Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Камчатского края
от 10 сентября 2012 г. N 407-П
Долгосрочная краевая целевая программа
"Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2013 - 2015 годы"
26 марта 2013 г.
Постановлением Правительства Камчатского края от 26 марта 2013 г. N 122-П в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
Паспорт
долгосрочной краевой целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2013 - 2015 годы"
(далее - Программа)
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Камчатского края от 05.05.2012 N 180-РП |
Государственный заказчик-координатор Программы |
Министерство рыбного хозяйства Камчатского края |
Разработчик Программы |
Министерство рыбного хозяйства Камчатского края |
Главные распорядители (распорядители) средств Программы |
Министерство рыбного хозяйства Камчатского края; рыбохозяйственные организации, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Камчатского края (по согласованию) |
Цель Программы |
создание условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края |
Задачи Программы |
развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса; развитие кадрового потенциала рыбохозяйственного комплекса; повышение эффективности государственного управления рыбохозяйственным комплексом Камчатского края |
Основные мероприятия Программы |
основные мероприятия по реализации Программы представлены в приложении N 1 к Программе |
Сроки и этапы реализации Программы |
2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (в ценах соответствующих лет) |
общий объем финансирования Программы составляет 2 264 484 тыс. рублей, в том числе за счет средств: краевого бюджета - 160 952 тыс. рублей, из них: 2013 год - 40 763 тыс. рублей; 2014 год - 48 594 тыс. рублей; 2015 год - 71 595 тыс. рублей; внебюджетных источников (по согласованию) - 2 103 532 тыс. рублей, из них: 2013 год - 1 369 638 тыс. рублей; 2014 год - 548 331 тыс. рублей; 2015 год - 185 563 тыс. рублей. |
Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы |
реализация Программы в течение 2013 - 2015 годов позволит: сохранить долю рыбохозяйственного комплекса в общем объеме промышленного производства в Камчатском крае на уровне 55%; сохранить объем производства рыбной продукции на уровне 730 тыс. тонн; увеличить производство продукции глубокой степени переработки (без учета производства филе рыбного и рыбной муки) до 8,0 тыс. тонн; снизить долю экспорта рыбной продукции низкой степени переработки до 84% от общего объема экспортируемой продукции; сохранить среднедушевое потребление рыбной продукции по Камчатскому краю на уровне 35 кг в год; увеличить объем поступления налогов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Камчатского края до 2,4 млрд. рублей; повысить налоговую отдачу с килограмма выловленных водных биологических ресурсов до 2,7 рублей; сохранить и увеличить количество занятых работников на предприятиях рыбохозяйственной отрасли |
Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий |
общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы - Министерство рыбного хозяйства Камчатского края. |
Постановлением Правительства Камчатского края от 26 марта 2013 г. N 122-П в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
1. Технико-экономическое обоснование Программы
Описание общего состояния проблемной ситуации и анализ причин ее возникновения.
Долгосрочная краевая целевая программа "Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120, Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2003 N 1265-р, Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 N 559-р, Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Федерального агентства по рыболовству от 30.03.2009 N 246, федеральной целевой программой "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 606, Стратегией развития рыбопромышленного комплекса Камчатского края до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Камчатского края от 16.02.2011 N 72-РП, во исполнение протокольного решения заседания Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 24.10.2011 N 5.
Основанием для разработки Программы является распоряжение Правительства Камчатского края от 05.05.2012 N 180-РП.
Монопродуктовая специализация экономики Камчатского края формирует ее подавляющую зависимость от состояния рыбной промышленности. Исключительная роль рыбной промышленности для экономики Камчатки проявляется в виде наличия тесной корреляционной связи между объемами уловов и объемами промышленного производства. Такая тесная связь вполне объяснима: рыбная отрасль выпускает более 50% объема промышленной продукции Камчатского края, на долю рыбохозяйственного комплекса приходится более 86% экспортного потенциала Камчатского края.
Несмотря на то, что в последние годы Камчатский край занимает лидирующие позиции по объему вылова водных биологических ресурсов и производству рыбо- и морепродукции среди субъектов Дальневосточного федерального округа (по оперативным данным в 2011 году предприятиями добыто 1 018 тыс. тонн водных биоресурсов; объем производства продукции достиг 826 тыс. тонн - Таблица 1), до настоящего времени сохраняются объективные проблемы, препятствующие динамичному развитию рыбохозяйственного комплекса региона.
Таблица 1 - Объем добычи и переработки рыбы в Камчатском крае
в 1990, 2000, 2005 - 2011 годах.
|
1990 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011* |
Объем добычи, т. т |
1348,1 |
675,1 |
586,6 |
613,2 |
690,1 |
727,7 |
838,9 |
932,7 |
1017,8 |
Производство рыбопродукции (без консервов) тыс. т |
575,0 |
483,3 |
469,3 |
553,6 |
663,5 |
672,5 |
696,7 |
718,4 |
824,1 |
Выпуск консервов, млн. туб |
262,1 |
14,3 |
8,1 |
9,5 |
10,3 |
13,0 |
7,3 |
8,2 |
6,7 |
Отношение готовой продукции к объему вылова |
49% |
72% |
80% |
91% |
97% |
93% |
83% |
77% |
81% |
* - Оперативные данные.
