Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение II
Общие спецификации для национальной программы проверки качества, которые должны применяться каждым государством-членом ЕС в области безопасности гражданской авиации
1. Определения
1.1. В целях настоящего Приложения применяются следующие определения:
(1) "Объем ежегодных перевозок" означает общее количество пассажиров, прибывающих, отбывающих и находящихся в пути (подсчитывается один раз);
(2) "Компетентный орган власти" означает национальный орган власти, назначенный Государством-членом ЕС в соответствии со Статьей 9 ответственным за координацию и контроль исполнения его национальной программы безопасности гражданской авиации;
(3) "Аудитор" означает любое лицо, осуществляющее от имени компетентного органа власти деятельность по контролю соответствия национального законодательства;
(4) "Сертификация" означает формальную оценку и подтверждение компетентного органа власти или от его имени того, что лицо обладает необходимой компетенцией для осуществления функций аудитора на надлежащем уровне, установленном компетентным органом власти;
(5) "Деятельность по мониторингу соответствия" означает любую процедуру или процесс, используемый для оценки исполнения настоящего Регламента и национальной программы безопасности авиации;
(6) "Недостаток" означает несоответствие требованиям авиационной безопасности;
(7) "Инспекция" означает проверку исполнения мер и процедур безопасности для определения эффективности их осуществления и соответствия стандартам, а также для выявления недостатков;
(8) "Опрос" означает проведение аудитором устной проверки исполнения мер и процедур безопасности;
(9) "Наблюдение" означает проведение аудитором визуальной проверки исполнения мер и процедур безопасности;
(10) "Репрезентативная выборка" означает выборку, сделанную среди возможных вариантов для контроля, которая является достаточной по числу и диапазону для обеспечения основания для общих выводов по исполнению стандартов;
(11) "Контроль безопасности" означает всестороннюю экспертизу мер и процедур безопасности, проводимую для того, чтобы определить, осуществляются ли они полностью на непрерывной основе;
(12) "Тест" означает испытание мер авиационной безопасности, при котором компетентный орган власти инсценирует попытку совершения акта незаконного вмешательства для исследования эффективности исполнения существующих мер безопасности;
(13) "Контрольная проверка" означает действие, предпринятое аудитором для установления нахождения определенной меры безопасности на фактическом месте;
(14) "Незащищенность" означает любое слабое место в предпринятых мерах и процедурах, которое могло бы быть использовано для совершения акта незаконного вмешательства.
2. Полномочия компетентного органа власти
2.1. Государства-члены ЕС должны предоставить компетентному органу власти необходимые полномочия для контроля и проведения в жизнь всех требований настоящего Регламента и его имплементационных актов, в том числе полномочия по наложению взысканий в соответствии со Статьей 21.
2.2. Компетентный орган власти должен проводить деятельность по контролю соответствия и обладать необходимыми полномочиями, чтобы требовать устранения выявленных недостатков в течение установленных сроков.
2.3. Относительно деятельности по исправлению недостатков и имплементационных мер должен быть установлен дифференцированный и пропорциональный подход. Такой подход должен состоять из прогрессивных этапов, которым необходимо следовать до устранения недостатков, в том числе:
(а) советы и рекомендации;
(b) официальное предупреждение;
(с) извещение о принудительном исполнении;
(d) административные санкции и судебное разбирательство.
Компетентный орган власти может пропустить один или несколько из этих этапов, особенно в случае серьезных или повторяющихся недостатков.
3. Цели и содержание национальной программы контроля качества
3.1. Цели национальной программы контроля качества состоят в том, чтобы проверить эффективность и правильность исполнения мер авиационной безопасности и определить уровень соответствия настоящему Регламенту и национальной программе безопасности гражданской авиации посредством деятельности по мониторингу соответствия.
