Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Основные направления дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ на период до 2015 года (прилагаются).
2. Предоставить Экономическому совету СНГ право вносить изменения в План мероприятий по реализации Основных направлений дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ на период до 2015 года.
3. Комитету по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества ежегодно информировать Экономический совет СНГ о ходе реализации указанных Основных направлений.
От Азербайджанской Республики
/подпись/
От Республики Армения
/подпись/
От Республики Беларусь
/подпись/
От Республики Казахстан
/подпись/
От Кыргызской Республики
/подпись/
От Республики Молдова
/подпись/
От Российской Федерации
/подпись/
От Республики Таджикистан
/подпись/
От Туркменистана
/подпись/
От Республики Узбекистан
/подпись/
От Украины
/подпись/
Основные направления
дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ на период до 2015 года
(утв. решением об Основных направлениях дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ на период до 2015 года от 19 ноября 2010 г.)
I. Общие положения
Основные направления дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ на период до 2015 года (далее - Основные направления) подготовлены в соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 11 декабря 2009 года.
Основные направления разработаны с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, и Концепции развития социальных и медицинских основ улучшения качества жизни и профилактики потери трудоспособности ветеранов войн - участников локальных конфликтов, миротворческих операций и жертв терроризма в государствах - участниках СНГ на 2006-2010 годы, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 25 мая 2006 года. Также использованы межправительственные соглашения, национальные законодательные акты в сфере социальной поддержки ветеранов, указы президентов, постановления правительств, концепции и стратегии развития здравоохранения, а также межгосударственные и государственные программы государств - участников СНГ. Основные направления должны способствовать дальнейшему развитию медико-социальной помощи, повышению качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов, членов их семей и послужить концептуальной основой для разработки и реализации региональных и государственных программ в государствах - участниках СНГ.
Целью Основных направлений является содействие повышению качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей (далее - ветераны войн), обеспечение государственными органами и учреждениями, общественными организациями и самими ветеранами экономических, социальных, культурных, духовных условий, политического, психологического климата, способствующих увеличению продолжительности жизни, снижению преждевременной смертности, инвалидности и заболеваемости, достижению удовлетворенности жизнью и долголетия.
Основные задачи
1. Ha базе существующих в государствах - участниках СНГ национальных стратегий улучшения качества жизни населения определить приоритетные направления социальной поддержки и медицинской помощи ветеранам войн, актуальные для всех государств - участников СНГ.
2. Разработать с учетом социально-экономических особенностей государств - участников СНГ эффективную систему медико-социальной помощи, основанную на принципах солидарной ответственности между государством, обществом и человеком, обеспечивающую достойное качество жизни.
3. Разработать и апробировать на межгосударственном уровне функционально-организационные модели развития профилактики заболеваний, восстановительного лечения и реабилитации ветеранов войн.
4. Сформировать правовую базу в области внедрения новых прогрессивных технологий медико-социальной помощи; разработать типовые соглашения о проведении научно-исследовательских работ; создать на базе существующих в государствах медицинских и социальных учреждений межгосударственные центры охраны здоровья, профилактики заболеваний и старения ветеранов войн, разработать и внедрить единые программы подготовки специалистов восстановительного лечения, комплексной реабилитации.
5. Разработать и провести пилотные исследования по внедрению на межгосударственном уровне электронных досье (карт) здоровья ветеранов войн, осуществлять постоянный мониторинг качества жизни, включая экономические, медицинские, социальные аспекты.
6. Разработать порядок направления ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ на обследование, профилактические мероприятия, лечение и реабилитацию в медицинских и санаторно-курортных учреждениях государств - участников СНГ.
7. Создать единое межгосударственное информационное пространство по взаимодействию государственных структур, общественных организаций, социально ориентированного бизнеса в повышении качества жизни, обеспечении активного творческого долголетия ветеранов войн, обмену накопленным опытом, проведению конференций, обучающих семинаров и симпозиумов.
8. Подготовить и издать научно-практическое руководство по развитию медико-социальной помощи ветеранам войн.
9. По итогам Плана реализации Основных направлений подготовить методические материалы по стандартизации качества и критериям эффективности медико-социальной помощи данному контингенту.
10. Разработать межгосударственную программу повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ на 2016-2020 годы на основе внедрения инновационных технологий диагностики, лечения и реабилитации.
II. Состояние и тенденции развития социальной поддержки ветеранов войн - участников локальных конфликтов в государствах - участниках СНГ
Приоритетом в государствах - участниках СНГ в настоящее время и на долгосрочную перспективу признана необходимость масштабных инвестиций в человеческий потенциал и в первую очередь в людей, внесших огромный вклад в обеспечение мира и создание современных экономически развитых государств. Именно ветераны войн, члены семей погибших могут рассчитывать на адекватную социальную поддержку государства и обеспечение их социального благополучия. Забота о защитниках Отечества, ветеранах войн является приоритетным направлением социальной политики каждого государства - участника СНГ. От эффективной социальной поддержки зависят качество жизни людей и устойчивое социально-экономическое развитие государства. Именно поэтому необходимо соблюдение баланса между гуманностью и социальной справедливостью, с одной стороны, экономической целесообразностью и приоритетами развития общества, с другой. При этом первостепенное значение уделяется повышению качества жизни, материального обеспечения ветеранов.
В сфере социальной поддержки делается многое: увеличиваются пенсии, совершенствуется система пособий, развивается сеть учреждений социального обслуживания. Масштабы социальной поддержки ветеранов и инвалидов в государствах постоянно возрастают. К сожалению, в целом уровень пенсий остается низким, а проводимые дополнительные индексации из-за высокого уровня инфляции не позволяют ветеранам должным образом ощутить пенсионные прибавки.
Поэтому важнейшей задачей остается увеличение уровня пенсий и проведение опережающей индексации, позволяющей не только компенсировать инфляционные потери, но и улучшить материальное положение ветеранов войн.
В государствах - участниках СНГ долгое время сохранялись одинаковые социальные льготы для различных многочисленных групп населения, что приводило, во-первых, к ощутимым необоснованным материальным затратам для общества, во-вторых, к значительному распылению бюджетных средств без особой пользы для нуждающихся и, в третьих, к возникновению социального иждивенчества в условиях опеки государством всех и вся.
Реформирование системы социальной защиты ветеранов войн в государствах - участниках СНГ имеет свои особенности. В Республике Казахстан радикальные социальные реформы были проведены в конце 90-х годов XX века по схеме монетизации. Об их эффективности свидетельствовало существенное уменьшение потребления коммунальных услуг за счет того, что граждане научились экономить, избавились от иждивенческого отношения к потреблению услуг, которые раньше оплачивались по льготным тарифам. В Азербайджанской Республике, Республике Армения, Республике Молдова, Республике Узбекистан ветеранам войн стали выплачиваться денежные компенсации. С принятием нового закона о социальных льготах в Республике Беларусь растет число получателей адресной социальной помощи, сохранены основные льготы и гарантии для участников и инвалидов войн, родителей погибших. В Российской Федерации проведена монетизация социальных льгот (замена денежными выплатами). Система государственной социальной поддержки в виде ежемесячных выплат и предоставления набора социальных услуг, введенная с 2005 года, предусматривает предоставление права ветеранам и инвалидам отказаться полностью или частично от набора социальных услуг (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно и проезд на пригородном железнодорожном транспорте) и получить вместо этого соответствующую денежную часть единого денежного вознаграждения.
