Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8
Размещение и крепление техники на гусеничном ходу
1. Общие положения
1.1. Настоящая глава устанавливает способы размещения и крепления техники на гусеничном ходу (далее - техника) на универсальных платформах базой 9720 мм, а также на платформах базой 14400 мм и 14720 мм, предназначенных, в том числе, для перевозки техники на гусеничном ходу, при соблюдении следующих условий:
- площадь наветренной поверхности каждой единицы техники, выступающей за пределы боковых бортов платформы, не превышает 3 на 1 т ее массы;
- меньшее из расстояний от проекции центра тяжести единицы техники на пол вагона до крайней точки опирания гусеницы не менее высоты ее центра тяжести от пола вагона
, то есть при
должно быть
(рисунок 1);
- меньшее из расстояний от проекции центра тяжести единицы техники на пол вагона до крайней точки опирания гусеницы не менее 0,8 высоты ее центра тяжести от пола вагона
, то есть при
должно быть
(рисунок 1);
- высота общего центра тяжести груза над полом вагона не более 1,7 м при суммарной массе груза до 40 т включительно и не более 1,5 м - при суммарной массе груза более 40 т.
1.2. При размещении на универсальной платформе одной единицы техники с опорой на боковые балки платформы (ширина по наружным кромкам гусениц не менее 2600 мм) ее масса в зависимости от длины опорной части гусениц и величины продольного смещения центра тяжести не должна превышать величин, приведенных в таблице 1.
Таблица 1
Продольное смещение центра тяжести единицы техники, |
Длина опорной части гусениц, мм |
||||
свыше 2000 до 2500 вкл. |
свыше 2500 до 3000 вкл. |
свыше 3000 до 3300 вкл. |
свыше 3300 до 3600 вкл. |
свыше 3600 |
|
Максимальная масса единицы техники, т | |||||
0 |
52,0 |
||||
до 300 вкл. |
48,5 |
50,0 |
51,5 |
52,0 |
|
свыше 300 до 800 вкл. |
44,0 |
45 |
46,0 |
47,0 |
48,0 |
свыше 800 до 1000 вкл. |
42,0 |
43,5 |
44,0 |
При размещении на универсальной платформе базой 9720 мм одной единицы техники с опорой только на настил пола платформы (ширина по наружным кромкам гусениц менее 2600 мм) ее масса в зависимости от длины опорной части гусениц не должна превышать величин, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Длина опорной части гусениц, мм |
свыше 2000 до 2300 вкл. |
свыше 2300 до 2600 вкл. |
свыше 2600 до 2900 вкл. |
свыше 2900 |
Максимальная масса единицы техники, т |
42 |
43 |
44 |
45 |
1.3. При размещении на платформах базой 14400 мм (модели 13-926, 13-935А-03, 13-935А-04) максимальная допускаемая масса единицы техники для условий размещения, указанных в пункте 1.2, не должна превышать значений, приведенных в таблицах 1 и 2.
1.4. На платформе для крупнотоннажных контейнеров и колесной техники модели 13-9004 базой 14720 мм допускаются следующие варианты размещения техники:
- одна единица техники массой не более 20 т в пределах базы платформы;
- две и более единицы техники общей массой не более 30 т в пределах базы платформы;
- одна единица техники массой не более 20 т или несколько единиц техники общей массой не более 30 т в пределах базы платформы и две единицы техники или (и) демонтированное оборудование, ящики с запасными частями - над шкворневыми балками платформы при условии, что продольное смещение их центров тяжести от ближайшего шкворневого сечения не превышает 200 мм.
1.5. Технику размещают на одиночных платформах в пределах основного и льготного габаритов погрузки.
1.6. Техника после размещения на платформе должна быть заторможена в соответствии с требованиями нормативно-технической документации в части условий транспортирования железнодорожным транспортом.
Поворотные и подвижные части техники (кабины, стрелы, выдвижные опоры и др.) должны быть приведены в транспортное положение и закреплены предусмотренными конструкцией техники устройствами в соответствии с требованиями нормативно-технической документации в части условий транспортирования железнодорожным транспортом.
1.7. Допускается размещение техники с выходом гусениц по ширине за кромки боковых балок платформы не более чем на 1/3 ширины гусеницы.
1.8. Схемы размещения и крепления техники, приведенные на рисунках в настоящей главе, являются принципиальными, изображения единиц техники - условными.
2. Размещение и крепление техники
2.1. Технику устанавливают непосредственно на пол платформы по одной или несколько единиц с расположением гусениц вдоль платформы (рисунки 2 - 5).
