Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3 изменено. - Постановление Администрации города Хабаровска от 19 июля 2018 г. N 2505
Приложение N 3
Рабочая программа
обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на курсах гражданской обороны г. Хабаровска
17 февраля 2014 г., 26 мая 2015 г., 2 февраля 2017 г., 19 июля 2018 г.
1. Общие положения
1.1. Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на курсах гражданской обороны г. Хабаровска (далее - Программа) является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны (далее - ГО) и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) и разработана на основе примерных программ, утвержденных Министром МЧС России.
1.2. Программа определяет общие положения, организацию и порядок обучения должностных лиц и специалистов организаций, на которых возложено выполнение обязанностей в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ней изложены тематика, содержание тем и требования к уровню знаний и умений должностных лиц и специалистов, прошедших обучение.
1.3. Целью подготовки должностных лиц и специалистов ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) является привитие знаний и умений по организации и выполнению мероприятий ГО и защиты от ЧС, а также выработка у них готовности и способности использовать полученные знания в интересах защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.
1.4. В целях совершенствования качества повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в Программу заложен принцип модульно-компетентностного подхода к обучению. Модули разработаны с учетом базовой подготовки обучаемых и получения необходимого уровня знаний и умений, требуемых для выполнения ими должностных обязанностей после обучения в области ГО и защиты от ЧС.
1.5. Основными задачами курса подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по данной Программе являются:
1.5.1. Систематизация сведений по возможным опасностям, возникающим при военных конфликтах и ЧС, характерным для г. Хабаровска.
1.5.2. Овладение знаниями, умениями и навыками по предупреждению ЧС, ликвидации и минимизации влияния на население и территории опасностей мирного и военного времени.
1.5.3. Осознание слушателями важности своей деятельности, а также необходимости объединения усилий органов управления, сил и средств ГО и РСЧС для более эффективного выполнения задач по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей.
1.5.4. Уяснение предназначения органов управления и сил ГО и РСЧС, решаемых ими задач, а также функциональных обязанностей в области ГО и защиты от ЧС.
1.6. Для достижения поставленных цели и задач при подготовке должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС должны быть реализованы следующие принципы обучения:
1.6.1. Принцип сознательности, обеспечивающий высокую мотивацию слушателей к получению и совершенствованию знаний и умений, глубокое понимание важности возложенных на них задач и высокого уровня ответственности.
1.6.2. Принцип активности, предполагающий активное усвоение слушателями изучаемого материала, активизацию их мыслительной деятельности и способности к самостоятельной работе.
1.6.3. Принцип наглядности и максимального приближения обучения к реальным условиям выполнения функциональных обязанностей.
1.6.4. Принцип систематичности, проявляющийся в организации и последовательной подаче материала ("от простого к сложному").
1.6.5. Принцип доступности и посильности, реализующийся в делении материала на этапы и в подаче его небольшими дозами.
1.6.6. Принцип учета возрастных особенностей слушателей, обусловливающий такие особенности подготовки, как:
1.6.6.1. Постановка конкретных промежуточных целей обучения на основе предварительной оценки потребностей слушателей (ориентация на формирование конкретных знаний и умений).
1.6.6.2. Активизация жизненного опыта слушателей как важного источника знаний и мотивации к обучению.
1.6.6.3. Ориентация процесса обучения на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов "здесь и сейчас", освоение новых методов, применимых в различных ситуациях.
1.6.6.4. Поиск приемлемого результата, а не правильного ответа (необходимо учить искать большое количество разнообразных вариантов решения задачи и проводить экспертизу принятого решения).
1.6.7. Принцип прочности знаний, обеспечивающийся применением разнообразных форм, методов и средств обучения, а также периодичностью подготовки.
1.6.8. Принцип научности, предполагающий тщательный отбор информации, составляющей содержание обучения (слушателям должны предлагаться только прочно устоявшиеся и научно обоснованные знания).
1.7. Обучение организуется в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны", приказов и организационно-методических указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в форме повышения их квалификации не реже одного раза в пять лет.
1.8. Учебные группы для повышения квалификации комплектуются из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям категорий обучаемых с учетом уровня их подготовки. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы.
1.9. В целях усиления практической направленности обучения отдельные темы могут отрабатываться на материальной базе объектов по согласованию.
1.10. Обучение должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС завершается контрольным занятием. Форма проведения контрольного занятия и его содержание утверждаются начальником курсов ГО.
2. Требования к уровню освоения курса обучения
2.1. Исходя из требований к уровню знаний и умений, необходимых для выполнения обязанностей по ГО и защите от ЧС, слушатели по данной программе разделены на семь групп:
2.1.1. Руководители организаций.
2.1.2. Должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС (руководители (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты от ЧС).
2.1.3. Руководители нештатных формирований и спасательных служб и их заместители:
2.1.3.1. Руководители нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) и их заместители.
2.1.3.2. Руководители нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по ГО (далее - НФГО) и их заместители.
2.1.3.3. Руководители спасательных служб и их заместители.
2.1.4. Работники эвакуационных органов (председатели и члены эвакуационных комиссий).
2.1.5. Работники комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) (председатели и члены КЧС и ПБ).
2.1.6. Работники комиссий по повышению устойчивости функционирования (далее - ПУФ) (председатели и члены комиссий по ПУФ).
2.1.7. Работники, осуществляющие обучение в организациях в области ГО и защиты от ЧС (руководители занятий по ГО и ЧС).
2.2. В результате прохождения курса повышения квалификации:
2.2.1. Руководители организаций должны:
2.2.1.1. Знать:
2.2.1.1.1. Требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.2.1.1.2. Структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.2.1.1.3. Состав, задачи, возможности, порядок создания и применения сил ГО и РСЧС (г. Хабаровска, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности.
