Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 15 сентября 2004 г. N 350
Долгосрочная областная целевая программа
"Развитие промышленности и инвестиционной деятельности в Камчатской области на 2005 - 2010 годы"
10 ноября 2005 г.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 10 ноября 2005 г. N 448 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы "Развитие промышленности и инвестиционной деятельности в Камчатской области на 2005 - 2010 годы"
Наименование Долгосрочная областная целевая программа
Программы "Развитие промышленности и инвестиционной
деятельности в Камчатской области на 2005 - 2010
годы" (далее - Программа)
Основание для Распоряжение Губернатора Камчатской области от
разработки Программы 15.08.2002 г. N686-р
Государственный управление промышленной политики, развития
заказчик - координатор предпринимательства и инвестиций администрации
Программы Камчатской области
Государственные заказ- управление промышленной политики, развития
чики подпрограмм предпринимательства и инвестиций администрации
Камчатской области;
управление природных ресурсов и охраны
окружающей среды администрации Камчатской области);
комитет по топливно-энергетическому комплексу,
транспорту, связи и жилищно-коммунальному
хозяйству администрации Камчатской области;
департамент по рыболовству администрации
Камчатской области;
комитет сельского хозяйства, продовольствия
и торговли администрации Камчатской области
Основные разработчики Первый этап: Камчатский филиал Тихоокеанского
Программы института географии Дальневосточного отделения
Российской Академии наук (далее - Камчатский
филиал Тихоокеанского института географии ДВО
РАН), Камчатский государственный технический
университет (по согласованию)
Исполнители управление промышленной политики, развития
Программы предпринимательства и инвестиций администрации
Камчатской области;
управление природных ресурсов и охраны
окружающей среды администрации Камчатской
области;
комитет по топливно-энергетическому комплексу,
транспорту, связи и жилищно-коммунальному
хозяйству администрации Камчатской области;
департамент по рыболовству администрации
Камчатской области;
комитет по управлению государственным имуществом
Камчатской области;
комитет сельского хозяйства, продовольствия и
торговли администрации Камчатской области;
управление внешних экономических связей и
туризма администрации Камчатской области;
Камчатский государственный технический
университет (по согласованию);
Камчатский филиал Тихоокеанского института
географии ДВО РАН (по согласованию)
Перечень подпрограмм "Развитие рыбохозяйственного комплекса в
Камчатской области" (государственный заказчик -
департамент по рыболовству администрации
Камчатской области);
"Развитие горнопромышленного комплекса в
Камчатской области" (государственный заказчик
- управление природных ресурсов и охраны
окружающей среды администрации Камчатской области);
"Развитие лесопромышленного комплекса в
Камчатской области" (государственный заказчик
- управление природных ресурсов и охраны
окружающей среды администрации Камчатской области);
"Развитие водопромышленного комплекса в
Камчатской области" (государственный заказчик
- управление природных ресурсов и охраны
окружающей среды администрации Камчатской области);
"Развитие нефтегазового комплекса в Камчатской
области" (государственные заказчики - комитет по
топливно-энергетическому комплексу, транспорту,
связи и жилищно-коммунальному хозяйству
администрации Камчатской области, управление
природных ресурсов и охраны окружающей среды
администрации Камчатской области);
"Развитие машиностроения в Камчатской области"
(государственный заказчик - управление
промышленной политики, развития предпринимательства и
инвестиций администрации Камчатской области);
"Развитие топливно-энергетического комплекса в
Камчатской области" (государственный заказчик -
комитет по топливно-энергетическому комплексу,
транспорту, связи и жилищно-коммунальному
хозяйству администрации Камчатской области);
"Развитие пищевой промышленности в Камчатской
области" (государственный заказчик - комитет
сельского хозяйства, продовольствия и
торговли администрации Камчатской области);
"Развитие инвестиционной деятельности в
Камчатской области" (государственный
заказчик-управление промышленной политики,развития
предпринимательства и инвестиций администрации
Камчатской области);
"Информационное обеспечение
промышленности в Камчатской области"
(государственный заказчик - управление промышленной
политики, развития предпринимательства и инвестиций
администрации Камчатской области)
Цель Программы Определение основных задач, принципов
приоритетов, направлений, методов промышленной
политики в Камчатской области;
- развитие промышленных отраслей и межотраслевых
комплексов с высокой экономической эффективностью;
- создание благоприятной социальной и
демографической обстановки;
- экологически обоснованное и обеспечивающее
рациональное использование природно-ресурсной
базы развитие экономики в Камчатской области в
целом;
- разработка конкретных инвестиционно
привлекательных предложений предприятий в
Камчатской области
Задачи Программы Определение основных направлений, ресурсного
обеспечения и методов эффективного развития
промышленной сферы в Камчатской области
Сроки и этапы 2005 -2010 годы.
реализации Программы Первый этап - 2005-2007 годы;
Второй этап - 2008-2010 годы;
Перечень основных Разработка подпрограмм развития отдельных
мероприятий Программы отраслей и межотраслевых комплексов на базе
- первый этап достаточного инвестиционного, ресурсного,
информационного, кадрового и научного обеспечения
Объемы и источники Общий объем финансирования первого этапа Про-
финансирования граммы - 2005-2007 гг. - 3750,0 тыс. рублей, в
Программы том числе:
(в ценах 2005 года) - областной бюджет - 650,0 тыс. рублей;
- внебюджетные источники - 3100,0 тыс. рублей.
