Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 13 февраля 2007 г. N 56
Долгосрочная областная целевая программа
"Жилище в Камчатской области" на 2007-2010 годы
9 апреля 2008 г.
г. Петропавловск-Камчатский
2007 год
Настоящая Программа утверждена постановлением Совета народных депутатов Камчатской области от 25 апреля 2007 г. N 2328
Постановлением Губернатора Камчатского края от 9 апреля 2008 г. N 113 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы "Жилище в Камчатской области" на 2007-2010 годы
Наименование Программы |
- долгосрочная областная целевая программа "Жилище в Камчатской области" на 2007-2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- распоряжение Губернатора Камчатской области от 15.11.2005 г. N 1683-р |
Государственный заказчик-координатор Программы |
- комитет по строительству и архитектуре администрации Камчатской области |
Государственные заказчики Программы |
- комитет по строительству и архитектуре администрации Камчатской области, комитет по топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Камчатской области, управление по делам молодежи администрации Камчатской области |
Основные разработчики Программы |
- комитет по строительству и архитектуре администрации Камчатской области; - комитет по топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Камчатской области; - управление по делам молодежи администрации Камчатской области |
Исполнители Программы |
- комитет по строительству и архитектуре администрации Камчатской области; - комитет по топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Камчатской области; - управление по делам молодежи администрации Камчатской области; |
Перечень подпрограмм |
- подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" - государственный заказчик - комитет по строительству и архитектуре администрации Камчатской области; - подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры по Камчатской области на 2007 - 2010 годы" - государственный заказчик - комитет по топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Камчатской области; - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Камчатской области" - государственный заказчик - управление по делам молодёжи администрации Камчатской области; - подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" - государственный заказчик - комитет по строительству и архитектуре администрации Камчатской области. |
Цель Программы |
- комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающему доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, повышение качества жилищно-коммунальных услуг. |
Задачи Программы |
- создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья; - создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства в Камчатской области; демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства; - создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 2007-2010 годы: первый этап - 2007 год; второй этап - 2008-2010 годы - подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" - 2008 -2010 годы, - I этап - 2008 год; - II этап - 2009-2010 годы. - подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры по Камчатской области на 2007 - 2010 г.г" - I этап - 2007 год; - II этап -2008-2010 годы. - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Камчатской области" - 2007 -2010 годы. - подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" - 2007-2010 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы |
- общий объём финансирования Программы в 2007-2010 годах составит 4537,963 млн. руб., в том числе: - федеральный бюджет - 1171,137 млн. руб. - областной бюджет - 523,295 млн. руб. - краевой бюджет - 51,190 млн. руб. - местные бюджеты (по согласованию) - 572,251 млн. руб. - внебюджетные источники - 2220,090 млн. руб. из них: - средства частных инвесторов, кредиторов, собственные средства предприятий - 1890,950 млн. руб. - средства молодых семей - 329,140 млн. руб. |
Перечень основных организационных мероприятий Программы |
- перечень основных организационных мероприятий по реализации долгосрочной областной целевой программы "Жилище в Камчатской области" на 2007-2010 годы приведен в приложении N 2 |
Прогноз ожидаемых конечных результатов реализации Программы |
- реализация Программы должна обеспечить достижение в 2010 году следующих показателей (по сравнению с 2004 годом): - улучшение жилищных условий населения в Камчатской области (рост жилищной обеспеченности с 21,3 кв.м. на человека до 22,3 кв.м.); - повышение доступности приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 3 года (до 2,6 года - в 2010 году); - увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего средним социальным стандартам, с помощью собственных и заемных средств - с 22 до 28 процентов; - увеличение объемов жилищного строительства с 13,0 тыс. кв. м жилья до 36 тыс. кв. м.; - увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов (займов) гражданам с 20 млн. руб. в 2005 году до 110 млн. руб. (в текущих ценах) в 2010 году; - снижение среднего времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий в форме получения социального жилья с 18 лет до 14 лет; - содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в период 2007 - 2010 г.г. более 308 молодым семьям; - обеспечение жильем в период 2007 - 2010 годы за счет средств федерального бюджета 257 семей граждан, по которым имеются обязательства, установленные федеральным законодательством; - повышение уровня адресности поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг; - повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 61,4 до 50 процентов); |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- координацию хода реализации Программы осуществляет Межведомственная комиссия по реализации приоритетных национальных проектов в Камчатской области. Контроль за реализацией Программы осуществляет комитет по строительству и архитектуре администрации Камчатской области - государственный заказчик - координатор Программы. |
1. Технико-экономическое обоснование Программы
В период реализации Государственной целевой программы "Жилище" (1993-2001 гг.) и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы их реализации.