2.2.1.2. Уметь:
2.2.1.2.1. Анализировать, оценивать обстановку, принимать решения и ставить задачи подчиненным в области ГО и защиты от ЧС.
2.2.1.2.2. Организовывать проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР), осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении мероприятий в области ГО и защиты от ЧС.
2.2.1.2.3. Организовывать разработку плана ГО и его выполнение.
2.2.1.2.4. Организовывать разработку плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и его выполнение.
2.2.2. Должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС должны:
2.2.2.1. Знать:
2.2.2.1.1. Требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.2.2.1.2. Структуру, задачи ГО и подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.2.2.1.3. Состав, задачи, возможности, порядок создания и применения сил ГО и РСЧС (г. Хабаровска, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности.
2.2.2.1.4. Возможности и порядок функционирования систем связи и оповещения, обеспечивающих доведение сигналов оповещения и информирование органов управления, сил ГО и РСЧС и населения.
2.2.2.1.5. Порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, номенклатура, объемы, условия содержания и пополнения.
2.2.2.1.6. Организацию взаимодействия между органами управления и силами ГО и РСЧС.
2.2.2.1.7. Организацию проведения АСДНР при ликвидации ЧС мирного и военного времени.
2.2.2.1.8. Порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС.
2.2.2.1.9. Организацию подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
2.2.2.1.10. Организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения.
2.2.2.2. Уметь:
2.2.2.2.1. Разрабатывать планирующие и отчетные документы в области ГО и защиты от ЧС.
2.2.2.2.2. Анализировать, оценивать обстановку и готовить предложения для руководителя в интересах защиты населения от опасностей военных конфликтов и ЧС.
2.2.2.2.3. Организовывать поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию имеющихся систем оповещения и информирования.
2.2.2.2.4. Организовывать проведение АСДНР и выполнение задач имеющимися силами и средствами ГО и РСЧС.
2.2.2.2.5. Организовывать и обеспечивать выполнение мер пожарной безопасности.
2.2.2.2.6. Организовывать и контролировать деятельность по безопасной эксплуатации объектов.
2.2.2.2.7. Организовывать и проводить подготовку органов управления, должностных лиц, сил ГО и РСЧС, а также работников организации в области ГО и защиты от ЧС.
2.2.2.2.8. Организовывать обобщение и распространение передового опыта по предупреждению ЧС и защите населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.
2.2.2.3. Быть ознакомленными с принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы.
2.2.3. Руководители нештатных формирований и спасательных служб и их заместители должны:
2.2.3.1. Знать:
2.2.3.1.1. Требования нормативных правовых документов по созданию, оснащению и поддержанию в готовности нештатных формирований и спасательных служб.
2.2.3.1.2. Структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня и роль сил ГО и РСЧС в решении задач.
2.2.3.1.3. Состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и РСЧС (г. Хабаровска, организации).
2.2.3.1.4. Порядок действий сил ГО и РСЧС при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС, а также в ходе выполнения задач.
2.2.3.1.5. Виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, возможные последствия, способы защиты от их воздействия и возможности сил ГО и РСЧС по их предотвращению и ликвидации последствий.
2.2.3.1.6. Порядок организации взаимодействия и обеспечения нештатных формирований и спасательных служб при выполнении ими задач.
2.2.3.1.7. Порядок проведения специальной обработки, дозиметрического и химического контроля.
2.2.3.1.8. Порядок применения сил ГО и РСЧС в ходе проведения АСДНР при ликвидации ЧС.
2.2.3.2. Уметь:
2.2.3.2.1. Поддерживать в постоянной готовности подчиненные силы ГО и РСЧС.
2.2.3.2.2. Анализировать, оценивать обстановку и принимать решения на выполнение поставленных задач.
2.2.3.2.3. Осуществлять организацию проведения АСДНР, управление подчиненными силами при выполнении работ.
2.2.3.2.4. Организовывать и обеспечивать соблюдение личным составом мер безопасности при выполнении поставленных задач.
2.2.3.2.5. Осуществлять проведение мероприятий по предоставлению населению убежищ, средств индивидуальной защиты, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
2.2.3.2.6. Проводить подготовку подчиненных сил ГО и РСЧС к выполнению задач по предназначению.
2.2.3.3. Быть ознакомленными с:
2.2.3.3.1. Принципами построения и функционированием систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы.
2.2.3.3.2. Передовым опытом в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера.
2.2.4. Работники эвакуационных органов должны:
2.2.4.1. Знать:
2.2.4.1.1. Требования нормативных правовых документов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
2.2.4.1.2. Опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы.
2.2.4.1.3. Порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС.
2.2.4.1.4. Порядок и организацию проведения эвакуации соответствующего уровня.
2.2.4.1.5. Задачи, стоящие перед эвакуационным органом, и порядок их выполнения.
2.2.4.1.6. Порядок организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС).
2.2.4.1.7. Порядок поддержания в готовности защитных сооружений.
2.2.4.1.8. Особенности эвакуации культурных и материальных ценностей.
2.2.4.2. Уметь:
2.2.4.2.1. Анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения по вопросам эвакуации.
2.2.4.2.2. Разрабатывать планирующие, отчетные и сопровождающие документы по организации и проведению эвакуации.
2.2.4.2.3. Разрабатывать и осуществлять мероприятия по повышению эффективности проведения эвакуационных мероприятий.
2.2.4.2.4. Руководить действиями эвакуационного органа при подготовке и входе выполнения эвакуационных мероприятий.