Прогноз ожидаемых Развитие промышленно-производственного
конечных результатов потенциала, создание новых отраслей промышленности,
реализации Программы рациональное освоение природных ресурсов,
увеличение доходов бюджета, создание новых
рабочих мест, увеличение объемов инвестиций в
экономику, участие в развитии социальной
инфраструктуры в Камчатской области
Система организации Координацию и контроль за ходом реализации
контроля за Программы осуществляет управление
исполнением Программы промышленной политики, развития предпринимательства и
инвестиций администрации Камчатской области. В
установленном порядке, представляет бюджетную
заявку на очередной финансовый год, уточняет, с
учетом выделяемых на реализацию Программы
финансовых средств, целевые показатели и
затраты по программным мероприятиям, механизм
реализации Программы, состав исполнителей,
обеспечивает подготовку и представление отчетов о
реализации Программы.
1. Технико-экономическое обоснование Программы
В развитии Камчатской области решаются такие важнейшие общероссийские задачи, как обеспечение российских государственных интересов и рациональное экономическое и социальное использование природных ресурсов. Экономика в Камчатской области развивается не только под воздействием внутренних и внешних экономических стимулов развития, но и как средство для обеспечения общегосударственных интересов, средство для создания и функционирования основы формирования устойчивой системы расселения постоянного населения, развития производственной и социальной инфраструктуры, вспомогательных и обслуживающих отраслей производства.
К 1990 году в Камчатской области сложился относительно устойчиво развивавшийся территориально-производственный комплекс с резким преобладанием в его структуре промышленного производства (в основном рыбной промышленности), с постоянно развивающимися диспропорциями, для ликвидации которых постоянно производились крупные капиталовложения.
К 2003 году объем производства в рыбной промышленности в Камчатской области сократился более чем в 2 раза, в других отраслях - в 5-8 раз. Численность населения в Камчатской области сократилась более, чем на 20% (таблица 1).
Производство основных видов промышленной продукции в Камчатской области в натуральных показателях
Таблица 1
Вид продукции | 1990 год | 1995 год | 2000 год | 2003 год |
Электроэнергия, млн. кВт. ч. | 1863,6 | 1634,5 | 1639,4 | 1578,4 |
Теплоэнергия, тыс. Гкал. | 2769,8 | 3443,5 | 3083,1 | 3325,3 |
Металлоконструкции сварные, тн. |
29565 | 1294 | 667 | - |
Нестандартное оборудование, тн. |
252 | 134 | 808 | - |
Вывозка древесины, тм3 | 718,3 | 181,6 | 151,9 | 140,8 |
Деловая древесина, тм3 | 512,1 | 56,2 | 62,2 | 50,4 |
Пиломатериалы, тм3 | 209,5 | 38,9 | 21,6 | 14,6 |
Колбасные изделия, тыс. т. | 8,3 | 2,4 | 1,1 | 3,7 |
Мясо и субпродукты I кат., тыс. т. |
13,6 | 3,1 | 0,7 | 0,5 |
Улов рыбы, тыс. тн. | 1348,1 | 771,1 | 675,1 | 672,1 |
Пищевая рыбная прод., тыс. тн. |
575,0 | 292,3 | 483,3 | 493,2 |
Консервы рыбные, мл. усл. Бан. |
262,1 | 19,8 | 14,3 | 5,7 |
Добыча угля, тыс. тн. | 17,0 | 27,0 | 36,7 | 40,7 |
Добыча газа, млн. м3. | - | - | - | 9,4 |
Численность постоянного населения на конец года, тыс. чел. |
478,7 | 417,0 | 384,2 | 354,7 |
Пропорции в хозяйстве Камчатской области разрушились полностью. Консолидированный бюджет Камчатской области более, чем в 2 раза ниже минимальных бюджетных потребностей. В сложившемся в начале 2000-х годов социально-экономическом положении Камчатской области 25-30 % населения зависят от недостаточно финансируемых организаций, выполняющих функции общегосударственного значения (оборонные, охранные, управленческие, научного обеспечения и т.п.), 40-60% - связаны со стагнирующими экономическими процессами, 10-35% - с самовыживанием и теневой экономикой.
Совокупность названных факторов является главной причиной продолжения тенденции к сокращению численности населения Камчатской области, а также сохранения и усугубления проблем, сложившихся в сферах энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, бюджетного обеспечения и т.п.
После общих социально-экономических катаклизмов 1990-х годов, отраслевая структура промышленности в Камчатской области сохраняет в 2000-е годы относительно устойчивую структуру по объему производства продукции (таблица 2).
Объем производства по основным отраслям промышленности в Камчатской области
Таблица 2
Отрасли промышленности | 2000 год | 2003 год | ||
млн. руб. | % | млн. руб. | % | |
Всего в промышленности, в том числе: |
14796,8 | 100 | 26126,5 | 100 |
электроэнергетика; | 3115,6 | 21 | 6021,5 | 23 |
металлообработка; | 615,0 | 4,1 | 1124,4 | 4,3 |
лесная и деревообрабатывающая; |
99,0 | 0,6 | 138,8 | 0,5 |
пищевая (без рыбной); | 565,2 | 3,9 | 1201,8 | 4,6 |
рыбная; | 8506,4 | 61 | 14375,1 | 55 |
топливная; | 40,1 | 0,3 | 83,6 | 0,3 |
Приведенная в стоимостном выражении в действующих ценах структура промышленности в Камчатской области достаточно наглядно отражает несомненное преобладание места и роли рыбной промышленности в промышленности Камчатской области. Это обстоятельство убедительно объясняется таким объективным фактором, как сосредоточение в прикамчатских зонах дальневосточных морей и Тихого океана основного рыбопромыслового потенциала Тихого океана, базирующегося на одном из высочайших в Мировом океане уровней биопродуктивности. С другой стороны, очевидно, что чрезвычайно высокий (более 50%) показатель доли рыбной промышленности в общем объеме производства промышленности в Камчатской области может оказаться симптомом нездоровых деформаций в других отраслях производства. При этом следует учитывать, что снижение уровня переработки рыбного сырца, который реализуется в основном в замороженном виде за пределы Камчатской области и проходит глубокую переработку в других регионах России и мира, существенно влияет на стоимостную структуру объемов промышленного производства в Камчатской области. При организации глубокой переработки выловленной рыбы в пределах Камчатской области объем продукции рыбной промышленности в стоимостном выражении мог бы увеличиться в разы.
