Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к долгосрочной областной целевой программе
"Жилище в Камчатской области" на 2007-2010 годы
Подпрограмма
"Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, в целях жилищного строительства", входящей в состав долгосрочной областной целевой программы "Жилище в Камчатской области" на 2007-2010 годы
1. Технико-экономическое обоснование Подпрограммы
Принятыми в 2005 году Градостроительным кодексом Российской Федерации, федеральными законами "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ и "О концессионных соглашениях" от 21.07.2005 г. сформирована законодательная база для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установлено распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками.
Созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного с подготовкой земельных участков для строительства, в том числе и жилищного.
Однако реализация принципов, заложенных в федеральных законах, требует создания дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
В рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" (далее - Подпрограмма) предполагается обеспечить в приоритетном порядке коммунальной инфраструктурой земельные участки, предназначенные под жилищное строительство.
Существующая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства основана на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за присоединение к системам коммунальной инфраструктуры или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных на основе непрозрачных и изменяющихся принципов. Такая практика создает неравные конкурентные условия для застройщиков и приводит к невозможности освоения новых перспективных площадок для жилищного строительства.
В городах и поселениях Камчатской области отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития коммунальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства Камчатской области требует для их решения программно-целевого подхода, что позволит не только обеспечить существенное увеличение объемов жилищного строительства, но и создать необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем.
2. Цели и задачи Подпрограммы, сроки и этапы её реализации
Основной целью Подпрограммы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения.
Для достижения основной цели необходимо решить следующие задачи:
- подготовить и реализовать инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой в городах и поселениях Камчатской области, что приведет к значительному увеличению объемов жилищного строительства;
- стимулировать органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, активно проводящие государственную политику по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечивающие комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры;
- создать эффективные и устойчивые организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.
Выполнение Подпрограммы будет осуществляться в два этапа.
На 1 этапе в 2008 году планируется существенно повысить объем инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, путем осуществления мер государственной поддержки, что позволит обеспечить:
- существенный рост жилищного строительства, начиная с 2008 года;
- подготовку земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства в 2009 - 2010 годах;
- создание нового банковского кредитного инструмента, позволяющего предоставлять кредиты на развитие коммунальной инфраструктуры органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, застройщикам и организациям коммунального комплекса.
В этот период государственная поддержка будет оказана проектам по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которые будут осуществляться, как органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, так и юридическими лицами.
На 2 стадии реализации Подпрограммы (2009 - 2010 годы) развитие коммунальной инфраструктуры в части ранее принятых обязательств по содействию в реализации проектов, начатых на 1 стадии выполнения Подпрограммы, будет обеспечиваться за счет средств федерального бюджета и бюджета Камчатской области и местных бюджетов.
Условиями досрочного прекращения реализации Подпрограммы могут быть досрочное достижение целей и выполнение задач подпрограммы, изменение направлений государственной жилищной политики.
3. Мероприятия по реализации Подпрограммы и её ресурсное обеспечение
Осуществление программных мероприятий будет направлено на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих рост объемов жилищного строительства, и создать условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
В рамках Подпрограммы намечено реализовать меры по предоставлению государственных гарантий Российской Федерации, Камчатской области и муниципальных образований по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, субсидий бюджетам муниципальных образований в Камчатской области на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, а также по возмещению части стоимости инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой при малоэтажном жилищном строительстве для граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., при условии выполнения органами местного самоуправления, претендующими на участие в Подпрограмме, мероприятий, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры.
Соответствующие кредиты должны предоставляться на срок не более 3 лет при условии окончания кредитного периода до момента окончания реализации Подпрограммы.
При этом возможны различные сочетания мер поддержки инвестиционных проектов на областном, местном и федеральном уровнях. Например, Российская Федерация, администрация Камчатской области и органы местного самоуправления могут предоставлять гарантии и возмещать часть затрат на уплату процентов как по одним и тем же, так и по разным кредитам.
