Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению Межгосовета ЕврАзЭС
от 11 декабря 2009 г. N 466
Концепция
межгосударственной целевой программы Евразийского экономического сообщества "Создание системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС"
1. Государство - член ЕврАзЭС, выступившее с инициативой о разработке проекта целевой программы
Российская Федерация.
2. Предполагаемое наименование целевой программы
Создание системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического сообщества (далее - СИМО ЭК ЕврАзЭС, Система).
3. Обоснование актуальности проблемы
Основными целями и задачами развития Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС, Сообщества) является создание таможенного союза и единого экономического пространства в рамках Сообщества.
Таможенный союз предполагает создание единой таможенной территории, на которой действуют единый торговый режим, единый порядок тарифного и нетарифного регулирования в отношениях с третьими странами, в том числе единый порядок экспортного контроля.
Единые правила осуществления экспортного контроля устанавливаются Соглашением о едином порядке экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического сообщества от 28 октября 2003 года (далее - Соглашение).
В целях реализации норм Соглашения, уполномоченные государственные органы Сторон в области экспортного контроля (далее - уполномоченные органы Сторон) должны обмениваться информацией в отношении:
- выданных уполномоченными органами Сторон разрешений на вывоз товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, за пределы территорий государств - членов ЕврАзЭС;
- выявленных недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности;
- принятых решений об аннулировании разрешений на вывоз товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, о приостановке или изменении условий действия таких разрешений;
- принятых решений о приостановке вывоза с территории своего государства за пределы государств - членов ЕврАзЭС товаров и технологий, в отношении которых были выданы разрешения на вывоз уполномоченным органом другого государства - члена ЕврАзЭС;
- согласования выдачи разрешений на вывоз товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в случаях, когда это предусмотрено Соглашением;
- дополнительных ограничительных мер на осуществление внешнеэкономических операций, принятых государством - членом ЕврАзЭС.
Такая деятельность необходима:
- для обеспечения интересов безопасности государств - членов ЕврАзЭС в контексте решения задач нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
- для исключения бесконтрольных передач продукции, используемой в целях создания других наиболее опасных видов вооружения и военной техники;
- для недопущения попадания оружия или его компонентов в руки террористов;
- для создания условий для эффективной реализации Соглашения.
Учитывая существующие в настоящее время различия в системах экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС, эффективное взаимодействие предполагает также проведение консультаций представителей уполномоченных органов Сторон с целью:
- принятия согласованных решений по конкретным текущим проблемам в области экспортного контроля;
- оперативного решения возникающих в ходе реализации Соглашения проблемных вопросов;
- осуществления взаимодействия по вопросам гармонизации законодательств государств - членов ЕврАзЭС в области экспортного контроля;
- согласования выдачи разрешений на вывоз товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в случаях, когда это предусмотрено Соглашением.
Отсутствие взаимной координации деятельности в данном направлении может привести к нарушениям взаимных обязательств Сторон в области экспортного контроля, а также их международных обязательств.
Актуальность проведения работ в рамках межгосударственной целевой программы обусловлена также другим аспектом деятельности уполномоченных органов Сторон. Как правило, национальные системы информационного обеспечения экспортного контроля взаимодействуют с национальными системами таможенного контроля (в контексте введения электронного декларирования, мониторинга исполнения лицензий и т.д.). В связи с этим внедрение СИМО ЭК ЕврАзЭС позволит повысить эффективность функционирования систем таможенного контроля, как национальных, так и в масштабах ЕврАзЭС.
Такая деятельность будет способствовать гармонизации национальных систем экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС.
По мере развития сектора наукоемкой и высокотехнологичной продукции в государствах - членах ЕврАзЭС возрастает потребность в обучении участников внешнеэкономической деятельности правилам экспортного контроля, повышению их информированности.
Уполномоченными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации накоплен большой опыт работы по внедрению информационно-методического обеспечения в своей повседневной деятельности. Консолидация усилий, ресурсов и опыта в рамках межгосударственной целевой программы позволит создать эффективную систему взаимодействия в условиях интеграционного процесса и будет способствовать гармонизации национальных систем экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС.
