Положение Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества
"Об аттестации контрольных пунктов автотормозов и автоматных отделений"
(утв. на 53 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 20-21 октября 2010 г.)
Протоколом шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 21-22 октября 2014 г. N 61 настоящее положение отменено с 1 января 2015 г.
См. Положение об аттестации контрольных пунктов автотормозов и автоматных отделений, утвержденное Протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 21-22 октября 2014 г. N 61
Согласовано
На заседании Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций "25-27" августа 2010 г. г. Рига
1 Область применения
1.1 Настоящее положение разработано для руководства при проведении аттестации контрольных пунктов автотормозов (далее АКП) и автоматных отделений (далее АО) для ремонта и испытания тормозного оборудования вагонов, обращающихся в межгосударственном сообщении.
1.2 Положение распространяется на АКП и АО предприятий расположенных на территории государств - участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии.
2 Общие положения
2.1 Контрольный пункт автотормозов (АКП) - это участок по ремонту автотормозного оборудования, который оснащен всей технологической оснасткой и оборудованием для разборки, ремонта и испытания всех видов тормозного оборудования вагонов, а также устройствами контроля и испытания с автоматической регистрацией проверяемых параметров главных и магистральных частей воздухораспределителя, автоматического регулятора режимов торможения и автоматического регулятора тормозной рычажной передачи.
Автоматное отделение (АО) - это участок по ремонту автотормозного оборудования, который имеет не полный перечень технологической оснастки и оборудования (отсутствие одной или нескольких позиций) для разборки, ремонта и испытания тормозного оборудования вагонов, а также оснащен устройствами контроля и испытания с автоматической регистрацией проверяемых параметров для испытания главных и магистральных частей воздухораспределителя, автоматического регулятора режимов торможения и автоматического регулятора тормозной рычажной передачи.
2.2 Настоящее положение устанавливает основные требования и порядок проведения аттестации АКП и АО на право производства ремонта и испытания тормозного оборудования вагонов, направлено на обеспечение необходимой стабильности характеристик и показателей работы отремонтированного тормозного оборудования в течение межремонтного срока эксплуатации вагонов.
2.3 Устанавливаются три вида аттестации АКП или АО на право производства ремонта и испытания тормозного оборудования вагонов:
первичная аттестация;
периодическая (плановая) аттестация;
внеочередная (внеплановая) аттестация.
2.4 Первичная аттестация проводится установленным железнодорожной администрацией или другим уполномоченным законодательством государства органом при вводе в эксплуатацию вновь организованного АКП или АО.
2.5 Периодическая (плановая) аттестация АКП или АО проводится установленным железнодорожной администрацией или другим уполномоченным законодательством государства органом с периодичностью не реже 1 раз в 5 лет.
2.6 Внеочередная (внеплановая) аттестация проводится установленным железнодорожной администрацией или другим уполномоченным законодательством государства органом: при реконструкции АКП или АО, при отклонениях от требований к АКП или АО данным видам работ (деповской или капитальный ремонт), выявленных проверками железнодорожной администрации или другим, уполномоченным законодательством государства органом, а также в случае получения рекламаций по качеству ремонта и нарушениям технологии, допущенным работниками АКП или АО.
3 Порядок аттестации АКП и АО
3.1 Для подготовки к проведению аттестации (первичной, периодической или внеочередной), руководитель предприятия, своим распоряжением назначает рабочую аттестационную комиссию, в состав которой входят:
главный инженер (технический директор) или руководитель отвечающий за техническое развитие предприятия - председатель комиссии;
начальник или специалист подразделения предприятия ведающий вопросами технического развития и разработкой и соблюдения технологии ремонта, испытания и приемки отремонтированного тормозного оборудования вагонов;
представитель подразделения предприятия, отвечающего за вопросы охраны труда;
представитель метрологической службы предприятия;
должностное лицо осуществляющее приемку вагонов из ремонта;
мастер АКП или АО.
3.2 Рабочая аттестационная комиссия проводит предварительную аттестацию АКП или АО и готовит представление на их аттестацию железнодорожной администрацией, для чего оформляется акт о достаточности имеющихся материалов на предприятии и их соответствие организации ремонта и технической оснащенности аттестуемого АКП или АО.
3.3 Представление на аттестацию АКП или АО за подписью руководителя предприятия, с актом рабочей аттестационной комиссии, утвержденным руководителем предприятия, направляются непосредственно в железнодорожную администрацию.
3.4 Представление на аттестацию должно содержать следующие основные разделы:
1) Характеристика АКП или АО;
2) Уровень технической оснащенности и метрологического обеспечения АКП или АО;
3) Организационно-технологический уровень;
4) Уровень профессиональной подготовки кадров;
5) Технологический процесс.