Вместе с тем, очевидно, что такая отрасль, как энергетика, сохраняет положение в структуре промышленности в Камчатской области в силу своего системообразующего характера, а такие отрасли, как машиностроение и металлообработка, или лесная и деревообрабатывающая (ранее ориентированные, в основном, на производство товаров, необходимых для функционирования отраслей специализации региона) стагнируют на уровне, близком к минимальному уровню выживания.
Ситуация в отраслевой структуре промышленности в Камчатской области, характеризующаяся объемом производства, подтверждается и анализом численности занятых в промышленности в целом и в отдельных отраслях (таблица 3).
Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала по отраслям промышленности в Камчатской области
Таблица 3
Отрасли промышленности. | 2000 год | 2003 год | ||
чел. | % | чел. | % | |
Всего в промышленности, в том числе: |
33358 | 100 | 27925 | 100 |
электроэнергетика; | 6842 | 20,5 | 6277 | 22,5 |
топливная; | 136 | 0,4 | 158 | 0,6 |
машиностроение; | 4360 | 13,1 | 2891 | 10.4 |
лесная и деревообрабатывающая; |
1057 | 3,2 | 777 | 2,8 |
пищевая (без рыбной); | 1702 | 5,1 | 1714 | 6,1 |
рыбная. | 16105 | 48,3 | 13470 | 48,2 |
Общая численность занятых в промышленности Камчатской области за 2000-е годы существенно снизилась. В наименьшей степени это коснулось электроэнергетики и пищевой промышленности, поскольку с одной связана устойчивость энергообеспечения всего социально-экономического комплекса, а с другой - продовольственное обеспечение населения. Нет необходимости доказывать высокую социально-экономическую значимость этих сфер для выживания Камчатской области.
Значительно снизилась численность занятых в рыбной промышленности Камчатской области, что связано не только с ухудшением состояния природно-ресурсной базы отрасли - этот фактор важен, объективен и неизменно должен учитываться. Однако главным фактором снижения производства в рыбной промышленности Камчатской области в 2000-е годы было отсутствие управляемости в этой отрасли в масштабах всей страны: неопределенность целей и задач, бессистемное использование методов распределения права на промысел рыбы, недооценка реального места и роли рыбной промышленности России в мировой и отечественной экономике, в социально-экономическом развитии прибрежных регионов и т.д. Этот фактор сохранится и на ближайшую перспективу. Устранившись от необходимости ежегодного передела права на промысел в течение 5 лет, государство полностью сохранило все механизмы, обеспечивавшие неуправляемость отрасли в 1990-е и 2000-е годы. Таким образом, сохранились и факторы дальнейшего ухудшения состояния природно-сырьевой базы и дальнейшего разрушения рыбохозяйственной отрасли. В прямой связи с этим находится и сокращение численности работающих в отрасли "машиностроение и металлообработка" (в основном, судоремонт).
Угрожающее развитию снижение численности занятых в лесной и деревообрабатывающей промышленности за 2000-2003 годы отражает общее ухудшение состояния этой отрасли (таблица 1). Нет также сколько-нибудь заметного улучшения технологий и технологического вооружения отрасли, которые могли бы привести к резкому повышению производительности труда. Очевидно, что в отрасли в целом сменились политика и методы обеспечения трудовыми ресурсами, позволяющие уводить значительную часть кадров из-под статистической отчетности.
Тем не менее, при всех отмеченных выше и других особенностях развития промышленности в Камчатской области в 2000-е годы, ее отраслевая структура продолжает сохранять основные черты, характеризующие и отраслевую специализацию, и параметры выживания экономики Камчатской области в целом.
Восстановление и развитие промышленности в Камчатской области является важнейшим, а в сложившихся условиях - главным средством не только восстановления экономического потенциала в Камчатской области, но и, что более важно с общегосударственных позиций, обеспечения государственных российских интересов в северо-западной зоне Тихого океана. Это обстоятельство позволяет ставить на уровне власти Российской Федерации вопрос о государственной поддержке развития промышленности в Камчатской области в рамках особого статуса ее социально-экономического развития.
В течение XX века промышленность в Камчатской области имела, в основном, сырьедобывающую специализацию в межрегиональном объеме труда. Очевидно, что в ближайшее десятилетие специализация на использовании природно-ресурсной базы сохранится. Сохранятся и основы отраслевой структуры промышленности, ее подразделения на отрасли специализации и отрасли вспомогательные, обслуживающие, профилирующие.
Развитие промышленности в Камчатской области может опираться на результаты научных исследований и оценок природно-ресурсной базы, выполненных до 1990 года, которыми подготавливалось создание новых, кроме рыбного хозяйства, отраслей промышленности. В связи с этим Программа предусматривает не только восстановление объемов производства, но и усложнение отраслевой, технологической структуры промышленного комплекса, появление отраслей, новых для Камчатской области.