За период реализации указанных программных документов была, в основном, сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности и сделками в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году с принятием пакета федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья.
Приняты законы Камчатской области от 30.08.2005 г. N 391 "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", от 16.11.2005 г. N 404 "Об установлении иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Камчатской области и о порядке предоставления указанным категориям граждан жилых помещений жилищного фонда Камчатской области".
Проведенные в 1991-2005 г.г. реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда в Камчатской области по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда на 01.01.2006 года составила 60 процентов, а доля государственного и муниципального жилищного фонда - 5,6 и 34,4 процентов соответственно.
Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве: основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. В 2005 году доля жилья, введенного за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований в Камчатской области, в общем объеме жилищного строительства составила 40 процентов, индивидуальных застройщиков - 60 процентов. Начиная с 2000 года, происходит увеличение объемов ввода жилья (с 7,5 тыс.кв.м. до 13 тыс.кв.м).
За период реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и ее Подпрограмм в Камчатской области за счет средств федерального бюджета в соответствии с подпрограммой "Государственные жилищные сертификаты" были обеспечены жильем 191 семья граждан, проживающая в Камчатской области, относящихся к отдельным категориям, перед которыми имеются обязательства федерального бюджета по обеспечению жильем.
Только в 2005 году 626 семей получили жилье и смогли улучшить свои жилищные условия, в том числе 41 молодая семья, 19 многодетных семей, 1 участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 23 гражданина, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, 22 участника Великой Отечественной войны.
Принятые меры позволили начать ипотечное жилищное кредитование населения в Камчатской области. Начиная с 2005 года финансово-кредитными организациями области выдано 27 ипотечных кредитов. Общий объем денежных средств по выданным ипотечным кредитам (займам) составил 13,5 млн. руб.
В целях развития ипотечного жилищного кредитования и привлечения в сферу ипотечного кредитования внебюджетных финансовых средств для предоставления населению долгосрочных кредитов на улучшение жилищных условий, обеспеченных государственными гарантиями, заключено "Соглашение о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования" между администрацией Камчатской области, государственным унитарным предприятием "Камчатская дирекция по строительству" - региональным оператором по ипотечному жилищному кредитованию и открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" от 20.09.2003 г. N 49. В 2006 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 г. N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", на основании решения, принятого на совещании у Губернатора Камчатской области, по вопросу развития системы ипотечного жилищного кредитования в Камчатской области издано распоряжение Губернатора Камчатской области от 06.03.2006 г. N 312-Р об образовании рабочей группы по разработке основных мер и путей становления системы ипотечного жилищного кредитования, способствующих развитию рынка доступного жилья в Камчатской области в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
В 2005 году строительство жилых домов и приобретение жилых помещений в Камчатской области с участием бюджетных средств осуществлялось по следующим федеральным целевым программам (подпрограммам) и долгосрочным областным целевым программам:
- подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 г. N 33; областная государственная целевая программа "Переселение граждан, проживающих в Камчатской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002-2010 годах", принятая постановлением Губернатора Камчатской области 29.12.2001 г. N 428;
- федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.2001 г. N 564; долгосрочная областная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Камчатской области до 2011 года", утвержденная постановлением Совета народных депутатов Камчатской области от 16.05.2003 г. N 500;
- федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года", утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 г. N 858, областная инвестиционная программа "Социальное развитие села в Камчатской области до 2010 года", принятая постановлением Губернатора Камчатской области от 19.12.2003 г. N 501;
- долгосрочная областная целевая программа "Молодежь Камчатки (2005-2006 годы)", утвержденная постановлением Совета народных депутатов Камчатской области от 06.10.2004 г. N 1391.
Общий объем финансирования по указанным программам в 2005 году за счет средств федерального бюджета составил 19,5 млн. рублей, за счет областного бюджета - 44,6 млн. рублей. На 2006 год на реализацию этих программ предусмотрено финансирование из федерального бюджета 12,78 млн. рублей, из областного бюджета - 71,45 млн. рублей.
Вместе с тем, наряду с указанными положительными результатами преобразований, пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания в Камчатской области.
