Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза
94/9/ЕС от 23 марта 1994 г.
по сближению законодательства Государств-членов ЕС в отношении оборудования и защитных систем, предназначенных для применения в потенциально взрывоопасных атмосферах*(1)
(текст в редакции Регламента (ЕС) Европейского парламента и Совета ЕС 1882/2003 от 29 сентября 2003 г.*(2))
Директивой Европейского Парламента и Совета ЕС 2014/34/ЕС от 26 февраля 2014 г. настоящая Директива отменена с 20 апреля 2016 г.
О внесении изменений в настоящую Директиву см. Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 1025/2012 от 25 октября 2012 г.
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
Принимая во внимание Договор о создании Европейского Сообщества, в частности Статью 100а,
Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии*(3),
Принимая во внимание заключение Комитета по экономическим и социальным вопросам*(4),
Действуя в соответствии с порядком, установленным Статьей 189b Договора о создании Европейского Сообщества,
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
Государства-члены ЕС имеют обязательства по обеспечению защиты на территориях своих стран безопасности и здоровья людей, по возможности - домашних животных, имущества, в частности, здоровья и безопасности работников в особенности от рисков, связанных с применением оборудования и систем, обеспечивающих защиту от потенциально взрывоопасных атмосфер;
Существуют обязательные положения, определяющие в Государствах-членах ЕС уровень безопасности, который должен обеспечиваться защитным оборудованием и системами, предназначенными для применения в потенциально взрывоопасных атмосферах, в частности, техническими условиями на применение электротехнических и неэлектротехнических средств, которые могут использоваться в потенциально взрывоопасных атмосферах;
Требования, которым должно соответствовать подобное оборудование, отличаются в Государствах-членах ЕС по объему, процедурам контроля, что может создавать торговые проблемы в рамках Сообщества;
Унификация национальных законодательных актов является единственным средством по устранению таких проблем в свободной торговле. Данная цель не может быть достигнута отдельно взятыми Государствами-членами ЕС. Настоящая Директива устанавливает требования свободного перемещения оборудования и систем, о которых идет речь;
Существует необходимость установления правил, предусматривающих устранение технических препятствий торговле, в соответствии с новым подходом, изложенным в Решении Совета ЕС от 7 мая 1985 г.*(5), которое констатирует необходимость определения основных требований безопасности и других общественных требований без понижения существующих обоснованных уровней защиты в Государствах-членах ЕС. Это Решение предусматривает распространение единой Директивы на значительное количество изделий во избежание частого внесения в нее изменений и увеличения количества Директив;
Существующие Директивы по сближению законодательств Государств-членов ЕС в области электрооборудования, предназначенного для использования в потенциально взрывоопасных атмосферах, привели бы к положительным сдвигам в защите от взрывов в связи с усовершенствованием вновь выпускаемого оборудования и способствовали бы устранению торговых барьеров в этой области. Существует необходимость одновременных ревизии и расширения области применения действующих Директив, особенно в общем контексте - принятия мер против потенциальных рисков, связанных с применением подобного оборудования. Это, в частности, предполагает, что меры, предназначенные для гарантии эффективной защиты пользователей и третьих сторон, должны предусматриваться уже на стадиях проектирования и производства.
Виды рисков, защитные меры и методы тестирования зачастую очень похожи, если не идентичны, как для горнодобывающего оборудования, так и оборудования для открытых работ. Представляется необходимым распространить действие единой Директивы на защитное оборудование и системы этих групп;
Указанные выше две группы оборудования используются во многих производственных и промышленных отраслях и имеют большое экономическое значение;
Соответствие основным требованиям к обеспечению безопасности и здоровья существенно для обеспечения безопасности защитного оборудования и систем. Эти требования подразделяются на общие и дополнительные, которым должно соответствовать защитное оборудование и системы. Дополнительные требования предназначены для того, чтобы учесть существующие или потенциальные опасности. Защитные системы и оборудование должны соответствовать не менее чем одному из этих требований, если это необходимо для их надлежащего функционирования или для применения по назначению. Понятие "применение по назначению" имеет первостепенное значение для испытаний свойств взрывоопасности защитного оборудования и систем. Изготовителям важно предоставлять полную информацию и четко использовать маркировку указанного оборудования, указывающую на его использование в потенциально взрывоопасных атмосферах;
Имеется намерение подготовить Директиву по действиям в потенциально взрывоопасных атмосферах на основе Статьи 118а. Дополнительная Директива будет, в частности, распространяться на взрывоопасность, возникающую в результате конкретного использования и/или методов монтажа;
Соответствие основным требованиям к обеспечению здоровья и безопасности людей является обязательным при оценке безопасности оборудования. Окончательная оценка должна происходить при реализации этих требований, позволяющей учесть как технологию при производстве, так и основные технические и экономические требования;