Изношенность рыбопромыслового флота.
В рыбохозяйственном комплексе Камчатского края действует более 400 организаций, из которых 218 имеют суда, в том числе промысловые суда (без учета судов транспортного, вспомогательного и прочего назначения) принадлежат 193 компаниям. Большинство организаций отрасли (175 или 80,3% от общего количества) имеют не более 3-х судов, 122 из них - по одному судну.
Состояние промыслового флота в целом характеризуется значительным износом. Большинство судов, принадлежащих организациям Камчатского края, построенные в 70 - 80-е годы, срок службы которых закончен или близок к завершению. Возраст 92% единиц флота рыбной отрасли составляет более 15 лет и 75% - более 20 лет. Это малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 1960 - 1980-х годов, имеющие крайне высокие показатели энергоемкости. По своим технико-эксплуатационным характеристикам они не отвечают современным требованиям.
Последние несколько лет вследствие неблагоприятной экономической ситуации в рыбохозяйственном комплексе основные производственные фонды отрасли практически не обновлялись. Строительство современных высокотехнологичных рыбопромысловых судов в Российской Федерации не велось, а пополнение флота осуществлялось в основном за счет покупки зарубежных судов на вторичном рынке.
Учитывая, что рыбопромысловый флот является основой материально-технической базы рыбной отрасли, составляя более 70% ее основных фондов, и эффективность его работы определяет деятельность всей отрасли, основными задачами сегодня являются обновление и модернизация флота и приведение структуры флота в соответствие с ресурсной базой рыболовства.
Низкая загрузка сырьем береговых заводов региона и недоиспользование береговых рыбоперерабатывающих мощностей.
Несмотря на значительное изменение федерального законодательства, устанавливающего обязательность доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых в целях прибрежного рыболовства, на территории прибрежных субъектов для дальнейшей переработки, береговые заводы Камчатского края по-прежнему испытывают острую потребность в сырье: в результате прошедшего закрепления долей заводы в основной своей массе были лишены права на осуществление вылова водных биоресурсов, поскольку одним из основных критериев наделения долями квот было наличие промысловых судов, а не перерабатывающих мощностей; по условиям конкурса береговые организации, расположенные в черте города Петропавловска-Камчатского, были лишены возможности получения рыбопромысловых участков; снижение налогового бремени на организации рыбохозяйственного комплекса в части предоставления им права перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога не коснулось перерабатывающих организаций, напротив, предоставление данной "льготы" организациям, осуществляющим вылов водных биоресурсов и сдачу их на береговые заводы для переработки, существенно увеличило налоговую нагрузку на последние.
До настоящего времени остается низким и уровень использования береговых рыбоперерабатывающих мощностей.
В целом использование мощностей по производству отдельных видов рыбной продукции по крупным и средним организациям отрасли представлено в Таблице 2.
Таблица 2 - Использование мощностей по производству отдельных видов рыбной продукции по крупным и средним организациям отрасли (% использования среднегодовой мощности).
Вид продукции |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Мороженая рыба (без сельди) |
45,3 |
42,4 |
46,8 |
48,4 |
Сельдь мороженая |
42,5 |
39,0 |
54,2 |
69,2 |
Филе мороженое |
18,8 |
53,0 |
40,5 |
32,7 |
Рыбные консервы |
6,8 |
8,5 |
4,5 |
5,1 |
Рыба копченая, сушено-вяленная и балычные изделия |
34,6 |
35,6 |
34,9 |
6,8 |
Икра |
28,9 |
29,9 |
32,6 |
43,4 |
Мука кормовая |
29,0 |
31,0 |
30,5 |
35,3 |
Производственные мощности по консервному производству задействованы на 5%, морозильному производству - менее чем на 50%, производству филе мороженого - менее чем на 35%.
Низкая степень переработки производимой продукции, изношенность производственного оборудования.
Основную долю в выпуске товарной пищевой рыбной продукции составляет продукция низкой степени переработки - рыба мороженая - 65% и рыба живая - 22%, т.е. продукция, прошедшая первичную обработку и не имеющая высокой добавленной стоимости. Динамика объемов производства товарной пищевой рыбо- и морепродукции представлена в Таблице 3.
Таблица 3 - Производство товарной пищевой рыбо- и морепродукции организациями рыбохозяйственного комплекса Камчатского края в 2007 - 2011 годах (тонн).
