Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Муниципальная программа изменена с 2 апреля 2019 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 28 марта 2019 г. N 903
Приложение
Муниципальная программа
городского округа "Город Хабаровск" "Социальная поддержка граждан в городском округе "Город Хабаровск" на 2014 - 2020 годы"
(утв. Постановлением администрации города Хабаровска от 14 ноября 2013 года N 4837)
5 мая 2014 г., 12 февраля 2016 г., 3, 30 марта, 27 октября 2017 г., 26, 30 марта, 2 апреля 2018 г., 28 марта 2019 г., 25 марта 2020 г.
Паспорт изменен с 31 марта 2020 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 25 марта 2020 г. N 1055
Паспорт
муниципальной программы городского округа "Город Хабаровск" "Социальная поддержка граждан в городском округе "Город Хабаровск" на 2014 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель программы |
Управление социальной работы с населением администрации города Хабаровска |
Соисполнители программы |
департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (далее - департамент архитектуры, строительства и землепользования); департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - департамент муниципальной собственности); комитет администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом; комитет администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным районом; комитет администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом; комитет администрации города Хабаровска по управлению Кировским районом; комитет администрации города Хабаровска по управлению Краснофлотским районом; управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска (далее - управление дорог и внешнего благоустройства); управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска (далее - управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда); управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города Хабаровска (далее - управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций); управление образования администрации города Хабаровска (далее - управление образования); управление культуры администрации города Хабаровска (далее - управление культуры); управление по физической культуре, спорту и здравоохранению администрации города Хабаровска (далее - управление по физической культуре, спорту и здравоохранению); управление по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска (далее - управление по делам молодежи и социальным вопросам); управление торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Хабаровска (далее - управление торговли, питания и бытового обслуживания); управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Хабаровска (далее - управление по охране окружающей среды и природных ресурсов); управление по связям с общественностью и СМИ администрации города Хабаровска (далее - управление по связям с общественностью и СМИ); Хабаровская городская организация Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов |
Подпрограммы и (или) основные мероприятия |
- подпрограмма "Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, семей с детьми городского округа "Город Хабаровск"; - подпрограмма "Социальная поддержка старшего поколения "Забота"; - подпрограмма "Семья и дети городского округа "Город Хабаровск"; - подпрограмма "Развитие существующей системы работы учреждений отрасли, реализуемой за счет средств бюджета городского округа "Город Хабаровск"; - расходы на финансирование мероприятий по организации общественных работ; - обеспечение деятельности муниципальных учреждений, подведомственных управлению социальной работы с населением; - организация деятельности трудовых отрядов старшеклассников, участвующих в реализации социально значимых дел в летний период; - субсидии некоммерческим организациям; - доплаты к пенсиям муниципальных служащих в отставке; - обеспечение реализации муниципальной программы (содержание аппарата управления администрации города Хабаровска); - оказание помощи жителям города Хабаровска, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации; - бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства на реконструкцию здания для МБУ "Центр работы с населением "Единство"; - устройство водопроводных сетей для установки водоразборных колонок по ул. Каширской, Попова, Можайской, Макарова, Моховой, Инициативной, П. Осипенко, Крупской |
Цель программы |
- стабильное повышение качества и уровня жизни граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, из числа пожилых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, проживающих на территории городского округа "Город Хабаровск"; - развитие эффективной системы социальной работы с населением |
Стратегическая цель муниципального управления и задачи социально-экономического развития города |
