы; таможенные службы; сельскохозяйственные предприятия; предприятия перерабатывающей промышленности; оптовые и частично розничные торгово-посреднические организации; инвесторы; предприятия, снабжающие АПК оборудованием и материальными ресурсами; предприятия, обеспечивающие АПК финансовыми и кредитными ресурсами, а также предоставляющие финансовые услуги (страхование, финансовый лизинг, консалтинг и т.д.).
Эти потребители информации имеют сходные для всех стран потребности в информационном обеспечении, включающие системы:
- правовой и нормативно-справочной информации;
- научного обеспечения;
- оперативной информации по различным рынкам, на которые ориентированы предприятия данной отрасли;
- аналитической информации по основным рынкам;
- электронной торговли, позволяющие производить торговые сделки непосредственно в компьютерной сети;
- информационной поддержки продвижения товаров на рынки и рекламы;
- информации о фитосанитарной обстановке с целью предотвращения естественной миграции особо опасных и вредных организмов через государственные границы и их пересечения вместе с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, произведенными в данном государстве.
На первом этапе государствам - участникам СНГ необходимо создать компьютерные системы оперативной рыночной информации для общего аграрного рынка. На основных продовольственных рынках соответствующие информационные системы должны предоставлять следующие постоянно актуализируемые базы данных: информация об экономическом и финансовом положении предприятий государств участников Соглашения по отраслям; данные о состоянии сырьевой базы различных стран; данные о мировом рынке; информация о производстве рыночных товаров; данные о нарушениях правил рынка определенными предприятиями различных стран; информация о фитосанитарной обстановке; информация о рынках оборудования и материально-технических ресурсов для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; информация о рынке прямых иностранных инвестиций в рамках СНГ; информация о финансовых рынках, связанных с АПК.
Система аналитической информации по основным рынкам может быть создана на основе системы оперативной информации. Ее цель - дать участникам рынка возможность анализа существующей рыночной ситуации, прогноз развития рынков и некоторые рекомендации по совершенствованию своих рыночных стратегий. На этом этапе должны быть созданы базовые модели АПК каждой отдельной страны Содружества. Система таких моделей позволит оценивать различные варианты аграрной, финансовой и таможенной политик различных стран и их влияние на развитие общего аграрного рынка.
Системы электронной торговли представляют следующий важный шаг в развитии информационного обеспечения всех государств - участников СНГ. Она нуждается в государственной поддержке, которая должна состоять в издании соответствующих законов и на начальном этапе - в финансировании. Это позволит организовать на каждом значимом сегменте общего аграрного рынка электронную биржу, которая предусматривает торговлю также и фьючерсными контрактами, что даст возможность обеспечить сбалансированное устойчивое развитие отрасли на перспективу.
Целесообразно перейти к проектированию современной межстрановой компьютерной сети, в которую будут органично вписаны информационные системы АПК отдельных стран.
Политика подготовки и переподготовки кадров должна исходить из необходимости:
целевой подготовки специалистов для обслуживания инфраструктуры Общего аграрного рынка, его таможенного регулирования, налогового законодательства и законодательства в области регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе и для межгосударственных органов управления развитием АПК;
разработки нормативно-правовых документов, регулирующих финансирование подготовки кадров (предоставление образовательных кредитов) и порядок их трудоустройства;
создания межгосударственных финансовых фондов для подготовки кадров;
доступа молодежи из стран СНГ в высшие и средние сельскохозяйственные и другие учебные заведения, связанные с АПК, на равных (или на основе квот) основаниях;
расширения обмена научными кадрами, приема в аспирантуру и докторантуру;
разработки программы переподготовки кадров по основным специальностям АПК, работающих в сфере общего аграрного рынка и других областях сотрудничества государств - участников СНГ.
Механизм и критерии эффективности реализации согласованной аграрной политики
Согласованная аграрная политика будет эффективной, если усилиями всех заинтересованных стран будет создан реально действующий механизм ее реализации.