Наименование показателя |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011* |
Пищевая рыбная продукция (включая рыбные консервы) |
667156,5 |
672519,8 |
699307,9 |
721253,40 |
826394,81 |
Пищевая рыбная продукция (без рыбных консервов) |
663 542 |
667960 |
696749 |
718373,74 |
824063,60 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
рыба живая/с 2010 - свежая |
144789 |
165000 |
140100 |
157000 |
182718,1 |
рыба охлажденная |
2177 |
1240 |
1223 |
||
рыба мороженая |
441767 |
422121 |
472267 |
470500 |
535733,9 |
рыба спецразделки |
728 |
940 |
1963 |
|
|
филе мороженое |
2692 |
12324 |
13977 |
8850 |
12668,7 |
рыба соленая |
139 |
149 |
4 |
58,4 |
27,6 |
печень, икра и молоки соленые или в рассоле |
|
|
|
205,2 |
39,8 |
рыба копченая |
98 |
110 |
107 |
102,5 |
261,1 |
рыба сушено-вяленая |
30 |
52 |
62 |
63,4 |
35,4 |
кулинарные изделия |
113 |
120 |
117 |
109,3 |
127,5 |
балычные изделия |
15 |
9 |
14 |
18,6 |
16,9 |
фарш пищевой |
460 |
3032 |
1973 |
1275 |
2225,9 |
сельдь всех видов обработки |
24602 |
16215 |
20735 |
28982,7 |
39863,4 |
из нее: |
|
|
|
|
|
сельдь соленая |
197 |
190 |
204 |
60,6 |
72,6 |
сельдь копченая |
|
|
|
31,6 |
29,6 |
икра |
12838 |
13148 |
16802 |
15556,5 |
20130,2 |
печень, икра и молоки мороженые |
|
|
|
3518,2 |
5324 |
печень, икра и молоки охлажденные |
|
|
|
|
62,3 |
ракообразные намороженные |
|
|
|
895,2 |
|
пищевые морепродукты |
28423 |
29013 |
23252 |
31159,2 |
24828,8 |
прочие пищевые |
4671 |
4487 |
4153 |
79,54 |
|
Консервы (тонн) |
3614,45 |
4559,8 |
2558,85 |
2879,66 |
2331,21 |
* - Оперативные данные.
Ключевой проблемой отрасли является соотношение береговой и морской переработки рыбы - более 64% мороженой рыбы, 99% рыбного филе и практически 100% продукции из морепродуктов производится на судах. Несмотря на то, что многочисленные исследования и расчеты свидетельствуют о более высокой эффективности берегового производства, есть факторы, работающие против береговой переработки - отсутствие достаточного промыслового флота для загрузки береговых организаций и удаленность береговых заводов от основных районов массового лова рыбы.
Береговые рыбоперерабатывающие организации в значительной степени заняты вторичной переработкой сырья и полуфабрикатов, поступающих с рыбопромыслового флота. Основная часть заводов занимается изготовлением мороженой рыбопродукции. Глубокой переработкой (изготовлением консервов, вяленой, копченой и иной продукции) занимаются лишь немногие организации и в небольшом количестве (не более 10%).
Большинство береговых рыбоперерабатывающих заводов имеют сезонный характер работы и ориентированы на обработку тихоокеанских лососей в летний период времени на морально устаревшем и физически изношенном оборудовании. Круглогодичный режим работы имеют в основном береговые перерабатывающие заводы, расположенные в г. Петропавловске-Камчатском и Елизовском муниципальном районе. В основном - это мелкие и средние заводы, производительной мощностью от 10 до 50 тонн в сутки. Но есть и несколько крупных, производительной мощностью более 100 тонн в сутки и емкостью холодильных камер более 2000 тонн.
Сезонность, физический и моральный износ берегового перерабатывающего оборудования, несоответствие требованиям международных стандартов качества не позволяют обеспечить существенное улучшение ассортимента рыбной продукции, обеспечить задачи продовольственной безопасности страны.
Низкая степень переработки сырья, недоиспользование возможностей береговых предприятий определяют крупные потери добавленной стоимости и налогов.
Подавляющая часть рыбопродукции (более 50%) экспортируется, при этом, основными статьями экспорта является продукция с низкой степенью переработки - рыба мороженая, икра, крабы. На долю рыбы мороженой приходится: 2007 - 92%, 2008 - 87%, 2009 - 88%, 2010 - 90%.
Основными потребителями экспортной продукции предприятий Камчатского края являются: Китай (69%), Республика Корея (24%), Япония (7%).
В соответствии со стратегическими документами Российской Федерации рыбному хозяйству, наряду с сельским хозяйством и пищевой промышленностью, отводится определяющая роль. Стратегическими целями являются обеспечение населения страны безопасной рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов, насыщение внутреннего рынка отечественной рыбной продукцией в объеме не менее 80%.
В целях достижения поставленных задач политика государства в сфере развития рыбохозяйственного комплекса должна быть сосредоточена, прежде всего, на расширении и стимулировании более эффективного использования потенциала водных биологических ресурсов, обеспечении доступности рыбной продукции для населения, в том числе на повышении уровня развития инфраструктуры внутреннего рынка и обеспечении максимально эффективного соотношения экспорта и импорта рыбной продукции.
Проблемы обеспечения рыбохозяйственного комплекса специалистами и рабочими кадрами.
За годы реформ произошло существенное сокращение занятых в рыбохозяйственном комплексе. По итогам 2010 года среднегодовая численность работников организаций составила 17,2 тыс. человек.
Сложившийся в настоящее время уровень межотраслевой дифференциации заработной платы оказывается недостаточным для предотвращения оттока квалифицированных кадров с организаций рыбохозяйственного комплекса. Другими словами, в настоящее время организации отрасли не в состоянии выдержать конкуренцию за кадры на рынке труда с организациями других секторов экономики ни по уровню заработной платы, ни по условиям жизни занятых (жилищные условия, обеспеченность услугами отраслей социальной сферы).
Кроме создания, в том числе и на государственном уровне, условий для повышения заработной платы, необходимо возвращать интерес и престиж морских профессий, обеспечивать сбалансированность спроса и предложения на рынке труда.
