Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 14 января 2000 г. N 10
Долгосрочная областная целевая программа
"Санитарная охрана территории Камчатской области от завоза и распространения особо опасных заболеваний людей, животных, растений, а также грузов, представляющих опасность для здоровья населения и окружающей среды, на 2000-2003 годы"
3 сентября, 10 сентября 2002 г., 10 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г.
Технико-экономическое обоснование
Объекты, мероприятия и работы по реализации программы
Ресурсное обеспечение программы
Прогноз ожидаемых результатов реализации программы
Система организации контроля за исполнением программы
Приложение к долгосрочной областной целевой программе "Санитарная
охрана территории Камчатской области от завоза и распространения
особо опасных заболеваний, людей, животных, растений, а также
грузов, представляющих опасность для здоровья населения и
окружающей среды на 2000-2003 годы"
Паспорт
Долгосрочной областной целевой программы "Санитарная охрана территории Камчатской области от завоза и распространения особо опасных заболеваний людей, животных, растений, а также грузов, представляющих опасность для здоровья населения и окружающей среды на 2000 - 2003 годы "
Наименование программы Долгосрочная областная целевая программа
"Санитарная охрана территории Камчатской
области от завоза и распространения особо
опасных заболеваний людей, животных,
растений, а также грузов, представляющих опасность
для здоровья населения и
окружающей среды на 2000 - 2003 годы".
Государственный заказчик Центр госсанэпиднадзора в Камчатской области
Разработчики программы Центр госсанэпиднадзора в Камчатской области
Управление здравоохранения администрации
Камчатской области Пограничная инспекция по
карантину растений Камчатской области
Пограничный контрольно-ветеринарный пункт
Цели и задачи программы, - Цель- охрана территории Камчатской области
основные целевые показатели от завоза и распространения особо опасных
инфекционных заболеваний людей, животных, растений,
а также токсических веществ, промышленных отходов и
других потенциально опасных грузов
Задачи - совершенствование государственного санитарно-
эпидемиологического ветеринарного и фитосанитарного
надзора на государственной границе в пределах
территории Камчатской области, государственного контроля за
проведением профилактических и противоэпидемических
мероприятий;
научное и кадровое обеспечение служб контроля;
создание межведомственной автоматизированной
системы контроля;
материально-технического развитие служб контроля,
лабораторной и госпитальной базы области.
Сроки реализации 2000 - 2003 годы
Программы
Исполнители программы органы и учреждения здравоохранения, центры
госсанэпиднадзора Камчатской области,
пограничный контрольно-ветеринарный пункт,
инспекция по карантину растений, АО "Морской
торговый порт", АО "Морской рыбный порт",
Петропавловское авиапредприятие,
администрация муниципальных образований,
предприниматели всех форм собственности;
Объемы и источники Федеральный бюджет - 1276,8 тыс. руб.
финансирования Областной бюджет - 515 тыс. руб.
Внебюджетные средства - 380,0 тыс.руб.
Ресурсное обеспечение Предусматривается использование
Программы имеющегося потенциала и резервов, не требующих
значительных затрат из областного бюджета.
Задействованы средства текущего финансирования органов
государственного надзора, средства федерального бюджета,
средства предприятий, муниципальных бюджетов,
внебюджетные средства, по отдельным мероприятиям -
средства областного бюджета
Прогноз ожидаемых резуль- Предупреждение, осложнений санитарно-эпиде-
татов реализации Программы миологичедкой ситуации на территории в результате
своевременности и согласованности действий всех
служб и ведомств.
Готовность всех служб к принятию мер по
предупреждению завоза и распространения на
территории особо-опасных# заболеваний людей,
животных, растений.
Своевременная локализация очагов инфекционных
заболеваний.
Система организации кон- Текущий контроль реализации мероприятий Программы
троля за исполнением возлагается на Центр госсанэпиднадзора в
Программы Камчатской области, который осуществляет деятельность
через подведомственные санэпидучреждения во
взаимодействии с главами муниципальных образований,
другими надзорными органами,
лечебно-профилактическими учреждениями,
фитосанитарной и ветеринарной службами.
Технико-экономическое обоснование Долгосрочной областной целевой программы "Санитарная охрана территории Камчатской области от завоза и распространения особо опасных заболеваний людей, животных, растений, а также грузов, представляющих опасность для здоровья населения и окружающей среды на 2000 - 2003 годы"
В системе общегосударственных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Камчатской области, санитарная охрана территории является составной их частью. Она включает комплекс мероприятий по предупреждению завоза особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ, а в случае их выявления на территории области направлена на предупреждение распространения и локализацию их проявлений.