2.2.4.3. Быть ознакомленными с:
2.2.4.3.1. Принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы.
2.2.4.3.2. Организацией взаимодействия с эвакуационными органами других территорий, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС.
2.2.5. Работники комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности должны:
2.2.5.1. Знать:
2.2.5.1.1. Требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности (далее - ПБ).
2.2.5.1.2. Методику разработки планирующих и отчетных документов по защите от ЧС, а также основные мероприятия плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
2.2.5.1.3. Порядок действий КЧС и ПБ при различных режимах функционирования РСЧС.
2.2.5.1.4. Основные принципы и способы защиты населения, материальных и культурных ценностей от ЧС природного и техногенного характера.
2.2.5.1.5. Методы и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики.
2.2.5.2. Уметь:
2.2.5.2.1. Анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения в режиме повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.
2.2.5.2.2. Разрабатывать планирующие документы в области предупреждения и ликвидации ЧС.
2.2.5.2.3. Организовывать и руководить деятельностью КЧС и ПБ в повседневной деятельности, при угрозе, возникновении и ликвидации ЧС.
2.2.5.2.4. Координировать деятельность органов управления и сил соответствующей подсистемы (звена) РСЧС в интересах решения задач по защите населения и территорий от ЧС.
2.2.5.2.5. Организовывать проведение АСДНР, управлять подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий ЧС.
2.2.5.3. Быть ознакомленными с принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы.
2.2.6. Работники комиссий по повышению устойчивости функционирования должны:
2.2.6.1. Знать:
2.2.6.1.1. Требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий по ПУФ.
2.2.6.1.2. Опасности мирного и военного времени и их основные поражающие факторы.
2.2.6.1.3. Порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС.
2.2.6.1.4. Методы и способы повышения устойчивости функционирования организаций при опасностях различного характера.
2.2.6.1.5. Методики оценки устойчивости функционирования организаций при возникновении опасностей различного характера.
2.2.6.2. Уметь:
2.2.6.2.1. Анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения по вопросам ПУФ организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.
2.2.6.2.2. Разрабатывать планирующие и отчетные документы по ПУФ.
2.2.6.2.3. Организовывать и обеспечивать выполнение мероприятий по ПУФ в мирное время и при возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и ЧС.
2.2.6.2.4. Давать прогнозы по ПУФ.
2.2.6.3. Быть ознакомленными с передовыми технологиями в области производства, способствующими повышению устойчивости функционирования организаций.
2.2.7. Работники, осуществляющие обучение в организациях в области ГО и защиты от ЧС, должны:
2.2.7.1. Знать:
2.2.7.1.1. Виды ЧС, характерных для г. Хабаровска, основные характеристики, возможные последствия, а также поражающие факторы оружия массового поражения и других видов оружия.
2.2.7.1.2. Способы и средства защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и ЧС.
2.2.7.1.3. Порядок действий работников организаций по сигналам оповещения с информационными сообщениями на проведение эвакуации и использование средств коллективной и индивидуальной защиты.
2.2.7.1.4. Обязанности граждан по выполнению мероприятий ГО и защиты от ЧС, а также их ответственность за невыполнение (ненадлежащее выполнение) данных обязанностей.
2.2.7.1.5. Характерные особенности экологической и техногенной обстановки на территории г. Хабаровска.
2.2.7.1.6. Требования к составу и содержанию учебно-материальной базы для проведения курсового обучения в организации.
2.2.7.1.7. Правила поведения и действия в ЧС мирного и военного времени.
2.2.7.1.8. Организацию и порядок обучения населения в области ГО и защиты от ЧС.
2.2.7.1.9. Отчетные и планирующие документы по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС.
2.2.7.1.10. Организацию, формы и методы пропаганды знаний в области ГО и защиты от ЧС среди населения.
2.2.7.2. Уметь:
2.2.7.2.1. Организовывать и проводить подготовку персонала организации в области ГО и защиты от ЧС.
2.2.7.2.2. Использовать имеющуюся учебно-материальную базу для качественного и эффективного проведения занятий.
2.2.7.2.3. Пользоваться аудио-, видео-, проекционной аппаратурой в интересах качественного проведения занятий.
2.2.7.2.4. Разрабатывать и оформлять наглядные материалы для проведения занятий.
3. Учебно-тематический план
3.1. Цель обучения: получение слушателями знаний, умений и навыков по организации и выполнению мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера и военных конфликтах.
3.2. Категории обучаемых:
3.2.1. Руководители организаций.
3.2.2. Должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС.
3.2.3. Руководители нештатных формирований и спасательных служб и их заместители.
3.2.4. Работники эвакуационных органов.
3.2.5. Работники комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
3.2.6. Работники комиссий по ПУФ.
3.2.7. Работники, осуществляющие обучение в организациях в области ГО и защиты от ЧС.
3.3. Продолжительность обучения: 36 и 72 учебных часа.
3.4. Форма обучения: с отрывом от работы.
3.5. Режим занятий: 5 и 10 дней по 7 - 8 учебных часов.
4. Модули обучения и их структура
4.1. Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС рекомендуются к изучению должностным лицам и специалистам органов управления ГО и РСЧС. впервые проходящим подготовку на курсах ГО.
4.2. Модули, обязательные для изучения:
4.2.1. Планирование мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4.2.2. Организация предупреждения чрезвычайных ситуаций и повышения устойчивости функционирования объектов экономики.
4.2.3. Способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения.
