Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Соглашению об обеспечении доступа
к услугам естественных монополий в сфере
электроэнергетики, включая основы
ценообразования и тарифной политики
Методология осуществления межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) между государствами - участниками Единого экономического пространства
1. Основные положения порядка подачи заявок и формирования годовых прогнозных объемов межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), подлежащих включению в прогнозные балансы производства и потребления электроэнергии (мощности), в том числе учитываемых при расчете тарифов на услуги субъектов естественных монополий
1.1. На территории Республики Беларусь
1.1.1. Годовые прогнозные объемы межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) по национальной электрической сети Республики Беларусь определяются организацией, уполномоченной на осуществление межгосударственной передачи, на основании поданной заявки.
1.1.2. Заявка на предстоящий календарный год подается не позднее 1 апреля предшествующего года. В заявке указывается годовой объем межгосударственной передачи электроэнергии и максимальной мощности с разбивкой по месяцам.
1.1.3. При рассмотрении заявки уполномоченная организация Республики Беларусь руководствуется величиной имеющейся технической возможности, определяемой в соответствии с настоящей методологией. При превышении заявляемой величины межгосударственной передачи электроэнергии величины имеющейся технической возможности в целом по году или в каком-либо месяце года уполномоченная организация Республики Беларусь направляет мотивированный отказ организации, подавшей заявку.
1.1.4. Заявленные объемы межгосударственной передачи электроэнергии, согласованные уполномоченной организацией Республики Беларусь, оформляются как приложение к договору на передачу электроэнергии и учитываются при расчете тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
1.1.5. Объемы электрической энергии, предполагаемые к межгосударственной передаче, могут быть скорректированы по согласованию уполномоченных организаций Сторон в срок до 1 ноября года, предшествующего году планируемой межгосударственной передачи.
1.2. На территории Республики Казахстан
1.2.1. Годовые прогнозные объемы межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) по национальной электрической сети Республики Казахстан определяются на основании поданной уполномоченной на осуществление межгосударственной передачи электрической энергии организацией заявки Системному оператору Республики Казахстан на осуществление межгосударственной передачи, согласованной Системным оператором Республики Казахстан.
1.2.2. Заявка на предстоящий календарный год подается не позднее 1 апреля года предшествующего года. В заявке указывается годовой объем межгосударственной передачи электроэнергии с разбивкой по месяцам и указанием точек приема и точек выдачи электроэнергии на границе Республики Казахстан.
1.2.3. При рассмотрении заявки Системный оператор Республики Казахстан руководствуется величиной имеющейся технической возможности, определяемой в соответствии с настоящей методологией. При превышении заявляемой величины межгосударственной передачи электроэнергии величины имеющейся технической возможности в целом по году или в каком-либо месяце года Системный оператор Республики Казахстан направляет мотивированный отказ организации, подавшей заявку.
1.2.4. Заявленные объемы межгосударственной передачи электроэнергии, согласованные Системным оператором Республики Казахстан, оформляются как приложение к договору на передачу электроэнергии и учитываются при расчете тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
1.2.5. После формирования прогнозного баланса электроэнергии и мощности по ЕЭС Казахстана до 15 октября года, предшествующего планируемому, определяются и согласовываются с субъектами оптового рынка объемы поставки электроэнергии по двухсторонним межгосударственным договорам.
1.2.6. Объемы электрической энергии, предполагаемые к межгосударственной передаче, могут быть скорректированы по предложению субъектов, уполномоченных на организацию и осуществление межгосударственной передачи электрической энергии в срок до 1 ноября года, предшествующего году планируемой поставки.
1.3. На территории Российской Федерации
1.3.1. В соответствии с Порядком формирования сводного прогнозного баланса в рамках Единой энергетической системы Российской Федерации (ЕЭС России) по субъектам Российской Федерации уполномоченная организация (организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС) Российской Федерации - ОАО "ФСК ЕЭС") до 1 апреля года, предшествующего году планируемой поставки, направляет согласованные с уполномоченными организациями государств - участников Единого экономического пространства (ЕЭП), осуществляющими управление национальной электрической сетью, предложения в Федеральную службу по тарифам Российской Федерации (ФСТ России) и Открытое акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы" (ОАО "СО ЕЭС").
1.3.2. Согласованные предложения рассматриваются ФСТ России и учитываются при формировании сводного прогнозного баланса производства и потребления электроэнергии (мощности) по субъектам Российской Федерации на следующий календарный год в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
1.3.3. Объемы электрической энергии и мощности, предполагаемые к межгосударственной передаче, утвержденные в составе показателей сводного прогнозного баланса производства и потребления электроэнергии (мощности) по субъектам Российской Федерации на год поставки, учитываются при расчете цен (тарифов) на услуги естественных монополий в электроэнергетике.
