Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 16 июля 2002 г. N 309 срок действия Программы к настоящему постановлению продлен на 2003 год
Постановлением Губернатора Камчатской области от 6 мая 2003 г. N 181 настоящая Программа изложена в новой редакции
Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 26 января 2000 г. N 26"
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие земельной реформы в Камчатской области на 2000 - 2003 годы"
г. Петропавловск-Камчатский
16 июля 2000 г., 6 мая 2003 г.
1. Анализ исходного состояния земельных преобразований
в Камчатской области
1.1. Основные итоги земельных преобразований
в Камчатской области в 1991-1999 годах
2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
2.1. Место и взаимосвязь Программы с другими федеральными
и областными программами
3. Система программных мероприятий
3.1. Стабилизация отношений собственности на землю
3.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
3.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости
3.4. Земельные преобразования в сельской местности. Государственное
регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
3.5. Развитие ипотечного кредитования
3.6. Совершенствование системы земельных платежей
3.7. Ведение государственного земельного кадастра и государственного
учета объектов недвижимости
3.8. Государственная кадастровая оценка земель
3.9. Земельные преобразования в городах и других поселениях
3.10. Информационно-консультационное обеспечение Программы
3.11. Комплекс работ по землеустроительному и
картографе - геодезическому обеспечению
3.13. Усиление контроля за использованием и охраной земель
3.14. Совершенствование системы государственного управления
земельными ресурсами
4. Правовое обеспечение Программы
5. Ресурсное обеспечение Программы
6. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы
7. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы
"Развитие земельной реформы в Камчатской области на 2000-2003 годы"
/------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование Программы| - |Долгосрочная областная целевая программа "Развитие|
| | |земельной реформы в Камчатской области на 2000-2003|
| | |годы" |
|----------------------+---+---------------------------------------------------|
|Дата принятия решения| - |Распоряжение администрации Камчатской области|
|о разработке Программы| |от 08.10.1999г. N 480-р |
|----------------------+---+---------------------------------------------------|
|Государственные | - |Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по|
|заказчики Программы | |Камчатской области Комитет по управлению|
| | |государственным имуществом Камчатской области |
|----------------------+---+---------------------------------------------------|
|Разработчик Программы | - |Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по|
| | |Камчатской области |
|----------------------+---+---------------------------------------------------|
|Цели и задачи| - |повышение эффективности использования земельных|
|Программы | |ресурсов; |
| | - |создание условий для увеличения производительного|
| | |потенциала земли и превращение ее в самостоятельный|
| | |фактор экономического роста; |
| | - |создание автоматизированной системы ведения|
| | |государственного земельного кадастра и|
| | |государственного учета объектов недвижимости,|
| | |обеспечивающей эффективное использование земли и|
| | |иной недвижимости, вовлечение их в оборот и|
| | |стимулирование инвестиционной деятельности на рынке|
| | |недвижимости в интересах удовлетворения|
| | |потребностей общества и граждан. |
|----------------------+---+---------------------------------------------------|
|Сроки и этапы| - |2000-2003 годы: |
|реализации Программы | |I этап - 2000 -2001 годы |
| | |II этап - 2002-2003 годы |
|----------------------+---+---------------------------------------------------|
|Перечень основных| - |внедрение механизма, реализующего права|
|мероприятий Программы | |собственников земельных долей; |
| | - |реализация механизма, обеспечивающего|
| | |приватизацию земель при приватизации|
| | |государственных и муниципальных предприятий и|
| | |развитие оборота земель в городских и сельских|
| | |поселениях; |
| | - |разграничение земель, находящихся в федеральной,|
| | |областной и муниципальной собственности; |
| | - |создание инфраструктуры рынка земли; |
| | - |развитие механизма ипотечного кредитования; |
| | |ведение государственного земельного кадастра и|
| | |государственного учета объектов недвижимости; |
| | - |совершенствование системы земельных платежей; |
| | - |зонирование территорий; |
| | - |проведение государственной кадастровой оценки|
| | |земель; |
| | - |картографическое, геодезическое и|
| | |землеустроительное обеспечение земельной|
| | |реформы; ведение мониторинга земель; |
|----------------------+---+---------------------------------------------------|
| | - |усиление государственного контроля за|
| | |использованием и охраной земель, создание денежного|
| | |фонда охраны земель; |
| | - |проведение информационно-разъяснительной работы|
| | |среди населения; |
| | - |создание специализированных|
| | |информационно-консультационных центров; |
| | |подготовка и переподготовка кадров |
|----------------------+---+---------------------------------------------------|
|Исполнители Программы | - |Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по|
| | |Камчатской области; |
| | - |Комитет по управлению государственным имуществом|
| | |Камчатской области; |
| | - |Органы местного самоуправления муниципальных|
| | |образований (по согласованию); |
| | - |Исполнители, определяемые на конкурсной основе, из|
| | |числа научно-исследовательских, проектных и|
| | |производственных организаций Федеральной службы|
| | |земельного кадастра России и Федеральной службы|
| | |геодезии и картографии России; |
| | |другие заинтересованные предприятия и организации,|
| | |граждане, имеющие лицензии на выполнение работ,|
| | |связанных с использованием земель. |
|----------------------+---+---------------------------------------------------|
Постановлением Губернатора Камчатской области от 6 мая 2003 г. N 182 раздел "Объемы и источники финансирования" настоящей Программы изложен в новой редакции
|Объемы и источники| - | 2000-2003 | 2000-2001 | 2002-2003 |
|финансирования (млн.| |---------------+-----------------+-----------------|
|руб.) Всего в том| | 25,30 | 12,39 | 12,91 |
|числе: | | | | |
|федеральный бюджет | | 8,13 | 5,23 | 2,90 |
|областной бюджет | | 10,19 | 2,43 | 7,76 |
|бюджеты муниципальных| | 6,98 | 4,73 | 2,25 |
|образований | | | | |
|----------------------+---+---------------------------------------------------|
|Прогноз конечных| - |закрепление конституционных прав граждан свободно|
|результатов реализации| |распоряжаться земельным участком и земельной долей|
|Программы | |под жестким контролем государства; |
| | - |проведение разграничения земель, находящихся в|
| | |федеральной, областной и муниципальной|
| | |собственности; |
| | - |создание рынка земли и недвижимости как единого|
| | |имущественного комплекса; |
| | - |развитие ипотеки земли и создание благоприятных|
| | |условий для инвестиций; |
| | - |эффективное и рациональное использование земельных|
| | |ресурсов на всех уровнях управления ими; |
| | - |создание автоматизированной системы ведения|
| | |государственного земельного кадастра и управления|
| | |недвижимостью, государственного учета объектов|
| | |недвижимости; |
| | - |увеличение поступления платежей за землю в бюджеты|
| | |всех уровней за счет реализации программных|
| | |мероприятий. |
|----------------------+---+---------------------------------------------------|
|Организация | - |Управление реализацией Программы и контроль за|
|управление и контроля| |ходом ее выполнения осуществляют в установленном|
|за ходом реализации| |порядке государственные заказчики Программы |
|Программы | | |
\------------------------------------------------------------------------------/
Технико-экономическое обоснование Программы
1. Анализ исходного состояния земельных преобразований
в Камчатской области
Камчатская область как субъект Российской Федерации занимает в своих административных границах территорию общей площадью 17171367 гектаров (без Корякского Округа).
