Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 23 сентября 2003 г. N 370
Долгосрочная областная целевая программа
"Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Камчатской области (2004-2007 годы)"
(утв. постановлением Губернатора Камчатской области от 23 сентября 2003 г. N 370)
11 июня 2004 г.
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Камчатской области (2004-2007 годы)"
Наименование Программы |
Долгосрочная областная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Камчатской области (2004-2007 годы)" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Распоряжение Губернатора Камчатской области от 31.07.2003 г. N 820-Р; Соглашение об участии администрации Камчатской области в реализации федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2003-2007 годы)" от 20 декабря 2002 года N 41-с. |
Государственный заказчик - координатор Программы Государственный заказчик подпрограммы |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области |
Основные разработчики Программы |
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области (по согласованию) Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области |
Исполнители Программы | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области (по согласованию); Комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области; Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатской области (по согласованию); Органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области (по согласованию) |
Перечень подпрограмм | В составе Программы подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Камчатской области (2004-2007 годы)" (далее - подпрограмма) |
Цель и задачи Программы | Цель Программы: создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики в области эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечения их в оборот и стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан, проживающих на территории Камчатской области; создание автоматизированной системы управления недвижимостью, обеспечивающей эффективное управление недвижимостью на уровне области и муниципальных образований. |
Основные задачи Программы: - внедрение в Камчатской области нормативно-методической базы государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий, и обеспечение публичности его сведений; - внедрение автоматизированных технологий и специальных программных средств, обеспечивающих реализацию процедур государственного и муниципального учета объектов недвижимости и ввод в автоматизированные базы данных актуальной информации и земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества в Камчатской области как объектах права и налогообложения, полученных в результате разграничения собственности на землю, инвентаризации, межевания и кадастровой оценки земельных участков; - ввод в эксплуатацию программно-технических комплексов, современных отечественных технологий и программных средств, средств защиты информации, обеспечивающих автоматизацию процессов формирования, учета, оценки земельных участковой объектов недвижимости; - информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля и землеустройства, государственного и муниципального учета земельных участков и иных объектов недвижимости; - формирование полноценной электронной базы данных о земельных участках всех форм собственности; - разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность Камчатской области и собственность муниципальных образований в Камчатской области; - развертывание программно-технических комплексов, поддерживающих базы данных по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и прочно связанными с ними объектами недвижимости; - подготовка кадров в сфере государственного и муниципального управления и распоряжения земельными ресурсами и иной недвижимостью в Камчатской области |
|
Сроки и этапы реализации Программы |
2004-2007 годы, в том числе: I этап - 2004 - 2005 годы II этап - 2006 - 2007 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- внедрение нормативно-методической базы, обеспечивающей ведение государственного земельного кадастра и государственного учета недвижимости; - научно-методическое обеспечение управления недвижимостью; разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность Камчатской области, собственность муниципальных образований в Камчатской области и формирование баз данных по земельным участков и прочно связанным с ними объектов недвижимости, в том числе землеустроительное обеспечение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю, проведение работ по инвентаризации земель запаса, включая фонд перераспределения земель; - информационное обеспечение государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, включающее: - создание и обновление планово-картографической основы на земли поселений и межселенных территорий; создание цифровых электронных кадастровых карт на земли поселений и межселенные территории; - проведение инвентаризации земельных участков в границах поселений и межселенных территорий муниципальных образований в Камчатской области, в том числе земель, занятых предприятиями, организациями и учреждениями не сельскохозяйственного назначения, на которые не были выданы правоустанавливающие документы и сведения о которых не были внесены в государственный земельный кадастр с целью формирования объектов государственного кадастрового учета; - внедрение местных систем; - создание карт ограниченного использования и обременении земельных участков; разработка, корректировка проектов установления границ (черты) поселений, установление этих границ на местности и вычисление общей площади земель поселений; - уточнение границ государственных природных заповедников; подготовка градостроительного регламента; - обновление стоимостных показателей кадастровой оценки земель Камчатской области; - внедрение автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета недвижимости; - подготовка и ввод в автоматизированные базы данных информации по фактически используемым, но не учтенным ранее земельным участкам всех форм собственности по результатам инвентаризации и межевания земель; - оснащение программно-техническими комплексами; - эксплуатация автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости; - подготовка и переподготовка кадров в сфере государственного и муниципального управления земельными ресурсами и иной недвижимостью |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах 2003 года) |
Всего на 2004-2007 годы - 161,33 млн. рублей, из них: - средства федерального бюджета- 12,54 млн. рублей (7,7 %) (по согласованию) - Средства областного бюджета - 73,51 млн. рублей (46,2%) (по согласованию), - средства местных бюджетов - 75,28 млн. рублей (46,1%) (по согласованию). В том числе объем финансирования подпрограммы - 36,03 млн. рублей, из них: - средства федерального бюджета - 6,44 млн. рублей (17,9%) (по согласованию), - средства областного бюджета - 5,71 млн. рублей (15, 8%), - средства местных бюджетов - 23,88 млн. рублей (66,3%) (по согласованию). |
Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы |
- создание на территория Камчатской области автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, представляющей собой совокупность построенных на единых принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных; - создание автоматизированной системы управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений; - создание на территории Камчатской области системы электронного обмена сведениями между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, налоговыми и другими органами; - разграничение государственной собственности на землю, регистрация права собственности на земельные участки отнесенные к собственности Российской Федерации, собственности Камчатской области и собственности муниципальных образований в Камчатской области, и ввод полученной информации в автоматизированные базы данных, содержащие актуальную информацию о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества; - обеспечение органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области доброкачественными планово-картографическими материалами и созданными на их основе цифровыми электронными картами поселений и межселенных территорий для целей учета земель и иных объектов недвижимости всех форм собственности; - увеличение поступления платежей за землю в областной и местные бюджеты; - подготовка кадров в сфере государственного и муниципального управления и распоряжения земельными ресурсами и иными объектами недвижимости, расположенными на территории Камчатской области |
Система организации контроля за исполнением Программы и подпрограммы |
Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет в установленном порядке государственный заказчик - координатор Программы - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области. Управление реализацией подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет в установленном порядке государственный заказчик подпрограммы - комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
(содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами)
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Камчатской области является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности для удовлетворения потребностей общества и граждан.
Достижению указанной цели мешает ряд нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений.
Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена в связи с отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.