Накануне 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в государствах - участниках СНГ особое внимание уделялось финансовому, социальному (жилье, транспорт и т. п.), медицинскому, лекарственному обеспечению ветеранов войн. В Содружестве Независимых Государств, народы которого разделили тяжесть войны и вместе завоевали общую Победу, 2010 год объявлен Годом ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Решен вопрос о награждении всех ветеранов войны единой юбилейной медалью "65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
Ветераны войн - участники локальных конфликтов в ряде государств в основном приравнены к участникам Великой Отечественной войны.
В декабре 2009 года исполнилось 30 лет со дня ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Воины-интернационалисты - ветераны боевых действий в Афганистане, сумевшие с честью пройти через множество испытаний, сформировали целое поколение мужественных и закаленных людей во всех государствах - участниках СНГ. Материальная помощь многим из них необходима, но не менее важны глубокое уважение и моральная поддержка участников боевых действий. Существующие сегодня диаметрально противоположные оценки целесообразности ввода ограниченного контингента войск в Афганистан в 1979 году не должны негативно влиять на отношение народа к воинам, достойно выполнившим свой долг по решению поставленных перед ними задач в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом.
Комплексная поддержка государствами деятельности ветеранских организаций воинов-интернационалистов, меры социальной поддержки ветеранов войн - участников локальных конфликтов, членов семей погибших находят конкретное отражение в указах президентов государств, постановлениях правительств, государственных программах социальной поддержки ветеранов в государствах - участниках СНГ, межгосударственных медико-социальных программах (1992-2005 годы) и Концепции улучшения качества жизни ветеранов войн (2006-2010 годы).
Перспективными направлениями дальнейшего развития социальной поддержки являются:
первоочередная реализация наиболее значимых социальных проектов, в частности, повышение качества жизни ветеранов войн;
адресность социальной помощи и ее направленность на незащищенные слои населения, конкретного человека, малообеспеченного в силу объективных причин; при этом реальный размер предоставляемой помощи должен существенно возрасти;
нуждаемость конкретного человека в социальной поддержке должна определяться уровнем его дохода и среднего дохода на члена семьи;
возрастание роли общественных организаций ветеранов войн и социально ориентированного бизнеса в оказании материальной и духовной поддержки семей;
отражение ряда преференций для ветеранов войн в налоговом законодательстве.
Социальная поддержка ветеранов войн является одной из приоритетных задач социальной политики в государствах - участниках СНГ в перспективных проектах до 2020 года. Это определяется их особым социальным статусом, заслугами перед Отечеством, неоценимым вкладом ветеранов в поддержание развития нравственных ценностей, народных и семейных традиций, преемственности поколений.
В целях обеспечения реализации прав ветеранов войн на получение ежемесячных денежных выплат и социальных услуг в государствах - участниках СНГ созданы регистры, позволяющие проводить государственную политику по отношению к каждому конкретному ветерану, иметь точный персонифицированный учет оказываемой государством социальной поддержки.
Реформирование системы мер социальной поддержки должно привести к разделению полномочий органов власти разных уровней по активному и полному обеспечению доступа ветеранов войн к социальным услугам, формированию стабильного источника финансирования социальных льгот, а также максимально полному использованию ветеранами войн права на получение установленных законодательством мер социальной поддержки.
III. Качество жизни и здоровье ветеранов войн в государствах - участниках СНГ
Качество жизни - понятие собирательное, включающее количественный уровень и разнообразие материальных и духовных потребностей, которые способен удовлетворить человек в условиях определенного общества. Качество жизни ветеранов войн включает совокупность условий, обеспечивающих (или не обеспечивающих) индивидуальное и общественное (физическое и психическое) здоровье, интегрально отражаемое средней продолжительностью жизни, уровнем общей заболеваемости, временной нетрудоспособности, инвалидности, стандартизованных для данной группы населения; соответствие среды жизни социально-психологическим установкам личности.
По оценкам качества жизни ООН (2008 год), среди 171 страны в число стран с высоким уровнем индекса развития человеческого потенциала - ИРЧП (средняя продолжительность предстоящей жизни, образование, ВВП на душу населения) вошли Беларусь (68-е место), Россия (71-е место), Казахстан (82-е место). Другие государства - участники СНГ вошли в число стран со средним уровнем ИРЧП: Армения - 84-е место, Украина - 85-е, Азербайджан - 86-е, Молдова - 117-е, Узбекистан - 119-е, Кыргызстан - 120-е, Таджикистан - 127-е место.
В государствах - участниках СНГ социологи и медики активно изучают качество жизни отдельных групп населения, в том числе пациентов, имеющих определенные заболевания, инвалидов, утративших определенные функции, исследуются семьи или одиноко проживающие граждане определенных возрастных, социальных или гендерных групп. Экономисты оценивают социальную и экономическую составляющие удовлетворенности жизнью.
Говоря о медицинской и социальной составляющих качества жизни ветеранов войн, необходимо наряду с потреблением материальных благ и услуг (уровень жизни) оценивать продолжительность жизни, здоровье, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт, удовлетворение духовных потребностей.
Ветераны войн - это граждане всех государств - участников СНГ - участники боевых действий в 18 государствах; в основном мужского пола, разных возрастных групп, перенесшие острый психологический стресс и физические воздействия минно-взрывных травм. Более 80% из них - участники войны в Афганистане трудоспособного и предпенсионного возраста, перенесшие инфекционные болезни, ранения, контузии, травмы.
Правовая и социальная защита указанной категории граждан, контроль за соблюдением прав и гарантий ветеранов, имеющих право на льготы и приравненных в большинстве государств - участников СНГ к ветеранам Великой Отечественной войны, различны в зависимости от гражданства. В целях обеспечения реализации прав ветеранов на получение ежемесячных денежных выплат и предоставления набора социальных услуг осуществляется ведение регистров лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с законами государств "О ветеранах" и "О государственной социальной защите". Наиболее многочисленным контингентом социальных программ в государствах раньше были участники Великой Отечественной войны; к сожалению, число их с каждым годом убывает, и на смену приходят ветераны войн - участники локальных конфликтов. Число участников локальных конфликтов, членов их семей, семей погибших составляет более 3,5 млн человек. С 1990 года число инвалидов - участников локальных конфликтов увеличилось в 2,74 раза.
Динамика численности ветеранов войн за последние 15 лет в государствах отражает не только демографические процессы в целом, но и имеет свои особенности. Число ветеранов Великой Отечественной войны неуклонно снижается за счет естественной убыли в старших возрастных группах.
Основные причины смертности ветеранов войн в государствах - участниках СНГ соответствуют общим тенденциям смертности населения: главной причиной являются болезни кровообращения, причем у ветеранов войн отмечается существенное увеличение смертности в трудоспособном возрасте. Смертность от онкологических заболеваний у ветеранов войн характеризуется высокой долей смертей в течение первого года жизни после установления диагноза, что свидетельствует о поздней выявляемости этой патологии.
Высока смертность ветеранов войн от внешних причин. В подавляющем большинстве случаев она связана с чрезмерным употреблением алкогольных напитков. Смертность в результате случайного отравления алкоголем значительно выше у ветеранов войн, проживающих в сельской местности. Смертность от всех видов транспортных несчастных случаев, причиной которой являются нетрезвые водители, также высока среди ветеранов войн, хотя, по социологическим опросам, более 46% опрошенных ветеранов войн не имеют транспортных средств.
