Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере (прилагаются).
2. Рекомендовать Рабочей группе по разработке проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года использовать указанные Основные направления в качестве базового документа при разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года.
3. Настоящее Решение вступает в силу с даты подписания.
От Азербайджанской Республики
-
От Республики Армения
/подпись/
От Республики Беларусь
/подпись/
От Республики Казахстан
/подпись/
От Кыргызской Республики
/подпись/
От Республики Молдова
/подпись/
От Российской Федерации
/подпись/
От Республики Таджикистан
/подпись/
От Туркменистана
-
От Республики Узбекистан
-
От Украины
/подпись/
Основные направления
долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере
(утв. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств об Основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере от 20 ноября 2009 г.)
Общие положения
Основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере (далее - Основные направления) подготовлены во исполнение Решения Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года о разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года.
При разработке Основных направлений использовались базовые положения Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, в части развития производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически взаимосвязанными производствами, разработки межгосударственных программ по техническому перевооружению, инновационным технологиям взаимодействия в передовых направлениях научно-технического сотрудничества, а также Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года, в части создания условий для реализации ее второго и третьего этапов, направленных на формирование к концу 2020 года инновационной модели экономики государств - участников СНГ.
В современном мире инновации приобретают стратегическое значение для повышения конкурентоспособности и устойчивого роста национальной экономики. Государства, осуществляющие политику развития экономики знаний, демонстрируют высокие темпы экономического роста. Формирование перспективной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, является одним из наиболее сложных, но и жизненно важных вызовов для государств - участников СНГ в современных условиях.
Эффективно преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса, противостоять новым вызовам и угрозам возможно только сообща через создание межгосударственного инновационного пространства, концентрацию объединенных усилий и ресурсов на приоритетных направлениях инновационно-технологического прорыва, развития современных технологических укладов.
Основные направления должны послужить концептуальной основой для разработки Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года.
Их реализация обеспечит переход участников инновационных процессов на принципиально новые технологии, позволит осуществить модернизацию национальной экономики на современной научно-технической базе, заменить морально и физически устаревшие основные фонды.
Современный мир и СНГ.
Состояние и тенденции развития сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере
Современный период мирового развития характеризуется прежде всего структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами и возрастанием роли региональных экономических объединений.
Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между тенденциями глобализации и регионализации мировой экономики как реакцией на рост напряженности между мировыми центрами силы и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. Немаловажно, что все это будет происходить в условиях дефицита природных ресурсов и глобальных природно-климатических изменений.
Развитие мирового сообщества государств сегодня определяется в основном взаимодействием между формирующимися интеграционными образованиями стран Европы, Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона, в основе которых лежат геоэкономические и геополитические интересы.
Для наращивания экономического потенциала и обеспечения защиты национальных интересов государствам - участникам СНГ необходимо определить свои роль и место в мировой хозяйственной системе, реальные перспективы развития с учетом складывающихся глобальных тенденций.
Это возможно прежде всего через инновационный путь развития. Но, несмотря на его безусловную приоритетность, что подтверждается опытом США, ЕС, Японии, а в последнее время и Китая, в государствах - участниках СНГ в этом отношении наблюдается определенная инертность, мало учитывается фактор времени, остается низким уровень стратегического планирования, отсутствует стремление выделять средства на внедрение новаций. Эти упущения присущи как государственным структурам, так и бизнесу, как на центральном, так и на региональном уровнях. В целом по СНГ затраты на инновации составляют всего 4,9% общего объема затрат на производство продукции.
По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, в экспорте государств - участников СНГ наибольший объем приходится на сырьевые товары: нефть, газ, черные и цветные металлы, лес, руды и другие виды сырья и материалов с низким уровнем обработки и добавленной стоимости.
Отставание государств - участников СНГ от развитых государств мира по доли экспорта высокотехнологичной продукции в общем объеме промышленного экспорта не сокращается. Во многом это вызвано тем, что товары высокотехнологичного уровня, производимые в СНГ (программные и технические средства, новые материалы, биотехнологии, информационные ресурсы, услуги и др.), остаются в основном неконкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
За последние 15 лет в странах с развитой экономикой доля затрат на научные исследования и разработки составляла 2,5 - 3% ВВП, в то время как в государствах - участниках СНГ этот показатель в среднем снизился до 0,4 - 0,5% ВВП.
