Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение V
Аккредитация, функции экологических верификаторов и надзор за их деятельностью
5.1. Общие положения
Аккредитация экологических верификаторов должна быть основана на общих принципах компетентности, установленных настоящим Приложением. Аккредитационные органы вправе по своему усмотрению проводить аккредитацию физических лиц и (или) организаций в качестве экологических верификаторов. Процедурные требования и детализированные критерии для аккредитации экологических верификаторов определяются согласно Статьей 4 настоящего Регламента национальными системами аккредитации в соответствии с установленными принципами. Соответствие этим принципам должно гарантироваться посредством процесса проведения независимой экспертизы, установленной Статьей 4 настоящего Регламента.
5.2. Требования по аккредитации экологических верификаторов
5.2.1. Установлены следующие минимальные требования к компетентности, которым должен подчиняться экологический верификатор, физическое лицо или организация:
(a) знание и понимание настоящего Регламента, общих функций систем экологического менеджмента, соответствующих стандартов и руководящих указаний, изданных Европейской Комиссией, согласно Статье 4 и Статье 14(2) настоящего Регламента, в целях применения настоящего Регламента;
(b) знание и понимание законодательных, регулятивных и административных требований, относящихся к деятельности, подлежащей проверке;
(c) знание и понимание экологических проблем, включая экологическое измерение устойчивого развития;
(d) знание и понимание технических аспектов деятельности, подлежащей проверке, относящихся к экологическим вопросам;
(e) понимание общего функционирования деятельности, подлежащей проверке, необходимое для оценки соответствия системы менеджмента установленным требованиям;
(f) знание и понимание требований проведения и методологии экологического аудита;
(g) знание информации об аудите (Экологический отчет).
В аккредитационный орган, в который обращается кандидат в верификаторы, должны быть представлены соответствующие доказательства, подтверждающие знания верификатора и соответствующий опыт верификатора - физического лица или организации (ее сотрудников) - и технические знания в вышеупомянутых областях
Кроме того, экологический верификатор должен быть независимым, в особенности аудитор или консультант организации, беспристрастным и объективным в осуществлении своей деятельности.
Экологический верификатор - физическое лицо или организация - должны гарантировать, что он/она/организация и ее штат независимы от любых коммерческих, финансовых или иных принуждений, которые могли бы оказать влияние на их решение или поставить под сомнение независимость их суждения и добросовестность их действий, а также гарантировать выполнение всех установленных правил и норм, применимых в этом отношении.
Экологический верификатор должен документально зафиксировать методики и процедуры, в том числе механизмы контроля качества и условия конфиденциальности в соответствии с требованиями, установленными настоящим Регламентом.
Верификатор - организация должен иметь и предоставлять по запросу схему организации, детализирующий структуру и обязанности организации и сведения о правовом статусе, собственности и финансовых источниках.
5.2.2. Область аккредитации
Область аккредитации экологических верификаторов должна быть определена согласно классификации видов экономической деятельности (коды NACE) в соответствии с Регламентом (ЕЭС) 3037/90 Совета ЕС*. Область аккредитации должна быть ограничена компетентностью экологического верификатора. Область аккредитации должна также принять во внимание объем и сложность деятельности, в случае необходимости.
5.2.3. Дополнительные требования по аккредитации физических лиц - экологических верификаторов, проводящих проверки самостоятельно
Экологические верификаторы - физические лица, - проводящие проверки самостоятельно, в дополнение к исполнению требований пункта 5.2.1 и 5.2.2 настоящего Приложения, должны иметь:
- все необходимые полномочия на проведение проверок, в области их аккредитации;
- ограниченную область аккредитации, зависящую от их личной компетентности.
Выполнение данных требований должно гарантироваться проведением оценки, предшествующей аккредитации, и контролирующими полномочиями аккредитационного органа.
5.3. Надзор за деятельностью экологических верификаторов
5.3.1. Надзор за деятельностью экологических верификаторов, осуществляемый органом аккредитации, который предоставил им аккредитацию.
Экологический верификатор должен немедленно информировать орган по аккредитации обо всех изменениях, имеющих отношение к его аккредитации или области ее применения.
