Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 20 октября 2005 г. N 406 в приложение к настоящему Постановлению внесены изменения
Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 9 сентября 2004 г. N 340
Долгосрочная областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Камчатской области на 2005-2010 годы"
15 февраля, 20 октября 2005 г., 30 октября 2006 г.
Принятые сокращения
1. ГО - гражданская оборона
2. ЧС - чрезвычайная ситуация
3. РСЧС - Единая Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
4. МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
5. ЗИП - запасные инструменты и принадлежности
6. СЦВ - стойка централизованного вызова
7. РМО - районное муниципальное образование
Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Камчатской области на 2005-2010 годы"
Наименование Долгосрочная областная целевая программа "Снижение
Программы рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера в Камчатской
области на 2005-2010 годы" (далее - Программа)
Основание для Распоряжение губернатора Камчатской области
разработки Программы от 26.04.2004 года N 441-Р
Государственный Центр обеспечения действий по гражданской обороне
заказчик-координатор и чрезвычайным ситуациям Камчатской области (по согласования)
Программы
Государственные Государственное учреждение Камчатское управление
заказчики Программы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
(по согласованию)
Основной разработчик Центр обеспечения действий по гражданской обороне
Программы и чрезвычайным ситуациям Камчатской области
(по согласованию)
Исполнители Центр обеспечения действий по гражданской обороне
Программы и чрезвычайным ситуациям Камчатской области
(по согласованию)
Государственное учреждение Камчатское управление
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды (по соглосованию)
Цель Программы Целью Программы является снижение рисков и смягчение
последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий на
территории Камчатской области для повышения уровня
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
Задачи Программы - Создание системы мониторинга, лабораторного контроля
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;
- совершенствование лавинного обследования горных территорий;
- совершенствование наблюдения за гидрологической обстановкой
в бассейнах рек;
- ввод в эксплуатацию территориальной автоматизированной
системы централизованного оповещения П-166;
- создание областной автоматизированной информационно-управляющей
системы;
- совершенствование системы связи и оповещения органов управления
ГОЧС Камчатской области;
- проведение работ по созданию, сохранению и использованию
страхового фонда документации на объекты повышенного риска
и объекты системы жизнеобеспечения населения;
- совершенствование возможностей сил наблюдения, контроля и
ликвидации чрезвычайных ситуаций Камчатской территориальной
подсистемы РСЧС;
- реализация системы мер по подготовке населения и специалистов
к действиям в чрезвычайных ситуациях
Сроки и этапы Программа выполняется в 2005-2010 годах.
реализации Программы Исходя из соответствующего научно-технического и
производственного потенциала, а также экономической
ситуации в Камчатской области, выполнение Программы
разделено на два связанных между собой этапа:
первый этап - 2005-2006 годы;
второй этап - 2007-2010 годы
Перечень основных Разработка и реализация системы мер по мониторингу и
мероприятий прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
Программы - развитие системы информационного обеспечения управления
рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация
автоматизированных систем управления., совершенствование
системы связи и оповещения;
- разработка и реализация системы мер по снижению рисков,
смягчению последствий и защите населения и территорий в
Камчатской области от чрезвычайных ситуаций;
- разработка и реализация системы мер по подготовке населения
и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях
Объемы и источники Общий объем финансирования Программы составляет
финансирования 39857,3 тыс. рублей
Программы (в ценах Источник финансирования - областной бюджет
2004 года)
Прогноз ожидаемых Преодоление неблагоприятной тенденции роста в Камчатской
конечных результатов области количества чрезвычайных ситуаций;
реализации Программы - снижение на 20-30 % рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию
опасных факторов природного и техногенного характера;
- сокращение в 2-3 раза затрат на ликвидации чрезвычайных ситуаций
Система организации Контроль за исполнением Программы возлагается на
контроля за Центр обеспечения действий по гражданской обороне и чрезвычайным
исполнением ситуациям Камчатской области (по согласованию)
Программы Текущая информация и ежеквартальные доклады о ходе выполнения
Программы и об использовании средств областного бюджета
Камчатской области представляются исполнителями Программы в
установленном порядке
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Настоящая Программа разработана как один из механизмов реализации на территории Камчатской области требований Федеральных законов Российской Федерации от 21.12.94 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.98 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. Крупные аварии и катастрофы природного и техногенного характера в последние десятилетия оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, его среду обитания.