Существующие структурные диспропорции и отсутствие инновационного финансирования негативно сказываются на конкурентоспособности государств - участников СНГ. В рейтинге конкурентоспособности государств мира (по данным Всемирного экономического форума в Давосе) за 2008-2009 годы из 134 государств Азербайджанская Республика занимала 69-е место, Республика Армения - 97-е, Республика Казахстан - 66-е, Республика Молдова - 95-е, Российская Федерация - 51-е место и Украина - 72-е.
В связи с резким усилением кризисных явлений в мире ВВП в среднем по государствам - участникам СНГ уменьшился в первом полугодии 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9% (при увеличении в первом полугодии 2008 года на 8%), производство промышленной продукции упало на 15% (в 2008 году прирост на 7%). Во всех государствах снизились объемы экспортно-импортных операций. Потребительские цены в среднем по государствам - участникам СНГ возросли в первом полугодии 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 13%.
Старение и износ основных фондов и особенно технологического оборудования являются сдерживающим фактором экономического роста, снижают уровень экономической безопасности и повышают вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Между тем предельный износ активной части основных фондов в среднем по государствам - участникам СНГ в реальном секторе экономики превышает 65%. Доля современного оборудования катастрофически снижается. В первую очередь это относится к машиностроению и металлообработке. Для решения этой проблемы необходимо обеспечить ежегодный прирост инвестиций на уровне не ниже 25% в год, а также направлять на долгосрочные вложения не менее 50% инвестиций.
Инновационное развитие государств - участников СНГ сдерживает сложная ситуация в финансовой и денежно-кредитной сферах. Это связано со структурными диспропорциями в экономике, низким уровнем монетизации, дефицитом платежных средств, недостатком собственного капитала как предприятий, так и банков, высокими ставками рефинансирования и кредита, дисбалансом между сроками привлечения кредитных ресурсов и их размещения.
Преодоление этих проблем возможно путем формирования нового технологического уклада на основе высоких технологий, информационно-компьютерных систем, новых источников энергии, а также глубокой переработки природных ресурсов, создания новых видов материалов и перехода к высоким ресурсосберегающим и экологически безопасным технологиям.
Научно-технический прогресс, инновационное развитие, по сути, интернациональны. По мере экономического роста на базе научно-технического и инновационного развития постоянно возрастают масштабы необходимых финансовых и интеллектуальных инвестиций.
Объединение усилий государств - участников СНГ по переводу своей экономики на инновационные рельсы является объективной необходимостью. Исходя из этого Советом глав государств СНГ 14 ноября 2008 года было принято Решение о разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года.
Для решения задач межгосударственного инновационного развития представляется необходимым использовать следующие преимущества экономики государств - участников СНГ:
богатые природные ресурсы, развитая минерально-сырьевая база и транспортная инфраструктура;
значительный технологический потенциал оборонной и смежных с ней гражданских отраслей промышленности;
резерв производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также на рынках ряда развивающихся стран;
имеющийся значительный научно-технический потенциал, высококвалифицированные научные кадры;
развитая система высшего образования.
Одновременно необходимо учитывать факторы, негативно влияющие на перспективы развития межгосударственной инновационной деятельности, в том числе:
технологическую отсталость отдельных отраслей промышленности и, как следствие, низкую конкурентоспособность их продукции;
неразвитость сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка;
отсутствие разветвленной инновационной инфраструктуры;
несовершенство нормативно-правовой базы инновационной деятельности;
недостаточный уровень защиты прав интеллектуальной собственности.
Таким образом, чтобы самостоятельно развить экономический потенциал отдельного государства на основе инновационной модели, необходимы огромные материальные, трудовые и финансовые затраты и длительное время. Между тем на пространстве СНГ могут быть реализованы масштабные инновационные проекты, которые позволят эффективно развивать экономику как отдельного государства, так и Содружества в целом.
Цели и задачи инновационного сотрудничества государств - участников СНГ
Для определения основных направлений инновационного сотрудничества необходимо прежде всего определить структурные приоритеты развития инновационной экономики и создать механизмы государственного стимулирования вложения инвестиционных ресурсов в наукоемкие производства. Конкретизация этой работы предполагает поэтапную организацию процесса прогнозирования и стратегического научно-технического планирования на основе существующих национальных и межгосударственных концепций, стратегий экономического развития, а также разработку межгосударственных целевых программ их реализации.
