Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Межгоссовета ЕврАзЭС
от 11 декабря 2009 г. N 467
Концепция
создания межгосударственного банка данных о трудящихся-мигрантах - гражданах государств-членов Евразийского экономического сообщества
Настоящая Концепция разработана в целях содействия обеспечению безопасности государств-членов ЕврАзЭС (далее - государств ЕврАзЭС или Сообщества), повышению эффективности совместной борьбы с терроризмом, транснациональной преступностью, незаконной миграцией и иными вызовами и угрозами безопасности на территориях государств Сообщества.
I. Общие положения
1.1. Межгосударственный банк данных о трудящихся мигрантах - гражданах государств-членов Евразийского экономического сообщества (далее - МБДТМ) - специализированная межгосударственная автоматизированная система, обеспечивающая получение, сбор, накопление, обработку, хранение и передачу потребителям определенной информации о физических лицах.
1.2. МБДТМ предназначен для постоянного фиксирования фактов въезда в государства ЕврАзЭС, пребывания на их территориях и выезда из них граждан третьих государств и лиц без гражданства. МБДТМ создается в виде организационно-технической системы, позволяющей осуществлять информационное обеспечение компетентных органов государств Сообщества.
1.3. Применительно к настоящей Концепции термины (определения) означают следующее:
единая система учета - совокупность организационно, функционально и технически взаимосвязанных органов, абонентских постов и пунктов, средств связи, информационно-учетных комплексов и банков учетных данных, обеспечивающих сбор, обработку, защиту, хранение, подготовку и передачу субъектам - потребителям определенных учетных сведений;
учетные данные - неформализованная или формализованная информация (сведения) о трудящихся-мигрантах государств ЕврАзЭС;
корреспонденты учетных данных - должностные лица, компетентные органы, абонентские посты и пункты, технические средства и комплексы, осуществляющие первичное получение учетных данных, предварительную и последующую их обработку и передачу в соответствующие инстанции (органы);
банк учетных данных - совокупность организованных по общим принципам и объединенных единым управлением баз (массивов) данных, а также программных и технических средств, обеспечивающих их обработку, систематизацию, архивирование и работу с ними заинтересованных корреспондентов и субъектов - потребителей учетных данных;
субъекты - потребители учетных данных - должностные лица, компетентные органы, абонентские посты и пункты, технические средства и комплексы, осуществляющие получение обработанных учетных данных;
иностранный гражданин - физическое лицо, не являющиеся гражданином государства трудоустройства и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
лицо без гражданства - физическое лицо, не являющиеся гражданином государства пребывания, не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
трудящийся-мигрант - лицо, имеющее урегулированный правовой статус и на законном основании занимающееся оплачиваемой трудовой деятельностью на территории государства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.
II. Основные принципы, цель и задачи формирования МБДТМ
2.1. Основными принципами формирования МБДТМ являются:
- общая (коллективная) заинтересованность в создании и функционировании МБДТМ;
- соблюдение принципов и норм международного права, в том числе международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС;
- взаимовыгодное сотрудничество на этапах выбора технических решений, разработки, создания и эксплуатации единой системы учета;
- разработка согласованных требований к созданию структурных компонентов (элементов) единой системы учета, содержанию информационно-учетных данных, составу и комплектации аппаратного, программного и методического обеспечения;
- соблюдение прав государств Сообщества на независимое формирование и использование национальных информационно-учетных систем, ведомственных и межведомственных банков данных, информационных массивов, ресурсов и фондов;
- добровольность участия государств ЕврАзЭС в создании общих унифицированных информационно-учетных фондов, ресурсов и их взаимная ответственность за оперативность, полноту, точность, достоверность и своевременность предоставления сведений в общий банк данных;
- единство требований к защите информационно-учетных фондов, ресурсов, банков данных и общность подходов к их реализации.
2.2. Целью формирования единой системы учета является осуществление, на основе единого перечня учетных данных, автоматизированного сбора, обработки, накопления, хранения, передачи и использования информации, позволяющей вести своевременный учет трудящихся-мигрантов государств Сообщества.