В состав Камчатской области, в соответствии с Законом Камчатской области "О территориях муниципальных образований в Камчатской области" и Уставом Камчатской области, принятыми в 1996 году, входят десять муниципальных образований, из них два - городских: г. Петропавловск-Камчатский, г. Вилючинск - город областного подчинения (ЗАТО), одно - поселковое: п. Вулканный - поселок областного подчинения, семь - районных муниципальных образований. Административный центр Камчатской области - город Петропавловск-Камчатский.
В разрезе категорий по состоянию на 1 января 1999 года земельный фонд Камчатской области представлен следующим образом:
- земли сельскохозяйственного назначения - 179571 га;
- земли населенных пунктов - 96965 га;
- земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения - 126345 га;
- земли особо охраняемых территорий - 1155937 га;
- земли лесного фонда - 15075967 га;
- земли водного фонда - 70 га;
- земли запаса - 536512 га.
Земельная реформа в Камчатской области, начатая в 1991 году, к началу 1999 года не была доведена до конца по многим причинам. В области не создана нормативно-правовая база земельных правоотношений. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Более двух тысяч гектаров пахотных земель Камчатской области переведено в земли запаса. Более трех тысяч гектаров пашни выведены из хозяйственного использования, зарастают дикоросами и кустарником, заболачиваются. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения как в целом по России, так и в Камчатской области крайне политизированы.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Камчатской области.
В настоящее время стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие земельной реформы в Камчатской области на 2000-2003 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" от 26.06.99 г. N 694 и распоряжением Администрации Камчатской области от 08.10.1999 года N480-р.
1.1. Основные итоги земельных преобразований в Камчатской области
в 1991 - 1999 годах
В Камчатской области, как и в целом по России завершается первый этап земельных преобразований. Произошли принципиальные, глубинные изменения в формах собственности на землю. Земля из исключительной собственности государства переходит в собственность граждан и юридических лиц. За восемь лет земельной реформы в Камчатской области появились новые категории собственников и пользователей земли, такие как хозяйственные товарищества и общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, ассоциации коммерческих предприятий и др. Сельским и городским жителям, в том числе работникам сельскохозяйственных предприятий бесплатно передано в собственность более тридцати тысячи гектаров продуктивных земель.
Граждане получили земельные участки для ведения садоводства, огородничества, под строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации крестьянских (фермерских) хозяйств.
Так для ведения 477 крестьянских хозяйств в Камчатской области предоставлено 11,4 тыс. га земель;
под личные подсобные хозяйства 8893 семей граждан предоставлено 2,6 тыс. га;
под личное и коллективное садоводство на 65,2 тыс. участках предоставлено 7,0 тыс. га;
для ведения огородничества предоставлено 22,4 тыс. участков на площади 0,9 тыс. га, кроме того, гражданам ежегодно в весенне-осенний период дополнительно предоставляется еще порядка 10 тыс. участков под огороды;
под индивидуальную жилую застройку 10,6 тыс. гражданам предоставлено 1,1 тыс. га земель. Более пяти тысяч работников бывших совхозов стали собственниками земельных долей. Средний размер земельных участков личных подсобных хозяйств вырос с 0,10 га до 8,0 гектаров, для садоводства с 0,05 до 0,10 га.
Органам местного самоуправления передано в ведение более 90 тыс. га земель (70 населенных пунктов с прилегающими территориями).
Во всех районах Камчатской области проблема обеспечения граждан земельными участками практически снята. В настоящее время общая площадь специального резервного фонда области составляет 9,66 тыс. гектаров.
Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. В целом процент выдачи документов на землю составил: по сельскохозяйственным предприятиям - 92,3%, по прочим предприятиям - 93,6%, по крестьянским хозяйствам - 86,2%, по личным подсобным хозяйствам - 42,8%, по садовым участкам - 68,5%, по индивидуальному жилищному сектору - 27,6%, по дачным участкам - 100%.
Продолжается процесс выдачи документов, удостоверяющих право собственности на земельные доли; передачи земель в уставные капиталы предприятий; заключение договоров аренды и права пользования земельными долями сельскохозяйственными предприятиями.
