Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 3
Обязательства, касающиеся коммунальных услуг, и защита прав потребителей
1. Государства-члены ЕС должны, основываясь на существующей организационной структуре и с учетом принципа субсидиарности, не ограничивая смысл параграфа 2, обеспечить осуществление деятельности предприятиями электроэнергетики в соответствии с принципами данной Директивы в целях создания конкурентного рынка электроэнергии, обеспечивающего бесперебойность поставок и экологическую безопасность. Государства-члены ЕС не должны проводить политику дискриминации по отношению к указанным предприятиям применительно к их правам и обязанностям.
2. Полностью учитывая соответствующие положения Договора, в частности Статью 86, государства-члены ЕС вправе в общеэкономических интересах налагать на предприятия, действующие в сфере электроэнергетики, обязанности, связанные с предоставлением коммунальных услуг, которые могут относиться к безопасности, регулярности, качеству и стоимости поставок и обеспечению охраны окружающей среды, в том числе энергоэффективности, производству энергии из возобновляемых источников и охране климата. Указанные обязанности должны быть четко определенными, информационно-открытыми, недискриминационными, поддающимися контролю и должны гарантировать равный доступ предприятий электроэнергетики Сообщества к национальным потребителям. Применительно к обеспечению безопасности поставок, энергоэффективности/регулированию потребляемой мощности и охране окружающей среды и получению энергии из возобновляемых источников, согласно изложенному в данном параграфе, государства-члены ЕС вправе вводить долгосрочное планирование, с учетом возможности попыток третьих лиц получить право доступа к системе.
3. Государства-члены ЕС должны обеспечить получение бытовыми потребителями и, в случае если государство-член ЕС сочтет приемлемым, предприятиями малого бизнеса (в частности, предприятиями с числом работников менее 50 и ежегодным оборотом или балансом, не превышающим 10 миллионов Евро) услуг, предоставляемых неограниченному кругу лиц на основании договора присоединения, то есть право на снабжение электроэнергией установленного на территории данного государства-члена ЕС качества по разумным, сравнимым, информационно-открытым и недискриминационным ценам. В целях обеспечения предоставления указанных услуг государства-члены ЕС вправе назначать гарантирующего поставщика. Государства-члены ЕС должны обязать энергораспределяющие компании осуществлять присоединение к своей сети потребителей на условиях и по тарифам, установленным в соответствии с процедурой, закрепленной в параграфе 6 Статьи 37. Данная Директива не препятствует деятельности государств-членов ЕС по усилению рыночного положения бытовых потребителей, а также предприятий малого и среднего бизнеса путем предоставления возможностей для добровольного объединения представителей указанного класса потребителей.
Первый параграф должен применяться в информационно-открытой и недискриминационной манере и не должен препятствовать созданию рынка, предусмотренному в Статье 33.
4. Государства-члены ЕС должны обеспечить право всех потребителей на получение электроэнергии от поставщика, при условии соблюдения соглашения с поставщиком, независимо от того, в каком государстве-члене ЕС зарегистрирован поставщик, если поставщик соблюдает применяемые правила торговли и балансировки. В этом отношении государства-члены ЕС должны принимать все необходимые меры для того, чтобы административные процедуры не оказывали дискриминационного воздействия на предприятия, зарегистрированные в другом государстве-члене ЕС.
5. Государства-члены ЕС должны обеспечить, чтобы:
(a) в случае если потребитель, соблюдающий условия договора, намерен сменить поставщика, смена осуществляется оператором (операторами) в срок не более трех недель; и
(b) потребители имели право на получение всей информации о потреблении.
Государства-члены ЕС должны обеспечить предоставление потребителям прав, указанных в пунктах (a) и (b), в недискриминационной манере в отношении стоимости, затраченных усилий или времени.
6. В случае если за выполнение обязанностей, установленных в параграфах 2 и 3, государством-членом ЕС предусмотрена финансовая или иная компенсация, либо предоставление исключительных прав, указанные компенсация или права должны предоставляться в недискриминационной и информационно-открытой манере.
7. Государства-члены ЕС принимают все необходимые меры для защиты прав конечных потребителей и, в частности, обеспечивают адекватные гарантии для слабо защищенных потребителей. В данном контексте государства-члены ЕС должны определить концепцию слабо защищенных потребителей, которая может иметь отношение к энергетической бедности и, помимо прочего, запрету на отключение указанных клиентов от подачи электроэнергии в критические периоды времени. Государства-члены ЕС должны обеспечить соблюдение всех прав и выполнение всех обязанностей, связанных со слабо защищенными потребителями. В частности, они должны принимать меры для защиты конечных потребителей, находящихся в отдаленных районах. Они должны обеспечить высокий уровень защиты прав потребителей, в частности, применительно к требованиям информационной открытости в отношении условий договоров, общей информации и механизмов урегулирования споров. Государства-члены ЕС должны обеспечить свободным потребителям фактическую возможность беспрепятственного подключения к новому поставщику. Применительно как минимум к бытовым потребителям, указанные меры должны включать в себя меры, перечисленные в Приложении I.
