Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза
2001/37/ЕС от 5 июня 2001 г.
о сближении нормативных, регламентарных и административных положений государств-членов ЕС в отношении производства, представления на рынке и продажи табачных изделий*(1)
(Текст в редакции Регламента Европейского парламента и Совета ЕС 596/2009 от 18 июня 2009 г.)
Директивой Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2014/40/EC от 3 апреля 2014 г. настоящая Директива отменена с 20 мая 2016 г.
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского экономического сообщества, и в частности, Статьями 95 и 133 Договора,
На основании предложения Европейской Комиссии*(2),
Руководствуясь Заключением Европейского Комитета по экономическим и социальным вопросам*(3),
Руководствуясь Заключением Комитета по делам регионов*(4),
Действуя в соответствии с процедурой, установленной в Статье 251 Договора *(5), в свете сводного текста, одобренного Согласительным Комитетом 5 апреля 2001 г.,
Принимая во внимание, что:
(1) Директива 89/622/ЕЭС Совета ЕС от 13 ноября 1989 г. по сближению законодательных, нормативных и административных положений государств-членов ЕС в отношении маркировки табачных изделий и запрещения маркетинга определенных видов табака внутриротового использования*(6) была существенно дополнена Директивой 92/41/ЕЭС*(7). Поскольку намечается внесение дальнейших дополнений в данную Директиву, а также в Директиву 90/239/ЕЭС Совета ЕС от 17 мая 1990 г. по сближению законодательных, нормативных и административных положений государств-членов ЕС в отношении максимального содержания смол в сигаретах,*(8) необходимо изменение данных Директив в интересах ясности.
(2) До сих пор существуют существенные различия между законодательными, нормативными и административными положениями государств-членов ЕС в отношении производства, представления и продажи табачных изделий, препятствующие нормальному функционированию внутреннего рынка.
(3) Необходимо устранить данные препятствия и, таким образом, сблизить правила производства, представления и продажи табачных изделий, но вместе с тем, предоставить возможность государствам-членам ЕС устанавливать, при определенных обстоятельствах, такие требования в случае необходимости предоставления гарантии защиты здоровья человека.
(4) Согласно параграфу 3 Статьи 95 Договора высокий уровень защиты здоровья, безопасности, безопасности окружающей среды и защиты прав потребителей должен быть взят за основу и является подверженным влиянию, в частности, любых новых разработок, опирающихся на научные факты; в силу особо опасного влияния табака, защите здоровья в данном контексте должен отдаваться приоритет.
(5) Директива 90/239/ЕЭС, введенная в действие с 31 декабря 1992 г., определила максимальное содержание смол в сигаретах, реализуемых на территории государств-членов ЕС. В связи с канцерогенным воздействием смол необходимо дальнейшее сокращение уровня смол в сигаретах.
(6) Директива 89/622/ЕЭС установила необходимость помещения предупредительной надписи общего характера на каждой единице табачной продукции, а также дополнительных предупреждений исключительно для сигарет и, начиная с 1992 г., повысила требования относительно дополнительных предупреждений для прочих табачных изделий.
(7) Некоторые государства-члены ЕС отметили, что если меры по установлению максимального содержания монооксида углерода в сигаретах не будут приняты на уровне Сообщества, то они примут такие меры на национальном уровне. Различия в правилах, касающихся монооксида углерода, могут служить торговыми ограничениями и препятствовать нормальному функционированию внутреннего рынка. Кроме того, показано, что сигареты выделяют такое количество монооксида углерода, которое является опасным для жизни человека и способно повлиять на распространение сердечных заболеваний и иных болезней.
(8) В ходе пересмотра нормативной базы необходимо оценить основанные на действительности требования в отношении табачных изделий, спроектированных и/или реализуемых с целью "понижения риска для здоровья", либо тех изделий, которые производитель заявляет в качестве умаляющих вред.
(9) Существуют различия между законодательными, нормативными и административными положениями государств-членов ЕС в отношении ограничения максимального содержания никотина в сигаретах. Такие различия служат торговыми ограничениями и препятствуют нормальному функционированию внутреннего рынка. Государства-члены ЕС и научные учреждения уже поднимали определенные проблемы общественного здоровья в области, которая уже является предметом первоочередных гармонизационных мер, что проверено Европейской Комиссией.
(10) Необходимо соответствующее устранение данных препятствий и, таким образом, регулирование выпуска сигарет в свободное обращение, маркетинг и производство общими правилами в отношении не только смол, но и максимальных уровней никотина и монооксида углерода.