Чтобы гарантировать, что экологический верификатор продолжает выполнять требования по аккредитации и чтобы контролировать качество проводимых проверок, должны быть предприняты соответствующие меры, проводимые через равные периоды времени, не превышающие 24 месяца. Надзор может состоять из аудита, свидетельствования в организациях, анкетирования, пересмотра экологических отчетов, утвержденных экологическими верификаторами, и пересмотра отчета о проверке. Эти мероприятия должны проводиться пропорционально деятельности, осуществляемой экологическим верификатором.
Любое решение аккредитационного органа о прекращении или приостановлении аккредитации или о сокращении области аккредитации, должно быть принято только после того, как экологический верификатор имел возможность ознакомиться с данным решением.
5.3.2. Надзор за деятельностью экологических верификаторов, осуществляемый в Государстве - члене ЕС, ином чем Государство - член ЕС, предоставившее аккредитацию
Экологический верификатор, аккредитованный в одном Государстве - члене ЕС, перед осуществлением верификационной деятельности в другом Государстве - члене ЕС должен представить в аккредитационный орган последнего, предварительно, по крайней мере, за четыре недели, уведомление о:
- его или её аккредитационных данных, компетентности и о составе аудиторской группы, в случае необходимости,
- времени и месте проведения проверки: адрес и контактная информация об организации, меры, принятые для обеспечения правовых знаний и знания языка указанного государства, в случае необходимости.
Аккредитационный орган может требовать дальнейшего уточнения наличия необходимых правовых и языковых знаний верификатора, как детализировано выше.
Указанное уведомление должно быть направлено в аккредитационный орган перед проведением каждой новой проверки.
Аккредитационный орган не должен требовать выполнения других условий, которые ограничивали бы право экологического верификатора на оказание услуг в Государстве - члене ЕС ином, чем Государство - член ЕС, предоставившее аккредитацию. В частности, не должны взыскиваться дискриминационные пошлины за уведомление. Аккредитационный орган не должен также использовать процедуру уведомления в целях задержания прибытия экологического верификатора. Любое затруднение по осуществлению надзора за экологическим верификатором по представленным данным должно быть соответствующим образом оправдано. В случае возникновения издержек, необходимых для осуществления надзора, аккредитационному органу разрешено взыскать соответствующие пошлины.
Если аккредитационный орган не будет удовлетворен качеством работы, выполненной экологическим верификатором, то отчет о проведении надзора должен быть передан на рассмотрение данному экологическому верификатору, затронутому верификатору, аккредитационному органу, предоставившему аккредитацию, в компетентный орган по месту расположения проверяемой организации, а в случае продолжения спора - на форум аккредитационных органов.
Организации не могут отказать аккредитационному органу в реализации его права надзора за экологическим верификатором, используя засвидетельствованные оценки в течение осуществления процесса проверки.
5.4. Функция экологических верификаторов
5.4.1. Функция экологического верификатора состоит в проведении проверки без ущерба для полномочий по осуществлению принудительных функций Государств - членов ЕС относительно нормативных требований:
a) соответствия всем установленным требованиями настоящего Регламента: первоначального экологического пересмотра, в случае необходимости, системы экологического менеджмента, экологического аудита и ее результатов и экологического отчета;
(b) надежности, достоверности и точности данных и информации, содержащейся в:
- экологическом отчете (Приложение III к настоящему Регламенту, пункты 3.2 и 3.3),
- экологической информации, подлежащей утверждению (Приложение III, пункт 3.5).
Экологический верификатор должен, в частности, исследовать обоснованными профессиональными способами техническо-юридическую верность первоначального экологического пересмотра, при наличии необходимости, или аудита или других процедур, выполненных организацией, без излишнего дублирования данных процедур. Inter alia, экологический верификатор должен использовать выборочные проверки, чтобы определить, являются ли результаты внутреннего аудита достоверными.
