Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение II
I. Минимальные требования к экзаменам по вождению
Государства-члены ЕС должны предпринять все необходимые меры, чтобы удостовериться в том, что кандидат в водители обладает знаниями, навыками и демонстрирует поведение, необходимые для управления автотранспортным средством. Экзамены, введенные с этой целью, состоят из:
- экзамена по теории, а затем
- экзамена по практике вождения.
Условия, в соответствии с которыми проводятся указанные экзамены, изложены ниже.
А. Экзамен по теории
1. Форма
Выбранная форма должна быть такой, чтобы удостовериться в том, что кандидат в водители обладает требуемыми знаниями вопросов, перечисленных в пунктах 2, 3 и 4.
Любой кандидат на получение водительского удостоверения для управления транспортным средством одной категории, который сдал теоретический экзамен для получения водительского удостоверения на управление транспортными средствами разных категорий, может быть освобожден от исполнения общих положений, указанных в пунктах 2, 3 и 4.
2. Содержание теоретического экзамена, касающегося всех категорий транспортных средств
2.1. Вопросы должны задаваться по каждому пункту, перечисленному ниже, содержание и форма вопросов находятся на усмотрении каждого государства-члена ЕС:
2.1.1. Правила дорожного движения:
- в частности, касающиеся дорожных знаков, маркировки и сигналов, правил проезда и ограничения скорости;
2.1.2. Водитель:
- значимость внимательности и отношение к другим участникам дорожного движения,
- восприятие, оценка и принятие решений, в особенности, время реакции водителя, а также изменения в поведении при управлении транспортным средством в процессе воздействия алкоголя, наркотиков и медицинских препаратов, психического состояния и усталости;
2.1.3. Дорога:
- наиболее важные принципы, связанные с соблюдением безопасной дистанции между транспортными средствами, нарушением дистанции и устойчивости движения автомобиля в различных погодных и дорожных условиях,
- факторы риска управления транспортным средством, связанные с различными дорожными условиями, в частности, с тем, как они меняются в зависимости от погоды или времени суток,
- особенности различных типов дороги и связанных с ними требований, установленных законом;
- безопасное управление транспортным средством в автодорожных туннелях;
2.1.4. Другие участники дорожного движения:
- особые факторы риска, связанные с недостатком стажа вождения других участников дорожного движения и наиболее уязвимыми категориями указанных участников, такими как дети, пешеходы, велосипедисты и люди с ограниченными физическими возможностями,
- риски, касающиеся движения и управления различными типами транспортных средств и различными зонами видимости их водителей;
2.1.5. Общие нормы и правила, а также другие вопросы:
- нормы, касающиеся административных документов, необходимых для использования транспортных средств,
- общие правила, устанавливающие, как водитель должен себя вести в случае дорожно-транспортного происшествия (установка предупреждающих устройств и подача сигнала тревоги) и мероприятия, которые он должен предпринять для оказания помощи жертвам дорожно-транспортного происшествия, если это необходимо,
- факторы безопасности, связанные с транспортными средствами, осуществляющими перевозку грузов и пассажиров;
2.1.6. Меры предосторожности, необходимые при выходе из транспортного средства;
2.1.7. Механические аспекты, имеющие отношение к безопасности дорожного движения; кандидаты в водители должны быть способны обнаружить самые общие неисправности, в частности, в рулевом управлении, подвеске и тормозной системе, шинах, габаритах и указателях поворота, отражателях, зеркалах заднего вида, стеклоочистителях и стеклоомывателях, системе выпуска отработавших газов, ремнях безопасности и звуковых сигнальных устройствах;
2.1.8. Оборудование, обеспечивающее безопасность транспортного средства, в частности, использование ремней безопасности, подголовников и средств защиты для детей;
2.1.9. Правила, касающиеся использования транспортного средства в отношении окружающей природной среды (соответствующее применение звуковых сигнальных устройств, уменьшение расхода топлива, ограничение выбросов загрязняющих веществ и т.д.).
3. Особые положения, касающиеся транспортных средств категорий А1, А2 и А
3.1. Обязательная проверка общих знаний:
3.1.1. об использовании защитных средств, таких как перчатки, ботинки, одежда и шлем безопасности;
3.1.2. о видимости мотоциклистов для других участников дорожного движения;
3.1.3. о факторах риска, связанных с различными вышеуказанными дорожными условиями, требующих повышенного внимания к сложным участкам дороги, таким как канализационные люки, дорожная разметка (линии и стрелки), трамвайные рельсы;
3.1.4. о вышеуказанных механических аспектах, имеющих отношение к безопасности дорожного движения, с дополнительным вниманием к включателю аварийной остановки, уровню масла и цепи.