Это позволит охватить на межгосударственном уровне всю инновационную цепочку - от возникновения новой научной идеи, ее оформления и появления новшества до воплощения его в новый научно-технический продукт и новую (модифицированную) технологию, появления и предоставления новых услуг.
Ресурсы, которые могут выделить государства - участники СНГ и частный капитал на инновационную трансформацию экономики, ограничены. Поэтому важно не распылять их, а сконцентрировать на сравнительно узком круге передовых технологий, дающих наибольший эффект.
Эта задача должна решаться путем определения приоритетных направлений развития науки и техники, формирования и развития ядра прорывных технологий в сферах, в которых государства - участники СНГ имеют значительный потенциал - авиакосмическая техника, нефтехимия, оборонные технологии и технологии двойного назначения, нано- и биотехнологии, информационные технологии, новые материалы, энергетика.
В условиях финансово-экономического кризиса необходимо также исходить из принципов государственного регулирования инновационного развития, осуществляемого через нормативное регулирование деятельности субъектов рынка, непосредственное участие государства в инновационных национальных и целевых программах путем их адресного финансирования.
Сложность перехода на инновационную модель развития потребует, кроме того, качественных изменений в общественном сознании, вовлечения большого числа общественных и экономических институтов для объединения возможностей науки, бизнеса и образования.
Цель разработки Основных направлений заключается в том, чтобы на базе существующих в государствах - участниках СНГ национальных стратегий инновационного развития и национальных инновационных систем определить приоритетные направления сотрудничества в научно-технической и инновационных сферах, а также базовые элементы Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года, условия и оптимальный путь формирования межгосударственного инновационного пространства в целях перехода на инновационную модель экономики.
Основой для формирования Основных направлений должны быть:
приоритетные направления развития науки и техники и перечень критических технологий национального уровня;
стратегии и концепции развития отраслей национальной экономики;
важнейшие направления развития высокотехнологичных отраслей;
наиболее эффективные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполненных в рамках национальных программ;
результаты выполнения программ в рамках прикладных исследований;
технологические потребности экономики государств - участников СНГ, в частности, насыщение потребительского рынка конкурентоспособными товарами и услугами, развитие здравоохранения, освоение новых поколений материалов, энергосберегающих и экологически чистых технологий, освоение высокотехнологичной продукции, ресурсообеспечение и ресурсосбережение, развитие современной инфраструктуры и новых поколений средств транспорта и связи;
конкурентоспособность продукции (технологий), уровень новизны, патентная защищенность;
эффективность - норма прибыли или другой полезный эффект, который может быть получен от реализации критических технологий; ожидаемый срок окупаемости инвестиций в инновации;
обеспеченность научным заделом, кадровым потенциалом, производственными мощностями.
Целями Основных направлений являются:
эффективное использование инноваций и инвестиций, а также повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики государств - участников СНГ;
обеспечение экономической, продовольственной, энергетической и экологической безопасности;
обеспечение стабильного и сбалансированного экономического роста с повышением уровня благосостояния народов и качества жизни населения на основе эффектов масштаба, мультипликационного, симбиотического и синергетического эффектов;
производство экономически выгодных товаров и услуг за счет существенного повышения их инновационности, технологичности, наукоемкости и экологичности, а также уменьшения их энерго- и материалоемкости, проведения эффективной и комплексной политики энерго- и ресурсосбережения;
интенсивная взаимовыгодная торговля на условиях свободного движения труда и капитала.
Основными задачами по достижению поставленных целей являются: определение и реализация научно-технических приоритетов, обеспечение инновационной предпринимательской активности и инновационной культуры, введение объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, создание современной инфраструктуры инновационного процесса, реализация программ импортозамещения.
В соответствии со Стратегией экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года предусмотрены два этапа инновационного сотрудничества: первый - 2012-2015 годы и второй - 2016-2020 годы.
На первом этапе предполагается ускорение социально-экономического развития государств - участников СНГ путем формирования межгосударственного инновационного пространства на базе основных направлений долгосрочного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, разработки межгосударственных целевых программ инновационного сотрудничества, межгосударственных отраслевых научно-технических программ, обеспечивающих активизацию научно-технической и инновационной деятельности, концентрацию финансовых и материальных ресурсов.