1.3.4. Объемы электрической энергии и мощности, предполагаемые к межгосударственной передаче, могут быть скорректированы по предложению уполномоченной организации (организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью) при условии наличия согласования уполномоченными органами (организациями) государств - участников ЕЭП в срок до 1 ноября года, предшествующего году планируемой поставки, с проведением соответствующей корректировки установленных цен (тарифов) на услуги естественных монополий в электроэнергетике.
2. Порядок определения технической возможности и планируемых объемов межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) на основе планирования годовых, месячных, суточных и внутрисуточных режимов работы энергосистем, включая положения, определяющие функции и полномочия координатора планирования
2.1. Терминология
Для целей раздела 2 настоящей методологии используемые понятия означают следующее:
Контролируемое сечение - совокупность линий электропередачи (ЛЭП) и других элементов электрической сети, определяемых диспетчерскими центрами системных операторов, перетоки мощности по которым контролируются в целях обеспечения устойчивой работы, надежности и живучести энергосистем.
Максимально допустимый переток мощности - наибольший переток в сечении сети, удовлетворяющий всем требованиям к нормальным режимам.
Межгосударственное сечение - определяемая системными операторами точка или группа точек поставки, расположенная на межгосударственной (-ых) ЛЭП, соединяющей (-их) энергосистемы (отдельные энергорайоны) соседних государств, технологически обусловленная задачами планирования и управления электроэнергетическими режимами параллельной работы.
Иные используемые понятия имеют значение, определенное Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики.
2.2. Общие положения
2.2.1. Задачи, решаемые на этапах планирования:
годовое планирование: проверка технической возможности реализации заявленных объемов поставок электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП и межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП, учитываемых в прогнозных балансах производства и потребления электроэнергии (мощности) с учетом годовых плановых графиков ремонтов электросетевого оборудования, ограничивающих сечения экспорта-импорта, и их корректировка при необходимости;
месячное планирование: проверка технической возможности реализации заявленных объемов поставок и межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП, учтенных в годовых прогнозных балансах производства и потребления электроэнергии (мощности) с учетом месячных плановых графиков ремонтов электросетевого оборудования, ограничивающих его сечения экспорта-импорта, и их корректировка при необходимости;
суточное планирование и внутрисуточная корректировка режимов: проверка технической возможности реализации заявленных на сутки вперед почасовых объемов поставок и межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП, с учетом реальной схемно-режимной ситуации, планового, непланового и аварийного отключения электросетевого оборудования, ограничивающего сечения экспорта-импорта, объемов поставок и межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП.
2.2.2. Планирование (расчет реализуемости запланированных объемов межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП) производится между ЕЭС России и ЕЭС Казахстана и между ЕЭС России и Объединенной энергетической системой Беларуси (ОЭС Беларуси) с использованием расчетной модели параллельно работающих энергосистем (далее - расчетная модель).
2.2.3. Расчетная модель представляет собой математическую модель технологически взаимосвязанных частей ЕЭС России, ЕЭС Казахстана и ОЭС Беларуси в объеме, необходимом для планирования, и включающая в себя описание:
- графа и параметров схемы замещения электрической сети;
- активных и реактивных узловых нагрузок;
- активной и реактивной генерации в узлах;
- минимальной и максимальной активной и реактивной мощностей генерации;
- сетевых ограничений.
2.2.4. Расчетная модель формируется на основе согласованной системными операторами схемы замещения, как правило, для базовых режимов, соответствующих согласованным часам зимнего максимума и минимума нагрузок и летнего максимума и минимума нагрузок (базовые расчетные схемы). Для характерных схемно-режимных ситуаций должны быть указаны максимально допустимые перетоки в контролируемых межгосударственных сечениях, а также во внутренних контролируемых сечениях, если они существенно влияют на осуществление межгосударственных поставок (обменов).
2.2.5. Координатором планирования является ОАО "СО ЕЭС".
2.2.6. Состав расчетных моделей и актуализируемой информации для каждой из стадий планирования, в том числе перечни энергообъектов и энергосистем (эквивалентов энергосистем), включаемых в расчетную модель, порядок и временной регламент их формирования и актуализации, форматы и способ обмена данными для планирования годовых, месячных, суточных и внутрисуточных режимов работы энергосистем устанавливаются документами, утверждаемыми ОАО "СО ЕЭС" и ОАО "ФСК ЕЭС с Республиканским унитарным предприятием электроэнергетики "ОДУ" (далее - РУП "ОДУ"), ОАО "СО ЕЭС" и ОАО "ФСК ЕЭС с филиалом АО "КЕООС" - "Национальным диспетчерским центром Системного оператора" (далее - НДЦ СО).
2.3. Функции и полномочия координатора планирования и остальных системных операторов.