4.2.4. Организация выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.2.5. Организация и осуществление подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
5. Учебно-тематический план
N |
Наименование модулей и включенных в них тем |
Категории слушателей и количество учебных часов на отработку всех тем модуля |
|||||||||||||||||||||||||||
руководители организаций |
должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС |
руководители нештатных формирований и спасательных служб и их заместители |
работники эвакуационных органов |
работники комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности |
работники комиссий по повышению устойчивости функционирования |
работники, осуществляющие обучение в организациях в области ГО и защиты от ЧС |
|||||||||||||||||||||||
кол-во учебных часов |
кол-во учебных часов |
кол-во учебных часов |
кол-во учебных часов |
кол-во учебных часов |
кол-во учебных часов |
кол-во учебных часов |
|||||||||||||||||||||||
всего |
лекции |
семинары (круглые столы) |
практические занятия |
всего |
лекции |
семинары (круглые столы) |
практические занятия |
всего |
лекции |
семинары (круглые столы) |
практические занятия |
всего |
лекции |
семинары (круглые столы) |
практические занятия |
всего |
лекции |
семинары (круглые столы) |
практические занятия |
всего |
лекции |
семинары (круглые столы) |
практические занятия |
всего |
лекции |
семинары (круглые столы) |
практические занятия |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
I |
Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС |
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
2 |
|
|
|
4 |
|
|
|
3 |
|
|
|
1 |
Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. Поражающие факторы оружия массового поражения и других видов оружия. Способы и средства защиты населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов |
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС и уровни реагирования, их введение и установление, а также мероприятия, выполняемые по ним |
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
II |
Планирование мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС |
10 |
|
|
|
22 |
|
|
|
6 |
|
|
|
12 |
|
|
|
8 |
|
|
|
8 |
|
|
|
4 |
|
|
|
1 |
Нормативное правовое регулирование в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения ПБ |
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности |
1 |
|
|
1 |
2 |
|
|
2 |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
3 |
Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана ГО |
2 |
|
|
2 |
7 |
|
|
7 |
1 |
|
|
1 |
2 |
|
|
2 |
1 |
|
|
1 |
2 |
|
|
2 |
1 |
|
|
1 |
4 |
Порядок приведения ГО организации в готовность |
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС |
2 |
|
|
2 |
7 |
|
|
7 |
1 |
|
|
1 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
6 |
Организация работы эвакуационных органов |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, предупреждения и ликвидации ЧС |
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
III |
Организация предупреждения ЧС и повышения устойчивости функционирования организаций |
3 |
|
|
|
5 |
|
|
|
3 |
|
|
|
3 |
|
|
|
2 |
|
|
|
8 |
|
|
|
3 |
|
|
|
1 |
Требования пожарной безопасности и технические средства пожаротушения |
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
2 |
Общие понятия об эвакуации населения. Виды и способы проведения эвакуации при ЧС и в военное время |
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
3 |
Общие понятия об устойчивости функционирования организаций. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования организаций |
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
4 |
Организация работы комиссии по обеспечению устойчивости функционирования в мирное время, при угрозе и возникновении опасностей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
4 |
|
|
|
|
IV |
Способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения |
5 |
|
|
|
9 |
|
|
|
4 |
|
|
|
8 |
|
|
|
6 |
|
|
|
4 |
|
|
|
4 |
|
|
|
1 |
Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС |
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
2 |
Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения |
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
|
|
1 |
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
3 |
Организация инженерной защиты населения и работников организаций |
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
4 |
Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации |
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
3 |
3 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
5 |
Организация и осуществление государственного надзора в области ГО и защиты от ЧС |
1 |
|
|
1 |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС |
3 |
|
|
|
12 |
|
|
|
9 |
|
|
|
1 |
|
|
|
7 |
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
Организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности |
1 |
|
|
1 |
2 |
|
|
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность |
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Применение новых технологий при проведении АСДНР |
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Создание, применение и поддержание в готовности нештатных формирований и спасательных служб |
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
5 |
Действия руководителя нештатного формирования (спасательной службы) по организации и выполнению мероприятий ГО |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР |
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Организация защиты личного состава нештатных формирований и спасательных служб при выполнении задач |
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI |
Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС |
10 |
|
|
|
18 |
|
|
|
9 |
|
|
|
7 |
|
|
|
9 |
|
|
|
9 |
|
|
|
19 |
|
|
|
1 |
Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС |
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
2 |
Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС |
1 |
|
|
1 |
2 |
|
|
2 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
3 |
Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
4 |
Чрезвычайные ситуации, характерные для г. Хабаровска, присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них |
2 |
2 |
|
|
3 |
3 |
|
|
1 |
1 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
5 |
Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия по ним |
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
1 |
1 |
|
|
6 |
Средства индивидуальной защиты населения. Порядок и правила их применения и использования |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
7 |
Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
8 |
Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории г. Хабаровска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
9 |
Организация и выполнение мероприятий по борьбе с терроризмом. Действия при угрозе и совершении террористического акта |
2 |
2 |
|
|
3 |
3 |
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
2 |
2 |
|
|
10 |
Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действий в случае их возникновения |
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
11 |
Основы оказания первой помощи |
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
3 |
|
|
|
Зачет |
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Всего часов занятий под руководством преподавателя |
36 |
|
|
|
72 |
|
|
|
36 |
|
|
|
36 |
|
|
|
36 |
|
|
|
36 |
|
|
|
36 |
|
|
|
6. Содержание тем занятий
6.1. Основы защиты населения и территорий в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 1. Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. Поражающие факторы оружия массового поражения и других видов оружия. Способы и средства защиты населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие эти конфликтов, и присущие им особенности. Средства поражения, воздействие их поражающих факторов на людей. Действия населения при возникновении опасностей военного характера.