2.3. Единая система учета строится на основе существующих или создаваемых национальных информационно-учетных систем государств ЕврАзЭС. Она может быть составной частью более крупной межгосударственной автоматизированной системы информационного обмена между государствами Сообщества и входить в ее состав в виде отдельной подсистемы для обслуживания определенной категории пользователей, обеспечения субъектов - потребителей необходимыми учетными данными.
2.4. Основными задачами формирования единой системы учета являются:
- разработка общих организационных и технических требований к единой системе учета;
- определение состава и структуры единой системы учета, основных компонентов (элементов) и взаимосвязей между ними;
- установление единого перечня, характера и объема учетных сведений, принципов и способов их формирования, обработки, защиты, хранения, представления и циркулирования в единой системе учета;
- выбор технических решений построения единой системы учета, ее компонентов (элементов);
- определение возможностей и порядка функционирования корреспондентов (абонентов), общего банка учетных данных и субъектов - потребителей учетных данных;
- установление рациональных способов функционирования МБДТМ на основе результатов экономической оценки вариантов ее построения;
- реализация организационно-технических решений и построение функционирующего механизма получения, сбора, обработки, защиты, хранения и передачи субъектам-потребителям учетных данных о трудящихся мигрантов государств - участников ЕврАзЭС;
- обеспечение автоматизированного учета и контроля въезда-выезда, регламента (продолжительности) пребывания на территориях государств ЕврАзЭС трудящихся-мигрантов - граждан государств Сообщества;
- создание соответствующей инфраструктуры и унифицированной системы подготовки специалистов, осуществляющих организационную, техническую, информационную и учетную практику.
III. Основы формирования единой системы учета
3.1. Формирование МБДТМ основывается на создании и развитии национальных информационно-учетных систем.
На начальном этапе национальные системы (сегменты) единой системы учета - корреспонденты (абоненты), ведомственные, межведомственные, территориальные, региональные, национальные банки (массивы) учетных данных или органы их ведения - функционируют как структурно автономные блоки. Связь и взаимодействие между внутренними компонентами в этих блоках обеспечиваются средствами и аппаратно-программными комплексами внутригосударственных локальных сетей. Взаимодействие с внешними пользователями учетной информации - модулями общего банка учетных данных и субъектами-потребителями - осуществляется с использованием традиционных средств связи (проводные, радио, радиорелейные, факсимильные и т.д.).
По мере формирования нормативно-правовой базы, определяющей состав, структуру, основы построения, регламент, порядок функционирования и финансирования единой системы учета, осуществляется интеграция ее составляющих в рамках общего банка учетных данных. Проводится информационно-коммуникационное сопряжение национальных систем (сегментов) и их компонентов с блоками (модулями) общего банка учетных данных и субъектами - потребителями учетной информации. Сопряжение производится с использованием внутригосударственных и межгосударственных телекоммуникационных систем.
3.2. МБДТМ и его составляющие - национальные информационно-учетные системы - разрабатываются или дорабатываются на основе применения типовых проектных и технических решений с учетом возможностей использования существующих информационных, программно-технических, телекоммуникационных и кадровых ресурсов, а также современных достижений в области информатизации и автоматизации процессов обмена данными.
При выборе проектных и технических решений построения МБДТМ и его компонентов в качестве типовых могут рассматриваться существующие национальные автоматизированные информационные системы, выполненные по схеме "корреспонденты - распределитель (накопитель) - потребители".
3.3. МБДТМ имеет блочно-модульную структуру.
Она формируется из совокупности структурно автономных национальных систем (сегментов) с возможностью их самостоятельного построения, расширения и развития без нарушения принципов функционирования.
Структура МБДТМ, ее основные блоки и функциональные взаимосвязи показаны на схеме (приложение).
