Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению Губернатора
Камчатского края
от 3 октября 2008 г. N 371
Методические рекомендации
по разработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований в Камчатском крае
1. Общие положения
Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования в Камчатском крае (далее - программа) представляет собой документ, формулирующий цели и приоритеты социально-экономического развития муниципального образования, содержащий комплекс мероприятий, направленных на их достижение, с указанием необходимых финансовых ресурсов, исполнителей, ожидаемых результатов и сроков реализации.
Программа служит инструментом реализации экономической и социальной стратегии развития муниципального образования, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения ключевых проблем, и повышения на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения муниципального образования, развития производственного потенциала и социальной сферы.
Правовой основой для разработки программы является подпункт 6 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон РФ N 131-ФЗ).
Разработку программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования в Камчатском крае на период до 2014 года рекомендуется осуществлять в соответствии с типовым макетом программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования в Камчатском крае на период до 2014 года по форме согласно приложению N 2 к настоящему постановлению (далее - типовой макет), при этом администрация муниципального образования самостоятельно определяет цели и задачи программы, механизм ее реализации.
Утверждение программы, в соответствии с подпунктом 4 пункта 9 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ осуществляется представительным органом местного самоуправления.
Типовой макет носит рекомендательный характер. Основное его назначение - обеспечить методическое единство программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований в Камчатском крае.
Рекомендуемая форма титульного листа программы приведена в приложении N 1 к типовому макету.
Краткие сведения о программе, включая ее основные параметры, представляются в Паспорте программы по форме согласно приложению N 2 к типовому макету.
2. Социально-экономическое положение и основные мероприятия по развитию муниципального образования
Мероприятия программы разрабатываются на основании проведенного анализа социально-экономического положения муниципального образования за предшествующий трехлетний период по следующим направлениям: демографическая ситуация, социальная сфера, уровень жизни населения, финансы, отраслевая структура экономики, инвестиции, жилищно-коммунальное хозяйство, состояние окружающей среды, природные ресурсы. Целесообразно среднедушевые значения показателей сравнивать с показателями других муниципальных образований, или муниципальных образований, сходных по специализации и типу хозяйства, а также с показателями по Камчатскому краю в целом.
Необходимо указать ресурсы социально-экономического развития муниципального образования - наличие земельных ресурсов, пригодных для развития сельского хозяйства, строительства, рекреационного использования; природных ресурсов, которые могут представлять интерес для промышленного освоения; недоиспользованных производственных мощностей; подготовленных площадок, пригодных для промышленного развития; свободных трудовых ресурсов; возможность развития межмуниципальных хозяйственных форм.
На основе анализа социально-экономического положения и данных о ресурсах социально-экономического развития делаются выводы о проблемах и тенденциях развития муниципального образования, разрабатывается анализ сильных и слабых сторон программы, возможностей программы и угроз ее реализации (далее - SWOT-анализ) и определяются конкурентные преимущества муниципального образования.
Результаты SWOT-анализа создают объективную основу для системного построения целей и задач программы. Рекомендуемая форма проведения SWOT-анализа приведена в приложении N 3 к типовому макету.
3. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Цели социально-экономического развития муниципального образования формулируются в среднесрочной перспективе (на период до 2014 года включительно).
Среднесрочную перспективу рекомендуется представить с разбивкой по этапам: 1 этап - 2009-2011 годы, 2 этап - 2012-2014 годы.
Задачи программы конкретизируют отдельные направления достижения целей.
Формулируемые в разделе цели и задачи программы рекомендуется ориентировать на стратегические цели и основные положения Стратегии социально-экономического развития Камчатского края на период до 2025 года, прогноз социально-экономического развития Камчатского края и прогноз социально-экономического развития муниципального образования.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий является совокупностью институциональных и правовых преобразований, мероприятий и проектов в социальной и экономической сфере, выполнение которых обеспечивает осуществление программы в целом.
Систему программных мероприятий рекомендуется разработать на среднесрочный период - до 2014 года.
Все программные мероприятия одной цели можно распределить (при необходимости) по отраслевому признаку в соответствии с приложением N 4 к типовому макету. Каждое программное мероприятие имеет уникальный цифровой код, используемый для этого мероприятия во всем тексте программы.
Каждое мероприятие характеризуется:
целью и задачей, на достижение (решение) которых оно направлено;
конкретным планом действий (содержанием мероприятия);
сроками выполнения;
органом, ответственным за выполнение;
объемом и источниками финансирования;
показателями бюджетной и социальной эффективности;
результатами реализации.
Форма перечня программных мероприятий приводится в приложении N 5 к типовому макету.
В колонке "Основные показатели (характеристики)" указываются такие характеристики объекта, например: протяженность автодороги в километрах, количество вводимых квадратных метров жилья, мощность электростанции в мегаваттах, количество мест в детском саду и т.д.)
В колонке "Наличие ПД, положительного заключения ГЭ, реквизиты документов об утверждении ПД" указывается наличие проектной документации на объект, наличие положительного сводного заключения государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию по стройкам и объектам, в отношении которых проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации, указываются реквизиты нормативного акта об утверждении проектной (предпроектной) документации.
Показатели эффективности программных мероприятий приводятся в приложении N 6 к типовому макету.
К представленным в программе инвестиционным проектам рекомендуется приводить аннотацию инвестиционного проекта по каждому из них согласно приложению N 7 к типовому макету. В случае, если инвестор по проекту не определен, пункт 1 приложения N 7 к типовому макету не заполняется.