2.3.1. Координатор планирования осуществляет:
- формирование базовых расчетных моделей;
- организацию информационного обмена с РУП "ОДУ", НДЦ СО для целей планирования;
- проведение расчетов электроэнергетических режимов на основе данных, полученных от РУП "ОДУ", НДЦ СО;
- корректировку межгосударственного перетока между энергосистемами (частями энергосистем) государств - участников ЕЭП в случае, если при расчете выявлены нереализуемость электрических режимов или превышение максимально допустимых перетоков в контролируемых сечениях расчетной модели при заявленных объемах поставок и межгосударственной передачи между государствами - участниками ЕЭП с учетом обеспечения принципов приоритетности, определенных п. 4.1.2 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики:
1) обеспечение внутренних потребностей государства Стороны, через энергосистему которой планируется осуществление межгосударственной передачи;
2) обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) из одной части энергосистемы государства - участника ЕЭП в другую ее часть через энергосистему сопредельного государства Стороны;
3) обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) через энергосистему государства - участника ЕЭП из одной энергосистемы государства - участника ЕЭП в другую энергосистему государства - участника ЕЭП;
4) обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) через энергосистему государства - участника ЕЭП в целях исполнения обязательств в отношении субъектов электроэнергетики иных государств, не входящих в ЕЭП;
доведение до РУП "ОДУ" и НДЦ СО результатов указанных выше расчетов.
2.3.2. В случае если при расчете выявлены нереализуемость электрических режимов или превышение максимально допустимых перетоков в контролируемых сечениях расчетной модели, координатор планирования направляет в НДЦ СО, РУП "ОДУ" и ОАО "ФСК ЕЭС" величины необходимых корректировок величин сальдо-перетоков (балансов) энергосистем.
НДЦ СО, РУП "ОДУ" и ОАО "ФСК ЕЭС" корректируют объемы поставок электроэнергии (мощности) по всем договорам, в том числе межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) на основе указанной выше приоритетности, либо принимают иные меры по снятию нарушений допустимых перетоков в контролируемых сечениях, выявленных по итогам расчетов координатором планирования.
Информация о скорректированных договорных объемах поставок электроэнергии (мощности) по всем договорам, в том числе межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП, доводится РУП "ОДУ", НДЦ СО и ОАО "ФСК ЕЭС" до субъектов внутренних рынков электрической энергии государств Сторон - сторон по заключенным договорам.
2.3.3. Координатор планирования имеет право в случае неполучения от РУП "ОДУ" и НДЦ СО актуальных данных для планирования либо получения данных, содержащих технические ошибки или заведомо недостоверных данных, использовать замещающую информацию, содержание и порядок применения которой устанавливаются документами, утверждаемыми ОАО "СО ЕЭС" и РУП "ОДУ", ОАО "СО ЕЭС" и НДЦ СО.
2.4. Годовое планирование.
2.4.1. Годовое планирование выполняется в сроки и порядке, определяемые РУП "ОДУ", ОАО "СО ЕЭС" и НДЦ СО.
2.4.2. РУП "ОДУ", НДЦ СО и ОАО "ФСК ЕЭС" формируют проекты графиков ремонтов электросетевого оборудования, на планируемый календарный год и представляют их координатору планирования. Координатор планирования согласовывает график ремонтов электросетевого оборудования на планируемый календарный год и направляет его РУП "ОДУ", ОАО "ФСК ЕЭС" и НДЦ СО. Перечень электросетевых объектов, ремонты которого подлежат согласованию в рамках годового (а также месячного) графика ремонтов, и временной регламент его формирования устанавливается РУП "ОДУ", ОАО "СО ЕЭС" и НДЦ СО.
2.4.3. РУП "ОДУ" и НДЦ СО передают координатору планирования информацию для годового планирования по соответствующей национальной энергосистеме (потребление, генерация, сальдо перетоков, ремонты сетевого оборудования сформированную ими исходя из прогнозных балансов электрической энергии, мощности на час максимума характерного рабочего дня.
2.4.4. Результатом планирования является уточненное прогнозное значение сальдо перетоков ЕЭС России - ЕЭС Казахстана и ЕЭС России - ОЭС Беларуси.
2.4.5. Координатор планирования производит расчет режимов и высылает в РУП "ОДУ" и НДЦ СО результаты расчетов.
2.5. Месячное планирование
2.5.1. Месячное планирование выполняется в сроки и порядке, определяемые РУП "ОДУ", ОАО "СО ЕЭС" и НДЦ СО, по той же схеме, что и годовое планирование, с обменом данными и результатами в месячном разрезе.
2.6. Суточное и внутрисуточное планирование
2.6.1. Суточное и внутрисуточное планирование выполняется в сроки и порядке, определяемые РУП "ОДУ", ОАО "СО ЕЭС" и НДЦ СО.
2.6.2. Ежесуточно РУП "ОДУ" и НДЦ СО предоставляют координатору планирования данные для актуализации расчетной модели на планируемые сутки (далее - сутки X) в виде наборов 24 часовых актуализированных данных (с 00:00 до 24:00), которые включают в себя:
- планируемые ремонты элементов электросетевого оборудования 220 кВ и выше энергосистемы;
- почасовые графики потребления и генерации суммарно по энергосистеме (в том числе по отдельным энергорайонам, установленным РУП "ОДУ", ОАО "СО ЕЭС" и НДЦ СО при формировании состава расчетной модели);
- почасовые графики сальдо перетоков (за положительное сальдо перетоков энергосистемы принимается ее дефицит).