На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец 2005 года, в органах местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, состоит 7421 семья, в том числе:
- по месту проживания семей
- в коммунальных квартирах |
- 865 |
- в общежитиях |
- 1251 |
- в ветхом и аварийном жилом фонде |
- 770 |
- по срокам проживания семей
- состоят на учёте 10 и более лет |
- 2107 |
Только для обеспечения этих категорий граждан "эконом" жильем (по федеральным нормативам обеспеченности семьи из 1 человека - 33 кв.м.; семьи из 2-х человек - 42 кв.м.; семьи из 3-х человек и более из расчета 18 кв.м. на человека) потребуется построить около 400 тыс.кв.м. в жилых домах.
Кроме этого, в очереди на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, состоит 6 395 семей.
В Камчатской области на конец 2005 года насчитывается 1570 единиц ветхих и аварийных зданий, в том числе 18 - аварийных. Площадь квартир в ветхом и аварийном жилом фонде составляет 218,5 тыс.кв. метров.
Общая площадь жилых помещений в ветхом и аварийном жилом фонде по районам Камчатской области на конец 2005 года составляет:
Административно-территориальные единицы |
Общая площадь жилых помещений в ветхом и аварийном жилом фонде (тыс. кв.м.) |
В процентах к площади всех квартир |
Петропавловск- Камчатский городской округ |
66,7 |
1,6 |
Елизовский муниципальный район |
10,7 |
0,5 |
Мильковский муниципальный район |
2,3 |
0,8 |
Соболевский муниципальный район |
31,8 |
41,0 |
Усть-Большерецкий муниципальный район |
60,1 |
30,6 |
Усть-Камчатский муниципальный район |
13,4 |
3,9 |
Алеутский муниципальный район |
6,2 |
30,7 |
Быстринский муниципальный район |
25,6 |
43,8 |
При темпах строительства жилых помещений, сложившихся в 2005 году (13,0 тыс.кв.м.), на ликвидацию аварийного и ветхого жилого фонда, учтенного на указанную дату, потребуется 20 лет без учета площади жилых зданий, которые придут в негодность за эти годы.
Ухудшение состояния жилищного фонда в Камчатской области усугубляется экстремальными природно-климатическими факторами полуострова: высокой сейсмичностью, значительными снеговыми и ветровыми нагрузками, обилием осадков в сочетании с ураганными ветрами.
Кроме того, большую тревогу вызывает прогноз, данный институтом вулканологии Дальневосточного отделения Российской Академии наук и подтвержденный Российской Академией наук, о грозящем сильном землетрясении. Жители, проживающие в ветхом и аварийном фонде, являются заложниками данной ситуации.
Для замещения существующего ветхого и аварийного жилищного фонда необходимо капитальных вложений в размере 6 360,0 млн. рублей.
Вопрос модернизации жилищно-коммунального хозяйства - один из приоритетных в реформе жилищно-коммунального хозяйства в Камчатской области.
Предоставлением жилищно-коммунальных услуг в Камчатской области занимаются 70 предприятий, в числе которых:
- в государственной собственности -1 предприятие (государственное унитарное предприятие "Камчатсккоммунэнерго", обеспечивающее услуги теплоснабжения в большинстве населенных пунктов области;
- в муниципальной собственности - 66 предприятий;
- иных форм собственности - 3 предприятия.
В сельской местности предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляется многоотраслевыми предприятиями, в городах - специализированными предприятиями по видам жилищно-коммунальных услуг (жилищно-эксплуатационные управления, водоканалы, теплоснабжающие организации, спецавтохозяйства и прочие).
Общая численность работающих на жилищно-коммунальных предприятиях области - 8896 человек.
На балансе предприятий жилищно-коммунального хозяйства Камчатской области находится 613,5 км. магистральных и внутриквартальных тепловых сетей и 211 котельных. Для нужд водоснабжения используются источники водоснабжения суточной производительностью 304,3 тыс. куб. метров. Общая протяженность водопроводных сетей составляет 1105 км. Для приема канализационных стоков имеется 540,0 км. коллекторов. Пропускная способность канализационных очистных сооружений составляет 60,5 тыс. куб.м. в сутки.
Тепловую энергию для жилищно-коммунального хозяйства Камчатской области поставляют 105 муниципальных, 80 государственных и 26 ведомственных котельных, а также ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" общей мощностью 1440 Гкал/час. Выработка теплоэнергии всем потребителям составляет 2753,23 тыс. Гкал.