Размер предоставляемых государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым Камчатской областью, муниципальными образованиями в Камчатской области и юридическими лицами для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, в том числе при малоэтажном жилищном строительстве, составит до 50 процентов суммы основного долга. Срок государственной гарантии Российской Федерации определяется сроком исполнения обязательства, обеспечиваемого этой гарантией. В качестве дополнительного обеспечения оставшейся части обязательств перед кредитором заемщиками могут быть использованы любые иные формы обеспечения.
Вопросы предоставления дополнительного обеспечения части кредита, не обеспеченной государственными или муниципальными гарантиями, решаются банком-кредитором и заемщиком на основании договора.
Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам за счет субсидий из федерального бюджета, предполагается производить на весь срок кредита по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой:
- при малоэтажном жилищном строительстве - из расчета полного возмещения затрат,
- при многоэтажном жилищном строительстве - в размере до 50 процентов.
Государственные гарантии областного бюджета Камчатской области по кредитам, предоставляемым в 2008 - 2010 годах, а также средства областного бюджета Камчатской области на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам будут предусматриваться в необходимом объеме на весь срок кредита, соответствующего условиям Подпрограммы.
Организационные мероприятия в рамках Подпрограммы будут направлены на:
- создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, развития конкуренции и расширения доступа застройщиков к кредитным ресурсам, реализацию мер в области градостроительного и антимонопольного контроля;
- внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;
- содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции и обновления существующих кварталов застройки.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Общий объем финансирования подпрограммы в 2008 - 2010 годах составит 130,843 млн. рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета - 77.613 млн. рублей;
- средства областного бюджета - 26,615 млн. рублей;
- средства местных бюджетов - 26,615 млн. рублей.
Объемы финансирования Подпрограммы в 2008 - 2010 годах приведены в приложении N 1 к Подпрограмме "Основные мероприятия по реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" (субсидии).
Планируемый общий объем представляемых государственных и муниципальных гарантий по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и модернизацию коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, в 2008 - 2010 годах составит 1123,249 млн. рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета - 561,5990 млн. рублей;
- средства областного бюджета - 280,825 млн. рублей;
- средства местных бюджетов - 280,825 млн. рублей.
Объемы представляемых государственных и муниципальных гарантий в 2008 - 2010 годах приведены в приложении N 2 к Подпрограмме "Основные мероприятия по реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" (гарантии).
Государственные гарантии областного бюджета Камчатской области по заимствованиям Камчатской области представляются в рамках государственных внутренних заимствований Камчатской области на соответствующий год.
Конкретные объемы средств областного бюджета Камчатской области, направляемых на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований в Камчатской области на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и объемы государственных гарантий Камчаткой области будут зависеть от сроков кредитования, уровня рыночных процентных ставок по кредитам и других факторов.
При обосновании размера расходов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам учитывались следующие прогнозные показатели рыночной процентной ставки по этим кредитам: в 2008 году - 11 процентов и в 2009 - 2010 годах - 10 процентов.
При распределении средств государственной (муниципальной) поддержки по годам учитывалась необходимость оказания максимально возможной поддержки для увеличения ввода жилья до тех пор, пока не получат развитие механизмы привлечения средств частных инвесторов и кредиторов для обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. После 2010 года не планируется оказывать региональную поддержку по новым кредитам, и средства частных инвесторов и кредиторов на эти цели будут привлекаться на рыночных условиях.
Механизмы финансирования развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства должны обеспечивать привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов и предусматривать меры по повышению привлекательности их кредитования. В рамках Подпрограммы предусматриваются меры государственных и муниципальных поддержек в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, а также предоставление государственных и муниципальных гарантий.
Организационные механизмы выполнения Подпрограммы должны обеспечить четкое разграничение ответственности между всеми возможными участниками процесса обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой и ориентироваться на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски и удешевить стоимость кредитования.