Между единицами техники должен быть обеспечен зазор в продольном направлении не менее 50 мм (рисунок 3). Размещение на одной платформе единиц техники с "нависанием" частей кузова или навесного оборудования одной единицы техники над другой (рисунок 5) допускается при условии обеспечения зазора по вертикали между ними, исключающего возможность соприкосновения этих частей между собой во время перевозки.
2.2. Допускается размещение на одной платформе двух и более единиц техники различных марок, типов, габаритных размеров и массы (рисунок 4) при условии обеспечения требований главы 1 настоящих Правил в части допускаемых смещений общего центра тяжести груза относительно продольной и поперечной плоскостей симметрии платформы.
2.3. Допускается размещение на одной платформе единиц техники на гусеничном ходу и единиц техники на колесном ходу (рисунок 5) при условии обеспечения требований главы 1 настоящих Правил в части допускаемых смещений общего центра тяжести груза относительно продольной и поперечной плоскостей симметрии платформы. Крепление техники на гусеничном ходу производят в соответствии с положениями настоящей главы, крепление техники на колесном ходу - в соответствии с положениями главы 7 настоящих Правил. В накладной делается отметка о размещении и креплении груза по главе 7 и главе 8 настоящих Правил.
2.4. От продольного смещения технику закрепляют упорными брусками и растяжками.
2.4.1. Вплотную к поверхности гусениц устанавливают поперечные упорные бруски (рисунок 6). Гребни гусениц не должны упираться в бруски (рисунок 6б). Если расположение или (и) размеры гребней не позволяют выполнить это требование, поперечные упорные бруски изготавливают составными по ширине и высоте из брусков сечением не менее 100х100 мм (рисунок 6 в). Допускается в местах касания поперечных брусков с гребнями выполнять в брусках продольные пропилы для прилегания к гусенице.
Вплотную к каждому поперечному упорному бруску устанавливают не менее двух продольных упорных брусков сечением не менее 100x100 мм. При установке упорных брусков в соответствии с рисунком 6в высота поперечных и продольных брусков в каждом ряду (по высоте) должна быть одинаковой. Длину и количество продольных брусков определяют в зависимости от необходимого количества гвоздей для их крепления при соблюдении нормативных расстояний между гвоздями в соответствии с требованиями главы 1 настоящих Правил.
Если гусеницы техники полностью расположены на полу платформы, длина поперечных упорных брусков должна быть не менее ширины гусеницы (рисунки 6а, 6в). При выходе гусеницы по ширине за пределы пола платформы длина поперечных упорных брусков должна быть не менее ширины части гусеницы, находящейся на настиле пола платформы (рисунок 6б).
Допускается устанавливать к обеим гусеницам техники один общий поперечный упорный брусок и не менее двух продольных упорных брусков напротив каждой гусеницы. Длина поперечного упорного бруска должна быть не менее ширины техники по наружным краям гусениц или пола платформы (рисунок 7).
Поперечные упорные бруски (рисунок 8) изготавливают из четырехкантного или трехкантного бруса.
Кромка поперечного упорного бруска, контактирующая с гусеницей, должна быть обработана на высоту не менее 30 мм для плотного прилегания к гусенице по всей ее ширине.
Размеры поперечного сечения поперечных упорных брусков в зависимости от массы единицы техники определяют по таблице 3.
Таблица 3
Размеры поперечного сечения поперечных упорных брусков в зависимости от массы единицы техники
Масса единицы техники, т |
до 12,0 вкл. |
свыше 12,0 до 18,0 вкл. |
свыше 18,0 |
Размеры поперечного сечения поперечных упорных брусков (hxb), мм, не менее |
100х150 |
150х180 |
180х200 |
Продольные упорные бруски изготавливают из четырехкантного, трехкантного или двухкантного бруса (рисунок 9).
Технику, имеющую стальные гусеницы без гребней, допускается крепить в продольном направлении только продольными упорными брусками (рисунок 10). В этом случае гусеницу подклинивают с каждой стороны не менее чем двумя брусками. Сечение продольных упорных брусков определяют по таблице 3. На торцах брусков, контактирующих с гусеницей, должна быть выполнена фаска высотой не менее 40 мм для плотного прилегания к гусенице.
2.4.2. Поперечные и продольные упорные бруски прибивают к полу платформы гвоздями диаметром не менее 6 мм и длиной, превышающей высоту бруска не менее чем на 50 мм. Общее количество гвоздей для крепления упорных брусков с каждой стороны единицы техники определяют по таблице 4. Каждый брусок должен быть прибит не менее чем тремя гвоздями независимо от диаметра гвоздей. Продольные упорные бруски должны быть прибиты одинаковым количеством гвоздей.