стратегическая цель: укрепление социальной стабильности и развитие социального партнерства. Задачи социально-экономического развития города: - развитие социальной работы с населением (укрепление кадрового потенциала муниципальных учреждений социальной работы с населением); - укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений социальной работы с населением; - развитие системы оказания платных услуг и повышение их качества в социальной работе с населением; - развитие сети клубных формирований для отдельных категорий жителей городского округа "Город Хабаровск"; - вовлечение жителей города в решение вопросов местного значения; - проведение форума "Кто, если не я?" (отделения социальной активности); - совершенствование системы социальной поддержки граждан (развитие актуальной системы адресной социальной помощи отдельным категориям граждан: гражданам старшего поколения, семьям с детьми, гражданам с ограниченными физическими возможностями); - проведение благотворительных акций по оказанию помощи нуждающимся горожанам; - вовлечение предпринимательского сектора в работу по оказанию помощи нуждающимся жителям города; - содействие укреплению института семьи и профилактика сиротства (организация городских мероприятий по пропаганде семейных ценностей); - предоставление на конкурсной основе грантовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на реализацию социальных проектов в сфере семейной политики; - организация работы общественных советов при мэре города; - внедрение новых технологий по работе с семьей - открытие площадок развития общих способностей детей; - развитие сети клубных формирований семейной направленности |
Задачи программы |
- вовлечение жителей города в решение вопросов местного значения; - создание условий для повышения качества и уровня жизни граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, из числа пожилых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, проживающих на территории городского округа "Город Хабаровск"; - повышение удовлетворенности населения в предоставлении муниципальных услуг; - повышение удовлетворенности населения деятельностью муниципальных автономных учреждений "Центры работы с населением"; - внедрение инновационных социальных технологий в сфере социальной работы с населением; - создание условий для реализации семьи и ее функций и активизации собственного ресурсного потенциала; - профилактика социального сиротства |
Индикаторы программы |
- удельный вес граждан, получивших адресную помощь, от общей численности обратившихся граждан, %; - доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления социальных услуг, от общего числа опрошенных граждан, %; - доля граждан, удовлетворенных деятельностью муниципальных автономных учреждений "Центры работы с населением", %; - количество посещений гражданами досуговых и культурно-массовых мероприятий, заседаний клубных формирований, ед.; - число клубных формирований, творческих объединений для отдельных категорий жителей городского округа "Город Хабаровск", ед.; - доля обращений жителей города по вопросам семьи, решенных положительно, от общего числа поступивших обращений, %; - удельный вес детей, получивших социальные услуги в муниципальных бюджетных учреждениях, подведомственных управлению социальной работы с населением, от общей численности детей, воспитывающихся в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, %; - количество социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, реализованных в сфере семейной политики, ед.; - количество информационных мероприятий, проведенных для субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных автономных учреждениях "Центры работы с населением", ед. |
Объемы финансового обеспечения программы, в том числе по годам реализации, тыс. руб. |
прогнозируемый объем финансового обеспечения программы - 2 085 231,75 тыс. руб., в том числе: - 2014 г. - 333 128,41 тыс. руб.; - 2015 г. - 294 082,83 тыс. руб.; - 2016 г. - 279 355,61 тыс. руб.; - 2017 г. - 298 141,41 тыс. руб.; - 2018 г. - 308 534,38 тыс. руб.; - 2019 г. - 290 694,42 тыс. руб.; - 2020 г. - 281 294,69 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
достижение к 2015 году: - увеличения удельного веса детей, получивших социальные услуги в муниципальных бюджетных учреждениях, подведомственных управлению социальной работы с населением, от общей численности детей, воспитывающихся в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, с 2,95% в 2013 году до 2,97% в 2015 году. Достижение к 2016 году: - увеличения доли граждан, удовлетворенных качеством предоставления социальных услуг, от общего числа опрошенных граждан с 70% в 2013 году до 85% в 2016 году. Достижение к 2020 году: - увеличения удельного веса граждан, получивших адресную помощь, от общей численности обратившихся граждан с 99,0% в 2013 году до 99,7% в 2020 году; - увеличения доли граждан, удовлетворенных деятельностью муниципальных автономных учреждений "Центры работы с населением", с 86% в 2017 году до 90% в 2020 году; - увеличения количества посещений гражданами досуговых и культурно-массовых мероприятий, заседаний клубных формирований с 309,5 тыс. посещений в 2013 году до 347,8 тыс. посещений в 2020 году; - увеличения числа клубных формирований, творческих объединений для отдельных категорий жителей городского округа "Город Хабаровск" со 175 единиц в 2013 году до 225 единиц в 2020 году; - увеличения доли обращений жителей города по вопросам семьи, решенных положительно, от общего числа поступивших обращений с 66% в 2016 году до 75% в 2020 году; - ежегодной реализации четырех социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, реализованных в сфере семейной политики; - количества информационных мероприятий, проведенных для субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных автономных учреждениях "Центры работы с населением", - не менее 6 мероприятий в 2020 году |
Раздел 1 изменен с 31 марта 2020 г. - Постановление Администрации города Хабаровска от 25 марта 2020 г. N 1055
1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы
Характерные особенности демографического, социального и экономического развития Хабаровска, а также специфика его бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов определяют сложившуюся систему социальной работы с населением в городе.