Возможно делегирование органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры частным операторам объектов коммунальной инфраструктуры. Предполагается также развитие специальной рыночной деятельности, связанной с обустройством территорий, предназначенных для жилищного строительства, коммунальной инфраструктурой.
В зависимости от конкретной ситуации, реализация инвестиционных проектов будет осуществляться органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области или юридическими лицами.
Соответственно заемщиками при реализации инвестиционных проектов могут выступать органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области или юридические лица.
Возврат средств может быть обеспечен за счет различных источников - продажи земельных участков (переуступки прав аренды земельных участков), установления прозрачного и регулируемого муниципалитетами тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также продажи жилья, построенного на этих земельных участках в последующие периоды.
Отбор муниципальных образований для участия в Подпрограмме будет производиться ежегодно Комитетом по строительству и архитектуре администрации Камчатской области (далее - государственный заказчик) с учетом выполнения ими (принятия обязательств по выполнению) условий участия в Подпрограмме, установленных для муниципальных образований, на территории которых будут реализовываться предлагаемые инвестиционные проекты.
Государственным заказчиком осуществляется отбор муниципальных образований, на территории которых будут реализовываться инвестиционные проекты, при этом выдвигаются условия, связанные с реализацией мер, направленных на демонополизацию и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства, а также на комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры. Поэтому будет учитываться выполнение требований по разработке и принятию на муниципальном уровне необходимых нормативных документов, а также по реализации следующих основных мероприятий:
- принятие правил землепользования и застройки;
- подготовка проектов планировки городских территорий, предназначенных для жилищного строительства;
- принятие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
- введение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
Органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, на территории которых будут реализовываться инвестиционные проекты, необходимо:
- предусмотреть в бюджетах на очередной финансовый год средства на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, в целях жилищного строительства и предоставить муниципальные гарантии по заимствованиям на эти цели с обязательствами по вводу жилья с использованием указанных мер поддержки;
- дать краткое описание планируемых к реализации проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой с указанием основных параметров проектов, в том числе примерного общего бюджета, размеров требуемой поддержки за счет средств областного бюджета, объема и сроков ввода жилья на соответствующих площадках;
- сведения о потенциальных заемщиках кредитных средств, предусмотренных на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
- подтвержденные намерения банков принимать участие в кредитовании проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства после анализа бизнес-планов этих проектов с указанием примерных объемов и условий кредитования.
Условия, которым должны соответствовать муниципальные образования в Камчатской области, на территории которых будут реализовываться инвестиционные проекты, варьируются по годам реализации Подпрограммы.
В 2008 году указанными условиями являются:
- наличие утвержденного пакета документации для проведения аукциона по предоставлению прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
- наличие решения соответствующего органа местного самоуправления муниципального образования в Камчатской области об утверждении плана подготовки правил землепользования и застройки и принятие обязательства утвердить правила не позднее 30 июня 2008 г. (при отсутствии правил на день подачи заявки);
- наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
- установление органом местного самоуправления муниципального образования в Камчатской области платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
В 2009 году указанными условиями являются:
- наличие утвержденного протокола комиссии о состоявшемся аукционе и предоставлении победителю аукциона прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
- наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки;
- наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
- установление органом местного самоуправления муниципального образования в Камчатской области платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
В 2010 году указанными условиями являются:
- наличие утвержденного протокола комиссии о состоявшемся аукционе и предоставлении победителю аукциона прав на земельный участок (в границах квартала, микрорайона) для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
- наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки;
- наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
- установление органом местного самоуправления муниципального образования в Камчатской области платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
Банки - российские кредитные организации, предоставляющие кредиты на реализацию инвестиционных проектов в рамках Подпрограммы, - должны соответствовать следующим требованиям:
- период деятельности банка - не менее 3 лет;
- отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;
- выполнение обязательных нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации;
- отсутствие убытков за последний отчетный год;
- размер собственного капитала - не менее 1 млрд. рублей;
- уставный капитал - не менее 500 млн. рублей.