Введена плата за пользование землей. Ставки земельного налога и арендной платы в крупных населенных пунктах области, а также на землях сельскохозяйственного назначения Елизовского района Камчатской области дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. В Елизовском районе проведена оценка земель сельскохозяйственного назначения. Работы по оценке земель и ценовому зонированию территорий предполагается продолжить и в других районах области.
Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 4.69 млн. руб., в 1996 году - 11.47 млн. руб., в 1997 году -17,55 млн. руб., в 1998 году - 16,98 млн. руб., в 1999 году - 31,26 млн. руб.
Формируются основы земельного рынка Камчатской области и его инфраструктуры. В течение нескольких лет органами местного самоуправления производилась продажа земельных участков, в основном для строительства индивидуального жилья, а также для предпринимательской деятельности. Сделки между гражданами осуществлялись в основном на землях, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и садоводства. Количество сделок с землей постоянно возрастает, и в настоящее время достигло 1096 в год.
Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра и регистрации прав на землю. В области начаты работы по осуществлению государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними. Государственную регистрацию прав на землю и сделок с ней в течение девяти месяцев текущего года оформили 2084 граждан и юридических лиц Камчатской области.
Несмотря на финансовые трудности в области начаты работы по внедрению единой системы ведения государственного реестра земель и разграничению их по видам собственности - федеральной и субъекта РФ. Принято постановление Администрации Камчатской области "О разграничении государственных земель по формам собственности" от 08.10.99 г. N 250.
В 1999 году были практически завершены работы по изготовлению районных дежурных кадастровых карт и выполнены работы по составлению дежурных кадастровых планов на четыре населенных пункта включая, г. Петропавловск-Камчатский и г. Елизово. Продолжаются работы по присвоению кадастровых номеров земельным участкам. Работы по инвентаризации земель населенных пунктов в связи с проблемами финансирования из местных бюджетов ведутся в очень малых объемах, в основном в областном центре и городе областного подчинения Елизово.
В 1998 году начаты работы по передаче лесов в безвозмездное пользование сельскохозяйственным предприятиям и Министерству обороны РФ.
По состоянию на 01 января 1999 года передано в безвозмездное пользование 9024 га участков лесного фонда сельскохозяйственным предприятиям Усть-Большерецкого района Камчатской области. Ведутся подготовительные работы и в сельскохозяйственных предприятиях других районов области.
Работы по упорядочению лесов Минобороны РФ находятся в стадии предварительных согласований и увязок между заинтересованными в упорядочении земель государственными органами и структурами Минобороны. Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы в Камчатской области, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно.
В связи с прекращением действия с 1994 года целого ряда основополагающих статей Земельного кодекса Российской Федерации в области не создана стройная система земельного законодательства. Правовой вакуум в области земельных правоотношений в связи с прекращением действия большинства статей Земельного кодекса РСФСР и нестыковка целого ряда положений в части земельных правоотношений других федеральных законов крайне затрудняет и усложняет государственное управление земельными ресурсами в Камчатской области.
На областном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики.
Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем первый этап реформы не решил возложенных на него задач:
собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению;
переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно;
новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных предприятий и приватизации земли, не смогли не только увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий, но значительно ухудшили ее;
часть реорганизованных сельхозпредприятий Камчатской области находятся в настоящее время в стадии ликвидации.
Крайне медленно идет приватизации земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов.
Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению, что нарушает действующее законодательство Российской Федерации.
Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ осуществляется крайне плохо. В итоге в последние годы были практически свернуты все виды землеустроительных работ, тормозится создание государственного земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и других работ. В связи с правовым вакуумом в земельном законодательстве затруднены работы по осуществлению действенного государственного контроля за использованием и охраной земель.
Практически прекращены все виды работ по ведению мониторинга земель Камчатской области; последние исследования качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения, проведенные ДальНИИгипроземом в 1992 году, в настоящее время практически устарели и не соответствуют действительному положению дел в сельском хозяйстве полуострова. Неудовлетворительно организована информационная и просветительская работа среди населения по вопросам земельных отношений.
2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации
Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста.
Основными задачами Программы являются:
- осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством государственной регистрации и гарантирования прав;
- вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание на территории Камчатской области регулируемого государственного земельного рынка и его инфраструктуры;
- перераспределение в Камчатской области земли в руки эффективно хозяйствующим субъектам;
- повышение плодородия почв и охрана земель;
- приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
- разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, собственности Камчатской области как субъекта РФ, и муниципальной собственности;
- создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, проведение государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Камчатской области.
Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, которые позволят к 2004 году в основном завершить осуществление земельной реформы на территории Камчатской области и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.
Выделяются два этапа реализации Программы:
На 1 этапе (2000-2001 годы) осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского, технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений, не требуют значительных финансовых затрат и обеспечивают экономическую базу проведения второго этапа; обеспечивается проведение 1 этапа работ по землеустроительному и картографо-геодезическому обеспечению, кадастровой оценке земель.
На 2 этапе (2002-2003 г.г.) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по инвентаризации, рациональному использованию земель, массовой государственного кадастровой оценке земель всех категорий Камчатской области.
2.1. Место и взаимосвязь Программы с другими федеральными и
областными программами
Настоящая Программа развивает положения Программы действий администрации Камчатской области по социально - экономическому развитию области в 1997-2000 годах, утвержденной постановлением Администрации Камчатской области от 16 июня 1997 г. N 162 в области земельных отношений и развития агропромышленного комплекса Камчатки.
Программа конкретизирует положения Федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" в соответствии с нуждами и потребностями Камчатской области в области развития и преобразования земельных правоотношений, управления земельными ресурсами.
В Программе определены основные направления реализации Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости", ориентированные на обеспечение создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, а также развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Программа развивает положения Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18.06.96 г. N 933, и Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.96 г. N 1499, в части совершенствования земельных отношений в сельскохозяйственной отрасли Камчатской области.