3.2. Национальная программа контроля качества должна включать в себя следующие элементы:
(a) организационная структура, обязанности и ресурсы;
(b) описание работы аудиторов и необходимые для них квалификации;
(c) деятельность по мониторингу соответствия, в том числе сферу действия контроля безопасности, проверок, тестов и расследований, следующих за фактическими или потенциальными нарушениями безопасности, частоту проведения контроля безопасности и проверок, а также классификация степени соответствия;
(d) инспектирование, при наличии причин для переоценки потребностей безопасности;
(e) деятельность по устранению недостатков, определяющая детали, относящиеся к докладам о недостатках, последовательность действий и исправления для обеспечения соответствия требованиям авиационной безопасности;
(f) меры принудительного характера и, в случае необходимости, санкции, определенные в подпунктах 2.1 и 2.3 настоящего Приложения;
(g) отчетность о проведенной деятельности по мониторингу соответствия, в том числе, в случае необходимости, информационный обмен между национальными органами об уровнях соответствия;
(h) процесс проверки мер контроля качества, применяемых аэропортом, оператором и организацией;
(i) процесс записи и анализа результатов национальной программы контроля качества для определения тенденций и направления будущего развития политики.
4. Мониторинг соответствия
4.1. Все аэропорты, операторы и другие организации, ответственные за авиационную безопасность, должны регулярно проверяться для обеспечения быстрого обнаружения и исправления нарушений.
4.2. Мониторинг должен быть проведен в соответствии с национальной программой контроля качества, с учетом уровня угрозы, типа и характера деятельности, стандарта исполнения, результатов внутреннего контроля качества аэропортов, операторов и организаций, а также других факторов и анализов, которые влияют на частоту проведения мониторинга.
4.3. Мониторинг должен включать проверку исполнения и эффективности внутренних мер контроля качества аэропортов, операторов и других организаций.
4.4. Мониторинг в каждом отдельном аэропорту должен быть составлен из подходящей комбинации видов деятельности по мониторингу соответствия и представлять всесторонний общий обзор исполнения мер безопасности в эксплуатации аэропорта.
4.5. Управление, определение приоритетов и организация программы контроля качества должны быть предприняты независимо от рабочего исполнения мер, принятых согласно национальной программе безопасности гражданской авиации.
4.6. Деятельность по мониторингу соответствия должна включать в себя проверки безопасности, инспекции и тесты.
5. Методология
5.1. Методология для проведения мониторинга должна соответствовать стандартизированному подходу, который включает в себя постановку задач, планирование, подготовку, локальную деятельность, классификацию полученных данных, подготовку отчета и процесс коррекции.
5.2. Деятельность по мониторингу соответствия должна быть основана на систематическом сборе информации посредством наблюдений, опросов, экспертизы документов и контрольных проверок.
5.3. Мониторинг соответствия должен состоять из объявленных и необъявленных действий.
6. Проверка безопасности
6.1. Проверка безопасности распространяется на:
(а) все меры безопасности в аэропорту; или
(b) все меры безопасности, применяемые отдельным аэропортом, терминалом аэропорта, оператором или организацией; или
(c) специальную часть Национальной программы безопасности гражданской авиации.
6.2. Методология проведения проверки безопасности должна учитывать следующие элементы:
(a) объявление о проверке безопасности и сообщение о предварительном анкетном опросе, в случае необходимости;
(b) фаза подготовки, в том числе проверка проведенного анкетного опроса и другой относящейся к делу документации;
(c) вводный инструктаж с представителями аэропорта/оператора/организации, проводимый до начала локального мониторинга;
(d) локальная деятельность;
(e) подведение итогов и отчет;
(f) процесс исправления недостатков, в случае их обнаружения, и сопутствующий контроль этого процесса.
6.3. Для подтверждения исполнения мер безопасности проведение контроля безопасности должно быть основано на систематическом сборе информации посредством одного или нескольких из перечисленных методов:
(а) экспертиза документов;
(b) наблюдения;
(c) опросы;
(d) контрольные проверки.
6.4. Аэропорты с ежегодным объемом перевозок, превышающим 10 миллионов пассажиров, должны проходить проверку безопасности, распространяющуюся на все стандарты авиационной безопасности, по крайней мере, один раз в 4 года. Экспертиза должна включать в себя репрезентативную выборку информации.
7. Инспекции
7.1. Сфера действия инспекций должна распространяться, по меньшей мере, на одну группу непосредственно связанных между собой мер безопасности, изложенных в Дополнении 1 настоящего Регламента и в соответствующих имплементационных актах, проверенных в один прием или в разумные сроки, обычно не превышающие три месяца. Экспертиза должна включать в себя репрезентативную выборку информации.