Угроза завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний и грузов, представляющих опасность для здоровья населения и окружающей среды, существует постоянно. Это обусловлено неблагополучием в мире по чуме, холере, контагиозным вирусным лихорадками, малярии и другим инфекциям.
Всемирная организация здравоохранения ежегодно информирует о вспышках и спорадических случаях чумы в 10-14 странах. Хотя вспышки локальны, существует реальная опасность завоза этой инфекции в любую страну мира. Эпидемия чумы в Индии в 1994 году в очередной раз подтвердила значимость санитарной охраны территории России. В 1999 году в 5-ти странах мира, в том числе и в странах СНГ (Казахстан) зарегистрировано 190 случаев заболеваний.
Проблема холеры остается актуальной в связи с продолжающимся пандемическим распространением инфекций по странам и континентам мира. С 1990 года 123 страны мира информировали ВОЗ о 2,5 млн. случаев заболеваний. Ежегодно растет количество стран сообщивших о регистрации (1997 - 47 стран, 1998- 64 страны) Заболеваемость холерой в 1998 году превышала заболеваемость 1997 года в 2 раза. За истекший период текущего года в 43 странах мира зарегистрировано 145944 случая холеры, что на 45000 случаев больше, чем за аналогичный период 1998 года. Одной из особенностей продолжающейся 7-й пандемии холеры является завоз ее в различные страны мира из эндемичных очагов и стран, неблагополучных по этой инфекции, в том числе в Россию, страны содружества.
В 1999 году резко осложнилась эпидситуация по холере в Китайской народной республике, в результате чего зарегистрирован завоз холеры в Приморский край и Сахалинскую область. На Сахалине (г. Южно-Сахалинске и п. Хомутово) зарегистрировано 11 случаев заболеваний холерой, в том числе у 2-х детей, выявлено 11 вибрионосителей. За период вспышки обследовано 2089 человек, исследовано 405 проб из внешней среды. Для лечения больных и лиц с подозрением на холеру развернуты отделения на 60 коек для взрослых и на 50 для детей.
В период неблагополучия в Китае, 56 жителей Камчатской области находились в этой стране, и осуществлялся завоз пищевых продуктов, что создавало угрозу завоза холеры в область.
В настоящее время эндемичными по желтой лихорадке являются 34 страны Африки и 9 -Америки. Заболеваемость в 1998 году превышала в 4 раза заболеваемость 1997 года, продолжается рост и в 1999 году.
За последние годы крайне обострилась эпидситуация в Российской Федерации в связи с увеличением числа завозных случаев малярии. В 1997 году выявлено 793 больных малярией, в 1998 году -1058 больных. Завоз произошел из Таджикистана, Азербайджана, Украины, Молдавии, Грузии и стран Африки. В Камчатской области практически ежегодно регистрируются завозные случаи заболевания малярией. В 1994 году зарегистрировано 11 случаев заболевания малярией, в 1995 - 4 случая, в 1997 - 1 случай, в 1998 - 2 случая, в 1999 году - 5 случаев. Завоз заболеваний происходил из Африки, Индии, Азербайджана, Таджикистана.
С каждым годом становится все более сложной обстановка по фитосанитарному состоянию Камчатской области. В результате завоза и распространения на территории области картофельной нематоды в 1998 году заражено более 100 участков земли.
Потери от опасного заболевания картофеля составляют 80%, зараженные участки исключаются из севооборота до 10 и более лет.
В область осуществляется постоянный завоз импортной пищевой продукции и сырья. Основными поставщиками, по-прежнему, являются США, Канада, Ю. Корея, КНР. Сертификаты качества имеются не на все партии импортной продукции, в большинстве имеющихся, отсутствуют сведения о применяемых пестицидах. Осуществляется лабораторный контроль поступающей продукции. Нестандарт импортной продукции по химическим и бактериологическим показателям составляет от 2,6 до 4%.
Современный период характеризуется широким партнерством РФ и Камчатской области широкими международными транспортными сообщениями со многими странами, в том числе, с неблагополучными по карантинным заболеваниям. В Камчатской области наибольшее эпидемиологическое значение в завозе инфекций и потенциально опасных грузов принадлежит воздушному и морскому транспорту. Морские транспортные средства имеют неограниченный район плавания и возможность захода в любые порты. Это связано с использованием судов по фрахту, необходимостью заходить в зарубежные порты для технического ремонта. Многие суда загранплавания не заходят в порты Камчатки по 2-3 года, а должности судовых медицинских работников сокращены даже на судах, перевозящих опасные грузы и следующих в неблагополучные по особо опасным инфекциям страны.
