Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Главы
Карагинского муниципального района
от 9 октября 2013 г. N 261
Методические указания
по разработке и реализации муниципальных программ в Карагинском муниципальном районе
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации муниципальных программ в Карагинском муниципальном районе (далее - Методические указания, Программы) содержат руководство по разработке проектов Программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности Программ, а также информацию о ведении мониторинга реализации Программ, осуществляемого самостоятельным отделом по экономическому развитию и инвестициям администрации Карагинского муниципального района.
2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:
- подпрограмма Программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенных исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках Программы;
- сфера реализации Программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития, на решение проблем или развитие которой направлена соответствующая Программа (подпрограмма);
- основные параметры Программы (подпрограммы) - цели, задачи, целевые показатели (индикаторы), конечные результаты реализации Программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей Программы (подпрограммы);
- цель - это будущий результат Программы (то, к чему стремятся, и что намечено достигнуть по итогам реализации Программы). Цель определяет стратегию Программы, в определённом смысле "планирует" ее итог;
- задачи - шаги к достижению цели, способы ее реализации. Задачи определяют тактику Программы, поэтому должны быть сформулированы весьма тщательно и детально и исходить из поставленной цели;
- мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
- основное мероприятие - комплекс взаимосвязанных действий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей подпрограммы;
- целевой показатель (индикатор) - количественно или качественная выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
- конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития, которое отражает результат, достижения от реализации Программы (подпрограммы);
- непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации Программы (подпрограммы);
- участники Программы - ответственный исполнитель, исполнители мероприятий и разработчики Программы;
- планируемая эффективность Программы - показатель, отражающий результативность достижения ее целевых показателей при заданном объеме финансовых затрат;
- эффективность реализации Программы - показатель, отражающий степень достижения плановых показателей результативности Программы в сопоставлении с полнотой использования финансовых средств, предусмотренных на реализацию Программы;
- мониторинг - процесс наблюдения и анализа за реализацией основных параметров Программы.
Иные понятия, используемые в Методических указаниях, применяются в значениях, установленных Порядком, и в значениях, принятых в действующем законодательстве.
3. Ответственный исполнитель Программы обеспечивает координацию деятельности всех участников Программы в процессе разработки и реализации Программы.
II. Разработка проекта Программы
Требования к разработке Программы и ее структуре
4. Программа имеет следующую структуру:
1) паспорт Программы;
2) характеристика проблемы или необходимости развития сферы деятельности и обоснование необходимости принятия Программы;
3) цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации Программы;
4) перечень программных мероприятий;
5) механизмы реализации и управления Программой;
6) ресурсное обеспечение Программы;
7) ожидаемые результаты реализации Программы.
5. Требования к содержанию Программы.
5.1. "Паспорт Программы".
В данном разделе представляются краткие сведения о Программе, включая ее основные параметры:
- наименование Программы;
- основание для разработки Программы (дата, номер и наименование нормативных актов, а так же необходимо указать статью и пункт Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
- сведения о Заказчике;
- цели и задачи Программы;
- целевые показатели (индикаторы) Программы;
- сроки и этапы реализации Программы;
- перечень подпрограмм (при их наличии);
- сведения об участниках (ответственном исполнителе, исполнителях мероприятий и Разработчике Программы);
- сведения об объемах и источниках финансирования;
- ожидаемые результаты реализации Программы.
Паспорт Программы оформляется по форме согласно приложению N 1 к настоящим Методическим указаниям. При необходимости возможно включение в паспорт Программы других важных сведений.
Паспорт является обобщающим разделом Программы и формируется, как правило, в последнюю очередь.
5.2. "Характеристика проблемы или необходимость развития определенной сферы деятельности как обоснование необходимости принятия Программы".
В данном разделе приводится конкретное описание неудовлетворяющей Заказчика ситуации (проблемы) с указанием значимых факторов, подтверждающих это состояние, а также причины возникновения проблемы. Возможно представление прогноза дальнейшего негативного развития ситуации.