За последние 30 лет в нашей стране от аварий, катастроф и стихийных бедствий пострадало более 10 млн. человек, из них погибло более 600 тыс. человек. Суммарный экономический ущерб за этот период сопоставим со среднегодовым валовым внутренним продуктом Российской Федерации. Имеет место рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. За этот период среднегодовой прирост потерь составил: по числу погибших - 4,3 %, пострадавших - 8,6 % и материальному ущербу - 10,4 %. По оценкам отечественных ученых и экспертов возможный среднегодовой совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию последствий ЧС в ближайшие годы в нашей стране может составить от 5 до 7 % валового внутреннего продукта страны.
На территории Камчатской области возможны: землетрясения, цунами, извержение вулканов, наводнения, снежные заносы, сходы снежных лавин, лесные, тундровые и торфяные пожары.
Эти чрезвычайные обстоятельства могут повлечь значительные человеческие жертвы и потери в народном хозяйстве.
Камчатская область относится к сейсмически опасной зоне, где возможны 7-10 бальные землетрясения. В 10-бальную зону попадают р.п. Усть-Камчатск, с. Никольское; в 9-ти бальную: г. Петропавловск-Камчатский, г. Елизово и п. Ключи.
Общая площадь сейсмической зоны составляет 79 тыс. км2 , с населением более 400 тыс. человек. Максимальные потери при землетрясениях в 9 баллов и более могут составить до 156 тыс. человек, из них безвозвратные 72 тыс. человек, санитарные 84 тыс. человек.
Потери производства в г. Петропавловске - Камчатском составят - 70 %, в г. Елизово - 65 %, в п. Ключи - 70 %, в р.п. Усть-Камчатск - 80 %.
Сильные разрушения получат системы связи, энергоснабжения, коммунальные сети, городские транспортные магистрали всех городов, подвергшихся землетрясениям.
При катастрофических извержениях вулканов в опасную зону попадают п. Ключи и г. Елизово с населением соответственно 6,7 и 41,0 тыс. человек, которые находятся в зоне досягаемости лавовых и грязевых потоков, вулканических взрывов.
В результате интенсивных пеплопадов возможны: нарушения авиасообщения, вывод из строя воздушных линий электропередач, помехи в работе радиотелевизионной связи в южной и центральной части полуострова Камчатка.
Восточное побережье полуострова и Командорские острова могут подвергаться воздействию волн цунами. В цунамиопасной зоне находятся два населенных пункта: р.п. Усть-Камчатск и с. Никольское.
В результате интенсивного снеготаяния в весенний период и продолжительных дождей, приносимых циклонами и тайфунами в летний период, возможны наводнения, которые могут привести к подтоплению и полному затоплению ряда населенных пунктов Мильковского, Усть-Камчатского, Елизовского, Усть-Большерецкого районов.
Полному затоплению могут подвергаться 6 населенных пунктов с населением 3,9 тыс. человек, при этом возможно:
- затопление 70 км прилегающих к ним автодорог;
- разрушение 4 мостов, 24 км линий связи, до 10 км линий электропередач;
- затопление 37 животноводческих помещений на 28 тыс. голов скота.
В период с декабря по март при прохождений циклонов и тайфунов возможны сильные снежные заносы населенных пунктов и транспортных магистралей в Камчатской области, особенно г. Петропавловска -Камчатского, Елизовского и Усть-Камчатского районов. Толщина снежного покрова за сутки может составить до 200 см. Снегопад обычно сопровождается сильным ветром порывами до 35 м/сек. Продолжительность пурги может быть от нескольких часов до 4-5 суток. При длительных и интенсивных пургах возможны перерывы движения всех видов транспорта, электроснабжения, осложнения в обеспечении населения продуктами питания, особенно хлебом и молоком, неустойчивая работа объектов народного хозяйства из-за неустойчивой работы автотранспорта.
В связи с сильными снегопадами возможны сходы снежных лавин в г. Петропавловске - Камчатском, на автодороги Елизовского, Усть-Камчатского, Усть-Большерецкого районов, а также в районах отгонного животноводства Срединного и Восточных хребтов.
В лавиноопасной зоне проживает 2,3 тыс. человек, находятся 6 объектов народного хозяйства, 24 км автодорог, 18 км линий связи, 14 км электропередач.
Ежегодно с разной интенсивностью в Камчатской области возникают лесные, тундровые и торфяные пожары. Особенно усиливается пожарная опасность в весенний (май-июнь) и осенний (сентябрь-октябрь) периоды. Площадь возможных районов пожаров составляет:
- лесных 12 тыс. га;
- тундровых 62 тыс. га;
- торфяных 2 тыс. га.
Наиболее опасными в пожарном отношении районами являются: северо-восточная часть Соболевского, северная часть Мильковского, центральная часть Елизовского, юго-западная часть Усть-Камчатского районов.