5.4.2. Во время проведения первой проверки экологический верификатор должен, в частности, проверить, что организация выполняет следующие требования:
(a) имеет действующую в полном объеме систему экологического менеджмента в соответствии с Приложением I к настоящему Регламенту;
(b) имеет полностью запланированную программу проведения внутреннего экологического аудита, выполнение которой уже началось в соответствии с Приложением II к настоящему Регламенту таким образом, чтобы, по крайней мере, охватить области, оказывающие наиболее значимое воздействие на окружающую среду;
(c) имеет один завершенный пересмотр;
(d) осуществляет подготовку экологического отчета в соответствии с пунктом 3.2 Приложения III, к настоящему Регламенту.
5.4.3. Соблюдение правовых норм
Экологический верификатор должен гарантировать, что организация установила на местах процедуры контроля аспектов своей деятельности при соблюдении соответствующих положений права Сообщества или национального права, и что выполнение данных процедур возможно с соблюдением установленных норм. Проверки аудита должны, в частности, предусмотреть подтверждение способности осуществления установленных на местах процедур в соответствии с правовыми нормами.
Экологический верификатор не должен утверждать экологический отчет, если в течение процесса верификации, например, вследствие проведения выборочных проверок, он установит, что организация не соблюдает правовые нормы.
5.4.4. Определение организации
Проверяя экологическую систему управления и утверждая экологический отчет, экологический верификатор должен гарантировать, что компоненты организации однозначно определены и их определение соответствует фактически существующему разделению видов деятельности организации. Содержание экологического отчета должно точно охватывать различные части организации, к которым применяется EMAS.
5.5. Условия осуществления деятельности экологического верификатора
5.5.1. Экологический верификатор должен осуществлять свою деятельность в пределах области своей аккредитации на основе письменного соглашения с организацией, определяющего область работы, позволяющего экологическому верификатору работать в независимой профессиональной манере и обязывающего организацию оказывать верификатору необходимое содействие.
5.5.2. Проверка должна включать в себя экспертизу документации, посещение организации, включая, в частности, интервьюирование персонала, подготовку отчета для руководства организации и предложения по решению проблем организации, изложенных в отчете.
5.5.3. Документация, которая исследуется перед посещением организации, должна включать основную информацию об организации и видах деятельности, экологической политике и программе, описании системы экологического менеджмента, действующей в организации, подробное описание экологического пересмотра или проведенного аудита, отчет о проверке, на основе которого впоследствии выполнен пересмотр, аудит или любое корректирующее действие, и проект экологического отчета.
5.5.4. Экологический верификатор должен подготовить отчет о проверке для руководства организации. Данный отчет должен точно устанавливать:
(a) все вопросы, относящиеся к работе, выполненной экологическим верификатором;
(b) начальное направление деятельности организации по применению системы экологического менеджмента;
(c) в общем - случаи несоблюдения положений настоящего Регламента, и, в частности:
- формально-юридические неточности в экологическом отчете, или в методике проведения аудита, или в экологической системе менеджмента, или в любом другом соответствующем процессе;
- пункты разногласия с проектом экологического отчета вместе с детальным описанием поправок или дополнений, которые должны быть внесены в экологический отчет;
(d) сравнение с предыдущими отчетами и оценкой результативности организации.
5.6. Периодичность проведения проверки
По согласованию с организацией экологический верификатор должен разработать программу проверки, чтобы гарантировать, что все элементы, требуемые для регистрации организации в EMAS, будут проверены в период, не превышающий 36 месяцев. Кроме того, экологический верификатор должен с промежутками, не превышающими 12 месяцев, утверждать любую обновленную информацию в экологическом отчете. Отклонения от частоты, с которой должны быть выполнены обновления, могут быть допущены при наличии обстоятельств, установленных в руководящих указаниях Европейской Комиссии, принятых в соответствии с процедурой, установленной в Статье 14(2).
______________________________
* ОЖ N L 293, 24.10.1990, стр. 1. Текст в редакции Регламента (ЕЭС) 761/93 (ОЖ N L 83, 03.04.1993, стр. 1).
<< Приложение IV. Логотип |
Приложение VI. >> Экологические аспекты |
|
Содержание Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 761/2001 от 19 марта 2001 г. "О добровольном участии организаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.