Описание проблемы или необходимость развитие определенной сферы деятельности должно быть:
- объективным и достоверным, т.е. оперирующим и основывающимся на фактах, ссылающимся на результаты статистические сведений;
- авторитетным, т.е. упоминающим мнения специалистов в проблемной области.
Описание проблемы или должно, по возможности, включать:
- перечисление значимых факторов, вызывающих и (или) поддерживающих описываемое негативное явление (результат анализа ситуации);
- прогноз развития ситуации при неблагоприятных для ее исправления обстоятельствах;
- перечисление не используемых ресурсов (способов), которые могут успешно применены для решения проблемы;
- обобщенную оценку имеющегося положительного и отрицательного опыта преобразований в проблемной сфере.
Указываются действующие и предпринятые ранее органами государственной власти Российской Федерации, Камчатского края и органами местного самоуправления района меры по устранению проблемы, даётся их оценка.
5.3. "Цель и задачи Программы. Сроки и этапы реализации Программы".
Раздел должен содержать описание конечной цели, для достижения которой, исходя из анализа проблемной ситуации, разработана Программа. Конечной целью Программы может быть как полное, так и частичное разрешение проблемной ситуации.
В разделе приводятся задачи, решение которых необходимо для достижения ее цели.
Полный, конкретный перечень объектов Программы и программных мероприятий, необходимых для решения задач, а также информация об объемах их финансирования, сроках реализации и главных распорядителях (распорядителях) средств программы.
По каждому виду ресурсов, необходимых для реализации Программы определяются источники покрытия, даются необходимые обоснования и пояснения, а при необходимости, приводятся расчеты их объемов, которые оформляются отдельными приложениями к Программе.
Относительно каждого программного мероприятия могут устанавливаться плановые количественные показатели его реализации.
При необходимости, в разделе дается описание механизма реализации отдельных программных мероприятий.
Объемы финансирования программных мероприятий дополнительно приводятся в разрезе источников финансирования и главных распорядителей (распорядителей) средств программы.
Раздел в обязательном порядке должен содержать планируемые значения целевых индикаторов реализации Программы по годам реализации. Рекомендуется оформлять их в виде таблицы.
Целевые показатели (индикаторы) программы
N п/п |
Наименование целевого показатели (индикатора) |
Единица измерения |
Базовое (начальное) значение целевого показателя (индикатора) |
Целевое значение индикатора по годам реализации программы |
||
1-й год |
2-й год |
Последний год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
5.4. "Перечень программных мероприятий".
Данный раздел оформляется по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. В разделе указываются все программные мероприятия с указанием сроков их исполнения, исполнителей, финансовых затрат по каждому мероприятию на весь период Программы, в том числе по годам, с расшифровкой источника финансирования программного мероприятия на весь период программы, в том числе по годам.
Каждое программное мероприятие должно содержать соответствующие количественные и (или) качественные показатели оценки результата его выполнения.
Программные мероприятия должны соответствовать следующим признакам:
- целевая направленность на кардинальное и долговременное изменение проблемной ситуации или ее части;
- ограниченность во времени, т.е. наличие определенных сроков начала и окончания мероприятия, увязанных с достижением одной или нескольких задач Программы;
- фиксированная величина выделяемых ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых и др.)
5.5. "Механизмы реализации и управления Программой".
В разделе излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических и правовых рычагов, обеспечивающих реализацию Программы и решение проблемы.
Как правило, данный раздел содержит следующие подразделы:
- нормативно-правовая поддержка (мероприятия по разработке законодательных, нормативных правовых актов, методик, инструкций и т.п.);
- организационная поддержка (создание рабочих групп, советов, общественных объединений и т.п. для исполнения мероприятий Программы);
- информационно-методическая поддержка (публикация материалов в СМИ, проведение массовых мероприятий, семинаров, маркетинговые исследования и т.п.);
- инвестиционная поддержка (разработка проектов с целью получения грантов, мероприятия по привлечению средств для реализации Программы и т.п.);
- мониторинг, оценка и контроль за исполнением Программы (ведение необходимой отчётности, подготовка обзоров, аналитических записок о реализации Программы и т.п.).
