Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 20 октября 2005 г. N 405
Долгосрочная областная целевая программа
"Повышение плодородия почв в Камчатской области в 2006-2010 годах"
См. постановление Правительства Камчатского края от 22 апреля 2008 г. N 113-П "О порядке предоставления субсидий из средств краевого бюджета на финансирование мероприятий, предусмотренных долгосрочной областной целевой программой "Повышение плодородия почв в Камчатской области в 2006-2010 годах"
Настоящая программа утверждена постановлением Совета народных депутатов Камчатской области от 16 ноября 2005 г. N 1857
г. Петропавловск-Камчатский
2005 г.
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы "Повышение плодородия почв в Камчатской области в 2006-2010 годах"
Наименование долгосрочная областная целевая
Программы программа "Повышение плодородия почв
в Камчатской области в 2006-2010
годах" - далее Программа
Основание для Распоряжение Губернатора Камчатской
разработки Программы области от 26 апреля 2005 года N
588-Р
Государственный Комитет сельского хозяйства,
заказчик Программы продовольствия и торговли
администрации Камчатской области
Основной разработчик Комитет сельского хозяйства,
Программы продовольствия и торговли
администрации Камчатской области
Исполнители Программы Предприятия, организации и учреждения
сельскохозяйственной отрасли всех
форм собственности (на конкурсной
основе).
Цель Программы Основной целью Программы является
разработка и реализация комплекса
мер, направленных на предотвращение
деградации используемых
сельскохозяйственных угодий в
Камчатской области
Задачи Программы - восстановление, сохранение и
рациональное использование почвенного
плодородия при хозяйственной
деятельности;
- сохранение существующего фонда
мелиорированных земель, обеспечение
условий рационального их
использования;
- обеспечение экологической
безопасности при утилизации отходов
животноводства.
Сроки реализации и 2006-2010 годы.
этапы реализации
Программы
Перечень основных Для решения поставленных задач
мероприятий Программы необходимо:
- приобретение и внесение минеральных
удобрений и средств защиты растений;
- внесение органических удобрений;
- заготовка торфа для утилизации
навоза;
- выполнение ремонта и реконструкции
мелиоративных систем;
- локализация очагов заражения
карантинными вредителями;
- научное обеспечение Программы.
Объемы и источники Всего 564270 тыс. руб.
финансирования в том числе:
федеральный бюджет - 108010 тыс. руб.,
областной бюджет - 248410 тыс. руб.,
внебюджетные средства - 207850 тыс. руб.
Прогноз ожидаемых По итогам реализации Программы будет
конечных результатов обеспечено:
реализации Программы - предотвращение деградации почв в
Камчатской области за счет увеличения
объемов внесения минеральных и
органических удобрений и извести на
используемых землях позволит
увеличить урожайность
сельскохозяйственных культур на 15 %,
при этом снизиться себестоимость
сельскохозяйственной продукции на
20%;
- увеличение занятости населения за
счет создания рабочих мест в
животноводстве;
- ослабление продовольственной
зависимости Камчатской области от
ввоза сельскохозяйственной продукции.
Система организации Общее руководство и контроль за
контроля за исполнением Программы осуществляет
реализацией Программы государственный заказчик - комитет
сельского хозяйства, продовольствия и
торговли администрации Камчатской
области.
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса Камчатской области и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции.
Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение. Почвенное плодородие, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы. Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной безопасностью Камчатской области.
Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.
В 2005 году завершается действие долгосрочной областной целевой программы "Повышение плодородия почв в Камчатской области в 2002-2005 годах". Но цели, определенные этой программой, не были достигнуты. Главной причиной неполного выполнения намеченных мероприятий явилось недостаточное и несвоевременное финансирование их из федерального и областного бюджетов, а также недостаточное участие хозяйств-землепользователей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей земель дают основание говорить о том, что тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической обстановки на полуострове сохраняется и может привести к возникновению кризисной ситуации в сфере агропромышленного комплекса. Камчатская область относится к регионам, приравненным к районам Крайнего Севера. На ее территории наблюдается большое разнообразие климатических зон, что обуславливает выбор направления агропромышленного производства и набор методов оздоровления отрасли.
Основными показателями состояния земель является минеральное питание (наличие в почве подвижных форм питательных элементов) и водно-воздушный режим (мелиоративное состояние), которые определяют уровень плодородия земель.
