Программа экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011 - 2020 гг. (далее - Программа) разработана во исполнение решения Президентов Российской Федерации и Украины Д. Медведева и В. Януковича, зафиксированного в Протоколе третьего заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии от 17 мая 2010 года.
Программа представляет собой системный документ, отражающий совокупность согласованных взглядов Российской Федерации и Украины на перспективы их долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества в экономической сфере как равноправных независимых государств-партнеров. В Программе рассматриваются цели и средства развития российско-украинского экономического сотрудничества, его основные направления и приоритетные отрасли, а также ожидаемые результаты.
Программа базируется на основополагающих документах, принятых Российской Федерацией и Украиной, в том числе:
- Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 г.;
- Соглашении между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27 ноября 1998 года;
- решениях Российско-Украинской межгосударственной комиссии;
- решениях Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии;
- решениях Подкомитета по вопросам гуманитарного сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии;
- решениях Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии;
- Концепции Программы экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011 - 2020 гг., одобренной на седьмом заседании Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии 27 октября 2010 г.
1. Состояние и проблемы развития российско-украинских экономических отношений
Основные показатели социально-экономического развития России и Украины*
* По данным Росстата и Госкомстата Украины.
Устойчивое восстановление мировой экономики и улучшение условий внешней торговли обеспечили возврат экономического роста в 2010 году в России и в Украине. Экономики увеличились соответственно на 4,0% и 4,2%.
Российская Федерация и Украина являются стратегическими партнерами. Взаимные экономические интересы обоих государств обусловлены высоким уровнем исторически сложившихся производственных, кооперационных и технологических связей во всех отраслях экономики и объективной необходимостью их дальнейшего развития на взаимовыгодной и равноправной основе.
Нынешнее состояние двустороннего экономического сотрудничества требует улучшения с целью получения наибольшего стратегического эффекта от взаимодействия экономик обоих государств.
Первым шагом на этом пути явилась реализация Харьковских соглашений 2010 г., годовой экономический эффект от которых для Украины составил 5 млрд. долларов.
К числу наиболее важных проблем, подлежащих решению в период реализации Программы, относятся следующие:
- существенное снижение интенсивности торгово-инвестиционных связей в 2006-2009 гг., вызванное политическими факторами и последствиями глобального экономического кризиса;
- наличие ограничений во взаимной торговле по большому числу чувствительных товаров, а также отсутствие эффективных механизмов разрешения спорных ситуаций, возникающих в сфере осуществления внешнеторговых операций и их регулирования;
- недостаточный уровень защиты инвестиций, несмотря на существующие механизмы обеспечения законных прав инвесторов;
- низкий уровень взаимодействия в инновационно-технологической сфере, препятствующий модернизации экономик;
- репутационные потери, понесенные сторонами в ходе конфликтов относительно условий газового транзита в 2006-2009 гг.
Начавшееся в 2010 г. преодоление последствий глобального экономического кризиса создало благоприятные условия для оживления двусторонних экономических связей. Товарооборот взаимной торговли, сократившийся на 42,3% в 2009 г., в 2010 г. увеличился на 61,9% (по данным Федеральной таможенной службы России). Одновременно выросла доля взаимной торговли в структуре внешнеторговых связей России и Украины. Доля РФ в совокупном обороте внешней торговли Украины в 2010 г. увеличилась с одной четверти до одной трети, доля Украины в совокупном обороте внешней торговли России - с 4,9% до 6,0%. Укрепление этих тенденций будет способствовать росту взаимных выгод от торгового сотрудничества, а в перспективе - созданию базиса для совместного освоения рынков третьих стран с конкурентоспособной экспортной продукцией.
Значительный потенциал улучшения имеют и инвестиционные связи, уровень которых существенно отстает от потребностей в модернизации технологической базы экономики. В 2000-2009 гг. средний объем взаимных прямых инвестиций составлял порядка 2% ВВП Украины и не более 0,3% ВВП Российской Федерации. Выручка дочерних компаний РФ, работающих на украинской территории, в 2009 г. не превышала 2,5 млрд. долл. США, а у украинских дочерних компаний, работающих на территории России -1,6 млрд. долл. США, причем масштабы инвестиционного сотрудничества в высокотехнологичных отраслях существенно отстают от масштаба инвестиций в добывающие отрасли, пищевую промышленность и другие отрасли с быстрым оборотом финансовых средств. Интенсификация взаимодействия в инвестиционно-технологической сфере посредством устранения барьеров на пути взаимных инвестиций, обеспечения надежной защиты прав инвесторов и реализации совместных инвестиционных проектов является важным резервом экономического роста.
Комплекс мероприятий, предусмотренных Программой, нацелен на преодоление перечисленных проблем, накопившихся в сфере двустороннего экономического сотрудничества, и придание ему нового качества в интересах развития экономик обеих стран.
2. Перспективы экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на период 2011 - 2020 гг.
С 2011 г. рост экономик России и Украины должен носить восстановительный характер. Однако для закрепления набранных темпов и успешного преодоления последствий глобального кризиса, перехода к устойчивому экономическому развитию с долгосрочными темпами роста не ниже 4,5-5% для Российской Федерации и 6-6,6% для Украины требуется опережающее развитие торгово-инвестиционных связей между двумя странами, усиление их экономических потенциалов для укрепления конкурентных позиций в мировой экономике.