В составе промышленного комплекса в Камчатской области до 2010 года Программой рассматривается развитие следующих отраслей:
отрасли специализации:
- рыбохозяйственный комплекс (включая дальний морской и прибрежный промысел, береговое перерабатывающее хозяйство и т.п.) - развитие его предполагается в традиционных сложившихся процессах с корректурой их параметров в соответствии с современными условиями, рационализацей экономических и административных схем организации и управления отраслью, возвращение этой отрасли роли экономической основы производственных, инфраструктурных, финансовых комплексов в Камчатской области;
- горнопромышленный комплекс - новая отрасль, развивается как отдельные, разрозненно запроектированные предприятия, региональная схема развития отсутствует, что гарантирует возникновение в близком или отдаленном будущем межотраслевых и экологических конфликтных ситуаций;
- лесохозяйственный комплекс - в настоящее время почти полностью разрушен, для его восстановления необходима подпрограмма с полной переоценкой природно-ресурсной базы, технологий, рынков сбыта и т.п., а одной из важнейших задач является восстановление его районообразующей отрасли в Мильковском и Усть-Камчатском районах Камчатской области;
- водохозяйственный комплекс - новая отрасль, по предварительным оценкам может стать одной из ведущих отраслей промышленности в Камчатской области, для развития которой необходима разработка подпрограммы с определением приоритетных направлений, территориальной структуры, первоочередных объектов, инвестиционного и иного обеспечения и т.п.;
- газонефтедобывающий комплекс - создание его начинается с разового объекта без комплексной оценки всех условий развития, для определения возможностей и последствий развития необходима разработка соответствующих концепций, схем и подпрограмм;
- машиностроительный комплекс (включая судоремонт) - подпрограмма развития должна определить, в первую очередь, структуру потребностей и платежеспособного спроса, на основе которых определить возможности загрузки и реконструкции существующих неиспользуемых мощностей;
- топливно-энергетический комплекс - рационализация сложившейся системы энергетического обеспечения социально-экономического развития Камчатской области, включая энергоснабжение неэкономических структур общегосударственного значения;
- пищевая промышленность - как элемент агропромышленного комплекса в Камчатской области;
отрасли инфраструктурные общерегионального значения:
- инвестиционный комплекс - с разработкой схем финансового, правового, материально-технического обеспечения развития отраслей промышленности и экономики в Камчатской области в целом;
- информационно-аналитический и консалтинговый - блок для обеспечения социально-экономического развития Камчатской области в целом и отдельных отраслей;
- научное сопровождение промышленного развития в сферах ресурсного обеспечения, информационного и технологического обновления и т.п.- разработка комплексных научных обоснований;
- кадровое обеспечение - на базе непрерывного образования, профессиональной подготовки и переподготовки населения, проживающего в Камчатской области, а также привлечения и профессиональной подготовки мигрантов извне региона.
В основе разработки Программы, а также отраслевых подпрограмм развития отдельных отраслей и направлений промышленности в Камчатской области должны быть учтены, в основном, следующие факторы развития:
- наличие изученной и запланированной к изучению в обозримом периоде природно-ресурсной базы как по отдельным компонентам, так и в комплексе, с учетом всех условий ее освоения;
- состояние накопленного за 1930-1980-е годы производственного, трудового, социально-демографического, инфраструктурного и иного потенциала;
- состояние рынков (мирового, российского, регионального), на которых может быть конкурентоспособной продукция камчатской промышленности с учетом всего комплекса условий, обеспечивающих конкурентоспособность;
- характеристики общероссийских государственных интересов (не только качественных, но и количественных), оказывающих прямое или косвенное (через инфраструктурные и демографические факторы) влияние на формирование количественных, качественных, структурных параметров развиваемого промышленного потенциала в Камчатской области;
- характеристики геополитических (экономических, территориальных, оборонных, ресурсных, иных) интересов, влияющих через экономические и иные механизмы на развитие экономики в целом и промышленности в Камчатской области.
Среди отраслей специализации в Камчатской области общие приоритеты определены на основе длительных комплексных исследований и учитывают количественные масштабы, исторические перспективы, сложившийся потенциал отраслей, комплексную социально-экономическую и экологическую оценку развития Камчатской области. Главные приоритеты состоят в следующем:
- безусловный приоритет имеет рациональное освоение биологических природных ресурсов в Камчатской области и прилегающих морей, в первую очередь - водных биологических ресурсов; приоритет обусловлен безальтернативностью в обозримый исторический период, мировой значимостью и естественной возобновимостью этих ресурсов;
- освоение минерально-сырьевых, лесных, водных природных ресурсов для промышленного развития, а также сельскохозяйственных, рекреационных и других природных ресурсов, допустимых к освоению с основным условием: не разрушать экологические условия развития природной среды, формирующей биологический природно-ресурсный потенциал.
Локальные особенности реализации этого общего приоритета определяются комплексными эколого-экономическими и технологическими разработками, определяющими возможности проектирования и развития конкретных промышленных объектов в Камчатской области.
При разработке Программы и подпрограмм развития отдельных отраслей промышленности, проектов отдельных предприятий в Камчатской области должны соблюдаться следующие общие, кроме вышеназванных, требования:
- обеспечение рациональных межотраслевых социальных и экономических пропорций в отраслевой и территориальной структуре хозяйственных комплексов в Камчатской области, районов, отдельных населенных пунктов;
- построение рациональной территориальной экологически обоснованной структуры развития и размещения производительных сил и систем расселения;
- необходимость преодоления разрушительных социально-экономических тенденций в Камчатской области, районах, отдельных населенных пунктах.
При разработке Программы необходимым условием являются инновационные подходы в применении к развитию существующих предприятий, создании новых предприятий в существующих отраслях промышленности, создании новых отраслей промышленности в Камчатской области. Инновации необходимы в сферах высокопроизводительных технологий, полного рационального использования природных ресурсов, повышения экономической эффективности не только для отдельных предприятий, но и для социально-экономического развития муниципальных образований в Камчатской области и Камчатской области в целом, внедрения новых приоритетных достижений научно-технического прогресса в форме биотехнических, биохимических, геотехнологических производств, позволяющих значительно увеличить экономическую отдачу от уже используемой природно-ресурсной базы с наименьшими негативными воздействиями на природную среду.