В районах лесных пожаров находятся 9 населенных пунктов с населением 6,9 тыс. человек. В районах тундровых и торфяных пожаров населенных пунктов нет, но в случае пожаров на торфяниках Елизовского района возможно сильное задымление 4 населенных пунктов с населением 50 тыс. человек.
На территории Камчатской области размещены радиационно опасные объекты Министерства обороны России: плавсредства с ядерными энергоустановками, хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов, хранилища боевых частей ракет.
В случае возникновения аварий на данных объектах возможен выброс в окружающую среду большого количества радиоактивных продуктов.
В зависимости от масштабов аварии и метеорологических условий, прогнозируется угроза возникновения радиационно опасной обстановки в городах Вилючинске, Елизово, Петропавловск-Камчатском и на прилегающей территории.
В связи с этим возникают задачи, связанные с необходимостью эвакуации тысяч людей, их медицинского обследования и лечения, а также ведения радиационного мониторинга в условиях ЧС и проведения работ по дезактивации территории.
Ряд организаций в Камчатской области используют встроенные и открытые источники ионизирующих излучений.
При утере радиоактивных источников и разгерметизации их оболочек может произойти локальное загрязнение местности и объектов в месте контакта радиоактивного вещества с поверхностью, на определенной ограниченной площади, с дальнейшим ее увеличением за счет переноса загрязнения.
На территории Камчатской области функционирует 12 объектов экономики, располагающих запасами аммиака. Суммарный запас этих веществ на предприятиях достигает 81,3 тонн. Суммарная площадь территории Камчатской области, на которой могут возникнуть очаги химического заражения, составляет 49,0 тыс.км2 с населением 59,0 тысяч человек.
Особую опасность для населения представляют также значительные запасы высокотоксичных компонентов ракетного топлива, хранящиеся на территории войсковых частей г. Вилючинска.
В Камчатской области возможны предпосылки возникновения и распространения особо опасных болезней животных, таких как: ящур, классическая чума свиней (завоз импортного мяса и сырья из неблагополучных стран юго-восточного региона), бешенство (не упорядочено содержание собак и кошек у населения), сибирская язва (наличие сибиреязвенного очага в п. Лесной с 1974 года), некробактериоз оленей (неблагоприятные климатические условия, ослабляющие устойчивость организма), лептоспироз (природная очаговость).
Основными вредителями сельскохозяйственных культур в Камчатской области являются: на картофеле - фитофтороз и макроспориоз, на капусте и других крестовидных культурах - капустная муха. Фитофтора картофеля носит эпифитотийный характер по всей Камчатской области, особенно в частном секторе, где обработка не проводится.
Наиболее благоприятным районом распространения болезни остается Елизовский район в Камчатской области.
До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от ЧС уделялось ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако эти усилия становятся все менее эффективными и более затратными. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности населения, а не на оплату огромных расходов на покрытие причиненного ущерба.
По расчетам международных экспертов и ученых Российской академии наук затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины причиненного ущерба.
Проблема не может решиться только на основе существующего механизма реагирования на ЧС и мер защиты от них населения и территорий в Камчатской области. Нужен принципиально иной подход к ее решению, в основу которого целесообразно положить принцип приемлемого риска.
Поэтому рассматриваемая Программой проблема имеет на данном этапе развития Камчатской области первостепенное значение.
Современное состояние Камчатской территориальной подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и уровень развития ее территориальных и функциональных звеньев не в полной мере обеспечивают комплексное решение рассматриваемой проблемы защиты населения и территорий в Камчатской области.
Учитывая это механизмом предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Главной целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий на территории Камчатской области для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
- создание системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- совершенствование лавинного обследования горных территорий;
- совершенствование наблюдения за гидрологической обстановкой в бассейнах рек;
- ввод в эксплуатацию территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения П-166;
- создание областной автоматизированной информационно-управляющей системы;
- совершенствование системы связи и оповещения органов управления ГОЧС Камчатской области;
- проведение работ по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты системы жизнеобеспечения населения;
- совершенствование возможностей сил наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуаций Камчатской территориальной подсистемы РСЧС;
- реализация системы мер по подготовке населения и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Программа рассчитана на 6 лет (2005-2010 годы) и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2005-2006 годы) предусматривается создание системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, реконструкция систем управления, связи и оповещения, совершенствование сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На втором этапе (2007-2010 годы) планируется обеспечить практическую реализацию основных положений Программы. Предусматривается возможность корректировки мероприятий, осуществляемых на этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе результатов с учетом выделенных объемов финансирования.