На 2005 и 2006 годы для Камчатской области федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 м. общей площади жилья в месяц установлен в размере 90,4 руб. Стоимость жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья по экономически обоснованным тарифам, утвержденным органами местного самоуправления в среднем по Камчатской области за 2005 год составила 98,49 руб.
Региональный стандарт уровня оплаты населением по Камчатской области соответствует федеральному стандарту, установленному на 2005-2006 годы и составляет 100 процентов.
Среднесложившийся уровень платежей населения на конец 2005 года составлял 80,3 процентов, по состоянию на 01.02.2006 года -76,4 процентов.
Для Камчатской области актуальна проблема выпадающих доходов. Принятие бюджетов в отрыве от устанавливаемых тарифов ведет к убыточному функционированию предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Недофинансирование отрасли вследствие недовыполнения федеральных стандартов и разницы между предельной стоимостью и стоимостью, рассчитанной по тарифам, в среднем в месяц составляет 147,8 млн. рублей. Из-за недисциплинированности платежей граждан (собираемость платежей граждан за поставленные услуги жилищно-коммунального хозяйства составляет 78 процентов) потери предприятий жилищно-коммунального хозяйства ежемесячно составляют 39,1 млн. рублей.
Постоянное недофинансирование отрасли не дает возможности в полном объеме осуществить модернизацию жилищно-коммунального хозяйства Камчатской области, так как все средства расходуются, в основном, на ремонтные работы и на поддержание существующих технологических процессов.
За период реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и ее подпрограмм:# определились основные проблемы:
- недостаточность предусмотренных федеральных бюджетных ассигнований на выполнение обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Российской Федерации, а также на стимулирование привлечения частных инвестиций для реализации эффективных региональных и местных программ в жилищной и коммунальной сферах;
- недостаточность областных и муниципальных бюджетных ассигнований на выполнение долгосрочных региональных и местных программ в жилищной и коммунальной сферах;
- слабое использование внебюджетных источников финансирования федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том числе средств частных инвесторов, кредиторов и личных средств граждан;
- отсутствие эффективного механизма жилищного кредитования населения в Камчатской области, не удалось организовать деятельность регионального оператора ипотечного кредитования.
В результате в 2002-2005 годы не удалось достичь ощутимого продвижения по пути достижения следующих результатов:
- значительных темпов роста жилищного строительства;
- сокращения времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами - время ожидания практически не изменилось и составляет 19-27 лет;
- снижения уровня износа основных фондов коммунального комплекса, который, по прежнему, сохраняется на уровне около 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению.
Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению собственностью.
2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Цели и задачи долгосрочной областной целевой программы "Жилище в Камчатской области" на 2007-2010 годы (далее - Программа) определяются целями и задачами приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Национальный проект), поскольку Программа является инструментом реализации указанного Национального проекта.
Целью приоритетного Национального проекта является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем в период 2007-2010 годов.
Основными задачами Программы являются:
- создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья;
- создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства в Камчатской области;
- демонополизация и развитие конкуренции на рынке жилищного строительства;
- создание условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания.
Решение данных задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий, предусмотренных Программой, по четырем основным направлениям:
- развитие жилищного строительства;
- совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
- развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;
- оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан по приобретению жилья в Камчатской области в 2007-2010 годах.
Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить:
- формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;
- развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
- развитие кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
- обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
- модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;
- комплексную застройку территорий, реконструкцию и обновление кварталов застройки;
- создание единой системы государственного учета объектов недвижимости.
Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо обеспечить:
- создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и в коммунальном комплексе;
- разработку механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области по вопросам управления многоквартирными домами;
- развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения инвестиций для модернизации и реконструкции многоквартирных домов, проведения их капитального ремонта;
- совершенствование процедур тарифного регулирования в коммунальном комплексе;
- финансовое оздоровление организаций коммунального комплекса;
- создание условий для привлечения средств частных инвесторов в модернизацию и развитие объектов коммунальной инфраструктуры, государственную финансовую поддержку процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе с целью минимизации рисков частных инвесторов;
- развитие приборного учета в сфере поставки коммунальных услуг и оплаты услуг по показаниям приборов учета;
- прекращение дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса и прекращение перекрестного субсидирования различных потребителей коммунальных услуг;
- совершенствование системы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, перевод бюджетных ресурсов на оплату субсидий в распоряжение граждан.