4. Особые положения, касающиеся транспортных средств категорий С, СЕ, С1, С1Е, D, DE, D1 и D1E
4.1. Обязательная проверка общих знаний:
4.1.1. о нормах продолжительности управления транспортным средством и периодов отдыха, определенных в Регламенте (ЕС) 561/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 мая 2005 года о гармонизации определенного социального законодательства в сфере автодорожного транспорта*(1); об использовании записывающих устройств, определенных в Регламенте (ЕЭС) 3821/85 о регистрирующем оборудовании на дорожном транспорте;
4.1.2. о правилах, касающихся типа рассматриваемого транспорта: предназначенного для перевозки грузов или пассажиров;
4.1.3. об автотранспортных и транспортных документах, необходимых для национальной и международной перевозки грузов и пассажиров;
4.1.4. о правилах поведения в случае дорожно-транспортного происшествия; знании мер, которые должны быть предприняты после дорожно-транспортного или аналогичного происшествия, включая такие действия по оказанию неотложной помощи, как эвакуация пассажиров и основы знаний по оказанию первой медицинской помощи;
4.1.5. о мерах предосторожности, которые должны быть предприняты в процессе смены и замены колес;
4.1.6. о нормах относительно веса и размера транспортного средства; о нормах об ограничителях переключателя скорости;
4.1.7. о препятствии обзорности вследствие характеристик транспортных средств;
4.1.8. о чтении дорожной карты, схемы маршрута, включая использование электронных навигационных систем (дополнительно);
4.1.9. о факторах риска, связанных с загружаемыми транспортными средствами: контроль загрузки (укладки и связывания), трудности с различными видами погрузки (например, жидкостей, подвешенных грузов и т.п.), погруженными и непогруженными грузами и использованием погрузочного оборудования (только для транспортных средств категорий С, СЕ, С1, С1Е);
4.1.10. об ответственности водителя за перевозку пассажиров; комфортности и безопасности пассажиров, транспорте для детей, необходимых проверках перед отправлением; всех типах автобусов (об общественных автобусах, автобусах с особыми размерами и т.п.) (только для транспортных средств категорий D, DE, D1 и D1E).
4.1а. Государства-члены ЕС могут освобождать кандидатов на получение водительских удостоверений на управление транспортными средствами категории C1 или C1E, не подпадающими под действие Регламента (ЕЭС) 3821/85, от демонстрации знаний предметов, перечисленных в пунктах 4.1.1 - 4.1.3.
4.2. Обязательная проверка общих знаний по следующим дополнительными положениям, касающимся транспортных средств категорий С, СE, D и DE:
4.2.1. Принципы устройства и функционирования: двигателя внутреннего сгорания, жидкостей (например, моторного масла, хладагента, жидкости для стеклоомывателя), системы подачи топлива, электрической системы, системы зажигания, системы силовой передачи (муфта, коробка передач и т.д.);
4.2.2. Защита смазки и антифриза;
4.2.3. Принципы устройства, установки, правильного использования и защиты шин;
4.2.4. Принципы устройства видов, операций, основных частей, соединений, использования и ежедневного обслуживания тормозной арматуры и регуляторов скорости, а также принципы использования антиблокировочной тормозной системы
4.2.5. Принципы устройства видов, операций, основных частей, соединений, использования и ежедневного обслуживания передающей системы (только для транспортных средств категорий СЕ, DE);
4.2.6. Методы определения причин поломки;
4.2.7. Профилактическое обслуживание транспортных средств и необходимого текущего ремонта;
4.2.8. Ответственность водителя за получение, перевозку и доставку грузов в соответствии с согласованными условиями (только для транспортных средств категорий С, СЕ).
В. Экзамен по вождению
5. Транспортное средство и его устройство
5.1. Коробка передач
5.1.1. Управление транспортным средством с механической коробкой передач может осуществляться при условии сдачи экзамена по вождению транспортного средства с механической коробкой передач.
Под "транспортным средством с механической коробкой передач" понимается транспортное средство, в котором имеется педаль сцепления (или рычаг, управляемый вручную, для категорий A, A2 и A1), которая должна приводиться в действие водителем при начале и прекращении движения транспортного средства и при переключении скоростей.
5.1.2. Транспортные средства, которые не соответствуют критериям, установленным в пункте 5.1.1, считаются имеющими автоматическую коробку передач.