Особое внимание необходимо уделить повышению эффективности управления региональным рыбохозяйственным комплексом, в том числе, посредством постоянного взаимодействия с общественными объединениями рыбохозяйственных организаций.
Перечень предпринимаемых ранее мер по решению проблемы и анализ их эффективности.
В Корякском автономном округе была разработана и утверждена окружная государственная целевая программа "Развитие прибрежного рыболовства и береговой перерабатывающей базы, поддержка сохранения и развития жизнеобеспечения и социально-экономической сферы, прибрежных сел Корякского автономного округа на 2002 - 2005 годы" (далее - ГЦП). Разработчиком программы являлось Управление по рыболовству и охотничье-промысловому хозяйству Корякского автономного округа, исполнителями программы - 19 организаций округа, а также органы местного самоуправления. Общая стоимость ГЦП предполагалась в сумме 10,6 млрд. рублей, из которых за счет федеральных источников (ресурсное обеспечение) - 10,2 млрд. рублей и 0,366 млрд. рублей за счет средств организаций-исполнителей ГЦП.
Финансирование мероприятий ГЦП за счет бюджетных средств предполагало гарантированное обеспечение организаций - исполнителей ГЦП квотами на добычу морских биологических ресурсов на весь период реализации ГЦП.
Исполнению мероприятий в запланированном объеме помешало изменение федерального законодательства в части порядка закрепления ресурсов за пользователями. Однако, можно сказать, что такие организации, как ООО "Тымлатский рыбокомбинат", ООО "Восточный берег", РК им. Бекерева исполнили основную часть своих обязательств, существенно модернизировав свои береговые перерабатывающие заводы.
В 2008 году впервые за долгое время постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 606 была утверждена федеральная целевая программа "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2012 годах" (далее- ФЦП), которая предполагает реализацию ряда мероприятий на территории Камчатского края как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств внебюджетных источников:
разработка проектной документации на реконструкцию российских рыбных терминалов Петропавловск-Камчатского морского порта (средства федерального бюджета в объеме 69 млн. рублей (первоначальный объем - 905 млн. рублей). Фактическое финансирование за 2009 - 2011 годы составило 25,6 млн. рублей, в 2012 году финансирование не предусмотрено;
строительство рыбоперерабатывающего завода, общество с ограниченной ответственностью "Тымлатский рыбокомбинат" (внебюджетные средства в объеме 16,3 млн. рублей);
строительство рыбоперерабатывающего завода, общество с ограниченной ответственностью "Лойд Фиш" (внебюджетные средства в объеме 250 млн. рублей).
В целях стимулирования реализации инвестиционных проектов по строительству и модернизации объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры и объектов хранения рыбной продукции, а также по строительству и модернизации рыбопромысловых судов, в качестве мер государственной поддержки осуществляется предоставление субсидий из федерального бюджета рыбохозяйственным организациям для возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей по договорам лизинга, привлекаемым на указанные цели.
Фактически за 2009 - 2011 годы организациям рыбохозяйственного комплекса Камчатского края из федерального бюджета в виде субсидий было перечислено 67 млн. рублей.
Впервые опыт программно-целевого метода в сфере государственного управления региональным рыбохозяйственным комплексом в Камчатском крае был внедрен с принятием в 2009 году долгосрочной краевой целевой программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 20.11.2009 N 452-П (далее - ДКЦП).
Мероприятия ДКЦП были сосредоточены на следующих направлениях:
расширение ресурсной базы рыболовства;
развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса;
развитие кадрового потенциала рыбохозяйственного комплекса;
повышение эффективности государственного управления в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В рамках первого направления "Расширение ресурсной базы рыболовства":
в 2010 году - ФГУП "КамчатНИРО" (в соответствии с заключенным государственным контрактом) выполнена научно-исследовательская работа "Проведение исследований по обоснованию рыбохозяйственной деятельности в пятимильной прибрежной зоне северной части острова Беринга (Алеутский район)", исследование было нацелено на получение информации о современном состоянии ресурсов прибрежного рыболовства на Командорских островах. Сумма финансирования из краевого бюджета - 3,100 млн. рублей.
Результаты ФГУП "КамчатНИРО" показали возможность вовлечения в промысел дополнительно не менее 10 тыс. тонн минтая в Петропавловско-Командорской подзоне для освоения в режиме прибрежного рыболовства. Итоги работы легли в основу обоснований Института при формировании материалов по ОДУ минтая на 2011 и в последующие годы;
в 2012 году - по результатам проведенного открытого конкурса заключен государственный контракт на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Разработка программы развития аквакультуры на территории Камчатского края на 2012 - 2020 гг.". Сумма финансирования из краевого бюджета - 3,190 млн. рублей.
Целью работы является определение стратегических направлений и конкретных мероприятий по развитию аквакультуры на территории Камчатского края с учетом особенностей природно-ресурсного потенциала региона, в том числе обеспечивающих создание и восстановление популяций тихоокеанских лососей.
В рамках второго направления "Развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса":
В целях стимулирования организаций регионального рыбохозяйственного комплекса к реконструкции и модернизации береговых перерабатывающих производств, обновлению промысловых судов в 2010 - 2012 годах осуществлялось предоставление из краевого бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на рассматриваемые цели.
