Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение II
Определения, маркировки и требования
1. |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ Для целей настоящей Главы: |
1.1. |
"тип шины" означает шины, которые в основном не отличаются друг от друга в отношении: |
1.1.1. |
наименования изготовления или торгового наименования; |
1.1.2. |
обозначения размера шины; |
1.1.3. |
категории использования (обычная: шины предназначены для использования на обычной дороге; специальная: шины, используемые для специальных целей, таких как дорожные и внедорожные; зимние или мопеды); |
1.1.4. |
структуры (диагональная или наклонная (перекрестная), поясная, радиальная); |
1.1.5. |
символа категории скорости; |
1.1.6. |
индекса мощности нагрузки; |
1.1.7. |
размеров профиля поперечного сечения; если крепится к специальному ободу; |
1.2. |
"структура шины" означает технические характеристики каркаса (конструкции) шины. Различие существует, в частности, между следующими конфигурациями шин: |
1.2.1. |
"диагональная или наклонная (перекрестная)" означает структуру шины, слои корда которой натягиваются на борта, и лежат таким образом, что образуют чередующиеся углы, которые заметно менее 90 градусов к центральной линии протектора; |
1.2.2. |
"поясная" означает структуру шины с "перекрестными слоями", в которой каркас удерживается ремнем, состоящим из двух или более слоев нерастягивающегося кордового материала, образующего чередующиеся углы, близкие к углам каркаса; |
1.2.3. |
"радиальная" означает структуру шины, слои корда которой натягиваются на борта и лежат под углом 90 градусов к центральной линии протектора, а каркас упрочен нерастягивающимся дополнительным поясом; |
1.2.4. |
"пневматически усиленная" означает структуру шины, в которой каркас является более устойчивым по сравнению с соответствующей стандартной шиной; |
1.3. |
"борт" означает часть шины, форма и структура которой позволяет ей крепиться к ободьям и держать на них шину*(27); |
1.4. |
"корд" означает нити, образующие ткань из слоев в пневматической шине(1); |
1.5. |
"слой" означает слой резины, покрывающий параллельные корды*(27); |
1.6. |
"каркас" означает часть шины, кроме протектора и боковых сторон, которая при накачивании несет нагрузку*(27); |
1.7. |
"протектор" означает часть шины, которая вступает в контакт с грунтом*(28); |
1.8. |
"боковые стороны" означает часть шины, лежащую между протектором и частью, которая покрывается ободом колеса*(28); |
1.9. |
"желоб протектора" означает расстояние между двумя прилегающими ребрами или блоками образца протектора*(28); |
1.10. |
"основные желоба" означает широкие желоба, расположенные в центральной зоне протектора; |
1.11. |
"ширина сечения (S)" означает линейное расстояние между внешними краями боковых сторон накаченной шины, за исключением выступов для маркировки, украшений или защитных ободьев или ребер*(28); |
1.12. |
"общая ширина" означает линейное расстояние между внешними краями боковых сторон накаченной шины, включая выступы для маркировки, украшений или защитных ободьев или ребер*(28); общая ширина шины, ширина протектора которых больше чем ширина сечения и представляет собой ширину протектора; |
1.13. |
"высота сечения (Н)" означает расстояние, равное половине разницы между внешним диаметром шины и номинальным диаметром обода*(28); |
1.14. |
"соотношение номинальных аспектов (Ra)" представляет собой значение, полученное от деления номинальной высоты сечения на номинальную ширину сечения (), выраженных в одних и тех же единицах измерения, и умноженное на сто; |
1.15. |
"внешний диаметр (D)" означает общий диаметр новой накаченной шины*(28); |
1.16. |
"обозначение размера шины" означает описание, содержащее следующее: |
1.16.1. |