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Сущность, порядок и методика прогнозирования и оценки обстановки. Исходные данные для прогнозирования и оценки обстановки в интересах защиты населения и территорий.
Мероприятия защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС. Способы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. Организация их выполнения.
Тема 2. Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС и уровни реагирования, их введение и установление, а также мероприятия, выполняемые по ним.
Режимы функционирования органов управления и сил РСЧС. Порядок их введения. Установление уровней реагирования. Мероприятия, проводимые при различных режимах функционирования РСЧС. Их сущность и организация выполнения.
Действия должностных лиц и работников ГО и РСЧС при введении различных режимов функционирования органов управления.
6.2. Планирование мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
Тема 1. Нормативное правовое регулирование в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения ПБ.
Требования нормативных правовых актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности.
Основные нормы и требования в области пожарной безопасности.
Обязанности организаций и граждан в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности. Ответственность за их неисполнение.
Тема 2. Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности.
Основные нормативные правовые документы, определяющие порядок работы органов управления ГО и РСЧС. Задачи и основные функции органов управления ГО и РСЧС.
Планирующие и отчетные документы, разрабатываемые органами управления ГО и РСЧС, их содержание и предъявляемые к ним требования.
Практическая разработка документов.
Тема 3. Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана ГО.
Назначение Плана гражданской обороны. Требования, предъявляемые к его разработке, исходные данные для планирования мероприятий ГО, этапы разработки и порядок утверждения. Перечень документов, прилагаемых к Плану ГО, их корректировка, хранение и порядок работы с ними.
Изучение и обсуждение одного из вариантов Плана ГО (на примере одной из существующих организаций).
Тема 4. Порядок приведения ГО организации в готовность.
Понятие о готовности ГО организации. Порядок действий руководителя, органов управления и сил ГО при планомерном приведении ГО в готовность и при внезапном нападении противника.
Основные мероприятия ГО первой, второй и третьей очереди, проводимые с получением распоряжения на эвакуацию и вывод формирований в безопасный район. Действия руководителя организации и должностных лиц ГО по их выполнению.
Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности ГО организации.
Тема 5. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Назначение Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Требования, предъявляемые к его разработке, исходные данные для планирования мероприятий защиты населения и территорий от ЧС, этапы разработки, и порядок утверждения. Перечень документов, прилагаемых к Плану действий по предупреждению и ликвидации ЧС. их корректировка, хранение и порядок работы с ними.
Изучение и обсуждение одного из вариантов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС (на примере одной из существующих организаций).
Тема 6. Организация работы эвакуационных органов.
Порядок создания, состав, задачи, обязанности и порядок действий руководителей и членов эвакуационных органов при планировании, подготовке и проведении эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в условиях ЧС и военных конфликтов.
Планирование работы эвакуационных органов. Перечень разрабатываемых документов и их содержание.
Организация эвакуации населения. Планирование эвакомероприятий. Основные направления деятельности эвакоорганов по повышению эффективности проведения эвакуации.
Тема 7. Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.
Виды, номенклатура, объем запасов (резервов) материальных и финансовых ресурсов, создаваемых в интересах ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Порядок их создания и использования. Организация количественного и качественного учета запасов (резервов) и их хранение. Сроки освежения и проведения лабораторных испытаний.
Задачи органов управления и сил ГО и РСЧС по организации и осуществлению контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением.
Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Планирование финансовых средств на выполнение мероприятий ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
6.3. Организация предупреждения ЧС и повышения устойчивости функционирования организаций.
Тема 1. Требования пожарной безопасности и технические средства пожаротушения.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности. Противопожарный режим и его установление. Система оповещения о пожаре. План (схема) эвакуации в случае пожара.
Особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей.
Первичные средства пожаротушения и их расположение. Действия при их применении.
Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности.
Тема 2. Общие понятия об эвакуации населения. Виды и способы проведения эвакуации при ЧС и в военное время.
Понятие эвакуации. Общий порядок и особенности организации и проведения эвакуации населения при ЧС природного и техногенного характера и в военное время.
Виды проведения эвакуации в зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями от сроков и времени проведения, по длительности пребывания.
Способы проведения эвакуации при ЧС и в военное время.
Обеспечение эвакомероприятий: транспортное, медицинское, охраны общественного порядка, связи и оповещения, организация питания и обогрева.
Тема 3. Общие понятия об устойчивости функционирования организаций. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования организаций.
Понятие устойчивости функционирования организаций в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера, и основные пути ее повышения. Факторы, влияющие на устойчивость объектов в условиях военного времени, а также при ЧС природного и техногенного характера.
Разработка и осуществление мероприятий по ПУФ. Исходные данные для прогнозирования и оценки устойчивости функционирования организации, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС. Методики оценки устойчивости организации.
Комплекс заблаговременных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организаций, и организация их выполнения.
Подготовка организации к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы.
Тема 4. Организация работы комиссии по обеспечению устойчивости функционирования в мирное время, при угрозе и возникновении опасностей.
Назначение и состав комиссии по обеспечению устойчивости функционирования. Задачи и обязанности ее председателя и членов. Алгоритм работы комиссии по ПУФ в мирное время, при угрозе и возникновении опасностей.
Планирование работы комиссии по ПУФ. Перечень разрабатываемых документов и их содержание.
6.4. Способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения.
Тема 1. Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.
Порядок работы должностных лиц органов управления ГО и РСЧС по организации управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.
Предназначение, оборудование, размещение и организация работы пунктов управления. Порядок работы дежурных смен, их обязанности.
Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах ГО и защиты населения от ЧС.
Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения.