Требуемые уровни оперативности, качества и эффективности решения совместных проблем и задач, возникающих при осуществлении экспортного контроля, могут быть достигнуты за счет создания и использования современных аппаратурно-алгоритмических комплексов, а также создания и внедрения единого методического обеспечения в практику информирования и обучения участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) на всем пространстве государств - членов ЕврАзЭС.
Таким образом, создание и внедрение системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС позволит:
- обеспечить оперативность обмена между уполномоченными органами Сторон информацией, необходимой для своевременного выявления и пресечения правонарушений в области экспортного контроля;
- повысить оперативность взаимодействия уполномоченных органов Сторон при выдаче разрешительных документов на вывоз контролируемой продукции и, соответственно, сократить сроки рассмотрения заявлений участников ВЭД на их получение;
- повысить эффективность контроля за соблюдением законодательства в области экспортного контроля и выполнения обязательств по международным режимам экспортного контроля;
- обеспечить своевременность получения необходимой информации о перемещении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, через границы государств - членов Сообщества;
- создать единое методическое обеспечение информирования и обучения участников ВЭД на всем пространстве государств - членов ЕврАзЭС.
4. Конкретные цели и задачи целевой программы
Целью настоящей Программы является разработка и внедрение механизма оперативного взаимодействия и методической поддержки деятельности в области экспортного контроля уполномоченных органов Сторон и участников ВЭД.
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
1) создание национальных компонентов СИМО ЭК ЕврАзЭС и программно-алгоритмического комплекса с разнесенными пунктами приема-передачи информации, обеспечивающего оперативное взаимодействие уполномоченных органов Сторон и централизованное ведение общей информации ЕврАзЭС по тематике экспортного контроля;
2) разработка методологических подходов, методических и нормативных материалов в интересах информирования, повышения квалификации кадров и обучение участников ВЭД по вопросам экспортного контроля, в том числе путем создания общей информационной базы нормативных правовых актов государств - членов ЕврАзЭС по вопросам экспортного контроля.
5. Предварительная оценка социально-экономической эффективности целевой программы
В настоящее время в рамках ЕврАзЭС взаимодействие между уполномоченными органами осуществляется в формате встреч экспертов и заседаний Комиссии по взаимодействию в области экспортного контроля при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС. Возникающие проблемные вопросы решаются посредством почтовой переписки либо ведения телефонных переговоров, причем во втором случае исключается возможность обмена конфиденциальной информацией. Вместе с тем создание в перспективе единой таможенной территории предусматривает свободное перемещение продукции (за исключением отдельных видов товаров) в пределах территорий государств - членов ЕврАзЭС, а также действие разрешений на вывоз товаров и технологий, выданных уполномоченным органом Стороны, на территории всех государств - членов Сообщества за его пределы.
Обеспечение оперативности обмена сведениями о выданных разрешительных документах, принятых решениях об их аннулировании, приостановке или изменении условий их действия, принятия согласованных решений по конкретным текущим вопросам в области экспортного контроля требует безусловного перехода на качественно новый уровень взаимодействия уполномоченных органов Сторон.
Реализация Программы обеспечит повышение эффективности деятельности уполномоченных органов Сторон, в том числе:
- повышение эффективности контроля за соблюдением и выполнением обязательств по международным режимам экспортного контроля;
- ускорение решения вопросов, возникающих в ходе реализации Соглашения;
- обеспечение своевременности получения необходимой информации о перемещении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, через границы государств - членов Сообщества;
- создание единого методического обеспечения по вопросам экспортного контроля в рамках Соглашения.
Таким образом, межгосударственная координация деятельности в области экспортного контроля, в том числе и на территории создаваемого к 2010 году таможенного союза, потребует современного уровня информационного взаимодействия, повышения квалификации специалистов и их обучения по единым стандартам.
В целом, в социально-экономическом плане реализация Программы позволит создать благоприятные условия для наращивания товарооборота государств - членов ЕврАзЭС за счет устранения излишних бюрократических процедур при одновременном обеспечении выполнения государствами - членами Сообщества международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки.
6. Предполагаемые целевые индикаторы и показатели
Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться на основе разработанной системы целевых индикаторов и показателей. Предлагаемые целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход реализации и поэтапного достижения цели Программы, представлены в Приложении 1.