3.4. Основными требованиями к техническому и программному обеспечению МБДТМ являются:
- информационная и технологическая совместимость всех уровней МБДТМ;
- автоматизация основных процессов функционирования;
- сопряжение программно-технических комплексов (элементов);
- надежность линий и каналов связи;
- использование современных аппаратных и программных средств,
- комплексов и технологий автоматизированного сбора, считывания, обработки, хранения и передачи информации;
- оперативность, полнота и точность предоставляемых субъектам - потребителям учетных данных;
- простота и достаточный уровень защищенности циркулирующих информационных потоков и накапливаемых информационно-учетных ресурсов, обеспечение равнопрочной защиты, целостности и подлинности учетной информации на всех этапах ее обработки (формализации), хранения (архивирования) и передачи по каналам связи;
- контроль доступа к информационно-учетным ресурсам (массивам) и банкам учетных данных на предмет использования учетных данных в служебных целях;
- оптимальные затраты на разработку, приобретение (закупку), установку, эксплуатацию и обслуживание программно-технических средств и комплексов.
3.5. Программно-технические комплексы всех уровней МБДТМ проектируются в открытой архитектуре "клиент-сервер", включают средства технического, программного и лингвистического обеспечения. Они объединяются в единую информационно-учетную систему на основе Web-технологии с использованием локальных сетей на местах, ведомственных, государственных и межгосударственных сетей связи и передачи данных общего назначения.
Для передачи и получения сведений в электронном виде, формирования информационно-учетных ресурсов (массивов) в национальных и общем банках учетных данных могут использоваться специализированные сети передачи данных, а также Интернет для обмена открытой информацией между заинтересованными органами и международными организациями через отдельные абонентские пункты.
3.6. Формирование МБДТМ осуществляется на основе применения стандартизированных технических и программных средств (комплексов), а также унифицированных информационных фондов (ресурсов) с использованием единых форматов и классификаторов учетных данных, стандартных протоколов и регламентов для внутреннего обмена и взаимодействия с внешним окружением. Специальное аппаратно-программное обеспечение МБДТМ создается в виде технологически взаимосвязанных модулей (массивов, баз данных, пакетов, электронных таблиц, файлов) с возможностью гибкой настройки на конкретные условия применения. При этом обеспечивается одноразовость первичного ввода учетных данных, согласованность их спецификаций и комплексность обработки.
При изучении типовых проектов программно-технических комплексов автоматизированных систем пунктов пропуска через государственную границу одним из критериев может быть возможность получения информации о лице посредством машиночитаемых документов, удостоверяющих личность.
IV. Нормативно-правовое, организационное, информационное и научное обеспечение единой системы учета
4.1. Нормативно-правовое обеспечение МБДТМ заключается в целенаправленной конкретизации действующих и разработке новых межгосударственных нормативно-правовых актов, необходимых для планирования и регламентации организационных, проектных, технических и других практических работ и мероприятий в рамках ЕврАзЭС. Оно проводится с учетом реализации межгосударственных программ совместной борьбы с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, трансграничной преступностью и незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, работы по созданию регионального рынка труда в условиях выработки согласованных мер и решения задач по гармонизации и сближению национальных законодательств, регулирующих взаимодействие и сотрудничество государств Сообщества в данной области.
Основными задачами нормативно-правового обеспечения являются:
- разработка международных договоров и других нормативно- правовых актов, определяющих участников, объемы, сроки и порядок создания единой системы учета;
- разработка и принятие межгосударственных документов о трансграничном распространении учетных данных и правовом режиме информационно-учетных ресурсов;
- выработка и принятие согласованных мер для оказания специальных информационных и телекоммуникационных услуг;
- разработка и утверждение необходимых методик, инструкций, механизмов формирования и защиты учетных данных, правил и порядка доступа к информационно-учетным ресурсам (массивам) и банкам учетных данных;
- подготовка и принятие согласованных документов о планировании и выполнении в государствах ЕврАзЭС организационных, научно-исследовательских, проектных, технических и других мероприятий;
- осуществление обмена между государствами Сообщества законодательными и нормативно-правовыми актами о создании, эксплуатации и обеспечении функционирования национальных информационно-учетных систем и их компонентов (элементов).