В случае невозможности забить гвозди в поперечные упорные бруски их скрепляют с продольными упорными брусками строительными скобами из прутка диаметром 8 мм, или гвоздями диаметром не менее 6 мм под углом по два гвоздя в каждое соединение, или досками толщиной не менее 25 мм, которые прибивают к брускам гвоздями диаметром не менее 4 мм и длиной не менее 70 мм по два гвоздя в каждое соединение (рисунок 11). В этом случае высота поперечных и продольных упорных брусков должна быть одинакова.
Таблица 4
Количество гвоздей для крепления техники в продольном направлении (без использования торцевых бортов)
Масса единицы техники, т |
до 12,0 вкл. |
свыше 12,0 до 18,0 вкл. |
свыше 18,0 до 24,0 вкл. |
свыше 24,0 до 30,0 вкл. |
свыше 30,0 до 40,0 вкл. |
свыше 40,0 до 52,0 вкл. |
Общее количество гвоздей для крепления единицы техники в каждую сторону, не менее, шт. * |
20 ------ 12 |
42 ------ 26 |
50 ------ 30 |
64 ------ 38 |
84 ------ 50 |
100 ------ 60 |
* В числителе указано количество гвоздей диаметром 6 мм, в знаменателе - диаметром 8 мм.
2.4.3. При размещении на платформе нескольких единиц техники допускается закреплять их от продольного смещения поперечными упорными и продольными распорными брусками, которые устанавливают в распор между гусеницами соседних единиц техники (рисунки 11а и 11б). Длина распорных брусков не должна превышать 2500 мм. Допускается между гусеницами единицы техники и торцевым бортом платформы устанавливать аналогичную конструкцию (рисунки 11в и 11г), при этом у торцевого борта устанавливают брусок сечением не менее 100х100 мм и длиной, равной ширине пола платформы.
При креплении единиц техники в соответствии с рисунками 11а, 11б общее количество гвоздей для крепления всех упорных и распорных брусков определяют по таблице 4 в зависимости от массы более тяжелой единицы техники.
При креплении единицы техники в соответствии с рисунками 11в, 11г общее количество гвоздей для крепления брусков определяют по таблице 5. Каждый брусок прибивают не менее чем тремя гвоздями.
Таблица 5
Количество гвоздей для крепления техники в продольном направлении при установке брусков между техникой и торцевым бортом платформы
Масса единицы техники, т |
свыше 12,0** до 18,0 вкл. |
свыше 18,0 до 24,0 вкл. |
свыше 24,0 до 30,0 вкл. |
свыше 30,0 до 40,0 вкл. |
свыше 40,0 до 52,0 вкл. |
Общее количество гвоздей для крепления единицы техники в сторону торцевого борта, не менее, шт.* |
22 ------ 14 |
30 ------ 18 |
44 ------ 26 |
64 ------ 38 |
80 ------ 48 |
* В числителе указано количество гвоздей диаметром 6 мм, в знаменателе - количество гвоздей диаметром 8 мм.
** При массе единицы техники до 12 т включительно каждый брусок должен быть прибит не менее чем 3 гвоздями диаметром не менее 6 мм.
Если брусок, установленный у торцевого борта платформы, невозможно прибить к деревянному настилу пола, его скрепляют с примыкающими брусками строительными скобами из прутка диаметром 8 мм, или гвоздями диаметром не менее 6 мм под углом по два гвоздя в каждое соединение, или досками толщиной не менее 25 мм, которые прибивают к брускам гвоздями диаметром не менее 4 мм и длиной не менее 70 мм по два гвоздя в каждое соединение (рисунок 11). В этом случае остальные бруски должны быть прибиты гвоздями в количестве, определенном по таблице 5.
2.4.4. Растяжками закрепляют шасси и дополнительно навесное оборудование единицы техники (стрелу, ковш, отвал, транспортер, другое оборудование). Растяжки закрепляют за буксировочные крюки, петли, гусеницы, технологические отверстия рам, другие элементы конструкции техники, которые не могут быть повреждены растяжкой и в то же время не вызовут её повреждение. Угол наклона растяжек крепления шасси к полу вагона и угол между проекцией растяжки на горизонтальную плоскость и продольной плоскостью симметрии вагона не должен превышать 45 градусов. Отправитель обеспечивает выбор надежных элементов техники, за которые закрепляют растяжки.
Количество пар растяжек и количество нитей проволоки диаметром 6 мм в каждой растяжке для закрепления шасси единицы техники, в зависимости от ее массы, в каждую сторону вдоль платформы определяют по таблице 6.