Реализация этих приоритетов должна опираться на активные согласованные действия, направленные на углубление экономической интеграции. При ожидаемых средних темпах роста мировой торговли в целом в предстоящее десятилетие на уровне 5-6% в год, темпы роста товарооборота двух стран могут составить около 8-10% в год (в физических объемах). В результате этого взаимная торговля России и Украины может вырасти в 2-2,6 раза.
В оптимистическом сценарии есть потенциал повышения объемов товарооборота в среднем на 10-15% в год (в физических объемах), что составит в 2,6-4 раза за десятилетие. В сфере торговли услугами и взаимных инвестиций темпы роста должны быть еще выше - 12-15% и 15-20%, соответственно.
В настоящее время совокупная доля России и Украины в мировом ВВП составляет 4,1 процента, соответственно доля России 3,7%, а Украины 0,4%. Формирование условий для ускорения процессов интеграции может позволить и дальше наращивать экономический потенциал и избежать стагнации позиций двух стран в мировом ВВП.
Россия и Украина представляют собой динамично развивающиеся государства. Средние темпы роста Украины в последние десять лет были в 2,7 раза, а Российской Федерации - в 3 раза выше средних темпов роста экономик развитых стран. В ближайшее десятилетие экономический рост в России и Украине будет заметно превышать рост в странах ОЭСР. Согласно оценкам за период 2011 - 2020 гг. средний темп роста ВВП России составит 4,5-5%, Украины - 6-6,6%, экономический рост в странах ОЭСР ожидается на уровне 2,4 процента. По отношению к мировому ВВП совокупный размер экономик России и Украины к 2020 году несколько увеличится до 4,3-4,5%. Рост доли региона в мировом выпуске будет ограничен стремительно развивающимися азиатскими экономиками, которые будут быстро наращивать свой вес в мире.
Опережающий рост взаимной торговли, реализация совместных инфраструктурных проектов в базовых отраслях экономики позволят увеличить темпы роста экономик на 0,3-0,8 п.п. в год.
С учетом перечисленных обстоятельств, основной вклад двустороннего сотрудничества в достижение приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Украины связан с осуществлением последовательных усилий по следующим направлениям стратегического взаимодействия.
1) Развитие механизмов производственно-технологической кооперации в тех отраслях, где Российская Федерация и Украина обладают взаимодополняющей структурой конкурентных преимуществ (углеводородная энергетика, включая транзит энергоресурсов; ядерная энергетика; авиационная промышленность; военно-промышленный комплекс; система транспортных коммуникаций; сельскохозяйственное производство и пищевая промышленность; туризм).
2) Углубление взаимодействия экономик двух стран на основе совершенствования национальных законодательств, нормативной базы СНГ, использования норм и правил ВТО с учетом обязательств Российской Федерации в рамках Таможенного союза. При этом взаимная либерализация доступа на рынки товаров и услуг должна дополняться развитием более глубоких форм экономического сотрудничества, способствующих сближению в финансовой и социально-гуманитарной сфере.
Первая группа задач связана с обеспечением максимально полной реализации существующего потенциала сотрудничества, вторая - с использованием передовых механизмов экономической интеграции, выработанных международной практикой, для развития новых форм взаимовыгодных отношений. Только комплексное решение соответствующих задач способно вывести наши экономики на качественно более высокий уровень партнерского взаимодействия.
3. Цели Программы экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011 - 2020 гг. и средства их достижения
3.1. Цели Программы
С учетом объективных интересов Российской Федерации и Украины в сфере создания благоприятных условий для развития национальных экономик, поддержания макроэкономический и социальной стабильности, цели Программы предусматривают:
1) углубление экономической интеграции в интересах достижения устойчиво высоких темпов экономического роста, повышения национальной конкурентоспособности;
2) партнерство в целях комплексной модернизации национальных экономик и развитие национальных инновационных систем, обеспечивающие приближение производительности труда и энергоэффективности к лучшим мировым показателям;
3) поддержку проектов, направленных на диверсификацию структуры национальных экономик, а также структуры экспорта на внешние рынки, в пользу отраслей обрабатывающей промышленности и современных отраслей сферы услуг;
4) улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности обеих стран;
5) повышение благосостояния и качества жизни населения, его социальной защищенности;
6) укрепление добрососедских отношений Российской Федерации и Украины, основанных на уважении интересов друг друга, интенсификации экономических и культурных контактов между гражданами наших стран;
7) обеспечение экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности.
3.2. Средства достижения целей Программы
В качестве средств достижения целей Программы выступают:
1) устранение барьеров для торгового, инвестиционного и технологического сотрудничества;
2) совершенствование национальных законодательств в сфере защиты прав инвесторов, технического регулирования охраны и защиты прав интеллектуальной собственности с ориентацией на лучшие образцы международной практики в соответствующих сферах;
3) создание или развитие эффективных судебных и внесудебных механизмов решения экономических споров;
4) координация мер национальной экономической политики в сфере отраслевого, внешнеторгового и банковского регулирования;
5) реализация приоритетных инвестиционных проектов с использованием бюджетных ресурсов и механизмов государственно-частного партнерства.