Представленный перечень будет уточнен на стадии разработки проекта Программы применительно к мероприятиям Программы.
7. Оценка соответствия программных мероприятий экологическим и иным требованиям
В связи с тем, что при создании СИМО ЭК ЕврАзЭС предусматривается использование современных вычислительных средств, средств связи и отображения информации, при реализации мероприятий Программы будут обеспечены условия экологической безопасности.
Средства на проведение экспертизы соответствия программных мероприятий экологическим и иным требованиям в Программе не предусмотрены.
В случае необходимости заказчики Программы могут провести соответствующую экспертизу мероприятий за счет своих средств.
8. Основные мероприятия, необходимые для реализации программы
Для достижения цели Программы планируется осуществить комплекс мероприятий (Приложение 2) в соответствии с задачами, изложенными в разделе 4:
- в рамках реализации первой задачи:
эскизное и техническое проектирование СИМО ЭК ЕврАзЭС;
разработка функционального программного обеспечения СИМО ЭК ЕврАзЭС;
подготовка спецификаций и закупка технических средств, системного программного обеспечения, покупных компонентов СИМО ЭК ЕврАзЭС;
поэтапное оснащение и ввод в эксплуатацию систем автоматизации координационного центра ИК ЕврАзЭС и уполномоченных органов Сторон;
обучение специалистов, в должностные обязанности которых входит обслуживание систем автоматизации;
обучение специалистов, в должностные обязанности которых входит эксплуатация систем автоматизации;
- в рамках реализации второй задачи:
разработка учебных планов, курсов лекций, учебно-методических пособий и других средств обучения специалистов в области экспортного контроля;
организация обучения представителей государственных структур и внешнеторговых организаций государств-участников ЕврАзЭС по вопросам экспортного контроля;
определение состава и порядка ведения информационно-справочной базы данных нормативно-правовой информации СИМО ЭК ЕврАзЭС;
в необходимых случаях приведение нормативно-правовой информации к формализованному виду с целью ее автоматизированного использования в компонентах СИМО ЭК ЕврАзЭС (например, типовые списки товаров, подлежащих экспортному контролю).
Принципы построения, проект структуры СИМО ЭК ЕврАзЭС и проект схемы взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ЕврАзЭС в рамках создаваемой Системы, а также предложения по составу компонент Системы приведены в Приложении 5.
Правовыми аспектами создания системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств - членов ЕврАзЭС являются нормативные правовые акты ЕврАзЭС, регулирующие отношения в области экспортного контроля, и нормативные правовые акты государств - членов ЕврАзЭС в области экспортного контроля, обеспечивающие их выполнение на национальных уровнях.
9. Участники целевой программы
от Республики Беларусь Государственный военно-промышленный комитет;
от Республики Казахстан Министерство индустрии и торговли;
от Кыргызской Республики Министерство экономического развития и торговли;
от Российской Федерации Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);
от Республики Таджикистан Министерство экономического развития и торговли.
10. Заказчик-координатор
ФСТЭК России.
11. Заказчики от каждого государства - члена ЕврАзЭС
от Республики Беларусь Государственный военно-промышленный комитет;
от Республики Казахстан Министерство индустрии и торговли;
от Кыргызской Республики Министерство экономического развития и торговли;
от Республики Таджикистан Министерство экономического развития и торговли.
12. Разработчики проекта Концепции целевой программы:
от Республики Беларусь - Государственный военно-промышленный комитет, Научно - исследовательское республиканское унитарное предприятие "НИИ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ";
от Республики Казахстан - Министерство индустрии и торговли;
от Российской Федерации - ФСТЭК России (основной разработчик).
13. Сроки разработки проекта целевой программы
Разработку проекта целевой Программы предполагается выполнить в 2011 году в течение 4 месяцев с даты заключения соответствующего договора между Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС, заказчиком-координатором и заказчиками Программы.
14. Ориентировочные сроки реализации целевой программы
Ориентировочный срок реализации Программы - 2011-2014 годы (четыре года).
Создание Системы предполагает решение сложных технических задач, привлечение значительных объемов финансовых и организационных ресурсов.
Представляется целесообразным основные элементы Программы реализовать в период с 2011 по 2012 годы. Результатом этой работы должен стать ввод в опытную эксплуатацию Системы для взаимодействия уполномоченных органов трех государств - членов ЕврАзЭС с координационным центром.
