Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение V
Использование внутренних моделей для расчета требований к капиталу
1. Компетентные органы могут, в соответствии с условиями, изложенными в настоящем Приложении, позволить учреждениям рассчитывать свои потребности в капитале для позиционных рисков, валютных рисков и/или товарных рисков с использованием собственных внутренних моделей управления рисками вместо или в сочетании с методами, описанными в Приложениях I, III и IV. Одобрение со стороны компетентных органов использования моделей для контроля за основным капиталом должно быть определено в каждом конкретном случае.
2. Одобрение должно предоставляться только в случае, если компетентные органы удовлетворены тем, что система управления рисками учреждения концептуально согласована и полностью осуществима и что, в частности, соблюдаются следующие качественные стандарты:
(а) внутренняя модель оценки рисков тесно интегрируется с ежедневным процессом управления рисками учреждения и служит основой для отчетности о воздействии рисков для высшего руководства учреждения;
(b) учреждение имеет единицу контроля риска, которая независима от торговых единиц и подчиняется непосредственно высшему руководству. Подразделение должно отвечать за разработку и реализацию системы управления рисками учреждения. Оно должно проводить и анализировать ежедневные отчеты о выходе модели оценки рисков и о соответствующих мерах, которые должны быть приняты в отношении торговых ограничений. Группа должна проводить первоначальные и текущие проверки внутренней модели;
(c) Совет директоров и высшее руководство учреждения активно участвует в процессе контроля рисков, а ежедневные доклады, подготовленные группой контроля рисков, рассматривают уровень управления с достаточными полномочиями для обеспечения и сокращения позиций отдельных торговцев, а также общих рисков учреждения;
(d) учреждение имеет достаточное количество квалифицированного персонала для использования сложных моделей в сферах торговли, контроля рисков, аудита и операционного отдела;
(е) учреждение установило процедуры для мониторинга и обеспечения соблюдения документированного набора внутренней политики и контроля за общей деятельностью системы оценки рисков;
(f) модель учреждения имеет проверенный послужной список с достаточной степенью точности при оценке рисков;
(g) учреждение часто проводит строгую программу стресс тестирования, и результаты этих испытаний рассматриваются высшим руководством и отражаются в политике и устанавливаемых лимитах. Этот процесс должен точно определять неликвидность рынков в стрессовых рыночных условиях, концентрационных рисках, односторонних рынках, фактических и кредитных рисках, нелинейности продукции, позиций опцион колла, позиций с учетом несбалансированности операций банка и других рисков, которые не могут быть соответствующим образом описаны во внутренней модели. Подобное воздействие должно отражать характер торговых портфелей и времени, которое необходимо для хеджирования или управления рисками в жестких условиях рынка, а также
(h) учреждения должны проводить, в рамках своего регулярного внутреннего аудита, независимый обзор своей системы измерения рисков.
Обзор, ссылка на который дана в пункте (h) первого параграфа, включает в себя деятельность торговых единиц и независимой единицы контроля за рисками. Как минимум один раз в год учреждение должно проводить обзор всего процесса управления риском.
Обзор должен включать рассмотрение следующих вопросов:
(а) адекватности документации системы управления рисками, а также процесса и организации группы контроля за рисками;
(b) включение рыночных рисков в ежедневное управление рисками и целостности системы управления информацией;
(c) процесс, применяемый учреждением для утвержденных моделей оценки рисков и оценки систем, которые используются передовым и теневым персоналом;
(d) сферы применения рыночных рисков, охваченных моделью измерения рисков и проверки каких-либо значительных изменений в процессе измерения рисков;
(e) точность и полноту позиционных данных, точность и уместность волатильности и корреляционных предположений, а также точность оценки и расчет чувствительности рисков;
(f) процесс проверки, который использует учреждение для оценки последовательности, своевременности и надежности источников данных, используемых для работы внутренних моделей, включая независимость таких источников данных, а также
(g) процесс проверки, который использует учреждение для оценки бэк-тестирования, проводимого с целью оценки точности моделей.