4. Основные направления российско-украинского сотрудничества
4.1. Совершенствование режима свободной торговли товарами
Развитие и углубление торгового сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной будет осуществляться, прежде всего, путем совершенствования режима свободной торговли с учетом норм и правил ВТО в рамках подходов, используемых при разработке многостороннего Договора о зоне свободной торговли СНГ.
Программа предусматривает следующие приоритетные направления работ в сфере дальнейшей либерализации взаимной торговли товарами:
- инвентаризация существующих тарифных и нетарифных барьеров с целью их последующего снижения (вплоть до полной отмены);
- идентификация и отмена мер во взаимной торговле, нарушающих действующие двусторонние договоренности и иные международные обязательства сторон;
- устранение барьеров на участие компаний из стран-партнеров в тендерах на осуществление государственных закупок;
- совершенствование правоприменительной практики в части административных процедур пропуска товаров через границу с целью сокращения издержек внешнеторговых операторов.
Для разрешения спорных вопросов, связанных с регулированием доступа чувствительных товаров на рынки обеих стран необходимо разработать совместный меморандум, отражающий принципы проведения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований, сроки и последовательность действий государственных органов в рамках расследований, порядок информирования и предоставления информации заинтересованным сторонам (в том числе правила отнесения информации к конфиденциальной и предоставления неконфиденциальных версий) и прочие процедурные моменты.
Параллельно с решением этих задач осуществляется дальнейшая гармонизация таможенных правил Российской Федерации и Украины по следующим направлениям:
- упрощение порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых во взаимной торговле;
- внедрение современных информационных таможенных технологий, включая информационные системы в пунктах пропуска через российско-украинскую государственную границу;
- сближение порядка совершения таможенных операций при помещении товаров под различные таможенные процедуры (в частности таможенного транзита, реэкспорта, реимпорта), включая вопросы проведения таможенного контроля поездов международного пассажирского сообщения;
- внедрение в практику таможенного контроля положений нормативных документов по защите прав интеллектуальной собственности;
- осуществление таможенными органами Российской Федерации и Украины обмена предварительной информацией относительно товаров и транспортных средств, которые перемещаются через российско-украинскую государственную границу;
- осуществление совместного контроля лиц, товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско-украинскую сухопутную государственную границу (после подписания соответствующего международного договора);
- унификация таможенной декларации на товары и транзитной декларации с учетом формы единого административного документа (ЕАД) ЕС;
- установление единых подходов к формированию перечней пунктов пропуска, установленных для перемещения отдельных категорий товаров, а также товаров, перемещаемых с применением процедуры МДП и с использованием карнетов АТА;
- внедрение системы электронной сертификации и верификации при определении страны происхождения товаров, предусматривающей выдачу, удостоверение, передачу, получение электронных сертификатов о происхождении товара, а также последующую их верификацию;
- внедрение системы предварительного обмена данными, характеризующими таможенную стоимость товаров и транспортных средств, перемещаемых через российско-украинскую государственную границу.
Стороны совершенствуют информационный обмен данными таможенной статистики взаимной российско-украинской торговли с целью проведения их сопоставительного анализа, а при выявлении значительных расхождений в данных проводят двусторонние консультативные встречи для выяснения причин выявленных расхождений.
4.2. Совершенствование защиты прав инвесторов
Для эффективного развития двустороннего сотрудничества должна быть обеспечена безусловная защита прав собственности и открытие рынков для компаний-инвесторов. Это не только позволит привлечь дополнительные капиталы, но и будет содействовать установлению долгосрочных партнерских отношений, в т.ч. в сфере формирования совместных предприятий, производственных холдингов, технологических альянсов и совместной реализации инновационных проектов.
Стратегической целью является создание благоприятного климата для взаимных инвестиций. Для достижения этой цели в срок действия Программы необходимо обеспечить реализацию следующих приоритетов.
1) Безусловное выполнение положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27 ноября 1998 года и предотвращение дискриминации прав инвесторов.
2) Эффективное выполнение судебных и внесудебных решений, связанных с восстановлением нарушенных прав инвесторов (правоприменение в инвестиционной сфере).
3) Совершенствование национального законодательства в сфере противодействия практикам, связанным с неправомерным завладением объектами собственности. Приоритетное внимание должно быть уделено предотвращению рейдерских захватов и манипуляций с реестрами акционеров, обеспечению объективности судебных решений по соответствующим вопросам. Стороны гарантируют усиление борьбы с коррупцией в судебной системе с целью недопущения принятия предвзятых судебных решений, нарушающих права инвесторов.
4) Реализация Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 15 января 1993 года.
4.3. Формирование интегрированной системы платежно-расчетных операций
Дополнительный импульс развитию двусторонних экономических отношений может быть придан посредством расширения использования национальных валют стран-партнеров (российского рубля и украинской гривны) в обслуживании внешнеэкономических операций. Для этого в срок действия Программы должны быть решены следующие задачи.
1) Создание системы расчетов в национальных валютах при осуществлении торгово-инвестиционных операций, обеспечивающей максимально быстрое прохождение платежей при минимальных издержках валютной конвертации.
2) Координация мер противодействия использованию суррогатных платежных схем, основанных на применении бартера и финансовых инструментов сомнительной надежности.
3) Формирование механизмов предоставления экспортно-импортных кредитов с использованием кредитов национальных институтов развития.