Опытная эксплуатация, а также доработка и развитие СИМО ЭК ЕврАзЭС с учетом складывающейся практики взаимодействия уполномоченных органов Сторон будут проводиться в период с 2013 по 2014 годы.
15. Объем необходимых финансовых средств для разработки проекта целевой программы с указанием источников финансирования и долевого участия участников целевой программы
На разработку и согласование проекта целевой Программы потребуются средства в размере 4 млн. российских рублей (Приложение 3). Расчет необходимого объема финансирования проводился, исходя из опыта аналогичных работ, и учитывает трудозатраты и потребности для обеспечения деятельности коллектива, участвующего в разработке проекта.
Пояснительная записка со сметой предполагаемых затрат, а также расчет финансовых средств, требуемых каждому участнику на разработку проекта целевой программы, прилагается (Приложение 4). При распределении финансовых средств принято во внимание, что Научно-исследовательское республиканское унитарное предприятие "НИИ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ" (Республика Беларусь) будет выполнять функции основного разработчика СИМО ЭК ЕврАзЭС, а Российская Федерация - функции заказчика-координатора.
Финансирование разработки проекта Программы осуществляется на основании решения Межгоссовета ЕврАзЭС об утверждении Концепции и разработке проекта Программы.
Финансирование разработки проекта Программы осуществляется из бюджета ЕврАзЭС за счет взносов государств - членов Сообщества (табл. 1).
Средства, предусмотренные на разработку проекта Программы, перечисляются государствами-членами в полном объеме в установленный срок на отдельный бюджетный счет Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, открытый в Межгосбанке в российских рублях.
Интеграционный Комитет ЕврАзЭС перечисляет поступившие от Сторон средства заказчику-координатору и заказчикам целевой Программы в соответствии с договором между Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС, заказчиком-координатором и заказчиками Программы.
Предлагаемое долевое участие государств - членов ЕврАзЭС в разработке проекта Программы
Таблица 1 * | ||
Государства-члены |
Доля участия (%) в централизованном финансировании |
Объем финансирования в млн. российских руб. |
Российская Федерация |
32 |
1,28 |
Республика Беларусь |
32 |
1,28 |
Республика Казахстан |
32 |
1,28 |
Республика Таджикистан |
2 |
0,08 |
Кыргызская Республика |
2 |
0,08 |
ИТОГО |
100 |
4 |
* Примечание. Объемы финансирования, приведенные в табл. 1 и 2, определены исходя из разноуровневого участия стран в интеграционном процессе и равной заинтересованности РБ, РК, РФ - в скорейшем внедрении СИМО ЭК ЕврАзЭС в условиях формирования таможенного союза.
16. Ориентировочный объем финансовых средств для реализации целевой программы, источники финансирования, долевого участия участников целевой программы и направления расходования
Финансирование мероприятий межгосударственной целевой Программы (табл. 2) предлагается осуществлять следующим образом:
из бюджета ЕврАзЭС за счет взносов государств - членов ЕврАзЭС, участвующих в ее реализации;
методом раздельного финансирования из бюджетов государств - членов ЕврАзЭС для выполнения работ на территориях соответствующих государств (в частности, Республики Беларусь). Перечень работ, подлежащих раздельному финансированию, и объем соответствующих финансовых средств, засчитываемых в счет объема финансирования, исчисленного исходя из установленного настоящей Программой долевого участия государств-участников, будет уточнен на этапе разработки проекта межгосударственной целевой Программы при разработке технико-экономического обоснования.
Предполагаемое долевое участие государств - членов ЕврАзЭС в реализации целевой Программы
Таблица 2 * | ||
Государства-члены |
Доля участия (%) |
Объем финансирования в млн. российских руб. |
Российская Федерация |
32 |
129,2 |
Республика Беларусь |
32 |
129,2 |
Республика Казахстан |
32 |
129,2 |
Республика Таджикистан |
2 |
8,08 |
Кыргызская Республика |
2 |
8,08 |
ИТОГО |
100 |
403,76 |
* Примечание. Объемы финансирования, приведенные в табл. 1 и 2, определены исходя из разноуровневого участия стран в интеграционном процессе и равной заинтересованности РБ, РК, РФ - в скорейшем внедрении СИМО ЭК ЕврАзЭС в условиях формирования таможенного союза.