Задачи, поставленные долгосрочной областной целевой программой "Развитие земельной реформы в Камчатской области на 2000-2003 годы", принятой постановлением Губернатора Камчатской от 26.01.2000 г. N 26, и ранее действовавшими областными целевыми программами, не были решены в полном объеме по причинам, связанным с малой активностью органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области в решении актуальных проблем управления земельными ресурсами, регулирования и реформирования земельных правоотношений, недофинансированием в течение ряда лет программных мероприятий. В области не создана нормативно-правовая база земельных правоотношений. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала.
По данным государственного земельного кадастра по состоянию на 01.01.2003 года в Камчатской области 6,8 тысячи гектаров пахотных земель переведены в категорию земель запаса по причине долговременного не использования. 3,1 тысячи гектаров пашни выведены из хозяйственного использования, переведены в другие виды угодий, зарастают дикоросами и кустарником, заболачиваются. Около двух тысяч участков используется гражданами без оформления правоудостоверяющих документов на землю. Более пяти тысяч фактически используемых приусадебных земельных участков в сельских поселениях Камчатской области не предоставлены в установленном порядке гражданам, не поставлены на государственный кадастровый учет. Не поставлены на государственный кадастровый учет и не включены в банк данных государственного земельного кадастра земельные участки, используемые организациями и не оформившими до настоящего времени в силу разных причин правоустанавливающие документы на землю.
Работы по инвентаризации земель в Камчатской области, проводившиеся в 90-х годах за счет средств бюджетов всех уровней, к 2003 году не были завершены. К 2002 году в полном объеме за счет средств федерального бюджета, выполнена инвентаризация земель с. Усть-Большерецк Усть-Большерецкого районного муниципального образования (1995 г.), с.с. Эссо, Анавгай Быстринского районного муниципального образования и с. Никольское Алеутского районного муниципального образования (1999-2000 годы). В г. Петропавловске-Камчатском, г. Елизово и с. Мильково инвентаризация была выполнена частично. На землях остальных поселений инвентаризации не проводилась. Работы были приостановлены в связи с прекращением финансирования.
Работы по созданию планово-картографической основы на земли поселений для нужд сельских и поселковых администраций проводились по мере финансирования в течение 10 лет. За этот период за счет средств федерального и областного бюджетов выполнены работы по населенным пунктам Елизовского, Мильковского, Быстринского и Алеутского районных муниципальных образований. В 2003 году завершаются работы в Усть-Камчатском районном муниципальном образовании. В рамках Программы необходимо выполнить аналогичную работу по поселениям Усть-Большерецкого и Соболевского районных муниципальных образований, в которых органы местного самоуправления не имеют картографических материалов приемлемого масштаба, позволяющего осуществлять учет и планирование использования земель в границах подведомственных территорий.
Крайне необходимо выполнение в Камчатской области аэрофотосъемочных работ на землях сельскохозяйственного назначения, включая территории, занятые СОТами, и землях иных категорий, попадающих в зону залета, так как последние работы по аэрофотогеодезии осуществлялись в 1984 году (дешифрирование 1986 года). За прошедшие 19 лет произошли существенные изменения в землепользовании в Камчатской области, особенно в Елизовском и Мильковском районных муниципальных образованиях. Картографические материалы устарели и не могут применяться в повседневной работе соответствующих органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
В 1991-1994 годах были выполнены и утверждены органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области проектные работы по установлению границ поселений в Камчатской областей передаче земель в ведение сельских и поселковых администраций. Вместе с тем, с введением в действие новых федеральных законов в сфере земельных и имущественных отношений, Земельного кодекса, Лесного кодекса, Водного кодекса, Гражданского кодекса, и иного законодательства Российской Федерации, большая часть проектов по установлению границ поселений не соответствует требованиям времени и имеет целый ряд недостатков и недоработок. Так, в Елизовском и Мильковском районных муниципальных образованиях земельные участки категории земель лесного фонда, включенные согласно проектам в границы поселений, из категории земель лесного фонда не исключены. В ряде муниципальных образований в Камчатской области, в том числе в Усть-Большерецком, до настоящего времени не приняты решения органов местного самоуправления муниципальных образований о включении земель запаса и земель сельскохозяйственного назначения, согласно утвержденным проектам, в категорию земель поселений. Земельные участки в установленном законодательством Российской Федерации порядке в данную категорию земель не переведены.
В 1996 году Петропавловск-Камчатскому городскому муниципальному образованию были дополнительно переданы земельные участки общей площадью 2,3 тыс. гектаров из состава земель Елизовского районного муниципального образования, вместе с тем до настоящего времени границы г. Петропавловска-Камчатского на протяжении 109 км на местности не установлены и от земель Елизовского районного муниципального образования не отграничены; общая площадь земель г. Петропавловска-Камчатского не исчислена, инвентаризация земель не завершена.
Таким образом, в Камчатской области до настоящего времени земли поселений органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области не упорядочены в правовом отношении, границы поселений на местности не установлены, земли поселений не отграничены от земель иных категорий.
По состоянию на 01.01.2003 года не выполнены работы по уточнению границ государственных природных заповедников для целей отграничения их от земель иных категорий (участок в Мильковском районном муниципальном образовании - от земель лесного фонда, в Алеутском районном муниципальном образовании - от земель запаса) и исчислению фактически занимаемых заповедниками площадей. До настоящего времени не выполнен пункт 3 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.04.93 г. N 359 об уточнении границ государственного природного заповедника "Командорский", в связи с чем органы местного самоуправления Алеутского районного муниципального образования с 1995 года не могут распоряжаться значительной частью территории района, прилегающей к с. Никольское, так как границы заповедника не установлены на местности и не отграничены от других категорий земель.
Без комплексного решения вышеперечисленных проблем крайне затруднительно выполнить одну из основных задач в сфере земельных правоотношений отношений, стоящих перед соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Камчатской области, органами государственной власти Камчатской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области - разграничение государственной собственности на землю и оформление права собственности на землю Камчатской области и муниципальных образований. Решение этих проблем дает возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качества земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления земельными ресурсами и иной недвижимостью, находящейся в государственной и муниципальной собственности на территории Камчатской области.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий организационного, производственного, технического, технологического и образовательного характера.
Долгосрочная областная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Камчатской области (2004-2007 годы)" разработана во исполнение распоряжения Губернатора Камчатской области от 31.07.2003 года N 820-Р, в соответствии с Федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2002-2007 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 745 и направлена на решение задач в области структурной перестройки экономики Камчатской области в сфере земельно-имущественных отношений.
Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с осуществлением разграничения государственной собственностью на землю, созданием и обновлением планово-картографических материалов на земли поселений и межселенных территорий, созданием цифровых кадастровых карт для целей государственного кадастрового учета земельных участков и иных объектов недвижимости в границах территорий муниципальных образований и в целом по Камчатской области, инвентаризацией земель и их кадастровой оценкой, требуют четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований в Камчатской области. С этой целью в Программе выделена подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Камчатской области (2004-2007 годы)", направленная на разграничение государственной собственности на землю и создание автоматизированных систем управления недвижимостью на уровне Камчатской области и муниципальных образований в Камчатской области на основе использования современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное управление земельными и имущественными отношениями.
Данная Программа должна стать базовой основой для подготовки соответствующих муниципальных программ.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Целью Программы является создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики в области эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечения их в гражданский оборот и стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в целях удовлетворения потребностей общества и граждан.
Для выполнения основной цели перед Программой ставятся следующие задачи:
- внедрение в Камчатской области разрабатываемой федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации нормативно-методической базы государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий, и обеспечение публичности его сведений;
- внедрение в Камчатской области единых методологических и программно-технических принципов государственных автоматизированных баз данных, обеспечивающих ведение государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости, содержащих перечни учтенных объектов недвижимости и сведения о них, и подлежащих учету в Государственном регистре баз и банков данных;
- внедрение автоматизированных технологий и специальных программных средств, обеспечивающих реализацию процедур государственного учета объектов недвижимости и ввод в автоматизированные базы данных актуальной информации о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества в Камчатской области как объектах права и налогообложения, полученных в результате разграничения государственной собственности на землю, инвентаризации, межевания и кадастровой оценки земельных участков;
- внедрение программно-технических комплексов, современных отечественных информационных технологий и программных средств, средств защиты информации, обеспечивающих автоматизацию процессов формирования, учета, оценки земельных участков и объектов недвижимости;
- информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля и землеустройства, государственного и муниципального учета земельных участков и иных объектов недвижимости посредством проведения комплекса работ по созданию и обновлению планово-картографической основы на земли поселений и межселенные территории, созданию цифровых кадастровых карт, инвентаризации, межеванию и оценке земель в Камчатской области;
- обеспечение совместимости информационных систем, связанных с формированием, государственным учетом, технической инвентаризацией, оценкой, регистрацией прав, налогообложением, управлением и распоряжением недвижимостью, и создание системы электронного обмена сведениями между ними;
- формирование полноценной электронной базы данных о земельных участках всех форм собственности, для целей налогообложения и увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- организация и проведение подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих государственное и муниципальное управление земельными ресурсами и иной недвижимостью, в том числе государственный кадастровый учет земель и иных объектов недвижимости, а также кадастровую оценку земель в Камчатской области.
Система мероприятий, реализуемая в рамках Программы и подпрограммы, увязана по этапам и срокам их реализации, а также по объему финансирования; обеспечивает осуществление разграничения государственной собственности на землю и создание автоматизированных баз данных государственного земельного кадастра, государственного учета объектов недвижимости и автоматизированной системы управления недвижимостью в Камчатской области.
Программа рассчитана на период 2004-2007 годов. Ее реализацию планируется осуществить в два этапа.
На I этапе (2004 - 2005 годы) выполняется комплекс мероприятий по информационному обеспечению ведения государственного земельного кадастра и учета объектов недвижимости, в том числе:
инвентаризация земель;
аэрофотогеодезические работы, включая дешифрирование аэроснимков, в границах территорий Елизовского, Мильковского, Усть-Большерецкого, Усть-Камчатского, Соболевского, Быстринского и Алеутского районных муниципальных образований в Камчатской области;
создание и обновление планово-картографической основы на земли поселений и межселенные территории, включая создание кадастровых и иных видов карт в электронном виде;
внедрение на территории Камчатской области местных систем координат;
уточнение и отражение в государственном земельном кадастре сведения о землях и границах Камчатской области и входящих в ее состав муниципальных образований;
уточнение границ государственных природных заповедников для целей отграничения их от земель других категорий, и другие мероприятия, предусмотренные Программой.
Совместно с органами технической инвентаризации и организациями, осуществляющими ведение градостроительного кадастра, планируется постепенный переход к ведению единого государственного учета земельных участков и прочно связанных с ними зданий, строений, сооружений, являющихся объектами прав и налогообложения, как единых объектов недвижимости на базе программно-технической инфраструктуры государственного земельного кадастра.
Проводится оснащение органов технической инвентаризации и ведения градостроительного кадастра в Камчатской области и в муниципальных образованиях в Камчатской области средствами модемной связи и программным обеспечением для обмена данными между органами технической инвентаризации и органами, осуществляющими деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
В органах, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра на областном уровне и на уровне муниципальных образований в Камчатской области, устанавливаются и вводятся в эксплуатацию программно-технические комплексы для автоматизированного ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости.
Проводится обучение и переподготовка специалистов соответствующих органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, комитета по управлению государственным имуществом Камчатской области, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области и Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатской области по вопросам учета и оценки земель и иных объектов недвижимости, управления и распоряжения земельными ресурсами и иными объектами недвижимого имущества в Камчатской области.
На II этапе (2006 - 2007 годы) в Камчатской области завершается установка и ввод в эксплуатацию программно-технических комплексов.
Завершается модернизация оборудования программно-технических комплексов в органах кадастрового учета земель на уровне муниципальных образований.
Завершаются работы по созданию и обновлению планово-картографической основы для целей ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на землях поселений Камчатской области и межселенных территориях муниципальных образований; по инвентаризации земель, в том числе занятых предприятиями, организациями и учреждениями не сельскохозяйственного назначения, на которые до 2004 года не были выданы правоустанавливающие документы и сведения, о которых не были внесены в государственный земельный кадастр; по установлению (восстановлению) границ (черты) поселений, обновлению стоимостных показателей кадастровой оценки земель в Камчатской области, и другие мероприятия, предусмотренные Программой.
Формируются и актуализируются распределенные на территории Камчатской области автоматизированные базы данных об объектах недвижимости на основе сведений, получаемых в результате инвентаризации и межевания объектов кадастрового учета, межведомственного обмена сведениями. Осуществляется их подключение к абонентской компьютерной сети электронного доступа и обмена сведениями.