4) Стимулирование развития рынка банковских услуг в валютах стран-партнеров (в первую очередь в сфере торгового, инвестиционного и ипотечного кредитования).
5) Обеспечение безусловных гарантий возвратности средств, предоставляемых официальными и частными кредитными институтами. Необходимым условием этого является совершенствование механизмов судебного разрешения кредитных споров (в т.ч. через процедуры банкротства недобросовестных заемщиков), обеспечение выполнения судебных решений (в т.ч. совершенствование института судебных приставов), а также совершенствование правовых норм, связанных с использованием земельной собственности и хозяйственных активов в качестве залога по кредитам.
6) Совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности товарных и фондовых бирж, поощрение интеграции биржевых площадок. Стратегической целью к 2020 г. является вхождение ведущих биржевых площадок Российской Федерации и Украины в число основных глобальных биржевых центров.
4.4. Обеспечение свободного передвижения граждан
К настоящему времени Российская Федерация и Украина добились значительного прогресса в вопросах упрощения порядка пересечения гражданами общей государственной границы. Для максимально полного использования туристического и курортно-рекреационного потенциала стран-партнеров, а также стимулирования взаимовыгодной трудовой миграции реализуются меры, направленные на решение следующих задач.
1) Дальнейшее упрощение административных процедур пересечения границы и контроля за нахождением граждан на территории страны-партнера. В приоритетном порядке должны быть решены вопросы, связанные с сокращением требований по регистрации, предотвращением коррупции и эффективным разрешением проблемных ситуаций (таких, как утеря документов, продление срока действия разрешений на трудоустройство и т.п.).
2) Создание механизмов, облегчающих заключение долгосрочных трудовых контрактов для высококвалифицированных специалистов, работающих над реализацией проектов научно-инновационного сотрудничества (раздел 4.6 настоящей Программы), а также инвестиционно-технологического взаимодействия в приоритетных отраслях экономики (Раздел 5 настоящей Программы).
4.5. Сотрудничество в области технического регулирования
Сотрудничество Российской Федерации и Украины в области технического регулирования (с учетом сформированной в рамках Таможенного союза договорно-правовой базы) позволит создать на территории СНГ крупнейшее пространство единой системы технического регулирования, согласованной с европейской. Это повысит интенсивность взаимной торговли и технологического сотрудничества, а также позволит совместно выходить на внешние рынки с современной экспортной продукцией.
Платформой для совместной работы в области технического регулирования является Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ (МГС СНГ), в рамках которого проводится согласованная разработка межгосударственных стандартов на основе международных правил и норм.
4.6. Сотрудничество в области инноваций и научных исследований
В ходе выполнения Программы должно быть обеспечено комплексное развитие научно-технического потенциала Российской Федерации и Украины, повышение уровня инновационной активности, ускорение темпов экономического роста за счет разработки и внедрения передовых технологий. Для этого Программой предусматриваются следующие приоритетные направления сотрудничества.
1) Координация фундаментальных исследований Российской академии наук и Национальной академии наук Украины, поддержка совместных исследований ведущих университетов, а также национальных исследовательских университетов обоих государств.
2) Реализация совместных инновационных проектов и разработка технологических платформ, имеющих приоритетное значение для развития "экономики знаний" в Российской Федерации и Украине.
3) Создание единого патентного пространства, обеспечивающего взаимное признание и защиту технологических разработок с целью максимально быстрого и эффективного их внедрения в хозяйственную практику (коммерциализация инноваций).
4) Выработка единых подходов к вопросам защиты интеллектуальной собственности и радикальное совершенствование правоприменительной практики в данной сфере.
5) Обмен опытом в сфере развития инновационной бизнес-инфраструктуры и связанных с ней услуг (бизнес-инкубаторы, технологические парки и т.д.).
4.7. Приграничное и межрегиональное сотрудничество
С учетом традиционно тесных экономических и культурных связей между Россией и Украиной значительный эффект может быть достигнут благодаря обеспечению более интенсивного взаимодействия между гражданами, проживающими в приграничных регионах двух стран. Соответствующие меры предусмотрены в Программе межрегионального и приграничного сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной на 2011-2016 годы, подписанной от имени Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Украины 4 октября 2010 г. в г. Геленджике. В частности для реализации этой задачи предусматриваются, в том числе следующие меры:
1) Обеспечение экономических и гуманитарных контактов между населением и хозяйствующими субъектами в приграничных регионах посредством упрощения режима пересечения границы и совершенствования работы пограничных пропускных пунктов.
2) Развитие межмуниципального сотрудничества по линии малых и средних городов, в том числе расположенных в приграничных субъектах Российской Федерации и административно-территориальных единицах Украины.
3) Содействие развитию малого бизнеса с целью создания новых рабочих мест в приграничных регионах.
4.8 Военно-техническое сотрудничество
Одним из основных направлений развития экономик Российской Федерации и Украины является активизация взаимодействия в сфере военно-технического сотрудничества. Для этого в период действия Программы выполняются следующие задачи:
1) осуществление взаимных поставок продукции (услуг) военного назначения;
2) осуществление совместных программ военно-технического сотрудничества, в том числе связанных с взаимодействием предприятий российского и украинского оборонно-промышленных комплексов, в области создания, модернизации, ремонта и утилизации вооружения и военной техники;
3) создание совместных предприятий и стратегических корпоративных объединений (транснациональных корпораций) для выполнения работ по созданию новых образцов продукции военного, двойного и специального назначения, а также осуществления ремонта и модернизации существующих;
4) выработка единых подходов к вопросам взаимодействия при осуществлении экспорта продукции военного назначения в третьи страны и взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.