На втором этапе предусматривается формирование регионального рынка нано- и пикоиндустрии, что будет способствовать сохранению и развитию наукоемких отраслей экономики, реализации научно-технических и образовательных потенциалов государств - участников СНГ для обеспечения к 2020 году их ведущих позиций на мировом рынке высокотехнологичной продукции.
Предполагаются развитие в режиме инновационной социально ориентированной экономики, разработка новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем.
Необходимо обеспечить не просто выход из экономического кризиса, а провести коренную трансформацию национальной экономики государств - участников СНГ. Главным инструментом данного процесса должна стать новая инвестиционная политика, способная обеспечить переход к инновационной экономике.
Решение указанных проблем возможно в рамках межгосударственного инновационного пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем и придающего устойчивый и системный характер инновационному развитию, что будет способствовать эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от места их создания.
Под межгосударственным инновационным пространством государств - участников СНГ понимается среда, характеризующаяся проведением этими государствами совместных действий по развитию науки и техники; внедрению в производство высоких технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг; объединению научно-технологических потенциалов; концентрацией совместных усилий и ресурсов на новых прорывных направлениях обеспечения устойчивого развития национальной экономики, и предотвращением технологического отставания от развитых стран.
Межгосударственное инновационное сотрудничество государств - участников СНГ предполагает:
создание пространства, объединяющего ресурсы национальных инновационных систем, придающего системный характер инновационному развитию и способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений;
усиление инновационной компоненты экономического роста на основе формирования национальных инновационных систем и межгосударственных инновационных проектов;
осуществление мер по созданию импортозамещающих производств в отдельных сегментах экономики;
увеличение доли отраслевой науки в системах научно-технических и инновационных фондов;
формирование масштабного рынка нанопродукции.
Создание межгосударственного инновационного пространства должно основываться на следующих основных принципах:
объединение и комплексность;
научная обоснованность;
системность;
единство централизма и самостоятельности;
цель;
адекватность;
объективность;
гласность;
самостоятельность;
равенство;
соблюдение национальных интересов;
поливариантность;
обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев;
единство и комплексность прогнозов, стратегических программ и планов;
единство процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения поставленных задач.
Межгосударственное инновационное пространство будет содействовать в предоставлении каждому государству - участнику СНГ равных возможностей по совместному использованию их научно-технологических и инновационных потенциалов, доступу на рынки научно-технологической и инновационной продукции, а также формированию общего рынка высокотехнологичных товаров и услуг государств - участников СНГ.
Основные направления долгосрочного межгосударственного инновационного сотрудничества
К основным направлениям долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в сфере инновационного сотрудничества можно отнести следующие:
1. Обеспечение благоприятных условий для сотрудничества государств - участников СНГ и их эффективного участия на мировых рынках интеллектуальной продукции.
Для этого необходимо совершенствование межгосударственной нормативно-правовой базы сотрудничества, формирование правовых основ межгосударственного инновационного пространства Содружества, достижение передовых стандартов и методологии организации научных исследований, исключение их дублирования, наиболее полное использование имеющейся инфраструктуры и ресурсов.
Важным здесь является формирование правовой базы в области коммерциализации технологий, в частности, по разработке типовых соглашений о проведении совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, и заключения лицензионных соглашений (о коммерческой тайне, использовании товарных знаков и др.) по всем направлениям межгосударственного инновационного сотрудничества.
Потребуется также создание правовых механизмов межгосударственного инновационного сотрудничества в сфере трансфера технологий, регулирующих передачу объектов интеллектуальной собственности, в том числе созданной с привлечением средств государственного бюджета. Использование трансфера технологий из промышленно развитых стран и внедрение в национальную промышленность будут способствовать развитию импортозамещающего производства, повышению конкурентоспособности экономики государств - участников СНГ.
2. Организация взаимодействия государственного и частного секторов экономики с партнерами из стран дальнего зарубежья позволит обеспечить эффективную поддержку продвижения наукоемкой продукции, произведенной в государствах - участниках СНГ, на мировой рынок. Необходимо также решить задачу по стимулированию участия зарубежных фирм и иностранных инвесторов в коммерциализации гражданских технологий разработчиков из государств - участников СНГ на мировом рынке технологий, наукоемких товаров и услуг.