Вводятся в эксплуатацию информационно-справочные системы, позволяющие обеспечить массовый доступ граждан и юридических лиц к сведениям единой системы государственного учета объектов недвижимости.
С вводом в эксплуатацию программно-технических комплексов в органах кадастрового учета к концу 2007 года в отдаленных районах завершается создание информационно-технической инфраструктуры системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, проводятся заключительные мероприятия по вводу в действие в Камчатской области всей системы.
К началу 2008 года на территории Камчатской области начинает функционировать единая автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в виде структурированной компьютерной сети, в состав которой войдут программно-технические комплексы, обеспечивающие информационное обслуживание на уровне муниципальных образований в Камчатской области, Камчатской области и Дальневосточного федерального округа.
Совместно с организациями, обеспечивающими ведение государственного градостроительного кадастра, лесного кадастра, водного кадастра, кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и других кадастров и реестров, и с учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Камчатской области осуществляется переход к государственному учету в единой системе объектов недвижимости на основе распределенных автоматизированных банков данных и электронных систем доступа и обмена сведениями между ними.
В 2006-2007 годах продолжается подготовка специалистов соответствующих органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, комитета по управлению государственным имуществом Камчатской области, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области и Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатской области в целях обеспечения поэтапного перехода к массовому внедрению технологий государственного учета и кадастровой оценки объектов недвижимости всех видов в единой системе.
К началу 2008 года завершается обучение специалистов, обеспечивающих ведение автоматизированных баз данных государственного учета единых объектов недвижимости, функционирование системы электронного доступа и межведомственного обмена сведениями, информационную безопасность системы, техническую поддержку и сопровождение эксплуатируемых информационных технологий и программных средств.
Решение поставленных задач будет содействовать созданию на территории Камчатской области государственного земельного кадастра как одной из основополагающих инфраструктур государства в области проведения государственной политики, направленной на обеспечение эффективного и рационального использования земли и иной недвижимости как важнейших составляющих сохранения общественной стабильности и укрепления экономики в Камчатской области.
3. Система программных мероприятий
См. постановление Губернатора Камчатской области от 7 сентября 2004 г. N 339 "О мероприятиях по реализации федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)" в Камчатской области на 2004-2007 годы"
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
1. Обеспечение внедрения в Камчатской области нормативно-методической базы, разработанной на федеральном уровне, в том числе документов:
- по ведению государственного земельного кадастра, как единой системы государственного учета недвижимости на основе автоматизированных технологий и по обеспечению публичности его сведений;
- устанавливающих правила отнесения участков земной поверхности, участков лесного фонда, обособленных водных объектов, многолетних насаждений, участков недр, строений и сооружений к объектам недвижимости с определением их характеристик, необходимых для описания этих объектов как недвижимого имущества, а также отражения сведений о них в автоматизированных базах данных;
- определяющих порядок формирования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений в качестве единых объектов недвижимости и правила их государственного кадастрового учета и отражения соответствующих сведений в автоматизированных базах данных, а также устанавливающих порядок постановки на государственный учет в автоматизированной системе государственного земельного кадастра участков лесного фонда, многолетних насаждений, обособленных водных объектов, участков недр как объектов права;
- устанавливающих регламенты передачи и обмена информацией между автоматизированными базами данных органов (организаций), осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, технической инвентаризации, ведению градостроительного, лесного, водного и других кадастров и реестров, учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также налоговых органов;
2. Информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра и государственного учета земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе:
- инвентаризация земельных участков в границах поселений и межселенных территорий муниципальных образований, в том числе занятых предприятиями, организациями и учреждениями не сельскохозяйственного назначения, на которые до 2004 года не были выданы правоустанавливающие документы и сведения о которых не были внесены в государственный земельный кадастр;
- внедрение в Камчатской области местных систем координат (МСК) и пересчет дежурных кадастровых карт в МСК;
- создание и обновление планово-картографических материалов, создание цифровых земельно-кадастровых и иных карт на земли поселений и межселенные территории Камчатской области; обеспечение дешифрирования аэроснимков и изготовление планово-картографической основы по результатам аэрогеодезических работ, выполненных на территории Камчатской области в границах муниципальных образований;
- обеспечение проведения территориального землеустройства, в том числе:
разработка, корректировка проектов установления границ (черты) поселений Камчатской области, установление этих границ на местности и вычисление общей площади земель поселений; уточнение границ государственных природных заповедников и занимаемых ими площадей земельных участков;
- уточнение и отражение в государственном земельном кадастре сведений о землях и границах Камчатской области и входящих в ее состав муниципальных образований;
- ежегодное обновление стоимостных показателей кадастровой оценки земель в Камчатской области.
Реализация этих мероприятий позволит обеспечить органы государственной власти Камчатской области, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Камчатской области, соответствующие учреждения по государственному учету (регистрации) земельных участков и иных объектов недвижимости необходимыми и достоверными сведениями, документами правового характера и качественным планово-картографическим материалом, в том числе в электронном виде, для целей управления и распоряжения земельным фондом и иной недвижимостью, в том числе планирования и рационального использования земель, ведения учета земель и иной недвижимости, выявления фактически используемых земель для целей правового оформления, налогообложения и государственного кадастрового учета, а также увеличения поступления платежей за землю и иные объекты недвижимости в бюджеты всех уровней;
3. Автоматизация ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости всех форм собственности, в том числе:
- поэтапное дооснащение органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости, необходимыми средствами компьютерной техники и телекоммуникаций;
- внедрение систем электронного межведомственного обмена данными;
- внедрение технологий и специального программного обеспечения для автоматизации ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости и информационного обеспечения субъектов оборота земель и иного недвижимого имущества, а также соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Камчатской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области;
- ввод в эксплуатацию средств информационной безопасности автоматизированной системы на основе внедрения средств защиты информации от несанкционированного доступа, обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения, страхования информационных ресурсов;
4. Подготовка и ввод в автоматизированные базы данных информации по фактически используемым, но не учтенным ранее земельным участкам всех форм собственности. Эти мероприятия проводятся с целью подготовки данных по всем правообладателям и пользователям земельных участков, получаемых в результате инвентаризации и межевания земель, и ввода информации по объектам государственного кадастрового учета в автоматизированные базы данных;
5. Подготовка и ввод в автоматизированные базы данных информации по государственной кадастровой оценке земель в Камчатской области для целей налогообложения и внесение результатов оценки в виде экономических характеристик земельных участков в государственный земельный кадастр. Эти мероприятия направлены на формирование обоснованной налогооблагаемой базы, учитывающей особенности рентных отношений и развитие рынка земли и иной недвижимости;
6. Эксплуатация автоматизированной системы государственного земельного кадастра (АС ГЗК) и государственного учета объектов недвижимости, в том числе техническое сопровождение автоматизированной системы, эксплуатационно-техническое обеспечение (расходные материалы, запчасти, связь и коммуникации и т.п.), информационное обслуживание: обновление справочно-информационных баз данных на магнитных носителях;
7. Обучение и переподготовка кадров.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований в Камчатской области. Объем и источники финансирования Программы приведены в таблице.