Участниками Подпрограммы на текущий финансовый год становятся муниципальные образования в Камчатской области, имеющие максимальные значения показателя, характеризующего отношение прогнозируемого объема ввода жилья с использованием поддержки за счет средств бюджета Камчатской области к размеру средств поддержки.
Число муниципальных образований в Камчатской области - участников Подпрограммы, определяется с учетом объемов выделенных на текущий год средств областного бюджета Камчатской области, предусмотренных размеров государственных гарантий областного бюджета Камчатской области и принятых в предыдущие годы обязательств по размерам государственной поддержки на реализацию инвестиционных проектов, а также размеров заявленной финансовой поддержки за счет средств бюджетов муниципальных образований в Камчатской области.
Средства областного бюджета Камчатской области направляются на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой после заключения государственным заказчиком соглашения с муниципальным образованием в Камчатской области, отобранным для участия в Подпрограмме.
Отбор инвестиционных проектов и заемщиков, по обязательствам которых предоставляются государственные гарантии областного бюджета Камчатской области, проводится государственным заказчиком по согласованию с департаментом финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области.
Участники Подпрограммы представляет государственному заказчику - координатору Подпрограммы в установленный им срок и по установленной форме отчеты о ходе выполнения мероприятий Подпрограммы, включая отчет об использовании бюджетных средств.
Государственный заказчик Подпрограммы осуществляет:
- общее руководство и управление реализацией Подпрограммы;
- отбор, участвующих в реализации подпрограммы, и инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
- координацию и контроль за деятельностью органов местного самоуправления и организаций, связанной с выполнением ими мероприятий Подпрограммы.
4. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы позволит не только сохранить, но и создать новые рабочие места, а так же радикально снизить социальный, экономический и экологический риски, а также затраты на антисейсмическую защиту населения.
Успешная реализация Подпрограммы позволит обеспечить к 2010 году:
- развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье;
- формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития коммунальной инфраструктуры;
- увеличение частных инвестиций в жилищное строительство.
Общий объем ввода жилья в Камчатской области за 2007 - 2012 годы составит не менее 238,483 тыс. кв. м общей площади, в том числе:
- в 2008 году - 23,260 тыс. кв. м.
- в 2009 году - 29,380 тыс. кв. м. (из них 3,5 тыс. кв. м - в Быстринском муниципальном районе);
- в 2010 году - 34,68 тыс. кв.м.;
- в 2011 году - 50,82 тыс. кв. м. (из них 4,86 тыс. кв. м - в Быстринском муниципальном районе);
- в 2012 году - 54,228 тыс. кв. м. (из них 5,36 тыс. кв. м - в Быстринском муниципальном районе);
- в 2013 году - 25,70 тыс. кв. м. (из них 3,7 тыс. кв. м. - в Быстринском муниципальном районе).
Общий объем ввода жилья в результате реализации Подпрограммы за 2008 -2013 годы приведен в приложении N 3 к Подпрограмме "Общий объём ввода жилья в результате реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства".
5. Система организации выполнения подпрограммы и контроль за исполнением программных мероприятий
Общее руководство и контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет государственный заказчик.
Государственный заказчик Подпрограммы несет ответственность за своевременное и целевое использование бюджетных средств, выделенных на выполнение программных мероприятий.
Ежегодно, в установленном порядке, предоставляет бюджетные заявки на очередной финансовый год в Росстрой и Комитет по экономике администрации Камчатской области. Уточняет, с учетом выделяемых на реализацию Подпрограммы финансовых средств, целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации подпрограммы, состав исполнителей, обеспечивает подготовку и предоставление отчетов о выполнении Подпрограммы в соответствии с распоряжением Губернатора Камчатской области от 12.07.2006 г. N 1080-Р.
Специальный контроль в сфере строительства осуществляется соответствующими государственными органами надзора и лицензирования.
Ход и результаты выполнения мероприятий Подпрограммы по решению губернатора Камчатской области могут рассматриваться на коллегии администрации Камчатской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.