Показатели заболеваемости хроническими неинфекционными заболеваниями среди данного контингента постоянно растут, с одной стороны, это объясняется старением, с другой стороны, - нездоровым образом жизни и неэффективностью системы профилактики заболеваний и некачественной диспансеризацией.
Среди ветеранов войн наиболее распространены болезни органов кровообращения, нервной системы, органов пищеварения, костно-мышечной системы, травмы, психические заболевания, болезни мочеполовой системы.
Основные причины первичной инвалидности среди ветеранов войн - болезни нервной системы, психические заболевания, травмы, болезни кровообращения и злокачественные новообразования; из числа впервые признанных инвалидами около 60% - лица трудоспособного возраста. Эти данные свидетельствуют о невысоком качестве медицинской помощи, неэффективной реабилитации.
Важнейший индикатор эффективности здравоохранения любой страны - это средняя продолжительность жизни лиц с установленным диагнозом хронических заболеваний. В связи с особенностями обращения в медицинские учреждения (только в случае крайней необходимости обращаются около 70% ветеранов войн) средняя продолжительность жизни страдающих хроническими заболеваниями у них меньше, чем в среднем у населения.
Установленные факторы риска для всего населения: табакокурение и чрезмерное употребление алкоголя, высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина у ветеранов войн более чем в 80% случаев. Еженедельно употребляющих крепкие алкогольные напитки - более 70% опрошенных, доля курящих в день более 5 сигарет - около 67%.
К перечисленным выше факторам риска прибавляются отдаленные последствия посттравматического стрессового синдрома и наслоение вторичных стрессов.
Традиционно выделяют стрессоры физические, социальные и психологические; наиболее травмирующие - "боевые стрессоры", они изменяют личность и подрывают адаптивные ресурсы практически на всю жизнь; остаются израненность души, повышенная чувствительность и ранимость, неудовлетворенность и утрата способности радоваться жизни, взрывной характер, агрессивность, конфликтность, неадекватные реакции. И в мирной жизни вместо реабилитации и адаптации к новым жизненным проблемам в большинстве своем ветераны войн пытаются усиливать остроту ощущений путем употребления алкоголя, курения, увлечения азартными играми, экстремальными видами спорта, деятельности и развлечений, часто связанных с опасностью для жизни. В связи с таким образом жизни накапливаются новые болезни и их проявления, требующие специализированных видов помощи. Сформировавшийся психологический комплекс "настоящего мужчины" заставляет ветеранов войн часто скрывать свои болезни, избегать обращения в медицинские учреждения. Справиться самостоятельно с проблемами могут немногие, необходимо активное выявление таких больных и их комплексная реабилитация, включая медицинскую, социальную, психологическую и профессиональную.
IV. Основные направления дальнейшего развития медико-социальной помощи, способствующие повышению качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов
Основные направления дальнейшего развития медико-социальной помощи, способствующие повышению качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов, целесообразно разделить на следующие уровни:
межгосударственный;
государственный (в том числе органов и учреждений социальной защиты и здравоохранения);
общественных ветеранских организаций;
ветерана войны, его семьи, непосредственного ближайшего окружения;
социально ориентированного бизнеса.
4.1. На межгосударственном уровне
4.1.1. Оказание медицинской помощи: первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной; обеспечение санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
4.1.2. Создание правовых механизмов внедрения в деятельность медицинских и социальных учреждений государств - участников СНГ новых прогрессивных технологий профилактики заболеваний, восстановительного лечения и реабилитации, совместного проведения научно-исследовательских, конструкторских и технологических работ.
4.1.3. Создание межгосударственных центров профилактики, восстановительного лечения, медицинской, социальной, психологической, профессиональной реабилитации; медико-технических комплексов, учебно-образовательных центров на базе уже созданных в государствах учреждений медико-социального профиля.
4.1.4. Формирование информационного пространства для обмена научными разработками и накопленным опытом по мониторингу здоровья ветеранов войн, оценке качества жизни, нормативов и стандартов медико-социальной помощи, эффективности внедрения новых прогрессивных технологий.
4.1.5. Создание на базе лучших медико-социальных учреждений государств - участников СНГ постоянно действующего семинара, курсов и выездных циклов повышения квалификации с привлечением к обучению специалистов из всех государств - участников СНГ.
4.2. На государственном уровне
4.2.1. Повышение статуса ветеранов войн в обществе - необходимое условие улучшения качества жизни, которое зависит в первую очередь от оценки их деятельности в период боевых действий государством и обществом. Понимание обществом того, что ветераны войн честно выполнили свой долг и заслуживают уважения и благодарности, проявления к ним заботы и поддержки со стороны государства, востребованность их знаний и опыта на различных уровнях управления, вовлечение в процесс подготовки молодежи к военной службе и выполнению воинского долга, патриотического воспитания подрастающего поколения способствуют не только обеспечению должного статуса ветерана в обществе. Все это является необходимой духовной компонентой повышения качества жизни ветеранов войн.
4.2.2. Разработка и принятие в государствах - участниках СНГ новых законов о ветеранах войн. Принятые в 90-х годах XX века законы в настоящее время требуют пересмотра. Это связано с объективными условиями политического, экономического и социального развития государств, необходимостью внедрения новых подходов к реформированию систем социальной защиты и здравоохранения, обеспечения достойных условий жизни: жилья, работы, оплаты труда, пенсий и т.п. Многие льготы за это время заменены денежными компенсациями, которые не покрывают и 2/3 существовавших ранее льгот. Кроме того, учитывая рост числа ветеранов войн, неоднородность их социального положения, различную материальную обеспеченность, целесообразно назначать денежные компенсации в зависимости от материального положения семьи.
Основным принципом льготного обеспечения (денежные компенсации) ветеранов войн должен быть учет подушевого дохода. Льготное обеспечение лиц с высокими доходами остается незамеченным ими, а распыление средств не приводит к улучшению жизни малообеспеченных ветеранов войн.
Кроме того, государственные регистры мониторинга экономического положения ветеранов войн должны включать не только государственную поддержку, но и другие виды помощи, в том числе общественных организаций, благотворительных структур, бизнеса и т.п.
4.2.3. Создание государственной системы комплексной (медицинская, социальная, психологическая, профессиональная) реабилитации ветеранов войн и членов их семей - необходимое условие профилактики инвалидности и увеличения продолжительности жизни.
В настоящее время особое внимание уделяется реабилитации инвалидов из числа ветеранов войн и системе формирования комплексной многопрофильной реабилитации, позволяющей решать проблему интеграции в общество людей с ограниченными возможностями. Осуществляются мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащению современной реабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом учреждений, внедрению в производство новых технических средств реабилитации инвалидов. Сформированы основы современной системы медико-социальной реабилитации инвалидов в соответствии с индивидуальными планами реабилитации. Однако эффективность реабилитационных мероприятий невысока - восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности удается только 3-5% инвалидам. Вывод один - активно начинать раннюю реабилитацию ветеранов войн в целях предотвращения возникновения инвалидности. В настоящее время реабилитация ветеранов войн осуществляется учреждениями различной ведомственной принадлежности - медицинскими и социальными учреждениями краевого, городского и муниципального подчинения, медицинскими учреждениями системы Минобороны, МВД ФСБ и других ведомств государств - участников СНГ, специально созданными центрами реабилитации на базе госпиталей для ветеранов войн, в амбулаторно-поликлинических учреждениях по месту жительства и в центрах, принадлежащих общественным организациям ветеранов войн. При этом реабилитацию проходят не более 35% нуждающихся. Создание государственной структуры реабилитации позволит оптимизировать и упорядочить организационные формы и методические основы реабилитации, ввести единые стандарты комплексной реабилитации, создать вертикаль управления, объединить усилия и распределить функциональные обязанности между учреждениями, участвующими в реабилитации, повысить качество и эффективность ее проведения.