3. Учреждения должны рассматривать процессы в целях подтверждения работы внутренних моделей квалифицированными независимыми сторонами процесса развития для концептуальной согласованности адекватного охвата всех существенных рисков. Проверка должна быть проведена, когда внутренняя модель изначально разработана и когда определенные существенные изменения внесены во внутреннюю модель. Проверка должна также быть проведена на периодической основе, особенно там, где существуют какие-либо значительные структурные изменения на рынке или изменения в составе портфеля, которые могут привести к неадекватности внутренней модели. При использовании методов и передового опыта учреждения должны использовать данные авансы. Проверка внутренней модели не должна быть ограничена бэк-тестированием, но она должна, как минимум, включать следующее:
(a) проверка для демонстрации того, что любые предположения, сделанные в рамках внутренней модели соответствуют, не недооценивают или переоценивают риск;
(b) в дополнение к нормативной программе бэк-тестирования, учреждения должны проводить свои собственные проверки внутренней модели в отношении рисков и структуры своих портфелей, а также
(c) использование гипотетических портфелей для того, чтобы внутренняя модель могла учитывать структурные особенности, которые могут возникнуть, например, материальные базовые риски и концентрационные риски.
4. Учреждение осуществляет контроль за точностью и производительностью своей модели при использовании программы бэк-тестирования. Бэк-тестирование должно каждый рабочий день проводить сравнение изменения риска за один день, созданного моделью учреждения для позиций портфеля на конец дня, с позицией изменения стоимости портфеля за один день в конце следующего рабочего дня.
Компетентные органы должны изучить возможность учреждения выполнять бэк-тестирование по фактическому и гипотетическому изменению стоимости портфеля. Бэк-тестирование по гипотетическому изменению стоимости портфеля основывается на сравнении стоимости портфеля на конец дня и, суммируя неизменные позиции, его стоимости в конце следующего дня. Компетентные органы должны требовать от учреждения принятие соответствующих мер по улучшению программы бэк-тестирования, если ее работа считается неудовлетворительной. Компетентные органы могут потребовать от учреждения проведения бэк-тестирования либо гипотетических (при изменении стоимости портфеля, что было бы, если позиции на конец дня оставались неизменными), либо фактических результатов торговли (за исключением сборов, комиссий и чистого процентного дохода), либо обоих.
5. В целях расчета требований к капиталу для конкретных рисков, связанных с торговыми долговыми либо долевыми позициями, компетентные органы могут признать использование внутренних моделей учреждения, если в дополнение к соответствию с условиями, изложенным в оставшейся части настоящего Приложения, внутренняя модель удовлетворяет следующим условиям:
(а) она объясняет исторические изменения цен в портфеле;
(b) она охватывает концентрацию в смысле масштабов и изменения состава портфеля;
(c) она устойчива к неблагоприятным воздействиям окружающей среды;
(d) она проверяется через бэк-тестирование с целью оценки фиксирования специфических рисков. Если компетентные органы разрешают проведение бэк-тестирования на основе соответствующего суб-портфеля, они должны быть выбраны в согласованном порядке;
(е) она охватывает базовый риск, то есть институты должны демонстрировать, что внутренняя модель чувствительна к материальным характерным различиям между аналогичными, но не идентичными позициями, а также
(f) она фиксирует фактический риск.
Учреждения также должны выполнять следующие условия:
- Если учреждение подчиняется фактическому риску, не отраженному в мере измерения риска, поскольку оно выходит за рамки 10-дневного периода проведения и 99-процентного доверительного интервала (низкой вероятностью и высоким уровнем строгости), учреждение должно проследить за тем, чтобы последствия такого поворота событий учитывались при внутренней оценке капитала, а также
- Внутренние модели учреждения должны консервативно оценивать риски, возникающие при менее ликвидных позициях и позициях с ограниченной ценовой прозрачностью в реальных условиях рынка. Кроме того, внутренняя модель должна отвечать минимальным стандартам данных. Полномочия должны быть консервативны и могут быть использованы только тогда, когда имеющихся данных недостаточно или они не отражают истинную неустойчивость положения или торгового портфеля.
Кроме того, поскольку методы и наилучшие технологии развиваются, учреждения сами должны использовать авансы.