4.9. Сотрудничество в области конкурентной политики
Формирование эффективной системы, обеспечивающей пресечение антиконкурентных практик, имеющих трансграничный характер, является важным фактором в процессе создания благоприятных условий для развития торгово-экономических отношений и обеспечения роста взаимных инвестиций между Россией и Украиной.
В связи с этим Программой предусматриваются следующие приоритетные направления сотрудничества в области конкурентной политики:
1) совершенствование конкурентного законодательства на основе международных норм и правил;
2) развитие практического взаимодействия антимонопольных органов России и Украины при расследовании конкретных случаев нарушения антимонопольного законодательства, затрагивающих интересы двух стран, в том числе путем:
- информационного обмена;
- координации действий при осуществлении правоприменительной деятельности конкурентными ведомствами России и Украины, касающейся одних и тех же или аналогичных антиконкурентных действий или сделок.
5. Сотрудничество в приоритетных отраслях экономики
Для получения максимального общеэкономического эффекта и обеспечения ускоренной технологической модернизации экономик Российской Федерации и Украины в период до 2020 г., в рамках Программы выделяется ряд приоритетных отраслей экономического взаимодействия. Проекты сотрудничества в данных отраслях должны содействовать повышению конкурентоспособности наших экономик через объединение научно-технического и инновационного потенциала, предотвращение нерациональной и разорительной конкуренции между российскими и украинскими производителями, переход к совместному освоению экспортных рынков. Для этого принципиально важными являются:
- реализация совместных инфраструктурных и промышленных проектов, связанных с сооружением магистральных трубопроводов, атомных энергоблоков, созданием мощностей по производству ядерного топлива, объектов гидроэнергетики, железнодорожного и автомобильного транспорта, морского флота, авиа-, ракето- и судостроения, изучения и освоения космического пространства и других перспективных направлений сотрудничества, в т.ч. связанного с достижением приоритетов инновационного развития, защиты окружающей среды, энергосбережения и энергоэффективности, с указанием возможных источников финансирования;
- разработка "дорожных карт" реализации инициатив (включая создание совместных предприятий и объединений) в приоритетных сферах экономики, в первую очередь - в авиастроении, двигателестроении, атомной энергетике, космической промышленности и судостроении.
5.1. Углеводородная энергетика
Сотрудничество в сфере углеводородной энергетики имеет ключевое значение для бесперебойного функционирования национальных хозяйственных систем, повышения энергетической безопасности стран-партнеров. Основной акцент будет сделан на следующих приоритетных направлениях:
- развитие сотрудничества в области добычи, переработки, хранения, и транзита углеводородов;
- повышение надежности энергоснабжения и оптимизация использования топливно-энергетических ресурсов;
- формирование совместных предприятий и стратегических корпоративных альянсов для взаимовыгодного управления активами в топливно-энергетическом комплексе, строительства новых и модернизации существующих производственных мощностей, а также реализация иных инвестиционных проектов;
- сотрудничество в разработке и содействие развитию поставок оборудования для добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья;
- совместная разработка и освоение технологий разведки и добычи газа из нетрадиционных источников (в т.ч. газоносных сланцев и песчаников);
- совместное освоение и эксплуатация углеводородных месторождений структуры Палласа на черноморском шельфе Российской Федерации и Украины;
- взаимовыгодное использование запасов угля и сотрудничество по вопросам снижения негативного влияния объектов угледобычи на окружающую среду в приграничных территориях Российской Федерации и Украины.
5.2. Электроэнергетика
Ключевыми направлениями сотрудничества в электроэнергетике являются:
- подготовка и подписание Межправительственного соглашения по обеспечению параллельной работы электроэнергетических сетей Российской Федерации и Украины;
- подготовка Межправительственного соглашения о взаимодействии в гидроэнергетической сфере;
- комплексное обеспечение согласованного функционирования национальных электроэнергетических систем для сглаживания сезонных и суточных колебаний нагрузки, скоординированной модернизации сетей и перехода к использованию новых технологических платформ ("умные сети" и т.п.);
- разработка и внедрение энергосберегающих технологий для рационализации и сокращения потребления электроэнергии, предотвращения ее необоснованных потерь и снижения нагрузки на окружающую среду при выработке электроэнергии;
- координация действий в области предотвращения и минимизации последствий аварийных ситуаций в сфере электроэнергетики.