Одним из направлений Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Хабаровск" на период до 2030 года является повышение уровня и качества жизни горожан за счет повышения эффективности функционирования системы социальной работы с населением.
По состоянию на 1 января 2013 года общая численность постоянного населения в городе составляла около 593 636 человек, на 1 января 2016 года - 611 160 человек (прирост населения - 3%).
В структуре населения 141,273 тыс. человек - граждане пожилого возраста (в 2013 году - 128,1 тыс. человек), что составляет 23,1% городского населения. Динамика увеличения численности пожилого населения города соответствует общероссийским показателям и составляет в среднем 1,5% в год. Более 40% граждан старшего поколения продолжают работать.
Наряду с государственными гарантиями - пенсиями, льготами, субсидиями - жители города старшего поколения получают дополнительную социальную помощь за счет средств местного бюджета.
Постановлением администрации города Хабаровска от 14.09.2011 N 3003 была утверждена долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка старшего поколения "Забота" на 2012 - 2016 годы".
В результате реализации программы в 2012 году 24,0 тыс. жителям города предоставлена материальная помощь на первоочередные нужды (ведение домохозяйства - 5 тыс. руб. в год; замена электрической проводки - 3 тыс. руб. в год; оплата жилищно-коммунальных услуг - 1,2 тыс. руб. в месяц; компенсация расходов на установку приборов учета газа, горячего и холодного водоснабжения - до 7 тыс. руб.; содействие в ремонте жилья - до 20 тыс. руб. в год и другие).
Особое внимание в Хабаровске, удостоенном почетного звания "Город воинской славы", уделяется ветеранам Великой Отечественной войны. Сегодня в городе проживают 3 773 ветерана, из них 663 участника Великой Отечественной войны.
На оказание помощи ветеранам войны в 2012 году из городского бюджета направлено 13 млн руб., в 2015 году - 14,6 млн руб. Содействие в ремонте жилых помещений получили 1 083 человека, выплачены компенсация расходов на установку приборов учета газа, горячего и холодного водоснабжения, единовременная помощь на замену электрической проводки, на ведение домохозяйства - 1 424 человека.
Ежегодно ко Дню города всем ветеранам войны, участникам боевых действий, достигшим пенсионного возраста, из городского бюджета производятся единовременные денежные выплаты. В 2015 году на эти цели направлено более 5 млн руб.
В целях оказания внимания и шефской помощи ветеранам войны городское сообщество участвует в ежегодных благотворительных акциях "От сердца к сердцу", "Спасибо Вам за Победу!".
Согласно данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, по состоянию на 01.01.2016 детское население (от 0 до 18 лет) в городе Хабаровске составляет 114 599 человек (18,8% от общей численности горожан).
За 2012 год естественная прибыль населения составила 693 жителя, на свет появились 8 039 новорожденных.
В 2015 году на свет появились 8 802 ребенка, за три года рождаемость увеличилась на 10%.
По данным проведенного в 2015 году исследования о состоянии и проблемах семьи в г. Хабаровске, примерно половина опрошенных семей (около 49%) из 325 опрошенных отнесли свои семьи к категории "скорее обеспеченные, чем нет". И менее 20% респондентов отнесли свои семьи к категориям "малообеспеченные" и "бедные".
По данным министерства социальной защиты населения Хабаровского края, в городе на учете состоят 19 111 семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитываются 29 050 детей, из них 46% детей воспитываются в семьях группы риска, в том числе в 11 120 неполных семьях, что составляет 58,2% от общего числа семей города, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, воспитываются 14 192 ребенка.
В целях поддержания уровня жизни отдельных категорий граждан, семей с детьми постановлением администрации города Хабаровска от 21.10.2010 N 3368 была утверждена долгосрочная целевая программа "Дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, семей с детьми городского округа "Город Хабаровск" на 2011 - 2015 годы".
В 2012 году дополнительные меры социальной поддержки из средств местного бюджета получил 11 401 человек на сумму более 83,9 млн руб., в 2015 году - 8 651 человек на общую сумму 68,37 млн руб. (99,9% от годового плана). Средний размер помощи составил 7,9 тыс. руб. на одного получателя. Количество граждан, получивших социальную помощь за счет средств городского бюджета, снизилось на 24%.
