Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Термины и определения
1. Военная организация государства - совокупность органов и структур исполнительной власти, созданных и действующих в соответствии с конституцией и законами (государства - участника СНГ); предназначенных для обеспечения безопасности личности, общества и государства; имеющих право применения силовых средств и средств вооруженной борьбы и/или осуществления специальных операций в рамках и случаях, установленных законом. Состав и структура военной организации государства определяется в законодательном порядке и приводится в соответствие с международными обязательствами государства.
Военная организация государства, с учетом особенностей государственного устройства отдельных государств - участников СНГ, может включать в себя:
а) вооруженные силы, войска, другие военизированные формирования и органы, предназначенные для отражения внешней агрессии и других угроз, связанных с применением извне военной силы против данного государства или выполнением государством его международных обязательств;
б) внутренние войска, другие военизированные формирования и органы, предназначенные для защиты конституционного строя, пресечения беспорядков, обеспечения охраны общественного порядка и безопасности внутри страны, борьбы с терроризмом, охраны государственной тайны;
в) пограничные войска;
г) органы и военизированные формирования, предназначенные для борьбы с преступностью;
д) органы государственной разведки и контрразведки;
е) органы и военизированные формирования, предназначенные для обеспечения правительственной связи;
ж) органы и войска гражданской обороны, военно-транспортные, а также предназначенные для преодоления последствий чрезвычайных ситуаций природно-экологического и социально-гуманитарного характера;
з) создаваемые на военное время специальные формирования.
Военизированные организации и формирования, не входящие в состав военной организации государства в том ее виде, как она законодательно определена (государством - участником СНГ), должны быть в законодательном порядке объявлены незаконными.
2. Парламентский контроль над военной организацией государства - центральный компонент демократического гражданского контроля - трактуется в контексте данного Закона как деятельность по созданию и обеспечению адекватного применения системы правовых установлений и административных мер, осуществляемых парламентом во взаимодействии с другими органами государственной власти и институтами гражданского общества в целях:
а) эффективного руководства вооруженными силами, войсками, военизированными формированиями и органами, входящими в состав военной организации государства, со стороны высших институтов гражданской политической власти, для обеспечения безопасности и защиты национальных интересов государства;
б) обеспечения политического нейтралитета (деполитизации) вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства;
в) деидеологизации вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства;
г) становления военной организации государства как неотъемлемого элемента правового государства, защиты гражданских прав и социальных интересов лиц, занятых в военной организации государства, и членов их семей, а также адаптации к гражданской жизни и защиты прав и интересов военнослужащих, уволенных с военной службы;
д) обеспечения максимально допустимой гласности и открытости военной организации; конструктивного взаимодействия военной организации государства со средствами массовой информации и общественными организациями, имеющими целью содействие защите гражданских, социальных и частных прав и интересов лиц, занятых в военной организации государства, и членов их семей, а также лиц, уволенных с военной службы.
3. Политический нейтралитет (деполитизация) вооруженных сил, войск, военизированных организаций и органов, входящих в состав военной организации государства, в контексте парламентского контроля предполагает законодательное обеспечение соблюдения следующих норм:
а) политическим партиям, общественным движениям и организациям запрещается вовлекать в свою деятельность военнослужащих и сотрудников вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, а также создавать подконтрольные себе военизированные и вооруженные формирования и организации;
б) военнослужащие и сотрудники вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства, безусловно подчиняются распоряжениям и приказам легитимного государственного руководства, избранного, утвержденного или сформированного в соответствии с процедурами, определенными конституцией и законами (государства - участника СНГ), независимо от политической и идеологической ориентации этого государственного руководства;
в) военнослужащие и иной персонал вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства, не имеют права заниматься политической деятельностью, выходящей за пределы, определенные служебными обязанностями; руководствоваться в своей служебной деятельности призывами, указаниями и решениями политических партий и политических движений, состоять членами политических партий и политических движений, сотрудничать с ними и содействовать им в их деятельности, участвовать в политической пропаганде и агитации;
г) в вооруженных силах, войсках, военизированных формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства, запрещается создание политических организаций и деятельность политических партий и движений;
д) при условии соблюдения требований политического нейтралитета, определенных данной статьей, военнослужащие и гражданский персонал вооруженных сил, войск, вооруженных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства, не могут быть ограничены в назначении на занимаемые должности или подвергаться снятию с них по политическим мотивам.
4. Деидеологизация вооруженных сил, войск, военизированных формирований и органов, входящих в состав военной организации государства, означает правовое и административное недопущение того, чтобы в своей служебной и профессиональной деятельности военнослужащие и сотрудники указанных сил, войск, формирований и органов руководствовались идеологическими, политическими, мировоззренческими или религиозными взглядами и убеждениями, если последние противоречат конституции и законам, должностным инструкциям, приказам и распоряжениям, определяющим их служебную деятельность.
5. Политическая деятельность в контексте данного Закона трактуется как:
а) индивидуальные или коллективные действия с целью оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за пределы служебных обязанностей;
б) индивидуальные или коллективные действия, направленные на формирование и изменение политической воли граждан;
в) участие в работе органов государственной власти или местного самоуправления на выборных должностях;
г) содействие индивиду, политическим партиям, общественным движениям, организациям и объединениям, участвующим в выборах в органы государственной власти или местного самоуправления, в проведении политической пропаганды и агитации;
д) членство в организации, фактически ведущей политическую деятельность в соответствии с определением в предшествующих пунктах данной статьи, сотрудничество с данной организацией или содействие ей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.