Одно из главных препятствий на пути развития промышленности в Камчатской области состоит в неблагоприятном инвестиционном климате, на формирование которого влияет в первую очередь отсутствие в налоговом, таможенном, бюджетном, ином законодательстве Российской Федерации учета социально-экономических и геополитических особенностей Камчатской области. Для преодоления этого препятствия необходимо внесение изменений в соответствующие законы и утверждение на федеральном уровне особого статуса Камчатской области, который, учитывая ее особенности, должен открыть возможность для привлечения в развитие промышленности в Камчатской области инвестиций из широкого спектра источников. Учитывая ограниченность инвестиционного, производственного, банковского, государственного финансового (в т.ч. бюджетного) потенциала в Камчатской области, законодательство Российской Федерации должно обеспечить эффективное для федерального, регионального, местного уровней и для предприятий привлечение на конкурентной основе проявляющих готовность к операциям на инвестиционном рынке в Камчатской области внерегиональных источников. К таким источникам могут быть отнесены инвесторы из других регионов России, где сформировались крупные финансово-промышленные группы, зарубежные инвесторы, банковские, государственные и иные инвесторы, формы деятельности которых могут быть различными - под залог, с государственными гарантиями, с совместным участием и т.п.
В целом, Программа будет способствовать обеспечению конструктивной основы для разработки конкретных инвестиционно привлекательных предложений предприятий в Камчатской области, а также эффективного информационно-аналитического обеспечения развития промышленности и экономики в Камчатской области в целом.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Целью Программы является определение основных задач, принципов, приоритетов, направлений, методов промышленной политики в Камчатской области. Данный комплекс мероприятий направлен на:
- реформирование в рыночных условиях механизма воспроизводства, проведение структурного межотраслевого маневра;
- создание механизма формирования и реализации промышленной политики, включая государственные органы, их функции и правовые инструменты, определение "правил игры" и организацию диалога "бизнес-власть";
- развитие рыночных механизмов обеспечения производства кадровыми и финансовыми ресурсами, внедрение новых технологий и инноваций;
- государственную поддержку модернизации промышленности в переходный период, приоритетного развития наукоемких производств, промышленного экспорта, малого и среднего бизнеса, а также защиту интересов потребителей;
- развитие промышленных отраслей и межотраслевых комплексов с высокой экономической эффективностью в Камчатской области;
- создание благоприятной социальной и демографической обстановки в Камчатской области;
- экологически обоснованное и обеспечивающее рациональное использование природно-ресурсной базы развития экономики в Камчатской области в целом;
- разработку конкурентных инвестиционно привлекательных предложений приоритетных отраслей промышленности в Камчатской области;
- пополнение областного бюджета.
Достижение цели Программы возможно при выполнении задач по определению основных направлений, ресурсного обеспечения и методов эффективного развития промышленной сферы в Камчатской области.
Сроки реализации программы: 2005 - 2010 годы, при этом, в реализации Программы выделяются два этапа.
На первом этапе (2005-2007 годы) осуществляется разработка подпрограмм развития приоритетных действующих отраслей промышленности и межотраслевых комплексов, что включает в себя проведение детального изучения состояния исследуемой отрасли, сбор необходимых данных, выявление перспектив развития отрасли и разработка комплекса мероприятий по реализации соответствующей подпрограммы.
На втором этапе (2008-2010 годы) осуществляется доработка подпрограмм новых отраслей промышленности и непосредственная реализация разработанных подпрограмм согласно мероприятиям.
3. Мероприятия по реализации Программы
Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на развитие отраслей промышленности и межотраслевых комплексов в Камчатской области, определение их ресурсного потенциала и инвестиционного обеспечения.
Программные мероприятия будут осуществляться в рамках реализации отраслевых подпрограмм: "Развитие рыбохозяйственного комплекса в Камчатской области", "Развитие горнопромышленного комплекса в Камчатской области", "Развитие лесопромышленного комплекса в Камчатской области", "Развитие водопромышленного комплекса в Камчатской области", "Развитие нефтегазового комплекса в Камчатской области", "Развитие машиностроения в Камчатской области", "Развитие топливно-энергетического комплекса в Камчатской области", "Развитие пищевой промышленности в Камчатской области" "Развитие инвестиционной деятельности в Камчатской области", "Информационное обеспечение промышленности в Камчатской области".
Мероприятия по реализации Программы содержат комплекс мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в Камчатской области, включающего:
- совершенствование законодательной базы в Камчатской области в сфере инвестиционной деятельности;
- участие Камчатской области в российских и международных торгово-экономических мероприятиях, направленных на привлечение инвестиций и способствующих развитию экономики в Камчатской области;
- ведение электронной базы данных инвестиционных и инновационных предложений предприятий в Камчатской области;
- издание ежегодного каталога "Инвестиционные и инновационные предложения предприятий в Камчатской области";
- создание и поддержание в сети "Интернет" Web-сайта "Инвестиционный климат в Камчатской области".
Мероприятия Программы предусматривают необходимость научного сопровождения промышленного развития в сферах ресурсного обеспечения, информационного и технологического обновления, и т.п., разработку комплексных научных обоснований, а также кадровое обеспечение на базе непрерывного образования, профессиональной подготовки и переподготовки населения, проживающего в Камчатской области, а также привлечения и профессиональной подготовки мигрантов других регионов.