3.5 Материалы рабочей аттестационной комиссии являются основой для проведения аттестации АКП или АО предприятия комиссией, назначенной и утвержденной Железнодорожной администрацией.
3.6 Состав аттестационной комиссии назначает железнодорожная администрация с обязательным включением в нее представителей железнодорожной администрации; представителей органа надзора, отвечающего за ремонт железнодорожного подвижного состава (в соответствии с национальным законодательством); представителей владельца инфраструктуры и (или) представителя органа исполнительной власти уполномоченного в сфере надзора за безопасностью движения; руководителя предприятия у которого проводится аттестация. Допускается делегирование прав железнодорожной администрации на проведения аттестации иному предприятию, осуществляющему вид деятельности, позволяющей производить оценку готовности предприятия к ремонту тормозного оборудования. Проводящее аттестацию предприятие должно быть аккредитовано соответствующим органом, установленным государственным законодательством и располагать специалистами имеющими необходимую квалификацию.
3.7 Аттестационная комиссия, назначаемая железнодорожной администрацией, проводит аттестацию АКП или АО с выездом на аттестуемые предприятия, рассматривает материалы рабочей аттестационной комиссии, оформляет соответствующий акт с предложением по рекомендуемым видам работ.
При проведении первичной аттестации железнодорожная администрация направляет акт аттестации в Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества с пакетом документов, предусмотренным п. 3 типового порядка, для подготовки решения по присвоению АКП или АО условного номера для клеймения деталей тормозного оборудования подвижного состава.
См. временные рекомендации по присвоению предприятиям условных номеров для клеймения железнодорожного подвижного состава, его ответственных узлов и деталей при их изготовлении и ремонте, утвержденные Росжелдором от 21 октября 2009 г.
3.8 На основании решения Дирекции Совета о присвоении условного номера клеймения АКП или АО железнодорожная администрация выдает удостоверение на право производства ремонта и испытания тормозного оборудования с указанием вида работ АКП или АО, присвоенного условного номера и срока действия (не более 5 лет).
3.9 Каждая железнодорожная администрация по результатам аттестации, руководствуясь законодательством, может ввести категорийность своих АКП или АО или иные формы отличия в зависимости от объема выполняемых работ.
4 Требования к АКП и АО при проведении аттестации
4.1 При аттестации АКП или АО их состояние характеризуется исходя из следующего:
4.1.1 Организационно-технологический уровень работы АКП или АО, ремонтной позиции (рабочего места) оценивается по критериям:
технологическая оснащенность ремонтной позиции;
соблюдение применяемого технологического процесса;
состав штата АКП или АО;
условия и охрана труда;
уровень профессиональной подготовки.
4.1.2. Уровень технической оснащенности и метрологического обеспечения работы АКП или АО оценивается по следующим критериям:
наличие и состояние основного оборудования, подъемно-транспортных средств и соответствие их требованиям технологического процесса.
Перечень рекомендуемого основного оборудования, подъемно-транспортных средств приведен в Приложении 1 к настоящему Положению.
4.2 Технологическая оснащенность ремонтной позиции характеризуется наличием и состоянием технологической оснастки (ручного и механизированного инструмента), контрольно-измерительных приборов, своевременностью их поверки (аттестации); наличием технических нормативных правовых актов и технической документации, необходимых для ремонта тормозного оборудования вагонов.
Перечень производственных участков и ремонтных позиций АКП или АО, подлежащих аттестации, приведен в Приложении 2 к настоящему Положению.
Перечень технологической оснастки, приспособлений, инструмента, испытательных пневматических стендов, а также стендов с автоматическими системами контроля и испытания с автоматической регистрацией проверяемых параметров, поверенных (аттестованных) в соответствии с действующим на территории государства законодательством, при ремонте тормозного оборудования позиций АКП или АО приведен в Приложении 3 к настоящему Положению.
Имеющиеся в наличии запасные части, резинотехнические изделия и смазка, применяемые при ремонте тормозного оборудования должно быть в объеме необходимых для выполнения программы в соответствии с производственными мощностями и должно соответствовать технологии ремонта и обеспечивать гарантийную эксплуатацию тормозного оборудования в межремонтный срок.
Перечень технических нормативных правовых актов и технической документации должен включать:
нормативные правовые акты и нормативно-технические акты в области ремонта тормозного оборудования, включая инструкции, руководства и другие документы по ремонту тормозного оборудования, согласованные комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций или другие документы, действующие на территории государств-участников СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики;
эксплуатационную и ремонтную документацию на тормозное оборудование предприятий-изготовителей (разработчиков);
технологические процессы ремонта тормозного оборудования, разработанные ремонтными предприятиями.