Таблица 6
Количество пар растяжек и количество нитей проволоки диаметром 6 мм в каждой растяжке для закрепления шасси единицы техники
Масса единицы техники, т |
до 6,0 вкл. |
свыше 6,0 до 12,0 вкл. |
свыше 12,0 до 18,0 вкл. |
свыше 18,0 до 24,0 вкл. |
свыше 24,0 до 30,0 вкл. |
свыше 30,0 до 40,0 вкл. |
свыше 40,0 до 52,0 вкл. |
Количество пар растяжек (в каждую сторону)/нитей проволоки в растяжке, шт. |
1/4 |
1/6 |
2/4 |
2/6 |
2/8 |
3/8 |
4/8 |
2.5. От поперечного смещения технику закрепляют упорными и распорными брусками. Размеры поперечного сечения упорных брусков, устанавливаемых вплотную к гусеницам, должны быть не менее:
- при массе единицы техники до 30 т включительно - 100х100 мм;
- при массе единицы техники свыше 30 т - 150х150 мм.
2.5.1. При размещении техники на платформе с открытыми боковыми бортами упорные бруски устанавливают вплотную к гусеницам с внутренней стороны (рисунок 12). Количество брусков и вариант их установки определяют в зависимости от необходимого количества гвоздей. Каждый брусок должен быть прибит не менее чем 3 гвоздями независимо от диаметра гвоздей.
При установке брусков по вариантам, приведенным на рисунках 12а, 12б, 12д, 12е, длина упорных брусков должна быть не менее длины опорной части гусеницы.
При установке брусков по вариантам, приведенным на рисунках 12в, 12г, 12ж, упорные бруски длиной не менее 600 мм устанавливают напротив ведущих и направляющих звездочек.
При установке брусков по вариантам, приведенным на рисунках 12а, 12б, 12в, 12г, общее количество гвоздей для крепления единицы техники в каждую сторону в зависимости от массы единицы техники определяют по таблице 7.
При установке брусков по вариантам, приведенным на рисунке 12д, 12е и 12ж, между упорными брусками длиной до 2000 мм устанавливают по два распорных бруска сечением не менее 100х100 мм, при большей длине упорных брусков - по три распорных бруска. Распорные бруски устанавливают на расстоянии не менее 200 мм от концов упорных брусков. В этих случаях общее количество гвоздей для крепления всех брусков определяют по таблице 7.
Таблица 7
Количество гвоздей для крепления техники в поперечном направлении на платформе с открытыми бортами
Масса единицы техники, т |
до 12,0 вкл. |
свыше 12,0 до 18,0 вкл. |
свыше 18,0 до 24,0 вкл. |
свыше 24,0 до 30,0 вкл. |
свыше 30,0 до 40,0 вкл. |
свыше 40,0 до 52,0 вкл. |
Общее количество гвоздей для крепления единицы техники в каждую сторону, не менее, шт.* |
12 ------ 8 |
18 ------ 12 |
28 ------ 16 |
36 ------ 20 |
48 ------ 26 |
54 ------ 30 |
* В числителе указано количество гвоздей диаметром 6 мм, в знаменателе - диаметром 8 мм.
2.5.2. При размещении техники на платформе с закрытыми боковыми бортами продольные упорные бруски устанавливают вплотную к гусеницам с наружной стороны: по одному бруску длиной не менее длины опорной части гусеницы (рисунки 13а, 13б, 13в, 13г, 13ж, 13и) или по два бруска длиной не менее 600 мм напротив ведущих и направляющих звездочек (рисунки 13д, 13е, 13к, 13л).
Если зазор между гусеницей техники и боковым бортом платформы превышает 300 мм, в распор между каждым продольным упорным бруском и боковым бортом платформы устанавливают поперечные распорные бруски сечением не менее 60х100 мм (рисунки 13а, 13б, 13в, 13г, 13д). При длине упорного бруска до 2000 мм устанавливают не менее двух распорных брусков, при большей длине упорного бруска - не менее трех распорных брусков. Между упорными брусками и боковым бортом (одной секцией или двумя соседними секциями) с каждой стороны единицы техники устанавливают не менее чем: два бруска напротив стоечных скоб, или три бруска напротив клиновых запоров, или два бруска напротив клиновых запоров и один брусок напротив стоечной скобы.
Если зазор между гусеницей и боковым бортом не превышает 300 мм или поперечные распорные бруски невозможно установить напротив клиновых запоров или стоечных скоб, зазор между упорным бруском и бортом заполняют продольными распорными брусками таким образом, чтобы они перекрывали необходимое количество стоечных скоб или (и) клиновых запоров секции борта (рисунки 13е, 13ж, 13к).
Если зазор между гусеницей и закрытым боковым бортом недостаточен для установки необходимого количества брусков, крепление техники производят способами, приведенными в пункте 2.5.1.
Общее количество гвоздей диаметром 6 мм для крепления единицы техники в каждую сторону определяют по таблице 8. Каждый упорный брусок прибивают не менее чем двумя гвоздями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.