В рамках реализации рассматриваемых мероприятий за два с половиной года отраслевой группой Инвестиционного Совета в Камчатском крае по развитию биоресурсного комплекса было рассмотрено 18 инвестиционных проектов, в отношении которых вынесены положительные решения о целесообразности их реализации на территории Камчатского края, и с инициаторами которых заключены соглашения о предоставлении субсидии: 11 проектов по развитию береговой рыбоперерабатывающей инфраструктуры и 7 проектов по строительству и приобретению рыбопромысловых судов.
По итогам анализа представленных организациями документов в виде субсидий в 2010 - 1 квартале 2012 года из краевого бюджета перечислено 33,7 млн. руб., в т.ч. на развитие береговой рыбоперерабатывающей инфраструктуры - 26,8 млн. руб., на строительство и приобретение рыбопромысловых судов - 6,9 млн. руб.
За время реализации программных мероприятий (2010 - 1 квартал 2012 года):
организациями-участниками в развитие своих производств и обновление промыслового флота вложено более 3,0 миллиардов рублей;
на побережьях полуострова построено 8 современных заводов, нацеленных на выпуск высококачественной и рентабельной рыбной продукции - это заводы предприятий ООО "Тымлатский рыбокомбинат", ОАО "Колхоз им. Бекерева", ООО "Корякморепродукт", ООО "Дельфин", ООО "Северо-Восточная компания" (Восточное побережье), ООО "Витязь-авто", ООО "Рыболовецкая артель "Народы Севера", ООО "Лойд-Фиш" (Западное побережье), что позволило на 1000 тонн увеличить производственные мощности по выпуску продукции, создать дополнительно около 1400 рабочих мест;
достигнуты рекордные показатели деятельности регионального рыбохозяйственного комплекса: вылов - 1018 тыс. тонн, выпуск рыбо- и морепродукции - 826 тыс. тонн., среднедушевое потребление рыбной продукции по Камчатскому краю - 34 кг в год.
В рамках третьего направления "Развитие кадрового потенциала рыбохозяйственного комплекса":
в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 05.02.2010 N 58-П "О ежегодном краевом конкурсе на звание "Лучший по профессии" в рыбной отрасли" в целях продолжения традиций рыбной отрасли Камчатского края, повышения профессионального мастерства работников рыбной отрасли, пропаганды и повышения престижа рыбацкой профессии в Камчатском крае ежегодно проводился конкурс на звание "Лучший по профессии" в рыбной отрасли. По итогам проведения конкурсов определены победители в заявленных номинациях, которые были награждены грамотами о присвоении звания в соответствующей номинации и единовременным денежным вознаграждением; участникам конкурса, не ставшим победителями, были вручены свидетельства участников ежегодного краевого конкурса "Лучший по профессии" в рыбной отрасли и памятные подарки. Сумма финансирования из краевого бюджета - 0,547 млн. рублей;
совместно с Министерством образования и науки Камчатского края и Агентством по занятости населения Камчатского края проведен анализ потребности рыбохозяйственных организаций Камчатского края в специалистах и рабочих кадрах морских профессий (на 2012 - 2014 годы); анализ потребности в инженерно-технических кадрах анализ рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на среднесрочную перспективу.
В рамках четвертого направления "Повышение эффективности государственного управления в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов":
В 2011 году проведен первый этап работ по созданию информационно-аналитической системы управления рыбохозяйственным комплексом в Министерстве рыбного хозяйства Камчатского края: по итогам проведенного открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по теме "Разработка Технического задания и Технического проекта на создание и внедрение информационно-аналитической системы управления рыбохозяйственным комплексом в Министерстве рыбного хозяйства Камчатского края". Создание прототипа системы и предоставление его заказчику в пользование" с победителем ООО "Центр методологии и автоматизации бюджетного учета" заключен государственный контракт, обязательства по которому сторонами выполнены в полном объеме. Финансирование мероприятия в размере 2,5 млн. руб. осуществлено в декабре 2011 года.
Создаваемая информационно-аналитическая база рыбохозяйственного комплекса Камчатского края позволит аккумулировать (систематизировать и хранить) в себе огромные массивы электронной информации, позволяя исполнительному органу государственной власти Камчатского края получить в максимально короткие сроки необходимую информацию о показателях деятельности как отдельно взятой организации, так и рыбохозяйственного комплекса в целом в различных аспектах, а также осуществлять системный анализ и прогнозирование развития ситуации при влиянии различных факторов.
Анализ возможных вариантов дальнейшего развития проблемной ситуации и ее последствий.
Анализ возможных направлений развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края свидетельствует о том, что принципиально есть три сценария развития: "инерционный", "неустойчивый" и "инновационно-кластерный":
"инерционный" сценарий предусматривает сохранение существующих тенденций внешней и внутренней сред, медленного изменения или отсутствия изменений производственных и управленческих технологий, при пассивном участии федеральных и региональных органов власти (в основном посредством мониторинга).