4.2.4. Разработка и реализация государственных программ и национальных проектов по улучшению качества жизни, социальной поддержке и медицинской помощи ветеранам войн и членам их семей.
Учитывая, что средний возраст ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий в Корее, Монголии, Вьетнаме и других государствах в основном превышает 80 лет, основным контингентом ветеранов, в перспективе нуждающимся в особом внимании государства и общества, становятся участники войны в Афганистане. Это уже немолодые люди (средний возраст превышает 50 лет), среди них - инвалиды, родители погибших (средний возраст 75 лет), трудоспособные ветераны предпенсионного возраста, которые примерно через 7-10 лет перейдут в категорию пожилых людей, пенсионеров, с болезнями, присущими пожилому возрасту, и стрессами военного и мирного времени. Имея позитивный опыт медико-социальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, необходимо его использовать в охране здоровья ветеранов войн. Реализация программ обеспечивает инвестиции в развитие учреждения, укрепление материально-технической базы и техническое переоснащение, внедрение современных медицинских, профилактических, лечебно-оздоровительных, реабилитационных технологий, использование единых стандартов качества, повышение квалификации высшего и среднего медицинского персонала. Социально-экономическая (медико-социальная) эффективность программ выражается в уменьшении преждевременной смертности, снижении ее темпов, уменьшении числа осложнений прогрессирующих заболеваний, значительно ухудшающих качество жизни, улучшении условий пребывания в медицинских и социальных учреждениях и повышении удовлетворенности ветеранов войн качеством медико-социальной помощи и качеством жизни.
4.2.5. Обеспечение неограниченного доступа инвалидов и ветеранов войн к реабилитационным услугам. Социальная поддержка государством ветеранов войн не должна сводиться только к назначениям пенсий и социальным выплатам. С расширением возможностей для социальной интеграции происходит снижение зависимости от компенсационных денежных выплат. Для обеспечения равного доступа ветеранов войн к реабилитации необходимо реализовать принцип обязательного предоставления каждому ветерану необходимых мероприятий и расходов, связанных с инвалидностью и ограничением трудоспособности, в соответствии с установленными государством стандартами и индивидуальными программами реабилитации, разработанными на основе профессиональной оценки состояния здоровья и реабилитационных возможностей организма.
Целесообразно выделение категории инвалидов и тяжелых хронических больных, которые по объективным причинам вынуждены нести значительные финансовые затраты на восстановление здоровья. Для них должны быть введены дополнительные меры материальной поддержки для компенсации необходимых затрат.
4.2.6. Полное обеспечение всех нуждающихся инвалидов и ветеранов войн реабилитационными услугами - необходимое условие повышения их качества жизни, в том числе техническими средствами реабилитации, качественным протезированием, санаторно-курортным лечением, а также обеспечение условиями для отдыха и оздоровления совместно с членами семей (при наличии противопоказаний к санаторно-курортному лечению).
4.2.7. Ориентирование деятельности центров социальной реабилитации на активное выявление нуждающихся и обеспечение их необходимыми мероприятиями. Разработка дифференцированных реабилитационных программ для разных категорий инвалидов и ветеранов войн в зависимости от возраста, состояния здоровья, степени ограничения жизнедеятельности.
4.2.8. Реабилитационная помощь должна стать кондуктивной - не только для инвалидов и ветеранов войн, но и для членов их семей, особенно для тяжелых больных с онкологическими заболеваниями, спинно-мозговыми травмами, психическими нарушениями. Особое внимание должно быть уделено созданию системы психологического сопровождения и реабилитации как самих инвалидов и ветеранов, так и их ближайшего окружения. Для этого необходимо внедрить новые подходы к работе с семьями в целях их адаптации и борьбы со стрессовыми состояниями.
4.2.9. Перспективными являются специализированные предприятия (комплексы) для медико-социальной и профессиональной реабилитации, совмещающие функции восстановительного лечения и реабилитации, протезно-ортопедической помощи, обеспечения техническими средствами реабилитации, овладения новыми профессиями. Особая роль принадлежит развитию социокультурной реабилитации, включающей социально-бытовую адаптацию, психологическое сопровождение, трудотерапию и организацию досуга пациентов.
Организация при таких комплексах реабилитационно-спортивных клубов с медицинским сопровождением врачей-реабилитологов, инструкторов-методистов по физической культуре и реабилитации, инструкторов по спорту будет способствовать интеграции ветеранов войн в обществе и повышению качества жизни.
Создание условий для одновременного проведения комплексной реабилитации, образовательного и трудового обучения с выдачей соответствующих квалификационных документов на право работы по вновь приобретенной специальности дает реальную возможность лицам с ограниченными возможностями включиться в процесс экономической самостоятельности и материальной независимости.
4.2.10. Дальнейшее развитие социальных учреждений для ветеранов войн: пансионатов (постоянного, временного, дневного пребывания), домов инвалидов, хосписов связано с укреплением их материально-технической базы, укомплектованием обслуживающим персоналом, привлечением к этой работе безработных граждан в рамках организации общественных работ и подростков в целях временного трудоустройства несовершеннолетних граждан 14-18 лет, обязательной организацией психологического сопровождения. Ветеранов, проживающих в социальных учреждениях, в целях их социальной адаптации (с учетом состояния здоровья) следует привлекать к участию в гражданском воспитании молодого поколения, организовывать мероприятия, направленные на вовлечение ветеранов в социально активную жизнь общества.
4.2.11. В целях улучшения качества и эффективности медицинской помощи ветеранам войн необходимо реализовать трехуровневый принцип построения системы медицинской помощи: амбулаторно-поликлиническая, стационарная, санаторно-курортная.
4.2.12. Амбулаторно-поликлинический этап, максимально приближенный к месту жительства, обеспечивает первичную (формирование здорового образа жизни); вторичную (профилактика обострения хронических неинфекционных заболеваний) и третичную (реабилитация в целях восстановления трудоспособности и профилактика инвалидности) профилактику. Комплексные медицинские осмотры и диспансеризация ветеранов войн с обязательным проведением необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий - основная задача амбулаторно-поликлинических учреждений. Учитывая, что участники локальных конфликтов не посещают медицинские учреждения и обращаются к врачам только в случаях крайней необходимости, целесообразно создание системы активного патронажа и постоянного наблюдения за больными с хронической патологией. Врачи, обслуживающие ветеранов войн, должны быть подготовленными в области геронтологии. В связи с распространенностью отдаленных последствий посттравматических стрессовых расстройств к обслуживанию данного контингента необходимо привлекать психологов и психотерапевтов. Наряду с профилактической работой велика доля восстановительного лечения, реабилитации и патронажа. Особенно активно для данного контингента внедрение в стационар замещающих медицинских технологий, внедрение системы "стационаров на дому", обслуживаемых мобильными специально оснащенными патронажными бригадами.