ОАО "ФСК ЕЭС" предоставляет координатору планирования суммарные значения согласованных с РУП "ОДУ" и НДЦ СО почасовых графиков объемов поставок электроэнергии между ЕЭС России, ЕЭС Казахстана и ОЭС Беларуси по всем видам договоров, в том числе межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП.
2.6.3. В случае если данные для актуализации расчётной модели не переданы РУП "ОДУ" и НДЦ СО координатору планирования, последний использует замещающую информацию, установленную РУП "ОДУ", ОАО "СО ЕЭС" и НДЦ СО по согласованию между ними при формировании состава расчетной модели.
2.6.4. Координатор планирования осуществляет актуализацию расчетной модели и выполнение расчетов электрических режимов.
2.6.5. Координатор планирования производит расчет режимов и передает в РУП "ОДУ" и НДЦ СО результаты расчетов в согласованном формате.
2.6.6. В случае, если заявленные значения объемов поставок и межгосударственной передачи между государствами - участниками ЕЭП не являются реализуемыми, РУП "ОДУ", НДЦ СО и ОАО "ФСК ЕЭС" предпринимают меры по корректировке объемов поставок и межгосударственной передачи с учетом приоритетности, определенной п. 2.3.1 настоящего раздела.
2.6.7. В случае если в результате непрогнозируемого изменения электропотребления и/или схемно-режимных условий и/или при изменении условий договоров поставки требуется корректировка плановых объемов поставок и межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП в течение оперативных суток, РУП "ОДУ" и НДЦ СО предоставляют координатору планирования:
- данные для актуализации расчетной модели на текущие сутки в виде наборов часовых актуализированных данных на оставшиеся часы суток X, в объеме, соответствующем информации, передаваемой для целей планирования на сутки вперед;
- заявку с предлагаемым объемом изменения плановых объемов поставок и межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП.
2.6.8. Для каждого временного этапа внутри суток устанавливается предельное время подачи данных ("время закрытия ворот") и доведения результатов расчетов. Передача данных после "времени закрытия ворот" не допускается. Координатор планирования осуществляет актуализацию расчетной модели и выполнение расчетов электрических режимов на оставшиеся часы суток X.
2.6.9. Результатом планирования является уточненный плановый почасовой график объемов поставок и межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП на оставшиеся часы суток X. В случае невозможности выполнения уточненных плановых почасовых графиков в силу изменения схемно-режимных условий после времени внутрисуточной корректировки режимов, изменение объемов поставок и межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП допускается на условиях предоставления аварийной помощи или вынужденных поставок электроэнергии в соответствии с соответствующими специальными договорами на поставку электроэнергии между уполномоченными хозяйствующими субъектами государств - участников ЕЭП.
3. Перечень субъектов Сторон, уполномоченных на организацию и осуществление межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), с указанием функций, выполняемых каждой организацией в рамках обеспечения межгосударственной передачи
3.1. На территории Республики Беларусь
3.1.1. На территории Республики Беларусь организация и осуществление межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) возлагается на Государственное производственное объединение электроэнергетики "Белэнерго" (ГПО "Белэнерго") и РУП "ОДУ", с выполнением при этом следующих функций:
- оказание услуг по передаче электрической энергии по передающей электрической сети (подчиненные ГПО "Белэнерго" организации при общей координации ГПО "Белэнерго");
- оказание услуг по технической диспетчеризации межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) (РУП "ОДУ");
- взаимодействие с энергосистемами сопредельных государств по управлению параллельной работой и обеспечению устойчивости (РУП "ОДУ").
3.2. На территории Республики Казахстан
3.2.1. На территории Республики Казахстан организация и осуществление межгосударственной передачи электрической энергии возлагается на Системного оператора, с выполнением при этом следующих функций:
- оказание услуг по передаче электрической энергии по национальной электрической сети;
- оказание услуг по технической диспетчеризации отпуска в сеть и потребления электрической энергии;
- оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии;
- взаимодействие с энергосистемами сопредельных государств по управлению и обеспечению устойчивости режимов параллельной работы.
3.3. На территории Российской Федерации
3.3.1. Обеспечение межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП через энергосистему Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации подразумевает осуществление комплекса действий, связанных с:
3.3.1.1. оказанием услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, в том числе по управлению режимами параллельной работы энергосистемы России и энергосистем других государств - участников ЕЭП, обеспечению замещения электрической энергии (мощности) и скоординированного планирования;
3.3.1.2. оказанием услуг по передаче (перемещению) электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, в том числе для обеспечения межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП;
3.3.1.3. особенностями оборота электрической энергии и мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности Российской Федерации, в том числе в случае необходимости обеспечения взаимосвязанной и одновременной поставки равных объемов электрической энергии (мощности) в энергосистему России и из нее через разные точки поставки, расположенные на границе (границах) Российской Федерации с государствами - участниками ЕЭП.