Данная Директива устанавливает только основные требования. Для облегчения оценки соответствия основным требованиям необходимы унифицированные европейские стандарты, особенно в отношении неэлектрической защиты от взрывов, то есть стандарты проектирования, производства и испытания оборудования, соответствие которым позволяет считать, что изделие отвечает установленным основным требованиям. Унифицированные европейские стандарты разрабатываются частными организациями и должны сохранять необязательный статус. В этой связи Европейский Комитет по Стандартизации (CEN) и Европейский Комитет по Стандартизации в области Электротехники (Cenelec) признаны компетентными организациями для принятия унифицированных стандартов в соответствии с общими основными принципами по взаимодействию Европейской Комиссии с этими двумя организациями, подписанными 13 ноября 1984 г. В соответствии с целями данной Директивы унифицированным стандартом является техническая спецификация (Европейский Стандарт или унифицирующий документ), принятая какой-либо из этих организаций в соответствии с инструкцией Европейской Комиссии, согласованной с положениями Директивы Совета ЕС 83/189/ЕЭС от 28 марта 1983 г. и устанавливающей процедуру предоставления информации в области технических стандартов и регламентов*(6) и соответствующей упомянутым выше общим принципам;
Существует необходимость совершенствования законодательной базы с учетом эффективного участия служащих и рабочих в процессе стандартизации для завершения работы над законодательной базой к моменту введения в действие этой Директивы;
С точки зрения характера рисков, связанных с эксплуатацией оборудования в потенциально взрывоопасных атмосферах, необходимо определить процедуры оценки соответствия основным требованиям Директив. Эти процедуры должны разрабатываться с учетом уровня риска, который может быть характерен для оборудования, и/или от которого системы должны защищать непосредственное окружение. Каждая категория оценки соответствия оборудования должна дополняться соответствующей процедурой или выбором между аналогичными процедурами. Принятые процедуры полностью соответствуют Решению Совета ЕС 93/465/ЕЭС от 22 июля 1993 г. по модулям различных этапов процедур оценки соответствия, которые предполагается использовать в Директивах по технической унификации*(7);
Совет ЕС предусмотрел маркировку изделия изготовителем или его уполномоченным представителем в рамках Сообщества. Маркировка означает, что изделие соответствует всем основным требованиям и процедурам оценки, предусмотренным законодательством Сообщества, применяемым к данному изделию;
Государства-члены ЕС в соответствии со Статьей 100а Договора могут принимать меры по ограничению или запрещению поставки на рынок или эксплуатации оборудования и защитных систем, если они представляют конкретный риск для безопасности людей и, возможно, животных или имущества, при условии, что такие меры подлежат процедуре проверки со стороны Сообщества;
Страны, получившие любое решение, принятое во исполнение настоящей Директивы, должны знать о причинах принятия такого решения и иметь возможность его опротестовать;
18 декабря 1985 г. Совет ЕС принял основополагающую Директиву по электрооборудованию при его эксплуатации в потенциально взрывоопасных атмосферах (76/117/ЕЭС)*(8) и 15 февраля 1982 г. Директиву по электрооборудованию при его эксплуатации в потенциально взрывоопасных атмосферах в шахтах с угрозой возгорания газа (82/130/ЕЭС)*(9). Переход от добровольной и частичной унификации к всеобщей, на принципах которой основаны настоящие Директивы, рассматривался с самого начала процесса унификации. Сфера применения настоящей Директивы полностью охватывает сферу применения всех вышеуказанных Директив, в связи, с чем последние должны быть отменены;
Международный рынок объединяет территории Государств-членов ЕС без внутренних границ, что обеспечивает свободное движение товаров, людей, услуг и капитала;
Необходимо обеспечить транзит оборудования и систем в соответствии с национальным законодательством,
приняли настоящую Директиву:
______________________________
*(1) Directive 94/9/EC of the European Parliament and of the Council of 23 March 1994 on the approximation of the laws of the Member States concerning equipment and protective systems intended for use in potentially explosive atmospheres. Опубликована в Официальном журнале (далее - ОЖ) N L 100, 19.4.1994, стр. 1.
*(2) ОЖ N L 284, 31.10.2003, стр. 1.
*(3) ОЖ N С 46 , 20.2.1992, стр. 19.
*(4) ОЖ N С 106, 27.4.1992, стр. 9.
*(5) ОЖ N С 136, 4.6.1985, стр.1.
*(6) ОЖ N L 109, 26.4.1983, стр. 8. Директива, с последними изменениями, внесенными Директивой 88/182/ЕЭС (ОЖ N L 81, 26.3.1988, стр. 75).
*(7) ОЖ N L 220, 30.8.1993, стр. 23.
*(8) ОЖ N L 24, 31.1.1976, стр. 45. Директива с последними изменениями, внесенными Директивой 90/487/ЕЭС (ОЖ N L 270, 2.10.1990, стр. 23).
*(9) ОЖ N L 59, 2.3.1982, стр. 10.
*(10) ОЖ N L 399, 30.12.1989, стр. 18.
*(11) Решение Совета ЕС 1999/468/EC от 28 июня 1999 г., устанавливающее процедуры для осуществления передаваемых Европейской Комиссии полномочий (ОЖ N L 184, 17.7.1999, стр. 23).
*(12) ОЖ N L 43, 20.2.1979, стр. 20. Директива с последними изменениями, внесенными Директивой 90/487/EЭC (ОЖ N L 270, 2.10.1990, стр. 23).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 94/9/ЕС от 23 марта 1994 г. по сближению законодательства Государств-членов ЕС в отношении оборудования и защитных систем, предназначенных для применения в потенциально взрывоопасных атмосферах
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Переводчик - С.В. Хмелев
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном журнале N L 100, 19.4.1994, стр. 1.
Директивой Европейского Парламента и Совета ЕС 2014/34/ЕС от 26 февраля 2014 г. настоящая Директива отменена с 20 апреля 2016 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 1025/2012 от 25 октября 2012 г.
Текст приводится без учета названных изменений