8. Государства-члены ЕС принимают все необходимые меры, такие как разработка национальных планов мероприятий в сфере энергетики, предоставляющих преимущества системам общественной безопасности, для обеспечения необходимых поставок слабо защищенным потребителям, либо предоставляющих поддержку улучшениям в сфере энергоэффективности, чтобы устранять энергетическую бедность в случае ее выявления, в том числе в широком смысле термина "бедность". Указанные меры не должны препятствовать эффективному созданию рынка, указанному в Статье 33, либо функционированию рынка. Европейская Комиссия должна быть уведомлена о таких мерах в соответствии с положениями параграфа 15 данной Статьи. Указанное уведомление может также содержать информацию о мерах, принимаемых в сфере общей системы социального обеспечения.
9. Государства-члены ЕС должны обеспечить доступность конечным потребителям следующей информации, оговариваемой в счетах либо в рекламных изданиях:
(a) доля каждого источника энергии в общем топливном балансе поставщика в предыдущем году в понятном и на национальном уровне легко сравнимом виде;
(b) по меньшей мере, ссылка на существующие источники, такие как Интернет-ресурсы, на которых доступна информация о воздействии на окружающую среду, как минимум, в показателях выбросов углекислого газа и радиоактивных отходов, являющихся следствием производства электроэнергии, по общему топливному балансу поставщика за предыдущий год;
(c) информация о правах в отношении доступных средств урегулирования споров в случае их возникновения.
Применительно к пунктам (a) и (b) первого подпараграфа, в отношении электроэнергии, полученной посредством биржи электроэнергии, либо в результате импорта от предприятия, расположенного вне Сообщества, могут быть использованы общие показатели за предыдущий год, предоставленные биржей либо указанным предприятием.
Контролирующие органы или иные компетентные национальные органы власти должны предпринимать необходимые шаги для обеспечения достоверности и сравнимости на национальном уровне информации, предоставляемой поставщиками потребителям в соответствии с данной Статьей.
10. Государства-члены ЕС должны предпринимать меры для достижения целей социальной и экономической интеграции и защиты окружающей среды, в том числе меры по энергоэффективности/регулированию потребляемой мощности и средства борьбы с климатическими изменениями, а также, при необходимости, безопасности поставок. Указанные меры могут в частности включать обеспечение адекватных экономических стимулов, с использованием всех существующих национальных средств и средств Сообщества, для поддержания и строительства необходимой сетевой инфраструктуры, в том числе мощности межсетевых соединений.
11. В целях способствования энергоэффективности государства-члены ЕС либо уполномоченные контролирующие органы должны настоятельно рекомендовать предприятиям электроэнергетики оптимизировать использование электроэнергии, например, путем предоставления услуг по регулированию и контролю энергоснабжения/энергопотребления, развития современных методов ценообразования либо внедрения "интеллектуальных" систем учета электроэнергии или "умных электросетей".
12. Государства-члены ЕС должны обеспечить создание единых контактных центров с целью предоставления потребителям всей необходимой информации, касающейся их прав, действующего законодательства и доступных средств урегулирования споров в случае их возникновения. Указанные контактные центры могут быть частью общих центров потребительской информации.
13. В целях обеспечения эффективного рассмотрения жалоб и внесудебного разрешения споров государства-члены ЕС должны обеспечить действие независимых механизмов, таких как омбудсмен*(17) в сфере энергетики или общество потребителей.
14. Государства-члены ЕС вправе принять решение о неприменении положений Статей 7, 8, 32 и/или 34, поскольку их применение может юридически или фактически препятствовать исполнению обязанностей, возложенных на предприятия энергетики в общехозяйственных интересах, и поскольку их применение не повлияет на развитие торговли в той степени, в какой может противоречить интересам Сообщества. Интересы Сообщества включают, в том числе конкуренцию, применительно к свободным потребителям, в соответствии с данной Директивой и Статьей 86 Договора.
15. После введения в действие данной Директивы государства-члены ЕС должны информировать Европейскую Комиссию обо всех нормативных актах, принятых для выполнения обязательств по оказанию услуг, предоставляемых неограниченному числу лиц на основании договора присоединения, и коммунальных услуг, включая нормативные акты о защите прав потребителей и охране окружающей среды, а также об их возможном влиянии на национальную и международную конкуренцию, независимо от того, требуют ли указанные нормативные акты частичной отмены данной Директивы. В дальнейшем они должны один раз в два года информировать Европейскую Комиссию о любых изменениях, внесенных в указанные нормативные акты, независимо от того, требуют ли эти изменения частичной отмены данной Директивы.
16. Европейская Комиссия должна после проведения консультаций с соответствующими участниками, в том числе государствами-членами ЕС, национальными контролирующими органами, организациями потребителей, предприятиями электроэнергетики и, в зависимости от прогресса, достигнутого на сегодняшний день, социальными партнерами, разработать краткую и четкую инструкцию потребителя электроэнергии, содержащую практическую информацию, касающуюся прав потребителя электроэнергии. Государства-члены ЕС должны обеспечить принятие поставщиками электроэнергии и операторами распределительных систем в сотрудничестве с контролирующими органами необходимых мер для предоставления потребителям экземпляра инструкции, а также обеспечить ее опубликование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.