(млн. рублей)
2004-2007 годы - всего |
В том числе | ||||
2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего по Программе из них: за счет федерального бюджета (по согласованию) в том числе: - прочие нужды за счет областного бюджета в том числе: - капитальные вложения - прочие нужды за счет местных бюджетов (по согласованию) в том числе: - прочие нужды |
161,33 12,54 12,54 73,51 0,90 72,61 75,28 75,28 |
31,65 3,90 3,90 8,00 0,30 7,70 19,75 19,75 |
45,21 2,74 2,74 21,80 0,20 21,60 20,67 20,67 |
44,14 2,88 2,88 21,87 0,20 21,67 19,39 19,39 |
40,33 3,02 3,02 21,84 0,20 21,64 15,47 15,47 |
В том числе по подпрограмме - всего из них: за счет федерального бюджета (по согласованию) в том числе: - прочие нужды за счет областного бюджета в том числе: - капитальные вложения - прочие нужды за счет местных бюджетов (по согласованию) в том числе: - прочие нужды |
36,03 6,44 6,44 5,71 0,90 4,81 23,88 23,88 |
7,95 1,40 1,40 1,5 0,30 1,20 5,05 5,05 |
9,15 1,54 1,54 1,64 0,20 1,44 5,97 5,97 |
9,88 1,68 1,68 1,31 0,20 1,11 6,89 6,89 |
9,05 1,82 1,82 1,26 0,20 1,06 5,97 5,97 |
Из федерального бюджета на прочие нужды направляются средства в размере 12,54 млн. рублей, в том числе Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области для целей реализации программных мероприятий - 6,10 млн. рублей, Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатской области для выполнения мероприятий, предусмотренных подпрограммой - 6,44 млн. рублей. Инвестиции (капитальные вложения) на выполнение программных мероприятий предусматриваются на федеральном уровне исключительно в рамках федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", в том числе на выполнение аэрофотосъемочных работ в Камчатской области потребуется более 87 млн. рублей. Условия Федеральной службы земельного кадастра России таковы, что финансирование аэрофотосъемочных работ из федерального бюджета и их проведение на территории Камчатской области будет осуществляться только при наличии гарантии органов государственной власти Камчатской области в части обеспечения финансирования работ по дешифрированию материалов аэрофотосъемки и созданию планово-картографической основы.
Средства областного бюджета, направляемые на реализацию программных мероприятий, составляют 73,5 млн. рублей, из них на капитальные вложения предусматривается 0,90 млн. руб., в том числе для нужд комитета по управлению государственным имуществом Камчатской области - 0,90 млн. рублей, на прочие нужды предусматривается всего - 72,6 млн. руб., в том числе комитету по управлению государственным имуществом Камчатской области на выполнение мероприятий подпрограммы - 4,8 млн. рублей, Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области для целей реализации программных мероприятий - 67,8 млн. рублей.
Средства местных бюджетов по статье "прочие нужды", направляемые на реализацию программных мероприятий, составляют 75,28 млн. рублей, в том числе на мероприятия Программы - 51,40 млн. рублей, на мероприятия подпрограммы-23,88 млн. рублей.
При формировании объемов финансирования ресурсоемких мероприятий Программы и подпрограммы и определения стартовых цен для проведения торгов (конкурсов) на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд применялся "Сборник цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель" (М., Роскомзем, 1996) с учетом повышающего К =4.8 ко всем видам работ, установленного на 2003 год Федеральной службой земельного кадастра России, а также "Единые нормы выработки (времени) на геодезические и топографические работы (СУСН-2002), введенные в действие с 2003 года Федеральной службой геодезии и картографии России.
В частности, расчет объема финансирования работ по созданию планово-картографической основы на земли поселений выполнен исходя из стоимости - 1,8 тыс. руб./га. Стоимость работ по проведению сплошной инвентаризации земель с учетом упрощения требований к оформлению границ фактически занимаемых земельных участков на период действия Программы 2004-2007 годы в объеме 30,0 млн. рублей определена из расчета стоимости -600-800 руб./га. Объем финансирования работ по установлению границ поселений в размере 15,0 млн. рублей определен из расчета стоимости - 10-12,0 тыс. руб./км.
Финансирование работ по Программе и подпрограмме за счет средств федерального бюджета согласовываются государственным заказчиком - координатором Программы - Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области с Федеральной службой земельного кадастра России и исполнителем подпрограммы - Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатской области с Министерством имущественных отношений Российской Федерации и подлежат ежегодному уточнению.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета ежегодно подлежат уточнению и утверждению в установленном порядке законом Камчатской области об областном бюджете на соответствующий год.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов муниципальных образований в Камчатской области согласовываются с органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области и подлежат ежегодному уточнению.
5. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы
Реализация Программы в Камчатской области позволит создать условия для обеспечения планомерного и последовательного проведения государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений, направленных на эффективное использование земель и иной недвижимости, активное вовлечение их в оборот, стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости, формирование банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.