Число прикрепленных ветеранов к одному врачу не должно превышать 900-1000 человек.
4.2.13. На этапе оказания стационарной помощи ветеранам войн основная роль принадлежит госпиталям для ветеранов войн (медицинским учреждениям, участвующим в оказании медико-социальной помощи ветеранам войн). Стационарная медицинская помощь необходима при заболеваниях и состояниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, применению сложных методов обследования и лечения с использованием современного оборудования, высокотехнологичных методов лечения, в том числе хирургических, интенсивного ухода и постоянного врачебного наблюдения.
Госпитали для ветеранов войн, являясь центрами оказания высококвалифицированной специализированной медицинской помощи ветеранам войн и лицам, приравненным к ним по льготам в соответствии с законами государств - участников СНГ "О ветеранах", являются также центрами организационно-методической работы с лечебно-профилактическими учреждениями по вопросам медицинского обслуживания ветеранов, гериатрии и геронтологии. Создание центров реабилитации ветеранов войн перспективно именно на базе существующих госпиталей. Организационная структура госпиталей, наличие современного высокотехнологичного оборудования, высококвалифицированные кадры, постоянная консультативная помощь врачам, ответственным за медицинское обслуживание ветеранов войн на территории края, области, республики, и наличие информации о заболеваемости, объеме медицинской помощи и т. п. свидетельствуют о целесообразности создания на базе госпиталей современных центров медицинской, медико-социальной, психологической реабилитации ветеранов войн.
4.2.14. Госпиталь как учреждение, на базе которого работают кафедры вузов и научно-исследовательских институтов, наряду с основными функциями диагностики и лечения проводит научную и практическую медико-социальную работу по восстановлению здоровья и реабилитации ветеранов войн. Особенно важно участие госпиталей в реализации мероприятий медико-социальных целевых программ охраны и укрепления здоровья, профилактики заболеваний и инвалидности, увеличении средней продолжительности жизни ветеранов. Дальнейшее развитие госпиталей связано с участием в мероприятиях по разработке и мониторингу эффективности программ реабилитации и оценки качества жизни ветеранов - участников локальных конфликтов, внедрению различных форм медико-социальной работы с ветеранами и членами их семей, повышению доступности информации о государственных мерах социальной поддержки.
Контроль проведения диспансеризации, ее качества и эффективности (охват ветеранов войн, активные профилактические осмотры, реализация назначенных лечебно-оздоровительных, реабилитационных мероприятий) - важное направление деятельности госпиталей и созданных на их базе реабилитационных центров.
Инновационное развитие и укрепление госпиталей и совершенствование деятельности их реабилитационных центров, укрепление материально-технической базы, обеспечение специалистами по реабилитации (врачами и инструкторами ЛФК, медицинскими психологами, нейропсихологами, социальными работниками) позволит в перспективе создавать семейные центры медицинской, социальной, психологической, юридической помощи для ветеранов войн - участников локальных конфликтов и лиц призывного возраста. В охране здоровья ветеранов войн необходимо единое информационное пространство сфер здравоохранения и социальной помощи.
4.2.15. На следующем этапе - санаторно-курортное лечение - основная работа направлена на закрепление достигнутого результата восстановления здоровья на амбулаторно-поликлиническом и стационарном этапах, улучшение качества жизни, возвращение к трудовой деятельности и интеграции в обществе.
На данном этапе высокие результаты восстановительного лечения достигаются путем рационального построения индивидуальной программы, при которой основное место занимает выявление манифестирующего симптомокомплекса поражения, на устранение которого и направлены лечебно-оздоровительные мероприятия (бальнеогрязелечение, физиотерапия, массаж, ЛФК и т.д.).
4.2.16. Разработка автоматизированной персонифицированной системы медико-социальной информации о ветеранах войн на этапах профилактики, диагностики, лечения, реабилитации; создание и внедрение электронного досье здоровья позволят обеспечить преемственность на амбулаторном, стационарном и санаторно-курортном этапах оказания медицинской помощи ветеранам войн и создаст единое информационное пространство, обеспечит межведомственное сотрудничество.
4.2.17. Создание системы качественной и доступной медико-социальной помощи ветеранам войн, как и населению в целом, связано с разработкой единых порядков и стандартов медико-социальной помощи и реабилитации (медицинская, социальная, психологическая, профессиональная) при наиболее распространенных в данной категории лиц и социально значимых заболеваниях и патологических состояниях. При разработке стандартов медико-социальной помощи обязателен учет множественной сочетанной патологии, факторов риска заболеваний, травм и их отдаленных последствий. Создание таких стандартов позволит рассчитать реальную стоимость медицинских и социальных услуг для ветеранов войн, научно обосновать затраты на реализацию межгосударственных, государственных, территориальных и индивидуальных программ.
Медико-социальные стандарты необходимы для обоснования нормативов лекарственного обеспечения каждого ветерана войн.
Формирование алгоритмов оказания медико-социальной помощи, разработка индикаторов качества и эффективности позволят усовершенствовать тарифную политику оплаты труда медицинских работников и научно обосновать потребности в специалистах различного профиля и необходимом оборудовании для медицинских и социальных учреждений, обслуживающих ветеранов войн.
Кроме того, важнейшим направлением улучшения качества жизни является развитие межгосударственных научных исследований по профилактике преждевременного старения ветеранов войн, посттравматическому стрессовому синдрому, профилактике, диагностике и лечению психосоматической патологии наряду с изучением факторов риска и особенностей клиники и лечения хронических неинфекционных заболеваний у ветеранов войн.
4.3. На уровне общественных ветеранских организаций
4.3.1. Упорядочение регистров медико-социальных данных на ветеранов войн, членов данной организации и контроль за их внесением в единый государственный регистр.
4.3.2. Участие в формировании здорового образа жизни, организации и деятельности патронажно-реабилитационной службы, долечивания и медицинского ухода.
4.3.3. Создание негосударственных центров реабилитации, расширение хозяйственной самостоятельности, в том числе с изменением организационно-правовых форм.
4.3.4. Участие в медико-социальных программах разного уровня, разработка и внедрение собственных программ.
4.3.5. Создание клубов по интересам, школ здорового образа жизни, борьбы с курением, алкоголизмом и т.п.
4.3.6. Работа с семьями ветеранов войн, участие в повышении качества жизни, контроль за оказанием государственных гарантий и льгот.
4.3.7. Участие в работе независимых комиссий по обеспечению должного качества медико-социальной помощи, в том числе обеспечению лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением, помощью на дому.
4.3.8. Создание собственных предприятий и производств, обеспечивающих занятость ветеранов войн.
4.3.9. Организация социокультурной реабилитации.
4.4. На уровне ветерана войны, его семьи, непосредственного ближайшего окружения
Эффективное развитие медико-социальной помощи зависит в первую очередь от образа жизни самих ветеранов войн.
Желание быть здоровым, трудиться, иметь семью и друзей, духовные интересы определяют качество жизни не в меньшей степени, чем медико-социальная помощь. При этом наряду с государственными и общественными мерами по борьбе с вредными привычками необходимо создание системы мотивирования к ведению здорового образа жизни, в частности, популяризация и бесплатное обеспечение занятий в клубах по интересам, создание специальных грантов по здоровому образу жизни и факторам риска, проведение конкурсов - здоровая семья, счастливое долголетие, активный долгожитель и т.п.