Без ущерба пункту 5.1.3, если кандидат в водители сдает экзамен по вождению на транспортном средстве с автоматической коробкой передач, это должно быть отмечено в водительском удостоверении, выданном на основании результатов такого экзамена. Водительские удостоверения, содержащие такое указание, должны использоваться только при управлении транспортным средством с автоматической коробкой передач.
5.1.3 Особые положения в отношении транспортных средств категорий C, CE, D и DE.
Государства-члены ЕС могут не предусматривать указание на ограничение только транспортными средствами с автоматической коробкой передач в водительских удостоверениях на управление транспортными средствами категорий C, CE, D или DE, как указано в пункте 5.1.2, если кандидат в водители уже имеет водительское удостоверение, полученное в отношении транспортного средства с механической коробкой передач как минимум одной из следующих категорий: B, BE, C, CE, C1, C1E, D, DE, D1 или D1E, и в ходе проведения экзамена по вождению выполнил действия, описанные в пункте 8.4.
5.2. Транспортные средства, используемые на экзаменах по вождению, должны соответствовать минимальным критериям, указанным ниже. Государства-члены ЕС могут предусмотреть более строгие критерии или добавить иные. Государства-члены ЕС применяют к транспортным средствам категории A1, A2 и A, используемым на экзаменах по вождению, допустимое отклонение от требуемого минимального рабочего объема цилиндра, равное 5 куб. см.
Мотоцикл без коляски категории А1 мощностью не более 11 кВт и отношением мощности к весу не более 0,1 кВт/кг, развивающий скорость не менее 90 км/ч.
Если мотоцикл оснащен двигателем внутреннего сгорания, рабочий объем цилиндра двигателя должен составлять как минимум 120 куб. см.
Если мотоцикл оснащен электрическим двигателем, отношение мощности к весу транспортного средства должно составлять как минимум 0,08 кВт/кг;
Мотоцикл с коляской с мощностью как минимум 20 кВт, но не более 35 кВт, и отношением мощности к весу не более 0,2 кВт/кг.
Если мотоцикл оснащен двигателем внутреннего сгорания, рабочий объем двигателя должен составлять как минимум 400 куб. см.
Если мотоцикл оснащен электрическим двигателем, отношение мощности к весу транспортного средства должно составлять как минимум 0,15 кВт/кг;
Мотоцикл без коляски, снаряженная масса которого превышает 180 кг, с мощностью как минимум 50 кВт. Государства-члены ЕС могут принять допустимое отклонение от требуемой минимальной массы, равное 5 кг.
Если мотоцикл оснащен двигателем внутреннего сгорания, рабочий объем двигателя должен составлять как минимум 600 куб. см.
Если мотоцикл оснащен электрическим двигателем, отношение мощности к весу транспортного средства должно составлять как минимум 0,25 кВт/кг.
Государства-члены ЕС вправе разрешать использование мотоциклов категории А, снаряженная масса которых меньше 180 кг, с мощностью как минимум 40 кВт, но не более 50 кВт, до 31 декабря 2018 г.;
Четырехколесное транспортное средство категории В, развивающие скорость не менее 100 км/ч;
Автопоезд, составленный из транспортного средства категории В и прицепа с максимальной разрешенной массой не менее 100 кг, развивающий скорость не менее 100 км/ч, который не попадает под действие категории В; грузовое отделение прицепа должно состоять из закрытого фургона, размеры которого должны быть не менее ширины и высоты автотранспортного средства; закрытый фургон может быть чуть меньшей ширины, чем автотранспортное средство при условии, что обзор задней части возможен только с помощью зеркал заднего вида автотранспортного средства; прицеп должен весить минимум 800 кг фактической общей массы;
Квадроциклы, развивающие скорость не менее 60 км/ч;
Транспортное средство категории С с максимальной разрешенной массой не менее 12000 кг, длиной не менее 8 м, шириной не менее 2,40 м и развивающее скорость не менее 80 км/ч; оснащенное антиблокировочным тормозом, оборудованное коробкой передач, предусматривающей ручной выбор водителем скоростей, а также записывающим устройством, как указано в Регламенте (ЕЭС) 3821/85; грузовое отделение должно состоять из закрытого фургона, который имеет такие же ширину и высоту, как кабина; транспортное средство должно иметь фактическую общую массу как минимум 10000 кг;
Автопоезд или сочлененное транспортное средство, состоящее из испытательного транспортного средства категории С и прицепа не менее 7,5 м в длину; и автопоезд, и сочлененное транспортное средство должны иметь максимальную разрешенную массу не менее 20000 кг, быть длиной не менее 14 м и шириной не менее 2,4 м, должны развивать скорость не менее 80 км/ч и должны быть оборудованы антиблокировочным тормозом, коробкой передач, предусматривающей ручной выбор водителем скоростей, а также записывающим устройством, как определено в Регламенте (ЕЭС) 3821/85; грузовое отделение должно состоять из закрытого фургона, который имеет такую же ширину и высоту, как кабина; и автопоезд, и сочлененное транспортное средство должны иметь фактическую общую массу как минимум 15000 кг;