Механизм реализации согласованной аграрной политики должен быть основан на реализации многосторонних соглашений, заключенных на основе опыта реализации двусторонних соглашений между государствами - участниками СНГ по аналогичным направлениям.
Механизм реализации согласованной аграрной политики представляет собой совокупность нормативно-правовых документов, межгосударственных органов и экономических методов, системное использование которых способно содействовать наиболее эффективному воздействию на развитие АПК и аграрные рынки в масштабах каждой страны и Содружества в целом.
Механизм реализации согласованной аграрной политики включает следующие взаимосвязанные подсистемы:
- нормативно-правовую базу проведения аграрной политики в каждой стране и Содружестве в целом;
- органы регулирования и управления развитием АПК в каждой стране и межгосударственные (межправительственные) органы, а также общественные институты, создаваемые для выработки и реализации совместных решений, которые соответствуют целям проведения согласованной аграрной политики;
- экономические методы и организационные формы согласованных воздействий на развитие АПК, решение социальных проблем села и улучшение условий труда.
Для формирования необходимой нормативно-правовой базы прежде всего предстоит завершить ратификацию ранее принятых соглашений, в том числе Соглашения об Общем аграрном рынке государств - участников СНГ.
В ходе подготовки новых межгосударственных (межправительственных) соглашений должны быть тщательно проанализированы уже действующие нормативно-правовые документы, которые относятся к реформированию сельского хозяйства, модернизации производства в отраслях АПК, формированию национальных аграрных рынков и внешней торговле, социально-экономическому развитию сельских территорий и улучшению условий труда, поддержке аграрной науки и стимулирования научно-технического прогресса в АПК.
Среди нормативно-правовых документов, которые предстоит принять после одобрения Концепции, следует выделить:
- Положение о фонде ориентации и развития общего аграрного рынка СНГ;
- Соглашение об информационном обеспечении общего аграрного рынка;
- Соглашение о развитии системы оптовых рынков и сельскохозяйственных бирж в СНГ.
Необходимо разработать также ряд программ развития основных продуктовых сегментов аграрного рынка (зернового, сахарного, плодоовощного, мясного и других). В последующих периодах предстоит принять согласованные положения об исчислении издержек производства в сельском хозяйстве, о ценовом регулировании торговли, об интервенционных агентствах, о формировании стабилизационного фонда зерна и другие.
В связи с реформированием сельского хозяйства актуальным является сближение методов регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве, поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, форм развития отраслевых и продуктовых организаций (союзов, ассоциаций и пр.), а также национальных и транснациональных финансово-агропромышленных групп.
Межгосударственным органом, который разрабатывает и реализует основные мероприятия согласованной аграрной политики, является Межправительственный совет по вопросам АПК, состоящий из руководителей центральных органов исполнительной власти по вопросам АПК государств - участников СНГ.
Предполагается, что в качестве финансового органа, призванного содействовать интеграции, в последующем будет Фонд ориентации и развития общего аграрного рынка.
Целесообразно также создать ассоциацию зерновых бирж государств
- участников СНГ, организовать взаимодействие национальных продуктовых союзов. Предполагается, что определенную роль могут сыграть государственные и коммерческие организации по закупкам продукции и регулированию аграрных рынков, которые имеются практически в каждой стране.
Для реализации согласованной аграрной политики предстоит применять разнообразные методы:
- соглашения и другие нормативно-правовые акты;
- целевые программы;
- рекомендации для правительств или субъектов общего аграрного рынка.
Критериями эффективности согласованной аграрной политики являются:
- повышение уровня и качества питания населения государств участников СНГ, продовольственной безопасности стран Содружества;
- рост товарообмена на общем аграрном рынке;
- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия стран СНГ на мировом рынке;
- рост доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, улучшение условий труда и развитие социальной сферы села;
- экологизация агропромышленного производства.
_____________________________
* Далее - Соглашение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение о Концепции согласованной аграрной политики государств - участников СНГ (Москва, 30 мая 2002 г.)
Текст Решения официально опубликован не был