5.3. Ядерная энергетика
Развитие сотрудничества в области ядерной энергетики и ядерного топливного цикла является важным направлением укрепления конкурентных позиций Российской Федерации и Украины в одном из наиболее высокотехнологичных секторов мировой экономики. Опираясь на накопленный технологический потенциал и совместные усилия по его совершенствованию, наши государства могут претендовать на лидирующие позиции в данном секторе. Для этого должны быть реализованы следующие совместные приоритеты:
- развитие атомных энергетических комплексов Российской Федерации и Украины с учетом перспектив интеграции активов атомных энергопромышленных комплексов двух государств;
- реализация проектов инжиниринга, строительства, эксплуатации и обслуживания АЭС, в т.ч. на территории третьих стран;
- обеспечение технологической и производственной интеграции в области атомного и энергетического машиностроения;
- развитие производств ядерно-топливного цикла, интеграция урана и циркония украинского производства в ядерное топливо для реакторов ВВЭР-1000, создание совместных предприятий в сфере атомно-промышленного комплекса;
- сотрудничество по вопросам проблем хранения и переработки отработанного ядерного топлива, в т.ч. реализация долгосрочного контракта на обращение с отработавшими тепловыделяющими сборками украинских АЭС;
- обеспечение безопасной эксплуатации действующих АЭС с реакторами ВВЭР-1000 и ВВЭР-440;
- контроль за разработкой и использованием гражданских ядерных технологий с целью предотвращения их несанкционированной передачи третьим сторонам;
- разработка и подписание соглашений между Правительством Российской Федерации, Кабинетом Министров Украины, Правительствами Словакии и Венгрии о сотрудничестве в области перевозки ядерных материалов.
5.4. Авиационная промышленность
Объединение усилий Российской Федерации и Украины по разработке и производству авиационной техники является важным условием развития выпуска высокотехнологичной инновационной продукции. Для обеспечения эффективного сотрудничества в данной области должны быть решены следующие задачи:
- интеграция авиационных комплексов Российской Федерации и Украины для максимально полного использования научно-технического, производственного, технологического и инновационного потенциала обоих государств, в т.ч. на базе совместного предприятия "ОАК-Антонов" и других совместных предприятий в авиа- и двигателестроении";
- совместная разработка и серийное производство самолетов семейств Ан-148, Ан-140, Ан-124, Ан-70;
- упрощение таможенных операций, совершаемых при перемещении через границу Российской Федерации и Украины сырья, агрегатов и узлов, используемых в совместном производстве авиатехники;
- реализация перспективных совместных проектов в области двигателестроения, в том числе разработка двигателя Д-27, модернизация двигателей АИ-222-25, Д-18Т, Д-436 и Д-136.
5.5. Космическая промышленность
В рамках сохранения, развития и реализации потенциала сотрудничества и имеющихся возможностей космических отраслей по выпуску высокотехнологической продукции, предоставлению субъектам хозяйственной, управленческой и научной деятельности необходимых услуг в интересах социально экономического развития будут реализовываться следующие задачи:
- разработка и выполнение Программы российско-украинского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства на 2012-2016 годы;
- содействие развитию российско-украинского сотрудничества в области изучения, освоения и использования космоса;
- разработка, модернизация и эксплуатация средств выведения, оказание пусковых услуг для выполнения национальных космических программ и реализации совместных проектов, в том числе коммерческих;
- развитие объектов космодрома Байконур для эффективной реализации программ запусков космических аппаратов;
- разработка, ввод в эксплуатацию и эксплуатация космических систем и комплексов нового поколения для фундаментальных научных исследований, высокоточного координатно-временного обеспечения в любой точке территории Российской Федерации и Украины в любой момент времени, дистанционного зондирования Земли (в т.ч. в целях экологического и гидрометеорологического мониторинга), осуществления пилотируемых полетов;
- развитие средств управления космическими аппаратами для эффективного выполнения ими целевых задач;
- обеспечение эксплуатации российского сегмента Международной космической станции и реализация "Долгосрочной программы научно-прикладных исследований и экспериментов, планируемых на российском сегменте МКС" с участием Украины;
- использование космических средств для борьбы с космическим мусором и астероидно-кометной угрозой;
- сохранение и развитие кооперации предприятий-разработчиков и изготовителей ракетно-космической техники России и Украины, необходимой для развертывания и поддержания орбитальной группировки космических аппаратов в состоянии, обеспечивающем решение целевых задач в интересах развития социально-экономической сферы, науки и безопасности Российской Федерации и Украины;
- создание научно-технического и производственно-технологического заделов для разработки и изготовления перспективной космической техники, конкурентоспособной на мировом рынке космической продукции и услуг;
- обеспечение правовых, организационных и технических условий эффективного использования объектов космической инфраструктуры и космического производства в интересах создания, выведения в космос и применения перспективных космических средств социально-экономического и научного назначения;
- сохранение и упрочение материально-технической базы предприятий-разработчиков и изготовителей ракетно-космической техники, поставщиков комплектующих изделий, материалов и сырья для ее изготовления и обеспечения этих предприятий государственной поддержкой;
- привлечение внебюджетных источников финансирования космической деятельности за счет расширения перечня и объемов предоставления услуг в части разработки, производства и запуска космических средств других государств и коммерческих структур.
5.6. Судостроение
Эффективному взаимодействию Российской Федерации и Украины в бассейнах Черного и Азовского морей будет содействовать:
- формирование корпоративных альянсов и создание совместных предприятий с целью расширения и модернизации судостроительных мощностей обоих государств;
- размещение заказов на строительство судов и выполнение отдельных видов работ в судостроительном секторе на судостроительных компаниях государств-партнеров;
- строительство судов и плавсредств для использования в совместных проектах освоения шельфа Черного и Азовского морей;
- развитие ремонтной базы для обслуживания и модернизации судов грузового и пассажирского флота.