3. Система программных мероприятий
3.1. Стабилизация отношений собственности на землю
Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите всех форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям:
- передача государственных и муниципальных земель в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота или ограничены в обороте);
- осуществление разграничения земель на земли федеральной, областной и муниципальной собственности в соответствии с установленными на федеральном уровне принципами;
- дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях;
- инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц;
- управление и распоряжение в установленном порядке землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
- В этих целях предусматривается разработка и принятие нормативных правовых актов государственных органов власти Камчатской области по реализации принятых и вновь принимаемых федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации в части упорядочения и совершенствования земельных правоотношений.
3.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю
Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает:
- обеспечение всем гражданам возможности получить земельный участок в собственность, владение, пользование;
- обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке законно используемую ими землю;
- обеспечение всем гражданам - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается федеральным законодательством Российской Федерации);
- активизацию информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей.
3.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости
Становление и развитие рынка земли и другой недвижимости, отвечающего требованиям структурных и институциональных преобразований в экономике страны, обеспечиваются реализацией ряда взаимосвязанных государственных мероприятий, направленных на преодоление проблем функционирования рынка недвижимости, важнейшей и неотъемлемой частью которого является рынок земли.
Основные направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя:
- развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью;
- создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости;
- информационное обеспечение земельного рынка.
Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на:
- установление категорий земель Камчатской области, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;
- введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков;
- стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс";
- повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения государственных функций и используемые в коммерческих целях;
- переход в городских поселениях области в основном на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
- развитие в Камчатской области ипотечного кредитования граждан и других участников рынка, инвестирующих свои средства в приобретение либо воспроизводство недвижимости, повышение плодородия почв, обеспечение государственного контроля за рынком земельных закладных;
- расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
- обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг;
- совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство;
- законодательное установление принципа разрешенного использования земель в городах и поселениях, а также процедур правового зонирования территорий населенных пунктов.
Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем:
- участия в создании механизма формирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также развития рынка землеустроительных услуг;
- участия в создании системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе - государственного кадастра недвижимости;
- проведения рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения;
- участия в создании системы ведения государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними.
В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости осуществляются:
- ведение и использование баз данных государственной системы регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними, а также государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществе;
- использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур;
- расширение доступа граждан Российской Федерации и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них;
- создание информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организация защиты информации и баз данных.
3.4 Земельные преобразования в сельской местности. Государственное
регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она все больше вовлекается в гражданский оборот. Однако при проведении земельной реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного правового, экономического и экологического обоснования решений по перераспределению земель. Большая площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы, бывшие работники сельхозорганизаций и т.д.).
С целью совершенствования в Камчатской области земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель на 1 этапе реализации настоящей Программы необходимо:
- провести работы по уточнению числа сельскохозяйственных предприятий и организаций, находящихся в федеральной и областной собственности, и приватизация которых запрещена, и уточнить списки сельхозорганизаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации;
- создать в результате рационального перераспределения земель сельскохозяйственного назначения условия для сокращения миграции сельских жителей в районах области;
- сформировать в составе имеющегося в Камчатской области фонда перераспределения земель специальный земельный фонд для предоставления в сельской местности земельных участков казачьим обществам;
- содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективных хозяйствующих субъектов;
- осуществить нормативно-методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договоров;
- принять меры по систематическому составлению и представлению списков лиц, не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их.
На II этапе реализации Программы осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей (включая реорганизованные сельхозпредприятия) в целях обеспечения территориальных условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках целевой программы "Повышение плодородия почв России" ("Плодородие").
3.5. Развитие ипотечного кредитования
Развитие системы ипотечного кредитования затруднено по нескольким причинам.
Экономическая ситуация не способствует заключению долгосрочных кредитных договоров, обязательства по которым, как правило, обеспечиваются залогом недвижимости, в том числе земли. Система подтверждения права на заложенное имущество посредством его государственной регистрации недостаточно развита и не может на данном этапе обеспечить должного уровня гарантий для залогодержателя (кредитора). Для большинства граждан ипотечный кредит недоступен в связи с большими процентами по кредиту, отсутствием дохода, позволяющего вернуть заложенную землю. Сложен порядок обращения взыскания на заложенную землю.
В целях использования всего потенциала земельной ипотеки на 1 этапе реализации настоящей Программы обеспечивается:
- учет особенностей регистрационных действий при ипотечных отношениях, гарантирующих в итоге соблюдение интересов залогодержателя;
- внедрение разработанного федеральными органами исполнительной власти механизма, реально позволяющего залогодержателю при неисполнении обеспеченного ипотекой обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества, а также гарантировать риск отсрочки возврата кредита;
- использование ипотеки в качестве обеспечения обязательств по договорам купли-продажи, аренды, подряда, иным договорам, налоговых обязательств.
Необходимо при этом учитывать специфику залога земель сельскохозяйственного назначения. Целесообразно ограничить случаи залога земель сельскохозяйственного назначения предоставлением кредита, непосредственно связанного с сельскохозяйственным производством и развитием социальной инфраструктуры в сельской местности. Преимущественное право покупки на публичных торгах заложенных земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения при их реализации следует предоставлять гражданам и организациям, владеющим соседним участком. Реализация заложенных земельных участков допускается только на торгах, в том числе публичных.
Для развития ипотечных отношений планируется использовать возможности инструментов фондового рынка, в частности закладных ценных бумаг. На этапе становления рынка закладных в соответствии с федеральной программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" предусматривается запрет на выпуск закладных, удостоверяющих право залога на уже заложенное по иному договору об ипотеке имущество.