Для развития ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья необходимо:
- обеспечить условия для развития ипотечного жилищного кредитования и других институтов жилищного финансирования населения;
- развивать новые рыночные институты и механизмы, формирующие инфраструктуру ипотечного жилищного кредитования и рынка жилья (страхование ипотечных кредитов, бюро кредитных историй, ипотечные компании и другие);
- оказывать бюджетное содействие повышению уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения;
- совершенствовать систему защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства.
В области предоставления социального жилья и оказания государственной поддержки гражданам отдельных категорий по приобретению жилья необходимо:
- обеспечить эффективное исполнение законов Камчатской области по предоставлению социального жилья гражданам, признанных в установленном порядке малоимущими и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма;
- конкретизировать категории граждан, которым будет оказываться государственная поддержка в приобретении жилья;
- повысить эффективность механизмов, используемых при реализации государственных обязательств.
Мероприятия по реализации Программы (в 2007-2010 годах) будут выполняться в два этапа:
2007 год - первый этап;
2008 - 2010 годы - второй этап.
На первом этапе мероприятия Программы и ее подпрограмм будут сконцентрированы на реализации мер Национального проекта.
В соответствии с указанным Национальным проектом выделены четыре приоритетных направления:
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
- повышение доступности жилья;
- увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
- выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан по обеспечению их жильем.
По каждому приоритету в рамках Национального проекта предусмотрена реализация конкретных мер, на которых должны быть сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия органов государственной власти Камчатской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области. Данные меры в основном будут реализованы в рамках соответствующих подпрограмм Программы.
На втором этапе, по итогам реализации мероприятий Национального проекта в 2007 году, могут быть уточнены основные приоритеты реализации Программы и ее подпрограмм.
Целевые индикаторы реализации Программы представлены в разделе 5 "Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы".
3. Мероприятия по реализации Программы
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и прочих расходов за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
3.1. Развитие жилищного строительства
Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы наиболее важными являются:
- внесение изменений и разработка новых нормативных правовых актов Камчатской области в соответствие с новым Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- совершенствование регулирования деятельности застройщиков по привлечению средств участников долевого строительства жилья;
- законодательное и методическое обеспечение введения местного налога на недвижимость физических лиц;
- подготовка профессиональных кадров в области градостроительного проектирования, деятельности по разработке генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории для формирования земельных участков, предоставляемых на открытых аукционах для жилищного строительства.
Организационные мероприятия будут направлены:
- на создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, реализацию мер градостроительного и антимонопольного регулирования, развитие конкуренции и расширение доступа застройщиков к кредитным ресурсам;
- на обеспечение контроля за деятельностью застройщиков по привлечению средств участников долевого строительства, в том числе многоквартирных домов;
- на внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств в обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой;
- на содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции существующих кварталов застройки.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, будут направлены на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, что позволит помочь в решении од ной из основных проблем, сдерживающих увеличение объёмов жилищного строительства, и обеспечить условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
Финансирование программных мероприятий по данному направлению будет проводиться в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства".
В рамках Подпрограммы будут реализованы меры по предоставлению государственных гарантий за счет средств федерального и областного бюджетов и муниципальных гарантий; субсидированию процентов по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Поскольку кредиты на подготовку земельных участков могут быть обеспечены возвратом средств от продажи земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, или жилья, построенного в последующие периоды, то кредиты должны предоставляться на срок не менее 2-5 лет. В связи с этим предоставляемые гарантии должны быть предусмотрены в необходимом объеме на весь срок кредитования.
Субсидирование процентов по кредитам будет производиться из расчета снижения процента за кредит на 50 процентов на весь кредитный период.
Данная мера областной бюджетной поддержки будет реализована на условиях софинансирования проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которые удовлетворяют требованиям подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства" со стороны местных бюджетов на аналогичных условиях.
Распределение бюджетной поддержки по годам исходит из необходимости обеспечения максимально возможной поддержки ввода жилья в ближайшие годы за счет бюджетных ресурсов, пока еще не получили развития механизмы привлечения средств частных кредиторов и инвесторов в строительство коммунальной инфраструктуры. В дальнейшем доля бюджетных средств в покрытии этого разрыва будет постепенно снижаться за счет привлечения в большем объеме средств частных инвесторов и кредиторов.