При этом будут разворачиваться три основных процесса, разрушающих рыбохозяйственный комплекс:
быстрое сокращение флота, судостроения и судоремонта;
переход рынка водных биологических ресурсов Камчатского края в руки зарубежных компаний;
в результате синергии действия двух вышеуказанных процессов одновременно будет разрушаться вся инфраструктура комплекса, которая уже сегодня загружена не полностью, недостаточно конкурентоспособна, высокозатратна (энергетика, транспорт, судостроение и судоремонт - всего на 69%).
Эти процессы будут протекать постепенно, с каждым годом усиливаясь.
Эволюционное развитие в условиях роста международной конкуренции, быстрого подъема цен на ГСМ, сокращения возможностей государства по дотированию РПК.
Сохранение существующих тенденций развития не может способствовать развитию рыбохозяйственного комплекса и выводу его на экономически новые условия развития;
"неустойчивый" сценарий предполагает развитие рыбохозяйственного комплекса при резком изменении факторов внешней и внутренней сред и их комбинаций. Периоды некоторого подъема будут сменяться периодами глубоких спадов. Это сценарий максимального риска, так как любой период спада может привести к неспособности восстановиться.
Данный сценарий учитывает реальную возможность изменения факторов внешней и внутренней сред. Некоторые из этих изменений могут быть выгодными, но основная их часть и прогнозы их развития в будущем будут для комплекса крайне нежелательны, нанося огромный ущерб.
Наиболее характерные черты этого сценария:
фрагментарное и малоэффективное воздействие государства посредством авральных мер;
незначительные подъемы, сменяющиеся глубокими спадами, с общей тенденцией ухудшения положения рыбохозяйственного комплекса;
низкая эффективность стратегических инвестиций и их прекращение в среднесрочном периоде;
постепенная "дегенерация" основных фондов добычи, рыбопереработки, судоремонта;
растущее количество банкротств рыбохозяйственных организаций; неспособность противостоять внешним угрозам, в том числе росту цен на ГСМ;
затухание процессов развития.
Неустойчивый сценарий развития допускает возможность временного улучшения результатов рыбохозяйственного комплекса, но лишь в краткосрочных интервалах времени 1 - 2 года. В среднесрочных интервалах времени (3 - 5 лет) эффективность будет снижаться (на 30 - 50%). В стратегическом интервале (5 - 15 лет) при этом сценарии развития комплекса потеряет эффективность.
Таким образом, данный сценарий по результатам не отличается от первого, с той лишь разницей, что период "разрушения" комплекса как структурообразующего элемента экономики Камчатского края будет несколько дольше, чем по "инерционному" сценарию;
"инновационно-кластерный" сценарий предполагает развитие рыбохозяйственного комплекса при целенаправленном воздействии федеральных и региональных органов власти на преобразование его модели, структуры, активном использовании преимуществ внешней среды и внутренних резервов развития, создание инвестиционно-привлекательной среды, формирование новых рыночных условий.
Отличительные черты сценария:
активное влияние государства в лице федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления на радикальное преобразование существующего административно-рыночного хозяйственного механизма в новую рыночную модель на основе создания и реализации новой стратегии развития рыбохозяйственного комплекса и его инфраструктуры, изменения налоговой и хозяйственной сред, создание нового высококонкурентоспособного кластера, который будет основным звеном подъема экономики всего Камчатского края;
диверсификация морского потенциала; расширение сырьевой базы, ассортимента выпускаемой продукции и услуг; рационализация и интенсификация эксплуатации пространств и ресурсов Мирового океана;
переход к комплексному устойчивому развитию морепользования в рамках кластеризации морехозяйственного блока и внедрения кластерной политики на региональном уровне;
вложение инвестиций в обновление флота и рыбоперерабатывающей инфраструктуры, реконструкцию портовой инфраструктуры и логистической системы, диверсификацию, изменение структуры комплекса;
обеспечение социальной ориентированности морепользования;
изменение системы подготовки кадров для отрасли как основы морехозяйственного комплекса.
Реализация программных мероприятий направлена на создание условий для реализации в рыбохозяйственном комплексе "инновационно-кластерного" сценария, нацеленного на повышение объемов производства и его эффективности, которые в результате позволят обеспечить рост самодостаточности Камчатского края, увеличение реального уровня доходов населения.
Обоснование необходимости и целесообразности решения проблемы в приоритетном порядке в настоящее время на программной основе.
Для выживания в условиях острой конкуренции необходим быстрый переход рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на новую модель развития, которая предполагает реализацию на региональном уровне комплекса программных мероприятий.
Цели и задачи программы полностью соответствуют курсу Правительства Российской Федерации в части развития рыбохозяйственного комплекса страны, поддержки обновления добывающего флота, модернизации и строительства современных береговых перерабатывающих заводов, реконструкции береговой инфраструктуры, обеспечения населения доступной качественной рыбопродукцией, повышения занятости населения прибрежных регионов и увеличения налоговых поступлений федерального и региональных бюджетов.
Необходимость решения проблем, препятствующих развитию рыбохозяйственного комплекса, посредством программно-целевого метода определена на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса в октябре 2011 года. Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубковым прибрежным субъектам Российской Федерации было рекомендовано разработать региональные программы развития береговой переработки водных биоресурсов.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 27.07.2010 N 332-П, Стратегией развития рыбопромышленного комплекса Камчатского края до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Камчатского края от 16.02.2011 N 72-РП, рыбная отрасль является одной из приоритетных в социально-экономическом развитии Камчатского края.