4.2. Организационное обеспечение МБДТМ предполагает выработку согласованных решений и мер, регулирующих отношения государств ЕврАзЭС на этапах разработки, формирования, функционирования и развития данной системы. Оно осуществляется на основе взаимовыгодного расширения общего информационного пространства и совершенствования автоматизированных систем и комплексов информационного обмена между государствами Сообщества.
Главной задачей организационного обеспечения, включающего решение вопросов распорядительного, материально-технического, финансового и кадрового характера, является разработка и выполнение в государствах ЕврАзЭС мероприятий, создающих благоприятные условия для построения рациональной структуры единой МБДТМ, эффективного функционирования ее основных компонентов (элементов) - абонентских постов и пунктов, национальных банков (массивов) учетных данных и органов их ведения.
Реализация главной задачи предусматривает создание межгосударственной рабочей группы экспертов.
4.3. Выбор организационных принципов и методов формирования абонентских постов и пунктов, создания и комплектования ведомственных, межведомственных, территориальных, региональных, национальных банков (массивов) учетных данных и органов их ведения, а также порядок обмена информацией является прерогативой государственных структур законодательной и исполнительной власти, соответствующих министерств, ведомств и других компетентных органов государств ЕврАзЭС.
4.4. Основными источниками или корреспондентами учетных данных в государствах Сообщества могут быть абонентские посты и пункты следующих органов:
- пограничного контроля (паспортно-визовые данные, сведения о пересечении государственных границ);
- таможенного и транспортного контроля (сведения о въезде и выезде, маршрутах следования);
- внутренних дел, иммиграционного и паспортно-визового контроля (сведения о выданных (продленных) визах, приглашениях, а также об изменении регламента пребывания на территориях);
- безопасности и иностранных дел (сведения о выданных (продленных) визах и приглашениях);
- других компетентных органов.
4.5. Основным документом, определяющим содержание учетной информации и регламентирующим работу абонентских постов и пунктов единой системы учета, является согласованный в процессе ее разработки и создания Единый перечень учетных данных трудящихся-мигрантов - граждан государств ЕврАзЭС.
4.6. Для организации процессов получения, обработки и передачи фиксируемой информации разрабатываются и применяются единые правила структурирования, индексирования и кодирования учетных данных, а также единые методические подходы к выбору и использованию информационно-поисковых языков и средств лингвистического обеспечения. (Единые правила и методы должны содержаться в специальных инструкциях, руководствах, пособиях по сбору, обработке, хранению и передаче учетных данных).
4.7. В целях организации учета прибывающих на определенное время и проживающих как временно, так и постоянно в государствах Сообщества трудящихся-мигрантов - граждан государств ЕврАзЭС осуществляется:
формирование структурно-функциональных элементов общего банка учетных данных путем группирования и распределения сведений с использованием такого критерия, как время заявленного (разрешенного) пребывания трудящихся-мигрантов - граждан государств ЕврАзЭС. При создании комплекса аппаратно-программного обеспечения общего банка учетных данных необходимо предусматривать возможность функционирования в условиях неполного информационного обеспечения, потребность выполнения задач группирования учетных сведений с использованием других реквизитов и показателей.
4.8. Место размещения, порядок создания и ведения общего банка учетных данных определяются по предложениям и результатам согласованных действий заинтересованных органов государств Сообщества, устанавливаются и утверждаются решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств).
4.9. Общий и национальные банки (массивы) учетных данных и содержащаяся в них информация подлежат защите от несанкционированного доступа в порядке, установленном международными договорами и внутригосударственными нормативно-правовыми актами государств Сообщества об обеспечении безопасности (защиты) информации и разграничения доступа к ней.
Передача учетных данных вне единой системы учета и распространения хранящихся в общем банке учетных данных сведений о трудящихся-мигрантах - гражданах государств ЕврАзЭС запрещается.