Введение количественной оценки индекса здорового образа жизни, биологического и паспортного возраста, индекса реабилитационных резервов и их материальное поощрение будет способствовать введению "моды на здоровье" не только ветеранов войн, но и подрастающего поколения.
4.5. На уровне социально ориентированного бизнеса
Более 50% мероприятий медико-социальной помощи ветеранам войн может быть оказано за счет предприятий крупного и среднего бизнеса. Социальная ответственность бизнеса неизбежно приобретает все большую актуальность. "Вкладывание в общество, в человека" - это не дань предприятия за свой успех, а определенный уровень развития самосознания общества. При этом обязательно необходимо учитывать добровольность социальной поддержки.
Опыт реализации Комитетом по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества (далее - КДВИ) межгосударственных программ охраны здоровья и реабилитации ветеранов войн начиная с 1992 года свидетельствует о готовности ряда предприятий бизнеса, благотворительных организаций, отдельных социальных групп поддерживать конструктивные партнерские взаимоотношения в рамках медико-социальной помощи нуждающимся ветеранам войн.
V. Реализация Основных направлений, эффективность, критерии и ожидаемые результаты
В реализации Основных направлений участвуют органы исполнительной власти государств - участников СНГ, общественные организации, в том числе ветеранов войн - участников локальных конфликтов, учреждения здравоохранения и социальной защиты (развития) всех уровней, КДВИ. Реализация Основных направлений осуществляется в соответствии с Планом мероприятий по реализации Основных направлений (далее - План, приложение 1). Финансовое обеспечение реализации Плана будет осуществляться за счет долевых взносов государств - участников СНГ (приложение 2), пропорциональных численности ветеранов войн, проживающих на территориях государств - участников СНГ, частоты их обращений в КДВИ и участия государств - участников СНГ в мероприятиях, а также за счет местных бюджетов, внебюджетных средств, в том числе средств общественных организаций, благотворительных взносов и пожертвований.
План отражает специфику контингента, приоритеты развития медико-социальной помощи, обеспечение взаимодействия государственных и общественных структур на межгосударственном уровне.
В процессе реализации Плана в течение 2011-2015 годов Основные направления могут уточняться, дополняться и совершенствоваться по мере изменения социального и экономического положения ветеранов войн в государствах - участниках СНГ.
Социально-экономическая эффективность реализации мероприятий:
формирование нормативно-правовой базы в сфере социальной поддержки и реабилитации ветеранов войн;
создание государственной системы реабилитации и повышение качества и эффективности медицинской, психологической, социальной и профессиональной реабилитации ветеранов войн;
снижение уровня первичного выхода на инвалидность данной категории граждан на 3% в год в результате проведения профилактических и реабилитационных мероприятий;
охват профилактическими осмотрами и диспансеризаций 95-98% ветеранов, медико-социальной реабилитацией - 93% инвалидов; хронических больных из числа ветеранов войн - до 70%;
достижение 100%-ного удовлетворения потребности ветеранов войн - участников локальных конфликтов в высокотехнологичных видах медицинской помощи;
снижение преждевременной смертности у ветеранов войн трудоспособного возраста не менее чем на 10%;
снижение временной нетрудоспособности на 15-17%;
обеспечение гарантированного государствами - участниками СНГ уровня жизни и увеличение доли ветеранов войн, удовлетворенных качеством жизни, до 60-65%;
создание оптимальной модели медико-социальной помощи, удовлетворяющей потребности ветеранов войн, и реализация принципа солидарной ответственности государства и ветеранов;
обеспечение доступа (в среднем не менее 95% ветеранов) ко всем видам профилактической, лечебно-оздоровительной, реабилитационной помощи, а также создание на межгосударственном уровне стандартов реабилитации и восстановительного лечения, усовершенствование программы подготовки и переподготовки кадров (медицинские, социальные работники, психологи).
Будет разработана межгосударственная программа повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ на 2016-2020 годы.
Приложение 1
к Основным направлениям дальнейшего развития
медико-социальной помощи и повышения качества
жизни ветеранов войн - участников локальных
конфликтов и членов их семей в государствах -
участниках СНГ на период до 2015 года
План
мероприятий по реализации Основных направлений дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ на период до 2015 года
N п/п |
Содержание мероприятий |
Срок исполнения |
Исполнители |
Стоимость (млн рублей) |
Ожидаемые результаты |
||
2011 -2015 гг. |
в том числе 2011 г. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. Развитие социальной помощи, социальной и медико-социальной реабилитации | |||||||
1.1. |
Обеспечение неограниченного доступа инвалидов и ветеранов войн к реабилитационным услугам по принципу обязательного предоставления каждому нуждающемуся мероприятий в соответствии с установленными государством стандартами и индивидуальными программами реабилитации, в том числе: |
Постоянно в течение 2011-2015 гг. |
Медицинские и социальные учреждения, центры медико-социальной и социальной реабилитации, санаторно-курортные учреждения, Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества (далее - КДВИ), ветеранские организации государств - участников СНГ |
10** |
2,7** В том числе: |
Повышение доступности и качества реабилитационных услуг и удовлетворение потребностей в них инвалидов и ветеранов войн в государствах - участниках СНГ |
|
|
индивидуальное обследование, консультации специалистов, верификация медицинского диагноза, формирование реабилитационной индивидуальной программы; |
|
|
|
0,3 |
|
|
|
проведение комплексной реабилитации (медико-социальная, психологическая с использованием методов психокоррекции и психотерапии); |
|
|
|
0,5 |
|
|
|
протезирование; |
|
|
|
0,7 |
|
|
|
профессиональная реабилитация; |
|
|
|
0,4 |
|
|
|
обеспечение реабилитационными средствами; |
|
|
|
0,5 |
|
|
|
обеспечение медикаментами |
|
|
|
0,3 |
|
|
1.2. |
Определение потребности инвалидов и ветеранов войн в комплексной реабилитации, разработка стандартов на основе полного удовлетворения потребностей с учетом профессиональной оценки состояния здоровья и реабилитационных возможностей организма |
2011-2013 гг. |
КДВИ, учреждения реабилитации государств - участников СНГ |
1,5** |
0,2** |
Обоснование потребности инвалидов и ветеранов войн в комплексной реабилитации, подготовка медико-социальных стандартов реабилитации в государствах - участниках СНГ |
|
1.3. |
Развитие кондуктивной реабилитационной помощи семьям инвалидов и ветеранов (тяжелых хронических больных) с созданием системы психологического сопровождения и реабилитации непосредственного ближайшего окружения (пилотный проект на базе Республиканского госпиталя для ветеранов войн Республики Башкортостан Российской Федерации) |
2011-2014 г. |
Республиканский госпиталь для ветеранов войн Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан Российской Федерации, КДВИ |
1,2** |
0,3** |
Работа с непосредственным ближайшим окружением инвалидов и ветеранов войн |
|
1.4. |
Создание на базе специализированных центров медико-социальной и профессиональной реабилитации межгосударственных реабилитационно-образовательных комплексов с целью подготовки специалистов реабилитационного профиля и инновационного развития: |
2012-2013 гг. |
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерство труда, социальной защиты и семьи Республики Молдова, КДВИ |
|
|