Кроме того, учреждение должно иметь подход для сбора, при расчете своих требований к капиталу, кредитных рисков своих торговых портфелей, которые в возрастающей степени захватываются чрезмерным ростом, как указано в предыдущих требованиях настоящего пункта. Чтобы избежать двойного учета, учреждение может, при расчете возрастающего воздействия кредитного риска, учитывать степень, при которой кредитный риск был включен в чрезмерный рост, особенно для опасных позиций, которые могли быть и будут закрыты в течение 10 дней в случае возникновения неблагоприятных рыночных условий или других признаков ухудшения кредитной среды. Если учреждения фиксируют свои дополнительные риски по умолчанию через дополнительную плату, оно должно иметь методику для обоснования этой меры.
Учреждение должно демонстрировать, что его подход отвечает надежным стандартам, сопоставимым с подходом, изложенным в Статьях 84-89 Директивы 2006/48/ЕЭС, при условии постоянного уровня риска, и корректироваться в случае необходимости для отражения воздействия ликвидности, концентрации, хеджирования и диспозитивности.
Учреждение, которое не отражает возрастающие кредитные риски через внутренне разработанный подход, должно рассчитывать перерасход, используя подход, согласующийся либо с подходом, изложенным в Статьях 78-83 Директивы 2006/48/ЕЭС или подходом, изложенным в Статьях 84-89 настоящей Директивы.
В отношении денежных средств или искусственно секьюритизированных воздействий, которые будут подлежать вычету в соответствии с подходом, изложенным в пункте 2 Статьи 66 Директивы 2006/48/ЕЭС, или оцененных по риску на 1,250%, как определено в Части 4 Приложения IX к настоящей Директиве, эти положения должны подчиняться основному требованию, которое составляет не менее изложенных в рамках данного подхода.
Учреждения, которые являются дилерами при данных рисках, могут использовать различные подходы, когда они могут продемонстрировать своим компетентным органам, в дополнение к торговым намерениям, что ликвидный двусторонний рынок существует для секьюритизации риска, или, в случае искусственной секьюритизации, которая полагается исключительно на кредитные деривативы, для секьюритизации самих рисков или всех составных компонентов риска. В целях настоящего раздела, считается, что двусторонний рынок возникает, когда имеются независимые лояльные предложения о покупке и продаже так, чтобы цена разумно соотносилась с ценой последней продажи или текущие лояльные котировки спроса и предложения могли быть определены в течение одного дня и установлены по такой цене в течение относительно короткого периода времени в соответствии с торговым обычаем. Для учреждения, в котором применяются различные подходы, оно должно иметь соответствующее рыночное значение для обеспечения того, что оно полностью отражает кредитный риск данных воздействий при своем внутреннем подходе к оценке дополнительных кредитных рисков в соответствии с нормами, изложенными выше.
6. Учреждения, использующие внутренние модели, которые не признаются в соответствии с пунктом 4, подлежат отдельному расчету капитала для конкретного риска в соответствии с Приложением I.
7. В целях подпункта (b) пункта 9, результаты собственных расчетов учреждения должны быть увеличены путем умножения по крайней мере на 3.
8. Коэффициент усиления должен быть увеличен на плюс-фактор, составляющий число между 0 и 1 в соответствии с таблицей 1, в зависимости от чрезмерного роста за последние 250 рабочих дней, подтвержденного бэк-тестированием учреждения. Компетентные органы должны требовать от учреждений производить последовательный расчет чрезмерного роста на основе бэк-тестирования, либо на основе фактических или гипотетических изменений стоимости портфеля. Чрезмерный рост - это однодневное изменение стоимости портфеля, которое превышает соответствующую однодневную меру увеличения риска, созданную моделью данного учреждения. Для целей определения плюс-фактора, необходимо производить оценку показателя чрезмерного роста, по крайней мере ежеквартально.