номинальная ширина сечения () (выраженная в мм, за исключением определенных типов шин, для которых обозначение размера шины установлено в первой колонке таблиц Приложения 4 к настоящему Приложению) |
1.16.2. |
соотношение номинальных аспектов (Ra), за исключением определенных типов шин, для которых обозначение размера шины дано в первой колонке таблиц Приложения 4 к настоящему Приложению; |
1.16.3. |
стандартное число (d), обозначающее номинальный диаметр обода и соответствующее этому диаметру, выраженное либо в форме кода (цифра менее 100) или в миллиметрах (цифра более 100). |
1.16.3.1. |
значение символов в миллиметрах (d) , выраженное в форме следующих кодов |
|
код "d", выраженный одной или двумя цифрами, символизирующими номинальный диаметр обода |
Равенство в мм |
|
4 |
102 |
|
5 |
127 |
|
6 |
152 |
|
7 |
178 |
|
8 |
203 |
|
9 |
229 |
|
10 |
254 |
|
11 |
279 |
|
12 |
305 |
|
13 |
330 |
|
14 |
356 |
|
15 |
381 |
|
16 |
406 |
|
17 |
432 |
|
18 |
457 |
|
19 |
483 |
|
20 |
508 |
|
21 |
533 |
|
22 |
559 |
|
23 |
584 |
1.17. |
"номинальный диаметр обода (d)" означает диаметр обода, на который шина должны быть смонтирована*(29); |
1.18. |
"обод" означает опору как для шины, так и для автокамеры, или в случае бескамерной шины означает опору, на которую крепятся борта шины29; |
1.19. |
"теоретический обод" означает воображаемый обод, ширина которого будет в Х раз больше номинальной ширины сечения шины. Значение Х должно быть определено производителем шины; |
1.20. |
"измерительный обод" означает обод, на который должна быть закреплена шина для целей измерения размеров; |
1.21. |
"испытательный обод" означает обод, на который шина должна крепиться при испытаниях; |
1.22. |
"разбивка" означает разбивку на куски резины от протектора шины; |
1.23. |
"разделение корд" означает отделение корд от покрывающей их резины; |
1.24. |
"разделение слоев" означает отделение прилежащих слоев; |
1.25. |
"разделение протекторов" означает отрывание протектора от каркаса; |
1.26. |
"индекс мощности нагрузки" означает цифру, связанную с максимально допустимой нагрузкой, которую может нести шина при скорости, соответствующей ее символу скорости согласно рабочим условиям, определенным производителем. Приложение 3 к Приложению II определяет список индексов и соответствующей нагрузки; |
1.27. |
"таблица изменений нагрузки как функции скорости" означает таблицу в Приложении 7 к Приложению II указывающую, со ссылкой на индексы мощности нагрузки и мощность при номинальной скорости, изменения нагрузки шины, используемые при других скоростях, кроме скоростей, соответствующих указанным в категории номинальной скорости; |
1.28. |
"категория скорости" означает |
1.28.1. |
скорость, выраженная символом категории скорости, показанным в пункте 1.28.2.; |
1.28.2. |
Категории скорости, установленные в следующей таблице: |
|
Символ категории скорости |
Соответствующая скорость (км/ч) |
|
B |
50 |
|
F |
80 |
|
G |
90 |
|
J |
100 |
|
K |
110 |
|
L |
120 |
|
M |
130 |
|
N |
140 |
|
P |
150 |
|
Q |
160 |
|
R |
170 |
|
S |
180 |
|
T |
190 |
|
U |
200 |
|
H |
210 |
|
V |
240 |
|
W |
270 |
1.28.3. |
Шины, подходящие для максимальных скоростей, превышающих 240 км/ч, идентифицируются буквой "V" или "Z", расположенной внутри обозначения размера шины перед указанием структуры шины. |
1.29. |
"зимние шины" означает образец и структуру шин, которые разработаны преимущественно для обеспечения лучших свойств, чем у обычных шин, при грязи и свежем снеге или слякоти. Образец протекторов зимних шин обычно состоит из желобков и/или блоков, которые расположены более широко, чем у обычных шин; |
1.30. |
"MST" (многофункциональные шины) означает шины для многофункционального использования, или, другими словами, шины, подходящие как для использования на дорогах, так и для внедорожников; |
1.31. |