4.10. Порядок определения корреспондентов (абонентов) учетных данных предполагает составление перечня подразделений, организаций, учреждений, министерств и ведомств, межведомственных органов государств ЕврАзЭС, а также органов Сообщества, на которые возлагаются функции получения, сбора, обработки и предоставления учетных сведений в общий банк учетных данных.
Единый перечень абонентов (корреспондентов) учетных данных составляется по представлениям компетентных органов государств ЕврАзЭС.
4.11. Порядок определения субъектов - потребителей учетных данных предполагает составление перечня учреждений, министерств, ведомств и других компетентных органов государств ЕврАзЭС, которые заинтересованы в получении информации из общего банка учетных данных.
Единый перечень субъектов - потребителей учетных данных составляется по представлениям государств Сообщества, а также их органов, рассматривается и утверждается решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств).
4.12. Научное обеспечение единой системы учета предусматривает организацию и проведение совместных научно-исследовательских и проектных работ, которые должны задаваться и выполняться в целях получения научно обоснованных рекомендаций по построению и развитию единой информационно-учетной системы, стандартизации и унификации ее компонентов (элементов), совершенствованию программного и технического обеспечения. При этом они могут являться составной частью комплексных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектных и экспериментальных разработок в области создания и совершенствования автоматизированных систем информационного обмена государств ЕврАзЭС.
Задание на проведение совместных научно-исследовательских и проектных работ, направленных на создание и развитие единой системы учета, рассматривается и утверждается решениями Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств). и предполагает:
- определение содержания, актуальности, реальной потребности разработки конкретных проблемных вопросов и тем;
- установление генерального заказчика, заказчиков, исполнителей и соисполнителей работ с выявлением их полномочий, отношений и форм взаимодействия;
- выработку согласованных технических заданий на выполнение работ с учетом возможности применения договорных и организационно- распорядительных методов;
- согласование и установление этапов, сроков и основных условий проведения работ;
- решение вопросов научно-методического, информационного, кадрового и материально-технического обеспечения исследований и разработки проектов;
- организацию контроля за ходом работ и отчетностью о полученных результатах;
- приемку результатов работ, научно-технической, проектной, программной продукции и планирование мероприятий по их внедрению;
- определение порядка и объемов финансирования работ.
V. Основы финансирования, материально-технического и кадрового обеспечения МБДТМ
5.1. Целевое финансирование совместных работ по разработке, созданию и развитию МБДТМ осуществляется по договоренности заинтересованными государствами ЕврАзЭС.
5.2. Материально-техническое обеспечение единой системы учета, создаваемой на основе унификации и стандартизации основных компонентов (элементов) и совместимости программных и технических средств (комплексов), осуществляется с учетом потребностей и возможностей использования существующих телекоммуникационных сетей, традиционных средств связи, широко применяемых персональных компьютеров и периферийных устройств, пакетов программ и приложений.
Главной задачей материально-технического обеспечения МБДТМ является разработка и выполнение в государствах Сообщества согласованных мероприятий по аппаратно-программному оснащению и комплектованию автоматизированными комплексами основных структурно-функциональных элементов системы - абонентских постов и пунктов, общего и национальных банков учетных данных и органов их ведения.
5.3. Кадровое обеспечение МБДТМ заключается в комплектовании абонентских (корреспондентских) постов и пунктов национальных информационно-учетных систем, общего банка учетных данных и подразделений субъектов - потребителей квалифицированными специалистами.
Подготовка кадров для подразделений, учреждений, министерств, ведомств и других компетентных органов государств ЕврАзЭС, в которых функционируют абонентские (корреспондентские) посты и пункты, должна проводиться в рамках сложившихся систем профессиональной подготовки и переподготовки специалистов информационно-аналитических подразделений, связи, операторов-программистов и других.
Подготовка и переподготовка кадров для работы на автоматизированных комплексах МБДТМ осуществляется на основе двусторонних (многосторонних) договоров государств ЕврАзЭС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.