Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II: Официальный контроль, касающийся живых двустворчатых моллюсков из классифицированных производственных районов
А. Классификация производственных районов и районов вторичной высадки
1. Компетентный орган должен фиксировать местонахождение и границы производственных районов и районов вторичной высадки, которые он классифицирует. Он может, в необходимых случаях, делать это в сотрудничестве с предприятиями пищевой промышленности.
2. Компетентный орган должен классифицировать производственные районы, из которых он разрешает сбор живых двустворчатых моллюсков, относя их к одной из трех категорий в зависимости от уровня загрязнения. При необходимости он может делать это в сотрудничестве с предприятиями пищевой промышленности.
3. Компетентный орган может относить к Классу "А" те районы, из которых живые двустворчатые моллюски можно собирать для непосредственного потребления человеком в пищу. Живые двустворчатые моллюски, добытые из этих районов, должны соответствовать гигиеническим стандартам для живых двустворчатых моллюсков, установленным в Главе V Раздела VII Приложения III к Регламенту ЕС 853/2004.
4. Компетентный орган может относить к Классу "В" те районы, из которых можно собирать живых двустворчатых моллюсков, но размещать их на рынке для потребления человеком в пищу можно только после обработки в очистительном центре или после такой вторичной высадки, чтобы они могли соответствовать гигиеническим стандартам, указанным в параграфе 3. Живые двустворчатые моллюски из этих районов не должны превышать, в 90% образцах, 4600 E.coli на 100 г мяса и мантийной жидкости. В остальных 10% образцах, живые двустворчатые моллюски не должны превышать 46000 E.coli на 100 г мяса и мантийной жидкости.
Стандартным методом для данного анализа является метод наиболее вероятного числа (MPN), отмеченного в пятой пробирке, с трехкратным разбавлением пробы, определенной ISO 16649-3. Альтернативные методы могут быть использованы, если они обладают юридической силой против стандартного метода в соответствии с критериями, установленными EN/ISO 16140.
5. Компетентный орган может относить к Классу "С" те районы, из которых можно собирать живых двустворчатых моллюсков, но размещать их на рынке можно только после длительной вторичной высадки для того, чтобы они соответствовали требованиям гигиенических стандартов, указанных в параграфе 3. Живые двустворчатые моллюски из этих районов не должны превышать 46 000 E.coli на 100 г мяса и мантийной жидкости. Стандартным методом для данного анализа является метод MPN, отмеченного в пятой пробирке, с трехкратным разбавлением пробы, определенный ISO 16649-3. Альтернативные методы могут быть использованы, если они обладают юридической силой против стандартного метода в соответствии с критериями, установленными EN/ISO 16140.
6. Если компетентный орган по существу примет решение классифицировать производственный район или район вторичной высадки, он должен:
(а) составить опись источников загрязнения человеческого или животного происхождения, которые могут быть источником загрязнения производственного района;
(b) исследовать количество органических загрязнителей, которые сбрасываются в течение различных периодов года, по сезонным колебаниям популяций как человеческого, так и животного происхождения в районе водосборной площади, от количества атмосферных осадков, от обработки сточных вод и т.д.
(с) определить характеристики циркуляции загрязнителей на основании характера течений, измерения глубин и приливно-отливного цикла в производственном районе; и
(d) определить программу отбора проб двустворчатых моллюсков в производственном районе, которая основана на изучении установленных данных, а при ряде проб - географическое распределение точек отбора проб и частоту отбора проб, которые должны гарантировать, что результаты анализа будут настолько репрезентативны насколько это возможно для рассматриваемого района.
В. Мониторинг классифицированных районов вторичной высадки и производственных районов
1. Периодически должен осуществляться мониторинг классифицированных районов вторичной высадки и производственных районов для того, чтобы контролировать:
(а) что не используются противозаконные действия в отношении происхождения, источника и назначения живых двустворчатых моллюсков;
(b) микробиологическое качество живых двустворчатых моллюсков в отношении производственных районов и районов вторичной высадки;
(с) наличие токсинобразующего планктона в производственных районах и районах вторичной высадки и биотоксинов в живых двустворчатых моллюсках; и
(d) наличие химических загрязнителей в живых двустворчатых моллюсках.
2. Для применения пунктов "b", "c" и "d" параграфа 1 необходимо составить планы отбора проб, обеспечивающие проведение таких проверок через определенные промежутки времени или если периоды сбора нерегулярные, то в зависимости от конкретного случая. Географическое распределение точек отбора проб и частота отбора проб должны гарантировать, что результаты анализа будут настолько репрезентативными, насколько это возможно для указанного района.
3. Планы отбора проб для контроля микробиологического качества живых двустворчатых моллюсков должны особо учитывать:
(а) возможные колебания в загрязнении, и
(b) параметры, указанные в параграфе 6 Части А.
4. Планы отбора проб для контроля наличия токсинобразующего планктона в водах производственного района и района вторичной высадки и биотоксинов в живых двустворчатых моллюсках должны особо учитывать возможные колебания в наличии планктона, содержащего морские биотоксины. Отбор проб должен включать:
(а) периодический отбор проб для выявления изменений в составе планктона, содержащего токсины, и их географическое распределение. Интенсивный отбор проб должен следовать за результатами, предполагающими накопление токсинов в мясе моллюсков;
(b) периодические пробы на токсичность с использованием тех моллюсков из затронутых районов, которые более всего восприимчивы к загрязнению.