В ходе реализации Программы и входящей в ее состав подпрограммы будут достигнуты следующие результаты:
- создание в Камчатской области автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, позволяющей в рамках единого государственного информационного ресурса обеспечить формирование сведений об объектах недвижимости как объектах оборота и налогообложения;
- обеспечение соответствующих структурных подразделений администрации Камчатской области, учреждений, осуществляющих государственный учет земель и иных объектов недвижимости, а также органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области доброкачественным картографическим материалом на земли поселений и межселенные территории, которое будет способствовать более эффективному государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами и иными объектами недвижимости, проведению территориального землеустройства, включая межевание земель и зонирование территорий, оперативному решению вопросов предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам и изъятия земель для государственных и муниципальных нужд;
- создание автоматизированных баз данных о земельных участках и прочно связанных с ними объектах недвижимого имущества, осуществление подготовки и ввода актуальной информации по результатам инвентаризации, межевания и государственного кадастрового учета указанных объектов;
- проведение разграничения государственной собственности на землю, регистрация прав собственности на земельные участки Российской Федерации, Камчатской области, муниципальных образований в Камчатской области и ввод информации в автоматизированные базы данных;
- по итогам государственной кадастровой оценки земель в Камчатской области для определения налогооблагаемой базы будут актуализированы экономические характеристики земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества по принципу наибольшей эффективности их использования;
- создание системы электронного обмена сведениями между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, органами по управлению фондом недр, лесным фондом, водным фондом, налоговыми и другими органами;
- создание информационной базы о единых объектах недвижимости, позволяющей сформировать в налоговых органах фискальный реестр в целях перехода на взимание налога на недвижимость;
- создание как единого государственного информационного ресурса автоматизированных баз данных о земельных участках, связанных с ними объектах недвижимого имущества, об участках лесного фонда, участках недр, обособленных водных объектах;
- обеспечение информационной безопасности;
- обеспечение подготовки и переподготовки кадров в области ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, в том числе для работы с автоматизированной системой государственного земельного кадастра;
- подготовка кадров управленческого персонала государственных органов власти Камчатской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере земельного и гражданского законодательства Российской Федерации, управления и распоряжения землей и недвижимостью.
Совокупный социально-экономический эффект от реализации Программы и входящей в ее состав подпрограммы достигается за счет проведения структурных изменений в экономике на основе создания развитой информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить эффективное использование земель и иной недвижимости, как важнейших составляющих национального богатства России.
Прямой экономический эффект от реализации программных мероприятий состоит в увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет роста поступлений земельных платежей в результате проведения инвентаризации земель и разграничения государственной собственности на землю, и повышения эффективности управления недвижимостью как на федеральном, так и на территориальном и муниципальном уровнях.
Увеличение доходной части бюджетов всех уровней будет достигнуто уже на первом этапе реализации Программы за счет расширения охватываемых земельными платежами площадей, являющихся объектами налогообложения, в том числе за счет проведения инвентаризации земель - более 3-х млн. рублей в год, за счет установления налогооблагаемой базы на основе кадастровой оценки земель - более 31 млн. рублей в год. Доход федерального бюджета от сдачи в аренду земельных участков составит около 30 млн. рублей в год (в ценах 2003 года), от аренды недвижимости - 16 млн. рублей в год. Доход областного бюджета от сдачи в аренду земельных участков областной собственности составит более 71 млн. рублей в год (в ценах 2003 года из расчета за 1 кв. м занимаемой площади в объеме 2% от установленной кадастровой стоимости земель соответствующего вида использования), от аренды недвижимого имущества - 6,0 млн. рублей в год.
Общий экономический эффект от реализации программных мероприятий в 2004-2007 года составит за счет прироста поступлений земельных платежей в бюджеты всех уровней более 105 млн. рублей в год.
Окупаемость затрат на реализацию Программы и подпрограммы будет обеспечена в течение 2-3 лет при условии выделения предусмотренных Программой объемов финансирования из бюджетов всех уровней.
Постоянно обновляемые в автоматизированной системе сведения о количестве и качестве различных категорий земель позволят создать реальный инструмент контроля за происходящими изменениями, а наличие сведений о правовом режиме их использования и субъектах права на земельные участки позволят конкретизировать адресную направленность при реализации природоохранных мероприятий и персонифицировать ответственность за охрану и состояние любых категорий земель в Камчатской области.
Дополнительным эффектом реализации Программы будет активизация сделок на рынке земли и недвижимости, создание благоприятного делового климата и рост объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, обеспечение оперативности и качества принятия управленческих решений по распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости, находящимися в государственной и муниципальной собственности, за счет внедрения современных информационных технологий и повышения достоверности и полноты информации о недвижимости, роста профессионального уровня управленческого персонала.
В целом при реализации комплекса программных мероприятий будет создана автоматизированная система, позволяющая при осуществлении государственного управления обеспечить необходимую нормативную, формационную и технологическую поддержку процессов формирования, учета, оценки и налогообложения недвижимости всех форм собственности, а также управление и распоряжение недвижимостью в Камчатской области.
6. Система организации контроля за исполнением Программы
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области.
Государственные заказчики Программы и подпрограммы осуществляют свои функции во взаимодействии с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Камчатской области, соответствующими структурными подразделениями администрации Камчатской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
Государственные заказчики - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Камчатской области и комитет по управлению Государственным имуществом Камчатской области несут ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий. Ежегодно, в установленном порядке, представляют бюджетные заявки на очередной финансовый год, уточняют с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей, обеспечивают подготовку и представление отчетов о выполнении Программы.
Выполнение мероприятий Программы и подпрограммы осуществляется посредством заключения договоров (государственных контрактов) между государственными заказчиками и организациями - исполнителями программных мероприятий.
Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются государственными заказчиками на конкурсной основе путем проведения открытых конкурсов и закупок простыми способами, а также посредством закупок у единственных источников, определенных Минэкономразвития России.
При необходимости государственные заказчики Программы и подпрограммы вносят предложения о продлении сроков реализации Программы и ее отдельных мероприятий или о нецелесообразности дальнейшей реализации ее в целом или ее отдельных мероприятий.
Доклады о ходе реализации Программы представляются в порядке и в сроки определенные Губернатором Камчатской области.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы и подпрограммы по решению Губернатора Камчатской области могут рассматриваться на коллегии администрации Камчатской области.
Подпрограмма
"Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Камчатской области (2004-2007 годы)" Долгосрочной областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного учета объектов недвижимости в Камчатской области (2004-2007 годы)"
(утв. постановлением Губернатора Камчатской области от 23 сентября 2003 г. N 370)
(содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами)
сроки и этапы ее реализации
реализации подпрограммы
1. Технико-экономическое обоснование подпрограммы
(содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами)
Подпрограмма "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных отношений в Камчатской области (2004-2007 годы) долгосрочной областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Камчатской области (2004-2007 годы)" способствует реализации стратегических задач, намеченных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 апреля 2001 года, и направлена на выполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 февраля 2001 г. о проведении разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) и реализацию Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 года N 101-ФЗ.