Это предполагает создание для них равных с национальными фирмами льготных инвестиционных, налоговых и других условий в научно-технологической и инновационной областях, создание свободных экономических зон или зон коммерциализации технологий, формирование межгосударственных технопарков, технологических инкубаторов и научно-производственных комплексов в виде наукоградов, ориентированных на привлечение иностранных инвестиций.
Одновременно целесообразно рассмотреть вопросы о создании на межгосударственном уровне совместных с зарубежными фирмами научно-исследовательских и инновационных структур, в том числе с участием венчурного капитала и частных инвесторов, а также проработать вопрос создания за рубежом филиалов научно-технологических и инновационных фирм.
3. Создание соответствующей мировому уровню рыночной экономики межгосударственной инфраструктуры инновационного сотрудничества.
Для этого на первоначальном этапе необходимо проведение в государствах - участниках СНГ мероприятий по созданию (совершенствованию) правовых, организационных и финансовых механизмов функционирования межгосударственных инфраструктур инновационного сотрудничества.
Следует активизировать контакты с аккредитованными в государствах - участниках СНГ зарубежными фирмами в целях выявления иностранных партнеров для организации совместных предприятий, консорциумов и других интеграционных структур в области науки, технологий и инноваций.
Целесообразно уделить внимание созданию условий, обеспечивающих заинтересованность участников межгосударственного инновационного сотрудничества в эффективном партнерстве с государственными структурами.
Необходимо учитывать широкую дифференциацию уровня инновационного потенциала регионов, а также наблюдаемое в мире усиление роли регионального фактора, территориальных научно-производственных кластеров в формировании национальных конкурентных преимуществ. Следует создать эффективную систему межгосударственной экспертизы и отбора инновационных программ и проектов.
В дальнейшем целесообразно осуществлять межгосударственный мониторинг научного и инновационного сотрудничества, выявлять возможности подключения региональных структур к межгосударственным инновационным программам и проектам.
Особую роль в реализации инновационных программ и проектов, в их управлении играет разработка механизмов, позволяющих определить наиболее эффективные формы партнерства государства и предпринимательского сообщества. Необходимо развивать и широко использовать партнерство государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства.
На межгосударственном уровне в сфере инновационного сотрудничества необходимо также:
выработать прозрачные и понятные правила для предпринимателей, участвующих совместно с государством в реализации проектов, определить ответственность государства, сократить административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов. Особенно это важно при разработке и реализации межгосударственных пилотных программ и проектов;
сформировать межгосударственную . нормативно-правовую базу по созданию государственно-частного партнерства для взаимодействия государства и частного предпринимательства по всему инновационному циклу: от проведения научных исследований, коммерциализации научно-технических разработок и технологий до производства наукоемкой высокотехнологичной продукции.
4. Улучшение инвестиционного климата, создание условий для привлечения инвесторов в наукоемкий сектор, инновационные технологии.
С позиции требований привлечения инвестиций государства - участники СНГ относятся к региону с довольно высоким уровнем политических, экономических и правовых рисков. Как правило, сфера интересов транснациональных компаний ограничивается сырьевыми и перерабатывающими отраслями промышленности.
Мировой опыт свидетельствует, что правильно выбранная политика привлечения инвесторов способствует устойчивому инновационному развитию, росту показателей конкурентоспособности.
Для улучшения инвестиционного климата целесообразно в государствах - участниках СНГ и на межгосударственном уровне решать задачи:
эффективного использования средств, направляемых в науку, путем оптимизации пропорций между сметным и проектным финансированием при обязательном повышении финансовой обеспеченности научных организаций в расчете на одного занятого исследованиями и разработками;
формирования межгосударственной нормативно-правовой базы, обеспечивающей "стыковки" национального законодательства государств - участников СНГ в интересах создания межгосударственной экономической системы, в которой при высокой степени риска инновационная деятельность станет привлекательной, а доходность высокотехнологичных отраслей будет превышать доходность сырьевых отраслей.
5. Создание механизмов финансирования межгосударственных инновационных программ и проектов.
Низкая заинтересованность в инновациях со стороны предприятий, организаций и компаний государств - участников СНГ объясняется не только ограниченностью необходимых для этого финансовых ресурсов, но в значительной мере отсутствием понятных и приемлемых механизмов (адаптированных к межгосударственному сотрудничеству) реализации инновационных программ и проектов.