"рейтинг максимальной нагрузки" означает максимальную массу, которую шина может нести: |
1.31.1. |
Для скорости ниже или равной 130 км/ч рейтинг максимальной нагрузки не должен превышать доли значения, связанной с соответствующим индексом мощности нагрузки шины, указанной в таблице "Изменение мощности нагрузки со скоростью" (см. пункт 1.27.) со ссылкой на символ категории скорости шины и способность скорости транспортного средства, на которое установлена шина. |
1.31.2. |
Для скорости свыше 130 км/ч, но не выше 210 км/ч рейтинг максимальной нагрузки не должен превышать значение массы, связанное с индексом мощности нагрузки шины. |
1.31.3. |
Для шин, предназначенных для скорости свыше 210 км/ч, но не выше 270 км/ч, рейтинг максимальной нагрузки не должен превышать доли массы, связанной с индексом мощности нагрузки шины, установленным в таблице, приведенной ниже, со ссылкой на символ категории скорости шины и максимальную проектную скорость транспортного средства, на которое установлена шина. |
|
Максимальная скорость (км/ч)(1) |
Рейтинг максимальной нагрузки (%) |
|
Категория скорости Символ V |
Категория скорости системы W(3) |
||
|
210 220 230 240 250 260 270 |
100 95 90 85 (80)(2) (75)(2) (70)(2) |
100 100 100 100 95 85 72 |
|
(1) Для промежуточных скоростей допускается линейная интерполяция рейтинга максимальной нагрузки. (2) Применяется только для шин, идентифицированных посредством буквенного кода "V" внутри обозначения размера шины и подходящие для использования до максимальной скорости, определенной производителем шин (см. пункт 1.2.15. Приложения I). (3) Применяется только для шин, идентифицированных посредством буквенного кода "Z" внутри обозначения размера шины. |
1.31.4. |
Для скоростей, превышающих 270 км/ч, рейтинг нагрузки не должен превышать массы, определенной производителем шин, со ссылкой на скоростную способность шины. Для промежуточных скоростей между 270 км/ч и максимальной скоростью, разрешенной производителем шин, применяется линейная интерполяция рейтинга нагрузки. |
1.32. |
"мопедная шина" означает шину, разработанную для установки на мопед; |
1.33. |
"шина мотоцикла" означает шину, разработанную преимущественно для установки на мотоциклы; |
1.34. |
"вращающаяся окружность ()" означает теоретическое расстояние, покрываемое центром (осью) колеса транспортного средства в движении за один полный оборот шины, и полученное по следующей формуле:
= f x D, где
D - внешний диаметр шины в соответствии с обозначением размера шины, установленным в пункте 3.1.2. настоящего Приложения; f = 3,02 для шин, код диаметра обода которых более или равен 13; 3,03 для радиальных шин, код диаметра обода которых не более 12; 2,99 для диагональных или наклонных (перекрестных) шин или поясных шин, код диаметра обода которых не более 12. |
2. |
МАРКИРОВКА |
2.1. |
На одной из боковых сторон шины должны иметься следующие маркировки: |
2.1.1. |
наименование изготовления или торговое наименование; |
2.1.2. |
обозначение размера шины, определенное в пункте 1.16.; |
2.1.3. |
следующее указание на структуру шины: |
2.1.3.1. |
в случае диагональной или наклонной (перекрестной) шины, без маркировки или буква "D" перед кодом диаметра обода; |
2.1.3.2. |
в случае поясной шины, буква "В" перед кодом диаметра обода и, при желании, слова "BIAS-BELTED"; |
2.1.3.3. |
в случае радиальной шины, буква "R" перед кодом диаметра обода и, при желании, слово "RADIAL"; |
2.1.4. |
категория скорости шины, выраженная символом, указанным в пункте 1.28.2; |
2.1.5. |
индекс мощности нагрузки, определенный в пункте 1.26; |
2.1.6. |
слово "TUBELESS", если тип шины предназначен для использования без автокамеры; |
2.1.7. |
символ "REINFORCED" или "REINF" в случае усиленной шины; |
2.1.8. |