5.6. "Ресурсное обеспечение Программы".
В разделе приводятся:
- сводные данные (как правило, в табличной форме) по финансированию Программы по всем источникам и годам финансирования, в том числе в разрезе каждой из подпрограмм (если таковые имеются), этапов реализации;
- разъяснения и комментарии о всех возможных источниках финансирования, финансовых механизмах, направлениях и видах расходования средств (безвозмездные субсидии, грант-субсидии), сроках их выделения, получателях финансовых средств;
- сведения об использовании и привлечении других ресурсов (материально-технических, кадровых и т.п.), их количестве, качестве.
5.7. "Ожидаемые результаты реализации Программы".
Раздел должен содержать количественные и качественные показатели, которые планируется достичь в результате реализации мероприятий Программы, а также методики (с учетом индивидуальности и специфики целевых программ), необходимые для анализа и оценки:
- конкретных результатов выполнения Программы по годам;
- использования средств районного и других бюджетов и внебюджетных источников;
- эффективности реализации программных мероприятий.
Эффективность Программы - соотношение затрат, связанных с реализацией Программы, и ее результатов, включая бюджетную, социальную, экономическую и, при наличии, экологическую эффективность.
Бюджетная эффективность Программы изменения финансовых поступлений в бюджеты всех уровней вследствие реализации Программы.
Социальная эффективность Программы улучшение состояния здоровья, увеличение продолжительности жизни и рождаемости, сокращение смертности, безработицы, повышение качества образования и иных составляющих уровня и качества жизни населения, являющихся непосредственным следствием реализации Программы и поддающихся количественной и качественной оценке.
Экономическая эффективность Программы совокупные изменения финансового положения всех участников Программы, наступившие вследствие ее реализации.
Экологическая эффективность Программы изменения экологической обстановки в Карагинском муниципальном районе, степень достижения нормативного качества окружающей среды.
6. Титульный лист к Программе и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:
- наименование Программы;
- наименование ответственного исполнителя;
- год составления проекта Программы;
- должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес Разработчика.
Титульный лист подписывается руководителем структурного подразделения - Ответственного исполнителя Программы.
III. Управление, контроль реализации Программы
7. Мероприятия Программы реализуются в соответствии со сроками, установленными Программой. Изменение сроков реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров Программы (подпрограммы), требует корректировки Программы (подпрограммы).
8. Мониторинг реализации Программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений от хода реализации Программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются значения целевых показателей (индикаторов) Программы (подпрограммы) и ход реализации основных мероприятий Программы.
9. Мониторинг реализации Программы проводится на основе данных квартальных, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности Программы.
10. Для получения уточненной информации о ходе реализации Программы самостоятельный отдел по экономическому развитию и инвестициям направляет ответственному исполнителю Программы запросы с указанием срока исполнения и приложением формы представления необходимых сведений.
11. Для выявления степени достижения запланированных результатов Программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.
12. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию Программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.
13. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год по всем вышеуказанным направлениям ответственному исполнителю рекомендуется представлять аргументированное обоснование причин неисполненных или реализованных не в полной мере мероприятий:
а) отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменения в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
б) значительного неисполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
в) возникновения экономии бюджетных средств на реализацию Программы (подпрограммы) в отчетном году;
г) перераспределения бюджетных ассигнований между мероприятиями Программы (подпрограммы) в отчетном году;
д) исполнения плана по реализации Программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
14. По результатам мониторинга реализации Программы готовятся предложения о сокращении или перераспределении между участниками Программ на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации как отдельных мероприятий Программы, так и Программы в целом, начиная с очередного финансового года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.