Решение проблем, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, не просто согласуется со стратегическими целями и приоритетными задачами социально-экономического развития Камчатского края, но и является тем вопросом, без решения которого социально-экономическое развитие региона будет недостаточно эффективным.
Программный подход к решению проблем, препятствующих развитию рыбохозяйственного комплекса, учитывая положительный опыт реализации программных мероприятий в 2010 - 2012 годах, позволит обеспечить реализацию стратегии развития региона и будет способствовать социально-экономическому развитию и повышению уровня жизни населения прибрежных населенных пунктов, увеличению собираемости налогов в региональный и местные бюджеты, обеспечению занятости населения Камчатского края.
2. Цель, задачи и мероприятия Программы, сроки и этапы ее реализации, ресурсное обеспечение
2.1. Целью Программы является создание условий для устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края.
2.2. Задачи Программы:
1) развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса;
2) развитие кадрового потенциала рыбохозяйственного комплекса;
3) повышение эффективности государственного управления в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
2.3. Мероприятия Программы представлены в следующих разделах:
Постановлением Правительства Камчатского края от 26 марта 2013 г. N 122-П в пункт 2.3.1 части 2.3 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
2.3.1. Развитие берегового рыбоперерабатывающего комплекса.
В рамках данного направления предполагается реализация мероприятий, направленных на увеличение объемов уловов водных биологических ресурсов, доставляемых на береговые перерабатывающие заводы Камчатского края, а также модернизацию береговых перерабатывающих производств, увеличение объемов производства продукции с глубокой степенью переработки, внедрение инновационных технологий переработки рыбной продукции.
В рамках данного раздела в Программе предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) создание условий для обновления рыбопромыслового флота Камчатского края, предназначенного для осуществления прибрежного рыболовства, а также транспортировки уловов водных биологических ресурсов и продукции из них - путем предоставления рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории Камчатского края, субсидий для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на строительство, приобретение и модернизацию рыбопромысловых судов, предназначенных для осуществления прибрежного рыболовства и (или) транспортировки уловов водных биологических ресурсов и продукции из них, в соответствии с Порядком, установленным приложением N 4 к Программе, а также для возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение рыбопромысловых судов, предназначенных для осуществления прибрежного рыболовства, а также транспортировки уловов водных биологических ресурсов и продукции из них, в соответствии с Порядком, установленным приложением N 5 к Программе.
Реализация данного мероприятия будет осуществляться в течение всего срока реализации Программы с 2013 по 2015 годы;
2) создание условий для строительства и модернизации береговых перерабатывающих производств, увеличения объема, расширения ассортимента, углубления и внедрения инновационных технологий переработки рыбной продукции, а также роста поставок высококачественной рыбной продукции на внутренний рынок Российской Федерации - путем предоставления рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным на территории Камчатского края, субсидий для возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, в соответствии с Порядком, установленным приложением N 4 к Программе, а также для возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического оборудования, в соответствии с Порядком, установленным приложением N 5 к Программе.
Реализация данного мероприятия будет осуществляться в течение всего срока реализации Программы с 2013 по 2015 годы.
2.3.2. Развитие кадрового потенциала рыбохозяйственного комплекса.
Мероприятия данного раздела Программы нацелены на улучшение ситуации в отрасли в части обеспечения ее специалистами и кадрами рабочих профессий, повышение престижа морских специальностей, "совершенствование" количества и качества занятых в рыбохозяйственном комплексе.
В рамках данного раздела в Программе предусматривается реализация следующих мероприятий:
1) организация и проведение конкурса "Лучший по профессии" в рыбной отрасли.
Конкурс проводится в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 05.02.2010 N 58-П "О ежегодном краевом конкурсе на звание "Лучший по профессии" в рыбной отрасли".
Реализация данного мероприятия будет осуществляться в течение всего срока реализации Программы с 2013 по 2015 годы;
2) проведение анализа потребности рыбохозяйственных организаций, зарегистрированных на территории Камчатского края, в специалистах и рабочих кадрах морских профессий.
В рамках реализации данного мероприятия будет проведен ежегодный мониторинг потребности кадров, направленный на выявление потребности в квалифицированных кадрах трудоспособного возраста для работы в рыбной отрасли Камчатского края на перспективу.
Реализацию данного мероприятия осуществляет Агентство по занятости населения Камчатского края совместно с Министерством рыбного хозяйства Камчатского края и рыбохозяйственными организациями, зарегистрированными на территории Камчатского края (по согласованию).
Агентство по занятости населения Камчатского края, Министерство рыбного хозяйства Камчатского края оказывают методическую, консультационную и правовую помощь в реализации настоящего мероприятия как рыбохозяйственным организациям, зарегистрированным на территории Камчатского края, так и образовательным учреждениям в Камчатском крае, готовящим специалистов для нужд рыбохозяйственного комплекса.
Реализация данного мероприятия не предполагает выделения средств из краевого бюджета.
Реализация мероприятия будет осуществляться в течение всего срока реализации Программы с 2013 по 2015 годы.
Постановлением Правительства Камчатского края от 26 марта 2013 г. N 122-П в пункт 2.3.3 части 2.3 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
2.3.3. Повышение эффективности государственного управления рыбохозяйственным комплексом Камчатского края.