Создание межгосударственных реабилитационно-образовательных комплексов. Подготовка и переподготовка специалистов реабилитационного профиля в государствах - участниках СНГ |
|
|
Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр, Минск; |
|
|
1,5** |
|
|
|
|
Республиканский экспериментальный центр протезирования, ортопедии и реабилитации, Кишинев, Республика Молдова |
|
|
1,5** |
|
|
|
2. Дальнейшее развитие медицинской помощи | |||||||
2.1. |
Реализация трехуровневого принципа построения системы, обеспечивающего повышение качества и эффективность медицинской помощи (пилотное исследование), в том числе: |
2011-2015 гг. |
Министерства здравоохранения государств (региональные органы и учреждения здравоохранения), амбулаторно-поликлинические учреждения, госпитали для ветеранов войн, санаторно-курортные учреждения государств - участников СНГ, КДВИ |
51,7** 54,3* |
8** 17* |
Улучшение здоровья населения, увеличение средней продолжительности жизни, профилактика инвалидности |
|
|
1) амбулаторно-поликлинический этап: организация отделения формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний; организация и оборудование отделения комплексных медицинских осмотров; |
2011-2013 гг. |
Министерства здравоохранения государств (региональные органы и учреждения здравоохранения), амбулаторно-поликлинические учреждения государств - участников СНГ, КДВИ |
10,2** |
1,5** |
Охват профилактическими осмотрами до 98% ветеранов, реабилитационными мероприятиями - до 70% хронических больных |
|
|
организация и оборудование отделения восстановительного лечения, медицинской и психологической реабилитации; |
|
|
|
|
|
|
|
2) стационарный этап: создание и развитие на базе госпиталей для ветеранов войн центров медико-психологической реабилитации и оснащение их необходимым оборудованием: Новосибирский областной клинический госпиталь N 2; |
2011 г. |
Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Украины, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, КДВИ, госпитали ветеранов и инвалидов войн государств-участников СНГ |
20** |
2** |
Повышение качества и эффективности стационарной помощи, улучшение состояния здоровья хронических больных |
|
|
Республиканский клинический госпиталь для инвалидов Отечественной войны (г. Алматы, Республика Казахстан); |
2011-2015 гг. |
|
|
|
|
|
|
Украинский государственный медико-социальный Центр ветеранов войны (с. Цыбли, Киевская область, Украина); |
2012 г. |
|
|
|
|
|
|
Московский областной клинический госпиталь ветеранов войны (Российская Федерация); |
2011 г. |
|
|
|
|
|
|
развитие "стационаров на дому", обслуживаемых мобильными специально оснащенными патронажными бригадами; |
2015 г. |
|
|
|
|
|
|
перспективное развитие и укрепление госпиталей и созданных на их базе реабилитационных центров в качестве "семейных центров" медико-социальной помощи для высокотехнологичных методов лечения ветеранов войн - участников локальных конфликтов и лиц призывного возраста; |
|
|
|
|
Внедрение в стационарах замещающих технологий Удовлетворение потребности в высокотехнологичных методах лечения семей ветеранов войн |
|
|
3) санаторно-курортный этап - закрепление достигнутого результата восстановления здоровья на предыдущих этапах |
2012-2015 гг. |
Министерства здравоохранения (региональные органы и учреждения здравоохранения), санаторно-курортные учреждения государств - участников СНГ, КДВИ |
21,5** |
4,5** |
Удовлетворение потребностей в санаторно-курортном лечении и реабилитации не менее 30% к 2013 году и более 50% - в 2015 году |
|
2.2. |
Внедрение на всех этапах оказания медико-социальной помощи регистров медико-социальной информации о ветеранах войн; создание и внедрение электронного досье здоровья (пилотный проект): Челябинский областной госпиталь ветеранов войны; Краснодарский областной клинический госпиталь; Самарский областной клинический госпиталь; Саратовский областной клинический госпиталь |
2012-2015 гг. |
Российская ассоциация госпиталей, КДВИ, ветеранские общественные организации, территориальные органы здравоохранения государств - участников СНГ |
2,5* |
0,5* |
Создание и внедрение "электронного досье здоровья" |
|
2.3. |
Разработка единых стандартов (на уровне международных) медико-социальной помощи и комплексной реабилитации с учетом множественной сочетанной патологии, факторов риска и отдаленных последствий посттравматического стрессового синдрома |
2011-2013 гг. |
Министерства здравоохранения и социального развития государств - участников СНГ (региональные органы и учреждения здравоохранения), Российская ассоциация госпиталей, КДВИ |
1,5* |
0,35* |
Стандарты медико-социальной помощи |
|
2.4. |
Создание и организация работы Урало-Сибирского центра медицинских оздоровительно-профилактических программ и новых лечебно-диагностических технологий для ветеранов войн и членов их семей (г. Екатеринбург, Российская Федерация) |
2011-2012 гг. |
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (региональные органы и учреждения здравоохранения), Министерство регионального развития Российской Федерации, Сибирское отделение Российской академии медицинских наук, КДВИ, общественные организации, бизнес-структуры государств - участников СНГ |
3** 25* |
3** 5* |
Новые организационные формы медико-социальной помощи |
|
3. Нормативно-правовое обеспечение | |||||||
3.1. |
Ежегодный анализ действующих нормативных правовых актов в государствах - участниках СНГ, разработка предложений по внесению в них изменений и дополнений, подготовка новых правовых актов, определяющих механизм реализации социальной поддержки и охраны здоровья ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей |
2011-2015 гг. |
КДВИ, ветеранские общественные организации государств - участников СНГ |
0,3* |
0,3* |
Повышение социальной защищенности и улучшение охраны здоровья ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей с учетом экономических возможностей государств - участников СНГ |
|
3.2. |
Разработка межгосударственного соглашения о реабилитации ветеранов войн - участников локальных конфликтов в государствах - участниках СНГ |
2011г. |
КДВИ, министерства здравоохранения и социального развития (защиты) государств - участников СНГ |
0,2* |
0,2* |
Реализация льгот и гарантий для ветеранов войн - участников локальных конфликтов в государствах - участниках СНГ на взаимовыгодных условиях |
|
3.3. |
Разработка основных положений и обоснование проекта Закона "Об основах государственной системы комплексной реабилитации ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей" |
2012 г. |
Министерства труда и социальной защиты, министерства здравоохранения и социального развития (защиты) государств - участников СНГ, КДВИ, ветеранские общественные организации |
0,6* |
- |
Создание правовой основы функционирования медицинской, социальной, психологической, профессиональной реабилитации ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей |
|
3.4. |
Разработка дву- и многосторонних межгосударственных договоров в области здравоохранения, социальной защиты, спорта, обеспечивающих повышение качества жизни в соответствии с национальным законодательством государств - участников СНГ |
2011-2015 гг. |
КДВИ, соответствующие министерства и ведомства государств - участников СНГ |
0,3* |
0,1* |
Развитие и улучшение международного сотрудничества |
|
3.5. |
Внесение предложений в правительства государств - участников СНГ о разработке межгосударственной программы повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ |
2012-2015 гг. |
КДВИ |
0,9* |
- |
Межгосударственная программа повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ на 2016-2020 годы |
|
4. Научно-техническое сотрудничество | |||||||
4.1. |
Организация и проведение научно-исследовательских работ по профилактике преждевременного старения ветеранов войн |
2011-2015 гг. |