3.2. Совершенствование жилищно-коммунального хозяйства
Среди программных мероприятий по совершенствованию законодательства Камчатской области наиболее важными являются:
- формирование нормативной правовой и методической базы для финансирования модернизации и капитальных ремонтов многоквартирных домов;
- формирование нормативной правовой и методической базы для организации регулирования учета потребления и оплаты ресурсов в индивидуальных и многоквартирных домах при наличии коллективных и/или индивидуальных приборов учета;
- формирование нормативной правовой и методической базы для организации эффективного тарифного регулирования организаций коммунального комплекса, их финансового оздоровления;
- формирование нормативной правовой и методической базы для финансирования инвестиционных программ развития коммунальной инфраструктуры, заключения концессионных соглашений в коммунальном секторе.
Организационные мероприятия направлены на реформирование экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций. Основная часть программных мероприятий должна быть реализована на муниципальном уровне при организационном, методическом и техническом содействии на областном уровне.
С целью развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом необходимо обеспечить выбор собственниками помещений способа управления многоквартирным домом, ввести обязательный открытый конкурсный отбор жилищных управляющих организаций для многоквартирных жилых домов, от лица собственников в которых выступает орган местного самоуправления, провести регистрацию государственного и муниципального имущества в жилищной сфере и осуществить переход на договорные отношения в сфере управления жильем и коммунальной инфраструктурой.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета, направлены на преодоление последствий недофинансирования жилищно-коммунального комплекса, а также на финансовое оздоровление предприятий коммунального комплекса и обеспечение государственной финансовой поддержки процессов модернизации объектов коммунального комплекса, направленной на привлечение средств частных инвесторов, что позволит обеспечить коммунальной инфраструктурой вновь построенный и модернизируемый жилищный фонд, повысить качество предоставляемых коммунальных услуг.
Финансирование программных мероприятий по данному направлению будет проводиться в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры по Камчатской области на 2007 - 2010 годы" за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и привлеченных средств.
С целью завершения реформирования системы финансирования жилищно-коммунальных услуг необходимо будет обеспечить:
- прекращение дотирования организаций коммунального комплекса и перекрестного субсидирования различных потребителей коммунальных услуг;
- перевод выплат субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные счета граждан - получателей жилищных субсидий.
Эти меры повысят ответственность жилищных и коммунальных предприятий.
3.3. Развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств федерального и областного бюджетов, будут реализовываться в форме предоставления субсидий молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе на погашение первого взноса при получении ипотечного кредита, с целью повышения доступности жилья и ипотечных кредитов для данных категорий семей и граждан.
Финансирование программных мероприятий по данному направлению будет проводиться в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Камчатской области" и подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 865.
Предоставление молодым семьям субсидий из бюджетов всех уровней на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, будет производиться в размере не менее:
- 35 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (в том числе 10 процентов за счёт средств федерального бюджета и не менее 25 процентов за счёт средств областного или местных бюджетов) - для молодых семей, не имеющих детей;
- 40 процентов средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (в том числе 10 процентов за счёт средств федерального бюджета и не менее 30 процентов за счёт средств областного или местных бюджетов) - для молодых семей, имеющих одного и более ребёнка.
Кроме того, за счёт средств областного или местного бюджетов, дополнительно будет предоставлена молодой семье-участнику подпрограммы субсидия в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребёнка на цели погашения части ипотечного жилищного кредита или займа, либо компенсации затраченных молодой семьёй собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
При этом предполагается, что недостающие средства для приобретения жилья будут привлечены за счёт ипотечных жилищных кредитов или займов, собственных средств получателей субсидий и других источников.
Всего за 2007 - 2010 годы в рамках подпрограммы смогут улучшить жилищные условия 308 молодых семей.
Порядок предоставления за счёт средств федерального бюджета молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 г. N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
В рамках Программы предусмотрено оказание государственной поддержки развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и займов путём увеличения уставного капитала открытого акционерного общества "Камчатское агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - Региональный оператор) с доведением уставного капитала Регионального оператора до 67 млн. рублей.
Предусмотренное мероприятие позволит Региональному оператору заключить договор с открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - Агентство) на куплю-продажу закладных на условиях предоплаты, что позволит направить средства в рамках рефинансирования на первичный рынок жилья, создать условия для ускоренного развития жилищного строительства.