Мероприятия Программы включают следующее содержание работ по отдельным стадиям разработки подпрограмм:
- анализ имеющихся программных разработок прежних лет и общая оценка состояния отрасли и межотраслевого блока;
сбор и анализ законодательных и нормативно-методических материалов о развитии Российской Федерации, промышленности в Российской Федерации, Дальнего Востока, Камчатской области в целом и промышленности в Камчатской области;
- сбор общих и ведомственных статистических материалов о развитии отрасли;
о предложениях по развитию отдельных предприятий и отрасли в целом;
о природно-ресурсном, производственном, инфраструктурном, другом потенциале развития отрасли; систематизация и оценка данных;
- сбор материалов о состоянии региональных социально-экономических систем (муниципальных образований в Камчатской области), роли промышленности и отдельных ее отраслей в их развитии;
сбор материалов о взаимосвязях планируемой отрасли промышленности с другими отраслями производства, инфраструктуры, социальной сферы;
анализ и оценка ситуации;
- сбор данных о состоянии и тенденциях развития мирового и отечественного рынков сбыта продукции отрасли;
объемные в физических единицах, ценовые, качественные (потребительские), технологические, географические, геополитические аспекты;
- комплексная, системная оценка общей и конкретной ситуации и возможностей развития отрасли в существующих и ожидаемых правовых и экономических условиях развития;
разработка предварительных вариантов направлений развития отрасли по принципиальным параметрам; предварительные обсуждения и согласования;
- разработка нормативного правового обеспечения подпрограммы;
- определение инвестиционных мероприятий в исследуемой отрасли;
- сбор материалов по перечням, сформировавшимся в процессе обсуждений и согласований предварительных вариантов; систематизация, анализ, оценка собранных данных;
- разработка полнокомплектных предварительных редакций основных вариантов развития отрасли; обсуждение, согласование, сбор замечаний (с участием государственного заказчика), доработка вариантов;
- разработка полнокомплектной окончательной редакции подпрограммы; сдача и доработка по процедурам, в соответствии с контрактом.
Мероприятия первого этапа Программы отражены в Приложении N 2 к Программе.
Мероприятия второго этапа Программы будут определены отраслевыми подпрограммами, содержащими конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей Программы.
3.1. Подпрограмма "Развитие рыбохозяйственного комплекса в Камчатской области" (далее - Подпрограмма) (включая дальний морской и прибрежный промысел, береговое перерабатывающее хозяйство и т.п.)
Рыбная промышленность, будучи важнейшим звеном в хозяйственной структуре в Камчатской области, имеет многоотраслевую структуру. Кроме рыбодобычи, рыбопереработки, охраны и воспроизводства рыбных ресурсов, она включает в себя судоремонт, строительство, транспорт, тарное и сетеснастное производство и многие другие. Целесообразность разработки подпрограммы развития рыбохозяйственного комплекса, значение которого велико, определяется его ролью в продовольственном комплексе Камчатской области, Дальнего Востока и России в целом, в пополнении областного, местных и федерального бюджетов.
Немаловажна социальная значимость рыбохозяйственного комплекса в обеспечении занятости населения в Камчатской области, в первую очередь в прибрежных районах, являясь основным источником доходов населения и пополнения бюджетов разных уровней. В 2003 году численность занятых в рыбной промышленности в Камчатской области составила 13,2 тыс. человек или 48% занятых во всей промышленности в Камчатской области. Рыбное хозяйство в Камчатской области находится в постоянном контакте и взаимодействии с мировым рынком рыбопродукции, с различными международными организациями. Предприятия осуществляют экспорт своей продукции, импорт материально-технических изделий, сырья и материалов, ремонт промыслового флота на собственных и зарубежных заводах и его техническое обслуживание, а также совместную производственную деятельность, в том числе в рамках совместных предприятий и промысловых экспедиций.
В Камчатской области работает свыше 500 рыбопромышленных предприятий, ведущих промысел водных биологических ресурсов; построено и действует 120 рыбоперерабатывающих заводов, суммарная потребность перерабатывающих мощностей которых составляет более 1,4 млн. тонн биоресурсов в год. Предпосылками для успешного функционирования отрасли является то, что морская акватория, прилегающая к Камчатской области, является крупнейшим промысловым районом.
Согласно Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года прибрежное рыболовство является одним из приоритетных направлений развития отрасли. Организация прибрежного рыболовства будет стимулировать развитие береговой и портовой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса в Камчатской области, развитию социальной сферы региона, созданию дополнительных рабочих мест.
В рамках Подпрограммы необходимо выработать меры, способствующие привлечению российских и зарубежных инвестиций в такие направления, как развитие глубокой переработка рыбы, повышение конкурентноспособности рыбопродукции на всех мировых рынках;
развитие аква- и марикультуры;
развитие судоремонта и судостроения; воспроизводство анадромных видов рыб;
организация поставок морским и авиатранспортом охлажденных морепродуктов и рыбопродукции в регионы Российской Федерации и на экспорт.
3.2. Подпрограмма "Развитие горнопромышленного комплекса в Камчатской области" (далее - Подпрограмма) предполагает развитие горной промышленности на основании анализа совокупности минерально-сырьевой природно-ресурсной базы и оценки технологических и экономических схем освоения отдельных месторождений рудных и нерудных полезных ископаемых в Камчатской области. Определение особенностей экологических и социально-экономических условий освоения месторождений в разных районах Камчатской области с учетом возможности использования продукции горной промышленности не только в межрегиональных обменах, но и во внутрирегиональном хозяйственном обороте. Исходить из принципа получения экономической отраслевой и комплексной социально-экономической региональной эффективности, как взаимоувязанного во временном, территориальном и отраслевом отношениях сочетания, включающего в себя проектируемые в настоящее время, планируемые и предполагаемые объекты с анализом приоритетности, сроков освоения, природоохранных и технологических аспектов, социальной роли, в том числе в формировании отношений с коренными малочисленными народами Севера в Камчатской области. Определение его участия в развитии инфраструктуры в Камчатской области, в бюджетообразовании и формировании финансовых балансов в Камчатской области и муниципальных образований в Камчатской области с полной и комплексной оценкой экологических последствий воздействия на состояние природной среды и водно-биологического природно-ресурсного потенциала в Камчатской области в обозримой перспективе.