ГОУ ВПО Российского государственного медицинского университета "Медицинский клинический центр геронтологии", Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, министерства здравоохранения государств - участников СНГ, НИИ медико-социальной экспертизы и реабилитации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, кафедры вузов, госпитали государств - участников СНГ, КДВИ |
2** 6* |
0,4** 1,2* |
Предложение по профилактике преждевременного старения |
|
4.2. |
Научное обоснование профилактики посттравматического стрессового синдрома и организации медико-социальной помощи ветеранам войн - участникам локальных конфликтов |
2011-2013 гг. |
НИИ АМН, министерства здравоохранения государств - участников СНГ |
1,6** 4* |
0,3** 0,8* |
Новые методы профилактики, диагностики лечения посттравматического стрессового синдрома |
|
4.3. |
Изучение распространенности психосоматической патологии у ветеранов войн и разработка стандартов медико-социальной и психологической помощи |
2011-2012 гг. |
НИИ АМН и министерства здравоохранения, кафедры вузов, госпитали государств - участников СНГ, КДВИ |
4,3* |
2,1* |
Статистические данные по психосоматической патологии |
|
4.4. |
Исследование особенностей клиники и лечения хронических неинфекционных заболеваний и профилактики основных факторов риска у ветеранов войн |
2011-2015 гг. |
Российская ассоциация госпиталей, медицинские учреждения государств - участников СНГ, КДВИ |
4,6* |
0,9* |
Разработка новых методов лечения и профилактики |
|
4.5. |
Подготовка руководства по организации медико-социальной помощи ветеранам войн и членам их семей |
2011 г. |
Госпитали государств -участников СНГ, КДВИ |
0,5** 0,5* |
0,5** 0,5* |
Издание руководства |
|
4.6. |
Подготовка научно-практического пособия и монографии по реабилитации ветеранов войн в государствах - участниках СНГ |
2015 г. |
Центры реабилитации государств - участников СНГ, КДВИ |
0,8* |
0,8* |
Издание научно-практического пособия и монографии |
|
5. Информационное обеспечение | |||||||
5.1. |
Создание межгосударственной информационно-справочной системы с использованием интернет-технологий по качеству жизни ветеранов войн |
2011-2013 гг. |
Министерства здравоохранения, труда и социального развития (защиты), комитеты по статистике, ветеранские организации государств -участников СНГ, КДВИ |
14,2* 3,5** |
1,6* 0,2** |
Информационно-справочная система |
|
5.2. |
Издание сборников нормативных правовых актов, учебно-методической литературы, информационных сборников по вопросам здорового образа жизни, профилактики заболеваний и инвалидности, обеспечения активного творческого долголетия. Проведение научно-практических конференций |
2012-2015 гг. |
КДВИ, научные и практические медико-социальные учреждения, ветеранские организации государств - участников СНГ |
7* 6* |
1,3* |
Издание методической литературы Проведение конференций |
|
5.3. |
Внедрение прогрессивных технологий, реализация основных мероприятий, экспертная оценка качества работы медико-социальных учреждений |
2011-2015 гг. |
КДВИ |
7,5** 7* |
1,5** 2,6* |
Реализация Основных направлений |
|
Всего |
225,5 |
52,35 |
|
||||
в том числе долевые взносы |
85,5** |
17,1** |
|
||||
внебюджетные средства |
140* |
35,25* |
|
* Внебюджетные средства.
** Долевые взносы государств.
Приложение 2
дальнейшего развития медико-
социальной помощи и повышения
качества жизни ветеранов войн -
участников локальных
конфликтов и членов их семей в
государствах - участниках СНГ
на период до 2015 года
Долевые взносы государств - участников СНГ по финансированию Плана мероприятий по реализации Основных направлений дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн, участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ на период до 2015 года
(тыс. рублей РФ) | ||
Государства - участники СНГ |
2011-2015 гг. |
В том числе 2011 г. |
Азербайджанская Республика |
3 275 |
655 |
Республика Армения |
2 270* |
454* |
Республика Беларусь |
1 890 |
378 |
Республика Казахстан |
9 950 |
1 990 |
Кыргызская Республика |
2 515 |
503 |
Республика Молдова |
1 940 |
388 |
Российская Федерация |
38 310 |
7 662 |
Республика Таджикистан |
2 500 |
500 |
Республика Узбекистан |
11 635 |
2 327 |
Украина |
11 260 |
2 252 |
Итого |
85 545 |
17 109 |
* - предусмотренные в приложении 1 отдельные мероприятия будут осуществляться в рамках мероприятий, предусмотренных бюджетом Республики Армения на каждый год.
Примечания: 1. Долевые взносы рассчитаны исходя из численности контингента и степени участия государств в реализации Плана мероприятий Основных направлений и могут уточняться при формировании годовых бюджетов государств - участников СНГ.
2. Кроме долевых взносов государств, финансирование осуществляется за счет местных бюджетов, внебюджетных средств ветеранских организаций и благотворительных фондов.
3. Долевые взносы перечисляются Комитету по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств - участников Содружества на расчетный счет в рублях Российской Федерации в Межгосударственном банке N 40703810200004000004, кор.счет 30101810800000000362 в ОПЕРУ МГТУ Банка России в г. Москве, БИК 044525362, ИНН 7710039020 или непосредственно выделяются учреждениям-участникам в государствах.
4. Долевые взносы государств используются для оказания медико-социальной помощи только гражданам данного государства.
5. Долевые взносы государств утверждаются ежегодно Советом глав правительств СНГ.
Особое мнение
Азербайджанской Республики
к Решению Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 19 ноября 2010 года "Об Основных направлениях дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн-участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах-участниках СНГ на период до 2015 года"
Азербайджанская Республика будет принимать отдельные решения по положениям, разделам и пунктам Основных направлений дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн-участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах-участниках СНГ на период до 2015 года и Плана мероприятий по их реализации.
Азербайджанская Республика будет участвовать в финансировании Плана мероприятий по реализации Основных направлений в рамках национальных программ по реабилитации ветеранов войн, участников локальных конфликтов и жертв терроризма
Первый заместитель |
Я. Эюбов |
Особое мнение
Республики Армения
По пункту 10. "Решение об основных направлениях дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ на период до 2015 года"
"Республика Армения будет осуществлять отдельные мероприятия Основных направлений развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн-участников локальных конфликтов на период до 2015 года в рамках соответствующих программ, предусмотренных государственным бюджетом РА для сфер здравоохранения и социального обеспечения".
Премьер-министр |
Тигран Саркисян |
Особое мнение
Кыргызской Республики
к Решению Совета глав правительств СНГ "Об Основных направлениях дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн-участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах-участниках СНГ на период до 2015 года"
Кыргызская Республика будет участвовать в реализации настоящего документа в рамках национальных программ и нормативных правовых актов Кыргызской Республики по оказанию медико-социальной помощи и повышению качества жизни ветеранов войн-участников локальных конфликтов и членов их семей.
Президент |
Р. Отунбаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение об Основных направлениях дальнейшего развития медико-социальной помощи и повышения качества жизни ветеранов войн - участников локальных конфликтов и членов их семей в государствах - участниках СНГ на период до 2015 года (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.)
Текст решения официально опубликован не был