5.7. Агропромышленный комплекс
Приоритетными направлениями развития сотрудничества в сфере агропромышленного производства и торговли сельскохозяйственной продукцией являются:
- создание благоприятного климата для притока инвестиций в развитие агропромышленного комплекса обоих государств;
- привлечение предприятий агропромышленного комплекса к совместному участию в выставочных мероприятиях на территориях обоих государств;
- выработка общих подходов по вопросам контроля качественных показателей семенного материала и товарной продукции АПК, сортоиспытания и стандартизации;
- развитие сотрудничества на зерновом рынке, включая логистику зерновых и продукции их переработки;
- совместная разработка и использование биотехнологий в АПК,
- стажировка ученых аграрного направления в лабораториях научных и селекционных учреждений обеих государств;
- проведение совместных инспекций российских и украинских предприятий по производству продукции животного происхождения с целью получения этими предприятиями разрешений на поставки продукции в Российскую Федерацию и Украину.
5.8. Транспорт и логистика
Приоритетными направлениями развития сотрудничества в сфере интеграции транспортно-логистических систем Российской Федерации и Украины являются:
- осуществление совместных взаимовыгодных проектов модернизации и использования, железнодорожной и портовой инфраструктуры, в т.ч. в интересах обеспечения экспортных поставок в третьи страны;
- развитие сети международных транспортных коридоров, проходящих по территориям Российской Федерации и Украины;
- координация усилий сторон по реализации многостороннего международного проекта с участием Российской Федерации и Украины по строительству ширококолейной (1520 мм) железнодорожной линии до Братиславы и Вены;
- совершенствование таможенного и пограничного контроля при перевозках пассажиров для сокращения времени стоянок пассажирских поездов в пунктах пропуска через государственную границу;
- создание условий для повышения конкурентоспособности российских и украинских перевозчиков и операторских компаний на европейском и мировом транспортном рынке, развитие сквозного сервиса на транзитных направлениях и в рамках международных транспортных коридоров;
- создание взаимовыгодных условий для качественного увеличения и развития сети авиационных сообщений между Российской Федерацией и Украиной за счет устранения существующих в этой сфере барьеров и административных ограничений;
- координация программ развития портовых комплексов Азовского и Черного морей в целях оптимального использования существующих портовых мощностей Российской Федерации и Украины и строительства новых;
- координация действий, направленных на внедрение положений Международного кодекса по охране судов и портовых средств, а также мер в области обеспечения безопасности мореплавания;
- разработка и реализация проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив с учетом результатов технико-экономической экспертизы;
- повышение эффективности тарифной политики при осуществлении международных грузовых перевозок.
5.9. Курортно-рекреационный комплекс
Граждане Российской Федерации и Украины имеют длительный позитивный опыт, связанный с поездками на территорию страны-партнера с курортно-оздоровительными и туристическими целями. После длительного периода, для которого были характерны низкие инвестиции в развитие курортно-рекреационного комплекса и преимущественное использование объектов, созданных в советский период, необходимо уделить приоритетное внимание модернизации курортно-рекреационной инфраструктуры. Это будет способствовать не только росту доходов производителей курортно-рекреационных услуг и развитию соответствующих регионов, но и достижению приоритетов в сфере охраны здоровья, укреплению гуманитарных связей между нашими народами. Для этого должен быть реализован следующий комплекс мероприятий.
- проведение кадастрового учета земель и регистрации прав собственности на земельные участки в районах, перспективных с точки зрения развития курортно-рекреационной инфраструктуры.
- разработка единого регламента сертификации объектов курортно-бальнеологической специализации Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения Украины.
- комплексная оценка потенциала исторического, культурно-познавательного, этно- и экологического туризма с целью определения наиболее перспективных совместных проектов в сфере его освоения.
- двустороннее сотрудничество по оказанию санаторно-курортного лечения гражданам другой стороны с применением природных лечебных факторов в рамках соглашений между Российской Федерацией и Украиной;
- проведение консультаций по вопросу создания механизма взаимного направления пациентов в санаторно-курортные и лечебные учреждения другой стороны на отдых и/или лечение;
- изучение опыта российских и украинских специалистов по использованию различных природных лечебных факторов и методов традиционной медицины в медицинской реабилитации больных;
- осуществление сотрудничества по обмену информацией о природных лечебных факторах Российской Федерации и Украины, проведению совместных научно-исследовательских работ по изучению и оценке состава и качества природных лечебных факторов на действующих курортах и перспективных территориях;
- выработка унифицированных подходов к анализу и оценке природных лечебных факторов, эффективности их применения в лечебно-профилактических целях;
- осуществление обмена научно-практическими разработками, информацией, специалистами по направлениям медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;
- рассмотрение вопроса новых форм экономического сотрудничества в санаторно-курортной сфере (использование государственно-частного партнерства с привлечением инвестиций и механизма, регулирующего деятельность санаторно-курортных организаций, с учетом различных форм собственности);
- взаимообмен правовыми и нормативно-техническими документами в области освоения и использования лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных факторов, а также по организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
6. Приоритеты сотрудничества в социально-гуманитарной сфере
6.1. Сотрудничество в социальной сфере
Проводимые в Российской Федерации и Украине экономические преобразования сопровождаются появлением новых вызовов в социальной сфере. Для эффективного ответа на эти вызовы Программа предусматривает взаимно скоординированные усилия по дальнейшему совершенствованию правовой базы решения проблем в следующих сферах:
- занятость и трудовая миграция,
- совершенствование стандартов социального обеспечения и социальной защиты населения,
- коллективно-договорное регулирование трудовых отношений с учетом интересов работников и работодателей,
- надзор за соблюдением трудового законодательства,
- пенсионное обеспечение (включая вопросы, связанные с учетом периода работы на территории государств-партнеров при расчете трудового стажа пенсионера),
- развитие социального диалога и социальной ответственности бизнеса;
- борьба с преступностью,
- координация усилий по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки;
- предотвращение загрязнения окружающей среды и устранение его последствий;
- борьба с последствиями природных и техногенных катастроф.