(11) Настоящая Директива будет иметь последствия также для табачных изделий, поставляемых из Сообщества на экспорт. Экспортный режим является частью общей торговой политики. Требования, касающиеся здоровья, согласно параграфу 1 Статьи 152 Договора об учреждении ЕЭС и прецедентному праву Суда Европейских сообществ, являются составляющей частью иных направлений политики Сообщества. Необходимо установить правила в целях гарантии ненарушения положений, касающихся внутреннего рынка.
(12) Положения настоящей Директивы не затрагивают законодательство Сообщества в сфере использования и маркировки генетически модифицированных организмов.
(13) Международные стандарты для табачной продукции являются одним из пунктов переговоров при составлении проекта Рамочной конвенции ВОЗ по табачному контролю.
(14) При измерении концентраций смол, никотина и монооксида углерода в сигаретах необходимо обращаться к стандартам ISO 4387, 10315 и 8454, единственно признанным на международном уровне; подразумевается, что продвигаемые последующие исследования и технологический прогресс призваны разработать и использовать более точные и надежные методы измерения содержания веществ в сигаретах и разработать измерительные методы для прочих табачных изделий.
(15) Все согласованные на международном уровне стандарты или тесты по измерению и оценке содержания веществ в сигаретном дыме затрагивают лишь смолы, никотин и монооксид углерода. Таким образом, необходимо разработать такие стандарты при участии Международной организации по стандартам.
(16) В Директиве 90/239/ЕЭС, ввиду определенных социально-экономических проблем, предельный срок введения максимального содержания смол для Греции был отодвинут. Данная отсрочка действительна в течение установленного периода времени.
(17) Применение максимально допустимого уровня содержания смол, никотина и монооксида углерода к экспортируемым сигаретам должно быть частью мер переходного характера, для того чтобы предоставить больше времени для изменения спецификации изделий и ввести согласованные на международном уровне стандарты.
(18) Необходимо установить переходный период также для прочих положений настоящей Директивы в целях создания условий для внедрения необходимых модификаций в производственный процесс и реализации складских остатков, особенно в отношении отличной от сигарет продукции. Использование неустранимой маркировки должно способствовать внедрению требований настоящей Директивы в отношении маркировки.
(19) Представление предупредительной маркировки и максимально допустимого содержания вредных веществ в табачной продукции разнится между государствами-членами ЕС, в результате чего потребители в одном государстве-члене ЕС могут быть более информированными о рисках для здоровья, связанных с потреблением табачной продукции, чем потребители в другом. Такие различия недопустимы, служат торговыми ограничениями и препятствуют нормальному функционированию внутреннего рынка табачных изделий, и, следовательно, должны быть устранены. Таким образом, необходимо укрепить и уточнить существующее законодательство и вместе с тем гарантировать высокий уровень защиты здоровья.
(20) Меры предосторожности должны быть приняты в отношении маркируемых партий табачной продукции, для того чтобы данная продукция была отслеживаема в целях соблюдения настоящей Директивы в части мониторинга.
(21) Прямые и косвенные социально-экономические издержки активного и пассивного потребления табака должны регулярно оцениваться и делаться доступными общественности в контексте соответствующих программ Сообщества.
(22) Ситуация касательно ингредиентов и добавок, используемых в производстве табачных изделий, варьируется между государствами-членами ЕС. В ряде государств-членов ЕС отсутствуют как законодательная база, так добровольные соглашения в отношении данных веществ. Некоторые государства-члены ЕС, в которых такие законодательство или добровольные соглашения существуют, не получают необходимой информации от производителей табачной продукции относительно количества таких ингредиентов и добавок, присутствующих в определенном табачном изделии, реализуемом под определенной торговой маркой. Необходимо сближение применяемых в данной сфере мер, результатом чего будет являться большая прозрачность.
(23) Недостаток информации, а также токсикологических данных не позволяет соответствующим властям в государствах-членах ЕС оценить существенным образом токсичность и вред, причиненный здоровью потребителя, табачными изделиями, что несовместимо с возложенной на Сообщество обязанностью гарантировать высокий уровень защиты здоровья человека.
(24) Государства-члены ЕС обязаны принять в отношении табачной продукции более строгие правила, необходимые для защиты общественного здоровья; равным образом правила настоящей Директивы не носят предвзятый характер и соответствуют Соглашению.
(25) В то время как общий перечень ингредиентов, упомянутых в Статье 12, находится на рассмотрении, государствам-членам ЕС позволяется запрещение использования ингредиентов, повышающих табачную зависимость, поскольку использование таких ингредиентов способно нивелировать ограничения на содержание никотина, устанавливаемые настоящей Директивой.