3.3.2. Межгосударственная передача электрической энергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП обеспечивается следующими уполномоченными организациями:
3.3.2.1. ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" (ОАО "СО ЕЭС") - в части организации и управления режимами параллельной работы ЕЭС России с ЕЭС Казахстана и ОЭС Беларуси;
3.3.2.2. ОАО "Федеральная сетевая компания" (ОАО "ФСК ЕЭС) - в части оказания услуг, связанных с перемещением (с использованием принципа замещения) электрической энергии при межгосударственной передаче электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП через ЕЭС России и организации параллельной работы ЕЭС России с ЕЭС Казахстана и ОЭС Беларуси, в том числе взаимодействия с зарубежными уполномоченными организациями по планированию межгосударственной передачи (годовое, месячное, почасовое), разнесения фактических почасовых объемов перемещенной через государственную границу Российской Федерации и государств - участников ЕЭП электроэнергии, с учетом скорректированных плановых объемов по коммерческим контрактам; определения почасовых отклонений ь фактических объемов перемещенной через государственную границу между Российской Федерации и государствами - участниками ЕЭП от плановых; осуществления коммерческого учета электроэнергии в точках поставки, расположенных на общих границах государств - участников ЕЭП;
3.3.2.3. ОАО "АТС" - в части услуги по организации оптовой торговли электрической энергией, мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами;
3.3.2.4. ЗАО "ЦФР" - в части оказания услуги по расчету требований и обязательств участников оптового рынка;
3.3.2.5. Коммерческий агент - участник оптового рынка электроэнергии и мощности, осуществляющий экспортно-импортные операции, в части организации доступа к участию объемов электрической энергии (мощности), заявленных для обеспечения межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП, в отношениях на оптовом рынке электроэнергии и мощности и урегулированию отношений, связанных с отклонениями фактического сальдо перетока от планового.
Распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2012 г. N 163-р ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС" наделено полномочиями выступать в качестве коммерческого агента при осуществлении межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) между государствами - участниками Единого экономического пространства
4. Перечень составляющих, включаемых в тарифы субъектов естественных монополий при осуществлении межгосударственной передачи электроэнергии (мощности)
4.1. На территории Республики Беларусь
4.1.1. Затраты на услуги по межгосударственной передаче электрической энергии по передающей сети Республики Беларусь (далее - ПС), включаемые в тарифы субъектов естественных монополий при осуществлении межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП, рассчитываются по формуле:
,
где:
- общие затраты на содержание и эксплуатацию ПС, относимые на межгосударственную передачу электрической энергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП, определяемые в установленном уполномоченным государственным органом порядке;
- доля отчислений в инновационный фонд;
- доля отчислений на прибыль, определяемая в установленном законодательством Республики Беларусь порядке;
- доля отчислений на налоги;
Общие затраты З включают:
- затраты на эксплуатационно-ремонтное обслуживание;
- заработную плату;
- амортизацию;
- прочие денежные расходы (вспомогательные материалы, энергия со стороны, отчисления на социальное страхование и др.);
- затраты на компенсацию потерь электрической энергии.
4.1.2. Тариф на услуги по межгосударственной передаче электрической энергии по сетям ОЭС Беларуси рассчитывается по формуле:
,
где:
- тариф на услуги по межгосударственной передаче электрической энергии по сетям ОЭС Беларуси;
- суммарный объем межгосударственной передачи электрической энергии между государствами - участниками ЕЭП по сетям ОЭС Беларуси.
4.2. На территории Республики Казахстан
4.2.1. В соответствии с законодательством Республики Казахстан тариф на услуги по передаче электрической энергии, в том числе межгосударственной между государствами - участниками ЕЭП, применяемый для потребителей, осуществляющих передачу электрической энергии, в том числе межгосударственную, по сетям национальной электрической сети (далее - НЭС), рассчитывается по формуле:
(тенге/кВт.ч),
где:
- тариф на услуги по передаче электрической энергии, в том числе межгосударственной между государствами - участниками ЕЭП, применяемый для потребителей, осуществляющих передачу электрической энергии, в том числе межгосударственную, по сетям НЭС (тенге/кВт.ч);
- общие затраты НЭС РК на услуги по передаче электрической энергии, в том числе межгосударственной, определяемые в установленном законодательством порядке (млн. тенге);
- уровень прибыли, необходимой для эффективного функционирования НЭС при оказании услуг по передаче электрической энергии, в том числе межгосударственной, определяемый в установленном законодательством Республики Казахстан порядке (млн. тенге);
- заявленный по договорам и контрактам суммарный объем передачи электрической энергии НЭС (млн. кВт.ч.).
4.2.2. В соответствии с законодательством Республики Казахстан при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети в тарифный доход включаются общие затраты на услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети и уровень прибыли, необходимой для эффективного функционирования при оказании услуг по передаче электрической энергии (определяется исходя из задействованности активов).