3.6. Совершенствование системы земельных платежей
Действующая система земельных платежей в Камчатской области регулируется Законом Российской Федерации "О плате за землю" и Законом Камчатской области "О земельном налоге на территории Камчатской области"" от 07.10.96, N 47, по которым формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования. Главным недостатком системы является ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников. От уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли. Значительная разница между ставками земельного налога и арендной платы за использование государственных и муниципальных земель препятствует процессу приватизации земель.
Проведение реформы предполагает исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования.
Совершенствование земельных платежей в рамках реализации настоящей Программы предполагает:
- установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц;
- расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах области исходя из направлений градостроительного использования городских земель;
- выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель.
Наиболее полное использование налогового потенциала земли на 1 этапе реализации Программы предполагает:
- ужесточение контроля за сбором земельных платежей, их централизацией в областной и федеральный бюджеты;
- инвентаризацию земель несельскохозяйственного назначения, в том числе продолжение инвентаризации земель населенных пунктов области, проведение их оценки, учета и государственной регистрации;
- существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате.
На II этапе реализации Программы с развитием системы государственного земельного кадастра, завершением инвентаризации земель области и осуществлением мероприятий по государственной кадастровой оценке земель в Камчатской области будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной оценки земли.
Установление ставок земельного налога и арендной платы за землю в зависимости от ее кадастровой стоимости позволит значительно увеличить поступление земельных платежей в бюджеты всех уровней.
3.7. Ведение государственного земельного кадастра и государственного
учета объектов недвижимости
Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости.
На 1 этапе реализации настоящей Программы к основным мероприятиям в этой области относятся:
- проведение кадастрового зонирования (деления) территории Камчатской области в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;
- обеспечение на территории Камчатской области, в том числе и муниципальных образований, единого порядка ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, установленного в целом по Российской Федерации;
- формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных, областных и муниципальных землях, расположенных на территории Камчатской области;
- обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты за ее получение;
- приобретение программно-технических средств, включая программное обеспечение и расходные материалы;
- внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию всей технологической цепочки земельного кадастра от формирования объекта недвижимости до государственной регистрации прав на землю;
- информационное обеспечение автоматизированной системы государственного земельного кадастра, включая выполнение кадастрового картографирования и инвентаризацию земель;
- организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур;
- обеспечение постепенного перехода к работе во вновь создаваемой системе передачи земельно-кадастровых данных на основе единых общероссийских стандартов, форматов, обмена данными, классификаторов и технологических процедур;
- организация разработанной в установленном порядке системы защиты информации от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности баз кадастровых данных на основе обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения.
На II этапе реализации настоящей Программы предусматриваются следующие мероприятия:
- введение в населенных пунктах области единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости;
- завершение создания системы передачи кадастровых данных и обеспечение на этой основе периодического уточнения данных государственного земельного кадастра;
- создание государственного кадастра недвижимости Камчатской области путем интеграции на геоинформационной основе государственного земельного кадастра и других отраслевых баз, данных недвижимости и интеграция этой системы в единое информационно-коммуникационное пространство полуострова и в целом - Российской Федерации;
- создание информационных баз данных о федеральных землях, расположенных на территории области, государственных и муниципальных землях Камчатской области.
3.8. Государственная кадастровая оценка земель
Введение платного землепользования и реформирования принципов налогообложения земли, развитие земельного рынка в России, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости.
Основными направлениями государственной политики в этой области на 1 этапе реализации настоящей Программы являются:
- внедрение в Камчатской области единого, установленного для всех субъектов Российской Федерации, порядка проведения территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной цены земли и кадастровой стоимости земельных участков;
- организация проведения в соответствии с установленным порядком и разработанными методиками государственной кадастровой оценки земельных участков различных категорий земель, в том числе для целей налогообложения, в первую очередь - в областном центре;
- организация учета реальных цен сделок с землей и отражения полученных данных в государственном земельном кадастре;
- государственная поддержка деятельности частных земельных оценщиков для обслуживания формирующегося рынка земли, организация государственного регулирования их деятельности, законодательное определение их ответственности за достоверность результатов оценки.
На II этапе реализации настоящей Программы:
- проводится массовая государственная кадастровая оценка земель всех категорий для целей налогообложения: в первую очередь земель г. Петропавловска-Камчатского, затем на всей территории Камчатской области.
Результаты Государственной кадастровой и рыночной оценки земель являются составной частью Государственного земельного кадастра.
3.9. Земельные преобразования в городах и других поселениях
Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осуществлялась без учета социально-экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Не способствовала земельным преобразованиям в поселениях и медленная реформа в градостроительстве. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков. Отсутствие зонирования земель создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении и обустройстве земельных участков, лишая их возможности выбрать рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность владельцев недвижимости очень низкая, органы местного самоуправления теряют эффективный инструмент регулирования социально-экономического развития городов и других поселений области.
Земельные преобразования в городах и других поселениях Камчатской области в рамках настоящей Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решении.
Реформа в градостроительстве должна проводиться в Камчатской области одновременно с земельными преобразованиями.
На 1 этапе реализации настоящей Программы проводятся следующие мероприятия:
- инвентаризация и оценка земель населенных пунктов (1 этап), межевание застроенных и подлежащих застройке территорий в границах красных линий, уточнение и вынесение в натуру (на местность) черты городских и сельских поселений;
- приватизация на территориях поселений земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, прежде всего под приватизированными и приватизируемыми предприятиями. Передаются (продаются), как правило, на конкурсной или аукционной основе земли, не предназначенные для обеспечения государственных или муниципальных функций, а также общественных нужд, и в первую очередь под индивидуальное жилищное строительство и для реализации инвестиционных проектов. При этом допускается снижение цены земли, по которой она продается собственникам приватизируемых объектов недвижимости. Продажа земли в поселениях осуществляется при соблюдении градостроительных требований, в том числе по функционированию инженерной и транспортной инфраструктуры;
- обеспечение возможности получения от органов местного самоуправления информации о размерах однократных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельного участка;
- разработка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель;
- внедрение вновь разработанного классификатора публичных и частных обременении (сервитутов).