Оповещение населения в условиях быстроразвивающихся ЧС. Принципы построения и функционирования комплексных систем экстренного оповещения населения.
Тема 2. Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения.
Особенности воздействия на население ионизирующего излучения. Основные мероприятия по защите населения от радиационного воздействия при угрозе и (или) возникновении радиационной аварии.
Виды аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Их воздействие на организм человека. Основные мероприятия химической защиты, осуществляемые в случае угрозы и (или) возникновения химической аварии.
Сущность, задачи и основные мероприятия медико-биологической защиты в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС. Карантин и обсервация.
Классификация приборов радиационной разведки (РР) и дозиметрического контроля (ДК). Принцип действия и основные характеристики приборов РР и ДК, состоящих на оснащении сил ГО и РСЧС, подготовка их к работе, проверка работоспособности.
Приборы химической разведки (ХР), их принцип действия и основные характеристики. Подготовка приборов ХР к работе, определение в атмосфере отравляющих веществ и аварийных химически опасных веществ.
Тема 3. Организация инженерной защиты населения и работников организаций.
Нормативное правовое регулирование в области инженерной защиты. Требования норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС.
Виды, назначение и правила пользования средствами коллективной защиты.
Классификация защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), их устройство и внутреннее оборудование. Убежища. Противорадиационные укрытия. Простейшие укрытия. Порядок приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Порядок укрытия населения и работников организации в ЗС ГО. Меры безопасности при нахождении в ЗС ГО. Содержание и использование ЗС ГО в мирное время.
Тема 4. Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации.
Требования нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
Обеспечение эвакомероприятий: транспортное, медицинское, охраны общественного порядка, связи и оповещения, организация питания и обогрева.
Организация и поддержание взаимодействия эвакоорганов. Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС природного и техногенного характера.
Способы подготовки и упаковки материальных ценностей для эвакуации. Необходимые сопровождающие документы. Способы и особенности погрузки, укладки, крепления, перевозки и выгрузки культурных ценностей. Порядок осуществления охраны перевозимого груза. Места эвакуации и временного хранения материальных и культурных ценностей.
Тема 5. Организация и осуществление государственного надзора в области ГО и защиты от ЧС.
Требования нормативных правовых документов по организации и осуществлению государственного надзора в области ГО и защиты от ЧС.
Виды проверок, проводимых в отношении юридических лиц.
Права и обязанности должностных лиц в сфере осуществления государственного надзора в области ГО и защиты от ЧС.
Мероприятия по организации и осуществлению государственного надзора в области ГО и защиты от ЧС.
Документы, оформляемые по итогам проверки.
6.5. Организация выполнения мероприятий по ликвидации ЧС.
Тема 1. Организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Правовые основы деятельности КЧС и ПБ. Примерное Положение о КЧС и ПБ.
Назначение, задачи и состав КЧС и ПБ. Обязанности и алгоритм работы КЧС и ПБ и ее председателя при угрозе и возникновении ЧС.
Планирование работы КЧС и ПБ. Перечень разрабатываемых документов и их содержание.
Тема 2. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность.
Понятие о готовности органов управления, сил ГО и РСЧС, степени готовности, порядок приведения в готовность.
Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения.
Обязанности и порядок действий руководителей органа управления ГО и РСЧС, спасательных служб, НАСФ и НФГО при приведении сил ГО и РСЧС в готовность.
Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления, сил ГО и РСЧС.
Тема 3. Применение новых технологий при проведении АСДНР.
Современные инструменты и технологии, используемые при проведении АСДНР. Их назначение, правила эксплуатации и меры безопасности при использовании.
Деятельность органов управления и руководителей сил ГО и РСЧС по внедрению новых технологий проведения АСДНР в практику.
Тема 4. Создание, применение и поддержание в готовности нештатных формирований и спасательных служб.
Нормативное правовое регулирование по созданию, применению и поддержанию в готовности формирований и спасательных служб.
Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура спасательных служб, НАСФ и НФГО. Комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом спасательных служб, НАСФ и НФГО. Организация подготовки к выполнению задач.
Обязанности и ответственность руководителей за обеспечение готовности подчиненных нештатных формирований и спасательных служб.
Тема 5. Действия руководителя нештатного формирования (спасательной службы) по организации и выполнению мероприятий ГО.
Получение и уяснение задач, оценка обстановки, принятие решения, распределение основных сил и средств.
Порядок разработки и содержание приказа (распоряжения) на выполнение задач. Доведение задач до исполнителей. Выбор маршрута выдвижения, порядок построения колонны, организация движения, управление на марше.
Организация выдвижения спасательных служб, НАСФ и НФГО в район выполнения задачи.
Смена в очаге поражения и вывод из него подразделений спасательных служб, НАСФ и НФГО. Организация и проведение специальной обработки. Восстановление готовности спасательных служб, НАСФ и НФГО к дальнейшим действиям.
Тема 6. Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР.
Основные составляющие всестороннего обеспечения действий сил ГО и РСЧС в ходе АСДНР и выполнения ими задач, их краткая характеристика.
Особенности организации материально-технического обеспечения нештатных формирований и спасательных служб при проведении АСДНР и выполнении ими задач.
Определение основ взаимодействия между нештатными формированиями и спасательными службами при проведении АСДНР и выполнении ими задач, оформление вопросов взаимодействия на картах и в других документах по взаимодействию. Практическое доведение намеченного порядка взаимодействия до подчиненных.
Тема 7. Организация защиты личного состава нештатных формирований и спасательных служб при выполнении задач.
Цель и основные мероприятия по защите личного состава. Обязанности руководителей нештатных формирований и спасательных служб по организации и выполнению мероприятий по защите личного состава.