Целесообразно указать нормативные правовые акты, принятие которых необходимо для достижения среднесрочных программных целей и решения поставленных задач. Перечень нормативных правовых актов (с указанием цели и сроков принятия) приводится в приложении N 8 к типовому макету.
По каждой из программных целей необходимо указать целевые ориентиры программы (на среднесрочную перспективу, достижение которых планируется обеспечить за счет реализации системы программных мероприятий) по форме согласно приложению N 9 к типовому макету. В качестве целевых ориентиров на среднесрочную перспективу рекомендуется использовать показатели краевых целевых и ведомственных целевых программ.
Показатели программы приводятся в ценах соответствующих лет на основе прогноза индексов инфляции и дефляторов по видам экономической деятельности.
5. Ресурсное обеспечение программы
В данном разделе определяется общий объем финансирования программы с указанием всех возможных источников финансирования, направления и виды расходования средств (безвозмездные субсидии, кредиты, гарантии, дотирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, страхование и др.), сроки их выделения.
В качестве финансовых источников могут быть:
средства федерального бюджета;
средства краевого бюджета;
средства бюджета муниципального образования;
внебюджетные источники (собственные средства предприятий, заемные средства, средства кредитных учреждений, другие источники финансирования).
Обязательными источниками финансирования из вышеперечисленных выступают средства бюджета муниципального образования. Рекомендуется привлекать внебюджетные источники.
Объемы и источники финансирования (с разбивкой по годам реализации) приводятся в приложении N 10 к типовому макету.
Под формулировкой "местный бюджет" в приложениях N 10-11 к типовому макету понимается бюджет городского округа или консолидированный бюджет муниципального района, или бюджет поселения.
Важное замечание:
Колонка 4 "федеральный бюджет" заполняется закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО). Для других типов муниципальных образований колонка заполняется в случае наличия утвержденного финансирования за счет средств федерального бюджета (программа, субсидия и т.п.). При этом сумма указывается в верхней части ячейки, наименование документа, которым утверждено финансирование за счет средств федерального бюджета в нижней части ячейки.
Колонка 5 "краевой бюджет" заполняется в случае наличия утвержденного финансирования за счет средств краевого бюджета (программа, субсидия и т.п.). При этом сумма указывается в верхней части ячейки, наименование документа, которым утверждено финансирование за счет средств краевого бюджета в нижней части ячейки.
В приложении N 11 к типовому макету указываются заявляемые к реализации мероприятия программы, по которым не утверждено (не определено) финансирование за счет средств федерального или краевого бюджета. Внесение мероприятий (объектов) в приложение N 11 к типовому макету производится для дальнейшей работы муниципального образования с исполнительными органами государственной власти Камчатского края по включению этих мероприятий (объектов) в соответствующие краевые и федеральные программы. В колонке 2 "Наименование мероприятия" рекомендуется указывать источник средств соответствующего бюджета, за счет которого планируется осуществлять финансирование.
6. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы
Данный раздел содержит обоснование эффективности реализации мероприятий программы, оценку социально-экономических и экологических последствий реализации мероприятий программы.
6.1. Эффективность реализации мероприятий программы.
Эффективность мероприятий структурного реформирования экономики и институциональных преобразований оценивается через степень их влияния на улучшение инвестиционного климата и рост инвестиций, улучшение показателей социальной сферы и другое.
Эффективность мероприятий в социальной сфере оценивается через улучшение соответствующих демографических и социальных показателей.
Эффективность инвестиционных проектов характеризуется системой следующих показателей:
- показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для ее непосредственных участников;
- показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия реализации проекта для федерального, регионального и местного бюджетов;
- показатели социальной эффективности, отражающие последствия реализации проекта для населения региона.
6.2. Оценка социально-экономических результатов реализации мероприятий программы.
В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения муниципального образования в результате реализации программы могут быть приняты следующие показатели:
- доля собственных доходов муниципального образования в общих доходах;
- объем отгруженной продукции организаций муниципального образования по видам деятельности;
- объем инвестиций;
- количество субъектов малого предпринимательства с необходимой степенью детализации, объемов производства ими товаров (работ, услуг), удельный вес налоговых платежей субъектов малого предпринимательства в налоговых поступлениях бюджета муниципального образования;
- налоговые поступления в бюджеты разных уровней;
- количество созданных и сохраненных рабочих мест;
- срок окупаемости всех источников финансирования и общих затрат на реализацию программы в целом.
Рекомендуется привести параметры собственных доходов бюджета городского округа, консолидированного бюджета муниципального района, бюджета поселения (прогнозные данные) в среднесрочной перспективе (особо указать на изменение динамики поступления налоговых доходов) и основные показатели социально-экономического развития муниципального образования (основные - не более 10) показатели из прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
6.3. Оценка экологических последствий реализации мероприятий программы.
Целесообразно оценить влияние реализуемых в рамках программы проектов и мероприятий на экологическую обстановку.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Формы и методы управления реализацией программы определяются органами местного самоуправления.
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляют органы местного самоуправления.
Рекомендуется предусмотреть механизм взаимодействия с исполнительными органами государственной власти Камчатского края.
К основным функциям органов местного самоуправления в процессе планирования социально-экономического развития муниципального образования могут быть отнесены:
подготовка проекта программы, его согласование с исполнительными органами государственной власти Камчатского края, утверждение программы в установленном порядке;
координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности;
подготовка отчетов о реализации программы, корректировка программы.
Органы местного самоуправления могут привлечь сторонние организации для разработки программы.
Органы местного самоуправления могут создать дирекцию программы из представителей органов местного самоуправления и исполнителей ведущих мероприятий программы. Дирекция муниципальной программы действует на основании положения, утверждаемого органами местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.