II этап реализации Программы предусматривает:
- завершение работ по инвентаризации земель населенных пунктов;
- проведение массовой кадастровой оценки земель населенных пунктов;
- переход к системе зонального регулирования землепользования, предполагающей разработку долгосрочных планов использования земель городов (как составных частей стратегических планов их развития) и на их основе схем городского землепользования;
- разработку в увязке с градостроительной документацией правил землепользования в поселениях;
- обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участия в принятии решений по зональному регулированию в городах.
3.10. Информационно-консультационное обеспечение Программы
На 1 этапе реализации Программы в средствах массовой информации проводится систематическая работа по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы в Камчатской области, федеральном и региональном законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю.
В целях активизации разъяснительной работы среди населения предусматривается создать на региональном уровне самостоятельный специализированный информационно-консультационный центр с финансированием его деятельности из областного бюджета.
Задачей Центра должны стать: проведение консультаций и оказание практической, организационной и правовой помощи гражданам в реализации их прав на земельные участки и земельные доли, выборе наиболее целесообразного варианта распоряжения земельной собственностью, юридическом оформлении совершаемых сделок, документальном оформлении договорных отношений между пользователями и собственниками земельных участков и долей, а также осуществление других операций.
Организуется также систематическая публикация в периодических изданиях нормативно-правовых актов по земельным вопросам, содержащих краткие комментарии специалистов, и статей по освещению опыта земельных преобразований в Камчатской области и других регионах Российской Федерации.
3.11. Комплекс работ по землеустроительному и
картографо-геодезическому обеспечению
В целях осуществления в Камчатской области земельных преобразований в рамках настоящей Программы, исходя из потребностей в обеспечении землеустроительной документации, предусмотрено провести:
- работы по землеустроительному обеспечению разграничения государственной собственности на землю, в том числе землеустроительные работы, связанные с установлением земель, относящихся к федеральной собственности, собственности Камчатской области и муниципальной собственности;
- разработку землеустроительных проектов перераспределения земель сельскохозяйственных предприятий, обустройства и расширения крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность гражданам и юридическим лицам;
- землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, неиспользуемых сельскохозяйственными предприятиями и организациями, а также невостребованных земельных долей и земельных долей, находящихся в общей собственности ее членов и иных граждан, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими;
- инвентаризацию ранее учтенных земельных участков, а также земельных участков занятых предприятиями, организациями и учреждениями несельскохозяйственного назначения, на которые не были выданы правоустанавливающие документы и сведения о которых не внесены в Государственный земельный кадастр для целей формирования объектов государственного кадастрового учета;
- работы по составлению карт ограничений использования земель и обременении (сервитутов) земель, карт кадастрового зонирования территории области;
- разработку мероприятий по защите земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановление, и перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий в соответствии с установленным порядком;
- установление (восстановление) границ административно-территориальных образований (АТО) и границ поселений;
- установление границ территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель;
- работы по межеванию земельных участков, разработку проектов по установлению (восстановлению) на местности их границ;
- комплекс землеустроительных работ, связанных с ведением северного оленеводства и традиционных промыслов в районах проживания малочисленных народов Севера, а также другие мероприятия в рамках настоящей Программы.
Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ (внедрением полевых портативных компьютеров, навигационных приборов и мобильных автоматизированных комплексов); предусматривается приобретение автотранспорта и программно-технических комплексов и средств.
3.12. Мониторинг земель
В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле предусматривается на первом этапе реализации настоящей Программы разработать правовые и нормативно-технические акты, регулирующие организацию и ведение государственного мониторинга земель.
Предусматривается обеспечить:
- своевременное выявление изменения состояния земель, оценку и прогноз этих изменений;
- разработку мероприятий по предупреждению и устранению последствий негативных процессов на основе рекомендаций Росземкадастра;
- внедрение на территории Камчатской области новых методов дистанционного зондирования, технических средств и технологии мониторинга земель.
Ведение мониторинга земель в Камчатской области в 2000-2003 г.г. планируется в рамках настоящей Программы. Предусматривается проведение следующих видов работ: мониторинг земель сельскохозяйственного назначения (включая мелиорированные земли), предусматривающий выявление негативных, в том числе эрозионных процессов, прогноз и оценку земель; мониторинг нарушенных земель.
Предусматривается составление и издание ежегодного регионального "Доклада о состоянии и использовании земель Камчатской области".
3.13. Усиление контроля за использованием и охраной земель
В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства и злоупотребления при совершении сделок с земельными участками. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, имеются случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы.
Это обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
В целях усиления контроля за использованием и охраной земель на 1 этапе реализации настоящей Программы предусматривается:
- разработать программу мероприятий по усилению действенности государственного контроля за использованием и охраной земель в Камчатской области;
- обеспечить в течение 2000-го и последующие годы планомерное выполнение обследовательских работ, проведение контрольных съемок и обмеров земельных участков;
- совершенствовать механизм определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства;
- улучшить профилактическую работу по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированность населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель;
- укрепить взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок по соблюдению земельного законодательства.
На II этапе планируется создать специальный денежный фонд охраны земель для использования его в целях экономического стимулирования охраны земель, материально-технического обеспечения органов государственного контроля за использованием земель, и материального стимулирования деятельности государственных и общественных инспекторов по контролю за использованием и охраной земель Камчатской области.
3.14. Совершенствование системы государственного управления
земельными ресурсами
Одним из основных условий осуществления программных мероприятий является наличие рациональной и эффективно функционирующей системы органов государственного управления, на которые возлагаются полномочия и ответственность за проведение земельной реформы в России.