Система мероприятий подпрограммы направлена на проведение разграничения государственной собственности на землю и создание автоматизированной системы управления недвижимостью на уровне Камчатской области и муниципальных образований в Камчатской области.
В Камчатской области к разграничению государственной собственности на землю приступили в 2002 году. В основном в перечни, представляемые в Правительство Российской Федерации, готовятся документы и материалы на земельные участки, отнесенные к федеральной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области практически не готовы к выполнению поставленной задачи по разграничению государственной собственности на землю, в том числе по ряду объективных причин:
отсутствие доброкачественного картографического материала, не проведение в предыдущие годы работ по инвентаризации и межеванию земель, потенциально отнесенных к муниципальной собственности, в связи с дефицитом бюджетных средств, а также отсутствие в органах местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области подготовленных специалистов.
Решение перечисленных выше проблем программно-целевыми методами, планирование и реализация мероприятий подпрограммы в рамках долгосрочной областной целевой программы обусловлена необходимостью координации разноплановых мероприятий нормативно-методического, организационного, производственного, технического, технологического и образовательного характера.
Поставленные задачи в полном объеме невозможно реализовать только на областном уровне - в комитете по управлению государственным имуществом Камчатской области, или в отдельно взятом муниципальном образовании в Камчатской области, или в Территориальном управлении Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатской области. Выполнение программных мероприятий необходимо осуществлять при межведомственной координации, проходимой специально уполномоченным органом. Это также связано с необходимостью внедрения специального программного обеспечения по управлению земельными участками и иной недвижимостью, масштабностью и ресурсоемкостью решаемых в рамках подпрограммы задач, связанных с разграничением государственной собственности на землю, инвентаризацией земель, что невозможно осуществить без привлечения средств федерального, областного и местных бюджетов.
2. Основные цели и задачи подпрограммы, сроки и этапы ее реализации
Целями подпрограммы являются разграничение государственной собственности на землю и создание автоматизированной системы управления недвижимостью, обеспечивающей эффективное управление недвижимостью на уровне области и муниципальных образований.
Для выполнения основных целей перед подпрограммой ставятся следующие задачи:
- разработка нормативно-методических документов для обеспечения реализации государственной политики в области земельных и имущественных отношений;
- разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность Камчатской области и собственность муниципальных образований;
- внедрение автоматизированной системы учета объектов недвижимости, обеспечивающей информационную поддержку управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений;
- развертывание программно-технических комплексов, поддерживающих информационные базы данных по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и прочно связанными с ними объектами недвижимости, по контролю за использованием государственных и муниципальных земель и обеспечению поступлений платежей за землю в бюджеты всех уровней;
- подготовка высококвалифицированных кадров в системе государственного и муниципального управления землей и иной недвижимостью.
Для решения указанных задач предусмотрен комплекс организационных, финансовых, технических и землеустроительных программных мероприятий, позволяющих к 2008 году провести разграничение государственной собственности на землю и сформировать эффективную систему информационной поддержки процессов управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений.
Подпрограмма рассчитана на 4 года и реализуется в два этапа.
На I этапе (2004-2005 годы) планируется проведение мероприятий по разграничению государственной собственности на землю и ввод в автоматизированные базы данных информации о земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на которых расположено недвижимое имущество.
Планируется разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих управление недвижимостью, реформирование и регулирование земельных и имущественных отношений, а также внедрение специального программного обеспечения автоматизированной системы управления недвижимостью.
Начинается развертывание программно-технических комплексов (НТК) поддержки информационных баз данных о недвижимости и соответствующей информационно-технической инфраструктуры.
Проводится планомерное обучение кадров в области управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений.
К концу I этапа (2005год) будет на 50 процентов удовлетворена потребность в оснащении программно-техническими комплексами автоматизированной системы управления недвижимостью Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатской области, комитета по управлению государственным имуществом Камчатской области, на 10 процентов осуществлено развертывание информационно-технической инфраструктуры.
На II этапе (2006-2007 годы) продолжаются мероприятия по разграничению государственной собственности на землю и вводу в автоматизированные базы данных информации о земельных участках, на которых расположено недвижимое имущество, по внедрению автоматизированной системы управления недвижимостью и поддерживающих ее программно-технических комплексов.
Внедряются разработанные Министерством имущественных отношений Российской Федерации научно-методическое обеспечение учета и ведения реестра земель и недвижимого имущества, и методики определения арендной платы за земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости.
К концу II этапа обеспечивается потребность Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатской области, комитета по управлению государственным имуществом Камчатской области и муниципальных образований в Камчатской области программно-техническими комплексами автоматизированной системы управления недвижимостью, осуществляется развертывание информационно-технической инфраструктуры.
Проводится подготовка кадров по разграничению государственной собственности на землю в системе государственного и муниципального управления недвижимостью. Продолжится переподготовка персонала по вопросам правовых основ управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений, экономичных методов оценки земель, землепользования, а также обучение пользователей автоматизированной системы управления недвижимостью.
В 2007 году, в основном, завершится реализация основных мероприятий подпрограммы, в том числе по разграничению государственной собственности на землю, созданию информационно-технической базы управления государственными и муниципальными земельными участками и прочно связанных с ними объектов недвижимости.
Завершится подготовка профессиональных кадров для работы с автоматизированной информационной системой управления земельными участками и прочно связанных с ними объектов недвижимости.
К 2008 году будет завершено формирование информационно-технической инфраструктуры соответствующих органов по управлению землей и недвижимостью как на уровне Камчатской области, так и муниципальных образований в Камчатской области, и удовлетворена их потребность в оснащении программно-техническими комплексами автоматизированной системы управления недвижимостью.
Будет полностью сформирована эффективная информационно-техническая система поддержки процессов управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений.
3. Система мероприятий подпрограммы
Система мероприятий подпрограммы включает в себя комплекс мероприятий по разграничению государственной собственности на землю и формированию автоматизированных баз данных о земельных участках и объектах недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, областной и муниципальной собственности.
Комитетом по управлению государственным имуществом Камчатской области совместно с Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатской области планируется обеспечить органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области нормативно-методической базой в сфере реформирования земельных и имущественных отношений. Особое внимание будет уделено созданию и внедрению научно-методического обеспечения в сфере эффективного управления государственной и муниципальной недвижимостью.
