В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный Минэнерго России согласованный с МИДом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с Белорусской и Казахстанской Сторонами проект Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Белоруссия и Правительством Республики Казахстан об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике, включая основы ценообразования и тарифной политики (прилагается).
Поручить Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Шувалову И.И. провести с участием МИДа России и Минэнерго России переговоры с Белорусской и Казахстанской Сторонами и по достижении договоренности подписать от имени Правительства Российской Федерации указанное Соглашение, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.
Соглашение подписано в Санкт-Петербурге 19 ноября 2010 г.
Председатель Правительства |
В. Путин |
Москва
17 ноября 2010 г. N 2026-р
Проект
Соглашение
между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Белоруссия и Правительством Республики Казахстан об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике, включая основы ценообразования и тарифной политики
Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Белоруссия и Правительство Республики Казахстан, далее именуемые Сторонами,
руководствуясь Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г., Договором об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 г., Соглашением о транзите электрической энергии и мощности государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 г., Соглашением о взаимопомощи в случаях аварий и других чрезвычайных ситуаций на электроэнергетических объектах государств - участников Содружества Независимых Государств от 30 мая 2002 г., Концепцией формирования общего электроэнергетического рынка государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 2005 г., Соглашением о формировании общего электроэнергетического рынка государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 г. и Концепцией формирования общего энергетического рынка государств - членов ЕврАзЭС от 12 декабря 2008 г.,
стремясь развивать взаимовыгодное сотрудничество в сфере производства и передачи электрической энергии,
выражая готовность к равноправному сотрудничеству в области электроэнергетики на основе взаимного доверия и невмешательства в управление электроэнергетическими системами государств Сторон,
стремясь содействовать формированию общего электроэнергетического рынка Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан в рамках Единого экономического пространства,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Основные понятия
Для целей настоящего Соглашения используются следующие основные понятия:
"субъекты внутреннего рынка электрической энергии" - лица, являющиеся субъектами рынка электрической энергии (мощности) государства в рамках Единого экономического пространства в соответствии с законодательством этого государства, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии (мощности), приобретение и продажу электрической энергии (мощности), энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности), оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии (мощности);
"услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике" - услуги по передаче электрической энергии по электрической сети, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и иные услуги, отнесенные в соответствии с законодательством государств Сторон к сфере естественных монополий;
"доступ к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике" - возможность субъекта внутреннего рынка электрической энергии государства одной Стороны воспользоваться услугами субъектов естественных монополий в электроэнергетике на территории государства другой Стороны;
"общий электроэнергетический рынок государств в рамках Единого экономического пространства" - система отношений между субъектами внутренних рынков электрической энергии государств Сторон, связанная с куплей-продажей электрической энергии (мощности) и сопутствующих услуг, действующая на основании общих правил и соответствующих договоров;
"внутренние потребности государств Сторон" - объемы электроэнергии (мощности), необходимые для потребления на территории соответствующих государств Сторон;
"межгосударственная передача электрической энергии (мощности)" - оказание уполномоченными организациями Сторон услуг по перемещению и(или) замещению электрической энергии (мощности). В зависимости от особенностей законодательства государств Сторон соответствующие отношения оформляются договорами о транзите или иными договорами, включая договоры купли-продажи электроэнергии (мощности);
"перемещение электрической энергии (мощности)" - обеспечение перетоков произведенной на территории государства одной Стороны электрической энергии (мощности) по электрической сети на территорию государства другой Стороны между точками поставки, расположенными на их границах;
"замещение электрической энергии (мощности)" - взаимосвязанная и одновременная поставка равных объемов электрической энергии (мощности) в энергосистему и из нее через разные точки поставки, расположенные на границе (границах) государства Стороны.
Статья 2
Принципы взаимодействия в области электроэнергетики
1. Взаимодействие Сторон в области электроэнергетики основывается на следующих принципах:
1) использование технических и экономических преимуществ параллельной работы электроэнергетических систем государств Сторон (далее - энергосистемы государств Сторон);
2) ненанесение экономического ущерба при осуществлении параллельной работы;
3) использование механизмов, основанных на рыночных отношениях и добросовестной конкуренции, в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию (мощность);
4) поэтапное формирование общего электроэнергетического рынка государств в рамках Единого экономического пространства на основе параллельно работающих энергосистем государств Сторон с учетом особенностей существующих моделей рынков электрической энергии (мощности) государств Сторон;
5) поэтапная гармонизация законодательств государств Сторон в области электроэнергетики;
6) гармонизация технических норм и правил.
2. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике осуществляется на основании единых принципов, правил и методов, определяемых в соглашении о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
3. Стороны содействуют координации программ развития электроэнергетики своих государств с целью обеспечения эффективного сотрудничества в области электроэнергетики в долгосрочной перспективе.
Статья 3
Принципы обеспечения беспрепятственного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике
В пределах имеющейся технической возможности Стороны обеспечивают беспрепятственный доступ к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств Сторон на основе следующих принципов:
единообразие требований по отношению к субъектам внутренних рынков электрической энергии государств Сторон, установленных законодательством государства Стороны, на территории которого предоставляются такие услуги;
учет законодательства государств Сторон при предоставлении доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств Сторон;
обеспечение надлежащего технического состояния объектов электроэнергетики, влияющих на режимы параллельной работы энергосистем, при оказании услуг субъектами естественных монополий в электроэнергетике;
договорное оформление отношений, возникающих между субъектами внутренних рынков электрической энергии государств в рамках Единого экономического пространства;
возмездность оказания услуг субъектами естественных монополий в электроэнергетике.