Таким образом, одновременное участие Регионального оператора и Агентства на рынке ипотеки и жилья явится практическим механизмом обеспечения сбалансированности спроса и предложения, обеспечивая при этом рост объёмов жилищного строительства за счёт ипотеки.
Предполагается, что уже в 2007 году объем выдаваемых кредитов составит 100 млн. руб., что в 7,5 раз больше по сравнению с 2005 годом.
3.4. Исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и законодательством Камчатской области, нормативное правовое обеспечение организации предоставления жилых помещений социального использования
Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием законодательства Камчатской области, наиболее важными являются разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений нового Жилищного кодекса Российской Федерации и определение категории граждан, которым будет оказана финансовая поддержка в виде бюджетных субсидий.
Органам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области будет оказано содействие при реорганизации системы предоставления социального жилья в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, конкретизации категории граждан, которым будет оказана финансовая поддержка по улучшению жилищных условий.
Кроме того, поскольку основные полномочия по регулированию и предоставлению социального жилья относятся к функциям администрации Камчатской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, в рамках Программы последним будет оказано методическое содействие по реформированию системы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления социального жилья.
Организационные мероприятия включают инвентаризацию объема финансовой поддержки администрацией Камчатской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области отдельным категориям граждан по обеспечению жильем, совершенствование системы управления государственным и муниципальным жилищным фондом социального использования.
Будут осуществлены передача домов, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных организаций, в которых все жилые помещения находятся в государственной или муниципальной собственности, в казну муниципальных образований в Камчатской области. По каждому дому должны быть определены лица, уполномочиваемые собственниками государственного жилищного фонда Камчатской области и муниципальных образований в Камчатской области на выбор управляющих организаций и заключение договоров управления.
Будет проведена инвентаризация существующего государственного и муниципального жилищного фонда, при необходимости проведено его перепрофилирование, передача неиспользуемого жилищного фонда органам местного самоуправления в Камчатской области, в том числе на возмездной основе; совершенствование механизма управления этим жилищным фондом.
Предполагается создание экономических и организационных условий для использования муниципального и иного жилищного фонда для размещения граждан, обеспечиваемых временным (в том числе, служебным) жильем на время исполнения обязанностей государственной гражданской службы.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Реализация подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" позволит улучшить жилищные условия 257 семей отдельных категорий граждан.
В рамках указанной Подпрограммы в Камчатской области будут обеспечиваться жильем следующие категории граждан:
- граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица;
- граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- граждане - участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий и катастроф и приравненные к ним лица;
- вынужденные переселенцы.
Для граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вынужденных переселенцев размер субсидии за счет средств федерального бюджета будет определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом в установленном порядке, и норматива площади жилого помещения для семьи данного состава. При определении размера субсидии могут применяться повышающие коэффициенты, размер которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Для граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий и катастроф и приравненных к ним лиц, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, размер субсидии за счет средств федерального бюджета будет определяться исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в Камчатской области определяемой уполномоченным федеральном органом в установленном порядке.
Единый порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, включающий порядок ведения учета граждан - участников подпрограммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Программой предусмотрены мероприятия по финансированию за счет средств областного бюджета расходов по предоставлению жилых помещений жилищного фонда Камчатской области по договорам социального найма категориям граждан установленных Законом Камчатской области от 16 ноября 2005 г. N 404 "Об установлении иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда Камчатской области и о порядке предоставления указанным категориям граждан жилых помещений жилищного фонда Камчатской области по договорам социального найма" (далее Закон).
Общий объем средств областного бюджета, направляемых на предоставление жилых помещений жилищного фонда Камчатской области по договорам социального найма категориям граждан установленных Законом - участникам Программы в 2007-2010 годах, составляет 197,934 млн. рублей.
Объемы финансирования за счет средств областного бюджета в 2007-2010 годах приведены в приложении N 1 "Объёмы и источники финансирования долгосрочной областной программы "Жилище в Камчатской области" на 2007 - 2010 годы" и ежегодно будут уточняться исходя из возможностей областного бюджета на соответствующий год.
Постановлением Губернатора Камчатского края от 9 апреля 2008 г. N 113 в пункт 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счёт средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объём финансирования Программы в 2007 - 2010 годах за счёт средств всех источников финансирования составит 4537,963 млн. рублей, в том числе за счёт средств:
- федерального бюджета - 1171,137 млн. рублей
- областного бюджета - 523,295 млн. рублей
- краевого бюджета - 51,190 млн. рублей
- местных бюджетов (по согласованию) - 572,251 млн. рублей
- внебюджетных источников - 2220,090 млн. рублей из них:
- средств частных инвесторов, кредиторов, собственных средств предприятий - 1890,950 млн. руб.