Транспортное средство подкатегории С1 с максимальной разрешенной массой не менее 4000 кг, длиной не менее 5 м и развивающее скорость не менее 80 км/ч; оборудованное антиблокировочным тормозом и записывающим устройством, как определено в Регламенте ЕЭС 3821/85; грузовое отделение должно состоять из закрытого фургона, который имеет такие же габариты как кабина;
Автопоезд, состоящий из транспортного средства и прицепа подкатегории С1 с максимальной разрешенной массой не менее 1250 кг; указанный автопоезд должен быть не менее 8 м в длину и развивать скорость не менее 80 км/ч; грузовое отделение прицепа должно состоять из закрытого фургона, габариты которого должны быть не меньше габаритов кабины; закрытый фургон может быть чуть меньшей ширины, чем автотранспортное средство при условии, что обзор задней части возможен только при использовании зеркал заднего вида автотранспортного средства; прицеп должен быть минимум 800 кг фактической общей массы;
Транспортное средство категории D длиной не менее 10 м, шириной не менее 2,40 м и развивающее скорость не менее 80 км/ч; оборудованное антиблокировочным тормозом и записывающим устройством, как определено в Регламенте ЕЭС 3821/85;
Автопоезд, состоящий из транспортного средства категории D и прицепа с максимальной разрешенной массой не менее 1250 кг, шириной не менее 2,40 м и развивающий скорость не менее 80 км/ч; грузовое отделение прицепа должно состоять из закрытого фургона, не менее 2 метров в ширину и 2 метров в высоту; прицеп должен весить минимум 800 кг от фактической общей массы;
Транспортное средство подкатегории D1 с максимальной разрешенной массой не менее 4000 кг, длиной не менее 5 м и развивающее скорость не менее 80 км/ч; оборудованное антиблокировочным тормозом и записывающим устройством, как определено в Регламенте ЕЭС 3821/85;
Автопоезд, составленный из транспортного средства подкатегории D1 и прицепа с максимальной разрешенной массой не менее 1250 кг, шириной не менее 2,40 м и развивающий скорость не менее 80 км/ч; грузовое отделение прицепа должно состоять из закрытого фургона не менее 2 метров в ширину и 2 метров в высоту; прицеп должен весить минимум 800 кг от фактической общей массы;
Протестированные транспортные средства категорий ВЕ, С, СЕ, С1, С1Е, D, DE, D1 и D1E, которые не соответствуют вышеуказанным минимальным критериям, но которые использовались на момент и до вступления в силу настоящей Директивы, могут продолжать использоваться в течение срока, не превышающего десять лет после указанной даты. Требования, касающиеся груза, подлежащего перевозке данными транспортными средствами, могут быть выполнены государствами-членами ЕС в течение десяти лет с момента вступления в силу Директивы Европейской Комиссии 2000/56/ЕС*(2).
6. Навыки и действия, которые должны быть проверены для управления транспортным средством категории А1, А2 и А.
6.1. Подготовка и техническая проверка транспортного средства, имеющие отношение к безопасности дорожного движения
Кандидаты в водители должны продемонстрировать, что они способны подготовиться к безопасной поездке с помощью выполнения следующих требований:
6.1.1. Привести в порядок защитные средства, такие как перчатки, ботинки, одежду и шлем безопасности;
6.1.2. Выполнить выборочную проверку состояния шин, тормозов, рулевого механизма, выключателя аварийной остановки (если такой имеется), цепи, уровня масла, фар, отражателей, указателей поворота и звукового сигнального устройства.
6.2. Особые маневры, имеющие отношение к безопасности дорожного движения, выполнение которых подлежит проверке
6.2.1. Передвинуть мотоцикл с места без включения двигателя, идя рядом с автотранспортным средством
6.2.2. Припарковать мотоцикл на его место;
6.2.3. Выполнить не менее двух маневров на маленькой скорости, включая слалом; это должно позволить оценить умение управлять муфтой сцепления в сочетании с торможением, удержанием баланса, видением направления, положением на мотоцикле и положением ног на подставке для ног;
6.2.4. Выполнить не менее двух маневров на высокой скорости, из которых один маневр на второй или третьей передаче, не менее 30 км/ч и один маневр по преодолению препятствий на скорости не менее 50 км/ч; это должно позволить оценить способность занять правильное положение на мотоцикле, способность видения направления, способность к удержанию баланса, обладание техникой управления и техникой переключения передач;
6.2.5. Торможение: не менее двух упражнений на торможение, включая экстренное торможение на скорости минимум 50 км/ч; это должно позволить оценить способность к управлению передним и задним тормозами, способность видения направления и правильное расположение на мотоцикле.