7.2. Группа непосредственно связанных между собой мер безопасности - это группа из двух или более требований, указанных в Дополнении 1 к настоящему Регламенту и соответствующих имплементационных актов, которые настолько тесно взаимосвязаны друг с другом, что достижение цели не может быть надлежащим образом оценено без их совместного рассмотрения. Эти группы должны включать меры, перечисленные в Дополнении I к этому Приложению.
7.3. Инспекции должны проводиться без предварительного уведомления. В случае если компетентный орган власти считает, что это невозможно, инспекции могут быть объявлены. Методология проведения инспекции должна учитывать следующие элементы:
(a) фаза подготовки;
(b) локальная деятельность;
(c) отчет о проделанной работе в зависимости от частоты и результатов деятельности по мониторингу;
(d) доклад/отчетность;
(e) процесс исправления недостатков и контроль этого процесса.
7.4. Для подтверждения эффективности меры безопасности, проведение инспекции должно основываться на систематическом сборе информации одним или несколькими из следующих методов:
(a) экспертиза документов;
(b) наблюдения;
(c) опросы;
(d) контрольные проверки.
7.5. В аэропортах с ежегодным объемом перевозок более чем 2 миллионов пассажиров, инспекции в отношении всех групп непосредственно связанных между собой мер безопасности, изложенных в главах 1-6 Приложения 1 к настоящему Регламенту, должны проводиться как минимум каждые 12 месяцев, в случае если проверка в данном аэропорту не проводилась в течение этого времени. Частота проведения инспекций всех мер безопасности, подпадающих под действие глав 7-12 Приложения 1, должна быть определена компетентным органом власти на основе оценки риска.
7.6. Если в Государстве-члене ЕС отсутствует аэропорт с ежегодным объемом перевозок, превышающим 2 миллиона пассажиров, требования подпункта 7.5 должны применяться к аэропорту с наибольшим ежегодным объемом перевозок, находящемуся на территории такого государства.
8. Тесты
8.1. Тесты проводятся для проверки эффективности исполнения, по меньшей мере, следующих мер безопасности:
(а) контроль допуска к охраняемым зонам ограниченного доступа;
(b) защита самолета;
(c) досмотр пассажиров и ручной клади;
(d) досмотр персонала и проносимых предметов;
(e) защита багажа;
(f) досмотр груза или почты;
(g) защита груза и почты.
8.2. Протокол тестирования, включающий методологию, должен быть составлен с учетом требований законодательства, безопасности и эксплуатации. Методология должна учитывать следующие элементы:
(a) фаза подготовки;
(b) локальная деятельность;
(c) отчет о проделанной работе в зависимости от частоты и результатов деятельности по мониторингу;
(d) доклад/отчетность;
(e) процесс исправления недостатков и сопутствующий контроль этого процесса.
9. Обзоры
9.1. Обзоры должны проводиться всякий раз, когда компетентный орган власти признает необходимость переоценки действий для определения и привлечения внимания к любой незащищенности. Если такая незащищенность выявлена, компетентный орган власти должен требовать исполнения защитных мер, соразмерных с угрозой.
10. Доклад
10.1. По результатам деятельности по мониторингу соответствия должен быть подготовлен доклад или отчет в стандартном формате с учетом постоянного анализа тенденций.
10.2. В отчетность должны быть включены следующие элементы:
(a) тип деятельности;
(b) контролируемый аэропорт, оператор или организация;
(c) дата и время проведения деятельности;
(d) наименование аудиторов, осуществляющих деятельность;
(e) сфера распространения деятельности;
(f) полученные результаты с соответствующими положениями Национальной Программы Безопасности Гражданской авиации;
(g) квалификация соответствия;
(h) рекомендации для мероприятий по устранению недостатков, в случае необходимости;
(i) сроки для исправления недостатков, в случае необходимости.
10.3. В случае обнаружения недостатков компетентный орган власти должен сообщить о соответствующих результатах аэропорту, операторам или организации, в отношении которых был проведен мониторинг.
11. Общая квалификация соответствия
11.1. Деятельность по мониторингу соответствия должна квалифицировать выполнение национальной программы безопасности гражданской авиации, используя согласованную систему квалификации соответствия, изложенную в Дополнении II.
12. Устранение недостатков
12.1. Устранение выявленных недостатков должно быть произведено в кратчайший срок. Если это невозможно, необходимо принять компенсирующие меры.