Ежемесячно более трех тыс. семей получают помощь на уплату жилищно-коммунальных услуг для компенсации высоких тарифов в домах с собственными котельными, благодаря чему для граждан снизилась нагрузка на оплату коммунальных платежей. В 2012 году сумма средств, направленных из городского бюджета на эти цели, составила 45,3 млн руб., в 2015 году - 40,1 млн руб.
В целях повышения качества предоставления муниципальных услуг в сфере социальной работы с населением (далее - муниципальные услуги) постановлением администрации города Хабаровска от 18.10.2010 N 3332 утверждена ведомственная целевая программа "Развитие существующей системы предоставления социальных услуг в сфере социальной работы с населением, оказываемых за счет средств бюджета городского округа "Город Хабаровск", на 2011 - 2013 гг.".
В 2012 году муниципальными бюджетными учреждениями, подведомственными управлению социальной работы с населением, предоставлено 441 тыс. социальных услуг. По сравнению с 2011 годом в 2012 году удалось увеличить охват граждан, получивших услуги, на 5,4%, в 2015 году - на 12,2% (495 тыс. услуг).
Во всех районах города открыты и функционируют центры работы с населением, в которых:
- осуществляют свою деятельность 225 клубных формирований и творческих объединений;
- ежегодно проводится более трех тыс. культурно-массовых мероприятий, в которых принимают участие 20 тыс. граждан старшего поколения.
Работа муниципальных учреждений отрасли позволяет обеспечить доступность муниципальных услуг и адресный подход с учетом индивидуальных потребностей клиента.
Вместе с тем сохраняется высокий уровень потребности в предоставлении муниципальных услуг населению в микрорайонах, отдаленных от центра города. Их слабая обеспеченность социальной инфраструктурой не позволяет жителям в полной мере воспользоваться всем спектром услуг в сфере социальной работы, предоставляемых за счет средств городского бюджета. Решая данную проблему, в сентябре 2012 года создано новое муниципальное бюджетное учреждение "Центр работы с населением "Единство" (ул. Ульяновская, 172), расположенное в здании общей площадью 3 717 кв. м; новое помещение получил центр работы с населением "Диалог" по ул. Ильича, 3.
В 2016 году в центрах работы с населением созданы новые отделения по развитию социальной активности населения, призванные привлекать жителей города к решению вопросов местного значения.
Завершено создание залов доступа к электронным ресурсам сети Интернет во всех муниципальных учреждениях отрасли, что позволяет обучать компьютерной грамотности ежегодно более 500 граждан старшего поколения.
Политика в отношении семьи, защиты прав и законных интересов детей определяет единые принципы, обеспечивающие координацию и эффективность деятельности органов местного самоуправления и учреждений по предоставлению муниципальных услуг семье и детям.
Постановлением администрации города Хабаровска от 13.05.2013 N 1595 утверждена долгосрочная целевая программа "Семья и дети городского округа "Город Хабаровск" на 2013 - 2015 годы". Программа направлена на объединение усилий всех заинтересованных учреждений и организаций в единый механизм, повышение качества жизни семей, педагогическое и психологическое просвещение родителей, организацию разнообразных форм досуга и семейного отдыха, а также поддержку общественных инициатив, имеющих своей целью укрепление семьи и решение ее проблем.
Разработка новых технологий по формированию правильного восприятия здорового образа жизни семей, проведение психодиагностики и психореабилитационных занятий с семьями, находящимися на сопровождении, позволили в 2012 году:
- нормализовать детско-родительские отношения и сохранить в кровных семьях 766 детей;
- преодолеть отклонения в развитии у детей, благодаря чему 157 детей смогли пойти в школу, сесть за парты и включиться в образовательный процесс;
- привлечь к здоровому образу жизни и регулярным занятиям физкультурой 300 человек.
В 2016 году в центрах работы с населением реорганизованы отделения сопровождения семей с детьми, ранней коррекции детского развития, специализированного сопровождения семей несовершеннолетних матерей; работа отделений будет продолжена во вновь созданных отделениях по работе с семьей. Доступ к услугам центров получили не только горожане, попавшие в сложную жизненную ситуацию, но и все жители города.
С 2017 года у муниципальных бюджетных учреждений "Центры работы с населением" произошла смена типа на казенные.
МКУ "Центр работы с населением" выполняют функции по направлениям деятельности, повышающим качество жизни населения.