Затраты, включаемые в тариф на услуги по передаче электрической энергии, определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
4.3. На территории Российской Федерации.
4.3.1. Общие положения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии по ЕНЭС устанавливается в виде двух ставок: ставки на содержание электрических сетей и ставки на компенсацию потерь электрической энергии в ЕНЭС.
Аналогично составляющие расходов, включаемых в тариф на оказание услуг по межгосударственной передаче электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП через энергосистему Российской Федерации подразделяются на составляющую расходов тарифа на услуги по межгосударственной передаче электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП на содержание объектов ЕНЭС и составляющую расходов тарифа на услуги по межгосударственной передаче электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП на компенсацию потерь электрической энергии и мощности в ЕНЭС.
4.3.2. Определение расходов, включаемых в тарифы субъектов естественных монополий при осуществлении межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП.
4.3.2.1. Перечень составляющих расходов тарифа на услуги по межгосударственной передаче электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП на содержание объектов ЕНЭС.
По ставке на содержание объектов ЕНЭС оплачивается мощность, заявленная к межгосударственной передаче электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП, определяемая в "точке выхода" перетока электроэнергии из энергосистемы государства, по электрическим сетям которого осуществляется межгосударственная передача электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП.
При расчете ставки на содержание объектов ЕНЭС учитываются следующие установленные национальным регулирующим органом на соответствующий расчетный период экономически обоснованные расходы:
- операционные расходы,
- неподконтрольные расходы,
- возврат инвестированного капитала (амортизационные отчисления) на инвестиции,
- доход на инвестированный капитал.
4.3.2.2. Перечень составляющих расходов тарифа на услуги по межгосударственной передаче электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП на компенсацию потерь электрической энергии и мощности в ЕНЭС.
Расходы на компенсацию потерь электрической энергии и мощности в ЕНЭС определяются исходя из нормативных потерь электрической энергии в ЕНЭС, уменьшенных на объем потерь электрической энергии, учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, и цен покупки электрической энергии и мощности, сложившихся на оптовом рынке по итогам каждого расчетного периода по ГТП, соответствующей "точке выхода" перетока электроэнергии из энергосистемы государства, по электрическим сетям которого осуществляется межгосударственная передача электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП, с учетом стоимости услуг инфраструктурных организаций соответствующего национального рынка.
5. Перечень составляющих, связанных с осуществлением межгосударственной передачи электроэнергии (мощности), не включаемых в тарифы субъектов естественных монополий
5.1. На территории Республики Беларусь
В Республике Беларусь системные затраты включают утверждаемые уполномоченным государственным органом затраты на поддержание резерва генерирующих мощностей для обеспечения межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП, определяемые с учетом доли мощности межгосударственной передачи в общей величине мощности, передаваемой по сетям ОЭС Беларуси, а также на услуги по технической диспетчеризации межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП.
5.2. На территории Республики Казахстан
При формировании тарифа на услуги по межгосударственной передаче электрической энергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП не учитываются расходы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5.3. На территории Российской Федерации
В целях обеспечения замещения электрической энергии (мощности) объемы электроэнергии, подлежащие межгосударственной передаче между государствами - участниками ЕЭП, должны учитываться на оптовом рынке при подаче ценовых заявок, проведении конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед, определении рыночных цен и доли системных затрат, связанных со взаимосвязанной и одновременной поставкой равных объемов электрической энергии (мощности) в разных точках поставки на границе (границах) российской энергосистемы. Системные затраты складываются из следующих составляющих:
5.3.1. составляющая, связанная с компенсацией стоимости нагрузочных потерь электрической энергии и системных ограничений при осуществлении межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП через энергосистему Российской Федерации (разница узловых цен):
,
где:
- цена, сложившаяся в результате конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед в час h месяца m на сечении экспорта-импорта, соответствующем "точке выхода" перетока электроэнергии из энергосистемы Российской Федерации в рамках межгосударственной передачи;
- цена, сложившаяся в результате конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед в час h месяца m на сечении экспорта-импорта, соответствующем "точке входа" перетока электроэнергии в энергосистему Российской Федерации в рамках межгосударственной передачи;
- объем межгосударственной передачи через энергосистему Российской Федерации в час h месяца m.
5.3.2. составляющая, связанная с необходимостью наличия резерва генерирующих мощностей для реализации режимов работы энергосистемы, обеспечивающих межгосударственную передачу электрической энергии (мощности):
,
где:
- пиковая мощность, соответствующая максимальному заявленному часовому объему межгосударственной передачи электрической энергии в месяце m;
- плановый коэффициент резервирования в , учитываемый системным оператором при проведении конкурентного отбора мощности на соответствующий год;
- предварительная цена конкурентного отбора для потребителей в на соответствующий год (определяется системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии и мощности);
- зона свободного перетока, к которой отнесены точки поставки, соответствующие "точке выхода" электрической энергии из энергосистемы Российской Федерации при осуществлении межгосударственной передачи.