5. Частота отбора проб на анализ токсичности в моллюсках, как правило, должна проводиться еженедельно в течение тех периодов, когда разрешен их сбор. Эта частота может быть уменьшена в определенных районах или для определенных видов моллюсков, если оценка риска токсинов или фитопланктона предполагает очень низкий риск токсических эпизодов. Она должна быть увеличена там, где такая оценка предполагает, что еженедельный отбор проб будет являться недостаточным. Оценка риска должна периодически выноситься на рассмотрение для того, чтобы оценивать риск токсинов, встречающихся в живых моллюсках из этих районов.
6. Когда становятся доступными знания о темпах аккумуляции токсинов для группы видов, обитающих в одном и том же районе, вид с самым высоким темпом может использоваться в качестве вида-индикатора. Это сделает возможным использование всех видов в группе, если уровни токсинов в виде-индикаторе ниже регулируемых пределов. Когда уровни токсинов в виде-индикаторе выше регулируемых пределов, сбор других видов будет разрешен только в том случае, если дальнейший анализ по другим видам покажет, что уровни токсинов ниже этих пределов.
7. В отношении мониторинга планктона пробы должны быть репрезентативны столбу воды и предоставлять информацию о присутствии токсичных видов, а также о тенденциях в популяции. Если выявляются какие-либо изменения в токсичных популяциях, которые могут привести к аккумуляции токсинов, частота отбора проб моллюсков должна быть увеличена или должно вводиться предупредительное закрытие районов до тех пор, пока не будут получены результаты исследования токсинов.
8. Планы отбора проб для контроля наличия химических загрязнителей должны давать возможность выявления любого превышения уровней, установленных Регламентом Европейской Комиссии 466/2001*(20).
С. Решения после мониторинга
1. Если результаты отбора проб показывают, что гигиенические стандарты для моллюсков превышены, или что может быть нанесен другим образом риск здоровью человека, компетентный орган должен закрыть указанный район, не допуская сбор живых двустворчатых моллюсков. Однако компетентный орган может повторно классифицировать производственный район, отнеся его к Классу "В" или "С", если он удовлетворяет соответствующим требованиям, изложенным в Части "А", и не представляет других рисков для здоровья человека.
2. Компетентный орган может вновь открыть закрытый производственный район только в том случае, если гигиенические нормы для моллюсков вновь соответствуют законодательству Сообщества. Если компетентный орган закрывает производственный район из-за присутствия планктона или чрезмерных уровней токсинов в моллюсках, для его повторного открытия необходимо получить не менее двух последовательных результатов ниже регулируемого предела с интервалом между ними не менее 48 часов. Компетентный орган может учесть информацию по тенденциям фитопланктона, принимая это решение. Когда имеются убедительные данные по динамике токсичности для определенного района, и при условии, что имеются последние данные по тенденциям снижения токсичности, компетентный орган может принять решение о повторном открытии района при результатах ниже регулируемого предела, полученных из одного единственного отбора проб.
D. Дополнительные требования по мониторингу
1. Компетентный орган должен осуществлять мониторинг классифицированных производственных районов, из которых он запретил добычу двустворчатых моллюсков, или установил специальные условия добычи, чтобы гарантировать, что вредная для здоровья человека продукция не попадет на рынок.
2. В дополнение к мониторингу зон вторичной высадки или производственных зон, указанных в параграфе 1 Части "В", необходимо создать систему контроля, включающую лабораторные анализы для подтверждения выполнения предприятиями пищевой промышленности требований к конечному продукту на всех стадиях производства, переработки и распределения. Эта система контроля, в частности, должна подтверждать, что уровни морских биотоксинов и загрязнителей не превышают пределы безопасности и что микробиологическое качество моллюсков не представляет опасности для здоровья человека.
Е. Регистрация и обмен информацией
Компетентный орган должен:
(a) создать и постоянно обновлять список одобренных производственных районов и районов вторичной высадки с подробной информацией об их местоположении и границах, а также класс, по которому классифицируется район, из которого можно добывать моллюсков в соответствии с требованиями настоящего Приложения. Этот список должен быть передан заинтересованным сторонам, на которые распространяется действие данного Приложения, а именно: производителям, сборщикам и операторам очистительных центров и отгрузочных центров;
(b) незамедлительно информировать заинтересованные стороны, на которые распространяется действие настоящего Приложения, а именно: производителей, сборщиков и операторов очистительных центров и отгрузочных центров, обо всех изменениях местоположения, границ или класса производственного района или его закрытии, несмотря на то, является ли это временным закрытием или окончательным; и
(c) действовать быстро, когда контроль, предписанный настоящим Приложением, свидетельствует о том, что производственный район должен быть закрыт или повторно классифицирован, или может быть открыт вновь.
F. Собственный контроль предприятий пищевой промышленности
Для принятия решения о классификации, открытии или закрытии производственных районов компетентный орган может принимать во внимание результаты проверок, которые выполнили предприятия пищевой промышленности или организации, их представляющие. В таком случае компетентный орган должен назначить лабораторию, проводящую анализы, и, если необходимо, отбор проб и анализ должны проводиться в соответствии с протоколом, который согласуют компетентный орган и предприятия пищевой промышленности или заинтересованная организация.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.