В Камчатской области открыты для международных сообщений торговый и рыбные порты, порт Корф для грузовых операций и аэропорт Елизово, инженерное обеспечение которых не соответствует международным медико-санитарным правилам. До настоящего времени не оборудованы санитарный причал в морском порту и санитарная стоянка в аэропорту для проведения противоэпидемических мероприятий при выявлении больных особо опасными инфекциями. Не эффективно проводятся дератизационные мероприятия. Не организованы прием и утилизация твердых бытовых отходов и пищевых отходов с иностранных морских и воздушных судов.
В настоящее время охрана территории от завоза и распространения особо опасных инфекций людей, животных и растений, а также токсических веществ возложена на государственные службы контроля: санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную. Для своевременного и эффективного проведения мероприятий о санитарной охране территории Камчатской области требуется необходимое информационное и материально - техническое обеспечение названных служб и учреждений здравоохранения, а также координация их действий между собой, а также с таможенной и пограничной и портовыми службами.
В последнее время ухудшилась материальная база лечебно - профилактических учреждений. Практически все лечебно - профилактические учреждения испытывают дефицит лекарственных средств для оказания помощи больным особо опасными инфекциями, не производится своевременная замена солевых растворов с истекшими сроками годности, не имеют достаточного количества противочумных костюмов 1 типа.
Особенно в неудовлетворительном санитарно - техническом состоянии находится инфекционное отделение и бактериологическая лаборатория областной больницы -основного учреждения, проводится выявление и госпитализация больных карантинными инфекциями, изоляция и медицинское наблюдение контактных. Из-за приведшей в негодность кровли ливневые воды стекают по стенам до первого этажа, в результате чего краска, побелка на стенах местами вспучилась, осыпается, облицовочная плитка местами отстала. В помещении бактериологической лаборатории провалилось перекрытие потолка, все помещения требуют ремонта. Из-за отсутствия средств несвоевременно проводится пополнение лаборатории питательными средами и диагностическими препаратами. В связи с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием приостановлена работа бактериологической лаборатории.
Требует улучшения материальная база единственной в области лаборатория# особо опасных инфекций:
нет второго автоклава, часть лабораторного оборудования и мебели требует замены.
Проблема санитарной охраны территории требует участия в ее решении федеральных и областных органов исполнительной власти и должна решаться в рамках областной целевой программы.
Мероприятия по санитарной охране территории области от завоза особо опасных инфекций были включены в целевую программу на 1996-1999 годы, срок ее истекает в текущем году. Учитывая актуальность проблемы необходимо принятие новой целевой программы на 2000-2003 год с привлечением средств областного бюджета и средств предпринимателей.
Цели и задачи программы
Основной целью является:
охрана территории Камчатской области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных, растений, а также токсических веществ, промышленных отходов и других потенциально опасных грузов.
Основными задачами Программы являются:
- совершенствование государственного санитарно - эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора на государственной границе в пределах территории Камчатской области, государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- научное и кадровое обеспечение служб контроля;
- создание межведомственной автоматизированной системы контроля;
- материально-технического развитие служб контроля, лабораторной и госпитальной базы области;
- подготовка кадров по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики особо опасных и карантинных инфекций.
- мероприятия, предусмотренные программой, будут осуществляться в течение 2000-2003 года.
Объекты, мероприятия и работы по реализации программы
1. Мероприятия, направленные на совершенствование санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля:
1.1 Проведение оценки эпидситуации по заболеваемости особо опасными инфекциями в мире, информирование служб контроля, руководителей лечебно-профилактических учреждений и предприятий, имеющих суда загранплавания.
1.2 Разработка положений о санитарно-карантинном досмотре грузов, о санитарно- карантинном оформлении судов и внедрение их в практику работы:
1.3 Разработка в каждом лечебно-профилактическом учреждении Оперативных планов по локализации и предупреждению распространения особо опасных инфекционных заболеваний.
2. Подготовка кадров:
2.1 Проведение теоретической и практической подготовки работников лечебно - профилактических учреждений и центров госсанэпиднадзора, членов экипажей морских и воздушных судов, служб контроля, агентирующих фирм, инструкторов туристических фирм по санитарной охране территории области от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний.