Порядок и способы рассредоточения личного состава и техники в районах, занимаемых силами ГО и РСЧС. Инженерное оборудование районов. Организация разведки.
Использование защитных свойств местности, коллективных и индивидуальных средств защиты, средств связи и оповещения. Организация дозиметрического, химического и биологического контроля.
Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.
6.6. Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 1. Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Нормативная правовая база по организации и осуществлению подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Основные положения нормативных правовых документов. Полномочия и обязанности должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Сущность и задачи подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Перечень групп населения, подлежащих подготовке, и формы их подготовки.
Планирование и организация обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС. руководителей и личного состава нештатных формирований и спасательных служб.
Содержание программ обучения. Основные требования к их освоению.
Планирующие и отчетные документы, их содержание и порядок ведения.
Требования Рекомендаций по составу и содержанию учебно-материальной базы для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Состав учебно-материальной базы для обучения различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС. Назначение основных элементов и требования, предъявляемые к ним.
Тема 2. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.
Виды учений и тренировок, основы их организации и проведения.
Сущность и цели командно-штабных учений (КШУ), тактико-специальных учений (ТСУ), комплексного учения (КУ). Подготовка учений, руководство учением, разработка планирующих и отчетных документов, разбор учения.
Сущность и цели объектовых тренировок, Дня защиты детей. Планирование, подготовка и методика проведения. Руководство тренировкой. Разработка планирующих и отчетных документов.
Сущность и цели специальных учений (тренировок) по противопожарной защите (СУТ). Подготовка учений, руководство учением, разработка планирующих и отчетных документов, разбор учения.
Тема 3. Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС.
Задачи, содержание и организация пропаганды и информирования в области ГО, защиты от ЧС и безопасности людей на водных объектах.
Порядок использования и взаимодействия с местными средствами массовой информации.
Организация и порядок использования технических средств информирования в местах массового пребывания людей. Контроль над их состоянием и функционированием.
Планирование и контроль за проведением мероприятий по обучению неработающего населения. Комплексный план мероприятий по обучению неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС.
Координация деятельности органов управлений и организаций, участвующих в обучении неработающего населения. Взаимодействие должностных лиц ГО и РСЧС с должностными лицами органов управления образованием по подготовке подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности.
Организация разработки, издания и распространения наглядных пособий, памяток, листовок и другой пропагандистской литературы для проведения обучения неработающего населения по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации, характерные для г. Хабаровска, присущие им опасности для населения и возможные способы защиты от них.
Понятие о ЧС. Классификация ЧС по виду и масштабу.
ЧС природного характера, характерные для г. Хабаровска, их возможные последствия и основные поражающие факторы. Порядок действий в случаях угрозы и возникновения ЧС природного характера.
ЧС техногенного характера, характерные для г. Хабаровска, их возможные последствия и основные поражающие факторы. Порядок действий в случаях угрозы и возникновения ЧС техногенного характера.
Потенциально опасные объекты, расположенные на территории г. Хабаровска. Возможные опасности при нарушении их функционирования.
Способы защиты населения при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Тема 5. Сигналы оповещения об опасностях, порядок их доведения до населения и действия по ним.
Сигналы оповещения, их назначение, способы доведения и действия при их получении.
Возможные тексты информационных сообщений о ЧС и порядок действий по ним.
Тема 6. Средства индивидуальной защиты населения. Порядок и правила их применения и использования.
Средства индивидуальной защиты, классификация, назначение, порядок использования, организация хранения и поддержания в готовности к выдаче.
Действия работников при получении, проверке, применении и хранении средств индивидуальной защиты.
Практическое изготовление и применение подручных средств защиты органов дыхания.
Использование медицинских средств защиты производственного персонала и населения в ЧС.
Тема 7. Действия работников организаций по предупреждению аварий, катастроф и пожаров на территории организации и в случае их возникновения.
Понятия об аварии и катастрофе. Основные требования охраны труда и соблюдение техники безопасности на рабочем месте.
Химически опасные объекты. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) и их последствия. Классификация аварийно химически опасных веществ по характеру воздействия на организм человека. Характеристика наиболее распространенных аварийно химически опасных веществ.
Действия работников: при оповещении об аварии на химически опасном объекте; при эвакуации; при отсутствии возможности эвакуации; при выходе из зоны заражения.
Пожароопасные и взрывоопасные производства. Пожары и взрывы в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях. Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Действия работников при возникновении пожаров и взрывов.
Обрушение (угроза обрушения) производственных зданий и сооружений, зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения. Действия человека, оказавшегося в завале.
Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте. Особенности поведения людей при сильном задымлении и возгорании.
Повышение защитных свойств помещений от проникновения отравляющих и химически опасных веществ.
Тема 8. Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории г. Хабаровска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Понятия об опасном природном явлении и стихийном бедствии.
Метеорологические и агрометеорологические опасные явления (снегопад, мороз, гололед, ливень, жара). Причины их возникновения и последствия. Правила поведения до и во время снегопада, мороза, гололеда, ливня, жары.
Гидрологические опасные явления (наводнение, паводок, подтопление). Причины их возникновения и последствия. Правила поведения до и во время наводнения, паводка, подтопления.
Геофизическое опасное явление - землетрясение. Причины его возникновения и последствия. Правила поведения до, во время и после землетрясения.
Инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений. Основные пути передачи инфекции и их характеристика. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения. Организация и проведение режимных и карантинных мероприятий. Особенности осуществления специфических противоэпизоотических мероприятий.
Лесные и торфяные пожары. Причины их возникновения и последствия. Предупреждение пожаров. Привлечение населения к борьбе с лесными пожарами. Способы тушения лесных и торфяных пожаров.