Требования в отношении особых маневров, указанных в п.п. 6.2.3-6.2.5., должны быть реализованы не позднее чем через пять лет после вступления в силу Директивы 2000/56/ЕС.
6.3. Действия во время движения при управлении транспортным средством
Кандидат в водители должен выполнить все последующие действия при нормальной дорожной ситуации, с соблюдением полной безопасности и всех необходимых предосторожностей:
6.3.1. Начало движения: после парковки, после остановки; выезд на проезжую часть;
6.3.2. Движение по прямому участку дороги; обгон встречных транспортных средств, в том числе в ограниченном пространстве;
6.3.3. Движение на повороте;
6.3.4. Перекрестки: приближение и пересечение перекрестков и скрещения дорог;
6.3.5. Изменение направления: левые и правые повороты; смена полос дороги;
6.3.6. Приближение/въезд на автомагистраль или аналогичное ей шоссе (при наличии такового): движение по скоростной полосе; оставление тормозной полосы;
6.3.7. Обгон/проезд: обгон другого транспорта (при наличии такового); движение вдоль препятствий, например, припаркованных автомобилей; быть обогнанным другим транспортом (при необходимости)
6.3.8. Специфические свойства дороги (при наличии): кольцевые развязки; железнодорожные переезды; трамвайные/автобусные остановки; пешеходные переходы; движение вверх/вниз по длинным склонам; туннели;
6.3.9. Принятие необходимых мер предосторожности при высадке из транспортного средства.
7. Проверяемые навыки и действия по управлению транспортными средствами категории В, В1 и ВЕ
7.1. Подготовка и техническая проверка транспортного средства в соответствии с правилами дорожного движения.
Кандидат должен продемонстрировать, что он может подготовиться к безопасному движению, выполнив следующие требования:
7.1.1. Отрегулировать сиденья таким образом, чтобы занять правильное сидячее положение;
7.1.2. Отрегулировать зеркала заднего вида, ремни безопасности и подголовники (при наличии таковых);
7.1.3. Проверить, что все двери закрыты;
7.1.4. Осуществить выборочную проверку состояния автопокрышек, тормозов, рулевого управления, тормозов, жидкостей (например, моторного масла, хладагента, жидкости для стеклоомывателя), фар, отражателей, указателей поворота и звукового сигнального устройства;
7.1.5. Проверить факторы безопасности в отношении загрузки транспортного средства: кузова, брезента, дверей грузового отсека, замка кабины, способа погрузки, крепления груза (только для транспортных средств категории ВЕ);
7.1.6. Проверить механизм сцепления, тормозов и электрических соединений (только для транспортных средств категории ВЕ).
7.2. Специальные маневры по управлению транспортным средством категории В и В1, подлежащие проверке в соответствии с правилами дорожного движения
По выбору должны быть проверены следующие маневры (по крайней мере, два маневра из четырех, в том числе движение задним ходом):
7.2.1. Движение задним ходом по прямой линии или движение задним ходом или правый или левый поворот за угол с сохранением соответствующей полосы движения;
7.2.2. Поворот транспортного средства на 180°, используя переднюю и заднюю передачу;
7.2.3. Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места (парковка параллельно тротуару, по косой или под углом 90°, по направлению вперед или в противоположную сторону, на плоской поверхности, на подъеме или на склоне);
7.2.4. Торможение вплоть до остановки; выполнение аварийного торможения является дополнительным.
7.3. Специальные маневры по управлению транспортным средством категории ВЕ, проверяемые в соответствии с правилами дорожного движения
7.3.1. Сцепление и расцепление, или расцепление и повторное зацепление прицепа с тягачом; маневр предполагает нахождение буксировочного транспортного средства рядом с прицепом (например, не на одной линии);
7.3.2. Изменение направления по кривой, линия которой регулируется по усмотрению государств-членов ЕС;
7.3.3. Парковка для погрузки/разгрузки.