Долевое участие государств - членов ЕврАзЭС в реализации Программы будет уточнено на стадии разработки проекта целевой программы исходя из степени их участия и заинтересованности в конкретных мероприятиях программы.
На реализацию Программы предполагается использовать общий объем финансирования предположительно в размере 403,76 млн. российских рублей.
Направления расходования средств по годам:
2011 г. - 60,78 млн. руб. (эскизное и техническое проектирование СИМО ЭК ЕврАзЭС);
2012 г. - 101,56 млн. руб. (рабочее проектирование, установка оборудования и ввод СИМО ЭК ЕврАзЭС в опытную эксплуатацию, работы по разработке информационной и учебно-методической части Программы);
2013 г. - 96,22 млн. руб. (мониторинг и доработка СИМО ЭК ЕврАзЭС с учетом опытной эксплуатации; подготовка справочных и учебно-методических пособий и проведение обучения специалистов государств - членов ЕврАзЭС);
2014 г. - 145,2 млн. руб. (доработка СИМО ЭК ЕврАзЭС с учетом опытной эксплуатации; установка и ввод в эксплуатацию Системы в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан и проведение обучения специалистов государств - членов ЕврАзЭС).
В инициативном предложении о разработке Программы предполагалось использовать объем финансирования в размере 105 млн. росс. руб. При этом отмечено, что "стоимость работ указана ориентировочно и будет уточняться при разработке проекта Концепции".
Рост расходов на реализацию Программы обусловлен установленной в ходе разработки проекта Концепции необходимостью включения в состав СИМО ЭК ЕврАзЭС компонентов национальных систем, обеспечения требуемого уровня информационной безопасности при обмене данными между национальными системами экспортного контроля и интегрированной частью системы, что привело к существенному увеличению предполагаемых трудозатрат и стоимости проводимых работ с учетом индексации заработной платы исполнителей за период с января 2007 г. по октябрь 2008 г.
Возможность уточнения работ и требуемых объемов финансирования на этапе разработки проекта Концепции предусмотрена одобренным инициативным предложением, утвержденным решением Интеграционного Комитета ЕврАзЭС от 29.07.2008 г. N 907.
Предполагаемые объемы финансовых средств, требуемые участникам целевой программы для ее реализации, представлены в таблице 3. Объемы финансирования указаны ориентировочно и будут уточняться при разработке проекта целевой программы.
Предполагаемые объемы финансовых средств, требуемые участникам целевой Программы для ее реализации
Таблица 3 | |||||
Участники программы |
Объем финансирования в млн. руб. (ориентировочно) |
||||
Всего |
в том числе по годам: |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Республика Беларусь |
238,93 |
31,0 |
67,9 |
54,2 |
85,83 |
Республика Казахстан |
56,74 |
10,12 |
12,24 |
15,28 |
19,1 |
Российская Федерация |
98,53 |
19,66 |
21,42 |
26,74 |
30,71 |
Кыргызская Республика |
4,78 |
- |
- |
- |
4,78 |
Республика Таджикистан |
4,78 |
- |
- |
- |
4,78 |
ИТОГО |
403,76 |
60,78 |
101,56 |
96,22 |
145,2 |
Распределение финансовых средств, представленное в таблице 3, приведено при условии, что Республика Беларусь выполняет функции основного разработчика СИМО ЭК ЕврАзЭС (раздел 5 Приложения 5), а Российская Федерация - функции заказчика-координатора.
Схема взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ЕврАзЭС предполагает создание трехуровневой структуры (раздел 2 Приложения 5). При этом работы, связанные с разработкой координационного центра СИМО ЭК ЕврАзЭС и пунктов взаимодействия, планируется осуществить основным разработчиком. Закупку и поставку оборудования, системного программного обеспечения и обучение специалистов по вопросам эксплуатации оборудования планируется осуществить централизовано, ориентировочная стоимость вышеуказанных работ в ценах 2008 года составляет 76,82 млн. руб. Такой подход позволит реализовать технические требования к компонентам СИМО ЭК ЕврАзЭС (раздел 4 Приложения 5) и повысить эффективность расходования финансовых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.