Аварии на железнодорожном транспорте, их основные причины и последствия. Правила безопасного поведения при пользовании железнодорожным транспортом. Действия пассажиров при крушении поезда и при пожаре в поезде.
Аварии на воздушном транспорте, их основные причины и последствия. Основные и аварийные запасные выходы, используемые для экстренной эвакуации из самолета. Действия авиапассажиров в случае аварии: при взлете и посадке; при декомпрессии (разгерметизации салона); при пожаре в самолете; при вынужденной посадке самолета на воду. Индивидуальные и групповые спасательные средства.
Аварии на водном транспорте, их основные причины и последствия. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Особенности оставления судна прыжком в воду. Действия пассажиров при нахождении в спасательном плавательном средстве. Правила пользования индивидуальными спасательными средствами.
Аварии на автомобильном транспорте, их причины и последствия. Действия участников дорожного движения: при угрозе или возникновении дорожно-транспортного происшествия (ДТП); при падении автомобиля в воду. Правила безопасного поведения участников дорожного движения.
Аварии на общественном транспорте (автобус, троллейбус, трамвай), их причины и последствия. Действия пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании); при пожаре; при падении транспорта в воду.
Аварии на электроэнергетических и коммунальных системах жизнеобеспечения. Правила поведения при данных видах аварий.
Разбой, погромы, бандитизм, драки, массовые беспорядки. Причины их возникновения и последствия. Правила поведения до и во время разбоя, погромов, бандитизма, драк, массовых беспорядков.
Тема 9. Организация и выполнение мероприятий по борьбе с терроризмом. Действия при угрозе и совершении террористического акта.
Виды террористических актов, их общие и отличительные черты.
Правовые, нормативные и организационные основы противодействия терроризму. Мероприятия по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Получение информации об угрозе террористического акта, порядок действий должностных лиц ГО и РСЧС, дежурно-диспетчерских служб.
Признаки, указывающие на возможность наличия взрывного устройства, и действия при обнаружении предметов, похожих на взрывное устройство.
Действия при получении по телефону сообщения об угрозе террористического характера.
Правила обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера.
Действия при захвате в заложники и при освобождении.
Правила и порядок действий работников организаций при угрозе или совершении террористического акта на территории организации.
Тема 10. Способы предупреждения негативных и опасных факторов бытового характера и порядок действий в случае их возникновения.
Возможные негативные и опасные факторы бытового характера и меры по их предупреждению.
Правила обращения с бытовыми приборами и электроинструментом.
Действия при бытовых отравлениях, укусах животными и насекомыми.
Правила содержания домашних животных и поведения с ними на улице.
Правила действий по обеспечению личной безопасности на водных объектах, в походе и на природе.
Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений в чрезвычайных ситуациях.
Тема 11. Основы оказания первой помощи.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.
Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях.
Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения. Виды повязок. Правила и приемы наложения повязок на раны.
Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизаций с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.
Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороке, поражении электрическим током, тепловом и солнечном ударах.
Правила оказания помощи утопающему.
Основы ухода за больными (гигиена комнаты и постели больного; способы смены белья, подгузников; методика измерения температуры, артериального давления; методика наложения пластырей, компрессов, горчичников, шин, бандажей).
Возможный состав домашней медицинской аптечки.
7. Учебно-методическое обеспечение курса обучения
7.1. Нормативные правовые акты:
7.1.1. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
7.1.2. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
7.1.3. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
7.1.4. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
7.1.5. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
7.1.6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
7.1.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
7.1.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
7.1.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".
7.1.10. Приказ МЧС России от 13.11.2006 N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".
7.1.11. Приказ МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".
7.1.12. Приказ МЧС России от 28.02.2003 N 105 "Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения".
7.1.13. Приказ МЧС России от 25.10.2004 N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
7.1.14. Приказ МЧС России от 25.07.2006 N 422 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
7.2. Специальная и научная литература:
7.2.1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное. - М.: Высшая школа, 2007.
7.2.2. Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС: Учебное пособие / под ред. Г.Н. Кирилова. - М.: ИРБ, 2011.
7.2.3. Перевощиков В.Я. и др. Настольная книга руководителя (работника) структурного подразделения по ГОЧС. - М.: ИРБ, 2012.
7.2.4. Современные технологии защиты и спасения / под общей ред. Р.Х. Цаликова; МЧС России. - М.: Деловой экспресс, 2007.
7.2.5. Камышанский М.И. и др. Оповещение и информирование в системе мер гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Действия должностных лиц и населения. - М.: ИРБ, 2008.
7.2.6. Камышанский М.И. и др. Организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. - М.: ИРБ, 2010.
7.2.7. Коллективные и индивидуальные средства защиты. Контроль защитных свойств. - М.: Деловой экспресс, 2002.
7.2.8. Организация и ведение аварийно-спасательных работ: Учебное пособие / Г.Х. Харисов, А.Н. Калайдов, А.В. Фирсов. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2011.
7.2.9. Афлятунов Т.П. и др. Действия пожарных, спасателей и участников дорожного движения при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. - М.: ИРБ, 2012.
7.2.10. Проведение занятий с работающим населением в области ГО, защиты от ЧС. пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Учебно-методическое пособие для руководителей занятий. - М.: ИРБ, 2011.
7.3. Средства обеспечения курса обучения:
7.3.1. Технические средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, ноутбук, проекционное оборудование.
7.3.2. Видеофильмы, видеоролики.
7.3.3. Презентации лекций.
7.3.4. Плакаты.
7.3.5. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
7.3.6. Средства индивидуальной защиты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.