7.4. Действия водителя во время управления транспортным средством в условиях дорожного движения
Кандидаты должны выполнить следующие действия в нормальной дорожной ситуации с соблюдением безопасности и всех необходимых предосторожностей:
7.4.1. Трогание с места: после парковки, после остановки во время движения; выезд на автомагистраль;
7.4.2. Движение по прямым дорогам; обгон встречных транспортных средств, в том числе в ограниченном пространстве;
7.4.3. Движение в поворотах;
7.4.4. Перекрестки: приближение и пересечение перекрестков и скрещения дорог;
7.4.5. Изменение направления: левые и правые повороты; смена полос дороги;
7.4.6. Приближение/въезд на автомагистраль или аналогичное ей шоссе (при наличии такового): движение по скоростной полосе; оставление тормозной полосы;
7.4.7. Обгон/проезд: обгон другого транспорта (при наличии такового); движение вдоль препятствий, например, припаркованных автомобилей; быть обогнанным другим транспортном (при необходимости)
7.4.8. Специфические свойства дороги (при наличии): кольцевые развязки; железнодорожные переезды; трамвайные/автобусные остановки; пешеходные переходы; движение вверх/вниз по длинным склонам; туннели;
7.4.9. Необходимые меры предосторожности при высадке из транспортного средства.
8. Проверяемые навыки и действия по управлению транспортными средствами категорий С, СЕ, С1, С1Е, D, DE, D1 и D1Е
8.1. Подготовка и техническая проверка транспортного средства в соответствии с правилами дорожного движения
Кандидаты должны продемонстрировать, что они могут подготовиться к безопасному движению:
8.1.1. Отрегулировать сиденья таким образом, чтобы занять правильное сидячее положение;
8.1.2. Отрегулировать зеркала заднего вида, ремни безопасности и подголовники (при наличии таковых);
8.1.3. Осуществить выборочную проверку состояния автопокрышек, тормозов, рулевого управления, тормозов, жидкостей (например, моторного масла, хладагента, жидкости для стеклоомывателя), фар, отражателей, указателей поворота и звукового сигнального устройства;
8.1.4. Осуществить проверку тормозов с усилением и системы рулевого управления; проверку состояния колес, гаек крепления колеса, брызговиков, лобового стекла, дверных стекол и стеклоочистителей, жидкостей (например, моторного масла, хладагента, жидкости для стеклоомывателя); осуществить проверку и использование панели инструментов, в том числе записывающего устройства, как определено в Регламенте (ЕЭС) 3821/85. Последнее требование не применяется к кандидатам на получение водительского удостоверения для управления транспортными средствами категории C1 или C1E, не подпадающими под действие настоящего Регламента;
8.1.5. Осуществить проверку давления воздуха, воздушного резервуара и подвесного устройства;
8.1.6. Осуществить проверку факторов безопасности по отношению загрузки транспортного средства: кузова, брезента, дверей грузового отсека, замка кабины, способа погрузки, крепления груза (только для транспортных средств категории С, СЕ, С1, С1Е);
8.1.7. Осуществить проверку механизма сцепления, тормозов и электрических соединений (только для транспортных средств категории СЕ, С1Е, DE, D1E);
8.1.8. Способность принятия специальных мер по обеспечению безопасности транспортного средства; проверка кузова, служебных дверей, запасных выходов, оборудования для оказания первой помощи, средств пожаротушения и других средств защиты (только для транспортных средств категории D, DE, D1, D1E).
8.1.9. Чтение дорожной карты, схемы маршрута, включая использование электронных навигационных систем (дополнительно).
8.2. Специальные маневры, проверяемые в соответствии с правилами дорожного движения
8.2.1. Сцепление и расцепление, или расцепление и повторное зацепление прицепа с тягачом; маневр предполагает нахождение буксировочного транспортного средства рядом с прицепом (например, не на одной линии), (только для транспортных средств категории СЕ, С1Е, DE, D1E);
8.2.2. Изменение направления по кривой, линия которой регулируется по усмотрению государств-членов ЕС;
8.2.3. Безопасная парковка для погрузки/разгрузки на погрузочной эстакаде/платформе или аналогичной установке (только для транспортных средств категорий С, СЕ, С1, С1Е);
8.2.4. Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (только для транспортных средств категории D, DE, D1, D1E);
8.3. Действия водителя во время движения транспортного средства
Кандидаты должны выполнить следующие действия в нормальной дорожной ситуации с соблюдением безопасности и всех необходимых предосторожностей:
8.3.1. Трогание с места: после парковки, после остановки во время движения; выезд на автомагистраль;
8.3.2. Движение по прямым дорогам; обгон встречных транспортных средств, в том числе в ограниченном пространстве;
8.3.3. Движение в поворотах;
8.3.4. Перекрестки: приближение и пересечение перекрестков и скрещения дорог;
8.3.5. Изменение направления: левые и правые повороты; смена полос дороги;
8.3.6. Приближение/въезд на автомагистраль или аналогичное ее шоссе (при наличии такового): движение по скоростной полосе; оставление тормозной полосы;
8.3.7. Обгон/проезд: обгон другого транспорта (при наличии такового); движение вдоль препятствий, например, припаркованных автомобилей; быть обогнанным другим транспортном (при необходимости)
8.3.8. Специфические свойства дороги (при наличии): кольцевые развязки; железнодорожные переезды; трамвайные/автобусные остановки; пешеходные переходы; движение вверх/вниз по длинным склонам; туннели;
8.3.9. Принимать необходимые меры предосторожности при высадке из транспортного средства.