По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Камчатской области во всех категориях хозяйств имеется по учету 81,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из которых 51,4 тыс. га или 62,9 % составляет пашня. Остальную площадь, равную 30,3 тыс. га, занимают естественные кормовые угодья, залежи и многолетние насаждения. Ежегодно отмечается сокращение земель находящихся в севообороте. В 2004 году площадь, занятая под сельскохозяйственным производством составила 19,5 тысяч гектаров (приложение N 2).
Основной причиной сокращения посевных площадей является нехватка сельскохозяйственной техники, необходимой для обработки всех имеющихся земель, низкая кадровая обеспеченность хозяйств. Елизовский район на сегодняшний день является основным сельскохозяйственным районом в Камчатской области. Здесь сосредоточено основное сельскохозяйственное производство и 75,9 % всех используемых площадей.
Исторически сложилось в России, что большая часть населения, так или иначе, занимается выращиванием сельскохозяйственных культур, стремясь обеспечить себя картофелем и овощами, предприятия занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции испытывают трудности с реализацией. Это привело к сокращению посевных площадей занятых под картофелем и овощами. Таким образом, в настоящее время 90 % используемых земель заняты кормовыми культурами.
Животноводство на Камчатке, где продолжительность стойлового периода составляет 270 дней, не рентабельно. Для развития животноводческих хозяйств, занимающихся молочным скотоводством необходима государственная поддержка. Главным условием на пути решения данной проблемы является обеспечение плодородия почв. Высокий уровень плодородия кормовых угодий обеспечит необходимый объем кормов с высоким качеством, что, в свою очередь, обеспечит увеличение продуктивности коров, здоровье молодняка.
Сохранение и повышение плодородия почв напрямую влияет на состояние всей сельскохозяйственной отрасли Камчатской области.
1.1. Агрохимическое состояние земель
Каждый год с урожаем из почвы выносится часть питательных элементов, которые необходимо пополнять ежегодным внесением минеральных и органических удобрений. В настоящее время выделяемых на эти цели средств областного бюджета в рамках Программы "Повышение плодородия почв в Камчатской области в 2002-2005 годах" и средств самих товаропроизводителей хватает на закупку минеральных удобрений в объемах способных удовлетворить лишь 20 % выносимых с урожаем элементов питания.
В связи с резким сокращением доз внесения минеральных удобрений (приложение N 3) отмечаются сокращение (по данным ежегодного обследования центра агрохимической службы "Камчатский) площади пашни с высоким содержанием подвижного фосфора и обменного калия и перераспределение ее в среднеобеспеченные, а среднеобеспеченных - в низко обеспеченные группы (приложения N 4-6 ).
Большое влияние на агрохимическое состояние плодородия оказывает кислотность почв. Кислая реакция среды на охристых вулканических почвах в большинстве случаев выступает как главный фактор, ограничивающий рост урожайности. До тех пор, пока показатель почвенной кислотности находится в интервале сильно- и среднекислого, на таких почвах нельзя размещать ценные и высокоинтенсивные культуры, поскольку трудно создать благоприятное азотное и фосфорное питание даже при достаточных запасах этих элементов в почве и внесенных с удобрениями. По данным Центра агрохимической службы в области происходит подкисление почв. Только за последний год площадь кислых почв увеличилась на 4% или на 900 га, (приложение N 9). Результатом подкисления почв стало недостаточное внимание сельхозтоваропроизводителей области к данной проблеме. Финансовые средства направляются на приобретение в основном минеральных удобрений. Так за последние годы внесено всего 200 тонн извести на 70 га, что составляет 10% от потребности.
Одним из важнейших элементов почвенного плодородия является гумус. Содержание гумуса определяет структуру почвы, способность накапливать и удерживать в почве питательные элементы и воду. В последние годы в связи с резким сокращением внесения органических удобрений, с 217,7 тыс. тонн в 1995 году до 6,5 тыс. тонн в 2004 году, наблюдается тенденция снижения содержания гумуса в почве (приложение N 7-8). По данным Камчатского научно-исследовательского института сельского хозяйства для достижения бездефицитного баланса гумуса и увеличения запасов азота в почве необходимо ежегодно вносить не менее 210 тыс. тонн органических удобрений, для чего следует заготавливать не менее 120 тысяч тонн торфа.