4.3 При оценке применяемого технологического процесса и его соблюдения при ремонте тормозного оборудования должно учитываться:
соответствие при ремонте принятого технологического процесса ремонта тормозного оборудования и нормативной документации аттестуемого АКП или АО;
соблюдение технологического процесса при ремонте тормозного оборудования.
4.4 Оценка условий и охрана труда на ремонтных позициях ремонта тормозного оборудования в АКП или АО производится по следующим параметрам:
соответствие санитарно-гигиенических условий труда, установленным нормам и правилам;
оценка наличия травмоопасных факторов и средств защиты от них;
обеспеченность рабочих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
4.5 Оценка уровня профессиональной подготовки кадров АКП или АО производится по следующим параметрам:
оценка профессиональной подготовленности к работе мастера, бригадиров и других работников АКП или АО;
состояние технической учебы и наличие базы для технической учебы.
5 Результаты аттестации участков и рабочих мест АКП или АО
5.1 При производстве ремонта вагонов тормозное оборудование должно быть отремонтировано и испытано в АКП, которое оснащено всей технологической оснасткой и оборудованием на позициях для разборки, ремонта и испытания главных и магистральных частей воздухораспределителя, авторежимов, авторегуляторов, соединительных рукавов, концевых и разобщительных кранов, тормозных цилиндров, двухкамерных и запасных резервуаров, тормозного оборудования пассажирских вагонов, автоматическими системами контроля и испытания с автоматической регистрацией проверяемых параметров, выпускаемого из ремонта тормозных приборов и оборудования; годовой расход запасных частей должен быть не менее требуемого количества (определяемого как произведение объема отремонтированного оборудования на нормы расхода запасных частей) по максимальному сроку годности. Наличие технологических карт или выписок из соответствующих руководств на ремонтных позициях. Соответствие технологии ремонта тормозного оборудования технологическому процессу и установленным технологическим нормативам. Ремонт и проверку тормозного оборудования, и сдачу его должностным лицам, осуществляющим приемку тормозного оборудования, выполняют работники с квалификацией, установленной действующим на железнодорожной администрации порядком.
5.2 При производстве ремонта тормозного оборудования должно быть отремонтировано и испытано в АО, которое имеет не полный перечень технологической оснастки и оборудования; оснащено автоматическими системами контроля и испытания с автоматической регистрацией проверяемых параметров; годовой расход запасных частей не менее требуемого количества по максимальному сроку годности; наличие технологических карт или выписок из соответствующих руководств на ремонтных позициях. Соответствие технологии ремонта тормозного оборудования технологическому процессу. Ремонт и проверку тормозного оборудования, и сдачу его должностным лицам, осуществляющим приемку тормозного оборудования, выполняют работники с квалификацией, установленной действующим на железнодорожной администрации порядком.
АО подразумевает наличие неполного перечня ремонтных позиций тормозного оборудования.
6. Оформление результатов аттестации
6.1 После проведения первичной аттестации АКП или АО:
6.1.1 Железнодорожная администрация на основании материалов аттестационной комиссии, оформленных соответствующим актом, подписанным членами комиссии, направляет в Дирекцию Совета пакет документов для подготовки решения о присвоении АКП или АО условного номера клеймения деталей тормозного оборудования.
6.1.2 Дирекция Совета на основании представленных материалов присваивает условный номер для клеймения деталей тормозного оборудования.
6.1.3 Железнодорожная администрация выдает удостоверение на право производства ремонта и испытания тормозного оборудования вагонов, с указанием вида выполняемых работ и срока действия удостоверения (не более 5 лет).
6.2 После проведения периодической (плановой) или внеочередной (внеплановой) аттестации АКП или АО железнодорожная администрация на основании материалов аттестационной комиссии, оформленных соответствующим актом с заключением, подписанным членами комиссии, выдает удостоверение на право производства ремонта и испытания тормозного оборудования вагонов, с указанием вида выполняемых работ и срока действия удостоверения (не более 5 лет).
При получении предприятием нового удостоверения на право производства ремонта и испытания тормозного оборудования вагонов, руководство данного предприятия обязано вернуть удостоверение с окончившимся сроком действия в железнодорожную администрацию.
Форма акта и удостоверения приведены в Приложениях 4 и 5 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества "Об аттестации контрольных пунктов автотормозов и автоматных отделений" (утв. на 53 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества 20-21 октября 2010 г.)
Текст положения официально опубликован не был
Протоколом шестьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 21-22 октября 2014 г. N 61 настоящее положение отменено с 1 января 2015 г.