Государственное управление земельными ресурсами Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации возложено на Федеральную службу земельного кадастра России и его территориальные органы, Министерство имущественных отношений и его территориальные органы, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Управление муниципальными землями осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в рамках государственного управления в соответствии с действующим законодательством РФ.
В целях выполнения возложенных на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области задач по государственному управлению земельными ресурсами в рамках Программы предусматривается:
- укрепление материально-технической базы Комитета и его структурных подразделений;
- содействие в создании в Камчатской области государственных учреждений и организаций системы Росземкадастра с передачей им части функций по оказанию услуг при проведении землеустроительных и кадастровых работ, а также функций по оценке земель для государственных и иных нужд.
В системе государственного управления земельными ресурсами важное значение придается вопросам государственной политики в области рационального использования и охраны земель, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и воспроизводства плодородия почв. При этом планируется повышение роли соответствующих органов исполнительной власти в осуществлении государственной политики в области управления и рационального использования земель, учета объектов недвижимости (включая земли), отнесенных к собственности Камчатской области; в области мелиорации земель, организации разработки, экспертизы и реализации программ проведения земельных преобразований в сельской местности; оказания помощи органам местного самоуправления муниципальных образований в организации рационального использования земель.
4. Правовое обеспечение Программы
Правовое обеспечение развития земельной реформы в Камчатской области будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность правового регулирования земельных отношений.
В этих целях предусматривается разработка и внесение на рассмотрение государственных органов власти Камчатской области соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, необходимых для наиболее эффективной реализации на территории Камчатской области федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, в том числе:
- о порядке управления государственными и муниципальными землями на территории Камчатской области;
- об установлении процедур и критериев предоставления земельных участков;
- об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в том числе предоставляемых гражданам в собственность бесплатно;
- о земельном налоге и арендной плате за землю;
- об установлении нормативной цены земли;
- об установлении цены земли при продаже земельных участков;
- о государственной кадастровой оценке земель;
- о мониторинге земель;
- об особенностях землеустройства в Камчатской области.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 6 мая 2003 г. N 182 раздел 5 настоящей Программы изложен в новой редакции
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований.
Расчеты выполнены в ценах соответствующих лет с учетом коэффициентов-дефляторов.
Объемы и источники финансирования Программы приведены в таблице:
2000 -2003 годы - всего (млн. руб.) |
в том числе по годам: | ||||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | ||
Всего по Программе из них: |
25,30 | 5,44 | 6,95 | 7,99 | 4,92 |
За счет федерального бюджета в том числе: - НИОКР - капитальные вложения - прочие нужды |
8,13 - - 8,13 |
2,53 - - 2,53 |
2,70 - - 2,70 |
2,20 - - 2,20 |
0,70 - - 0,70 |
За счет областного бюджета в том числе: - НИОКР - капитальные вложения - прочие нужды |
10,19 - - 10,19 |
0,71 - - 0,71 |
1,72 - - 1,72 |
3,54 - - 3,54 |
4,22 - - 4,22 |
За счет бюджетов муниципальных образований в том числе: - НИОКР - капитальные вложения - прочие нужды |
6,98 - - 6,98 |
2,20 - - 2,20 |
2,53 - - 2,53 |
2,25 - - 2,25 |
- - - - |
Капитальные вложения предусматриваются на уровне Федеральной службы земельного кадастра России исключительно в рамках федеральных целевых программ "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы" и "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета недвижимости"
По статье "прочие нужды" предусматривается финансирование следующих мероприятий:
- проведение землеустроительных и картографо-геодезических работ всего на сумму 12,69 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3,91 млн. рублей, за счет областного бюджета на сумму 3,38 млн. рублей, за счет бюджетов муниципальных образований (по согласованию) -5,40 млн. рублей;
- комплекс работ по информационному обеспечению ведения государственного земельного кадастра и государственному учету объектов недвижимости, включающий проведение государственной кадастровой оценки земель - на сумму 9,53 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4,22 млн. руб., за счет областного бюджета - 4,43 млн. руб., за счет бюджетов муниципальных образований (по согласованию с ними) - 0,88 млн. рублей;
- информационное обеспечение эксплуатации автоматизированной системы ведения ГЗК и государственного учета объектов недвижимости, включающее приобретение и внедрение технических средств (ПТК) для обеспечения и поддержки эксплуатации АИС, эксплуатационно-техническое обеспечение вычислительной техники и др. - на сумму 0,57 млн. руб. за счет средств областного бюджета;
- работы по мониторингу, государственному контролю за использованием и охраной земель всего на сумму 2,21 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 1,51 млн. рублей, за счет средств местных бюджетов (по согласованию) - 0,7 млн. рублей;
- подготовка кадров по государственному управлению земельными ресурсами и иными объектами недвижимости - на сумму 0,30 млн. руб. - за счет средств областного бюджета.
Реализация Программы будет осуществляться в две очереди:
I очередь -2000-2001 годы - 12,39 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 5,23 млн. рублей, за счет областного бюджета - 2,43 млн. рублей, за счет местных бюджетов (по согласованию) - 4,73 млн. рублей.
II очередь - 2002-2003 годы - 12,91 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета -2,90 млн. руб., за счет областного бюджета - 7,76 млн. рублей, за счет местных бюджетов (по согласованию) - 2,25 млн. рублей.
Средства федерального бюджета по статье "прочие нужды" составляют - 8,13 млн. руб. и направляются на выполнение мероприятий по государственной кадастровой оценке земель, работ по кадастровому картографированию и землеустройству, информационному обеспечению эксплуатации системы ведения государственного земельного кадастра, в том числе создание электронных кадастровых карт, инвентаризации ранее учтенных земельных участков и внесение их в банк данных Единого государственного реестра земель.