Статья 4
Принципы, меры обеспечения и практическая реализация беспрепятственной межгосударственной передачи электрической энергии (мощности)
1. Обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) осуществляется на основе следующих принципов:
1) межгосударственная передача электрической энергии (мощности) через энергосистему сопредельного государства в рамках Единого экономического пространства обеспечивается Сторонами в пределах имеющейся технической возможности при условии приоритетного обеспечения внутренних потребностей государств Сторон;
2) определение технической возможности межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) осуществляется исходя из следующих приоритетов:
обеспечение внутренних потребностей государства Стороны, через энергосистему которой планируется осуществление межгосударственной передачи электрической энергии (мощности);
обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) из одной части энергосистемы государства Стороны в рамках Единого экономического пространства в другую ее часть через энергосистему сопредельного государства Стороны;
обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) через энергосистему государства одной Стороны из энергосистемы государства другой Стороны в энергосистему государства третьей Стороны;
обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) через энергосистему государства Стороны в рамках Единого экономического пространства в целях исполнения обязательств в отношении субъектов электроэнергетики государств, территории которых не входят в единое экономическое пространство;
3) при межгосударственной передаче электрической энергии (мощности) уполномоченные организации Сторон руководствуются принципом возмещения стоимости межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) исходя из особенностей законодательства государства Стороны;
4) межгосударственная передача электрической энергии (мощности) в целях исполнения обязательств в отношении субъектов электроэнергетики государств, территории которых не входят в Единое экономическое пространство, регулируется на двусторонней основе с учетом законодательства государств Сторон.
2. В целях реализации мер по обеспечению межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) в рамках Единого экономического пространства через энергосистемы государств Сторон Стороны осуществляют следующие согласованные подготовительные мероприятия:
до начала календарного года поставки электроэнергии (мощности) уполномоченные организации Сторон заявляют о плановых объемах, предполагаемых к межгосударственной передаче электрической энергии (мощности) для учета их в прогнозных балансах производства и потребления электроэнергии (мощности), в том числе с целью учета таких поставок при расчете тарифов на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике;
на основании расчетов плановой стоимости межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) уполномоченные организации Сторон заключают контракты во исполнение достигнутых договоренностей.
В целях обеспечения беспрепятственной межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) через энергосистемы государств Сторон в рамках Единого экономического пространства уполномоченные органы Сторон используют единую методологию государств в рамках Единого экономического пространства, включающую порядок определения технических условий и объемов межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), а также согласованные подходы к ценообразованию на услуги, связанные с межгосударственной передачей электрической энергии (мощности). Данная единая методология утверждается протоколом к настоящему Соглашению и является его неотъемлемой частью.
3. Практическая реализация беспрепятственной межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) осуществляется в следующем порядке:
1) определяемые в соответствии с законодательством государств Сторон уполномоченные организации Сторон обеспечивают межгосударственную передачу электрической энергии (мощности) по территории своего государства в соответствии с единой методологией, предусмотренной пунктом 2 статьи 4 настоящего Соглашения, и с учетом законодательства своего государства;
2) осуществление межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) и обеспечение эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, необходимых для обеспечения межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), производятся в соответствии с нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами государства Стороны, предоставляющей услуги, связанные с обеспечением межгосударственной передачи электрической энергии (мощности);
3) в случае отказа в межгосударственной передаче электрической энергии (мощности) уполномоченные организации Сторон обеспечивают предоставление обосновывающих материалов о причинах отказа.
Статья 5
Принципы ценообразования (тарифообразования) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике
Ценообразование (тарифообразование) на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике осуществляется в соответствии с законодательством государств Сторон.
Тарифы на услуги субъектов естественных монополий в электроэнергетике на общем электроэнергетическом рынке государств в рамках Единого экономического пространства не должны превышать аналогичные внутренние тарифы для субъектов внутреннего рынка электрической энергии.
Статья 6
Внесение изменений и разрешение споров
По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения, которые оформляются отдельными протоколами.
Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением положений настоящего Соглашения, разрешаются в первую очередь путем переговоров и консультаций.
Если спор не будет урегулирован Сторонами в течение 6 месяцев с даты официальной письменной просьбы о проведении переговоров и консультаций, направленной одной из Сторон спора другой Стороне спора, то при отсутствии иной договоренности между Сторонами спора относительно способа его разрешения любая из Сторон спора может передать этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.
Урегулирование отношений по передаче электрической энергии (мощности) осуществляется с учетом других международных договоров.
Статья 7
Применение Соглашения в отношении третьих государств
Ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано как обязывающее любую Сторону распространять правила и (или) преимущества, вытекающие из настоящего Соглашения, на третьи государства, которые не являются участниками настоящего Соглашения, или на хозяйствующие субъекты таких третьих государств, их товары или услуги.
Статья 8
Срок действия Соглашения
Настоящее Соглашение подлежит ратификации при наличии единой методологии государств в рамках Единого экономического пространства, предусмотренной пунктом 2 статьи 4 настоящего Соглашения, и вступает в силу с даты получения депозитарием последней ратификационной грамоты.
Порядок вступления настоящего Соглашения в силу, присоединения к нему и выхода из него определяется Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 г.
Совершено в г. ____________ "____" __________ 20__ г. в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии Таможенного союза, которая является его депозитарием и направит каждой Стороне его заверенную копию.
За Правительство Республики Белоруссия
За Правительство Республики Казахстан
За Правительство Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 2026-р "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Белоруссия и Правительством Республики Казахстан об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике, включая основы ценообразования и тарифной политики"
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 50 ст. 6743 (без текста проекта Соглашения)