12.2. Компетентный орган власти должен требовать от аэропортов, операторов или организаций, в отношении которых проводится деятельность по мониторингу соответствия, представления для согласования плана действий, относящегося к любым недостаткам, перечисленным в докладе, с указанием сроков для проведения мероприятий по устранению недостатков, а также предоставления подтверждения о завершения процесса исправления недостатков.
13. Последующие действия, связанные с проверкой исправления недостатков
13.1. После подтверждения подконтрольным аэропортом, оператором или организацией проведения требуемых действий по устранению недостатков, компетентный орган власти должен проверить реализацию исправительных мероприятий.
13.2. В ходе последующих действий должен быть использован наиболее подходящий метод мониторинга.
14. Наличие аудиторов
14.1. Каждое Государство-член ЕС должно гарантировать наличие достаточного числа аудиторов непосредственно для компетентного органа власти либо для работы под его руководством, которые будут осуществлять в полном объеме деятельность по мониторингу соответствия.
15. Квалификационные критерии для аудиторов
15.1. Каждое Государство-член ЕС должно гарантировать, что аудиторы, осуществляющие функции от имени компетентного органа власти:
(а) не связаны какими-либо договорными или денежными обязательствами с подконтрольным аэропортом, оператором или организацией; и
(b) обладают надлежащей компетенцией, которая включает в себя достаточный теоретический и практический опыт в соответствующей области;
Аудиторы должны подлежать сертификации или эквивалентному ей утверждению компетентным органом власти.
15.2. Аудиторы должны обладать следующими компетенциями:
(a) понимание действующих применимых мер безопасности и способов их применения к проверяемой деятельности, в том числе:
- понимание принципов безопасности;
- понимание контрольных задач;
- понимание факторов, влияющих на работоспособность человека;
(b) практические знания о технологии и технике безопасности;
(c) знание о соответствии принципам, процедурам и техникам мониторинга;
(d) практические знания о проверяемой деятельности;
(e) понимание роли и полномочий аудитора.
15.3. Аудиторы должны проходить текущее обучение так часто, как это необходимо, для того, чтобы гарантировать, что поддерживаются существующие и приобретаются новые компетенции, позволяющие принимать во внимание достижения в сфере безопасности.
16. Полномочия аудиторов
16.1. Аудиторы, осуществляющие деятельность по мониторингу, должны быть наделены надлежащей компетенцией, позволяющей получать информацию, необходимую для выполнения поставленных задач.
16.2. Аудиторы должны иметь при себе удостоверение личности, уполномочивающее на выполнение деятельности по мониторингу от имени компетентного органа власти и дающее право доступа ко всем требуемым территориям.
16.3. Аудиторы должны быть правомочны:
(a) получать непосредственный доступ ко всем необходимым территориям, в том числе воздушным судам и строениям, для целей проведения мониторинга; и
(b) требовать правильного исполнения или дублирования мер безопасности.
16.4. Как следует из предоставленных аудитором полномочий, компетентный орган власти должен действовать в соответствии с пунктом 2.3. в следующих случаях:
(a) создание умышленных препятствий или помех аудитору;
(b) непредставление или отказ от предоставления аудитору требуемой информации;
(c) предоставление аудитору неверной или заведомо ложной информации, с намерением ввести его в заблуждение; и
(d) выдача другим лицом себя за аудитора с намерением введения в заблуждение.
17. Наиболее эффективные методы работы
17.1. Государства-члены ЕС должны сообщать Европейской Комиссии о наиболее эффективных методах работы, относящихся к программам контроля качества, методологиям аудита и аудиторам. Европейская Комиссия должна распространять эту информацию среди других Государств-членов ЕС.
18. Доклады Европейской Комиссии
18.1. Государства-члены ЕС должны ежегодно предоставлять Европейской Комиссии доклады о мерах, принятых для исполнения их обязательств по настоящему Регламенту, и о состоянии авиационной безопасности в аэропортах, расположенных на их территории. Отчетный период для доклада должен быть установлен с 1 января по 31 декабря. Доклад должен быть представлен через три месяца после завершения отчетного периода.
18.2. Содержание доклада должно соответствовать Дополнению III согласно образцу, предоставленному Европейской Комиссией.
18.3. Основные заключения из этих докладов Европейская Комиссия должна довести до сведения остальных Государств-членов ЕС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.