6. Формирование межгосударственной системы подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающей подготовку достаточного количества персонала, способного квалифицированно управлять инновационным процессом, в том числе реализацией конкретных межгосударственных инновационных программ и проектов.
Необходима подготовка специалистов, занимающихся различными организационно-экономическими аспектами инновационной деятельности (инновационные менеджеры), которые должны профессионально владеть принципами коммерциализации технологий, основами маркетинга, теорией и практикой охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, обладать инженерно-экономическими знаниями, качествами традиционного менеджера и ученого-исследователя, быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность инноваций.
7. Развитие региональной инновационной политики, которая во многом определяет конкурентоспособность национального бизнеса на современном мировом рынке.
Региональная инновационная политика представляется важным шагом на пути создания национальной инновационной системы государств - участников СНГ, в которой могут участвовать приграничные регионы государств - участников СНГ, где инновационная политика в основном строится в зависимости от экспортной ориентации на близлежащие внешние рынки, а также отдаленные от центра и депрессивные регионы, где возникает потребность в преодолении кризиса отставания за счет новых технологических решений по снижению затрат или созданию принципиально новых товаров и появлению новых компаний по их производству.
8. Обеспечение благоприятных условий для сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах путем разработки долгосрочных программ и механизмов финансирования отдельных проектов. Это предполагает первоочередное создание системы экспертизы и отбора на конкурсной основе научных и инновационных проектов.
При этом особое место следует уделять осуществлению совместных исследований в области фундаментальной науки, которая является базой инновационной деятельности и основой технологий в долгосрочной перспективе.
В целях повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса предлагается также разработать механизмы обеспечения сотрудничества между бизнесом и системой высшего образования и наукой.
9. Помимо указанных выше направлений государства - участники СНГ в своем инновационном развитии могут осуществлять сотрудничество:
в сфере топливно-энергетического комплекса;
в формировании новых транспортных магистралей, транс- и евроазиатских транспортных коридоров, разработке и реализации комплекса мер по созданию системы технологического, таможенного, информационно-логистического и сервисного обеспечения перевозок грузов на участках международных транспортных коридоров;
в формировании рынка экологически чистых продуктов питания на базе сельскохозяйственных предприятий по производству и переработке продукции по инновационным технологиям "замкнутого" цикла, по единым международным стандартам безопасного питания, опираясь при этом на идеологию бережного и осознанного отношения к здоровью человека и сохранению биосферы Земли;
в создании в сфере ресурсо- и энергосбережения таких правовых условий, при которых максимально возможно замещение природного сырья;
в формировании полноценного рынка нанопродукции;
в сфере информатизации, в обеспечении доступности современных информационно-коммуникационных услуг для населения;
в углублении и расширении сотрудничества в космической сфере.
Реализация Основных направлений, их эффекты, критерии и показатели
Для обеспечения успешного перехода к инновационной экономике представляется необходимым обеспечить достижение контрольных показателей (индикаторов) на макроуровне (в странах, регионах и отраслях), на микроуровне (на предприятиях и объединениях), а также сформировать механизмы по снижению трудо-, фондо-, энерго-, материалоемкости, поскольку эффективное использование ресурсов может обеспечить до 17% прироста национального дохода. Также необходимо повысить уровень наукоемкости выпускаемой продукции.
Приоритетом является обеспечение устойчивого экономического роста национальной экономики в соответствии со Стратегией экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. Основными критериями здесь являются повышение роста ВВП вследствие инноваций и выход на среднегодовой прирост ВВП 7-8%. В результате реальный ВВП к 2020 году может возрасти не менее чем в 2,4 раза.
С помощью факторов научно-инновационной деятельности необходимо обеспечить прирост не менее 40% национального дохода. При этом прирост ВВП вследствие инноваций должен составить 28%; удельный вес наукоемкой продукции в ВВП - 25%; прирост производительности труда на единицу прироста национального дохода должен быть не ниже 1,5-кратной величины; прирост фондоотдачи на единицу прироста экономического результата должен быть не ниже 10%; снижение расходов важнейших видов сырья и материалов на единицу продукции - 10%; снижение ресурсоемкости на единицу прироста экономического результата - не менее 10% для всех отраслей реального сектора экономики.