При определении стоимости межгосударственной передачи также учитывается разница между плановыми ценами для покупателей, определенных по результатам конкурентного отбора мощности, в зонах свободного перетока (группах зон свободного перетока), соответствующих точкам "входа" и "выхода" межгосударственной передачи.
6. Требования к договорному оформлению межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Сторон
6.1. На территории Республики Беларусь
Межгосударственная передача электрической энергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП через энергосистему Республики Беларусь осуществляется при условии согласования объемов электрической энергии и мощности, предполагаемых к межгосударственной передаче в соответствии с разделом 1 и п. 2.4, 2.5, 2.6 раздела 2 настоящей Методологии и в соответствии с договорами на межгосударственную передачу электрической энергии с уполномоченной организацией Республики Беларусь.
Стоимость услуг по межгосударственной передаче электрической энергии по каждому договору определяется по следующей формуле:
.
6.2. На территории Республики Казахстан
На территории Республики Казахстан межгосударственная передача электрической энергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП осуществляется на основании договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии, заключаемых по типовой форме, утверждаемой Правительством Республики Казахстан. При этом в договорах на осуществление межгосударственной передачи электроэнергий могут учитываться особенности такой передачи.
6.3. На территории Российской Федерации
Межгосударственная передача электрической энергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП через энергосистему Российской Федерации осуществляется при наличии следующих договоров:
6.3.1. договоров коммерческого агента с уполномоченной организацией от Республики Беларусь или Республики Казахстан в целях обеспечения доступа к услугам естественных монополий и взаимосвязанной и одновременной поставки равных объемов электрической энергии (мощности), заявленных для осуществления межгосударственной передачи, в разных точках поставки на границе (границах) российской энергосистемы.
Стоимость межгосударственной передачи (замещения) электрической энергии (мощности) между государствами - участниками ЕЭП через энергосистему Российской Федерации в месяце m определяется в таких договорах по следующей формуле:
,
где:
- стоимость услуг ОАО "ФСК ЕЭС" оплачиваемая в соответствии с российским законодательством;
- стоимость услуг ОАО "СО ЕЭС" оплачиваемая в соответствии с российским законодательством;
- стоимость услуг, связанных с действиями на оптовом рынке электрической энергии (мощности), сопровождающими межгосударственную передачу электроэнергии через энергосистему Российской Федерации, в месяце m.
,
где:
- стоимость услуги коммерческого оператора по организации оптовой торговли электрической энергией, мощностью и иными допущенными к обращению на оптовом рынке товарами и услугами в месяце m;
- стоимость комплексной услуги по расчету требований и обязательств, определяемая Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка в месяце m;
- затраты коммерческого агента, определяемые в двустороннем порядке в договорах, заключаемых коммерческим агентом.
6.3.2. договоров (технических соглашений) о параллельной работе электроэнергетических систем между организациями государств Сторон, осуществляющими функции по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и по передаче (перемещению) электрической энергии по национальной электрической сети;
6.3.3. договоров купли-продажи электроэнергии в целях компенсации величин отклонений фактических перетоков по сечениям межгосударственных поставок от плановых, возникающих при перемещении электрической энергии через границы государств - участников ЕЭП, между уполномоченными хозяйствующими субъектами государств Сторон.
7. Порядок организации обмена данными коммерческого учета о почасовых фактических объемах межгосударственных перетоков электроэнергии между хозяйствующими субъектами государств Сторон
7.1. Настоящий Порядок определяет основные направления двустороннего взаимодействия в части:
- получения почасовых данных коммерческого учета;
- порядок определения оперативного* почасового перетока электрической энергии по межгосударственным линиям электропередачи (далее - МГЛЭП) между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, с учетом использования почасовых данных коммерческого учета и согласованных методик дорасчета указанных данных коммерческого учета до значений в точках поставки;
- порядок, определяющий процедуры обмена данными коммерческого учета и согласования данных коммерческого учета, приведенных к значениям в точках поставки.
Условия и порядок формирования и обмена почасовыми данными коммерческого учета электроэнергии по МГЛЭП определяются в соответствии с двухсторонними Соглашениями об обмене данными почасовых величин перетоков электроэнергии по точкам учета на МГЛЭП.
7.2. Оперативный обмен информацией.
Ежесуточно (или по согласованию Сторон в иной промежуток времени) соответствующие хозяйствующие субъекты государств Стороны формируют величины почасовых перетоков электроэнергии по МГЛЭП, обмениваются полученными данными, выполняют соответствующие расчеты, проводят оценку соответствия данных.
Для оперативного обмена информацией, содержащей значения почасовых перетоков электроэнергии, передаваемой по МГЛЭП, используются согласованные форматы передачи данных.
7.3. Расчет почасовых значений на точку поставки.