Средства областного бюджета и бюджетов муниципальных образований по статье "прочие нужды" составляют 17,17 млн. руб. и направляются на картографическое, землеустроительное и кадастровое обеспечение земельной реформы, разграничение государственной собственности на землю, усиление государственного контроля за использованием земель и проведение мероприятий по охране земель, на выполнение работ по мониторингу и государственной кадастровой оценке земель, а также на подготовку кадров по государственному управлению земельными ресурсами и иной недвижимостью.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта областного бюджета на соответствующий год.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов муниципальных образований в Камчатской области согласовываются с органами исполнительной власти муниципальных образований и подлежат ежегодному уточнению.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета ежегодно согласовываются государственным заказчиком программы - Федеральной службой земельного кадастра России.
6. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы
Государственными заказчиками Программы являются Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области и Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области.
Для организации выполнения намеченных Программой мероприятий на основе действующего земельного законодательства разрабатываются и вводятся в действие отраслевые и региональные нормативно-технические документы.
Мероприятия Программы реализуются:
- Государственными заказчиками - путем организации работ и распределения средств, ежегодно выделяемых из бюджетов всех уровней, среди исполнителей - победителей конкурсов, и осуществления контроля за ходом работ согласно заключенным договорам;
- Администрацией Камчатской области - путем ежегодного выделения бюджетных средств и осуществления постоянного контроля за их целевым использованием;
- Администрациями муниципальных образований - путем организации работ, распределения ежегодно выделяемых на выполнение программных мероприятий средств соответствующих бюджетов и осуществления контроля за их целевым использованием.
Программа основных мероприятий по реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Камчатской области на 2000-2003 годы" представлена в Приложении к Программе.
Реализация программных мероприятий осуществляется посредством заключения договоров (государственных контрактов) между Государственными Заказчиками и исполнителями работ.
Отбор организаций, предприятий и учреждений для выполнения программных мероприятий определяется путем проведения открытых конкурсов, закупок способом котировок цен и закупок у единственного источника.
В качестве соисполнителей при реализации части программных мероприятий привлекаются предприятия и организации Федеральной службы земельного кадастра России и Федеральной службы геодезии и картографии России.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с порядком разработки, согласования, принятия и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением администрации Камчатской области.
Заказчики Программы ежегодно в установленные сроки направляют в Комитет по экономике и Департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области согласованные предложения (бюджетные заявки) по объемам финансирования конкретных мероприятий. Согласованные объемы финансирования мероприятий включаются в проект областного бюджета.
Аналогичные бюджетные заявки по конкретным видам работ и мероприятиям в установленные сроки представляются в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
Государственные Заказчики Программы анализируют ход реализации программных мероприятий и представляют:
- ежегодно в установленные сроки в Комитет по экономике администрации Камчатской области отчет о ходе работы по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств;
- ежегодно в установленные сроки в Комитет по экономике администрации Камчатской области и в Росземкадастр - статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы.
Государственные заказчики участвуют в подготовке Комитетом по экономике ежегодного доклада (отчета) о ходе реализации Программы, представляемого в администрацию Камчатской области.
При необходимости Государственные заказчики вносят в Комитет по экономике и Департамент финансов и бюджетной политики администрации области и в администрации муниципальных образований предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации ее в целом или отдельных мероприятий.
7. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы
Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации под жестким контролем государства.
Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним.
Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит:
- обеспечить целевое использование земель;
- решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли-продажи земельных участков;
- создать экономичный механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руках эффективных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемом продукции, товарности и эффективности производства.
Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и т.д.
Развитие рынка земли и другой недвижимости в городах и других поселениях будет способствовать наращиванию жилищного строительства, даст стимул развитию строительной индустрии и связанных с ней отраслей, созданию дополнительных рабочих мест.
Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от платежей за землю в доходной части бюджетов всех уровней.
В качестве интегрированного показателя экономической эффективности реализации проектов и программ обычно принимаются соотношение затрат на их создание, внедрение и получение экономических результатов, а также срок окупаемости этих затрат. Учитывая, что настоящая Программа не является инвестиционным проектом, а ее интерес и цели лежат в области структурной и инвестиционной политики государства, включая инфраструктуру экономики, эффективность Программы выражается в улучшении макроэкономических показателей экономического роста, а также в социальной и экологической сферах.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, позволит получить экономический эффект в размере 58,8 млн. рублей, в основном за счет дальнейшей приватизации земель, находящихся в пользовании государственных и муниципальных предприятий; обеспечения гражданам свободы права распоряжения своими земельными участками и земельными долями; развития ипотеки земельных участков, включая зоны сельскохозяйственного назначения; перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков; дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях; проведения массовой государственной кадастровой оценки земель всех категорий, совершенствования системы платежей за землю и сокращению льгот за пользование земельными участками в городских поселениях.
Сводные данные экономической эффективности реализации
Программы представлены в таблице
Наименование мероприятий | Экономический эффект (млн. руб.) |
1. Дальнейшая приватизация земель государственных и муниципальных предприятий. |
3,6 |
2. Обеспечение гражданам-собственникам свободы права распоряжениями земельными долями. |
8,95 |
3. Развитие ипотеки сельскохозяйственных земель (рассматривается как источник инвестиций) |
4,8 |
4. Переход на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков. |
0,88 |
5. Переход к налогообложению от кадастровой стоимости земель. |
31,0 (в период 2004-2007 гг.) |
6. Существенное сокращение льгот за пользование земельными участками в городских поселениях. |
3,21 |
7. Постановка на кадастровый учет неучтенных земельных участков |
2,58 |
8. Эффективное использование земельных участков, недвижимости в результате проведения работ по разграничению государственной собственности на землю. |
3,75 |
Итого: | 58,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.