3. Мероприятия по реализации Программы
3.1. Разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.
С целью развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Камчатской области предусматривается объединение всех действующих органов и учреждений, осуществляющих мониторинг окружающей природной среды и потенциально-опасных объектов, в единую постоянно действующую сеть с единым информационным пространством, для чего планируется:
- продолжить работу по созданию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Камчатской области;
- создать центр мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС на базе центра управления в кризисных ситуациях Центра обеспечения действий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в Камчатской области;
- создать территориальную автоматизированную систему мониторинга и прогнозирования ЧС;
- создать и оснастить гидрологические посты;
- восстановить гидрометрические сооружения;
- организовать аэровизуальное и авиадистанционное наблюдение горных территорий и бассейнов рек.
В результате получит развитие комплексный метод прогноза рисков техногенных аварий, катастроф и опасных природных процессов и явлений, в том числе с использованием современных достижений науки и будет реализована система мер по прогнозированию с высокой оперативностью, надежностью, достоверностью и оправданностью, что позволит выдавать заблаговременные обоснованные управленческие и технические решения по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий.
3.2. Развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование системы связи и оповещения.
В целях развития системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизации автоматизированных систем управления, совершенствования систем связи и оповещения, предполагается:
- ввод в эксплуатацию территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения;
- установка аппаратуры автоматизированной системы оповещения АСО-32;
- совершенствование центра управления в кризисных ситуациях;
- создание резерва средств радио-, телеграфной, телефонной и проводной связи;
- создание областной автоматизированной информационно-управляющей системы.
3.3. Разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий в Камчатской области от чрезвычайных ситуаций.
Система мер включает в себя конкретные организационно-технические мероприятия по обеспечению оперативности принятия управленческих решений и реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, позволяющие кратно сократить возможный ущерб объектам экономики, снизить, а в ряде случаев, не допустить потери среди населения Камчатской области и экономить бюджетные средства всех уровней.
Основные направления:
- совершенствование системы спасения на море и внутренних водных бассейнах;
- проведение работ по созданию, сохранению и использованию страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты системы жизнеобеспечения населения;
- создание и оснащение автомобильной химико-радиометрической лаборатории;
- совершенствование возможностей поисково-спасательного отряда.
3.4. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
В целях подготовки руководителей органов исполнительной власти в Камчатской области и организаций по вопросам управления рисками, обучения их принятию правильных и обоснованных управленческих решений в условиях экстремальной обстановки, а также обучение населения в Камчатской области правилам поведения в чрезвычайных ситуациях и способам защиты от воздействия поражающих факторов Программой предусматривается:
- разработка и внедрение новой программы обучения основам безопасности и жизнедеятельности;
- модернизация классов Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Камчатской области;
- разработка и издание учебно-методических материалов.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 30 октября 2006 г. N 474 в раздел 4 настоящей программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Программные мероприятия реализуются за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы на 2005 - 2010 годы составляет 32976,6 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета ежегодно подлежат уточнению и утверждению в установленном порядке законом Камчатской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
5. Прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации Программы
Анализ оценки результативности программных мероприятий показывает, что они являются экономически эффективными за счет существенного увеличения объема предотвращаемого ущерба, который в 10-15 раз превышает расходы на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий.
Упомянутая выше эффективность вложений в реализацию мероприятий (по расчету окупаемости) может быть достигнута к 2009-2010 годам.
Реализация комплекса превентивных программных мероприятий позволит:
- преодолеть неблагоприятную тенденцию роста количества чрезвычайных ситуаций и размеров ущерба от них;
- в 2-3 раза сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
- обеспечить снижение на 20-30 % рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на территориях, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов;
- уменьшить на 30-40 % , а в ряде случаев, не допустить потери среди населения;
- повысить в конечном итоге управляемость территориями Камчатской области и их защищенностью.
6. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы Центр обеспечения действий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в Камчатской области.
Государственный заказчик несет ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий. Ежегодно, в установленном порядке, представляет бюджетные заявки на очередной финансовый год, уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей, обеспечивает подготовку и предоставление отчетов о выполнении Программы.
Отбор исполнителей программных мероприятий производиться заказчиком по отдельным ее направлениям на конкурсной основе, исходя из наиболее выгодных условий их выполнения. В конкурсе участвуют организации всех видов собственности.
Заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях - поставщиках, посредством заключения контрактов (договоров).
Доклады о ходе реализации Программы предоставляются Председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Камчатской области ежеквартально в течении месяца после отчетного периода.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы по решению губернатора Камчатской области могут рассматриваться на коллегии администрации Камчатской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.