Таблица 1
Показатель чрезмерного роста |
Плюс-фактор |
Меньше 5 |
0,00 |
5 |
0,40 |
6 |
0,50 |
7 |
0,65 |
8 |
0,75 |
9 |
0,85 |
10 или более |
1,00 |
Компетентные органы могут в отдельных случаях и в исключительных ситуациях, отказаться от требования для увеличения коэффициента усиления "плюс-фактором" в соответствии с таблицей 1, если учреждение продемонстрировало к удовлетворению компетентных органов, что такое увеличение является необоснованным и что модель соответствует требованиям.
Если многочисленные случаи чрезмерного роста показывают, что модель не является достаточно точной, компетентные органы должны аннулировать признание модели или ввести соответствующие меры для обеспечения улучшения работы модели.
Для того чтобы позволить компетентным органам контролировать целесообразность плюс-фактора на постоянной основе, учреждение должно уведомить оперативно, и в любом случае не позднее чем в течение пяти рабочих дней, компетентные органы о чрезмерном росте, который является результатом программы бэк-тестирования и который будет в соответствии с приведенной выше таблицей означать увеличение плюс-фактора.
9. Каждое учреждение должно удовлетворять требованиям к капиталу, выраженным большим из следующих значений:
(а) значением риска в предыдущий день в соответствии с параметрами, указанными в настоящем Приложении плюс, если нужно, дополнительный кредитный риск, необходимый в соответствии с пунктом 5 или
10. Расчет значения при риске должен производиться с учетом следующих минимальных стандартов:
(а) как минимум ежедневный расчет значения при риске;
(b) 99-ый процентиль, односторонний доверительный интервал;
(c) 10-дневный эквивалент периода владения ценными бумагами;
(d) эффективный исторический период наблюдения, как минимум один год, за исключением случаев, когда более короткий период наблюдения обусловлен значительным подъемом неустойчивости цен, а также
(е) трехмесячные информационные установленные обновления.
11. Компетентные органы должны требовать, чтобы модель точнее отражала все материальные ценовые риски опционов или похожие на опционы позиции, и чтобы другие риски, не учтенные в модели, рассматривались адекватно собственным средствам.
12. Модель измерения риска должна охватывать достаточное количество факторов риска, в зависимости от уровня деятельности учреждения в соответствующих рынках и, в частности, следующих.
Процентный риск
Система измерения риска должна включать в себя ряд факторов риска, соответствующих процентным ставкам в каждой валюте, в которой учреждение имеет чувствительные к процентным ставкам находящиеся в равновесии или выведенные из равновесия позиции. Учреждение должно создать модель кривой доходности при использовании одного из общепринятых подходов. Для материального воздействия на процентные риски в основных валютах и рынках, кривая доходности должна быть разделена как минимум на шесть сегментов, чтобы охватить изменения волатильности ставок вдоль кривой доходности. Система измерения риска также должна охватить риск меньше, чем коррелирующие движения между различными кривыми доходности.
Валютный риск
Система измерения риска должна учитывать факторы риска, соответствующей золотой и отдельным иностранным валютам, в которых выражены позиции учреждения.
Для ПУФ фактические валютные позиции ПУФ принимаются во внимание. Учреждения могут рассчитывать на отчет третьей стороны участника по иностранным валютным позициям ПУФ, где правильность настоящего доклада достаточным образом обеспечена. Если учреждению не известно о валютных позициях ПУФ, данная позиция должна быть отменена в соответствии с четвертым параграфом пункта 2.1 Приложения III.
Фондовый риск
Система измерения риска должна использовать отдельный фактор риска как минимум для каждого из фондовых рынков, в которых учреждение имеет значительные позиции.
Товарный риск
Система измерения риска должна использовать отдельный фактор риска как минимум для каждого товара, в котором учреждение имеет значительные позиции. Система измерения риска должна также охватить риск меньший, чем коррелирующие действия между аналогичными, но не идентичными товарами и воздействия на изменения форвардных цен, возникающих в связи с погашением несоответствий. При этом также должна учитываться характеристика рынка, в частности, сроки поставок и сфера, предоставляемая трейдерами для закрытия своих позиций.
13. Компетентные органы могут позволить учреждениям использовать эмпирические корреляции в рамках категории риска и за рамками категории риска, если они удовлетворены тем, что система учреждения для измерения корреляций соотносится и осуществляется безошибочно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.