Все вышеуказанные негативные процессы ведут к ухудшению водно-физических, физико-химических свойств почв и снижению их плодородия. В ближайшие 15-20 лет плодородие почв может снизиться до своего естественного уровня (50-х годов).
В результате указанных деградационных процессов резко понизится экологическая устойчивость природных систем.
1.2. Мелиоративное состояние земель
В Камчатской области общая площадь мелиорированных земель составляет 29 тыс. га, в том числе осушенных - 26,5 тыс. га, орошаемых - 2,5 тыс. га.
В виду особенностей климата (большое количество осадков в течение года) полуострова наибольшее развитие получили осушительные системы, которые составляют 91 % от всей мелиорируемой площади. В настоящее время на 16,6 тыс. га из 26,5 тыс. га техническое состояние осушительной сети оценивается как неудовлетворительное. Значительно снижен осушительный эффект за счет:
- заиливания и зарастания открытой и закрытой коллекторно-дренажной сети;
- нарушения целостности, заиливания и зарастания устьевых сооружений;
- несвоевременного выполнения комплекса ремонтных работ.
В период действия долгосрочной областной целевой Программы "Повышение плодородия почв в Камчатской области в 2002-2005 годах" на ремонт объектов мелиорации было выделено 14310 тыс. руб. и выполнен ремонт на площади 1,5 тыс. га из 16,6 тыс. га, нуждающихся в различных видах ремонта и реконструкции.
Неудовлетворительное техническое состояние осушительной сети, а также несвоевременное и не в полном объеме выполнение агротехнических мероприятий, обусловили мелиоративное состояние осушенных земель, вывод их из севооборота на значительных площадях.
1.3. Карантинное состояние земель
С 1996 года на Камчатке Пограничной инспекцией по карантину растений по Камчатской области выявлен опасный карантинный вредитель картофельная нематода, мелкий червь, питающийся соками картофельного куста. Размножаясь в большом количестве, нематоды отнимают у растений питание, разрушают корни. Пораженные растения образуют мало побегов, отстают в росте. Урожай картофеля с зараженной нематодой посевов резко снижается. Сильно зараженные участки не возвращают даже затраченные на посев семена. Кроме того, нематода поражает не только овощи открытого грунта, но и наносит вред томатам, баклажанам и другим культурам защищенного грунта.
Распространяется картофельная нематода с почвой, приставшей к клубням, корнеплодам, луковицам, рассаде, укорененному посадочному материалу, сельскохозяйственным машинам и инвентарю, обуви людей и ногам животных. Цисты нематоды могут переноситься талыми водами, ветром и дождем.
В Камчатской области выявлены зараженные нематодой участки в городах Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск и Мильковском, Елизовском районах, и, главное, география зараженных участков продолжает расти. По данным управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатской области и Корякскому автономному округу площадь зараженных участков составила 163 гектара.
Основные площади, зараженные картофельной нематодой, приходятся на приусадебные участки и общественные огороды, что сильно затрудняет локализацию. Проводимые профилактические меры не имеют должного эффекта.
Сложность в борьбе с нематодой состоит в том, что зараженные площади на 5 лет необходимо выводить из севооборота, засевать травами с одновременным внесением больших доз азотных удобрений, что влечет за собой отвлечение финансовых средств сельхозтоваропроизводителей.
Дальнейшее распространение может привести к полному заражению почв в Камчатской области нематодой и невозможности выращивания основной продовольственной культуры картофеля.
Все мероприятия по ликвидации очагов заражения необходимо проводить под контролем управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатской области и Корякскому автономному округу.
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Целью составления настоящей Программы является:
- сохранение, воспроизводство и рациональное использование почвенного плодородия при хозяйственной деятельности;
- сохранение существующего фонда мелиорированных земель, обеспечение условий рационального их использования
- обеспечение экологической безопасности при утилизации отходов животноводства.
- локализация очагов заражения карантинными вредителями
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- увеличить объемы внесения минеральных и органических удобрений, обеспечивающих сохранение и восстановление плодородие почв;
- освоить и внедрить системы земледелия, обеспечивающие поддержание почвенного плодородия;
- обеспечить увеличение объемов проведения ремонтных работ на мелиоративных системах;
- предотвратить закисление почв;
- прекратить распространение карантинных и опасных заболеваний растений в Камчатской области;
- осуществить постепенный переход к использованию природных ресурсов, применяемых для повышения плодородия почв и имеющихся в Камчатской области, отказ от завоза идентичных ресурсов извне;
Сроки реализации Программы 2006-2010 годы.