8.4. Безопасное и энергосберегающее вождение
8.4.1. Управление транспортным средством таким образом, чтобы обеспечить безопасность и снижение потребления топлива и выхлопов в ходе разгона, торможения, движения вверх и вниз по склонам, путем ручного выбора скоростей, когда это необходимо.
9. Оценка навыков и действий во время управления транспортным средством
9.1. Оценка за каждую вышеуказанную дорожную ситуацию должна отражать степень легкости, с которой кандидат управляет транспортным средством и его продемонстрированной способности управлять транспортным средством в транспортном потоке в полной безопасности. Экзаменатор должен чувствовать безопасность в процессе проведения экзамена. Ошибки в управлении транспортным средством или опасное поведение, создающее угрозу безопасности транспортному средству, на котором проводится экзамен, его пассажиров или другим участникам дорожного движения, влекут за собой несдачу экзамена, независимо от того, вмешался экзаменатор или сопровождающее лицо или нет. Тем не менее, экзаменатор вправе самостоятельно решать, закончен экзамен по вождению или нет.
Экзаменатор должен быть обучен правильно оценивать способность кандидата в водители безопасно управлять транспортным средством. Деятельность экзаменаторов должна контролироваться со стороны органов, уполномоченных государством-членом ЕС, для обеспечения правильного и единообразного применения оценки экзамена в соответствии со стандартами, установленными в настоящем Приложении.
9.2. В процессе оценки экзаменаторы должны обратить особое внимание на то, показывает ли кандидат в водители безопасное и социальное поведение при управлении транспортным средством. Оно должно отражать весь стиль вождения, и экзаменатор должен принять его во внимание при создании целостной картины видения кандидата. Оно включает в себя сообразованное и обусловленное (безопасное) управление транспортным средством с учетом дорожных и погодных условий, с учетом другого транспорта, а также интересов других участников дорожного движения (в особенности, наиболее уязвимых) и предвидение дальнейших событий.
9.3. Кроме того, экзаменатор оценивает:
9.3.1. управляет ли кандидат транспортным средством с учетом: правильного использования ремней безопасности, зеркал заднего вида, подголовников, сидений; правильного использования фар и другого оборудования; надлежащего использования сцепления, коробки передач, педали газа, тормоза (в том числе и третьей тормозной системы, если таковая имеется в наличии), рулевого управления; управления транспортным средством в зависимости от разных обстоятельств, на разных скоростях; устойчивости на дороге; веса, размера и характеристик транспортного средства; веса и типа груза (только для транспортных средств категорий ВЕ, С, СЕ, С1, С1Е, DE, D1E); комфорта пассажиров (только для транспортных средств категорий D, DE, D1, D1E) (никакого быстрого ускорения, плавное движение и никакого резкого торможения);
9.3.2. управляет ли кандидат транспортным средством экономным, безопасным и энергосберегающим способом с учетом количества оборотов в минуту, изменения скорости, торможения и ускорения (только для транспортных средств категорий B, BE, C, CE, C1, C1E, D, DE, D1, D1E);
9.3.3. осуществляет ли кандидат в водители наблюдение: всестороннее; надлежащее использование зеркал заднего вида; дальняя, средняя, близкая зона видимости;
9.3.4. уступает ли кандидат в водители дорогу: на перекрестках, пересечениях и соединениях дорог; в других случаях (например, при изменении направления движения, смены полосы дороги, специальных маневров);
9.3.5. занимает ли кандидат в водители правильную позицию на дороге: надлежащую позицию на дороге, на полосе, при движении на перекрестке с круговым движением, на поворотах, пригодную для типа и характеристики транспортного средства; предварительную позицию;
9.3.6. держит ли кандидат в водители дистанцию: соответствующую дистанцию спереди и со стороны; соответствующую дистанцию от других участников дорожного движения;
9.3.7. соблюдает ли кандидат в водители скоростной режим: не превышает предельно допустимой скорости; регулирует скорость в зависимости от погодных/дорожных условий и, если это необходимо, от пределов ограничения скорости, установленных национальным законодательством; управляет транспортным средством на такой скорости, чтобы остановиться в пределах видимой и свободной дороги; регулирует скорость в зависимости от общей скорости таких же участников дорожного движения;