- собственных и заёмных средств молодых семей - 329,140 млн. руб.
Объёмы финансирования за счёт средств федерального бюджета согласовываются государственным заказчиком - комитетом по строительству и архитектуре администрации Камчатской области с Министерством регионального развития Российской Федерации и подлежат ежегодному уточнению.
Объёмы финансирования за счёт средств областного бюджета ежегодно подлежат уточнению и утверждению в установленном порядке законом Камчатской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Для реализации программных мероприятий, по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, могут привлекаться финансовые средства местных бюджетов, а также внебюджетные источники.
5. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе системы целевых индикаторов и индикаторов оценки, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач, проводимых мероприятий.
Мониторинг реализации Программы будет проводиться в Камчатской области ежегодно с представлением информации о достигнутых результатах Государственному заказчику - координатору Программы до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Предоставление информации и расчет индикаторов осуществляют комитет по строительству и архитектуре администрации Камчатской области, комитет по топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Камчатской области; управление по делам молодежи администрации Камчатской области с применением электронной системы индикаторов и методикой расчетов, принятой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Система индикаторов оценки реализации Программы приведена в Приложении N 3 "Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности долгосрочной областной целевой программы "Жилище в Камчатской области" на 2007 - 2010 годы".
Значения целевых индикаторов по стадиям реализации Программы приведены в Приложении N 4 "Значения целевых индикаторов долгосрочной областной целевой программы "Жилище в Камчатской области" на 2007 - 2010 годы".
Успешная реализация Программы к 2010 году позволит обеспечить:
- улучшение жилищных условий населения в Камчатской области;
- доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 2,6 года;
- увеличение объемов предоставления ипотечных жилищных кредитов (займов) до 110 млн. рублей в год;
- возможность приобретения жилья, в том числе с помощью собственных средств и ипотечных кредитов (займов), для 28 процентов семей;
- сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 18 до 14 лет;
- рост объема вновь вводимого жилья до 36 тыс. кв. м. в год;
- адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
- повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 61,4 до 50 процентов);
- создание условий для улучшения демографической ситуации в Камчатской области, снижения социальной напряжённости в обществе, а также устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований в Камчатской области.
6. Система организации выполнения Программы и контроль за исполнением программных мероприятий
Общая координация хода реализации Программы и входящих в ее состав Подпрограмм осуществляется образованной распоряжением Губернатора Камчатской области от 15.11.2005 года N 1685-р Межведомственной комиссией по реализации приоритетных национальных проектов в Камчатской области, входящей в ее состав подгруппой по реализации приоритетных национальных проектов в сфере обеспечения населения жильем.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы - комитетом по строительству и архитектуре администрации Камчатской области, на который возлагаются следующие функции:
- сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
- мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
- взаимодействие со структурными подразделениями администрации Камчатской области, органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, а также юридическими лицами, участвующими в реализации Программы и входящих в ее состав Подпрограмм;
- подготовка предложений и бюджетных заявок по финансированию мероприятий подпрограмм из средств федерального и областного бюджетов, предусмотренных на реализацию Программы и входящих в ее состав Подпрограмм;
- предоставление в установленные сроки Межведомственной комиссии по реализации приоритетных национальных проектов в Камчатской области, Министерству регионального развития Российской Федерации, Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству отчетов о ходе реализации Программы и входящих в ее состав Подпрограмм, об использовании бюджетных средств.
На уровне администрации Камчатской области и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области осуществляется:
- разработка нормативных правовых актов Камчатской области в сфере жилищного строительства;
- разработка и реализация областной и муниципальных Программ, входящих в их состав Подпрограмм;
- проведение предусмотренных Программой преобразований в жилищной сфере и намеченных мероприятий с учетом областных и местных особенностей и передового опыта.
Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением - основным потребителем услуг в жилищной сфере. Эта поддержка в значительной степени будет зависеть от полноты и качества проводимой информационно-разъяснительной работы. Информационно-разъяснительная работа организуется государственным заказчиком - координатором Программы - комитетом по строительству и архитектуре администрации Камчатской области, структурными подразделениями администрации Камчатской области - государственными заказчиками Подпрограмм через средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.