Эффективность реализации Основных направлений во многом зависит от следующих факторов:
нормативное регулирование межгосударственного инновационного сотрудничества;
разработка программ межгосударственного инновационного сотрудничества на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов с учетом изменений конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков;
непосредственное участие государств - участников СНГ в разработке Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества на основе существующих национальных приоритетов государств - участников СНГ в инновационной сфере;
формирование системы инновационных пилотных проектов. Совокупность взаимосвязанных пилотных инновационных проектов образует межгосударственные пилотные инновационные программы, которые, в свою очередь, составят практическую основу Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества;
государственная поддержка стратегических направлений инновационного межгосударственного сотрудничества, в том числе реализация межгосударственных пилотных инновационных программ в рамках государственно-частного партнерства.
Межгосударственная целевая инновационная программа государств - участников СНГ, увязанная по целям и задачам с национальными программами (проектами), позволит сконцентрировать государственные ресурсы на реализацию национальных приоритетов, опираясь на участие бизнеса и поддержку гражданского общества, добиваясь максимально возможного экономического и социального эффекта, прогрессивных технологических и структурных сдвигов.
В процессе разработки и реализации Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ будут созданы необходимые экономические, информационные, организационные, кадровые условия для реализации приоритетных направлений инновационного сотрудничества. Это обеспечит возможность сочетания различных методов и инструментов прямой и косвенной государственной поддержки межгосударственной инновационной деятельности, в том числе за счет: поддержки инновационного бизнеса;
формирования межгосударственной нормативной базы, обеспечивающей охрану и защиту интеллектуальной собственности, используемой в процессе инновационной деятельности или создаваемой в этом процессе;
помощи в информационном обеспечении инновационной деятельности путем создания информационных систем, обеспечивающих информационное сопряжение и упрощенное пользование потребителями в ходе инновационной деятельности существующих национальных баз данных по законченным НИОКР и патентам на изобретения;
кадровой поддержки инновационной деятельности в части подготовки инновационных менеджеров, повышения квалификации в этой области, создания учебных и консультационных инновационных центров, организации зарубежных стажировок, издания учебной и справочной литературы по инновационной деятельности;
формирования институтов инновационного развития - корпораций, консорциумов, холдингов, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний, которые аккумулируют и вкладывают инвестиции в освоение и распространение новых поколений техники и технологий, осуществляют координацию деятельности участников инновационного процесса, проводят целенаправленный маркетинг на внешнем и внутреннем рынках.
Основными сферами реализации Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года в отраслевом и технологическом аспектах могут стать:
освоение современных информационных технологий и развитие информационной инфраструктуры на основе систем спутниковой и оптоволоконной связи;
развитие нанотехнологий и создание наноматериалов с заранее заданными свойствами;
развитие биотехнологий, генной инженерии, обеспечивающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической, пищевой и других видов промышленности;
развитие солнечной, ветровой, водородной энергетики, а также других возобновляемых источников энергии;
развитие комплекса технологий ядерного цикла;
развитие лазерных технологий;
применение технологий регенерации тканей;
комплексное развитие ракетно-космической промышленности;
развитие гражданской авиации;
развитие современных транспортных технологий в целях повышения скорости и надежности комбинированных перевозок;
внедрение современных технологий по обеспечению жилищного строительства и модернизация ЖКХ;
модернизация непроизводственной сферы на основе современного оборудования;
повышение качества окружающей среды на основе современных "чистых" технологий;
технологии мониторинга окружающей среды, предупреждения природных и техногенных катастроф, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Реализация Основных направлений должна обеспечить повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики государств - участников СНГ, эффективность производства в СНГ наукоемких, конкурентоспособных товаров и услуг, рациональное и эффективное использование природных, сырьевых и инвестиционных ресурсов, рост благосостояния и повышение качества жизни населения государств - участников СНГ с приближением его к социальным стандартам развитых стран.
Оговорка Республики Молдова
к Решению Совета глав правительств СНГ об Основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере
(Ялта, 20 ноября 2009 г.)
"Республика Молдова будет участвовать в реализации настоящего документа, исходя из требований национального законодательства и международных обязательств Республики Молдова в данной области.
Настоящее Решение вступит в силу для Республики Молдова после выполнения внутригосударственных процедур".
Премьер-министр |
Владимир Филат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение об Основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере (Ялта, 20 ноября 2009 г.)
Настоящее Решение вступает в силу с даты подписания
Текст Решения официально опубликован не был