Таким образом, социально-демографические и экономические особенности жизнедеятельности населения Хабаровска и характеристики сложившейся системы социальной работы с населением позволяют выделить следующие особенности спроса (со стороны населения) и предложения (со стороны администрации города) по деятельности подведомственных учреждений:
- высокий удельный вес граждан пожилого возраста в общей численности населения и уязвимость неработающих пенсионеров из-за низкого соотношения между средней заработной платой и средней пенсией определяют граждан пожилого возраста и инвалидов как приоритетную группу социальной поддержки. Сложившаяся система дополнительных мер социальной поддержки позволяет частично компенсировать риски потери доходов;
- сложившаяся система семейно-брачных отношений и высокое социально-экономическое неравенство сформировали угрозу для экономической устойчивости семьи, семейного неблагополучия. Семьи с несовершеннолетними детьми отличаются высокими рисками бедности;
- в сложившихся социально-экономических условиях ограничения в доступе к городской инфраструктуре, услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности у лиц с ограниченными возможностями здоровья воспринимаются как форма крайней социальной исключенности, поэтому адаптация объектов городской инфраструктуры для их нужд должна рассматриваться как необходимость комплексного подхода к этой проблеме.
Потребность в оптимизации расходов бюджета городского округа "Город Хабаровск" на социальную политику и усилении влияния муниципальных услуг и дополнительных мер социальной поддержки на снижение бедности актуализирует необходимость институциональных преобразований в системе социальной работы с населением на основе развития и укрепления принципов адресности и стимулирования семей к полной реализации потенциала самообеспечения.
При таком подходе дополнительные меры социальной поддержки распространяются на большинство малоимущих граждан, смягчают социально-экономические последствия критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными экономическими условиями, и создают условия для полной реализации экономического потенциала семьи.
Решение социальных проблем на уровне местного самоуправления остается актуальным, так как отсутствие достаточного внимания к гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми со стороны органов местного самоуправления влечет за собой повышение демографической нагрузки на общество, снижение безопасности личности, то есть в конечном счете снижается качество жизни горожан. В то же время возрастает социальная напряженность в обществе, снижается стабильность, а значит, падает инвестиционная привлекательность города.
Целесообразность решения проблем социальной поддержки населения на основе программно-целевого подхода обусловлена, во-первых, масштабностью и высокой социально-экономической значимостью решаемых проблем; во-вторых, необходимостью модернизационных преобразований с целью повышения эффективности и результативности дополнительных мер социальной поддержки населения и повышения финансовой устойчивости системы, включая оптимизацию численности получателей и объема оказываемой помощи; в-третьих, межведомственным характером решаемых проблем, требующим координации действий участников программы.
С 2019 года тип учреждений изменен на автономные.
Для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к предоставлению услуг в сфере социальной работы с населением планируется проведение информационных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных автономных учреждениях "Центры работы с населением".
2. Основные цели и задачи программы
С учетом задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации в области государственной социальной политики, а также направлений Стратегии социально-экономического развития городского округа "Город Хабаровск" на период до 2030 года основными целями программы являются: стабильное повышение качества и уровня жизни граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, из числа пожилых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, проживающих на территории городского округа "Город Хабаровск"; развитие эффективной системы социальной работы с населением.
Под уровнем жизни подразумевается уровень доходной, жилищной и имущественной обеспеченности населения. Под качеством жизни - доступность и уровень потребления услуг социальной сферы. К гражданам, имеющим право на дополнительную социальную поддержку, относятся ветераны Великой Отечественной войны, пожилые граждане, инвалиды, семьи с детьми, отдельные категории граждан.
В целях повышения уровня жизни населения действует система выплат в денежной форме, предоставляемых за счет городского бюджета, а повышение качества жизни достигается посредством увеличения объема и повышения качества работы с населением.
С 2017 года подведомственными учреждениями отрасли "Социальная работа с населением" выполняются функции по направлениям деятельности, повышающим качество жизни населения.
Базовым условием реализации программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа "Город Хабаровск".
Для достижения целей программы необходимо решение следующих задач:
- вовлечение жителей города в решение вопросов местного значения;
- создание условий для повышения качества и уровня жизни граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, из числа пожилых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, проживающих на территории городского округа "Город Хабаровск";
- повышение удовлетворенности населения деятельностью муниципальных автономных учреждений "Центры работы с населением";
- внедрение инновационных социальных технологий в сфере социальной работы с населением;
- создание условий для реализации семьи и ее функций и активизации собственного ресурсного потенциала;
- профилактика социального сиротства.
В совокупности мероприятия программы должны быть э
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.