3.3. Подпрограмма "Развитие лесопромышленного комплекса в Камчатской области" (далее - Подпрограмма) предполагает развитие отраслей лесного комплекса на основе комплексного анализа природно-ресурсной базы, социально-демографического, производственного и инфраструктурного потенциала, современного состояния отрасли, районообразующего значения отрасли для районов размещения ее сырьевой базы, комплексной экономической оценки древесных и недревесных природных ресурсов леса, в том числе средообразующей функции леса и других факторов. Определение многоотраслевого комплекса, включающего в себя охрану и воспроизводство леса, неистощительное лесопользование, заготовку и экономически эффективную переработку древесины, ориентированные на максимальный комплексный региональный эффект лесопромышленной деятельности. Создание возможности использования в товарном хозяйстве недревесных ("побочных") ресурсов леса (ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и т.п.); координацию деятельности с другими ведомствами и отраслями хозяйства. Внедрение разнообразных форм собственности, в том числе государственной, частной и кооперативной, с общей ориентацией на достижение экономической эффективности. Создание системы обеспечения постоянной занятости населения и достаточных для проживания в течение года денежных доходов населения в регионах с лососевыми нерестово-выростными водоемами, как социально-экономическую базу для постепенного изживания современного крупномасштабного браконьерства.
3.4. Подпрограмма "Развитие водопромышленного комплекса в Камчатской области" (далее - Подпрограмма) предполагает создание и развитие отрасли на основе комплексного анализа природных ресурсов питьевых и лечебных пресных и минерализированных вод, учитывающего их территориальную и видовую структуру. Определение состояния российского и мирового спроса на воду и рынка воды в целом;
состояния действующих и планируемых предприятий отрасли; состояния возможности развития инфраструктуры и формирования кадрового потенциала;
роли водной среды в функционировании экологических систем, как новой отрасли экономической специализации региона, включающей в себя предприятия по извлечению из недр, обработке, бутилированию, транспортировке и реализации столовых и лечебных минеральных вод;
по добыче, обработке и транспортировке танкерами пресных вод в регионы, испытывающие острый дефицит качественной питьевой воды; по обеспечению функционирования этих предприятий на территории Камчатской области, где это эффективно за счет развития инфраструктуры общерегионального значения. Совокупность этих подотраслей, сырьедобывающих и капиталоемких, с нетрудоемкими технологиями, может при рациональном использовании рентных отношений стать надежным существенным по объему источником формирования консолидированного бюджета Камчатской области.
3.5. Подпрограмма "Развитие нефтегазового комплекса в Камчатской области" (далее - Подпрограмма) предусматривает проведение анализа данных, имеющихся в государственных органах, научных организациях, хозяйственных предприятиях, научной литературе, а также гипотез отдельных специалистов о нефтегазоностости недр полуострова Камчатка и шельфа Охотского и Берингова морей, а также гидрологических, геологических, экологических, социальных, экономических, технологических, геополитических, других условий освоения возможных месторождений недр газа в этих районах; разработку мероприятий по изучению проблем исследования и разведки нефтегазового, природного ресурсов шельфа Охотского и Берингова морей и Камчатской области, а также исследование проблем создания на основе их освоения нефтегазового комплекса, как части многоотраслевой исторически длительной международной хозяйственной деятельности по комплексному рациональному использованию совокупного природно-ресурсного потенциала этих морей и полуострова. Подпрограмма "Развитие нефтегазового комплекса в Камчатской области", рассчитанная на 4-х летний период реализации, ориентирована на получение окончательного или промежуточного ответа на вопросы о возможности, целесообразности создания и развития нефтегазового комплекса в Камчатской области и шельфе прилегающих морей;
о его территориальной, внутриотраслевой, технологической структуре;
о собственности, финансовых схемах и т.п., обеспечивающих не только отраслевую, но и комплексную общегосударственную и региональную эффективность;
об инфраструктурной и природоохранной обеспеченности функционирования нефтегазового комплекса, уже сложившегося на юге Охотского моря и предполагаемых к созданию в других районах его шельфа.
3.6. Подпрограмма "Развитие машиностроения в Камчатской области" (далее - Подпрограмма) предусматривает создание и развитие машиностроительного комплекса (включая судостроение, судоремонт и другие) на основании комплексного анализа ресурсного, производственного, кадрового, потребительского потенциала, учитывая состояние возможностей действующих и планируемых предприятий как одной из ведущих отраслей экономики в Камчатской области, обеспечивающей прежде всего судоремонт как для внутренних потребителей, так и для внешних. Мероприятия Подпрограммы должны быть направлены на восстановление судоремонтной отрасли на основе научно-технического и кадрового перевооружения, создания и развития новых машиностроительных отраслей, которые позволят повысить конкурентоспособность предприятий при активной административно-финансовой поддержке всех заинтересованных сторон, в том числе органов государственных власти всех уровней.
3.7. Подпрограмма "Развитие топливно-энергетического комплекса в Камчатской области" (далее - Подпрограмма) предусматривает развитие отраслей топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) на основе комплексного анализа состояния его ресурсного, производственного и инфраструктурного потенциала с учетом социально-экономической значимости как единого комплекса, обеспечивающего развитие экономики в Камчатской области. Подпрограмма включает в себя мероприятия по повышению эффективности производства; оптимизации тарифной политики; формирование условий для значительного роста производственных потребителей; использование мощностей отрасли для развития внутреннего производства. Особая роль отводится разработке подпрограммных мероприятий направленных на определение технической, технологической, кадровой и управленческой политики в ТЭК. Разработка антикризисных мероприятий Подпрограммы позволит повысить конкурентоспособность предприятий в условиях реформирования отрасли.