дата производства, состоящая из трех цифр, первые две цифры обозначают неделю, третья - год. Данную информацию нужно показывать только на одной боковой стороне; |
2.1.9. |
символ "M + S" или "M.S." или "M & S" в случае зимней шины; |
2.1.10. |
символ "MST" в случае многофункциональных шин; |
2.1.11. |
термин "MOPED", "CICLOMOTORE" или "CYCLOMOTEUR", если шина разработана для мопедов; |
2.1.12. |
Шины, разработанные для скоростей свыше 240 км/ч, должны быть маркированы соответствующим буквенным кодом "V" или "Z", который применяется (см. пункт 1.31.3.) внутри обозначения размера шины и перед указанием структуры (см. пункт 2.1.3.). |
2.1.13. |
Шины, разработанные для скоростей свыше 240 км/ч (или 270 км/ч соответственно) должны содержать в скобках маркировку индекса мощности нагрузки (см. пункт 2.1.5.), применяемую при скорости 210 км/ч (или 240 км/ч соответственно) и следующую ссылку категории скорости (см. пункт 2.1.4.): - "V" в случае шин, идентифицированных посредством буквенного кода "V" внутри обозначения размера. - "W" в случае шин, идентифицированных посредством буквенного кода "Z" внутри обозначения размера. |
2.2. |
В Приложении 2 содержится пример схемы маркировок шины. |
2.3. |
Маркировки, указанные в пункте 2.1., и отметка о типовом утверждении компонента, предусмотренная в Разделе 3 Приложения I, должны быть отлиты в шине или на шине. Они должны быть легко читаемыми. |
3. |
ТРЕБОВАНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ШИНАМ |
|
3.1. |
Размеры шины |
|
3.1.1. |
Ширина сечения |
|
3.1.1.1. |
ширина сечения рассчитывается по следующей формуле:
,
где: S = ширина сечения, выраженная в мм, измеренная на мерном колесе; = номинальная ширина сечения (в мм), установленная на боковой стороне шины внутри обозначения размера шины; A = ширина, выраженная в мм, мерного колеса, установленная производителем в техническом описании; = теоретическая ширина обода, выраженная в мм; Значение , умноженное на фактор Х, названный производителем шины, используется для , и значение 0,4 используется для K. |
|
3.1.1.2. |
Но если обозначение размера шины есть в первой колонке Таблиц Приложения 4 Приложения II, ширина сечения () и теоретическая ширина обода () будут соответствовать значениям, стоящим напротив обозначения размера шины в этих Таблицах. |
|
3.1.2. |
Внешний диаметр шины |
|
3.1.2.1. |
Внешний диаметр шины рассчитывается по следующей формуле:
D = d + 2H,
где: D = внешний диаметр, выраженный в мм; d = номинальный диаметр обода, выраженный в мм; H = номинальная высота шины;
, где:
= номинальная ширина сечения; Ra = соотношение номинальных аспектов; установленные в описании на боковой стороне шины, как требуется согласно пункту 2.1.3. |
|
3.1.2.2. |
Но для типов шин, для которых обозначение размера шины указано в первой колонке таблиц Приложения 4 к настоящему Приложению, внешний диаметр будет соответствовать значениям, стоящим напротив описания шины в этих таблицах. |
|
3.1.3. |
Метод измерения шин Размеры шины должны быть измерены, как определено в Приложении 5 к настоящему Приложению; |
|
3.1.4. |
Спецификации относительно ширины сечения шины |
|
3.1.4.1. |
Общая ширина шины может быть меньше, чем ширина сечения S, определенная в соответствии с п. 3.1.1. |
|
3.1.4.2. |
Она может превышать это значение до значения, установленного в Приложении 4 к настоящему Приложению, или в случае, если обозначение размера шины не установлено в названном Приложении 4, на следующее количество процентов: |
|
3.1.4.2.1. |
для шин мопедов, для обычных дорожных шин и для зимних шин мотоциклов: + 10% в случае, если код диаметра обода 13 и больше; + 8% в случае, если код диаметра обода не более 12; |
|
3.1.4.2.2. |
для многофункциональных шин, подходящих для ограниченного дорожного использования и маркированных знаком MST + 25%. |
|
3.1.5. |