На первом этапе проводится комплекс организационных и землеустроительных мероприятий по разграничению государственной собственности на землю, включающий подготовку, согласование и утверждение перечней земельных участков, на которые в установленном порядке возникает право собственности Российской Федерации, собственности Камчатской области и муниципальных образований в Камчатской области. Завершающим этапом этих мероприятий является государственная регистрация соответствующего права собственности на все земельные участки, расположенные в административно-территориальных границах Камчатской области.
Программой мероприятий предусматривается проведение работ по инвентаризации земель запаса, в том числе фонда перераспределения земель, с внесением необходимых сведений в банк данных автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра для целей разграничения областной и муниципальной собственности и учета не предоставленных (свободных) земель для целей управления, в том числе перспективного планирования и рационального использования земель, и распоряжения резервным земельным фондом Камчатской области.
Предусматривается создание карты обременении земельных участков в границах Елизовского районного муниципального образования для целей ведения и обеспечения государственного земельного кадастра необходимой информацией об ограничении прав по использованию и распоряжению земельными участками, территорий, в пределах которых они устанавливаются.
В рамках мероприятий подпрограммы Елизовским районным муниципальным образованием предусматривается разработка градостроительного регламента для определения разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве. Градостроительный регламент включает параметры застройки, виды использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городе Елизово и сельских поселениях Елизовского районного муниципального образования, а также допустимые изменения объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности.
Внедрение информационно-технического обеспечения управления и распоряжения земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости предусматривает создание информационно-технической инфраструктуры, развертывание программно-технических комплексов, обеспечивающих информационную поддержку принятия управленческих решений.
Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатской области, комитет по управлению государственным имуществом Камчатской области и органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области будут оснащаться средствами вычислительной и информационно-коммуникационной техники, программно-аппаратными средствами защиты информационных систем от несанкционированного доступа, инженерными средствами обеспечения жизнедеятельности программно-технических комплексов системы на объектах их установки. Будут созданы автоматизированные рабочие места в исполнительных органах местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
Министерством имущественных отношений Российской Федерации предусматривается разработка и внедрение в субъектах Российской Федерации, в том числе в Камчатской области, специального программного обеспечения для автоматизированной системы управления недвижимостью. Установленные программно-технические комплексы предполагается объединить в интегрированную систему с помощью средств телекоммуникации и абонентской компьютерной сети, обеспечив тем самым возможность взаимного электронного доступа и обмена сведениями между распределенными автоматизированными базами данных всех уровней государственного и муниципального управления недвижимостью.
В ходе подготовки и переподготовки кадров предусматривается обучение специалистов Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатской области, комитета по управлению государственным имуществом Камчатской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области по вопросам информационно-технического обеспечения в сфере управления земельными ресурсами, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений, включая подготовку операторов и администраторов автоматизированной системы в Дальневосточном филиале Высшей школы приватизации и предпринимательства. Предусматривается обучение специалистов по вопросам организации и методологии проведения работ по разграничению государственной собственности на землю, правовым основам и технологиям кадастрового учета недвижимости, территориальному зонированию земель различных категорий, приобретению и прекращению прав на землю, экономичным методам оценки земель, стимулированию рынка земли и недвижимости, оптимизации арендных отношений на землю, государственному регулированию оборота земель.
4. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов. Объем и источники финансирования подпрограммы приведены в таблице:
(млн. руб.)
2004-2007 годы - всего | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Всего по подпрограмме | 36,03 | 7,95 | 9,15 | 9,88 | 9,05 |
из них: Федеральный бюджет - всего (по согласованию) в том числе: - прочие нужды |
6,44 6,44 |
1,40 1,40 |
1,54 1,54 |
1,68 1,68 |
1,82 1,82 |
Областной бюджет - всего в том числе: - капитальные вложения - прочие нужды |
5,71 0,90 4,81 |
1,50 0,30 1,20 |
1,64 0,20 1,44 |
1,31 0,20 1,11 |
1,26 0,20 1,06 |
Местные бюджеты - всего (по согласованию) в том числе: - прочие нужды |
23,88 23,88 |
5,05 5,05 |
5,97 5,97 |
6,89 6,89 |
5,97 5,97 |
Из федерального бюджета на прочие нужды направляются средства в размере 6,44 млн. рублей Территориальному управлению Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатской области на выполнение мероприятий, предусмотренных подпрограммой.
Средства областного бюджета, направляемые на реализацию мероприятий подпрограммы, составляют 5,71 млн. рублей, в том числе комитету по управлению государственным имуществом Камчатской области предусматривается на капитальные вложения - 0,90 млн. рублей, по статье "прочие нужды" - 4,81 млн. рублей.
Средства местных бюджетов по статье "прочие нужды", направляемые на реализацию мероприятий подпрограммы, составляют 23,88 млн. рублей.
Финансирование работ по подпрограмме за счет средств федерального бюджета согласовывается исполнителем подпрограммы - Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Камчатской области с Министерством имущественных отношений Российской Федерации и подлежит ежегодному уточнению.
Объемы финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств областного бюджета ежегодно подлежат уточнению и утверждению в установленном порядке законом Камчатской области об областном бюджете на соответствующий год.
Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств бюджетов муниципальных образований в Камчатской области согласовываются с органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области и подлежат ежегодному уточнению.
5. Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации подпрограммы
В результате реализации подпрограммы будет создана информационно-техническая система, позволяющая обеспечить реализацию государственной политики по эффективному использованию земли и иной недвижимости, вовлечению их в хозяйственный оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости и формированию банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.
Разграничение земель по формам собственности и правовое оформление государственной и муниципальной собственности на землю будет способствовать созданию "прозрачных" земельных отношений, оптимизирует, процесс их регулирования, сформирует дополнительные условия для укрепления федеративных отношений и развития местного самоуправления. Важнейшим результатом при этом станет обеспечение единого подхода к управлению государственной и муниципальной недвижимостью, придание импульса процессу передачи в частную собственность земельных участков под объектами недвижимости, приватизированными из различных форм собственности, в целях проведения государственной политики по формированию единых объектов недвижимости, а также стимулированию их рационального использования и гражданского оборота.
Создаваемая информационная система обеспечит полное описание и структурирование налогооблагаемой базы в сфере земельных платежей и учет плательщиков земельного налога и арендной платы.
В процессе реализации программных мероприятий будут созданы информационно-технические инфраструктуры и автоматизированные базы данных о недвижимости, повышена квалификация управленческих кадров, что обеспечит достижение качественно нового уровня управления недвижимостью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.