3.8. Подпрограмма "Развитие пищевой промышленности в Камчатской области" (далее - Подпрограмма) предусматривает создание условий для развития инфраструктуры поддержки пищевой промышленности и информационных систем ее обеспечения в Камчатской области на основе оценки и анализа состояния производства и определения потенциала отрасли. Содействие созданию новых производств из местного сырья, развитию межрегиональных и внешнеэкономических связей, привлечению инвестиций.
3.9. Подпрограмма "Развитие инвестиционной деятельности в Камчатской области" (далее - Подпрограмма) предусматривает на основе комплексного анализа инвестиционных потребностей промышленности и инвестиционной привлекательности Камчатской области разработать мероприятия по развитию инвестиционной деятельности в Камчатской области, как основополагающей в рамках Программы. Подпрограмма включает в себя разработку проектов базовых нормативных правовых актов, предложений по повышению инвестиционной привлекательности Камчатской области через формирование ее позитивного имиджа;
по формированию инвестиционных бизнес-планов и эффективных инновационных проектов развития производства; по повышению эффективности применения лизинга техники и технологий в промышленности в Камчатской области;
по инвестированию инженерно-технической сферы;
по развитию управленческого потенциала.
3.10. Подпрограмма "Информационное обеспечение промышленности в Камчатской области" (далее - Подпрограмма) предусматривает определение существующей инфраструктуры информационного рынка в Камчатской области;
комплексный анализ информационной инфраструктуры рынка, сложившейся в настоящее время;
определение и анализ будущих потребностей промышленности с учетом ее развития в соответствии с принятыми областными и федеральными программами. Разработка Подпрограммы обеспечит развитие системы информационного, аналитического и консалтингового обеспечения промышленности в Камчатской области, обеспечивающей интересы экономики в Камчатской области в целом.
Постановлением Губернатора Камчатской области от 10 ноября 2005 г. N 448 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия первого этапа Программы в 2005-2007 годах реализуются за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников. Средства областного бюджета и внебюджетных источников будут направлены на разработку конкретных отраслевых подпрограмм, а также на реализацию комплекса мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в Камчатской области. Общая потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы на первом этапе определяется в размере 3750,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 650,0 тыс. руб. и за счет внебюджетных источников - 3100,0 тыс. рублей.
На втором этапе реализации Программы предусматривается привлечение и эффективное использование финансовых средств областного бюджета, финансовых средств местных бюджетов (по согласованию) и внебюджетных источников, включающих в себя собственные средства промышленных предприятий, кредиты банков и др.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта закона Камчатской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
5. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет содействовать развитию промышленно-производственного потенциала в Камчатской области, рациональному освоению природно-ресурсной базы, повышению отраслевой и региональной эффективности производства, расширению налогооблагаемой базы, развитию инфраструктуры и социальной сферы, способствовать обеспечению конструктивной основы для разработки инвестиционно привлекательных предложений предприятий в Камчатской области, привлечению финансовых ресурсов российских и зарубежных инвесторов, а также эффективного информационно-аналитического обеспечения развития промышленности и экономики в целом.
Результаты реализации Программы по отдельным отраслям промышленности и конкретным предприятиям будут четко определяться на втором этапе Программы - при реализации отраслевых и межотраслевых подпрограмм.
6. Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий
Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет координатор Программы - управление промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций администрации Камчатской области.
Для комплексной оценки программных мероприятий при первом заместителе Губернатора Камчатской области должен функционировать Совет, созданный из представителей законодательных и исполнительных органов власти Камчатской области, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по Камчатской области, законодательных и исполнительных органов власти муниципальных образований в Камчатской области, представителей отраслевых ассоциаций промышленных предприятий и предпринимателей, предприятий, организаций и научных организаций. Должна быть принята система нормативных правовых документов, регулирующих сочетание общегосударственных и региональных социально-экономических и иных интересов в Камчатской области и прилегающих морей, а также распределение прав, обязанностей, ответственности и ресурсов по обеспечению этих интересов на основе утверждаемого законодательством Российской Федерации особого социально-экономического статуса Камчатской области. Эти механизмы позволят перейти к поэтапному скоординированному развитию промышленности в Камчатской области до 2010 года и подготовки условий для ее устойчивого развития за пределами этого срока.
Контроль за эффективностью и целевым расходованием средств областного бюджета в ходе реализации Программы осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Камчатской области, законом Камчатской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатской области.
Государственный заказчик несет ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий. Ежегодно, в установленном порядке, предоставляет бюджетные заявки на очередной финансовый год, уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств, целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации Программы, заключает договоры и соглашения с исполнителями отдельных мероприятий Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатской области, обеспечивает подготовку и предоставление отчетов о выполнении Программы.
Исполнители программных мероприятий в установленном порядке отчитываются о целевом использовании выделяемых им финансовых средств. После окончания финансового года, в порядке, установленным Бюджетным кодексом Камчатской области, государственный заказчик формирует отчет о выполнении Программы за истекший финансовый год. Отчет должен содержать пояснительную записку, отчетные данные о финансировании Программы за счет всех источников финансирования в структуре программных мероприятий, а также, при необходимости, сведения о кредиторской задолженности по финансированию программных мероприятий на начало очередного финансового года и причинах ее образования. Отчет предоставляется:
- первому заместителю Губернатора Камчатской области, организующему и обеспечивающему деятельность администрации Камчатской области по решению вопросов экономического развития Камчатской области;
- в комитет по экономике администрации Камчатской области;
- департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области.
Информация о ходе и результатах выполнения мероприятий Программы по решению Губернатора Камчатской области может рассматриваться на коллегии администрации Камчатской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.