9.3.8. действует ли кандидат в водители в соответствии с сигналами светофора, дорожными знаками и другими указателями: действует надлежащим образом на светофоре; подчиняется инструкциям автодорожных инспекторов; соблюдает указания запрещающих или предписывающих знаков дорожного движения; соблюдает дорожную разметку;
9.3.9. подает ли кандидат в водители сигналы: по необходимости, надлежащим образом и вовремя; включает ли указатели поворота; предпринимает соответствующие действия по отношению ко всем сигналам, подаваемым участниками дорожного движения;
9.3.10. каким образом кандидат в водители тормозит и останавливается: своевременно уменьшает скорость, тормозит или останавливается в соответствии с обстоятельствами; предвидит дальнейшее развитие событий; использует различные системы торможения (только для транспортных средств категорий C, CE, D, DE); использует другие варианты снижения скорости, за исключением тормозов (только для транспортных средств категорий C, CE, D, DE);
10. Продолжительность экзамена и проделанная дистанция должны быть достаточными для того, чтобы оценить навыки и действия во время управления транспортным средством, установленные в параграфе В настоящего Приложения. Ни при каких условиях, время, потраченное на управление транспортным средством категории А, А1, А2, В, В1 и ВЕ по дороге, не может быть менее 25 минут и 45 минут - на управление транспортными средствами других категорий. Указанное время не включает в себя регистрацию кандидата в водители, подготовку транспортного средства, техническую проверку транспортного средства в соответствии с правилами дорожного движения, специальные маневры и объявление результатов практического экзамена.
11. Место проведения экзамена
Та часть экзамена, на которой оцениваются специальные маневры, может быть проведена на специальной экзаменационной площадке. При наличии практической возможности, та часть экзамена, на которой оцениваются действия водителя во время движения транспортного средства, должна проводиться на дорогах за пределами застроенных территорий, скоростных автострад и магистралей (или аналогичных сооружений), а также на любых городских улицах (жилых районах, территориях с ограничением скорости 30 и 50 км/ч, городских автострадах), которые должны представлять для водителей различные уровни сложности. Также желательно, чтобы экзамен проходил в условиях различной плотности транспортного потока. Время, проведенное за управлением транспортным средством на дороге, должно быть использовано наилучшим образом для оценки кандидата в водители на различных проезжих частях, которые могут ему встретиться.
II. Знания, навыки и действия по управлению механическим транспортным средством в условиях дорожного движения
Водители всех механических транспортных средств должны обладать знаниями, навыками и действиями во время управления транспортным средством, предписанными в пунктах 1-9, для того, чтобы быть в состоянии:
- распознать дорожную опасность и оценить ее серьезность;
- обладать достаточными навыками управления их транспортными средствами для того, чтобы не создавать опасные ситуации и реагировать соответствующим образом, если подобные ситуации произошли,
- соблюдать правила дорожного движения и в особенности те, которые направлены на предотвращение дорожно-транспортных происшествий и сохранения потока уличного движения,
- обнаружить основные технические неисправности, в особенности те, которые представляют угрозу безопасности, и исправить их соответствующим образом,
- принимать во внимание все факторы, влияющие на действия во время управления транспортным средством (например, алкоголь, усталость, плохое зрение и т.д.), для того, чтобы сохранить полноту использования возможностей, необходимых для безопасного управления транспортным средством,
- оказывать помощь для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения, и, в особенности, помощь наиболее слабым и наиболее незащищенным, проявляя должное уважение к другим участникам дорожного движения.
Государства-члены ЕС могут ввести в действие соответствующие меры для обеспечения того, чтобы водители, утратившие знания, навыки и действия во время управления транспортным средством, указанные в пунктах 1-9, могли возобновить указанные знания и навыки и продолжать демонстрировать такие действия, которые необходимы для управления механическим автотранспортным средством.
_____________________________
*(1) ОЖ N L 102, 11.4.2006, стр. 1.
*(2) Директива Европейской Комиссии 2000/56/ЕС от 14 сентября 2000 года в редакции Директивы Совета ЕС 91/439/ЕЭС о водительских удостоверениях (ОЖ N L 237, 21.09.2000, стр. 45).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.