Расчет почасовых значений на точку поставки производится в соответствии с согласованными в двухсторонних Соглашениях методиками расчета фактических объемов переданной и полученной электрической энергии.
8. Порядок определения фактического сальдо перетока электроэнергии по межгосударственным линиям электропередачи Сторон
Настоящий порядок, определяющий фактические объемы перемещаемой через межгосударственные сечения электрической энергии за календарный месяц, предназначен для использования уполномоченными организациями государств Сторон.
Фактический сальдо переток электрической энергии, перемещенной через межгосударственные сечения государств Сторон, определяется как алгебраическая сумма принятого и/или отданного количества электрической энергии за каждый календарный месяц в каждой точке поставки .
Значения электрической энергии, приведенные к таможенной границе (к точке поставки) за календарный месяц по всем включенным в работу МГЛЭП в режимах "Прием", "Отдача" и сальдо рассчитываются по формулам:
,
,
,
где:
- фактическое количество принятой электрической энергии в каждой точке поставки по i-ой МГЛЭП за календарный месяц. Для подстановки в формулу расчета сальдо-перетока значение берется с учетом знака (направления перетока);
- фактическое количество отданной электрической энергии в каждой точке поставки по i-ой МГЛЭП за календарный месяц. Для подстановки в формулу расчета сальдо-перетока значение берется с учетом знака (направления перетока);
R - количество МГЛЭП на межгосударственном сечении, включенных в работу в течении календарного месяца.
9. Порядок расчета объемов и стоимости отклонений фактических перетоков по межгосударственным сечениям от плановых при осуществлении межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) в рамках ЕЭП
Фактические поставки по межгосударственным сечениям включают в себя следующие составляющие: объемы межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), объемы коммерческих договоров, заключаемых хозяйствующими субъектами сторон, объемы аварийной помощи и объемы, обусловленные отклонением фактических значений сальдо-перетоков от плановых.
Расчет величин почасовых отклонений фактического сальдо-перетока от запланированного и определение объемов отклонений в зависимости от их инициативы осуществляется ОАО "ФСК ЕЭС", ГПО "Белэнерго", АО "KEGOC" и ОАО "СО ЕЭС" на основе следующих принципов:
а) при осуществлении межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) через энергосистему Российской Федерации почасовые величины объемов межгосударственной передачи электроэнергии принимаются равными соответствующим плановым значениям, учтенным в суточном диспетчерском графике;
б) фактические почасовые объемы поставки электроэнергии по коммерческим договорам в каждом часе расчетного периода принимаются равными соответствующим плановым значениям, учтенным в суточном диспетчерском графике с учетом согласованных в установленном порядке корректировок;
в) объемы почасовых отклонений, урегулируемых в рамках отношений с энергосистемами государств, не являющихся участниками ЕЭП (внешнее балансирование), учитываются в объемах отклонений в рамках ЕЭП. Порядок определения объемов внешнего балансирования согласовывается системными операторами (с участием организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью) смежных энергосистем государств - участников ЕЭП;
г) объемы оказания аварийной помощи определяются условиями договоров купли/продажи электроэнергии при оказании аварийной помощи, заключаемых между субъектами внутренних национальных рынков.
Объемы почасовых отклонений подлежат финансовому урегулированию между уполномоченными хозяйствующими субъектами государств Сторон в соответствии с договорами, заключение которых в обеспечение межгосударственной передачи для каждой из Сторон предусмотрено разделом 6.
Исходя из необходимости соблюдения условий договоров (технических соглашений) о параллельной работе электроэнергетических систем, в том числе в части регулирования частоты в энергосистемах государств - участников ЕЭП и поддержания согласованных сальдо-перетоков по межгосударственным сечениям, стоимость отклонений должна компенсировать субъектам внутренних национальных рынков электрической энергии (мощности) обоснованные затраты, которые они несут в результате участия в отношениях по балансированию системы на национальном рынке электрической энергии (мощности).
Расчет стоимости отклонений должен проводиться с учетом особого порядка учета объемов покупки/продажи электроэнергии (мощности) в целях технологического обеспечения параллельной работы энергосистем в объемах, не превышающих значений, установленных в договорах (технических соглашениях) о параллельной работе электроэнергетических систем или иных договорах, регулирующих взаимоотношения в сфере электроэнергетики между государствами - участниками ЕЭП.
Используемые в расчете количественные и ценовые параметры электроэнергии и мощности, купленной и проданной в целях компенсации отклонений, подтверждаются отчетными документами организаций коммерческой инфраструктуры Российской Федерации.
При расчете стоимости поставок по договорам повторный учет объемов электроэнергии (мощности) не допускается.
______________________________
* Под оперативными почасовым перетоком понимаются почасовые данные коммерческого учета (получасовые или почасовые), полученные в отношении всех точек учета, включенных в переток из автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (далее - АСКУЭ) с использованием технических возможностей комплексов коммерческого учета.
<< Статья 7. Сроки действия Соглашения |
||
Содержание Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.