2.2 Проведение подготовки врачей эпидемиологов центров госсанэпиднадзора на центральных базах по особо опасным инфекциям.
2.3 Проведение ежегодной стажировки специалистов карантинной инспекции в Приморской лаборатории.
3. Мероприятия по обеспечению готовности предприятий, организаций и учреждений к ликвидации очагов особо опасных инфекций:
3.1 Обеспечение готовности лабораторной базы для диагностики холеры.
3.2 Обеспечение готовности госпитальной базы при регистрации случаев особо опасных инфекций:
- Госпиталь на 32 койки для госпитализации больных холерой, чумой на базе инфекционного отделения областной больницы;
- Провизорный госпиталь для детей на базе детской инфекционной больницы;
- Провизорный госпиталь для взрослых на базе стационарного отделения городской больницы N4
3.3. Утверждение на подведомственных территориях перечня объектов под госпитальную базу для больных карантинными инфекциями и обеспечить ее готовность.
3.4 Оборудование санитарного причала в морском порту и санитарной стоянки в аэропорту г. Елизово для проведения противоэпидемических мероприятий на судах, имеющих больных с подозрением на заражение особо опасным инфекционным заболеванием.
3.5 Обеспечение каждого судна противочумными костюмами, укладками для забора материала от больного, медикаментами для оказания медицинской помощи и экстренной профилактики больным особо опасными заболеваниями.
3.6 Выполнение заявок лечебно - профилактических учреждений на вакцину против желтой лихорадки и противомалярийные препараты.
4. Мероприятия по научному и кадровому обеспечению служб контроля:
4.1 Подготовка специалистов санитарной службы по вопросам санитарной охраны территории.
4.2 Внедрение современных методов диагностики заболеваний и определение вредных веществ в пищевых продуктах.
5. Мероприятия по улучшению материально-технической базы и приборного обеспечения служб контроля.
6. Проведение санитарно - противоэпидемических, ветеринарных и фитосанитарных мероприятий.
6.1 Осуществлять исследование воды открытых водоемов в местах водопользования на наличие холерных вибрионов
6.2 Проводить бактериологическое обследование на холеру больных с подозрением на наличие у них заболевания.
6.3 Осуществлять наблюдение за эпизоотическим состоянием популяций грызунов в морских портах, на причалах судоремонтных заводов, аэропорту. Проводить исследование отловленных грызунов на наличие особо опасных заболеваний.
6.4 Проведение ежегодного обследования земельных угодий на выявление карантинных вредителей, болезней растений и сорняков.
6.5 Проведение экспертизы с проведением лабораторного исследования грузов продуктов и товаров народного потребления, поступающих из-за рубежа.
6.6 Обеспечение выдачи гигиенического заключения, ветеринарного и фитосанитарного сертификатов по контрактам на поставку продукции из-за рубежа.
Ресурсное обеспечение программы
Предусматривается использование имеющегося потенциала и резервов, не требующих значительных затрат из областного бюджета. Задействованы средства текущего финансирования органов государственного надзора, средства федерального бюджета, средства предприятий, муниципальных бюджетов, внебюджетные средства, по отдельным мероприятиям - средства областного бюджета.
Ориентировочный объем финансирования мероприятий 2171,8 тыс.руб. Из них за счет средств федерального бюджета 1276,8 тыс.руб, за счет средств областного бюджета 515,0 тыс. руб, за счет внебюджетных источников - 380,0 тыс. руб.
Финансовые средства ежегодно подлежат уточнению и утверждению в установленном порядке Законом Камчатской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Прогноз ожидаемых результатов реализации программы
Программные мероприятия имеют большое социальное и экономическое значение и направлены на предупреждение осложнений санитарно-эпидемиологической ситуации на территории области в результате своевременности и согласованности действий всех служб и ведомств.
Реализация программы позволит:
- не допустить завоза на территорию Камчатской области особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных, растений, а также токсических веществ, промышленных отходов и других потенциально опасных грузов.
- обеспечит готовность лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических учреждений к своевременному выявлению больных особо опасными инфекциями, оказанию медицинской помощи и проведению противоэпидемических мероприятий.
Система организации контроля за исполнением программы
Государственный заказчик программы - Центр госсанэпиднадзора в Камчатской области, который осуществляет текущее управление и контроль за исполнением программных мероприятий и является координационным органом. Взаимодействует с другими органами государственного контроля, учреждениями, организациями и предприятиями. Осуществляет свою деятельность по реализации настоящей программы через территориальные центры госсанэпиднадзора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.