Спецификации относительно внешнего диаметра шины. |
|
3.1.5.1. |
Внешний диаметр шины не должен превышать минимальное и максимальное значения диаметра, определенные в Приложении 4 к настоящему Приложению. |
|
3.1.5.2. |
Внешний диаметр шины, если обозначение размера шины не установлено в Приложении 4 к настоящему Приложению, не должен превышать минимальное и максимальное значения диаметра, полученные с применением следующих формул:
где: H и d определены в пункте 3.1.2.1., а и b определены в пунктах 3.1.5.2.1. и 3.1.5.2.2. соответственно: |
|
3.1.5.2.1. |
для шин мопедов, для обычных дорожных шин и для зимних шин: |
|
диаметр обода 13 и более диаметр обода не более 12 для многофункциональных шин |
а 0,97 0,93 1,00 |
|
3.1.5.2.2 |
для шин мопедов и для обычных дорожных шин мотоциклов: |
|
диаметр обода 13 и более диаметр обода не более 12 для зимних и многофункциональных шин |
b 1,07 1,10 1,12 |
|
3.2. |
Проведение испытания нагрузки/скорости. |
|
3.2.1. |
Проведение испытания нагрузки/скорости осуществляется на шинах в соответствии со способом, установленным в Приложении 6 к Приложению II. |
|
3.2.1.1. |
Если испытываются шины, идентифицированные посредством буквенного кода "V" внутри обозначения размера шины и подходящие для скоростей свыше 240 км/ч, или шины идентифицированные посредством буквенного кода "Z" внутри обозначения размера шины и подходящие для скоростей свыше 270 км/ч (см. пункт 1.2.15. в Приложении I), вышеназванные испытания нагрузки/скорости осуществляются на одной шине при нагрузки и скорости, указанных в скобках на шине (см. пункт 2.1.13). Следующие испытания нагрузки/скорости должны быть осуществлены на второй шине этого же типа при этих условиях нагрузки и скорости, если они есть, определенных производителем шин как максимальные. |
|
3.2.2. |
После успешного осуществления испытания нагрузки/скорости шина не должна иметь каких-либо расслоений, разломов или трещин слоев или корды протектора. |
|
3.2.3. |
Внешний диаметр испытываемой шины через шесть часов и позднее после осуществления испытания нагрузки/скорости не должен отличаться от внешнего диаметра, измеренного до начала испытания, более чем на 3,5%. |
|
3.2.4. |
Общая ширина шины, измеренная в конце проведения испытания нагрузки/скорости, не должна превышать значения, установленного в пункте 3.1.4.2. |
|
3.3. |
Динамическое расширение шины Шины, указанные в пункте 1.1. Приложения 8 к Приложению II, которые прошли испытание нагрузки/скорости, необходимое согласно пункту 3.2.1, должны пройти испытание на динамическое расширение, осуществляемое в соответствии с практическим способом, установленным в названном Приложении. |
|
3.4. |
Если производитель шины производит ряд шин, необязательно осуществлять выполнение испытания нагрузки/скорости и динамического расширения по каждому типу шин ряда. Выбор наименее благоприятного случая остается на усмотрение компетентных органов, отвечающих за типовое утверждение компонента. |
|
3.5. |
Считается, что модификация образца протектора шины не требует повторения испытания, указанного в пунктах 3.2. и 3.3. настоящего Приложения. |
|
3.6. |
Разрешается распространение утверждения шин, подходящих для скоростей свыше 240 км/ч для шин, идентифицированных посредством буквенного кода "V" внутри обозначения размера шины (или 270 км/ч для шин, идентифицированных посредством буквенного кода "Z" внутри обозначения размера шины) на сертификацию шин для других максимальных скоростей и/или нагрузок, при условии, что технической службой, ответственной за осуществление испытаний, предоставляется новый отчет об испытании, относящийся к новой максимальной скорости и нагрузке. Эти новые возможности нагрузки/скорости должны быть определены в Приложении 2 Приложения I. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.