3. Система Программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя 6 разделов. Данная структура обеспечивает комплексность мер по обеспечению плодородия почв в Камчатской области, при этом в каждом направлении ставятся свои внутренние цели и задачи, решаемые в рамках реализации мероприятий.
Приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений
Реализация данного направления предусматривает приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений для поддержки сельхозтоваропроизводителей Камчатской области.
Известкование кислых почв
Данное мероприятие позволит ежегодно производить известкование 500 га сельскохозяйственных угодий, тем самым увеличивать эффективность применения удобрений на кислых почвах.
Приготовление и транспортировка торфокомпоста
Для восстановления содержания гумуса как основного элемента почвенного плодородия необходимо внесение органических удобрений. Торфокомпост приготавливается из торфа и отходов животноводства.
Внесение органических удобрений
Данное направление проводится исключительно за счет средств сельхозтоваропроизводителей и направлено на обеспечение комплексности проводимых работ по повышению плодородия почв.
Заготовка и транспортировка торфа для утилизации навоза
Для непрерывного приготовления торфокомпостов необходимо ежегодно порядка 6000 тонн торфа. Реализация данного направления позволит обеспечить заготовку торфа и утилизацию навоза.
Строительство и реконструкция мелиоративных систем
Данное направление позволит построить новую оросительную систему в Государственной организации научного обслуживания Опытно-производственном хозяйстве "Октябрьское", реконструировать долголетнее культурное пастбище в Унитарном муниципальном предприятии Опытно-производственном хозяйстве "Заречное".
Текущий ремонт мелиоративных систем
Предусматривает ремонт осушительной и оросительной сети каналов, культуртехнические работы, что позволит эффективно использовать мелиоративные земли на протяжении всего сезона.
Научное обеспечение повышения плодородия почв
Данное направление позволит установить возможные направления, совершенствования мер по повышению плодородия почв Камчатской области. Определит объемы ремонта мелиоративных систем
Карантинные мероприятия
Включают в себя комплекс мер направленных на локализацию и полную ликвидацию очагов заражения картофельной нематодой.
3.1. Ресурсное обеспечение Программы
Программные мероприятия реализуются за счет средств федерального, областного бюджетов и внебюджетных источников.
Объем финансирования Программы за счет всех источников на 2006-2010 годы составляет 564270 тыс. руб., в том числе за счет средств:
федеральный бюджет - 108010 тыс. руб., (18 %)
областной бюджет - 248410 тыс. руб., (47 %)
внебюджетные средства - 207850 тыс. руб.
Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета согласовываются государственным заказчиком - комитетом сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации Камчатской области с Федеральным агентством сельского хозяйства и подлежат ежегодному уточнению.
Объемы финансирования за счет средств областного бюджета ежегодно подлежат уточнению и утверждению в порядке, установленном законом Камчатской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Для реализации программных мероприятий могут привлекаться внебюджетные источники (собственные средства организаций), которые подлежат ежегодному уточнению.
4. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов Программы
По итогам реализации Программы на используемых землях будет обеспечено:
- предотвращение деградации почв в Камчатской области увеличение объемов внесения минеральных и органических удобрений и извести на используемых землях;
- увеличение урожайности сельскохозяйственных культур на 15 %;
- повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе сбалансированности применения агрохимикатов;
- увеличение занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в животноводстве.
- ослабление продовольственной зависимости Камчатской области от ввоза сельскохозяйственной продукции.
5. Система организации выполнения Программы и контроля исполнения Программных мероприятий
Общее руководство и контроль исполнения Программы осуществляет государственный заказчик - комитет сельского хозяйства, продовольствия и торговли администрации Камчатской области.
Государственный заказчик осуществляет меры по полному и качественному выполнению мероприятий и несет ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий. Ежегодно, в установленном порядке, представляет бюджетные заявки на очередной финансовый год, уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей, обеспечивает подготовку и представление отчетов и справочно-аналитической информации о ходе реализации мероприятий Программы.
Отбор исполнителей мероприятий производится заказчиком по отдельным ее направлениям путем проведения конкурсов среди предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, исходя из наиболее выгодных условий их выполнения.
Ход и результаты выполнения мероприятий Программы по решению Губернатора Камчатской области могут рассматриваться на коллегии администрации Камчатской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.