(26) Доказано, что табачные изделия содержат и выделяют при сгорании вредные вещества и известные канцерогены, опасные для здоровья человека. Не так давно было также доказано, что пассивное курение опасно для здоровья, прежде всего, детей во чреве матери и младенцев, и что оно способно вызвать либо усугубить заболевания дыхательных путей у людей, вдыхающих сигаретный дым. Более того, 80 процентов начинающих курильщиков в Сообществе находятся в возрасте до 18 лет. Необходимо гарантировать максимально возможную прозрачность информации о товаре без ущемления коммерческих прав и прав интеллектуальной собственности производителей табака.
(27) Использование на упаковке табачных изделий определенных терминов, таких как "с низким содержанием смол", "легкие", "ультра-легкие", "мягкие", наименования, изображения, образные и иные символы, способно ввести потребителя в заблуждение в отношении того, что такие изделия не столь опасны, и таким образом вызвать рост потребления данных изделий. Не только содержание определенных веществ в изделии до момента потребления, но и привычка и привыкание к курению также определяют уровень вредных веществ. Данный факт не находит отражения в вышеупомянутых терминах и таким образом способен нивелировать требования к маркировке, установленные в настоящей Директиве. Для того чтобы гарантировать правильное функционирование внутреннего рынка и с учетом развития предложенных на международном уровне правил, необходимо предусмотреть запрещение использования таких терминов на уровне Сообщества в течение времени, достаточного для введения такого правила.
(28) Директива 89/622/ЕЭС запретила продажу в государствах-членах ЕС определенных типов табака для внутриротового использования. Статья 151 Акта о присоединении Австрии, Финляндии и Швеции освобождает Королевство Швецию от соблюдения положений указанной Директивы в этом отношении.
(29) Технический и научный прогресс в области табачных изделий создает необходимость регулярной переоценки положений и применения настоящей Директивы в государствах-членах ЕС. В этой связи необходимо разработать процедуру в отношении применяемой Европейской Комиссией практики составления регулярных отчетов, основывающихся на научных и технических данных. Необходимо проанализировать определенные данные в разрезе данного контекста.
(30) В отношении установления максимального содержания вредных веществ необходимо решить, с одной стороны, следует ли позднее уменьшить установленное содержание вредных веществ и, в частности, каким образом, в случае если такое уменьшение необходимо и, с другой стороны, необходима ли разработка соответствующих стандартов для изделий, отличных от сигарет, в особенности трубочного табака.
(31) Что касается табачных изделий, отличных от сигарет, необходимо разработать стандарты и методологии измерения на уровне Сообщества, в связи с чем необходимо обязать Европейскую Комиссию представить соответствующие предложения.
(32) Что касается прочих ингредиентов, включая добавки, необходимо составление общего перечня добавок в целях их последующей гармонизации.
(33) Размер внутреннего рынка табачной продукции, а также тенденция к концентрации производства продукции для потребления на всей территории Сообщества лишь на небольшом числе производственных баз в пределах государств-членов ЕС требуют введения законодательных мер в целях обеспечения нормального функционирования внутреннего рынка табачной продукции на уровне Сообщества, а не на национальном уровне.
(34) Общие принципы функционирования рынка необработанного табака должны быть предметом отчетности Европейской Комиссии перед Европейским парламентом и Советом ЕС в 2002 г. *(9). Европейская Комиссия указала на то, что в таком отчете будет проанализирован вопрос интеграции мнений об общественном здоровье, включая стандарты, установленные настоящей Директивой, в иные направления политики Сообщества в соответствии со Статьей 152 Договора.
(35) При введении настоящей Директивы необходимо установить такие временные пределы, которые позволили бы, с одной стороны, в максимальной степени выполнить конверсию, начало которой было положено Директивой 90/239/ЕЭС, и, с другой стороны, адаптироваться потребителям и производителям к изделиям с пониженным содержанием смол, никотина и монооксида углерода.
(36) Меры, необходимые для исполнения настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением 1999/468/ЕС Совета ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуру осуществления полномочий Европейской Комиссией*(10).
(37) Настоящая Директива не противоречит временным пределам для пересмотра и преобразования в национальное право государствами-членами ЕС Директив, перечисленных в Приложении II,
Приняли настоящую Директиву:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2001/37/ЕС от 5 июня 2001 г. о сближении нормативных, регламентарных и административных положений государств-членов ЕС в отношении производства, представления на рынке и продажи табачных изделий
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Перевод - Левченко И.
Настоящая Директива должна вступить в силу в день ее публикации в Официальном журнале Сообщества
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном журнале N L 194, 18.7.2001, стр. 26.
Директивой Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2014/40/EC от 3 апреля 2014 г. настоящая Директива отменена с 20 мая 2016 г.