Мероприятие раздела нацелено на повышение качества и достижение своевременности принимаемых исполнительными органами государственной власти Камчатского края управленческих решений в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
В рамках данного раздела будет реализован последний этап создания в Министерстве рыбного хозяйства Камчатского края информационно-аналитической базы рыбохозяйственного комплекса Камчатского края - разработка и внедрение систем и подсистем базы в соответствии с документацией и прототипом, разработанными в ходе выполнения первого этапа.
Абзац четвертый утратил силу.
См. текст абзаца четвертого пункта 2.3.3 части 2.3
Реализация мероприятия будет осуществляться в 2013 году.
2.4. Реализация Программы рассчитана на среднесрочную перспективу - в течение 2013 - 2015 годов.
2.5. Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств краевого бюджета, а также внебюджетных источников (по согласованию).
Постановлением Правительства Камчатского края от 26 марта 2013 г. N 122-П часть 2.6 раздела 2 настоящего приложения изложена в новой редакции, вступающей в силу через 10 дней после дня официального опубликования названного постановления
2.6. Общий объем финансирования Программы составляет 2 264 484 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
1) краевого бюджета - 160 952 тыс. рублей, из них:
а) 2013 год - 40 763 тыс. рублей;
б) 2014 год - 48 594 тыс. рублей;
в) 2015 год - 71 595 тыс. рублей;
2) внебюджетных источников (по согласованию) - 2 103 532 тыс. рублей, из них:
а) 2013 год - 1 369 638 тыс. рублей;
б) 2014 год - 548 331 тыс. рублей;
в) 2015 год - 185 563 тыс. рублей.
2.7. Объемы финансирования программных мероприятий в разрезе по источникам финансирования и главным распорядителям (распорядителям) средств Программы приведены в приложении N 1 к Программе.
Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета ежегодно подлежат уточнению в соответствии с законом Камчатского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
2.8. Группировка объемов финансирования программных мероприятий по источникам финансирования и главным распорядителям (распорядителям) средств Программы приведена в приложении N 2 к Программе.
3. Субсидии местным бюджетам
Субсидии местным бюджетам в рамках Программы не предоставляются.
4. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы и критерии оценки эффективности ее реализации
4.1. Основным итогом осуществления программных мероприятий должно стать создание условий для устойчивого развития самого рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, который, по-прежнему, наряду с другими отраслями, будет составлять основу экономики Камчатского края.
4.2. Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить рациональность и повысить эффективность использования водных биологических ресурсов за счет увеличения объемов уловов, доставляемых на территорию Камчатского края в свежем и охлажденном виде, более глубокой переработки осваиваемых ресурсов, прежде всего, на современных береговых рыбоперерабатывающих заводах.
4.3. Реализация мероприятий по развитию берегового рыбоперерабатывающего комплекса создаст условия для сохранения его доли в общем объеме промышленного производства в Камчатском крае на уровне 55%. Объем производства рыбной продукции увеличится и составит более 730 тыс. тонн. Выпуск продукции глубокой степени переработки (без учета производства филе рыбного и рыбной муки) составит не менее 8 тыс. тонн.
4.4. Увеличение глубины переработки водных биологических ресурсов, прежде всего, на береговых предприятиях, позволит повысить долю отечественной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью на внутреннем и внешнем рынках, что проявится в росте эффективности внешней торговли. Доля экспорта рыбной продукции низкой степени переработки составит не более 84% от общего объема экспортируемой продукции. Кроме того, это позволит удовлетворить растущий внутренний спрос на рыбную продукцию и одновременно увеличить долю отечественной продукции в общем объеме производства; среднедушевое потребление рыбной продукции в год по Камчатскому краю сохранится на уровне 34 кг.
4.5. Развитие берегового комплекса позволит увеличить поступление налогов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Камчатского края, объем которых к 2015 году составит около 2,4 млрд. рублей.
4.6. Реализация мероприятий по развитию кадрового потенциала рыбохозяйственного комплекса позволит сохранить и даже увеличить количество занятых в организациях отрасли.
4.7. Количественным показателем повышения эффективности государственного управления рыбохозяйственным комплексом будет налоговая отдача рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Камчатского края, в консолидированный бюджет, которая к 2015 году составит около 2,7 рублей с килограмма выловленных водных биологических ресурсов.
4.8. Реализация мероприятий Программы по развитию флота, прибрежного рыболовства и береговой переработки будет иметь эффект в сопряженных отраслях экономики Камчатского края (тарное производство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, торговля) и будет способствовать решению задачи повышения темпов социально-экономического развития Камчатского края.
4.9. Показатели (критерии) оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении N 3 к настоящей Программе.
5. Система организации выполнения Программы и контроля за выполнением программных мероприятий
5.1. Общее руководство и контроль за исполнением, а также текущее управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы - Министерство рыбного хозяйства Камчатского края.
5.2. Министерство рыбного хозяйства Камчатского края принимает меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы, обеспечивает своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий. В установленном порядке предоставляет бюджетные заявки на финансовый год, утоняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Информация о ходе и результатах выполнения мероприятий Программы по решению Губернатора Камчатского края рассматривается на заседании Правительства Камчатского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.