6.2. Сотрудничество в гуманитарной сфере
Гуманитарное сотрудничество - один из важнейших элементов взаимодействия, который позволяет в полном объеме задействовать человеческий фактор в межгосударственных отношениях. Среди основных его задач - дальнейшее развитие совместных образовательных, научных, информационных и культурных проектов, а также проектов в сфере здравоохранения, молодежной политики, спорта. Расширению гуманитарного сотрудничества должно служить активное привлечение широкого круга потенциальных партнеров, включая бизнес-круги и неправительственные организации.
Основные направления гуманитарного сотрудничества, предусмотренные Программой, включают в себя:
- содействие развитию сети общеобразовательных учебных заведений с обучением или изучением украинского языка в Российской Федерации и обучением или изучением русского языка в Украине;
- развитие культурных обменов (на уровне музеев, театров и иных учреждений культуры, фольклорных коллективов и т.п.);
- организация спортивных соревнований и иных зрелищных мероприятий.
Важное значение для решения этих задач имеет дальнейшее совершенствование правовой базы сотрудничества, а именно:
- подписание и исполнение двухгодичных программ по сотрудничеству в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области молодежной политики от 28 января 2008 года и Соглашения между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Государственным комитетом Украины по делам семьи и молодежи о сотрудничестве в сфере семейной политики и обеспечению тендерного равенства от 7 марта 2003 года;
- подписание Соглашения между Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины о сотрудничестве в области физической культуры и спорта;
- подписание и исполнение двухгодичных программ по практическому сотрудничеству в области физической культуры и спорта.
Одним из приоритетов сотрудничества в гуманитарной сфере является взаимодействие в информационной сфере организации теле- и радиопередач в России - на украинском языке, в Украине - на русском языке.
7. Финансовое обеспечение Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы выступают:
- федеральный, региональные и муниципальные бюджеты Российской Федерации, государственный и местные бюджеты Украины;
- средства государственных и региональных институтов развития;
- ресурсы, привлекаемые на заемной основе на финансовых рынках;
- средства частных хозяйствующих субъектов, привлекаемые на условиях государственно-частного партнерства.
Объем средств, поступающих из соответствующих источников, определяется для каждого из мероприятий Программы в соответствии с Планами мероприятий, утверждаемыми на весь период действия Программы и для отдельных ее этапов.
8. Ожидаемые результаты реализации Программы
Результаты реализации Программы оцениваются на основании следующих критериев, отражающих эффективность двустороннего экономического взаимодействия. Ключевыми целевыми показателями объемов взаимного сотрудничества являются:
- повышение оборота двусторонней торговли товарами в среднем не менее чем на 10-15% в год (в физических объемах);
- повышение оборота двусторонней торговли услугами в среднем не менее чем на 12-15% в год;
- повышение доли торговли несырьевыми товарами, а также услугами с третьими странами;
- повышение объема взаимных инвестиций в среднем не менее чем на 15-20% в год;
- повышение выпуска предприятий с взаимными инвестициями не менее чем в 5 раз к 2020 г.
Развитие партнерского взаимодействия должно способствовать сближению макроэкономических параметров. В частности либерализация торговли приведет к снижению издержек производителей, снижению стоимости товаров для конечных потребителей и увеличению товарооборота между странами. Более глубокая интеграция позволит и более эффективно распределять трудовые, капитальные, финансовые ресурсы. Эти процессы, наряду с более интенсивным обменом технологиями, позволят улучшить конкурентоспособность российских и украинских компаний как на региональном, так и на мировом рынке. Исчезновение финансовых барьеров приведет к снижению стоимости заемных средств, упростит доступ к кредитным ресурсам и увеличит приток прямых иностранных инвестиций. В рамках интеграционного процесса будут созданы новые рабочие места, и повысится общий уровень благосостояния населения обеих стран.
9. Механизм реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться посредством выполнения органами власти и хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Украины мероприятий, определенных Сторонами в Программе.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют уполномоченные органы Сторон: Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Украины.
Контроль и реализация Программы будет осуществляться путем:
- проведения ежегодного мониторинга реализации Программы уполномоченными органами Сторон;
- рассмотрения результатов мониторинга реализации Программы в рамках работы Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Комитета по вопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственной комиссии.
В настоящую Программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию Сторон.
Совершено в г. Москве 7 июня 2011 года, в двух экземплярах, каждый на русском и украинском языках.
За Правительство Российской Федерации
/подпись/
За Кабинет Министров Украины
/подпись/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011 - 2020 гг. (Москва, 7 июня 2011 г.)
Текст программы официально опубликован не был